Научная статья на тему 'О ФАНТАСТИКЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

О ФАНТАСТИКЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2237
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фантастика / фантастическая литература / разновидности фантастической литературы / fiction / fantastic literature / varieties of fantastic literature

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ю С. Коробейникова

Цель исследования заключается в попытке систематизировать способы определения жанровых признаков и особенностей фантастической литературы и её разновидностей: классической (волшебной или литературной) сказки, фэнтези, литературы ужасов, научно-фантастической литературы. Исследование проводилось на основе методики анализа разновидностей фантастической литературы, разработанной С.Г. Шафиковым, и базировалось на сопоставительном, структурно-семантическом подходах к изучению фантастики. В статье рассмотрен термин «фантастика», определены характерные признаки и особенности фантастической литературы, а также проанализированы основные направления фантастики. Полученные результаты позволили сделать вывод, что разновидности фантастической литературы имеют ряд общих свойств, а также способов организации модели художественного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SCIENCE FICTION AND FANTASY LITERATURE

The objective of the study is to systematize the ways of determining genre features and features of fantastic literature and its varieties: classic (magical or literary) fairy tales, fantasy, horror literature, science fiction literature. Methods of scientific work: the research is carried out on the basis of the methodology of analysis of varieties of fantastic literature developed by S.G. Shafikov, and is based on comparative, structural and semantic approaches to the study of fiction. The article considers the term “fiction”, defines the characteristic features and features of fantastic literature, and analyzes the main directions of fiction. The obtained results allow to conclude that the varieties of fantastic literature have a number of common properties, as well as ways of organizing the model of the artistic world.

Текст научной работы на тему «О ФАНТАСТИКЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

13. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Москва: Наука, 1984-1985.

14. Седов С.А. Сказки про Змея Горыныча. Москва: Дрофа, 2000.

15. ФШВ№$9. Zhöngguo mfnjiän gush. Available at: http://www.61w.cn/news/tonghua/

16. Китайские народные сказки. Available at: http://skazkoved.ru/index.php?fid=1&sid=14

17. Сказочный портал. Available at: https://needlewoman.ru/articles/skazka-pro-lunnogo-zaytsa.html

18. Березкин Е.Ю., Дувакин Е.Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог Available at: https://ruthenia.ru/folklore/berezkin/

19. Исхакова РМ. Герои китайских народных сказок. Проблемы и перспективы развития науки и образования. Материалы Международной научно-практической конференции. Кишинев, 2017: 190-193.

20. Ло С. Животные в русских и китайских народных сказках. Мир детства в современном образовательном пространстве. 2009; Выпуск 1: 39-42. References

1. Denisova 'E.S., Devyatiyarov D.V., Ignatova Yu.A., Kameneva V.A. i dr. Aktual'nye napravleniya sovremennoj lingvistiki. Chasf 1: Yazyk - Kul'tura - Poznanie. Moskva: Pero, 2021.

2. Krasnyh V.V. Kody i 'etalony kul'tury (priglashenie k razgovoru). Yazyk, soznanie, kommunikaciya. 2001; Vypusk 19: 5-19.

3. Ojnotkinova N.R. Kul'turno-semioticheskie kody kalendarnoj obryadnosti yuzhnyh altajcev. Sibirskij filologicheskijzhurnal. 2016; № 4: 5-18.

4. Izotova N.N. K voprosu o prochtenii «kul'turnogo koda» v lingvokul'turologii. Kul'tura i civilizaciya. 2020; T. 10, № 4A: 5-11.

5. Tagaev M.Dzh. Lingvokul'turnyj kod kak klyuch k ponimaniyu nacional'nyh obrazov. Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo slavyanskogo universiteta. 2022; T. 22, № 2: 90-95.

6. Donova O.V. Sopostavlenie simvolov v kul'turnoj semantike frazeologizmov kitajskogo i russkogo yazykov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2009; № 3 (15): 78-82.

7. Repnyakova N.N. Semantika obraza cherepahi v kitajskih narodnyh skazkah. Omskijnauchnyj vestnik. 2013; № 2 (116): 146-148.

8. Repnyakova N.N. Semantika obraza drakona v kitajskih narodnyh skazkah i idiomah. Filologicheskie nauki. Voprosy teoriiipraktiki. 2017; № 8 (74), Ch. 1: 120-123.

