Шапошникова Юлия Владимировна, Тихонова Оксана Викторовна, Полех Иван Владимирович О ФОРМЕ МОДУЛЯЦИОННОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ НА УРОКАХ ГАРМОНИИ
В статье развивается тема практического освоения в классе гармонии упражнений, предполагающих игру на фортепиано: в частности, это игра по заданной цифровой записи, а также исполнение модуляционных построений. Разработанная авторами универсальная схема предлагает дидактическое использование формы периода из восьми тактов, применение которой, по их мнению, структурирует теоретические знания, помогает осваивать новый учебный материал, активизирует слуховой аппарат как главенствующий в работе с музыкальными упражнениями, а также способствует развитию творческого потенциала учащегося. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/2-2/6СШт1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 2(56): в 2-х ч. Ч. 2. C. 207-212. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/2-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список литературы
1. Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981. 176 с.
2. Бельский К. С., Зайцева Л. А. Педагогический процесс в юридическом вузе: цикл материалов по вузовской педагогике // Юридическое образование и наука. 2009. № 1. С. 27-33.
3. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: пособие для учителей иностранных языков и студентов языковых педвузов. М.: Просвещение, 1959. 173 с.
4. Коровяковский Д. Г. Юридическая педагогика и инновационные подходы к развитию педагогических систем // Юридическое образование и наука. 2015. № 1. С. 15-17.
5. Кузнецов А. П., Маршакова Н Н Актуальные проблемы совершенствования качества подготовки юристов в современных условиях // Юридическое образование и наука. 2007. № 4. С. 6-14.
6. Писарев Д. И. Избранные педагогические сочинения / сост. В. В. Большакова. М.: Педагогика, 1984. 368 с.
7. Сокольская Л. В. Проблемы высшего юридического образования в контексте социокультурных изменений общества // Юридическое образование и наука. 2013. № 3. С. 15-17.
8. Ушинский К. Ф. Собрание сочинений. М. - Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948-1952. Т. 3. Педагогические статьи 1862-1870 гг. 684 с.
9. Хайруллин Р. Д., Храмова Ю. Н Проблемное обучение современного российского менеджера на занятиях по иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 4 (46). Ч. 2. C. 206-209.
10. Храмова Ю. Н., Хайруллин Р. Д. Использование метода «кейс-стади» в решении учебно-воспитательных задач при подготовке современного российского юриста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (39). Ч. 1. C. 198-200.
APPLYING "CASE-STUDY" METHOD IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS-LAWYERS OF A NON-LINGUISTIC INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
Khramova Yuliya Nikolaevna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Khairullin Restyam Davletbaevich, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Russian State University of Justice Hramovayulia@mail. ru
The article examines the possibility of using the method of active training "case-study" at the classes in a foreign language in the institutions of higher education; the stages of solving cases are given; the efficiency of applying this method is substantiated. "Case-study" is directed at the formation of interest to the studies and positive motivation among students-lawyers, it stimulates an independent acquisition of knowledge and experience of a professional activity.
Key words and phrases: a foreign language; the method of concrete situations; professional competence; communicative approach in teaching foreign languages; case-study method; up-bringing education; regional cases.
УДК 37
В статье развивается тема практического освоения в классе гармонии упражнений, предполагающих игру на фортепиано: в частности, это игра по заданной цифровой записи, а также исполнение модуляционных построений. Разработанная авторами универсальная схема предлагает дидактическое использование формы периода из восьми тактов, применение которой, по их мнению, структурирует теоретические знания, помогает осваивать новый учебный материал, активизирует слуховой аппарат как главенствующий в работе с музыкальными упражнениями, а также способствует развитию творческого потенциала учащегося.
Ключевые слова и фразы: гармония; модуляция; импровизация; модулирующий период; степени родства тональностей.
Шапошникова Юлия Владимировна, к. филос. н. Тихонова Оксана Викторовна
Санкт-Петербургский государственный университет Lubomudr321@mail. гы; padjaro@mail. гы
Полех Иван Владимирович
Московская государственная консерватория (университет) имени П. И. Чайковского [email protected]
О ФОРМЕ МОДУЛЯЦИОННОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ НА УРОКАХ ГАРМОНИИ
«Гармония» была и остается одной из самых «творческих» дисциплин в процессе подготовки профессиональных музыкантов. Трудно переоценить значение этого предмета - это и теоретическая база для анализа музыкальных произведений, и практика игры на рояле с заданными условиями, наконец, выработка композиторского мышления, и, как следствие, разносторонний слуховой опыт.
Авторами настоящей работы в статье «Модуляционная импровизация в классе гармонии» обозначен ряд вопросов, связанных с различными трудностями, возникающими у учащихся, в частности - трудностями практической работы в классе. В качестве решения предложена универсальная схема для модуляции в тональности первой степени родства, а также ряд схем, сочетающих различные ее элементы при модуляции в более далекие тональности [8]. Напомним схему первого предложения:
Продолжая в данной статье указанную тему, подчеркнем, что зачастую на уроках гармонии предлагаются схемы для модуляции в тональности первой степени родства как базовый навык, а модуляции в остальные тональности даются лишь в качестве тонального плана, или, в лучшем случае, примерами из музыкальной литературы.
Разумеется, «живые» примеры и задания на самостоятельную импровизацию интересны для учеников с определенными способностями. Но подобное усложнение работы часто приводит к тому, что жесткая форма, пройденная на предыдущем этапе, перестает «вмещать» все возможные тональные сдвиги, и ученик, не понимая этого, начинает «ошибаться» и в конечном итоге теряет всякий интерес к предмету.
