Научная статья на тему 'О формировании институциональной среды органического производства в Республике Беларусь'

О формировании институциональной среды органического производства в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ОРГАНИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / БЕЛОРУССКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАРТА / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / ORGANIC PRODUCTION / BELARUSIAN MODEL T / STRATEGIC MAP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Карбанович Т.М.

Показана необходимость формирования институциональной среды органического производства и ее центрального звена нормативно-правовой базы. Обоснованы отличия белорусской модели развития органического производства от моделей в других странах. Проанализированы результаты социологического опроса населения республики по вопросам органического производства. Предложена стратегическая карта развития органического производства в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Карбанович Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE FORMATION OF THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF ORGANIC PRODUCTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The necessity of the formation of the institutional environment of organic production and its central link the regulatory framework has been shown. The differences of the Belarusian model of organic production development from models in other countries are substantiated. The results of a sociological survey on organic production of the republic population have been analyzed. A strategic map of the development of organic production in the country has been proposed.

Текст научной работы на тему «О формировании институциональной среды органического производства в Республике Беларусь»

УДК 338. 439

Т.М. КАРБАНОВИЧ, канд. биол. наук, заместитель начальника главного управления растениеводства Минсельхозпрода Республики Беларусь, г. Минск

Статья поступила 13 апреля 2018г.

О ФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Аннотация. Показана необходимость формирования институциональной среды органического производства и ее центрального звена - нормативно-правовой базы. Обоснованы отличия белорусской модели развития органического производства от моделей в других странах. Проанализированы результаты социологического опроса населения республики по вопросам органического производства. Предложена стратегическая карта развития органического производства в стране.

Ключевые слова: институциональная среда, органическое производство, белорусская модель развития, стратегическая карта.

ABOUT THE FORMATION OF THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF ORGANIC PRODUCTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Abstract. The necessity of the formation of the institutional environment of organic production and its central link - the regulatory framework - has been shown. The differences of the Belarusian model of organic production development from models in other countries are substantiated. The results of a sociological survey on organic production of the republic population have been analyzed. A strategic map of the development of organic production in the country has been proposed.

Keywords: institutional environment, organic production, Belarusian model t, strategic map.

n

Введение. В последние десятилетия во всем мире заметно усилилась зависимость интенсивного сельского хозяйства от внесения минеральных удобрений, пестицидов, использования энергомощной техники, постепенно разрушающих окружающую среду: в почве накапливаются остаточные количества пестицидов, тяжелых металлов, вымываются питательные вещества, ухудшаются физические и биологические свойства почвы, развиваются эрозионные процессы и т.д. В ответ на этот вызов все большее число сто-

ронников появляется у органического производства - способа сельскохозяйственной деятельности, при котором не используются химические препараты, гормоны роста, антибиотики и методы генной инженерии. Результат достигается за счет агротехнических приемов, механических и биологических методов предупреждения возникновения болезней и распространения вредителей. Органическое сельскохозяйственное движение сегодня координируется Международной федерацией IFOAM (International Federationof Organic Agriculture Movements), насчитыва-

ющей около 760 организаций и объединений более чем из 100 стран мира.

Социальная направленность развития нашего государства, где во главе всего стоит человек, его здоровье, а также выгодное географическое расположение Республики Беларусь - в центре Европы, предопределило присоединение нашей страны к общему мировому процессу развития органического производства, что требует решения проблем формирования благоприятной институциональной среды для становления этого сегмента экономики.

Основная часть (обоснование). В производстве органической продукции не используются химические препараты, гормоны роста, антибиотики и методы генной инженерии. Площадь земель в мире, сертифицированных для производства органической продукции увеличилась за последние 10 лет с 30 до 58 млн. га (рис.1а). Объем реализации органической продукции на мировом рынке возрос в 2,3 раза: до 90 млрд. долл. США (рис.1б). Особенностью данного сегмента рынка является его стабильно высокий рост — от 10 до 20 % в год. Согласно экспертным оценкам, к 2020 году международный оборот органической продукции увеличится до 130 млрд. долл. США.

