Научная статья на тему 'Квалитативность сознания как одно из проблемных полей биохакинга'

Квалитативность сознания как одно из проблемных полей биохакинга Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
295
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
КВАЛИА / БИОХАКИНГ / СОЗНАНИЕ / ЭНАКТИВИЗМ / ХОЛИЗМ / QUALIA / BIOHACKING / CONSCIOUSNESS / ENACTIVISM / HOLISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щеглова Мария Игоревна

Статья посвящена проблеме соотношения феноменологического содержания сознания с современными разработками биохакинга, в ней рассматривается методологическая и предметная связь в изучении квалитативности сознания и эмпирических разработках биохакинга, приводятся различные точки зрения на связь сознания не только с мозгом, но с телом в целом, даётся контраргументация этой позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualia of consciousness as one of the problematic fields of biohacking

The article is devoted to the problem of correlation of the phenomenological content of consciousness with the modern developments of biohacking, it examines the methodological and subject connection in the study of the qualitativeness of consciousness and empirical developments of biohacking, different points of view are given on the connection of consciousness not only with the brain, but with the body as a whole, and the counter-argument of this position is given.

Текст научной работы на тему «Квалитативность сознания как одно из проблемных полей биохакинга»

QU AU A OF CONSCIOUSNESS AS ONE OF THE PROBLEMA TIC FIELDS OF BIOHACKING

Shcheglova Maria Igorevna, Postgraduate student, Assistant, Orenburg State University, Orenburg State Medical University, Orenburg

The article is devoted to the problem of correlation of the phenomenoiogicai content of consciousness with the modern developments of biohacking, it examines the methodological and subject connection in the study of the quaiitativeness of consciousness and empirical developments of biohacking, different points of view are given on the connection of consciousness not only with the brain, but with the body as a whole, and the counter-argument of this position is given.

Keywords: quaiia; biohacking; consciousness; enactivism; holism.

КВАЛИТА ТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ КАК ОДНО ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ПОЛЕЙ БИОХАКИНГА

Статья посвящена проблеме соотношения феноменологического содержания сознания с современными разработками биохакинга, в ней рассматривается методологическая и предметная связь в изучении квалитативное™ сознания и эмпирических разработках биохакинга, приводятся различные точки зрения на связь сознания не только с мозгом, но с телом в целом, даётся контраргументация этой позиции.

Ключевые слова: квалиа; биохакинг; сознание; энактивизм; холизм.

УДК 130.3 ВАК РФ 09.00.01

© Щеглова М.И., 2018

СО

1-Н

О си

-0 Q-

LQ <

ОЭ

си

Исследователи многих наук так или иначе рассматривают в своей проблемной области предметы философского изучения. Сознание, его сущность и специфические понятия, не только не становится исключением, но и выступает предметом "научной конкуренции" за первенство и примат в утверждении объяснительных теорий. Психологические науки, которые в начале XX века позиционировали себя как объективный инструмент для познания внутреннего мира человека, к середине прошлого столетия столкнулись с рядом методологических и концептуальных трудностей. Попытка утвердить бихевиоризм в качестве универсального объяснения природы сознания не увенчалась успехом, при этом вывела проблему субъективности в область кибернетики и когнитивисти-ки. В философии эта тенденция в наибольшей мере выразилась в трудах Патнема (позже, философ сам подверг критике свою теорию). Предложенная идиома о подобии деятельности мозга функционированию цифрового компьютера до сих пор является актуальной и коррелирует с темой исследования.

Примерно в это же время исследование сознания подвергается внутренней дифференциации, результатом которой стало выдвижение в сферу актуального проблемы квалитативности. И хотя обособление понятия "квалитативность" пришлось ещё на 20-е годы, аргументация сторонников панпсихизма вывело его на качественно новый уровень. Тимоти Л. С. Спридж задался вопросом "Каково быть летучей мышью?". Обращение к "переживательной" стороне мышления было мотивировано комментацией "философии процес-са"Уайтхеда.Уайтхед, вевою очередь,указывал на новаторство Лейбница в решении вопроса мышления монад, так как смог "объяснить, каково это должно было бы быть атомом" [1, 78]. Позже антиредукционист Т. Нагель вынесет этот тезис в заглавие своей известной статьи.

