© Истомина Н. А., 2011
ИСТОМИНА Наталья Александровна
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры государственных и муниципальных финансов
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 252-17-44 е-таИ: [email protected]
О финансовой деятельности Приказов в России1
Ключевые слова: история; финансы; Россия ХУ1-ХУ11 веков; государственные органы (Приказы); финансовая деятельность.
Аннотация. Исследованы особенности финансовой деятельности ведущих государственных учреждений (Приказов) в России в период ХУ1-ХУ11 веков. На основе изучения работ русских ученых автором приводятся сведения о составе Приказов, данные о финансовых потоках некоторых из них. Представлены авторские выводы, связанные с выявленными закономерностями в финансовой деятельности приказов.
Финансовая история России, исследованию которой посвящено большое количество научных работ, демонстрирует примеры финансовых практик, процессов, закономерностей, представляющих значительный научно-практический интерес и позволяющих проводить исторические сравнения современных финансовых процессов с опытом прошлых поколений. Одним из наиболее существенных примеров (образцов) финансовой деятельности в истории России, безусловно, является финансовая деятельность государственных учреждений (органов, институтов) управления - Приказов (написание слова «Приказы» с прописной буквы соответствует орфографии источников, использованных в статье).
Приказы как исполнительные органы государственной власти возникли в связи с образованием единого централизованного государства в период ХУ1-ХУ11 веков. Финансовая деятельность Приказов осуществлялась по двум основным направлениям -взимание установленных сборов и покрытие установленных расходов [1. С. 63].
Наибольшего развития приказной строй достиг в XVII веке [2. С. 134]. Классическими финансовыми Приказами считались учреждения, представленные в табл. 1. Каждый Приказ ведал определенным набором источников государственных доходов. Сбор соответствующих источников с податного населения являлся важной обязанностью чиновников в Приказах. Собранные в денежной и натуральной форме, подати служили прежде всего источником покрытия потребностей, существовавших в каждом Приказе. Таким образом, особенностью финансовой деятельности Приказов являлось приоритетное обеспечение собственных расходов за счет поступающих в их распоряжение ресурсов. Практика концентрации всех источников доходов в едином месте, в распоряжении одного государственного финансового органа для централизованного финансирования государственных расходов в рассматриваемый период сформирована не была.
Содержательное исследование А. Лаппо-Данилевским практики обложения в Московском государстве достаточно подробно рассматривает порядок составления первых сводных финансовых документов на уровне Приказов - сметного списка и окладной росписи [5. С. 262-282]. Окладная роспись являлась бюджетным «предположением
1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-32-00708м).
сборов, издержек и остатков на предстоящий год», под сметным списком следует понимать «роспись недоимок, доходов, расходов и остатков за истекший финансовый год» [5. С. 262].
Таблица 1
Финансовые Приказы в России1
Название Финансовые функции
Приказ Большого Дворца Концентрация денежных податей, а также повинностей, отбываемых в натуральной форме; распределение поступавших запасов «ко дворцу и придворным» [4. С. 83]
Приказ Казанского Дворца Аккумулирование податей «с понизовых городов» [3. С. 42]; денежные доходы Казанского и Астраханского царств расходовались на местах
Сибирский Приказ Ведание Сибирским царством, расходы которого «употреблялись на местах», концентрация подати, взимавшейся мехами
Приказ Большой Казны Сбор податей с гостей, гостиной и суконной сотни, с торговых людей, крестьян и бобылей многих городов
Приказ Новгородская Четверть Концентрация податей с торговых людей Великого Новгорода, Пскова, Нижнего Новгорода, Архангельского города, Вологды других «поморских и пограничных со Швециею городов»
Приказ Устюжская Четверть «Главное заведывание над податьми с посадских людей, волостных и уездных крестьян города Устюга Великого» [3. С. 42]
Приказ Костромская Четверть Получение податей с податных людей Ростова, Ярославля, Костромы и др.
Приказ Галицкая Четверть «Ведание податями жителей города Галича и его уезда» [3. С. 43]
Монастырский Приказ Концентрация податей с «властелинских и с монастырских крестьян» [3. С. 43]
Земской Приказ Концентрация податей с московских посадских людей и с жителей некоторых небольших городов
Составление окладных росписей и сметных списков в Приказах начиналось по особому «Государеву указу» [5. С. 264], на основе которого все центральные учреждения (Приказы) рассылали грамоты в подведомственные учреждения, города или конкретным лицам (например, воеводам) с предписанием о составлении и представлении этих документов к определенному сроку.
Для грамотного планирования «предполагаемых на будущий год поступлений» устанавливались требования, которые следует рассматривать как однозначные свидетельства понимания значимости точных финансовых расчетов для государственного хозяйства. Так, вводилось требование о разделении источников поступлений (что является первым свидетельством признаков бюджетной классификации в рассматриваемый исторический период). В Приказах устанавливалась также обязанность четко прописывать, на каком основании планируются те или иные расходы на будущий год. Так, «велено было писать, .. .что, в котором году и на какие расходы и по какому великих Государей указу денег и хлебных запасов и соли и зелья и свинцу и всякие великих Государей казны в расход выйдет и что за расходом к новому году будет в остатке» [5. С. 265].
Интересно обратить внимание на типичные финансовые нарушения, которые допускались непосредственными исполнителями заданий по составлению сметных списков (смет) и росписей:
1) запаздывание по срокам (на полгода и больше);
2) объединение показателей;
3) непредставление смет и росписей, что особенно часто происходило с отдаленными городами [5. С. 269].
1 Составлена автором по: [3. С. 41-43; 4. С. 83].
В XVI-XVII веках для обобщения сведений по приходу и расходу, систематизации финансовой деятельности Приказами составлялись первые сводные документы русского государства - приходно-расходные книги.
