Научная статья на тему 'О физических принципах влияния гидродинамической нестационарности на турбулентное течение'

О физических принципах влияния гидродинамической нестационарности на турбулентное течение Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Краев В.М.

Приводится анализ влияния неизотермичности и гидродинамической нестационарности на порождение и развитие турбулентности. Предложена физическая модель гидродинамически нестацирнарного турбулентного течения, созданная на основе проведенных ранее экспериментальных исследований по изучению структуры нестационарного турбулентного потока при течении газа в канале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Краев В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT A PHYSICAL FENOMENA OF HYDRODYNAMIC UNSTEADINESS INFLUENCE ON TURBULENT FLOW

The author presents analysis of influence of non-isothermal conditions and hydrodynamic unsteadiness on generation and development of turbulence. The physical model of unsteady turbulent flow, based on experimental data of turbulent structure is presented as well.

Текст научной работы на тему «О физических принципах влияния гидродинамической нестационарности на турбулентное течение»

Решетневскце чтения

УДК 532. 526; 536. 244

В. М. Краев

Московский авиационный институт (Государственный технический университет), Россия, Москва

О ФИЗИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ ВЛИЯНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ НЕСТАЦИОНАРНОСТИ НА ТУРБУЛЕНТНОЕ ТЕЧЕНИЕ*

Приводится анализ влияния неизотермичности и гидродинамической нестационарности на порождение и развитие турбулентности. Предложена физическая модель гидродинамически нестацирнарного турбулентного течения, созданная на основе проведенных ранее экспериментальных исследований по изучению структуры нестационарного турбулентного потока при течении газа в канале.

Расчеты нестационарных тепловых и гидродинамических процессов ставятся в ряд определяющих при разработке новых образцов техники в различных областях - авиации и космонавтике, энергетике, судостроении, криогенной технике, химической технологии и т. д.

Очевидно, что инженерные расчеты по теплообмену и гидродинамике могут быть выполнены при условии фундаментального изучения нестационарных процессов. Лишь органичное сочетание фундаментальных и прикладных исследований является наиболее эффективным путем получения практических результатов.

Данная работа посвящена анализу физических процессов, связанных с влиянием неизотермичности и нестационарности расхода на механизмы порождения и развития турбулентности.

Основой работы является большой объем экспериментальных исследований при нестационарном турбулентном течении воздуха в цилиндрическом канале.

Проведя анализ результатов исследования структуры турбулентных течений и частотного анализа [1-3], можно высказать предположения о влиянии гидродинамической нестационарности и неизотермичности течения на физические процессы, происходящие вблизи стенки канала. Итак, в вязком подслое 0 < ^ £ 5 течение неламинарное. Сюда проникают пульсации скорости малой амплитуды и большие количества жидкости из соседних областей. В зоне 5 < ^ < 15 периодически возникают вихревые структуры, которые выбрасываются в более удаленные слои. Взаимодействие этих выбросов с основным потоком, главным образом в зоне 7 < ^ < 30, и ведет к порождению турбулентности, которая обычно сосредоточена лишь в слое, не выходящем за ^ = 70. Наиболее важной чертой этой области являются возникновение и выброс вихревых структур. Эти процессы носят случайный характер и зависят от локальных условий, однако интенсивность и средняя частота возникновения этих структур есть функции различных параметров, в том числе скорости течения (Яе) и температуры стенки канала (Г/Т}). После выброса и уноса вихревой структуры около стенки возникает локальная область замедленного течения толщиной порядка ^ ^ 30 с

очень малым градиентом скорости, затем эта локально замедленная область взаимодействует с большой массой газа (жидкости), двигающейся со скоростью, близкой к средней для этого слоя. В результате такого взаимодействия происходит резкий выброс вихрей из замедленной области в верхние слои, который и является основным источником турбулентной энергии. В условиях неизотермического течения (Г/Т} = 1,18) замедленная масса газа у стенки успевает существенно нагреться и расшириться. Это увеличивает поверхность ее взаимодействия с большими ускоренными массами относительно холодного газа и приводит к более интенсивному выбросу, поэтому происходит интенсификация порождения турбулентности.

