Научная статья на тему 'О формировании и путях развития религиозного мышления в современном Азербайджане'

О формировании и путях развития религиозного мышления в современном Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
134
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / РЕЛИГИОЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОНТЕКСТ ВОСТОК — ЗАПАД / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСЛАМСКИХ ТЕЧЕНИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Буньядзаде Кенуль

В статье формирование и пути развития религиозного мышления в современном Азербайджане рассматриваются по трем направлениям: религиозное мышление в контексте Восток — Запад, влияние процесса глобализации на религиозное мышление, религиозное просвещение. Учитывая процессы, произошедшие за последний период в азербайджанской социокультурной сфере, автор ставит ряд вопросов относительно причинно-следственных связей между религиозным мышлением и социальной жизнью азербайджанского народа, в частности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании и путях развития религиозного мышления в современном Азербайджане»

Кенуль БУНЬЯДЗАДЕ

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Азербайджана (Баку, Азербайджан).

О ФОРМИРОВАНИИ И ПУТЯХ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Резюме

статье формирование и пути рассматриваются по трем направле-

развития религиозного мышле- ниям: религиозное мышление в контек-

ния в современном Азербайджане сте Восток — Запад, влияние процес-

са глобализации на религиозное мышление, религиозное просвещение. Учитывая процессы, произошедшие за последний период в азербайджанской социокультурной сфере, автор ста-

вит ряд вопросов относительно причинно-следственных связей между религиозным мышлением и социальной жизнью азербайджанского народа, в частности молодежи.

В в е д е н и е

В научных исследованиях и публицистических статьях, написанных в последние 10—15 лет, часто приводятся различные сведения и комментарии об отчуждении азербайджанского народа от своей религии. Если мы рассмотрим события, происходившие за названный период, то увидим, что наряду с призывом к исламу усилилась (даже опережает его) пропаганда христианства и религиозных сект, число последователей которых с каждым днем увеличивается. Это вызывает определенные вопросы. От какой веры азербайджанский народ отдалился за многие годы и к какой религии он проявляет интерес в настоящее время? Какие последствия для его нравственности будет иметь импорт ислама из таких стран, как Турция, Иран и Саудовская Аравия? Не угрожает ли Азербайджану опасность, выйдя из темноты на свет, вновь ослепнуть, но на сей раз уже от света, а не от мрака, в котором он находился в течение долгого периода?

Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо уточнить, что под религиозным мышлением мы подразумеваем мышление, сформировавшееся на основе правильных представлений о религии, в которой духовно нуждаются и которую исповедуют люди, а также исходящее из этого стремление к свободе, чистоте и совершенству. Говоря о правильной точке зрения, мы имеем в виду понимание того, что человек, во-первых, создан Аллахом свободным, совершенным и представляет собой единство духовного и телесного начал, во-вторых, является социальным существом, членом общества, в котором живет. Здесь уместно подчеркнуть ряд важных обстоятельств, играющих значительную роль в формировании религиозного мировоззрения современного азербайджанца и определении его развития в будущем.

■ Во-первых, Азербайджан географически находится на перекрестке Востока и Запада. Сегодня народ страны, исторически связанный корнями с Востоком, развивается в направлении Запада, и такая разобщенность проявляется не только в социальной жизни, но и в формировании религиозного мировоззрения.

■ Во-вторых, современное государство Азербайджан сотрудничает, в том числе обменивается научным, политическим и экономическим опытом, с ведущими странами мира (точнее, усваивает и внедряет их опыт), то есть участвует в процессе глобализации. Этот процесс, протекающий довольно энергично, также повлиял на духовность и религиозное мировоззрение.

■ Наконец, в-третьих, религиозное просвещение в республике находится на очень низком уровне, а в некоторых случаях вообще отсутствует. Вследствие этого непросвещенные азербайджанцы, чья вера находится на уровне суеверий, легко подпадают под влияние зарубежных миссионеров и играют роль потенциального «сырья» для разных религиозных групп.

Учитывая актуальность, а главное, значительную роль этих логически взаимосвязанных обстоятельств в формировании и развитии религиозного мировоззрения современного азербайджанца, необходимо рассмотреть их в отдельности.