Скачок в технологиях и технике нейронаук, совершенствование метода МРТ позволили обогатить наши представления о работе мозга. Оговоримся, мы не затрагиваем в данном аспекте "эпистемологический разрыв", так как указание на применение новейших методик экспериментальной науки о мозге напрямую связано с проблемой биохакинга, в то время как о роли квалитатвиности,

V

S

205

ЩЕГЛОВА Мария Игоревна,

аспирант, ассистент,

Оренбургский

государственный

университет, Оренбургский

государственный

медицинский

университет, Оренбург

особого понятия философии сознания, речь пойдёт далее. К примеру, Н. Канвишер, научный сотрудник Массачусетского Технологического института, при помощи магнитно-резонансного сканирования исследует зрение, с которым связана почти половина областей коры человеческого мозга. В своём выступлении "Мозг - швейцарский нож" в 2014 году на конференции TED, учёная ставила цель объяснить, какие участки мозга ответственны за формирование образа лица другого субъекта.

Приведённая краткая ретроспективная справка [2] о "включении" различных наук в активный процесс познания феномена сознания, в том числе, квалиа, необходима для формулировки цели статьи: посредствам философского анализа квалитативности концептуально обозначить точки соприкосновения философии сознания и биохакинга. Добавим методологическое уточнение о том, что в соответствии с целью, не поставлены задачи онтологического изучения квалиа, в связи с чем, в статье будут рассмотрены различные подходы к проблеме, без ограничения дискурсом одной объяснительной концепции.

Рабочим определением "квалиа" целесообразно признать субъективное нетранслируе-мое качественное переживание, обладающее феноменологическим содержанием. Квалиа принято называть "техническим термином", то есть специальным термином исключительно области философии сознания. Замечание о "техническом" характере термина позволяет обозначить относительность познавательной состоятельности в смежных философии сознания науках. Так, учёные и мыслители, отстаивающие позицию примата языка физики или языка нейронаук, элиминирует данный термин за функциональной ненужностью. Однако, исследуя корреляцию или зависимость феноменологического содержания от тела (мозга), так или иначе имеют отношение к изучению квалиа (пусть и через контраргументацию).

Биохакинг - относительно молодое околонаучное направление, преследующее цель при помощи новейших научных разработок продлить жизнь и период её активной стадии. Интересно, что биохакинг не является академической дисциплиной в полном значении, а относится к так называемой "гаражной науке", в то время как популяризацию термина "квалиа" аналогично связывают не с академическим изучением сознания, а с наивным обращением к "народной психологии" [3].

Идеи биохакинга тесно связаны с идеями о киборгизации. И если ещё недавно этот про-

цесс рассматривался в рамках научной фантастики, то сегодня интеграция неорганической материи в тело человека порой носит вынужденный характер. Но какова связь квалитатви-ности и моделирования "живого"? Квалиа напрямую указывают на феноменологическое наполнение сознания, которое коррелирует с нашей самостью, концептом селфа. Стремясь усовершенствовать своё тело, пионеры биохакинга направляют вектор и на совершенствование сознания, ценностно актуального для нас в феноменологических субъективных переживаниях.

Обратимся к работам Томаса Метцингера, немецкому философу, специализирующемуся на философии сознания и нейроэтике. Он предлагает свою объяснительную концепцию сознания, со свойственным для набирающего популярность энактивизма, отрицанием понятия квалиа, но с признанием феноменологического содержания сознания. Метцингер не поверхностно редуцирует сознание к мозгу, не ограничивается эпифеноменализмом, а предлагает смотреть на сознание, как на орган. Новая "анатомия" человека предполагает два кластера. Первую группу органов формирует так называемое "аппаратное обеспечение": это реализованные на постоянной основе сердце, печень и такдалее. Ко второй группе Метцингер относит "виртуальные органы": "чувства (храбрость, гнев, вожделение) и феноменальное переживание наблюдения цветных объектов или прослушивания музыки или эпизодического припоминания" [4, 201]. Последние закрепились в результате процесса эволюции как адаптивный орган, а не завершающая точка или венец человеческого развития. Соответственно, развитие технологий позволят "дорабатывать" сознание. Однако не в традиционом "виртуальном" понимании и с условиям клинической коррекции, а с позиции сущногостного видоизменения. Иными словами, Метцингер допускает возможность, вмешиваясь в сознание, не только лечить органические поражения или психиарические отклонения содержания, а совершенствовать "туннель э го".

