Научная статья на тему 'О феномене совести как этической категории'

О феномене совести как этической категории Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2160
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / ДОЛГ / РЕЛИГИЯ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / CONSCIENCE / MORALITY / PHILOSOPHY / PERSON / SOCIETY / DEBT / RELIGION / JUSTICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тарамова Мадина Султановна

Статья посвящена феномену совести, категории, изначально представленной в философии в качестве одной из главных этических проблем, которая трактовалась как осознанная нравственная оценка действий. Автором установлено, что совесть вкупе с сознанием является объектом внимания как науки, так и религии, поскольку ее феноменальность впервые обнаружена именно в религии. Многие ученые пытались понять суть и происхождение данной категории, каждый философ по-своему рассматривал ее природу. Ранее феномен считали личностным регулятивным механизмом, не уделяя должного внимания изучению объективного участия совести в реализации общественного контроля. Автором выявлено, что поведение личности определяется социальными правилами, традициями. Обретая опыт общественных взаимоотношений, человек обретает и знания о нравственных нормах, особенностях поведения. Его действия, взгляды и убеждения контролируются совестью, которая включает в себя понимание того, что должно и правильно. В ходе исследования философской категории совести, формирующей нравственную основу социального бытия, сделан вывод о необходимости разработки различных программ нравственного воспитания подрастающего поколения, т. е. решения важнейшей и актуальной задачи современности. Авторская позиция заключается в том, что при составлении программ следует учитывать и понятие совести, обеспечивающей слаженное функционирование системы ценностей. В современных исследованиях существуют различные подходы к определению этого многогранного понятия, но всех их объединяет идея о том, что совесть основа духовно-нравственного становления человека и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Phenomenon of Conscience as an Ethical Category

The phenomenon of conscience was originally regarded as one of the main ethical categories philosophically interpreted as a conscious moral evaluation of actions. Conscience, along with consciousness, is the focus of attention of both science and religion because it has been initially explained from a religious perspective. Many scientists tried to understand the essence and origin of this category. Every philosopher investigated the nature of conscience based on his/her own approach. Previously, the researchers treated this phenomenon as a personal regulatory mechanism and failed to focus on the objective participation of conscience in the implementation of public scrutiny. Based on the analysis, the author reveals that personal behavior is determined by social rules, traditions. Gaining the experience of social relationships, a person also acquires knowledge about moral and behavioral rules. Person’s actions, views, and convictions are controlled by the conscience that involves the understanding of what is proper and right. While studying the philosophical category of conscience which forms the basis of social being, the author concludes that it is necessary to develop various moral education programs for the younger generation. In this regard, one should consider the concept of conscience providing the harmonious functioning of the value system. There are different approaches to defining this multifaceted concept in modern studies, but they all agree that conscience is the basis of the spiritual and moral development of a person and society as a whole.

Текст научной работы на тему «О феномене совести как этической категории»

УДК 17.024

Тарамова Мадина Султановна

преподаватель кафедры философии Чеченского государственного университета

О ФЕНОМЕНЕ СОВЕСТИ КАК ЭТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Аннотация:

Статья посвящена феномену совести, категории, изначально представленной в философии в качестве одной из главных этических проблем, которая трактовалась как осознанная нравственная оценка действий. Автором установлено, что совесть вкупе с сознанием является объектом внимания как науки, так и религии, поскольку ее феноменальность впервые обнаружена именно в религии. Многие ученые пытались понять суть и происхождение данной категории, каждый философ по-своему рассматривал ее природу. Ранее феномен считали личностным регулятивным механизмом, не уделяя должного внимания изучению объективного уча-стия совести в реализации общественного контроля. Автором выявлено, что поведение личности определяется социальными правилами, традициями. Обретая опыт общественных взаимоотношений, человек обретает и знания о нравственных нормах, особенностях поведения. Его действия, взгляды и убеждения контролируются совестью, которая включает в себя понимание того, что должно и правильно. В ходе исследования философской категории совести, формирующей нравственную основу социального бытия, сделан вывод о необходимости разработки различных программ нравственного воспитания подрастающего поколения, т. е. решения важнейшей и актуальной задачи современности. Авторская позиция заключается в том, что при составлении программ следует учитывать и понятие совести, обеспечивающей слаженное функционирование системы ценностей. В современных исследованиях существуют различные подходы к определению этого многогранного понятия, но всех их объединяет идея о том, что совесть - основа духовно-нравственного становления человека и общества в целом.