Религиозное мышление в республике в контексте Восток — Запад

Исследуя историю философии, можно прийти к выводу, что территориальное разделение человеческого мышления началось главным образом в новое время и закрепилось в современный период. Интересно, что в античности и в Средние века знания не связывали со странами, когда речь заходила об их приобретении в дальних краях. Пророк Мухаммад, рекомендовавший следовать за знаниями даже в Китай, говорил об истинной науке, которая не может быть характерной для какой-либо страны. Европейцы изучали философию Авиценны и Абу Хамида ал-Газали не как восточное мышление или восточную интерпретацию западной науки, а как мудрость, ведущую к истине. З. Кулизаде, рассматривавшая закономерности развития восточной и западной философии в Средние века, пишет: «Специфика, наблюдающаяся в странах Востока и Запада, отнюдь не может служить препятствием для научных попыток осмысления истории человечества, несмотря на все ее разнообразие, как нечто единого, для попыток выявить общие закономерности в этом едином процессе...»1 Исследователь добавляет, что эти закономерности можно отнести не только к экономическому, но и культурному развитию мира.

Сегодня является неопровержимым фактом то, что между способами выражения мысли и даже объектами мышления философов Востока и Запада существуют некоторые различия. Например, как отмечает С. Халилов, «на Востоке отношение человека к миру главным образом носит аксиологический характер, сторонние события оцениваются сквозь призму индивидуальной нравственности, к ним выражается хорошее или плохое отношение, после чего данное отношение демонстрируется либо поэтическим путем (панегирик или осмеяние), либо еще менее системным и более импульсивным путем на уровне обычного сознания»2.

Это означает, что житель Востока предпочитает наблюдать за всем происходящим вокруг него с позиции зрителя, настолько издалека, что даже не замечает, как Восток старается завернуться в узкие для него западные одежды, а Запад, лишив его духа, заставляет отрицать самого себя.

Как же обстоят дела на Западе? Вилфрид Дж. Смит отмечает, что одним из трех обстоятельств, поразивших Мухаммада Икбала на Западе, было пренебрежение человечностью, дегуманизация3. Анализируя размышления современных западных философов, А. Озтюрк пишет: «Западное материалистическое и либеральное мышление, обещавшее разрешить проблемы человечества и обеспечить ему экономическое и социальное процветание, с одной стороны, выполнило свое обещание, с другой — привело к появлению жадного, бесцельного и ненасытного типа людей»4.

Люди обоих миров стремительно удаляются друг от друга к противоположным полюсам: на Востоке — к сверхиндивидуализму, на Западе — к сверхлиберализму, постмодернизму и прочим «измам». На Востоке каждый человек желает начать свой собственный путь с нуля, не замечая, что Восток уже богат такими «гениальными», но незавершенными путями5. Он не может отдалиться от своего внутреннего мира, чтобы соци-

1 Кулизаде З.А. Закономерности развития восточной философии XIII—XVI веков и проблема Запад — Восток. Баку, 1983. С. 181.

2 Халилов С.С. Образование, обучение, воспитание. Баку, 2005. С. 411 (на азерб. яз.).

3 См.: Фахри М. История исламской философии. Стамбул, 1998. С. 352 (на турец. яз.).

4 Из мира размышлений Мовлана / Сост. Н. Шимшеклер, Конйа, 2005. С. 227 (на турец. яз.).

5 Нельзя отрицать и дух коллективизма на Востоке, но он носит временный характер: проявляется во время молитв, ритуалов, защиты от врагов, а в определенных ситуациях может даже подняться до высокого уровня. Но в более длительных процессах, таких как развитие науки и культуры, соединение творческой

ализироваться, и не видит необходимости заниматься проблемами материальной плоти. А западный человек стал настолько социальным, что забывает о взаимосвязи души и тела, а также об истине, определяющей его сущность. Но самым печальным фактом остается то, что консенсус в этих вопросах многие видят в «вестернизации» или «европеизации».