Становление органического производства в республике как нового сегмента экономики сопряжено с формированием институциональной среды, адекватной стоящим задачам, с одной стороны, и внешним и внутренним условиям деятельности - с другой. Институциональная среда наполняется рядом формальных ограничений, правил и институтов, вырастающих, в том числе, из уже установившихся неформальных правил и тех меха-

0 20 40 60

Рис. 1а - Размер площадей год органическим земледелием в мире, млн. га

низмов, которые поддерживают их действие. Практика свидетельствует, что формальные, и даже неформальные ограничения не возникают исключительно спонтанно. Степень соответствия решений, принимаемых индивидуумами, целям установленных институциональных ограничений зависит от эффективности (действенности) принуждения. Испанский экономист X. У. де Сото[4] выделяет два типа принуждения: систематическое, или институциональное и несистематическое, или неинституциональное. Первый тип принуждения характерен, по нашему мнению, для редистрибутивных экономик, в которых «институциональное принуждение носит высокопредсказуемый, повторяющийся, методический и организованный характер [2]. Второй тип принуждения (императива) характерен для системы рыночного хозяйства, поскольку ожидаемое поведение субъекта включается рыночными механизмами и мотивами. Отсюда следуют, как мы считаем, различия в роли государства при формировании институциональной среды в редистрибу-тивных и рыночных экономиках.

Страновые модели становления органических производств складываются под воздействием множества факторов, воздействующих на формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности). Формальные нормы имеют в качестве источников уполномоченные на то органы, их действие проистекает из правовых актов и предписаний. Основным мотивом соблюдения неформальных правил выступает доверие и репутация участников рынка.

2017

Рис. 16 - Мировой объем производства органической продукции, млрд. долл.

Рисунок 2 - Формальные правила деятельности операторов рынка в странах, осуществляющих производство органической продукции

Формальные правила создания и деятельности операторов в подавляющем большинстве стран мира являются обязательной составляющей институциональной среды органического производства (рис.2) как в рыночных, так и в редистрибутивных экономиках.

Вместе с тем, от страны к стране мы наблюдаем существенные отличия в структуре, последовательности и драйверах возникновения и роста составляющих, в соотношении формальных и неформальных элементов институциональной среды. Так, в соседней с нами Украине формирование многих составляющих среды развития органического производства инициировано международными организациями и продолжает ими поддерживается. К инициативам внешних организаций присоединяются внутренние общественные образования и частные производители, подтверждением чему является хронология, представленная нами на рис.3. Украинское государство активно включилось в формирование среды органического производства посредством введения внутренних норм и ограничений спустя 10 лет после первых организационных органических инициатив. Иначе говоря, принятие внутренних формальных правил опиралось на уже сложившуюся обширную практику органического производства и действующие институты. Продолжают создаваться и неформальные составляющие среды - общественные орга-

низации и объединения, возникают новые производства, в большинстве своем - частные (рис. 3). О результативности украинской модели говорят следующие цифры: на украинском рынке органической продукции действует 429 операторов, из них 294 - производители, остальные - трейдеры и переработчики; действуют 19 организаций, сертифицирующих органические производства; общая площадь сертифицированных земель на начало 2017 года превысила более 380 тыс.га. По площади органических сельхозугодий Украина занимает сегодня 11 место в Европе и 20-е место в мире [5].

В формирующейся белорусской модели развития органического производства наиболее заметна образовательная составляющая (рис. 4). Деятельность внешних и внутренних неформальных институтов не оказала сколько-нибудь заметного влияния на процессы создания органического сектора экономики в нашей стране. Органические производства, в отсутствие внешних императивов и государственной поддержки, немногочисленны и точечны. К сегодняшнему дню сертификацию прошли немногим более 20 производителей органической продукции с занимаемой ими земельной площадью порядка 1,5 тыс. га.

Следует констатировать, что превалирующую роль в белорусской модели развития органического производства займут формальные правила и институты, инициированные государством. На центральное место по праву выходит законодательная база - как основа создания производств, проведения научных исследований, обучения специалистов, формирования потребительского спроса и др.