9. F'en Yu. Metafora personifikacii v narodnyh skazkah o zhivotnyh (na materiale russkogo i kitajskogo yazykov). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2018; Vypusk 9 (801): 172-183.

10. Batyrshin Sh.F. Obrazy mificheskih zhivotnyh v russkoj, bashkirskoj i kitajskoj lingvokul'turah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 470-472.

11. Ojnotkinova N.R. Mifologicheskaya kartina mira altajcev: koncepty, motivy, syuzhety. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj universitet, 2021.

12. Tolstaya S.M. Motivacionnye semanticheskie modeli i kartina mira. Russkijyazyk v nauchnom osveschenii. 2002; № 1 (3): 112-127.

13. Afanas'ev A.N. Narodnyerusskie skazki. Moskva: Nauka, 1984-1985.

14. Sedov S.A. Skazki pro Zmeya Gorynycha. Moskva: Drofa, 2000.

15. ФШВ№$9. Zhöngguo mfnjiän gush. Available at: http://www.61w.cn/news/tonghua/

16. Kitajskie narodnye skazki. Available at: http://skazkoved.ru/index.php?fid=1&sid=14

17. Skazochnyjportal. Available at: https://needlewoman.ru/articles/skazka-pro-lunnogo-zaytsa.html

18. Berezkin E.Yu., Duvakin E.N. Tematicheskaya klassifikaciya iraspredelenie fol'klorno-mifologicheskih motivovpo arealam. Analiticheskij katalog. Available at: https://ruthenia.ru/ folklore/berezkin/

19. Ishakova R.M. Geroi kitajskih narodnyh skazok. Problemy i perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kishinev, 2017: 190-193.

20. Lo S. Zhivotnye v russkih i kitajskih narodnyh skazkah. Mir detstva v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. 2009; Vypusk 1: 39-42.

Статья поступила в редакцию 24.11.22

УДК 82-312.9:82-344

Korobeinikova Yu.S, postgraduate, Faculty of Philology, Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: [email protected]

ABOUT SCIENCE FICTION AND FANTASY LITERATURE. The objective of the study is to systematize the ways of determining genre features and features of fantastic literature and its varieties: classic (magical or literary) fairy tales, fantasy, horror literature, science fiction literature. Methods of scientific work: the research is carried out on the basis of the methodology of analysis of varieties of fantastic literature developed by S.G. Shafikov, and is based on comparative, structural and semantic approaches to the study of fiction. The article considers the term "fiction", defines the characteristic features and features of fantastic literature, and analyzes the main directions of fiction. The obtained results allow to conclude that the varieties of fantastic literature have a number of common properties, as well as ways of organizing the model of the artistic world.

Key words: fiction, fantastic literature, varieties of fantastic literature.

Ю.С. Коробейникова, аспирант, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, E-mail: [email protected]

О ФАНТАСТИКЕ И ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Цель исследования заключается в попытке систематизировать способы определения жанровых признаков и особенностей фантастической литературы и её разновидностей: классической (волшебной или литературной) сказки, фэнтези, литературы ужасов, научно-фантастической литературы. Исследование проводилось на основе методики анализа разновидностей фантастической литературы, разработанной С.П Шафиковым, и базировалось на сопоставительном, структурно-семантическом подходах к изучению фантастики. В статье рассмотрен термин «фантастика», определены характерные признаки и особенности фантастической литературы, а также проанализированы основные направления фантастики. Полученные результаты позволили сделать вывод, что разновидности фантастической литературы имеют ряд общих свойств, а также способов организации модели художественного мира.

Ключевые слова: фантастика, фантастическая литература, разновидности фантастической литературы.

Актуальность данной статьи определяется тем, что, несмотря на наличие значительного количества исследований, посвященных фантастике, в современном литературоведении недостаточно широко изучен вопрос жанровой разновидности фантастической литературы.

Научная новизна статьи заключается в том, что в ней впервые представлены виды фантастической литераторы в сопоставительном аспекте.

Целью статьи стало исследование основных подходов к проблеме определения специфики жанров фантастической литературы. Поставленная цель обозначила следующие задачи: рассмотреть понятие «фантастика»; выявить особенности фантастики и фантастической литературы; выделить жанровые виды фантастической литературы и провести сопоставительный анализ между разновидностями фантастики.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов по теории и истории литературы, при написании соответствующих глав учебников, учебных пособий, монографий.

