ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия 8. ИСТОРИЯ. 2024. Т. 65. № 3. С. 127-138 LOMONOSOV HITORY JOURNAL. 2024. Vol. 65. N 3. P. 127-138
DOI: 10.55959/MSU0130-0083-8-2024-65-3-127-138 1©JB®J
С.В. Орлов
О ФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В МОСКВЕ (1990-2010 гг.)
S.V. Orlov
ON THE FACTOR MODEL FOR STUDYING THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY IN MOSCOW (1990-2010)
Аннотация. Глобальная государственная задача обеспечения гарантированного доступа граждан к информации и знаниям не имеет в современном научном дискурсе единства в понимании процессов информатизации социума. Поиск значимых теоретических оснований требует рассмотрения методологических подходов к изучению информационного общества в их исторической ретроспективе, что позволяет глубже понять сущность изучаемого явления. При всем многообразии имеющихся на сегодняшний день подходов их, несомненно, объединяет то, что повышение роли информации и знаний, производство и широкомасштабное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в основных сферах жизнедеятельности рассматриваются исследователями как важнейшее условие развития информационного общества на современном этапе. Базовый признак информационного общества характеризуется именно высоким уровнем развития и использования информационно-коммуникационных технологий (уровень информатизации общества). ИКТ являются локомотивом социально-экономического развития, и изучение факторов и закономерностей их развития на примере московского социума позволяет выявить тенденции, влияющие в целом на развитие информационного общества. Рассмотрение становления такового на основании имеющихся исторических фактов и изучения процессов в Москве дают возможность предложить
Орлов Степан Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой истории общественных движений и политических партий исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Orlov Stepan Vladimirovich, PhD Candidate in Economics, Associate Professor, Head, Department of the History of Social Movements and Political Parties, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University s712000@mail.ru ORCID: 0000-0001-7117-5447
многомерную факторную модель развития изучаемого объекта, содержащую обобщенные факторы (размерности), характеризуемые родственными аспектами (показателями). Имеющийся материал позволяет уверенно говорить о шести типах размерностей, для каждой из которых характерны свои виды показателей. Подробное изучение показателей обобщенных факторов позволяют говорить о региональной неравномерности формирования информационного общества в России. Интересным представляется то, что на протяжении ряда лет группы регионов-лидеров и аутсайдеров остаются устойчиво стабильными. Именно это обстоятельство наглядно подтверждает гипотезу о том, что успех продвижения России к информационному обществу не только детерминирован рядом конкретно-исторических факторов, но и во многом зависит от участия в этом процессе граждан, бизнес-структур, органов власти и местных сообществ, степени их активности, готовности к переходу на использование высоких технологий.
Ключевые слова: информационное общество, информатизация, факторная модель, обобщенные факторы (размерности), информационно-коммуникационные технологии, аспекты (показатели).
Abstract. The global challenge of ensuring citizens' guaranteed access to information and knowledge lacks a unified understanding of the processes of societal informatization in contemporary scientific discourse. To establish meaningful theoretical foundations, it is essential to consider methodological approaches to studying the information society in historical retrospect, as this deepens our understanding of the phenomenon. Despite the variety of current approaches, they all share the view that the growing role of information and knowledge, as well as the production and widespread use of information and communication technologies (ICT) across key sectors of life, are crucial conditions for the development of the information society in the modern era. The hallmark of an information society is its high level of ICT development and usage (the level of societal informatization). ICT is the driving force behind socio-economic progress, and by studying the factors and patterns of its development in the context of Moscow's society, we can identify trends that broadly influence the development of the information society. Analyzing its formation based on historical evidence and specific processes in Moscow allows us to propose a multidimensional factor model, incorporating generalized factors (dimensions) characterized by interconnected aspects (indicators). The data clearly point to six types of dimensions, each defined by its own set of indicators. A detailed examination of these generalized factors reveals regional disparities in the development of the information society across Russia. Notably, for several years, the groups of leading and lagging regions have remained relatively stable. This underscores the hypothesis that Russia's progression toward an information society is not only shaped by specific historical factors but also largely depends on the involvement of citizens, businesses, government agencies, and local communities, as well as their level of engagement and readiness to adopt advanced technologies.