В 1900 г. было опубликовано исследование М. Довнар-Запольского, посвященное деятельности Разрядного Приказа. В табл. 2 представлены цифровые данные по приходу и расходу некоторых городов из южной и юго-западной группы городов, относившихся к Разрядному Приказу.
Таблица 2
Приход и расход по отдельным городам, подведомственным Разрядному Приказу [6. С. 5]
Финансовые Источник Размер дохода
потоки рублей алтын денег
г. Козлов
Таможенная пошлина 495 31 2
Приход Мельничный доход 62 13 -
Всего 558 11 -
На жалованье иноземцам 162 - -
На писчую бумагу - 13 2
На деготь и сало для смазки мельничных снастей 6 10 -
На железо для поделки мельничных снастей 2 31 4
Расход На уголья - 9 2
Кузнецам за работу 1 20 4
За поправку мельничной избы - 15 -
Мельнику годовое жалованье 7 - -
Всего 182 - -
Доставлено в Разряд 375 9 3
Недовезено 1 1 3
г. Ливны
Таможенная пошлина 92 8 2
Приход Кружечного двора винная и медовая прибыль и за воск 685 25 2
Всего 751 25 2
Ливенским черкасам на дворовое строенье 70 - -
Расход На писчую бумагу - 32 2
На свечи сальные 1 8 2
Всего 72 7 2
Доставлено в Разряд 679 - -
г. Лебедянь
Приход Таможенная пошлина 71 18 3
Всего 71 18 3
На дрова и лучину 1,5 - -
Расход На бумагу На лубки для покрышки таможенной избы 3 10 6 4
Всего 5 - -
Доставлено в Разряд 66 18 3
г. Ефремов
Приход Таможенная пошлина 82 8 5
Всего 82 8 5
На жалованье разным лицам по отписям 32 - -
Расход На бумагу и дьячку за письмо За починку избы и двора 2 2 25 9 4 4
Всего 37 2 -
Доставлено в Разряд 45 6 5
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что для расходов, осуществляемых через города Разрядного Приказа, была характерна высокая степень детализации расходов. Характер расходов свидетельствует о том, что потребности в Приказе были
самые минимальные. В основном средства направлялись на текущее содержание собственно помещений, в которых размещались чиновники, и на их вознаграждение. Состав доходов Приказа по рассмотренным городам был весьма ограничен.
Одним из наиболее важных и крупных Приказов в России был Приказ Большого Дворца, финансовая деятельность которого, так же как и Разрядного Приказа, является достаточно показательной. В табл. 3 приведены основные финансовые потоки по приходу и расходу Приказа Большого Дворца в XVII веке (в период царствования Алексея Михайловича Романова).
Таблица 3
Финансовые потоки Приказа Большого Дворца [7. С. 111-112]
Приход Расход
Доходы от Сытенного, Кормового, Хлебенного, Жи-тенного дворов и дворовых людей На церковные строения и «как Царь ходит по монастырям и по церквам, .на милостыню, на погребения.» [7. С. 111]
Тягло и подати с посадских людей 40 городов «На жалование подьячим и трубникам и работникам» [7. С. 111]
Откупа с кабаков, с таможен, с вод, с мельниц, с рыбных угодий, с мостовщины «на дворцовые на всякие расходы, .и на покупки дворцовых запасов.» [7. С. 111]
Подати с торговых и ремесленных людей московских слобод Раздача денег, когда «Царица ходит и ездит, .кому сколько прикажет дати» [7. С. 112]
Печатные пошлины с грамот и иных дел
Откупа с платяного мытья зимою на Москве и Яузе, весною - откупа за перевоз
Как свидетельствуют данные табл. 3, Приказ Большого Дворца обладал обширным перечнем источников доходов. Это позволяло ему вести свою деятельность, будучи относительно независимым от колебаний поступлений какого-либо одного источника из установленной совокупности. Особенностью финансовой деятельности данного Приказа, как и прочих, являлось соответствие определенных источников доходов определенным расходным потребностям. Первостепенную роль среди расходов Приказа Большого Дворца (судя по его названию и по приведенным данным) играли расходы на обеспечение деятельности царского двора.
Сведения исторического характера, посвященные финансовой деятельности Приказов в России в XVI-XVII веках, позволяют утверждать, что этот период в финансовой истории нашего государства является начальным этапом становления практики государственного бюджетного планирования доходов и расходов. В дальнейшем на базе Приказов возникнут другие государственные институты - коллегии, министерства, которые поднимут финансовые процессы в государстве на качественно новый уровень. Однако первые финансовые практики, связанные с функционированием Приказов, безусловно, позволили сформировать ряд приемов и технологий, вошедших в практику работы финансовых структур последующих столетий.
Источники
1. Истомина Н. А. Нормативное планирование в финансовой деятельности Приказов ХУЬХ^ веков // Финансы. 2011. № 2.
2. Устюгов Н. В. Эволюция приказного строя русского государства в XVII веке // Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.) : сб. ст. к 70-летию со дня рождения и 45-летию науч. и педагог. деятельности Б. Б. Кафенгауза. М. : Наука, 1964.
3. Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. СПб. : Тип. К. Жернакова, 1848.
4. Тарасов И. Т. Очерки науки финансового права // Финансы и налоги: очерки теории и политики. М. : Статут, 2004.
5. Лаппо-Данилевский А. Организация прямого обложения в Московском государстве со времен смут до эпохи преобразований. СПб. : Тип. И. Н. Скороходова, 1890.
6. Довнар-Запольский М. Материалы для истории бюджета Разряднаго Приказа. М. : Печатня А. И. Снегиревой, 1900.
7. Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М. : Изд-во «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН»), 2000.