А как складывается ситуация в Азербайджане? Обладающий древней историей и культурой Азербайджан сыграл значительную роль в развитии и процветании культуры всего Востока, особенно мусульманского. Многие его философы и мыслители внесли свою лепту в развитие не только истории философии страны, но и всего мира, способствовали процветанию восточной философской мысли, ставшей источником идей для Запада. Однако все сказанное уже давно стало историей и осталось в прошлом. Сегодня Восток, превратившийся в символ отсталости и невежества, с каждым днем все больше «роднится» с полученным именем. Выход или путь развития во всем — от бытовых вопросов до проблем академического уровня — пытаются найти в «вестернизации»: перенять западные культуру, общение, семью, мышление. Первые три уже внедряются различными путями и в некотором плане уже наблюдаются в музыке, фильмах, архитектурных решениях. Даже традиционные семейные нормы все более подменяются «свободными» принципами. Последнее, то есть западное мышление, в действительности лежит в основе предыдущих преобразований и является определяющим фактором. Но удается ли нам сформировать его? Обратим внимание на важное обстоятельство: сколько бы мы ни надевали западную одежду и ни разговаривали на западных языках, в глазах Запада мы все же остаемся людьми восточными, которые вдобавок стыдятся своей принадлежности к Востоку и смотрят на своего оппонента со слепым восторгом.

Обратимся к исламу. Факт наличия в Коране аятов, касающихся ряда научных открытий, многократно подтверждался. Мы далеки от мысли, что Коран — научное произведение. Тем не менее вышеназванный факт указывает, что исламская религия не только находится вровень с научным развитием, но и подчеркивает его необходимость. Поэтому стремление обвинить ислам во враждебном отношении к науке — обычное невежество.

Как отмечено в Коране, Аллах научил человека именам (наукам), о которых не знал никто, кроме Него, и сделал его наместником на земле (Коран, 2:30). Людям присущи такие качества, как справедливость, милосердие, разум, которые имеют общее с качествами Аллаха, и они являются единственным творением, которое обязано сохранить доверенное Аллахом: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Поистине, он несправедлив и невежественен» (Коран, 33:72). Только человеку дана возможность размышлять, совершенствоваться на основе своего мышления, помогать своему народу и обществу. Напоминая об этом почти в каждом аяте, Аллах обращается к людям: «Неужели вы не размышляете?» Иными словами, Коран призывает каждого человека размышлять и найти свой путь развития, изучить свою религию и жить сообразно ей: «Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей» (Коран, 9:122).

Другой вопрос, на который хотелось бы обратить внимание, заключается в негативном отношении Запада к исламу. Во многих случаях сторонники вестернизации в Азербайджане выражают негативное отношение к исламу, противопоставляя его Западу. Но, если присмотреться, можно обнаружить интересное противоречие. С одной стороны, Запад, в некоторой степени переживающий период стагнации, вновь обращается к Востоку, особенно мусульманскому. Западные исследователи стремятся глубже изу-

силы нации и др., к сожалению, этот дух проявляет себя очень слабо. Даже в религии, когда дело касается универсальных вопросов, каждый предпочитает придерживаться собственного пути и убеждений.

чить учения мусульманских философов, особенно суфизм, охватывающий принципы любви и совершенства в исламе6. С другой — на Западе действительно питают серьезную неприязнь к исламу и Пророку Мухаммаду. Анализируя события международного масштаба последних лет (политические, военные, экономические и культурные), а также отношение к исламу в мусульманских странах, можно прийти к выводу, что чем больше Запад изучает ислам и открывает для себя его превосходства и преимущества, тем активнее он критикует мусульман за необдуманное отношение к своей религии и неумелое пользование тем совершенным средством, которым они владеют. Невольно приходят на ум индейцы, которые, будучи единственными хозяевами американского континента, с благодарностью обменивали золото и драгоценности на безделушки (спички, пуговицы, часы и т.п.), привозимые европейцами, а сегодня уподобились «музейным экспонатам».

Религиозное мышление в стране и глобализация

Одним из важных факторов европеизации является вовлечение в процесс глобализации, и Азербайджан относится к числу стран, столкнувшихся с такой необходимостью. В контексте нашей статьи возникают два вопроса (в действительности вопросов много): что такое глобализация и как влияет данный процесс на религиозное мышление в Азербайджане?

Выводы, сделанные на основе энциклопедических словарей и ряда фундаментальных исследований, показывают, что сфера влияния глобализации и универсализации, охватывающих различные области жизни человека (политику, экономику, культуру), расширяется. Как пишет С. Халилов, «процесс глобализации стремится повлиять не только на общечеловеческие ценности — науку, технику и технологию, но и на культурно-духовные факторы, определяющие национальную самобытность»7. Это означает, что глобализация не только воздействует на внешнюю сторону жизни человека, но и вторгается в его внутренний мир, играющий значительную роль в формировании личности, даже претендует на право управлять им. Однако данный процесс не лишен недостатка: глобализация, исходящая из материального, социального и политического положения человека, влияет на его нравственность, то есть материальный фактор вновь становится ведущим.