Закон Республики Беларусь №144-З «О производстве и обращении органической продукции», принятый в ноябре 2018 года, учитывает обширный международный опыт развития органического производства в странах ближнего и дальнего зарубежья. Закон направлен на:

^ развитие производства органической продукции в Республике Беларусь и обеспечение ею населения;

> снижение негативного воздействия химически синтезированных средств на окружающую среду и здоровье людей;

> развитие малого и среднего предпринимательства;

^ наращивание экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции.

В Законе даны определения основным терминам: «органическая продукция», «производство органической продукции», «обращение органической продукции» и др.; установлено, в частности, что предметом правового регулирования Закона являются отношения, возникающие при производстве и обращении органической продукции, которые в настоящее время специальными актами законодательства не регулируются; определены государственные органы, осуществляющие государственное регулирование в области производства и обращения органической продукции и их полномочия.

Закон предусматривает создание реестра производителей органической продукции, содержащего сведения об имеющих соответствующий сертификат производителях, а также о наименовании продукции. Порядок формирования и ведения этого реестра устанавливается Государственным комитетом по стандартизации. Определено также, что сертифицированные производители вправе наносить знак «Органический продукт» на потребительскую и транспортную упаков-ку(рис. 5). Госстандарт разработал ТКП580-2016 «Знак соответствия «Органический продукт». Описание и порядок применения».

Рисунок 5 - Знак «Органический продукт» в Республике Беларусь

Для общественных организаций (объединений), ассоциаций и союзов производителей органической продукции предусматривается право устанавливать дополнительные требования к уже имеющимся в государственных стандартах и технических кодексах установившейся практики, а также к использованию знака «Органический продукт».

Принятие Закона Республики Беларусь «О производстве и обращении органической продукции» создает предпосылки для масштабного развития рынка органической продукции, роста спроса потенциальных потребителей и предложений органической продукции, произведенной отечественными производителями. Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, не предусмотрены механизмы государственной поддержки производителей органической продукции. Статьей 20 Закона определено, что финансирование производства и обращения органической продукции осуществляется за счет средств производителей органической продукции, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов в рамках выполнения государственных программ, в области производства и обращения органической продукции и других источников, не запрещенных законодательством.

В Европейских странах существуют различные формы финансовой поддержки производителей органической продукции. Так, в Австрии размер государственных субсидий достигает 600 млн евро в год (при выращивании овощей - 800 евро/га в год, садов - 508 евро/га). В Латвии применяются различные схемы поддержки: выделение субсидий на 1 га сельскохозяйственных угодий, налоговые послабления, выделение льготных кредитов. В Швейцарии субсидии, выдаваемые фер-мерам-«органикам», напрямую зависят от того, насколько они способствуют сохранению натуральных угодий (в среднем 625 евро

на 1 га). В Германии - не более 500 евро/га. Во Франции сельхозпредприниматели получают дополнительные субсидии только в течение переходного периода к органическому сельскому хозяйству (первые два года уровень дотаций максимален: 511 евро в год на 1 га). В США компенсируются затраты на сертификацию в размере750$.

Необходимой составляющей институциональной среды органического производства в Беларуси должны стать научно-исследовательские работы, охватывающие вопросы растениеводства, животноводства, продуктов переработки, производства мик-

робиологических препаратов, специализированной техники, изучение общих экономических вопросов и т.д. Будет продолжено изучение международного опыта по развитию органического сельского хозяйства, осуществляться научные исследования по органическому производству, проводиться работа по созданию национального законодательства и формированию гармонизированной нормативной правовой базы по органическому сельскому хозяйству с общепринятыми международными нормами.

