Научная статья на тему 'О феномене «Синдрома конечной остановки» в экономической теории продолжение. Начало в № 21(243), 22(244), 23(245)'

О феномене «Синдрома конечной остановки» в экономической теории продолжение. Начало в № 21(243), 22(244), 23(245) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМЕСТИКАЦИЯ / КАПИТАЛ / СОБСТВЕННОСТЬ / ПРЕВОСХОДСТВО / ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ / МАКРОСТРУКТУРА / СОВОКУПНЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косьмин Анатолий Данилович, Кузнецова Ольга Павловна

В статье излагается концепция совокупного капитала общества, являющегося результатом диалектического, «снимающего» (т.е. и отрицающего, и сохраняющего в развитии) критического переосмысления предшествующих теорий, утративших абсолютную истинность в условиях качественно новой эпохи, императивом которой является идеология антропоцентризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the phenomenon of “the Peter Principle” in economic theory. Continuation. Beginning in No. 21(243), No. 22(244) and No. 23(245)

The concept of the society total capital born of dialectic, “lifting” (i.e. abnegative and preserving in development) critical rethinking of the preceding theories, which lost their universality in the conditions of a whole new epoch having anthropocentrism ideology for imperative.

Текст научной работы на тему «О феномене «Синдрома конечной остановки» в экономической теории продолжение. Начало в № 21(243), 22(244), 23(245)»

о феномене «синдрома

конечной остановки» в экономической теории

Продолжение. Начало в № 21(243), 22(244), 23(245) «рп»

Аннотация

В статье излагается концепция совокупного капитала общества, являющегося результатом диалектического, «снимающего» (т.е. и отрицающего, и сохраняющего в развитии) критического переосмысления предшествующих теорий, утративших абсолютную истинность в условиях качественно новой эпохи, императивом которой является идеология антропоцентризма.

Ключевые слова: доместикация, капитал, собственность, превосходство, потребительная стоимость, макроструктура, совокупный капитал

Макроструктуру совокупного человеческого капитала можно представить в виде синер-гетического дерева, имеющего корневую систему (природный, физический и интеллектуальный капитал), ствол (интеллектуальный капитал) - артерию, по которой он циркулирует от корневой системы к кроне дерева (административному и медиатическому капиталу) и обратно, ветви - различные формы капитала, в которые конвертируется интеллектуальный капитал (культурный, социальный и др.). Интеллектуальный капитал можно сравнить с «кровью» экономического организма, обеспечивающей ему нормальную жизнедеятельность [4].

Совокупный капитал

Таким образом, совокупный капитал с неэкономическими его формами следует определять как систему капитализированных интеллектуальных знаний, способностей, дарований, и опыта, результатом

Косьмин

Анатолий Данилович

д-р экон. наук, профессор, академик РАЕН Kosmin.39@mail.ru

Кузнецова Ольга Павловна

д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой

кафедра

муниципального,

государственного

управления и

таможенного

дела, Омский

государственный

технический

университет

экономическ

/

_^ у_ щи

кой Ё

интеллектуальный

капитал можно сравнить с «кровью» экономического —организма, беспечивающей

_ему нормальную

жизнедеятельность

созидательного использования которых являются соответствующие жизненные блага, удовлетворяющие более рациональные, социально-перспективные потребности человека.

Все формы инкорпорированного в личности капитала одновременно потребляются и развиваются, т.е. «работают» на человека, на достижение более высокого уровня его развития и совершенствования, и являются воплощенной в ней мерой совокупной способности приносить доход и удовольствие [4]. Изложенная концепция совокупного капитала общества как универсального ресурса цивилизованного развития общества представляет собой не новую теорию капитала (или новое учение капитала), а дальнейшее развитие предвосхищенной К. Марксом концепции определенного «набора» форм капитала и теории человеческого капитала (Шульца Т. и Беккера Г.). И потому она не замещает их, а в определенной мере дополняет и обогащает, но не является льтернативной указанным концепциям. Авторская концепция является результатом диалек-еского, «снимающего» (т.е. и отрицающего, и сохраняющего в развитии) критического переосмысления предшествующих теорий, не претендующих на абсолютную истинность в условиях качест-енно новой эпохи, императивом которой является еология антропоцентризма, в которой человек ассматривается как главное мерило и критерий всех событий в мире на основе признания приоритета нравственных начал над экономическими, когда нравственный капитал становится гораздо важнее материального (Н. Чернышевский), а главным человеческим назначением в современном мире является реализация нравственного капитала, без чего все остальное теряет смысл (А. Швейцер, Л. Толстой, Ф. Достоевский).

Признав значимость и влиятельность марксовой концепции капитала и концепции человеческого капитала Г. Беккера и Т. Щульца, с одной стороны, следует признать и их ограниченность, с другой стороны. Речь идет о том, что в этих концепциях человек рассматривается в зауженном горизонте всего лишь как потребляемый и потребляющий (Смит А. подчеркивал, что взгляд на человека лишь как на производительную силу равносилен оскорблению человеческой природы).

