(1ц) СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ
'О ФИННО-УГОРСКОЙ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
FINNO-UGRIC ETHNOMUSICOLOGY: ENCYCLOPEDIA OF HISTORICAL KNOWLEDGE
Авторами рецензируемого труда «Очерки по истории финно-угорской этномузыко-логии» (Саранск, 2016, вып. 1) являются ученые Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва Н. И. Бо-яркин и Л. Б. Бояркина. Оба не нуждаются в представлении, так как широко известны в России и за рубежом как исследователи самобытных финно-угорских музыкальных традиций, претворения этих традиций в композиторском творчестве. Им принадлежат первые монографии и учебники, фундаментальные многотомные полевые исследования мордовской музыки, капитальная музыкальная энциклопедия и справочники. Они открыли новые научные направления в финно-угристи-ке: музыкальная археология, финно-угорское многоголосие. Н. И. Бояркин активно работает и как композитор, создатель хоровых и инструментальных произведений с ярко выражен -ной национальной тематикой.
Историческая проблематика финно-угорской этному-зыкологии приобрела особую актуальность в последние десятилетия. В научных центрах все шире развертывается деятельность по составлению библиографий, справочников и иных трудов, направленных на обобщение и популяризацию знаний по истории и теории народной музыки. В рецензируемой книге освещаются вопросы формирования и развития
этномузыкального финно-угро-ведения в России как части современной отечественной и зарубежной этномузыкологии. На основе систематизации и анализа знаний по традиционной музыке народов финно-угорской семьи авторы выявляют основные направления и тенденции развития науки, определяют роль и значение ее выдающихся представителей.
Рецензируемое исследование представляет собой уникальное собрание сведений о финно-угорской этному-зыкологии, притом не только отечественной. Значительное внимание уделено школам финно-угристики Австрии, Венгрии, Германии, Финляндии, Эстонии. Рассмотрены также наиболее значимые научные организации, такие, как Ленинградское общество исследователей культуры финно-угорских народностей, Общество М. А. Кастрена, «Финно-Угрия», а также многопрофильные фестивали культуры, проводимые в Венгрии, Финляндии, Эстонии, финно-угорских республиках России. Библиография исследования насчитывает 240 источников, включая малоизвестные труды зарубежных ученых. При этом в списке русскоязычной литературы названо лишь незначительное количество собственных работ Н. И. и Л. Б. Бояркиных.
В высшей степени информативны все разделы и очерки, буквально каждая страница
книги. Много важных сведений авторы помещают даже в сносках. Содержание исследования четко рубрицировано. Раздел I «Источниковедение, методология, проблематика исследований» состоит из пяти очерков. В первом из них «О некоторых тенденциях и направлениях зарубежной финно-угорской этно-музыкологии» Н. И. и Л. Б. Бо-яркины не просто реферируют те или иные положения из большого количества изученной литературы, в тексте исследования явно прослеживается их позиция (с соответствующими комментариями) по отношению к рассматриваемым темам. Следующие три очерка посвящены персоналиям - выдающемуся отечественному фольклористу Е. В. Гиппиусу, финскому ученому, изучавшему и мордовские музыкальные традиции, Армасу Вяйсянену, эстонскому этномузыкологу Ингрид Рюйтел. В очерках освещается вся их многогранная деятельность, что позволяет во всей полноте осознать вклад ученых.
В очерке V «О некоторой проблематике современной эт-номузыкологии Волго-Уралья» подводятся итоги современного состояния этномузыкологии в республиках указанного региона, отмечаются как несомненные достижения, так и вопросы, требующие более углубленного и всестороннего познания. В частности, к приоритетным проблемам авторы относят «изучение исторических взаимосвязей традицион-
118 Финно-угорский мир. Том 11, № 1. 2019
EVENTS, PEOPLE, BOOKS
ного музыкального творчества финно-угорских, тюркских и русского народов» (с. 97). В заключение этого очерка Н. И. и Л. Б. Бояркины справедливо пишут о том, что современная этномузыкология Поволжья и Приуралья - «...сложное и динамично развивающееся явление, имеющее свои приоритеты, историю, предмет, проблематику и направления исследований. Специфика изучения ее истории. в значительной мере обусловливается предметом исследования, а именно традиционной музыкой народов региона, сложившейся в одной из непростых контактных зон Евразии. а также профессиональной музыкальной культурой, сформировавшейся на основе этой сложноорганизованной этнической, субэтнической и диалектной мозаичности музыкальных традиций, развивающейся на этой основе и до сих пор испытывающей их императивное влияние» (с. 100-101).
Раздел II «Фольклоризм в исполнительском и композиторском творчестве» включает очерки VI «Народная песня в жизни и творчестве И. М. Яу-шева» и VII «Народные и академические исполнительские традиции в творчестве Пекка-Вапаавуори».
Несмотря на то, что творчество выдающегося оперного певца, а также знатока мордовского народного музыкального творчества И. М. Яушева достаточно хорошо изучено (в частности, в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарёва проводятся научно-практические конференции «Яушевские чтения»), авторы сочли необходимым включить в исследование посвященный ему очерк. Вполне уместно соотнесение личности И. М. Яушева с личностью Ф. И. Шаляпина. По словам авторов, «Иллариону Яушеву принадлежит прочное место в культуре, поскольку в его творчестве отразилась облеченная
в высокое искусство правда народной жизни и беспокойная душа большого художника, искреннего певца родного края» (с. 121).
В заключительном очерке освещается многогранная деятельность Пекка Вапаавуо-ри - современного финского пианиста, композитора, исследователя музыки и органологии позднего европейского Средневековья, а также финно-угорских музыкальных традиций. Этот очерк призван расширить знания отечественных читателей (как профессионалов, так и всех интересующихся) о Финляндии, являющейся сегодня одним из мировых центров изучения традиционной музыки разных времен и народов.
Каждый, кто ознакомится с богатейшим и интереснейшим содержанием этого (первого) выпуска рецензируемого исследования, несомненно, будет ожидать появления последующих выпусков труда Н. И. и Л. Б. Бояркиных.
Бражник Лариса Владимировна,
доктор искусствоведения,
профессор кафедры теории музыки и композиции
Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова
(г. Казань, РФ), [email protected]
Larisa V. Brazhnik,
Doctor of Arts, Professor,
Department of Theory of Music and Composition, N. G. Zhiganov Kazan State Conservatory (Kazan, Russia), [email protected]
Finno-Ugric World. Vol. 11, no. 1. 2019 119