В настоящее время нет общепринятого теоретико-литературного определения фантастики. Данный термин впервые встречается в статье французского

литературного критика Шарля Нодье «О фантастическом в литературе» (1830). Само слово «фантастика» имеет греческое происхождение. Мы называем «фантастическим» воображаемое или созданное воображением. Следовательно, вся художественная литература «фантастична», потому что в основе лежит воображение, художественный вымысел. Но в более узком и более определенном смысле под «фантастикой» понимают не всю художественную литературу, а лишь те произведения, в которых обнаруживаются необычные явления и образы.

Ряд исследователей придерживается мнения о родстве фантастики со сказкой, которая восходит к мифу в стадии его разложения. Фантастические образы связаны с анимистическими, мифологическими и сказочными представлениями. Осознание таких представлений в роли фантастических и делает миф сказкой. В современной литературе и миф, и сказка продолжают существовать уже в качестве фантастических произведений [1].

Принято различать фантастику как жанр и как приём (метод). Фантастический жанр определяет целое литературное произведение, а фантастика как приём используется в различных литературных жанрах.

Разграничение жанра и приёма в фантастике совпадает с чередованием фантастического компонента по степени важности для литературного произведе-

ния, варьирование фантастического элемента позволяет выделить, во-первых, формальную (условную) фантастику: например, повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» (1834) (в этом произведении фантастический элемент находится на заднем плане); во-вторых, содержательную (безусловную) фантастику: например, повесть А.И. Куприна «Звезда Соломона» (1917) (фантастическая идея подчиняет всё произведение) [2].

Итак, для фантастики и фантастической литературы характерно:

- связь фантастики с классической волшебной сказкой и мифом;

- фантастика существует как жанр и как художественный приём;

- фантастический элемент служит критерием разграничения между содержательной (безусловной) фантастикой, являющейся образцом жанра фантастики, и формальной (условной) фантастикой.

Разнообразие моделей художественного мира, создаваемых фантастической литературой, связано с широчайшим диапазоном жанровых, идейных и прочих характеристик. Исследователь С.П Шафиков выделяет следующие жанровые виды (художественные миры) фантастики.

Во-первых, классическая сказка (волшебная или литературная): модель сказочного мира подчинена канонам сказочного жанра. Характерные признаки классической сказки:

1. Действие сверхъестественных сил. В сказочном мире волшебные предметы (шапка-невидимка, ковёр-самолёт, волшебный клубочек и проч.) служат героям для достижения желаемой цели, а также работает принцип равновесия добра и зла.

2. Естественность чуда. В сказке нет разницы между естественным и сверхъестественным; в сказочном мире все кажется естественным, поэтому герои могут летать и на драконе, и на крылатом коне, и проч.

3. Следующий признак - этический детерминизм, составляющий отличительное свойство сказки от смежных жанров фантастики, наделяет главного злодея печальной судьбой, а доброго героя - победой над всеми злоключениями.

4. В классической сказке герои статичны: четкая граница между «добрыми» и «злыми» действующими лицами сказки [1].

Таким образом, модель сказочного мира формируется в соответствии с установленными жанром сказки правилами. Отступления от сказочных канонов (например, нарушение границы между добром и злом: когда «добрый» герой переходит в разряд «злых», и наоборот) приближают сказку к жанру фэнтези.

Во-вторых, фэнтези (литературная сказка): для фэнтези как жанра фантастической литературы характерна игра случая, которая искажает схему баланса добра и зла; фэнтези находится ближе к действительности, в то время как сказка выходит за рамки видимых представлений. Для систематизации материала выполненного нами сопоставительного анализа мы оформили табл. 1.

Таблица 1

Сравнение моделей художественного мира сказки и фэнтези

Сказка Фэнтези

Модель художественного пространства

особая модель мира, не соотнесённая с реальностью: баланс между добром и злом не нарушается принцип двоемирия (реальный мир пересекается с волшебным миром): игра случая искажает схему баланса добра и зла

Естественность чуда

чудо в сказке представляет собой самое обычное дело наличие сказочных чудес, сказочных и мифологических действующих лиц (драконы, волшебники, феи, эльфы и т.д.), сказочных предметов и проч.