российское предпринимательство, № 24(246)/декабрь 2013

У К. Маркса человек, наемный рабочий рассматривается исключительно как потребляемый, результатом чего является производство прибавочной стоимости, а у основоположников концепции человеческого капитала он рассматривается преимущественно с позиций опосредованного влияния на экономическое производство, и лишь незначительно с позиции «доходности», определенного влияния на благосостояние человека, прежде всего как потребляемого, используемого в процессе производственной или социальной практики. Человека же следует рассматривать в более широкой перспективе, ибо человеку, по определению, свойственно стремление к выражению и реализации своей человеческой сущности во всех сферах жизнедеятельности. Совокупный капитал определяется как превращенная форма совокупной потребительной стоимости человека и более высокий уровень благосостояния и совершенства самого человека (см. рис. 1). Все формы инкорпорированного в личности капитала одновременно потребляются и развиваются, т.е. «работают» на человека, на достижение более высокого уровня его развития и совершенствования, на плавное преодоление рыночной экономической безнравственности и подчинение хозяйственных процессов целям и интересам духовного, всестороннего развития человека. Разработанная теория совокупного общественного капитала включает в себя теорию капитала Маркса как частный случай, ограниченный теми социальными реалиями, в которых он творчески трудился. Она преодолевает зауженное представление о капитале, как феномене исключительно капиталистического способа производства и иллюстрирует его восходящее движение (развитие) по различным траекториям, отличающимся друг от друга соответствующими им доминирующими формами капитала на современном этапе развития общества базисный, вещественно-энергетический капитал, придавший невиданное ускорение развитию производительных сил и породившей надстроечные, неэкономические формы, передают эстафету последним. [3]. И последнее. Обозреть капитал, как явление, необходимо не только на поле реального сектора экономики, но и за его пределами, где трудятся представители «...самых легкомысленных профес-

главным человеческим

назначением_

в современном мире является реализация

нравственного_

капитала, без чего все остальное теряет смысл

экономическаятеория

Явленче- Модули

ские формы Природный Физический Веществен- Социальный Культурный Админи- Политиче- Гуманисти- Медиатиче- Интеллекту-

модулей но-энерге- стративный ский ческий ский альный

тический

Инкорпо- Само- Совокуп- Экономиче- Соблюдение Социально Регулирова- Мобилиза- Целостная Производст- Професси-

рированная воспроиз- ность про- ская до- обяза- выстроен ние доступа ция коллек- система во убежде- ональные

(диспози- водство. изводствен- бавленная тельств. ные формы к ресурсам тив воззрений ний, гума- знания, ква-

ции, спо- Разум. ных способ стоимость. Доверие. влечения. и деятель- ных дейст- на социаль- нистических лификация.

собности) ностей Максималь- Толеран- Навыки ности вий ную жизнь идеалов и Умения,

ная ликвид- тность. социализа- принципов. навыки.

ность. Нормы. ции.

Объективи- Ресурсы, Психофи Средства Сеть со- Культур Материаль Партии, Формы Электрон- Программы,

рованная флора, зиологи производ- циальных ные ные и фи- обществен обществен ные и патенты,

фауна, ческие ства. связей. фонды, нансовые ные движе- ного бумажные тексты, ноу-

человек качества Товары. Репутация. узнавае ресурсы ния, сознания. носители хау, техно-

Деньги. мые знаки, организа Заповеди. различных логии.

Ценные символы. ции Идеалы. форм пу-

бумаги. бличного

обращения

к аудито-

рии.

Институци- Права соб- Медицин- Права соб- Социальные Статусные Должност- Структуры Всеобщая Законода- Права соб-

онализиро- ственности. ские заклю- ственности, круги. группы. ные струк- лидерства Декларация тельные и ственности.

ванная Права чело- чения трудовое Аристокра- Образо- туры. прав чело- подзакон- Система

века. законода- тический вательная Статусные века 1948 ные акты формаль-

тельст титул. квалифика- позиции. г. Устав ных серти-

во. ция. ООН 1975г. фикатов.

Конституция

РФ. Гра-

жданский

и иные

кодексы.

Рис. 1. Модули совокупного капитала и ихявленческие формы

сий - юристы, писатели всякого рода, актеры, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр. [13].

