Научная статья на тему '«О ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»'

«О ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Философия сознания / субъективность / сознание / квалиа / Philosophy of consciousness / subjectivity / consciousness / qualia

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щеглова М.И., Попова Е.А.

Статья посвящена проблеме философии искусственного интеллекта. Даётся краткий ретроспективный анализ темы предмета статьи. Обозначаются ключевые вектора изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"ON THE PHILOSOPHY OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE"

The article is devoted to the problem of the philosophy of artificial intelligence. A brief retrospective analysis of the subject of the article is given. Key learning vectors are indicated.

Текст научной работы на тему ««О ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

«О ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

Щеглова М.И.,

ассистент кафедры философии Оренбургского государственного медицинского университета аспирант кафедры философии науки и социологии Оренбургского государственного университета

Попова Е.А.

студентка лечебного факультета Оренбургского государственного медицинского университета "ON THE PHILOSOPHY OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE"

Shcheglova M.I.,

аssistant of the Department of Philosophy of Orenburg State Medical University рostgraduate Student, Department of Philosophy of Science and Sociology, Orenburg State University

Popova E.A.

а student of the medical faculty of the Orenburg State Medical University

Аннотация

Статья посвящена проблеме философии искусственного интеллекта. Даётся краткий ретроспективный анализ темы предмета статьи. Обозначаются ключевые вектора изучения. Abstract

The article is devoted to the problem of the philosophy of artificial intelligence. A brief retrospective analysis of the subject of the article is given. Key learning vectors are indicated.

Ключевые слова: Философия сознания, субъективность, сознание, квалиа Keywords: Philosophy of consciousness, subjectivity, consciousness, qualia

Философия сознания, ставшая лидирующим проблемным полем в западной философии XX и начала XXI века, с каждым годом всё больше обогащается предметами детального анализа. Так, экстраполируя определение «сознание» на искусственно создание сложные материальные системы, многие философы задались вопросом о том, насколько состоятельно говорить о философии искусственного интеллекта и сознания. Что представляет собой сознание с точки зрения его материального носителя? Возможно ли создать сознание, которое будет походить на человеческое?

Базовую теоретическую основу для формализации мыслительных процессов мы можем увидеть в логике Аристотеля. Именно с этого момента данный вопрос заинтересовал многих ученых мира. Так, свою первую логическую машину создал Р. Луллий в XIII веке.

С возникновением таких наук как кибернетика, зоопсихология, психология, вопрос про создание искусственного интеллекта снова обрел свой смысл. Эти науки дали сильный толчок к изучению интеллекта.

Исследования в области искусственного интеллекта прошли три основных этапа:

1 этап (1950-1960гг.) - здесь происходит становление исследовательских программ искусственного интеллекта, постановка определенного рода задач и поиск их рационального решения.

2 этап (1970 г.) - получение искусственным интеллектом статуса «классической» научно-технической дисциплины. Проводились различные научные конференции, издавались журналы, книги. Создавались разного рода курсы в университетах.

3 этап (1980-1990гг.)- данный этап связан с практическим использованием достижений, выполненных ранее в различных дисциплинах. Использование практический методов обработки образной информации [1, 2].

До сих пор тема искусственного интеллекта вызывает множество дискуссий. И данную проблему сейчас пытаются рассмотреть ученые абсолютно с различных сфер деятельности.

Одним из таких людей является американский философ Джон Серль. Он родился в 1932 году и очень давно уже занимается философией разума и проблемами искусственного интеллекта. Он твердо убежден, что нет никаких сомнений для создания так называемого искусственного интеллекта. Но он создал теорию, которая говорит нам о том, что компьютеры никогда не смогут думать ровно также, как человек, ведь они лишь чрезвычайно продвинутые машины, работа которых основана на выполнение алгоритмов.

Для того, чтобы доказать свою теория, он проводит эксперимент, который называется «Китайская комната». Суть эксперимента проста. В закрытой комнате находится человек, который не знает китайский язык, но имеет при себе книгу с инструкциями по манипуляциям иероглифов. Ему в комнату человек, знающий китайский передает таблички с изображенными иероглифами. И задача человека в комнате путем выполнения некоторых алгоритмов узнать, что же написано на табличке, используя книгу. То есть даже если человек даст нам верный ответ, это не будет означать, что он является носителем китайского языка. Он лишь вы-

полняет, как компьютер алгоритм и выдает результат, абсолютно не понимая значение этих иероглифов [5].

В противовес Серлю, другой американский философ Хилари Патнэм выдвинул свою функциональную теорию [3]. Он прямо ставил вопрос возможности существования искусственного мозга. Патнэм не отрицал, что машины могут иметь сознание, однако необходимым условием выступает абсолютная автономия и независимость от человека.

Как правило, рассуждая о проблеме создания искусственного интеллекта, мы приходим к вопросу о возможности создания квалиа - субъективного «переживания» качественного опыта. Так как изучение онтологического статуса квалиа не выносится в цель статьи, мы сведём этот аспект к проблеме создания механизма создания «ощущения» у машины.

Шаг навстречу пониманию функционального построения «человеческого восприятия» в машине был сделан при реализации проекта по киборгиза-ции. Так Нилл Харбиссон является первым человеком, который называет себя настоящим киборгом. Он носит у себя на голове айборг-киборгизирован-ный глаз, который помогает ему различать цвета и видеть мир в других красках. Харбиссон утверждает, что искусственное приспособление является неотъемлемой частью его тела и он6 чувствует себя с этим «глазом» замечательно. Он преобразует цвета в звуковые волны и по сути он не видит цвета, а слышит их и чувствует.

В его планах найти способ для зарядки аппарата с помощью тела. И максимально помочь людям с такой же проблемой. Помочь не только видеть, но и с тем, чтобы в обществе их воспринимали как обычных людей.

Таким образом, мы кратко обозначили связь разработок по искусственному интеллекту с философией сознания. Очевидно, что эти проблемы всегда были связаны, однако развитие технологий и появление новых дисциплин позволили к настоящем расширить перечень для концептуального анализа. На практике это выразилось в проекте «Человеческий мозг», в рамках которого предпринимается попытка создать не программу подобную мозгу, а материальную систему «мозг». В этом грандиозном исследовательском проекте заняты сотни нейробиологов, медиков, специалистов в области программирования и роботехников из 135 научных центров в 26 странах Евросоюза [1].

Список литературы

1. «The Human Brain Project: Вы спрашивали

- мы отвечаем», Habrahabr, 27 февраля 2014. - Режим доступа: https://habrahabr.ru/post/214123

2. Люгер Дж. Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем = Artificial Intelligence: Structures and Strategies for Complex Problem Solving / Под ред. Н. Н. Куссуль.

— 4-е изд. — М.: Вильямс, 2005. — 864 с.

3. Патнэм Х. Философия сознания / Пер. с англ. Л. Б. Макеевой, О. А. Назаровой, А. Л. Никифорова; предисл. Л. Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 240 с.

4. Петрунин Ю. Ю., Рязанов М. А., Савельев А. В. Философия искусственного интеллекта в концепциях нейронаук. (Научная монография). — М.: МАКС Пресс, 2010.

5. Сёрл Дж. Р. Сознание, мозг и программы // Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.