Сегодня мир трансформируется в огромный рынок, а человек в прямом и переносном смысле становится объектом купли-продажи. Страны-гегемоны, опираясь на экономическое и материальное процветание, забывают о моральных ценностях и подавляют слабые государства, заставляя их «добровольно» унижаться, терять человеческое лицо.

Нельзя отрицать того, что глобализация и универсализация — неотвратимый процесс, и мы не собираемся бороться с ними или выявлять лишь негативные их стороны. Но хотелось бы напомнить один забытый, но важный факт: у общества есть не только материальные и социальные аспекты, его членом и созидателем является ЧЕЛОВЕК. Это значит, что он должен быть вовлечен в процесс глобализации как единое целое, то есть духовно и материально. Необходимо найти универсальные идеалы человечности и нравственности, а сам человек должен стоять на вершине процесса глобализации.

6 Несмотря на то что подобные обращения часто носят экзотический характер, количество философских и научных исследований постепенно растет.

7 Халилов С.С. Указ. соч. С. 406.

Как же влияет процесс глобализации на нравственность и религиозное мышление в Азербайджане?

■ Во-первых, как было отмечено выше, сегодня мы осваиваем опыт других стран, прикрываясь обменом опытом8. Вследствие этого национализм и менталитет представляются как негативные черты. В государствах Дальнего Востока (Китай, Япония, Малайзия) национальные корни не являются причиной отставания, наоборот, они выступают как главный фактор сохранения специфических особенностей, самобытности нации. Иными словами, эти народы развиваются, не растворяясь в других.

■ Во-вторых, в соответствии с требованиями глобализации Азербайджан вынужден смотреть на проблемы своих граждан не изнутри, а со стороны, закрывая глаза на местные особенности любой проблемы. Это значит, что не учитывается, сколько людей стоит за каждым фактором, оставшимся вне поля зрения: они вынуждены подчиняться требованиям, которые им не полностью ясны, что приводит к смятению в их внутреннем мире и слепому подражательству. В результате растет количество постмодернистов, нигилистов и космополитов, не осведомленных о национальных истории и философии, но тем не менее категорически отвергающих их. Это приводит к тому, что граждане Азербайджана, лишь недавно обретшего независимость, вместо разрешения собственных проблем пытаются разрешить проблемы государств, находящихся на высоком уровне развития, эксплицируя их на свою страну. В результате, молодые азербайджанцы неосознанно начинают следовать идеям и идеалам, от которых Европа сознательно стремится отказаться.

Условия, принятые как показатель высокого развития, оказывают значительное влияние и на формирование религиозного мировоззрения. Наряду с существованием этих воздействий, религия и сама не может оставаться в стороне от процесса глобализации. Пример тому — межрелигиозный диалог. Однако здесь необходимо подчеркнуть весьма важный факт: продуктивный диалог может осуществляться только между сторонами одного уровня. В противном случае это вновь приведет к растворению одной стороны в другой. Говоря об уровне, мы имеем в виду не превосходство религии или страны, большинство населения которой ее исповедует, а ее представительство, поскольку в этом отношении ислам уступает остальным религиям, по крайней мере в Азербайджане.

Религиозное просвещение в республике

Как было сказано выше, просвещение — первое условие правильного формирования и развития религиозного мировоззрения. В Азербайджане, обладающем древней историей и недавно обретшем независимость, в этой сфере реализуются и планируются некоторые работы. Наш анализ охватывает отдельные противоречивые вопросы, касающиеся современности и ближайшего будущего.

Для осмысления религиозно-просветительских работ, проводимых в республике на современном этапе, их можно разделить на три направления:

1) деятельность неисламских организаций;

Мы не располагаем сведениями об использовании опыта Азербайджана другими государствами.

2) деятельность мусульманских организаций, главным образом нетрадиционной направленности;

3) информирование об исламе на академическом уровне.