Рисунок 6 - Научно-исследовательская компонента институциональной среды органического

производства в Республике Беларусь

Рисунок 7 - Общая степень осведомленности жителей крупных городов республики об органической

продукции

Институциональная среда развития органического производства предполагает наличие механизмов формирования приверженности потребителей идеям органического производства. Результаты недавних социологических исследований, проведенных специалистами в данной области, зафиксировали отправную точку развития органического сектора сельского хозяйства Беларуси. Целевые группы проведенного социологического опроса - население городов Минска, Гродно, Могилева; покупатели и потенциальные покупатели органической продукции; граждане, занятые в сфере производства и переработки органической продукции; менеджеры торговых сетей. Методы исследования: стандартизированное телефонное интервью, глубинное телефонное и личное интервью, уличный опрос в местах продаж органической продукции; объем выборки: 400 респондентов -в рамках телефонного опроса; 120 респондентов - в рамках уличного опроса; 30 респондентов в рамках глубинных телефонных и личных интервью.

1/3 жителей крупных городов и 1/5 покупателей органической продукции имеют ошибочное представление об органической продукции, смешивают маркировки «эко», «био», «органик». Просветительская и образовательная работа будет способствовать повышению степени осведомленности населения в целом и потребителей органической продукции, в частности. Полученные результаты рассматриваемого социологического опроса населения позволяют охарактеризовать общую степень осведомленности об органической продукции у жителей крупных городов республики как ниже средней (рис.

7).

Опрос выявил предпочтения потребителей по месту осуществления покупок продуктов питания: гипермаркеты, магазины у дома и рынки, а в ближайшей перспективе основным каналом реализации органической продукции называются гипермаркеты (54%) и интернет-магазины (10%).

Приведем основные результаты интервью фермеров (производителей) органической продукции:

1. Наиболее значимые проблемы ведения органического сельского хозяйства: трудности сбыта отечественной органической продукции, ее высокая себестоимость, низкий спрос среди населения, недостаточный опыт

ведения такого хозяйства на территории страны, нехватка квалифицированных специалистов, незначительный опыт построения маркетинговой стратегии по продвижению органической продукции.

2. Большинство опрошенных фермеров занимается органическим сельским хозяйством ради получения прибыли, но в то же время они подчеркивают особую социальную значимость сохранения экологии и производства качественных продуктов питания для населения.

3. Более половины опрошенных фермеров планируют в дальнейшем развивать и расширять свое хозяйство, отмечая высокий потенциал развития органического сельского хозяйства в Беларуси.

4. Согласно полученным данным, фермеры уделяют недостаточное внимание рекламе своей продукции. Так, у большинства из них работа по продвижению своей продукции не отлажена, в основном они используют эффект «сарафанного радио», когда постоянные покупатели приводят к ним других людей.

5. Большинство фермеров заинтересовано в сертификации своей продукции, чтобы повысить собственный имидж и получить доступ к зарубежным рынкам сбыта.

6. Фермеры считают, что государство должно более активно поддерживать производителей органической продукции, в том числе посредством разработки целевых программ, субсидий и дотаций, которые бы стимулировали развитие рынка органической продукции.

7. По мнению опрошенных фермеров, необходимо учитывать передовой опыт развития органического сельского хозяйства в других странах. Производителям следует проходить обучающие курсы, адаптировать новые знания к белорусским условиям и научиться применять их на практике.

Результаты опроса указывают на наиболее важные составляющие институциональной среды развития органического производства в Беларуси (рис. 8): формирование нормативной правовой базы, создание новых органических производств, исследования в области технологий, подготовка кадров, распространение информации среди потребителей и участников производства.

Рисунок 8 - Стратегическая карта развития органического производства в Беларуси

Результаты опроса указывают на наиболее важные составляющие институциональной среды развития органического производства в Беларуси (рис. 8): формирование нормативной правовой базы, создание новых органических производств, исследования в области технологий, подготовка кадров, распространение информации среди потребителей и участников производства.