Keywords: information society, informatization, factor model, generalized factors (dimensions), information and communication technologies, aspects (indicators).
it it it
Идеи об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеют долгую историю, тем не менее только в 90-х гг. XX века человечество осознало необходимость их широкого внедрения в различные области жизнедеятельности — государственное управление, бизнес, образование, культуру и др.
Поскольку переход человечества на информационную стадию развития на данный момент не завершен, в современной гуманитарной науке не достигнуто теоретико-методологическое единство в вопросах изучения процессов информатизации социума. Тем не менее, обобщение основных подходов и концепций к проблематике информационного общества, получивших распространение в научной литературе, позволяет выделить ряд факторов, влияющих на формирование и развитие информационного общества.
Концепция информационного общества берет начало из теоретических положений об изменении движущих сил развития от производства материальных благ к центральной роли информации и знаний. Она возникла в Японии на рубеже 1960-1970-х гг., а несколько позднее, в 1970-1980-х гг., была конкретизирована и осмыслена американскими и европейскими учеными.
Осмысление феномена информационного общества велось видными зарубежными исследователями, такими как Д. Белл («постиндустриальное общество»); Э. Тоффлер («супериндустриальное информационное общество»); П. Дракер («посткапиталистическое общество»); М. Кастельс («сетевое общество»); М. Маклюэн («электронное общество»), Д. Тапскотт («цифровая экономика»)1, а также отечественными специалистами Р.Ф. Абдеевым, Т.В. Ершовой, И.С. Мелюхиным, Ю.А. Нисневичем, А.И. Ракитовым, Г.Л. Смоляном, Д.С. Черешкиным, Ю.Е. Хохловым и другими, которые в 1990-х гг. включились в научно-теоретический дискурс по данной проблематике.
В целом можно выделить два основных теоретико-методологических подхода к осмыслению сущности информационного общества, в том числе истории его формирования.
1 Подробнее см.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 2004; Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004; Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999. С. 67-100; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000; Он же. Галактика интернет. Екатеринбург, 2004; McLu-han M. Understanding media: The Extensions of Man. New York, 1967; Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта. Киев; М., 1999.
Сторонники первого похода (Д. Белл, Т. В. Ершова, М. Кастельс, Е. Масуда, Э. Тоффлер, Ю. Е. Хохлов, Д. С. Черешкин) считают, что информационное общество представляет собой новый этап в развитии человечества.
Представители второго подхода (Т. Стоуньер, М. Маклюэн, А. Турен, П. Дракер) полагают, что информационное общество является результатом информатизации существующего индустриального общества.
Несмотря на различные подходы к определению современного состояния социума все исследователи отмечают, что важнейшим условием развития информационного общества является повышение роли информации и знаний, производство и широкомасштабное использование ИКТ в основных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, базовый, системообразующий признак информационного общества характеризуется высоким уровнем развития и использования ИКТ (информатизация).
В доминирующих определениях информационного общества акцентируется внимание на повсеместное использование ИКТ, которые кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни людей. Мировой опыт показывает, что новые технологии, в том числе ИКТ, стали локомотивом социально-экономического развития многих стран, а обеспечение гарантированного доступа граждан к информации и знаниям — одной из главных задач государства.
В этой связи представляется обоснованным прогноз, что основные черты информационного общества, проявившиеся в наиболее развитых странах, при стабильных социально-политических и экономических условиях будут свойственны и России при переходе к информационному обществу. Эта рабочая гипотеза базируется в том числе на предварительных итогах изучения автором истории процессов информатизации в Москве в период с 1990 по 2010 г., которые отражены в научных публикациях2.
2 См.: Орлов С.В. Исторические аспекты информатизации Контрольно-счетной палаты Москвы (1994-2014 гг.) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2023. № 1. С. 165-177; Он же. Региональное законодательство об информатизации как часть законодательной системы Российской Федерации // Информационное общество. 2023. № 1. С. 65-76; Он же. Историография крупнейших советских проектов информатизации (ЕГСВЦ, ОГАС, АСПР) // Человеческий капитал. 2022. Т. 1. № 5 (161). С. 34-47; Он же. Информационное общество в России в новейшее время: страницы истории // Клио. 2021. № 02 (170). С. 102-111; Он же. Этапы становления цифровой экономики: экономическая сущность информации (на примере города Москвы) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2021. № 1. С. 108-127; Орлов С.В., Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Концепция движения Москвы к информационному обществу // Информационное общество. 2000. № 1. С. 27-31.