Прежде чем проанализировать каждое их них в отдельности, следует отметить, что религиозное просвещение проводится в разных формах и на различных уровнях, и его можно классифицировать следующим образом:

а) открытое религиозное просвещение, в том числе на академическом уровне;

б) организованная миссионерская деятельность, прикрываемая другой легальной активностью;

в) неорганизованная индивидуальная деятельность (при этом не исключается наличие системы за спиной отдельных лиц);

г) нелегальная деятельность.

Теперь перейдем к более детальному обсуждению каждого из трех вышеназванных направлений.

Первое направление — неисламские организации. В Азербайджане активность неисламских групп (как легальная, так и нелегальная) хорошо известна, нередко она оказывается в центре внимания общественности. Распространение нетрадиционных религиозных идей в государстве, гарантирующем свободу совести и вероисповедания, — нормальное явление. В данной статье мы не ставим целью исследовать позитивные и негативные стороны активности миссионерских организаций, а лишь попытаемся охарактеризовать ее влияние на религиозное сознание.

Как уже было отмечено, в настоящее время неисламские организации распространяются в Азербайджане быстрее и с большим размахом, чем мусульманские общины. Эти структуры иногда действуют нелегально, но чаще всего проходят государственную регистрацию как религиозные общины или прикрываются другими видами деятельности. Их влияние на общественное сознание можно разделить на несколько этапов.

■ На первом этапе реализуются социальные проекты разного масштаба, обеспечивающие сектантским организациям поддержку масс и расширяющие их социальную базу. Как правило, ряды их адептов пополняются за счет малообеспеченных людей или молодежи из состоятельных семей, которая не нашла своего места в обществе.

■ На втором этапе проводится религиозно-просветительская работа: распространение печатной, аудио- и видеопродукции, демонстрация художественных или документальных фильмов, массовые собрания и индивидуальные беседы. Важный аспект деятельности миссионеров — добиться от собеседника или слушателя осознания исключительности их вероучения и значимости их организации. По мере установления духовных связей, которые стимулируются дополнительными факторами (материальная помощь, помощь в трудоустройстве и т.п.), руководители организации проводят селекционную работу среди местных последователей с целью последующего расширения и углубления своей деятельности.

■ Третий этап осуществляется скрытно, в него вовлекаются адепты, обладающие необходимыми психическими особенностями и интеллектуальными способностями, сумевшие проявить себя и доказать верность идеалам организации. Их обучают основным направлениям и методам деятельности, перед ними ставят конкретные цели и задачи. Результатом усилий миссионеров, как правило, становится не формирование рационального отношения к религии, а воспитание

фанатично настроенных религиозных масс, используемых в качестве политического инструмента.

Второе направление религиозного просвещения — деятельность исламских течений, прежде всего радикальных шиитов, ваххабитов, нурситов и различных суфийских тари-катов. Обучение традиционным формам ислама не носит системного характера из-за низкой просветительской активности духовенства и безучастного отношения государства к данному вопросу. Что касается нетрадиционных исламских групп, то по своим методам они имеют много общего с неисламскими организациями, хотя у них есть и некоторые специфические черты. Центральная и самая важная из них заключается в пропаганде системообразующего постулата ислама — поклонения одному Аллаху. Вместе с тем конечная политическая цель некоторых исламских организаций, особенно финансируемых из-за рубежа, — обретение политической власти, построение исламского государства и установление законов шариата.

Сравнивая политический аспект деятельности исламских и неисламских групп, можно заключить, что первые рассчитывают на распространение религиозно-политических идей среди широких масс, а вторые довольствуются лоббированием собственных интересов в политических и экономических кругах, а также поддержкой лояльных им политиков. В политических целях религию используют как в первом, так и во втором случае. В этом плане деятельность исламских групп представляет не меньшую угрозу духовнокультурной самобытности народов Азербайджана, нежели миссионерская активность неисламских организаций. Отметим некоторые аспекты негативного влияния нетрадиционных исламских организаций.

■ Во-первых, они ограничивают универсальные ценности ислама определенными временными, историческими или этнокультурными рамками, подчиняя вселенскую миссию этой религии интересам отдельных групп. В конечном счете это приводит к искажению мусульманства и превращению его в орудие, используемое в политических, военных и прочих целях. Неслучайно просветительская деятельность большинства нетрадиционных исламских групп сосредоточена на разъяснении религиозной обрядности и важности сложившихся внутри конкретного течения религиозных институтов, а не на духовной или нравственно-этической стороне религии.