При гидродинамической нестационарности в случае ускорения течения профиль скорости становится более заполненным, что приводит к некоторому «сжатию» пристеночной зоны, в которой и происходит зарождение турбулентных вихрей. Это, в свою очередь, ведет к более интенсивному взаимодействию замедленного течения с большой массой газа и резкому увеличению интенсивности турбулентных выбросов в поток. Далее турбулентная структура (вихрь), попадая в слои с более высокими касательными напряжениями, вызванными ускорением потока, распадается на более мелкие значительно быстрее, чем в стационарном случае. Описанные процессы ведут к существенному росту коэффициентов турбулентных вязкости и теплопроводности, что способствует росту теплообмена и сопротивления при ускорении потока.

Обратные явления происходят при замедлении течения. Профиль скорости становится менее заполненным; пристеночная зона, в которой и происходит зарождение турбулентных вихрей, расширяется относительно стационарного случая; интенсивность взаимодействия замедленного течения с большой массой газа падает, что приводит резкому уменьшению интенсивности турбулентных выбросов в поток. Попадая в слои с меньшими касательными напряжениями (по сравнению со стационарным случаем), турбулентные вихри распадаются на мелкие гораздо медленнее. Это приводит к уменьшению коэффициентов турбулентных вязкости и теплопроводности, и, следовательно, к уменьшению теплообмена и сопротивления при замедлении потока.

*Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (код проекта 11-08-00507-а).

Ракетно-космические двигатели, энергетические установки и системы терморегулирования летательных аппаратов

Библиографические ссылки

1. Бухаркин В. Б., Краев В. М. Влияние гидродинамической нестационарности на теплообмен и гидравлическое сопротивление в трубе // Тр. 3-й Рос. нац. конф. по теплообмену. М. : Изд-во МЭИ, 2002. Т. 2. С. 71-74.

2. Краев В. М. Влияние гидродинамической нестационарности на коэффициенты теплоотдачи и гидрав-

лического сопротивления при турбулентном течении теплоносителя в трубе // Вестник Моск. авиац. ин-та. 2005. Т. 12. № 2. С. 39-45.

3. Краев В. М. Теплообмен и гидродинамика турбулентных течений в условиях гидродинамической нестационарности // Изв. вузов. Авиац. техника. 2005. № 3. С. 39-42.

V. M. Kraev

Moscow Aviation Institute (State Technical University), Russia, Moscow

ABOUT A PHYSICAL FENOMENA OF HYDRODYNAMIC UNSTEADINESS INFLUENCE ON TURBULENT FLOW

The author presents analysis of influence of non-isothermal conditions and hydrodynamic unsteadiness on generation and development of turbulence. The physical model of unsteady turbulent flow, based on experimental data of turbulent structure is presented as well.

© Краев В. М., 2011

УДК 621.45-181.4:629.78

Е. М. Краева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

К РАСЧЕТУ СТРУКТУРЫ ПОТОКА В КАНАЛАХ ВЫСОКООБОРОТНОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОЛЕСА*

С учетом особенностей обтекания входной кромки лопатки высокооборотного центробежного колеса выполнен анализ пограничных слоев на поверхности межлопаточного канала.

Рассмотрим структуру гидродинамического потока для режима, когда точка раздвоения линии тока совпадает с точкой, в которой пересекаются входная и боковая кромки профиля лопатки центробежного колеса (ЦБК) [1].

Поток в каналах рабочего колеса (РК) формируется при обтекании входных кромок лопаток, имеющих конечную толщину 5л с прямой формой входной кромки или в виде клина длиной /кл < 10 мм, величиной < 2 мм и углом установки Р1л средней линии профиля лопатки. На напорной стороне лопатки пограничный слой не только определяется характеристиками набегающего потока, но и оказывает на него обратное влияние через толщину вытеснения 5*, что приводит к изменению гидравлического угла установки лопатки от геометрического на величину ДРл (см. рисунок).

Оценим влияние вытесняющего действия пограничного слоя в области входа на лопатку. С учетом толщины вытеснения пограничного слоя набегающее-

го потока угол натекания гидродинамического потока вязкой жидкости определится по формуле

5*

Р = Ры +агсс1я —,

' I. * I

где 5* - толщина вытеснения, которую можно оценить, используя известные из теории пограничного слоя соотношения при обтекании с градиентом давления [2].

Расчетная схема угла натекания потока на лопатку: 1 - пограничный слой; 2 - лопатка

*Работа выполнена при финансовой поддержке грантов ФЦП НК-711 П.1.2.1, ГК № П231 от 23.04.2010 г. и Президента РФ № МК-1115.2010.8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.