На протяжении многолетней научной и практической деятельности исследовательской целью было выявление реально действующих факторов, которые стимулировали (объединяли) московский социум в движении к информационному обществу, а также определение степени их влияния. При этом принималось во внимание, что не все факторы в равной степени влияют на процессы информатизации, некоторые в конкретных условиях так и «не наполняются» необходимым содержанием.
При изучении истории формирования информационного общества в Москве предлагается рассматривать многомерную факторную модель развития информационного общества, содержащую обобщенные факторы (размерности), характеризуемые родственными аспектами (показателями), которые применяются при конкретно-историческом исследовании процессов развития информационного общества. Подобный подход, ставший доминирующим с начала 2000-х гг., получил дальнейшее развитие в современных методиках оценки уровня развития цифровой экономики3.
Следует особо отметить, что основные размерности факторной модели развития информационного общества связаны не только с производством и уровнем зрелости самих ИКТ или информационно-коммуникационной инфраструктуры, но и с уровнем их использования гражданами, коммерческими организациями, органами государственной власти и местного самоуправления. На сегодняшний день общепризнано, что существенное влияние на развитие информационного общества оказывают такие факторы, как государственная политика, нормативное регулирование, благоприятная деловая среда, развитый человеческий капитал и некоторые другие.
Наличие высоких значений показателей, характеризующих отмеченные факторы, и служат базовыми признаками идентификации и характеристики конкретно-исторической стадии формирования информационного общества.
Как отмечено выше, отличительной особенностью информационного общества является массовое применение ИКТ. Одной из
3 Готовность России к информационному обществу. Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий. М., 2001; Готовность России к информационному обществу. Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития: аналитический доклад. М., 2004; Анализ текущего состояния развития цифровой экономики в России. М., 2018; Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации. Вашингтон, 2018. — URL: https://documents1.worldbank.org/ curated/en/848071539115489168/text/Competing-in-the-Digital-Age-Policy-Implica-tions-for-the-Russian-Federation-Russia-Digital-Economy-Report.txt (дата обращения 10.03.2024).
размерностей предлагаемой факторной модели является «ИКТ в до-мохозяйствах», которая характеризуются такими основными показателями, как число ПК на 100 домохозяйств; доля домохозяйств, имеющих мобильный сотовый телефон; доля домохозяйств, имеющих доступ в интернет. Данная размерность демонстрирует проникновение информатизации в быт, повседневную жизнь людей и позволяет судить, насколько она стала более комфортной и продвинутой.
Другая размерность «Использование ИКТ в бизнесе» с такими основными показателями, как доля предприятий, имеющих доступ к интернету; доля предприятий, имеющих персональный компьютер и необходимое программное обеспечение, демонстрирует проникновение технологий в бизнес-процессы коммерческих организаций, позволяя им более эффективно организовывать свою работу и быть конкурентоспособными.
Отдельного рассмотрения заслуживают размерности, связанные с социальной сферой и оказывающие непосредственное влияние на жизнь людей. Например, размерность «Использование ИКТ в сфере здравоохранения» охватывает применение технологий для целей здравоохранения в самых разных условиях, как внутри, так и за пределами медицинских учреждений (электронное здравоохранение, мобильное здравоохранение и телемедицина и пр.). Наряду с показателями обеспеченности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) компьютерами (числом ПК на 100 занятых), широкополосным доступом в интернет (доля подключенных ЛПУ) также применяются показатели использования в ЛПУ систем электронного документооборота (доля ЛПУ, использующих СЭД) или медицинских информационных систем (доля ЛПУ, использующих МИС).
Аналогичные размерности «Использование ИКТ в образовании» и «Использование ИКТ в культуре» наряду с инфраструктурными показателями обеспеченности организаций образования или культуры компьютерами и доступа в интернет, характеризуются такими показателями, как доля школ, в которых ведется электронный дневник, или доля библиотек (музеев), имеющих электронный каталог.