Ключевые слова:

совесть, нравственность, философия, человек, общество, долг, религия, справедливость.

https://doi.org/10.24158/fik.2019.5.4

Taramova Madina Sultanovna

Lecturer, Philosophy Department, Chechen State University

THE PHENOMENON OF CONSCIENCE AS AN ETHICAL CATEGORY

Summary:

The phenomenon of conscience was originally regarded as one of the main ethical categories philosophically interpreted as a conscious moral evaluation of actions. Conscience, along with consciousness, is the focus of attention of both science and religion because it has been initially explained from a religious perspective. Many scientists tried to understand the essence and origin of this category. Every philosopher investigated the nature of conscience based on his/her own approach. Previously, the researchers treated this phenomenon as a personal regulatory mechanism and failed to focus on the objective participation of conscience in the implementation of public scrutiny. Based on the analysis, the author reveals that personal behavior is determined by social rules, traditions. Gaining the experience of social relationships, a person also acquires knowledge about moral and behavioral rules. Person's actions, views, and convictions are controlled by the conscience that involves the understanding of what is proper and right. While studying the philosophical category of conscience which forms the basis of social being, the author concludes that it is necessary to develop various moral education programs for the younger generation. In this regard, one should consider the concept of conscience providing the harmonious functioning of the value system. There are different approaches to defining this multifaceted concept in modern studies, but they all agree that conscience is the basis of the spiritual and moral development of a person and society as a whole.

Keywords:

conscience, morality, philosophy, person, society, debt, religion, justice.

Сегодня огромное внимание уделяется морально-нравственному развитию личности на всех этапах ее становления, что предопределяет изучение феномена совести как фактора, который помогает личности сделать выбор. Последний зависит от осознания того, что является для человека правильным и единственно верным. Актуальность исследования рассматриваемой категории объясняется тем, что, по мнению ряда ученых, наблюдается упадок нравственности современного общества, его духовности под влиянием различных факторов.

Концепт «совесть» имеет множество определений, и каждый соизмеряет такое понятие с собственным мировоззрением, основываясь на общепризнанных категориях добра и зла, на том, что правильно или неправильно. Наличие такого понимания позволяет человеку ориентироваться в жизни. Совесть является стимулом, который способствует совершенствованию личности, духовно-нравственной основой, помогающей принимать верные решения. Данная категория сопряжена с другими морально-нравственными категориями, она выражает понимание личностью своего несоответствия идеалам и связана с чувством ответственности. В отечественной философии, в работах A.A. Гусейнова, П.И. Казанского, Т.А. Дронова, Л.М. Архангельского, З.А. Бербешкиной, Р.Г. Апресяна, В.В. Столина, Л.А. Попова, К. Муздыбаева и других авторов,

понятие «совесть» изучалось в контексте исследования нравственности, ее осмысления как результата взаимосвязи человека и социума. В психологической науке XX в. совесть рассматривалась как морально-нравственная основа духовности индивида, как наивысшее нравственное качество в трудах И.С. Кона, О.П. Рылько, П.М. Якобсона, К.К. Платонова. Сегодня также уделяется немало внимания этой проблеме, которая находит отражение в исследованиях С.А. Герасимова, М.В. Рукавишниковой, В.И. Дружинина, C.B. Стеклянниковой, Б.Г. Шахмановой, Б.Р. Татаровой,

A.Е. Бочкарева, Е.К. Веселовой, Е.В. Головлевой, Д.В. Мастерова, Ш.Д. Мусаевой, В.В. Комарова.

В современной философской мысли совесть исследуется во взаимосвязи с социумом. Д.В. Мастеров определяет ее как метасоциальный феномен нравственного сознания человека, исследуя содержание и реализацию совестного акта применительно к социальной практике [1, с. 7].

B.В. Комаров понимает под этим словом целостное динамическое явление, развивающееся как гармоничное взаимодействие психологических характеристик, имеющих ценностную природу [2, с. 5]. Согласно точке зрения С.А. Герасимова, его смысл сопряжен с принятием личностью ответственности за свои действия, согласно требованиям совести [3, с. 89].