"Туннельэго"- центральное понятие в подходе Метцингера, напрямую следующее из "феноменальной себя-модели". То, что мы называем сознанием, с учётом части его квали-татвного содержания, не подлинное и адекватное отображение действительности, а маломерная проекция, некий индивидуальный конструкт. Наша чувственная ограниченность логически детерминировала ключевой

целью - выживание и адаптация, а не познание и полномасштабное отображение реальности. Сознательность представляется в виде своеобразного туннеля сквозь многообразие подлинности.

Автор утверждает, что такое понимание природы феноменального позволяет включить в дискурс нейронаук представление о "когнитивномусовершенствовании" и внедрении "косметической психофармакологии". Употребляя понятие "косметическое", Метцин-гер указывает на необходимость вывода наук о сознании на так называемый уровень "open source" - в открытый доступ для масс. Отметим, что этот критерий выступает целью биохакеров. "Как сегодня у насесть возможность выбрать...типы телесных модификаций, так же, вскоре, у нас появится возможность изменять нашу нейрохимию путём полностью контролируемой тонкой настройки [сознания]" [4, 211].

С гипотезами о совершенствовании сознания напрямую коррелирует разработка искусственного интеллекта и искусственного сознания. В философии сознания эти понятия были дифференцированы на концептуальном уровне с момента активного изучения вопросов квалиа и интернациональности. Ещё Нагель и Сёрль указывали, что создание функциональной сложной системы, способной в поведении быть интерпретированной как сознательная, не позволяет с необходимостью признавать её таковой [6].

Фейгл, одним из первых, пришел к мысленному эксперименту, схожему с известной "китайской комнатой" Сёрля.Фейгл описывал марсиан, которые изучают человеческое поведение, однако, все чувства и ощущения землян им чужды. Марсиане могли бы предсказать реакцию людей на шутки или их поведение, однако, они не могли бы обладать знанием о том, что чувствуют земляне в этих ситуациях.

Суть "Китайской комнаты" сводится к следующему. Допустим существование некоторой системы, которая состоит из самой комнаты, англоязычного человека и книг, содержащих все знания по грамматике китайского языка. Субъект способен изучить инструкции по китайской грамматике, и, когда ему передают письма на китайском языке, он способен отвечать на них, основываясь только на знаниях по верной комбинации иероглифов. Формально, мы наблюдаем общение между англоязычным субъектом и носителем китайского языка. Но на деле возникает вопрос: знает ли, понимает ли субъект китайский язык?

Эксперимент "Китайская комната" если и не поставил точку в дискуссии между сторонниками и противниками искусственного интеллекта, то обозначил для обеих сторон необходимость осознать сущностные отличия между симуляцией и дупликацией. На это указал Д. Коул в энциклопедической статье Стэндфор-да [6]. По его мнению, Сёрль недостаточно обосновано задаётся вопросом по отношению к искусственным органам, являются ли они симуляцией настоящих или их дубликатом. Анализируя функции, выполнимые этими органами, логично задаться другим вопросом: искусственное сердце на самом деле перекачивает кровь или симулирует этот процесс? На наш взгляд, мы имеем дело с семантической подменой и языковой игрой. Однако это не отменяет важности прояснения следующего положения: "совершенствование мозга (тела) посредством разработок биоинженерии и кибернетики приведёт к совершенствованию сознания и его квалитаивного содержания или будет симуляцией предельного содержания?".