Размерность «Использование ИКТ в государственном управлении» демонстрирует степень информатизации государственного и муниципального управления, что позволяет радикально улучшить качество предоставления государственных и муниципальных услуг и повысить эффективность функционирования органов власти и местного самоуправления. Этот фактор характеризуется прежде
всего показателями, связанными с долями государственных органов и органов местного самоуправления, имеющими доступ в интернет, собственные веб-сайты, другими показателями уровня использования ИКТ, в том числе для обеспечения обратной связи с гражданами через интернет. Следует отметить, что в 1990-2010 гг. Москва стала лидером российской информатизации во многом потому, что активными ее проводниками стали представители городских властей во главе с мэром Москвы Ю.М. Лужковым. Движение к информационному обществу в Москве рассматривалось в качестве одной из приоритетных задач московских властей.
Переходя к другим размерностям, факторной модели развития информационного общества, следует обратить внимание на такой фактор, как «ИКТ-инфраструктура», описываемый такими наблюдаемыми конкретно-историческими показателями, как проникновение сотовой связи (число абонентов на 100 человек населения); число персональных компьютеров на 100 человек населения; число абонентов фиксированного широкополосного доступа в интернет.
Важнейшим фактором развития информационного общества и его предпосылкой является наличие человеческого капитала, т.е. совокупности знаний, способностей и умений членов общества, прежде всего экономически активного населения. Эти свойства человеческого капитала не в меньшей степени, нежели технологии и инфраструктура, определяют результативность жизнедеятельности и функционирования нового типа общества. Размерность «Человеческий капитал» характеризуется такими основными показателями, как доля занятого населения, имеющего высшее образование, или число студентов вузов на 1000 человек населения, равно как и показателями численности выпускников по направлениям в сфере ИКТ. По уровню развития человеческого капитала российские регионы значительно отличаются друг от друга. В приоритете оказываются регионы с образованным и обучаемым населением, стремящимся к овладению информационной культурой и новыми технологиями.
Информатизация в немалой степени зависит от уровня производства валового регионального продукта (ВРП), бюджетной обеспеченности и доходов населения или домохозяйств. Совокупность подобных показателей составляет размерность «Деловая среда», характеризующая состояние экономической среды и ее готовности к внедрению ИКТ. К ним также относятся такие показатели, как доходы регионального бюджета на душу населения или ВРП на душу населения.
При этом изучение и анализ вышеперечисленных факторов (размерностей), свидетельствующие о резко возросшей с 1990 до 2010 г. в Москве количественной динамике изменения аспектов (показателей), позволяют делать выводы относительно характера процессов информатизации, а также восприимчивости различных сфер жизнедеятельности московского социума к внедрению ИКТ.
Одним из важнейших факторов, оказывающих существенное влияние на целенаправленное развитие информационного общества, является «Государственная политика», проводимая органами власти на национальном уровне (в случае страны) и/или на субнациональном уровне (в случае федеративного государства).
Среди показателей, оценивающих те или иные аспекты проводимой государственной политики, ее эффективность, можно рассматривать наличие и комплексность стратегии развития информационного общества, а также обеспеченной соответствующими ресурсами программы мероприятий по реализации стратегии.
В этом отношении Москва была первой в Российской Федерации, разработавшей и утвердившей в 2001 г. Концепцию движения Москвы к информационному обществу4, а вслед за этим начавшей в 2003 г. реализацию многолетней комплексной городской целевой программы «Электронная Москва»5. Примечательно, что затраты бюджета столицы на реализацию этой программы в 2003-2008 гг. сопоставимы с расходами на все мероприятия во многом сходной по целям и задачам федеральной программы «Электронная Россия» до 2010 г.6
Формирование информационного общества в России связано с региональной неравномерностью этого процесса. По данному срезу видно, что выигрывают территории, где функционирует продвинутый бизнес, в быту люди пользуются всеми благами информационного общества (от персонального компьютера до смартфона), где много студентов, исследователей, научных и образовательных
4 Концепция движения Москвы к информационному обществу / Предисл.: С.В. Орлов, Ю. Е. Хохлов. М., 2001.