Этический детерминизм

«злого» героя судьба наказывает, а «доброго» награждает всеми благами неоднозначная судьба героев

Характеристика героев

герои сказки статичны герои динамичны

Однотипность моделей художественного мира, создаваемых фэнтези, вовсе не исключает разнообразие вариантов и подвидов этого типа фантастики. Е.Н. Ковтун предлагает следующую классификацию произведений жанра фэнтези:

- в мистико-философском фэнтези реальность воплощает многогранную, сложную концепцию бытия, содержащую и привычные, и фантастические слои. Главный герой данного типа фэнтези стремится к познанию иной реальности, иного мира и постепенно осознает, что это и есть настоящее бытие. Постижение смысла существования - единственный предмет, который достоин внимания и служения. В становлении мистико-философского фэнтези существенную роль сыграли фантасты и «серьезные» прозаики второй половины XIX века: О. де Бальзак, О. Уайльд, М. Корелли. В начале XX века к данному типу фэнтези обращаются Л. Андреев, Д. Мережсковский, А. Куприн и др.;

- «метафорическое» фэнтези воплощает мечту об идеале, отражает романтическое восприятие «настоящего», т. е. подлинно человеческого, душевного и духовного в жизни. Герои данного типа фэнтези обычно одинокие мечтатели, тонко чувствующие и глубоко переживающие несовершенство реального мира. Наиболее ярко отразилось метафорическое (или романтическое, или психологическое) фэнтези в творчестве русских символистов (А. Белый, Ф. Сологуб и др.);

- «ужасная», или «черная» фантастика описывает вторжение в обыденность «истинной» реальности, играющей зловещую и непостижимую для простого человека роль. В данном типе фэнтези реальность оказывается лишь тонкой оболочкой, скрывающей непроглядную бездну, из которой возникают вампиры Д. Байрона и Б. Стокера, демоны М. Корелли и Г Лавкрафта. Исследователь Е.Н. Ковтун отмечает, что «ужасный» тип фэнтези восходит к фольклорным бы-личкам многовековой давности. На сегодняшний день список авторов «черной» фантастики достаточен: С. Кинг А. Левина, У. Блэтти и др.;

- следующий тип фэнтези именуется «героическим», или фэнтези «меча и волшебства» и представляет самую обширную группу произведений, претендующих на монопольное употребление термина «фэнтези». Для данной литературы мировоззренческие основы неважны, достаточно, чтобы изображаемый мир выглядел необычным. Для эффекта необычности авторы «героического» фэнтези используют штампы разных литературных жанров: битва на мечах и борьба с колдовством граничат с идеями научного прогресса и технологической революцией, инопланетные цивилизации уживаются с земным средневековьем и далеким будущим. Истоками данного типа фэнтези служат и романтическая фантастика Э.Т.А. Гофмана, и мифологические эпопеи Дж.РР Толкина («Властелин колец», «Сильмариллион»), и сказочный цикл романов К.С. Льюиса «Хроники Нарнии» [3].

Некоторые исследователи дополняют классификацию Е.Н. Ковтун сатирическим фэнтези, основоположником которого является английский писатель Т. Пратчетт. Произведения данного типа фэнтези представляют собой пародию на действительность, включают интертекстуальные связи с произведениями мировой литературы.

В-третьих, литература ужасов (horror story) связана с понятием страха, который вызван стремящимся к объяснению нарушением привычного порядка вещей. В монографии «Историко-литературные корни массовой беллетристики» Е.В. Жаринов отмечает следующие особенности литературы жанра ужаса:

- жанр ужаса возник в эпоху предромантизма из готического романа конца XVIII века, истоки которого уходят в средневековую литературу;

- элемент развлекательности, ориентированный на читательский спрос, является основным для литературы ужасов;

- острый интерес к чувству страха;

- история жанра романа ужаса начинается с «Замка Отранто» Г Уолпола (1764);

- наличие сюжетных архетипов в литературе ужасов (например, архетип дома становится излюбленным местом описания действий для жанра ужаса);

- современный роман жанра ужасов до сих пор придерживается романтических традиций: принцип двоемирия, диалектика добра и зла и т. д. [4].