Само явление модуляции - вопрос относительно «подвижный» в плане однозначности формы, и потому зачастую связан с ее расширением. Как следствие, появляется параллельный круг вопросов психологии восприятия, которая обычно на ранних этапах обучения не изучается [3].
Данная статья предлагает схемы для модуляции в далекие тональности именно в строгой восьмитактовой форме, отвязанной от контекста конкретного музыкального произведения. Это мотивируется психологией восприятия: цель задания - вслушиваться в гармонию, чтобы почувствовать ее логику и течение. Именно такая матрица музыкального построения обладает энергией, побуждающей к активной музыкальной работе. Как преимущество - возникновение строгости и однозначности модуляционного движения, а также лучшее усвоение учеником материала.
Немного о возможной критике в плане терминологии и обозначений. Многие исследователи предлагают собственную классификацию степеней родства тональностей [1; 2; 4] (считая, однако, общепризнанной классификацию Римского-Корсакова [4, с. 39]); Ю. Н. Холоповым дается собственная система условных обозначений, изучение которой горячо приветствуется и авторами данной работы [6, а 31, 155-159]. Однако, руководствуясь возможностью применения наших наработок в практике разных школ (в том числе появившихся вследствие указанной неоднозначности современного музыкознания), мы намерено оптимизировали обозначения аккордов для безусловного понимания их любым преподавателем любой школы [Там же, с. 105].
Переходя к схемам, предлагаем разделить двенадцать тональностей второй степени родства (классификация Римского-Корсакова [4, с. 42]) на четыре группы по принципу наличия между ними общей (определение «бригадного» учебника [1, с. 230]) тональности-посредника, а также ее отсутствия. Первая группа объединяет по четыре тональности, модуляция в которые возможна посредством тональности, появляющейся в гармоническом ладу. Для мажора - это минор на четвертой ступени:
Для минора - мажор на пятой ступени:
Вторая группа объединяет по три тональности, модуляция в которые возможна через тональность четвертой ступени натурального лада. Для мажора вторые предложения будут такими:
Для минора - такими:
Обратим внимание - иногда в первых тактах появляется движение восьмыми длительностями, создающее ускорение гармонического ритма, которое, однако, нивелируется плавностью голосоведения и обосновано необходимостью теоретической прозрачности [8].
Третья группа объединяет, как и вторая, по три тональности. Из мажора модуляция осуществляется через тональность третьей ступени:
Из минора - через тональность седьмой ступени:
Наконец, последняя группа объединяет по две тональности, не имеющих общих посредствующих тональностей. Модуляция из мажора происходит через тональность второй и шестой ступеней:
Тб УИ431.7-* У1б=5б 116 Кб 4 ОТ Т53
Для минора, модуляция проходит через тональности шестой и третьей ступеней:
Таким образом, модуляция в тональности второй степени родства хорошо укладывается в строгую форму периода. Кроме того, разделение на группы по предложенному принципу способствует качественной наработке навыка игры на инструменте.
Оставшиеся тональности (третьей степени родства) не имеют с исходной общих аккордов и потому требуют подготовки двумя тональными [5, с. 67] сдвигами. Однако и такой прием возможно вместить в вось-митактовую форму.
Модуляция в тональности, отстоящие от основной на тритон, будет универсальна для мажора и для минора:
В оставшиеся тональности при модуляции из минора схема выглядит так:
При модуляции из мажора - так:
Еще раз подчеркнем, что в статье рассматривается лишь один из возможных способов модулирования для каждой тональности, а группировка тональностей по принципу общего посредствующего аккорда дана из дидактических соображений, продиктованных следующими целями:
- строгая форма служит хорошей моделью для изучения различных музыкальных приемов, в том числе модуляции;
- оптимизация музыкального материала побуждает ученика к импровизированию;
- удержание слухового внимания ученика на изучаемом материале способствует лучшему усвоению материала любой сложности;
- экономия учебного времени на освоение принципов отклонения и модулирования делает обучение более эффективным.
Список литературы
1. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 1965. 439 с.
2. Мясоедов А. Н. Учебник гармонии. М.: Музыка, 1980. 319 с.
3. Риман Г. Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах / пер. с нем. Ю. Энгеля. М.: Музыкальный сектор, 1929. 243 с.
4. Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии. СПб.: Типо-литография Арнгольда, 1886. 141 с.
5. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М.: Музыка, 1969. 243 с.
6. Холопов Ю. Н. Гармония: практический курс: учебник: в 2-х ч. 2-е изд. М.: Композитор, 2005. Ч. 1. Гармония эпохи барокко. Гармония эпохи венских классиков. Гармония эпохи романтизма. 472 с.
7. Чайковский П. И. Руководство к практическому изучению гармонии. М.: Паровая скоропечатня нот П. Юргенсона, 1897. 153 с.
8. Шапошникова Ю. В., Тихонова О. В., Полех И. В. Модуляционная импровизация в классе гармонии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 10 (60): в 3-х ч. Ч. 2. C. 212-215.
ON MODULATION IMPROVISATION FORM AT HARMONY LESSONS
Shaposhnikova Yuliya Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy Tikhonova Oksana Viktorovna
Saint Petersburg State University Lubomudr321@mail. ru; padjaro@mail. ru
Polekh Ivan Vladimirovich
Tchaikovsky Moscow State Conservatory (University) [email protected]
The article touches on the problem of the practical adoption of the exercises presupposing piano playing in the harmony class: in particular, playing according to a specified digital record and modulation performance. The universal scheme developed by the authors presupposes the didactic use of the eight-bar period form, the application of which, according to the researchers, structures theoretical knowledge, helps to adopt new educational material, stimulates the auditory apparatus as the dominant one while working with musical exercises and promotes the development of the student's creative potential.
Key words and phrases: harmony; modulation; improvisation; modulation period; key relationship levels.