■ Во-вторых, распространяемая ими информация об исламе носит односторонний характер. Утверждая исключительность собственной интерпретации религиозных идей, практики и социального учения, духовные лидеры этих течений категорически отвергают остальные возможные толкования. Тем самым они сковывают развитие религиозной мысли и провоцируют противопоставление различных исламских течений друг другу.

■ В-третьих, подобные организации усугубляют раскол в исламском мире, на местах препятствуют политическому, экономическому, культурному и духовному сближению мусульманских народов. Сектантский характер деятельности таких организаций обостряет слабость мусульманских обществ, делает их более уязвимыми перед экономической, культурной и иной внешней экспансией. Понимание этого служит причиной тому, что многие азербайджанцы менее терпимы к нетрадиционным исламским группам, нежели к последователям других вероисповеданий.

■ В-четвертых, идея исключительности, пропагандируемая нетрадиционными течениями, подталкивает их последователей к непринятию окружающего мира, агрессии по отношению ко всему «чужому». Вследствие этого религиозная среда становится благоприятной почвой для распространения экстремистских идеоло-

гий. Ярким примером такого рода в истории ислама служат ассасины, организацию которых создавали «во имя Аллаха» и которые впоследствии превратились в угрозу для самой религии. Несмотря на то что религиозный терроризм не получил широкого распространения в Азербайджане, к сожалению, отдельные граждане страны были вовлечены в террористическую деятельность.

Таким образом, как исламские, так и неисламские миссионерские организации ставят целью не развитие религиозного сознания, не глубокое и осмысленное усвоение массами общечеловеческих идеалов, а пропаганду религиозных взглядов, ограниченных конкретными политическими или экономическими (материальными) интересами.

Третье направление религиозного просвещения в Азербайджане — программы, реализуемые на академическом уровне (научные исследования, диссертации, монографии, периодические издания). Отметим, что просветительская активность как неисламских, так и исламских организаций на этом уровне постепенно усиливается и уже приносит первые плоды. Поскольку в средних и высших учебных заведениях системные знания о религии в целом и об исламе в частности не преподают на должном уровне, а уровень образования на единственном в стране факультете теологии Бакинского государственного университета невысокий, научные исследования в сфере религии ограниченны и выполняются с большим трудом. Главные проблемы данного направления — дефицит квалифицированных специалистов, отсутствие системного подхода к изучению и преподаванию религии.

3 а к л ю ч е н и е

Таким образом, в последние 20 лет религиозное сознание в республике развивается под влиянием в основном нетрадиционных идей, не соответствующих азербайджанской ментальности и формировавшимся веками духовно-культурным традициям народов страны. Систематизация данного процесса и установление над ним «мягкого» контроля невозможны без эффективной системы религиозного просвещения, в том числе на академическом уровне. На наш взгляд, для решения этой задачи целесообразно принять во внимание следующие рекомендации:

— культурно-религиозное просвещение необходимо начинать с раннего возраста, используя мультфильмы, детские книжки и прочие средства, воспитывающие молодое поколение в духе уважения национальных духовных ценностей и общечеловеческих идеалов;

— следует подготовить учебные пособия для средних и высших школ, учитывающие историко-культурные особенности распространения религий, в первую очередь ислама, в Азербайджане. Достижение этой цели во многом обусловлено наличием специалистов, способных не только подобрать учебный материал, отвечающий дидактическим требованиям, но и принять во внимание специфику религиозной сферы. При подготовке таких пособий можно использовать учебники, написанные в других странах, однако они не должны определять содержание учебной программы и общую направленность учебного процесса;

— следует перевести на азербайджанский язык ряд ценных источников по корано-ведению, хадисоведению, исламской юриспруденции, произведения выдающихся мусульманских мыслителей. Значимость подобных переводов возрастает по мере того, как исламская библиотека на азербайджанском языке пополняется фундаментальными религиозными сочинениями, имеющими нетрадиционную

идеологическую направленность и распространяемыми на средства зарубежных фондов;

— расширить исследовательскую работу в сфере религиоведения и теологии, мотивировать написание диссертаций и монографий по актуальным темам, способствовать повышению авторитета отечественной теологической и религиоведческой школы, решить вопрос о трудоустройстве специалистов религиоведов и теологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.