Совесть - это прежде всего совокупность правил и морально-нравственных идеалов, суждение, которое можно трактовать по-разному: как мнение о проступке, ставшем причиной укоров совести, или как оценивание нравственности индивида, совершившего проступок. Для русской культуры данная категория очень важна. Считается, что до тех пор, пока у человека есть хоть капля совести, он не потерян для общества. В английском языке это слово по значению имеет и сходство с русским, и некоторые различия: оно определяется как часть нашего сознания, которая говорит нам о том, насколько правильными или неправильными являются наши поступки. К примеру, совесть в английском языке также укоряет, обвиняет или, наоборот, исцеляет, бывает беспокойной, злой, она всегда связана с правдой, частью человеческого сознания, напоминающего о характере наших действий. В русской лексике анализируемый концепт предстает как абсолютно самостоятельное «существо», не способное ужиться с нами, что подтверждает целый ряд различных определений, эпитетов совести (чистая, нечистая, спокойная, больная), присущих и душе.

Этимологический анализ свидетельствует о восприятии совести как категории морали, которая восходит к религиозным заповедям, а затем распространяется как явление, отражающее духовное состояние личности. В социогуманитарных науках совесть трактуется не только на основании отличий и особенностей воздействия, но и с позиции ценности и значимости. Этическое восприятие понятия «совесть» предстает как эмоционально-психологическая категория личности, выполняющая функцию самоконтроля, осознания вины, чувство нравственной ответственности.

Как отмечает С.А. Барсукова, «совесть является важнейшей побудительной силой к нравственному совершенствованию человека» [4, с. 29]. Ее характеризуют как неотделимую составляющую духовности человека, она проявляется в качестве механизма нравственной самореализации [5, с. 18]. Е.К. Веселова считает, что «совесть нельзя рассматривать только как психологический феномен, она выступает далеко за рамки личности человека и регулирует его отношения и взаимодействие с реальностью, миром, другими людьми» [6, с. 134]. По мнению М.А. Арямно-вой, «совесть играет в жизни общества огромную роль, являясь моральным регулятором поведения личности в повседневной жизни и в общественных отношениях» [7, с. 41].

Несмотря на противостояние науки и религии, понимание феномена совести в этих областях практически не различается. Если в религии совесть имеет божественное начало, то в науке ее возникновение интерпретируется как следствие понимания личностью законов и правил, бытующих в социуме, как общественно обусловленный феномен. Чтобы лучше понять природу совести, необходимо акцентировать внимание на представлениях о нравственности и морали. Мораль - это социально признанные правила поведения, предъявляемые человеку, которые он обязан соблюдать. Их несоблюдение считается аморальностью. Л. Кольберг, один из основателей теории развития нравственности, отмечает, что мораль базируется на абстрактных воззрениях в совокупности с универсальными этическими принципами [8, p. 614].

Нравственность - это правила и нормы, отражающиеся в сознании человека, которые он понимает и признает верными. Нравственным является наше поведение, побуждаемое совестью и контролируемое сознанием. Несоответствие действий человека данным правилам вызывает угрызения совести, а поступки определяются как безнравственные. Оценивание нравственности или безнравственности собственного поведения осуществляется личностью, а моральность или аморальность действий оценивается обществом. Формирование нравственного сознания личности подразумевает понимание и признание важности следования нравственным правилам, бытующим в обществе, как своим личностным идеалам.

Например, как отмечает в своей работе М.М. Бетильмерзаева, в этнической культуре чеченцев сложилась метафора, определяющая несовместимость нравов некоторой части людей. Данная метафора демонстрирует выпадение человека из цепочки причинно-следственных связей и вовлеченности в культурные смыслы, где царствует свобода выбора быть тем, кем хочешь. Будучи культур-

ным существом, обладающим разумом, он создает пространство вокруг себя и становится его жителем [9, с. 33]. Одним из инструментов организации культурного пространства является совесть, которая обосновывает свою принадлежность ко всем аспектам жизнедеятельности человека, являясь не только осуществлением надлежащего, но самовыражением, проявлением уникальности личности.