Обратимся к мнению А. Дамасио, невропатолога, в отношении связи телесности с квали-тавтиностью. Интересучёного к неврологическим расстройствам во многом объясняет предпосылку теории соматических маркеров принятия решения, согласно которой сознательность не может быть рассмотрена обособлено от телесно-эмоциональных сигналов. Вплоть до начала 20-х годов XXI века сознание в большей степени анализировалось в рациональном ключе. Даже Райл, Куайн и Деннет, развенчивая представления о субстанциональности сознания, оперировали сведением интенциональности и квалитативности к дис-позиционным суждениям, цель которых - констатация намерений поведения. Эмоционально окрашенные интенциональные акты, к примеру, "я хочу чай", подменялись на "я иду за чаем". Однако некоторые энактивистские концепции, в том числе, идея Дамасио, указывают на ключевую роль эмоций в сущности сознания, утверждая, что интеллект не есть сознание.

В книге "Чувство происходящего" Дамасио выносит в подзаголовок тезис "тело и эмоции в процессе создания сознания" [7]. За телесную часть отвечают неосознаваемые нейрональ-ные паттерны, состоящие из нейрональной активности в сенсорной коре, когда те участвуют в обработке входящей информации о стимуле. Нейрональные паттерны поддаются эмпирическому анализу: их можно объективно

со

1-Н

О си

-0 Q-

LQ <

ОЭ

си

сдмт Г

S

207

измерить третьим лицом. Однако Дамасио считает целесообразным не элиминировать понятие квалиа в объяснении возникновения ментальных образов, а допустить потенциальную возможность объяснения их генезиса языком нейробиологии. Впрочем, ничего более конкретного он не говорит, предлагая просто вывести из научного дискурса понятие об эпистемологическом разрыве.

Необходимость рассмотрения сознания и его содержания в целокупности не столько с мозгом, сколько с телом, обосновывают и Ре-ган и Ное.

Допущение о прямой зависимости квали-татативного опыта от возможностей тела доказывает значимость изучения киборгизации человека. Технология синтеза неорганической материи с биологической системой - одна из исследуемых в течение биохакинга. Добавим, что, как и все рассматриваемые нами аспекты, возможность расширения возможностей сознания или их трансформации посредством внедрения дополнительной техники, является спорным. Так, отечественный нейрофизиолог К.В. Анохин, в рамках своей теории сознания, ограничивает потенциал подобных проектов. К примеру, если бы исследователи в теории трансплантировали человеку четыре руки, то мозг не смог бы использовать их в достаточной мере. Аналогично Л.Е. Гринин - российский философ и футурологи - отвергает на концептуальном уровне программу гиборги-зации, также ограничивая сознание исключительно работой мозга, сущностно определяемую функционированием биологической (и только) системы [8].

Примечательно, что получивший известность проект "Eyeborg" по внедрению так называемой "cyborg antenna" напрямую связан с традиционным примером квалитативного опыта - цветом. Данная антенна позволяет переводить цветовые частоты в звуковые. Впервые такая антенна была трансплантирована Н. Харбиссону, английскому художнику, а теперь и киборг-активисту. Художник с рождения страдал ахроматопсией и мог различать только серые оттенки. Однако после установки этой антенны Харбиссон смог различать цвета через звуковые волны, которые обычный человек воспринимать не может, в том числе инфракрасные и ультрафиолетовые. Подобные исследования широко освещаются в рамках конференции "Human by design", что доказывает актуальность темы. Стоит обозначить, что данный эксперимент не позволяет говорить о прорыве в создании восприятия каче-

ства, так как Харбиссон не видит цвета, а различает волны без цветовых квалиа.