Исследователь фантастической литературы С.Г Шафиков выделяет несколько путей возникновения научной фантастики: первый путь связан с преобразованием литературы фэнтези в научную фантастику на основе эмпирического объяснения чуда; второй путь более короткий и более обычный - через изменение реального мира. Для научно-фантастической литературы характерно:

- рациональное объяснение сверхъестественных событий и проч.;

- наличие фантастического компонента (элемента), неизменно присутствующего в любом фантастическом произведении;

- подражая действительности, научная фантастика изображает «странный, но реальный» мир, вызывающий сомнения в возможности существования при эмпирической проверке;

- в научно-фантастической литературе главным объектом описания является не человек, а окружающая его идейная или материальная атмосфера: авторы научной фантастики погружаются в размышления о бессмертии, гравитации и т. д.;

- научная фантастика опирается на идею изменчивости во времени мира реального: предполагает изменения в фантастическом мире и предлагает пути изменений в реальном мире;

- к специфике научной фантастике относится способность одинаково воздействовать как на интеллект, так и на эмоции читателя;

- научная фантастика основывается на принципе научной правды и принципе художественной правды: научная и художественная логики взаимодействуют в рамках фантастического мира, соблюдая разумное соотношение между реальностью и вымыслом;

- научно-фантастическая литература тематически разнообразна направлениями, способными переплетаться между собой: к классическому направлению научной фантастики относится жесткая фантастика, в которой отражается какое-то частное научно-техническое открытие (например, роман А. Беляева «Человек-амфибия» и т. д.); темпоральная фантастика (хроноопера) опирается на путешествия во времени (например, рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром» и т. д.); альтернативная фантастика затрагивает идею изменения важного исторического события за счет измененных условий возникновения данного события

(например, роман П Уэллса «Люди как боги»); апокалипсическая фантастика (фантастика катастроф) строится вокруг некоего катаклизма планетарного масштаба (например, роман М. Шелли «Последний человек»); космическая опера изображает межзвездные войны (например, роман Д. Адамса «Автостопом по галактике»); киберфантастика (киберпанк) рассматривает развитие общества благодаря компьютерным технологиям (например, роман У. Пибсона «Нейромант»);

- научная фантастика выполняет прогностическую, идеологическую и развлекательную функции: прогностическая функция связана с устремленностью в будущее; идеологическая функция позволяет представить авторское мировоззрение в художественной форме; развлекательная функция дает возможность читателю погрузиться в фантастический мир, отрешившись от реальности, которая кажется трудной, серой, скучной;

- научная фантастика имеет три основные фигуры: ученый, обыватель, «чудесный персонаж»: самый распространенный герой жанра - «ученый», представляющий позицию науки; «обыватель» предстает неискушенным наукой че-

Библиографический список

ловеком; «чудесный персонаж» - необычный человек или странное существо и т. д. [1].

Итак, результаты исследования классической сказки, фэнтези, литературы ужасов и научной фантастики позволяют выделить следующие характерные признаки фантастической литературы:

- наличие фантастического элемента;

- связь фантастической литературы с мифологией, фольклором и традициями романтической литературы: принципом двоемирия, диалектикой добра и зла и др.;

- схематичность построения сюжетов и характеров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разновидность фантастической литературы определяется спецификой моделирования художественного пространства, характеристикой героев, их целями и задачами;

- художественный мир фантастической литературы воплощается в пространстве вымышленного мира.

1. Шафиков С.Г. Философская фантастика Станислава Лема: монография. Москва: ФЛИНТА, 2020.

2. Чумаков В.М. Фантастика как литературно-художественное явление. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Москва, 1977.

3. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе XXвека: учебное пособие. Москва Высшая школа, 2008.

4. Жаринов Е.В. Историко-литературные корни массовой беллетристики: монография. Москва: ФЛИНТА, 2021.

References

1. Shafikov S.G. Filosofskaya fantastika Stanislava Lema: monografiya. Moskva: FLINTA, 2020.

2. Chumakov V.M. Fantastika kakliteraturno-hudozhestvennoeyavlenie. Avtoreferat dissertacii... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 1977.