5 Подробнее см.: «Электронная Москва» — городская целевая программа (ГЦП) города Москвы, определяющая состав мероприятий по применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в городском управлении и социальной сфере. Утверждена Законом города Москвы от 9 июля 2003 года № 47 «О Городской целевой программе "Электронная Москва"».
6 Подробнее см.: «Электронная Россия» — федеральная целевая программа, действовавшая в Российской Федерации в 2002-2010 годах и направленная на внедрение технологий «электронного правительства». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия" (2002-2010 годы)».
учреждений. Успехи на пути движения Москвы к информационному обществу в изучаемый период фиксируют многочисленные социологические и экспертные исследования, посвященные тенденциям и закономерностям формирования городского информационного социума.
В частности, Институт развития информационного общества (ИРИО)7 с 2001 г. по 2015 г. проводил оценку готовности России и ее регионов к информационному обществу. Результаты исследования отражены в публиковавшемся с 2005 г. Индексе готовности регионов России к информационному обществу8. Методология ИРИО направлена на оценку степени и динамики различий между субъектами РФ в информационной сфере. Индекс рассчитывается на основе показателей, характеризующих основные факторы развития информационного общества (человеческий капитал, экономическую среду и ИКТ-инфраструктуру), а также использование ИКТ в шести областях (государственное и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства).
Как показывают данные Индекса готовности российских регионов к информационному обществу, группы регионов-лидеров и аутсайдеров с точки зрения внедрения ИКТ в России достаточно стабильны. Первые места традиционно занимают столицы (Москва и Санкт-Петербург) и богатые ресурсодобывающие регионы (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). На последних местах находятся республики Северного Кавказа и регионы Сибири. При этом информационное неравенство регионов продолжает оставаться довольно существенным9.
В связи с вышеизложенным, подтверждается высказанная автором гипотеза о том, что успех продвижения России к информационному обществу детерминирован не только рядом конкретно-исторических факторов, но и во многом зависит от участия в этом процессе
7 Институт развития информационного общества (ИРИО) — независимая исследовательская и сервисная организация, созданная 7 сентября 1998 г.
8 Подробнее см.: Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2013-2014. Анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации / Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М., 2015; Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2009-2010 / Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М., 2011; Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2008-2009 / Под ред. Ю.Е. Хохлова и С.Б. Шапошника. М., 2010; Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2005-2006. М., 2007; Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2004-2005 / Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М., 2005; и др.
9 См., например: Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2009-2010.
граждан, бизнес-структур, органов власти и местных сообществ, от степени готовности российских организаций и граждан к переходу на использование высоких технологий.
В настоящее время процесс движения к информационному обществу однозначно рассматривается в качестве основного драйвера социального, экономического и культурного развития.
Детальное изучение проявления совокупности предлагаемых факторов и условий на конкретно-историческом материале позволяет воссоздать историю формирования национального информационного общества.
References
Abdeyev R.F. Filosofiya informatsionnoy tsivilizatsii: d^al^kt^kiaprogressivnoy linii razvitiya кикgumanlsticheskaya filosofiya cheMаrka XXI veka [Philosophyof the Information Civilization: The Dialectics of a Progressive Development Line asa Humane Universal Philosophy for the 21st Century's Man]. Moscow: Gumanitarno-izdatel'skiy tsentr "VLADOS", 1994.334 p.
Analizsovremennogo sostoyaniya aazvltiya tsifrovoyekonomikivRossii [Analysis of the Current i>tate of D igitd Иponomy Develspment in Russia]. Moscow: Institut razvitiya infsrmaSsionnogo obshchestva, 2018.166 p.
Bell D. Gryadushcheye pPstindustriai'noye obshchestvo: opyt sotsiaГnogs prog-nozirovgniya [TPe (Coming of Post-Industrial Saсiety: A Venture in Sociai Farecpst-ing]. Moscow: Akademia, 2004. 783 p.
Castells M. Informatsionnyy vek: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [The Information Age: Economy, Society, and Culture]. Moscow: Izdatel'stvo GU VShE, 2000. 608 p.
Castells M. Internet-galaktika: razmyshleniya ob Internete, biznese i obshchestve [The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society]. Yekaterin-нш^: U-Faktoria, 2004. 327 p.