Потребительная стоимость человека

Напомним, что к основному капиталу А. Смит относил в том числе и приобретенные, и полезные способности всех носителей или членов общества. Он писал: «приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, который как бы реализует в его личности (фиксированный и овеществленный, так сказать, в его личности). Эти способности, являясь частью состояния (достояния)1 такого лица вместе с тем становятся частью богатства всего общества, к которому оно принадлежит»[13]. Далее Смит говорит о том, что каждый отдельный человек стремится использовать свой труд и капитал таким образом, чтобы продукт его обладал наибольшей ценностью. Воплощенный в личности основной капитал, присутствующий в каждой ее потребительской стоимости, точно также как и материально-вещественный, не может приносить какой-либо доход или удовлетворение иначе, как только при помощи оборотного капитала, из которого первоначально и возникает основной капитал. Основной и оборотный капитал - это чередующиеся формы одного и того же капитала в различных фазах его кругооборота. Основной капитал вступает в обращение как стоимость, а оборотный капитал - как потребительная стоимость и стоимость. Оборотный капитал, так же как и труд, включается в состав основного капитала по всей потребительской стоимости - часть труда (работа над собой) и средств применяются не для производства подлежащих обмену продуктов (труда), а для производства самого человека (часть оборотного капитала имеет потребительскую стоимость только для воспроизводства основного капитала и производится только для основного капитала). Воплощенный в личности совокупный капитал обращается как стоимость лишь по мере того, как он

человеку,

по определению,

свойственно_

стремление к выражению и реализации

сущности

жизнедеятельности

1 «.Человек рождается целостным, и остается таковым, пока существует, в нем целое предшествует частям и присутствует в каждой части»(Н. Бердяев).

экономическ

Шяте°рШ

каждый отдельный человек стремится

обладал наибольшей _ценностью

п

кой

потребляется в качестве потребительных стоимостей посредством отчуждения, совершающегося в акте обмена. Так, например, обладатель культурных потребительных стоимостей (музыкального дара и проч.) с целью получения дохода преобразует их в стоимость, в оборотный капитал (музыкальное произведение) и отчуждает его в результате обмена, одновременно доставляя удовольствие не только органам чувств потребителя, но и его интеллекту, уму. Качеством утонченности и изящества обладают не только музыкальные произведения, но и, например, научные теории и концепции. Оборотный капитал постоянно покидает (выходит из рук) своего хозяина в определенной форме - как продукт (художественные произведения, картина, и т.д.), чтобы вернуться в другой форме - как условие раз-ия индивида (воспроизводство элементов его новного капитала), его функций (деятельност-х). И только посредством этого обращения и следовательных обменов он приносит доход и придает динамизм обновлению человека, накоплению и воспроизведению различных воплощенных форм капитала (они способны быть одновремен-апасом, и потоком в том смысле, что в круго-и кумулятивном процессе их использования повременно осуществляется воспроизведение). Действие человека, обладателя определенных потребительных стоимостей, можно описать следующей триадой:

1) формирует, придумывает идею, идеальный объект;

2) самостоятельно реализует ее, превращая в продукт, объект, используя ресурсы, способности, дарования, ему принадлежащие;

3) социализирует свою идею, получая одобрение других посредством отчуждения материализованной идеи (что происходит путем продажи и покупки).

Вывод

В заключении отметим, что капитал в современном обществе представляет ценность не только экономическую, но и культурную, нравственную и эстетическую. Он является не только фактором, используемым в процессе производства, постоянно возобновляемым и неисчезающим, но и ресурсом - источником доходов, удовольствия наслаждения и вдохновения (культурный капитал и др.), ресур-

I . М / ^_

российское предпринимательство, № 24(246)/декабрь 2013

сом, потребление которого приносит удовольствие не только органам чувств, но и интеллекту, уму. Капитал как благо не может быть предметом вожделения - оно не приносит человеку пользы. Человек ориентирован на полезные функции, которые связаны с этим благом.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994.

2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб: Азбука, 2002.

3. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.4.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.23.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.25. - Ч. I

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.25. - Ч. II

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.46. - Ч.11

9. Маршалл А.Т. Принципы экономической науки. -Т.2. - М., 1993.

10. Мельников О.Н. Случайно ли наступление эпохи креативной экономики? // Креативная экономика. - 2013. - № 2 (74). - с. 118-126. - http://www. creativeconomy.ru/articles/28292/.

11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: ЭКСМО, 2009.

12. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. - М., 1989.

Anatoly D. Kosmin

Doctor of Economics, Professor, Academician of Russian Academy of Natural Sciences, Academic Department of Municipal and public administration and Customs, Omsk State Technical University

Olga P. Kuznetsova

Doctor of Economics, Professor, Head of the Academic Department, Omsk State Technical University

On the phenomenon of "the Peter Principle" in economic theory

Continuation. Beginning in No. 21(243), No. 22(244) and No. 23(245)

_Abstract

The concept of the society total capital born of dialectic, "lifting" (i.e. abnegative and preserving in development) critical rethinking of the preceding theories, which lost their universality in the conditions of a whole new epoch having anthropocentrism ideology for imperative.

Key words: domestication, capital, propriety, excellence, use value, macrostructure, aggregate capital

экономическаятеория

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.