3. Kovtun E.N. Hudozhestvennyj vymysel vliteratureXX veka: uchebnoe posobie. Moskva Vysshaya shkola, 2008.

4. Zharinov E.V. Istoriko-literaturnye kornimassovojbelletristiki: monografiya. Moskva: FLINTA, 2021.

Статья поступила в редакцию 25.11.22

УДК 81

Li Xinyu, postgraduate, Department of Russian as a Foreign Language, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), E-mail: [email protected]

Fadeeva I.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian as a Foreign Language, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia),

E-mail: [email protected]

EXISTENTIAL MOTIVES IN G. LYSENKO'S WORLD VIEW. The article presents a study of existential motifs in the poetry of Gennady Lysenko, the greatest poet of the Far East in the second half of the 20th century. The main task is to consider features of representation of the concept "fate" as part of the field of the concept sphere "predestination" in the poet's lyrics and compare them with representations in the Russian linguistic picture of the world. In the course of the study, the researchers rely on the theory of structure of the concept by Vladimir Karasik, which highlights figurative, conceptual and value aspects. By sampling from the poet's poems, the authors find 28 representations of the concept of fate, coinciding with representations from the Russian linguistic picture of the world and 5 author's unique representations (Destiny as a dependency, that makes a person feel more relaxed when he explores it / Fate as flower seeds / Fate as a rough piece of bread / Fate as a geographical map / Fate as a canvas with holes). As a result of the conceptual analysis, the researchers conclude that Gennady Lysenko's concept of fate is presented as a mysterious omnipotent and inevitable force endowed with negative connotations. Nevertheless, the author, feeling responsible for his life, tries to resist it.

Key words: concept, concept sphere, conceptualization, conceptual analysis, picture of the world, Russian linguistic picture of the world.

Ли Синьюй, аспирант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, E-mail: [email protected]

И.А. Фадеева, канд. филол. наук, доц., Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, E-mail: [email protected]

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В КАРТИНЕ МИРА Г. ЛЫСЕНКО

Статья посвящена исследованию экзистенциальных мотивов в стихах Геннадия Лысенко, крупнейшего поэта Дальнего Востока второй половины XX века. Главной целью было рассмотреть особенности репрезентации концепта «судьба» в поле концептосферы «предопределенность» в лирике поэта и сравнить их с представлениями в русской языковой картине мира. В ходе исследования мы опирались на теорию строения концепта Владимира Карасика, который выделяет образный, понятийный и ценностный аспекты. Путем выборки из стихов поэта нами было найдено 28 репрезентаций концепта «судьба», совпадающих с репрезентациями из русской языковой картины мира и 5 уникальных авторских репрезентаций (Судьба как закономерность, исследовав которую человек чувствует себя более спокойно / Судьба как семена цветов / Судьба как корявая краюха / Судьба как географическая карта / Судьба как полотно с прорехами). В результате концептуального анализа можно заключить, что концепт «судьба» у Геннадия Лысенко представляется как таинственная всемогущая и неотвратимая сила, наделяемая отрицательными коннотациями. Но тем не менее автор, чувствуя ответственность за свою жизнь, пытается ей противиться.

Ключевые слова: концепт, концептосфера, концептуализация, концептуальный анализ, картина мира, русская языковая картина мира.

Работа выполнена в рамках когнитивной лингвистики и теории поэтического текста, каждая из которых активно развивается в рамках современной антропологической парадигмы.

Цель исследования: рассмотрение особенностей репрезентации экзистенциального концепта «судьба» в поле концептосферы «предопределенность» в лирике поэта П. Лысенко

Задачи: 1) рассмотрение экзистенциальных концептов в русской языковой картине мира, 2) составление структуры экзистенциальных концептов по анализу, предложенному В.И. Карасиком, 3) сравнительный анализ уникальных авторских репрезентаций и репрезентаций из русской языковой картины мира.

В силу новизны концепции описания поэтической системы автора и неполной разработанности данного направления науки работа имеет как

научное, так и практическое значение. В ней сделана попытка описать один из способов создания образной системы за счет процесса концептуализации исходной лексемы. Этот подход при должной отработке методики позволит расширить представления о способах поэтического отражения мира.

Собранные материалы могут использоваться в решении научных задач ког-нитивистики и при изучении поэтического текста.

Работа посвящена теме экзистенции в картине мира Геннадия Лысенко, одного из значительных поэтов Приморья. Он родился 17 сентября 1942 г в военное время, рос без отца, рано лишился матери, сменил много рабочих специальностей. Был членом Союза писателей СССР с 1976 года. В 1977-1978 гг. вёл поэтическую студию «Лира». Несмотря на большое количество друзей, поэт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.