Chereshkin D.". Probkmy obespecheniya kiberbenspasnosti krИirheski vаzhсyаh ob'yektov natsional'noy infrastruktury [Issues of Cybersecurity for Critical National Infrastructure Objects] // VestnH MFUA. 201 4. N 3. P. 159- 166.
О^^Ыдн D^^Smolym GX. ^tevaya informatsionnaya revolyutsiya [The NetworkInformation Rewlution] //Informatsionnyye resunyRossii. 1997. IN 4. P. 15-18.
D rucker P. Postkapltaгisticheskoye obshchestvo [Post-Capitalist Society] // Novaya postindprtniat'naya volna na Znpaоe: antohgiya [ "The New Poat-tndussrialWave in the West: An Anthology]. Moscow:Akademia, 1999.R 67-100.
Gosovnost'Rossli k infurmatsiopnгmо obshchestvu. Otsenka klyuchevykh naprav-leniy ifpktorov ekktronnogo sazvШya: anaHtichesMy otchet [Russia's Readinessfor the Information Society: Asses^er^ of Key Areas and Factors oI Electronic Development: Analytical Report! / Ed. by р .B. Shaposhnik, N.V. Brakker, O.N. V^rshirnkaya et al. Moscow1 Institut razvitiya informaSsionnogp obsti^es^, 2004. 250 p.
Gotovnost' Rrssu k informatsionnomu obshchestvu: otsenka vozmophnostey i potrebno^ey shirokomasshtabnoшo ispol'pIvnniya informatswnno-kommunikatsionnyh tekhnohgiy [Russias Readies hor the Information Society: Assessment of Opportunities an(^ Needs Зor Large-Scale Ute rf Inеsrmation and Communication Tech-
nologies] t Ed. by. O.N. Vershinskaya, V.I. Drozhzhinov, T.V. Ershova et al. Moscow: Institut razvitiyainformatsionnogo obshchestva, 2001.113 p.
Indeksgotovnosti regionov Rossii k infogmatsionnomz obshchestvu2004-2005gg. [I ndex of the Readiness of Russia's Rggions fo r the Information Society 2004-2005] t Ed. bi T.V. Ershova,Yu.E. Khokhlova, S.B. Shaposhnik. Moscow: institut razvitiya Infocntatsionnogo obshchestva, 2005.223 p.
Indegsgotovnosti regiunovRossii k informgtsionzomu obshcheytvu2005-2006gg. CIndex of the Rzadiness of Russia's Regionsfoithy Intormation Societf 2005-2006]. Moscow: Institut razvitiya informatsionnogo obshchestva, 2007. 243 p.
Indeks gorovnusti regionov Rossii k informatsionnomu obihcnestvu 2009-2010: Dnaliz informatsionnogorazcyva sub'yektov Rosuiyskoy Federatsii [Index of theReadi-ncss of Russea's Regions for the Information Society 2009-2010: Analysis of Information Inequality in the Constituent Territories of thy Russia, Fedgration] t Edh by TV. Yershova, Yu.Ye. Khokhlov, S.B: Shtposhnit. Moscow:Institut razvitiya informatsionnogo obshchestva, 2011.U60 s.
Indeks gotovnosti regionov Rossit i idformat1ionnomu obsh7hestvu 2013-2014: analiz ingormatsionnouo razryvz tub'yektov Roetiyskoy Fedezatsii [Index of the Readiness oZ Russia's Regions Itr the Information Society 2013-2014: Analysis of Information Inequality in the Conttituent Territories of the Russian Fededation] t Ed.by A.V Evtyushkin, A. M. Elizarov, R.U. Elizarov et el. Mostow: institut razvitiya informatsionnogo obshchestva, 2015. 536 s.
Konkurentsiya v epokhu tsifrovykh tekhnologiy: strategicheskiye vyzovy dlya Ros-siyskoy Federatsii. Vsemirnyy bank, Washington, okrug Columbia. Litsenziya: Creative Commons Attribution CC BY 3.0 IGO [Competing in the Digital Age: Strategic Challenges for the Russian Federation. World Bank, Washington, D.C. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0 I (GO]. — URL: https:// documentst.worldbank. org/ eueate ctten/0a0g7153ft05a0f1f0Utext/Con:fpetinn-iIithe-Digital-Age-Potic-y-In^pli-yationsffor- the-Rossiyskaya-Fecleratsiya-Rossiya-Tsifrovaya-Ekonomika-Report.txt
Masuda Y. Thd Information Society as Post-Industrial Society. Washington: World Future Society, 1983. XIV, Z71 p.