Бытие - это умение взаимодействовать с собственной совестью, и важнейшие решения человек принимает, опираясь на голос совести. Она является не только личным, но и социальным регулятором. Несмотря на все исторические изменения, различия во мнениях философов, становится понятным, что одна из основных задач совести - самоконтроль. Многочисленные определения категории совести сходны в том, что содержат следующую значимую идею: она напоминает личности о нравственных обязательствах перед богом, собой и обществом, не допускает снисходительного отношения к себе. Этика не способна воспитать совесть, но может определить ее значение и место в жизнедеятельности. Данный феномен, на наш взгляд, целесообразно признать нравственной интуицией личности. У одних она очень развита, у других -проявляется крайне редко. Состояние совести человека и социума помогает определить морально-нравственное здоровье личности и общества в целом.

С точки зрения индивидуалистической концепции совесть рассматривается как желание соотносить свои стремления и действия только со своими нравственными нормами и идеалами. В этом смысле совесть трактуется как количественно-качественное взвешивание поведения, намерений. Следовательно, основным понятием в такой совокупности значений выступает нравственность, которая соизмеряется с действиями человека. Его поведение - процесс контролирования совершаемых поступков, самосознание, поэтому совесть - главный регулятор наших действий.

Проведенное исследование сущности феномена совести, ее внутренних механизмов позволяет констатировать, что, несмотря на многогранность рассмотренного понятия, его влияния на существование людей, различные объяснения концепта дают огромные возможности для воспитания и становления нравственной личности. Как именно будет развиваться человек, зависит от общественной среды, в которой он существует, от того, кто будет воспитывать его, какие усилия он будет предпринимать самостоятельно, чтобы впоследствии стать высоконравственной личностью.

В заключение отметим, что совесть - высшая ступень бытия. Насколько человек будет совестлив, зависит только от его взглядов и убеждений. Совесть - главная категория нравственности, контролирующая поведение человека посредством высших правил и законов морали. Даже в самые непростые периоды жизни она позволяет сохранять достоинство и с честью выходить из сложных ситуаций.

Ссылки:

1. Мастеров Д.В. Метасоциальные основания совести : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2014. 22 с.

2. Комаров В.В. Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004. 25 с.

3. Герасимов С.А. Совесть как феномен духа // Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 3 (54). С. 88-104.

4. Барсукова С.А. Теоретико-методологические подходы к пониманию совести в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 3. С. 29-38.

5. Барсукова С.А. Понимание совести в отечественной психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 4. С. 15-21.

6. Веселова Е.К. Совесть как психологический феномен // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 4. С. 127-135.

7. Арямнова М.А. Проблемы совести в философии и психоанализе // Перспективы науки. 2011. № 10 (25). С. 37-43.

8. Kohlberg L., Elfenbein D. The Development of Moral Judgments Concerning Capital Punishment // American Journal of Orthopsychiatry. 1975. Vol. 45, no. 4. P. 614-640. https://doi.org/10.1111/j.1939-0025.1975.tb01191 .x.

9. Бетильмерзаева М.М. Бытие человека: социокультурные аспекты : монография. Махачкала, 2014. 106 c.

References:

Aryamnova, MA 2011, 'Problems of Conscience in Philosophy and Psychoanalysis', Perspektivy nauki, no. 10 (25), pp. 3743, (in Russian).

Barsukova, SA 2009, 'Understanding the Conscience in the Domestic Psychology', Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskiye nauki, no. 4, pp. 15-21, (in Russian).

Barsukova, SA 2011, 'Theoretical and Methodological Approaches to the Understanding of Conscience in Russian Psychology', Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika, no. 3, pp. 29-38, (in Russian). Betilmerzaeva, MM 2014, Human Being: Sociocultural Aspects: a Monograph, Makhachkala, 106 p., (in Russian). Gerasimov, SA 2007, 'Conscience as a Phenomenon of the Spirit', Moskovskiy psikhoterapevticheskiy zhurnal, no. 3 (54), pp. 88-104, (in Russian).

Kohlberg, L & Elfenbein, D 1975, 'The Development of Moral Judgments Concerning Capital Punishment', American Journal of Orthopsychiatry, vol. 45, no. 4, pp. 614-640, https://doi.org/10.1111/j.1939-0025.1975.tb01191 x.

Komarov, vV 2004, Conscience as a Factor of Moral Self-Regulation of Personality, PhD thesis abstract, Tambov, 25 p., (in Russian).

Masterov, DV 2014, Metasocial Foundations of Conscience, PhD thesis abstract, Krasnodar, 22 p., (in Russian). Veselova, EK 2009, 'Conscience as a Psychological Phenomenon', Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika, no. 4, pp. 127-135, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.