Заключение. Ожидаемые эффекты от развития органических производств в нашей стране многоаспектны:

^ социальные: создание новых рабочих мест, развитие инновационного предпринимательства, повышение качества и экологической безопасности продуктов питания, позитивное влияние на здоровье и продолжительность жизни граждан;

^ экологические: восстановление плодородия почв, экологизация сельскохозяйственного производства, поддержание экологического равновесия;

> экономические: уменьшение расходов на охрану здоровья, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, эффективное использование сельскохозяйственных земель, повышение инвестиционной привлекательности агробизнеса, развитие сельских территорий, рост экспортного потенциала;

> синергетические: инновационное развитие сопряженных отраслей экономики (переработка, материально-техническое обеспе-

чение и др), новые виды деятельности (агро-

логистика, зеленый туризм), сохранение природных ландшафтов и др.

Список литературы

1. Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2018 года №144-З «О производстве и обращении органической продукции» [Электронный ресурс] - Режим доступа : http ://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=1 11399

2. Кирдина, С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Введение в X-, Y-теорию / С.Г. Кирдина. - Санкт-Петербург : Нестор История. - 2014. - 468 с.

3. Матвеев, Ю.В. Институциональная структура и ее роль в сбалансированности общественного воспроизводства / Ю.В Матвеев, М.Е. Коновалова // Современные проблемы науки и образования [Электронный ресурс]. - 2009. - №3. - Режим доступа : http://www .science-education.ru/ru/article/view?id=2291

4. Уэрто де Сото, Хесус. Социализм, экономический расчет и предпринимательская функция / Хесус Уэрта де Сото; пер. с англ. В. Кошкина под ред. А.Куряева. -2008. -М., Челябинск: ИРИСЭН, Социум. - С.102.

5. Экологическая и экономическая оценка перехода к производству органических ягод в трансграничных районах Украины и Беларуси [Электронный ресурс]. - Ре-

жим доступа:

http://beop.polessu.by/poleznaya-informaciya - С.8.

6. Шебеко, К.К. Развитие регионов Беларуси: тренды, проблемы регулирования и сценарии/ К.К. Шебеко // Экономика и банки. -2018. - №1. -С. 59.

References

1. Zakon Respubliki Belarus' ot 9 noyabrya 2018 goda №144-Z «O proizvodstve i obrashchenii organicheskoy produktsii» [Law of the Republic of Belarus of November 9, 2018 No. 144-З «On the production and circulation of organic products»] (In Russian). Available at: http ://base.spinform .ru/show_doc.fwx?rgn=1 11399

2. Kirdina S.G. Institutsional'nye matritsy i razvitie Rossii. Vvedenie v X-, Y-teoriyu [Institutional matrices and the development of Russia. Introduction to X-, Y-theory]. Petersburg: Nestor History, 2014. 468 p. (In Russian)

3. Matveev Yu.V., Konovalova M.E. Institutsional'naya struktura i ee rol' v sbalansirovannosti obshchestvennogo vosproizvodstva [Institutional structure and its role in balancing social reproduction] (In

Russian). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2009, no 3. Available at: http: //www .science-education.ru/ru/article/view?id=2291

4. Uerto de Soto, Khesus. Sotsializm, ekonomicheskiy raschet i predprinimatel'skaya funktsiya [Socialism, economic calculation and entrepreneurial function]. M., Chelyabinsk: IRISSEN, Socium, 2008, p.102. (In Russian)

5. Ekologicheskaya i ekonomicheskaya otsenka perekhoda k proizvodstvu organicheskikh yagod v transgranichnykh rayonakh Ukrainy i Belarusi [Ecological and economic assessment of the transition to the production of organic berries in the cross-border areas of Ukraine and Belarus] (In Russian). Available at: http://beop.polessu.by/poleznaya-informaciya - C.8.

6. Shebeko K.K. Razvitie regionov Belarusi: trendy, problemy regulirovaniya i stsenarii [Development of the regions of Belarus: trends, regulatory issues and scenarios]. Ekonomika i banki [Economy and banks], no 1, 2018. (In Russian)

ABOUT THE AUTHORS

KARBANOVICH T.M., Cand. of Biol. Sc., Deputy Head of the main department of crop production of the Ministry of Agriculture and Food of the Republic of Belarus

Received 13 April 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.