McLuhan M. Undzrs tanding Media: The Extensions of Man. London: Sphere Book,1if7. 38i p.
Melyukhin I.S. Izfotmotsionnoye obchuhdstvo: istokti, probfemy, ttndentsii rauvity ya [The Information Society: Origins, Problems, and Development Trends]. Moscow: Izdatel'itvo Moskovskzgo unizersiteta11iii. 20fp.
Nisneviuh Yu.A. Transformatsiya institutov gosgpurstva v uoloviygkh postindustrial'nogo tranzita [Transformationr of the State Institution in the Context of Post-Industrial Traniition] t/Puftia. 2gt1. N 2 (it). P. 175-105.
Orlov S.V Etapy stanovleniya tsifrovoy ekonomifi: ekonomicheskaya sushchnost' informatsii Una primhre gorotu Motkvy) [Stages oO Digital Oaonomp Formation: The Economic Estence od Information (The Mifcow City Case)] tt Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 0. Ittofiya. 2021.N 1. P. 100-127.
OrlovS.V. Informatsionnoyu obsheOistiu zRgssii v nashe vremya: stganitsy ihtorii [The Information Society in Russia in Rucent Times: Pages oh History] tt Klio. 2021. N 2 ( 170).f. 102-111.
Orlov S.V. IsturicUeskiye aspekty inh.rmatizatsii Ktntrul'no-svhytnoy palaty Moskvy (1994-2UU4gg.) fHfstorical Aspecis of the Informatization of the Moscow
Audit Chamber (1994-2014)] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 8. Istoriya. 2023.N1.P. 165-177.
Mrlov S.V. Isto-iografi-a krupneyshikh sovettkikh ptoyektov in-drmatizatsii (YEGSVTS, (3GAS, ASPR) [Historiography of Major Soviet Informatization Projects (eGSVTS, OGAS, ASPR)] // Chelovecheskiy kapital. 2022. N 5-1 (161). P. 34-47.
Orlov S.V. Regional'noye zakonodatel'stvo ob informatizatsii kali chast' zakonodatel'noy sistemy Rossiyskoy Federatsii [Regional I-formatizatio- Legislation as Part of the Legislative System of the Russian Federation] // Informatsionnoye ob-shchestvo. 2023. N 1. P. 65-76.
Orlov S.V., Khokhlov Yu.Ye. Predisloviye [Preface] // Kontseptsiya dvizheniya Moskvy k informatsionnomu obshchestvu [A Concept of Moscow's Transition to the Information Society]. Moscow. Institut razvitiya informatsionnogo obshchestva, 2001. 127 p.
Put' Rossii k informatsionnomu obshchestvu: predposylki, indikatory, problemy, osobennosti [Russia's Path to the Information Society. Preconditions, Indicators, Problems, Features] / G.L. Smolyan, D.S. Chereshkin, O.N. Vershinskaya et al. Moscow. Institut sistemnogo analiza RAN, 1997. 64 p.
Rakitov A.I. Informatsiya, nauka, tekhnologii vglobal'nykh istoricheskikh izmen-eniyakh [Information, Science, Technology in Global Historical Changes]. Moscow. Direkt-Media, 2014. 105 p.
Tapscott D. Elektronnoye i tsifrovoye obshchestvo:plyusy i minusy epokhi setevogo intellekta [The Digital Economy. Promise and Peril in The Age of Networked Intelligence]. Moscow. Relf-buk, 1999. 403 p.
Toffler E. Tret'ya volna [The Third Wave]. Moscow. AST, 1999. 784 p.
Touraine A. The Postindustrial Society. Tomorrow's Social History. Classes, Conflicts and Culture in the Programmed Society. New York. Random House, 1971. VIII, 244 р.
Yershova T.V. Informatsionnoye obshchestvo — eto my! [The Information Society is Us!]. Moscow. Institut razvitiya informatsionnogo obshchestva, 2008. 510 p.
Поступала в редакцию 14 апреля 2024 г.