Учитывая возможности "гаражной науки", некоторые эксперименты не носят столь фун-да ме нтал ьно го и технол о ги чески ёмко го ха ра к-тера, при этом могут обнаруживать философские проблемы, в целом, и методологические, в частности. Так, активисты "Science for the Masses" провели эксперимент с добровольцем Г. Лисино, которому вводилось вещество СЕ6. Целью было совершенствование ночного виденья. И хотя это сугубо функциональное исследование, сам ведущий автор испытания Д.Тиббеттс назвал инструменты оценки результатом субъективным. Спустя время, уже на автономной основе, Лисино принимал экстремальную дозы изменённой версии витамина А2, чтобы обрести способность видеть недоступные глазу человека длины волн света. Лисино утверждал, что входе опыта его восприятие цветов было изменено. Но и здесь фиксирование носило условно субъективный характер [8]. Побочный эффект в качестве изменения ощущения отчасти напоминает нам попытку разрешения мысленного эксперимента "инверсия цвета".

Английский философоэпохи Нового времени Дж. Локк в мысленном эксперименте "инверсия цвета" указывал, что если допустить ситуацию, когда все цвета станут своей инверсией, в речи не возникнет путаница. Это связано с тем, что словесное обозначение цвета закрепляется в ходе получения социального опыта, а не путём соотношения с ощущением цвета. То есть мы утверждаем, что яблоко красное не потому, что абсолютно знаем, что термин "красность" тождественен ощущению этого цвета, а потому, что в ходе научения речью закрепили этот термин за нашим ощущением.

С той разницей, что по условиям мысленного эксперимента, инверсия цвета должна произойти без функционального изменения цела (мозга или глаз), а в рамках приведённого примера именно биохимическое вмешательство привело к смене восприятия. Однако интересным оказывается не суть эксперимента, а обнаруженная трудность по транслируемо-сти воспринимаемого опыта. Квалитативное переживание по принятому техническому определению ограничивают доступностью исключительно первому лицу.

Таким образом, изучение сознания представляет междисциплинарную задачу, в которой философия играет концептуальную и методологическую роль. Философские объяснительные теории, понятийные ограни-

чения и дискуссии по проблемам инструментария изучения сознания способны выступать векторами для нейронауных исследований, в то же время достижения последних выступают посылками для эволюции философии сознания. Примером может служить критика столь привлекательного изначально направления бихивеоризма,его смена физикализмом, затем современным энактивизмом, с признанием особой роли феноменального. Всё больше не только философов, но и учёных, начинают говорить об ошибке в игнорировании тела как необходимого условия для возникновения качественного опыта - квалиа. Долгое время велись попытки вывести само понятие "квалиа" из философского дискурса в рамки "народной психологии".

Примечания:

1. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии / пер. с англ ; общ. ред. и вступ. ст. М. А. Кисселя. -М.: Прогресс, 1990 -316с.

2. История становления и содержательного обогащения проблемы субъективности и квалитатв-ности берёт своё начало ещё в античной философии. Отдельного исследования заслуживает

история эмпирически ориентированных наук о сознании. Нами умышленно не приводится детальный анализ критических замечаний отечественных (Анохин, Дубровский, Розенталь) и западных учёных (Свааб, Сет, Пенроуз, М.) по вопросам сознания, так как это не соответствует цели исследования.

3. Lewis D. Should a Materialist Believe in Qualia? Australasian Journal of Philosophy, vol. 73,1995. pp. 140-44.

4. Метцингер Т. Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель Эго// Золотой фонд науки - 2017 - 416 с.

5. Searle J. Chinese Room Argument :- The MIT Encyclopedia of the Cognitive Sciences. - MIT Press, 2001,- pp. 115-116.

6. Коул Д. Аргумент китайской комнаты 2014 -https://plato.stanford.edu/entries/chinese-room/ -[дата обращения: 10.11.2018]

7. Дамасио А. Чувство происходящего. - 1999.

8. Гринин А. Л., Гринин Л. Е. Кибернетическая революция и исторический процесс (технологии будущего в свете теории производственных революций) //Философия и общество. - 2015. - №1-;, 2.-С. 17-47. "

9. Лисино Г. Обзор ночного улучшения eyedrops с использованием хлорина Еб, 2015 - http:// scienceforthemasses. org/2015/03/25/a-review-on-night-enhancement-eyedrops-using-chlorin-e6 -[Дата обращения: 9.11.2018].

GO

i-H

О си

-О Q-

LQ <

ОТ

си

сдмт Г

s

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.