нее для Европы, чтобы это получилось, чем для России.
Ослеплённые успехами в расстановке ПРО, руководители верховенствующих в этих вопросах стран не заметили, как окольцевали ими как раз всю европейскую территорию. Россия столь велика, что ПРО для неё "пылинка в глазу привидения". Европа же, проинформировавшая весь мир точечно о местах размещения ПРО, в случае проявления агрессии против РФ, сама же и сдетонируетогневыеточки, взорвав их на месте расположения.
Вывод:
1. Правительство Германии свято следует рекомендациям немецких геополитиков в вопросах расширения своих территорий, используя всяческиеухищрения, распространяя ложь, поддерживая агрессию, плетя политические интриги. По наитию президенты крупных государств считают, что борьба за лидерство в мире продолжается между США, Россией и Китаем. Наивно думать, что к первенству в лидерстве не стремится Германия. Только её учёные тщательно разработали теорию и стратегию достижения Германией гегемонии в мировом пространстве.
2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности народов всей планеты - постулат для мировых политико-экономико-географических дирижёров. Создание всемирного "НАТО", не воюя, а удерживая мир во всём мире - это коллективный подход к решению глобальной проблемы при наличии пристрастия, былой мудрости и полезности ООН. Что для существующего в данный момент НАТО своё? Что стоит жизни солдата НАТО? Стимулом и мотивацией для убийства невинных людей может быть лишь защита чего-то солдату принадлежащего, типа Отечества, Родины. Устав НАТО следует кардинально изменить.
Россияне во всех войнах сражались не столько за свою землю (порой она была колхозной), сколько за Отечество, Родину, безопасность жизнедеятельности своих родных, за их будущее, а у натовцев нет ни своих родных, ни своего будущего в Европе. Это даже и не Союз народов, а альянс - союз государств или политических партий. НАТО - организация без патриотизма, а без патриотизма - хищное убиение беззащитных народов. Этот способ привнесён в Европу именно опытными колонизаторами. Следующий этап создания защитных военных блоков - континентальный вариант, затем межконтинентальный. В основе военных блоков должно находиться умение распознавать угрозы, а не создавать их. Ошибка НАТО как раз в том, что этот военный блок не сумел распознать благо и необратимую угрозу для европейских народов.
Теперь Германия, возможно, вынуждена будет объединить немцев с арабами в одно арийское государство. Если это не осуществит Германия, то, со временем, спустя 20-25 лет, арабы, разорив, разрушив Германию изнутри, могут создать на этом же месте арабское государство. Для современной Германии вариант увеличения своей территории за счёт арабских земель вполне реальный, но останется ли в такой ситуации Германия державой (могущественным государством) и как отреагирует на это вся Европа? Что может выбрать Германия: или переселиться в Якутию, или освоить Средиземноморское побережье.
Литература:
1. Все страны мира от А до Я / сост. Л.П. Бушуева.
- Ростов-н/Д.: Владис, 2010. -512 с.
2. Ратцель Ф. Человечество как жизненное явление на земле. - М.: Либроком, 2011. - 58 с.
ON FACTORS THAT AFFECT MARKETING OF CULTURE AND ART PRODUCTS
Sergeev Anton Valerievich, Undergraduate student, Russian presidential Academy of National Economy and State Service under the President of Russian Federation, Deputy Director, Children's music school of Moscow "Moscow College of musical performance named after F. Chopin", Moscow, Russia E-mail: Smlsergeevigimail.ru
TThe article based on the research and generalization of theoretical approaches existing in the marketing literature, cultural organizations, the factors that directly affect the marketing of such cultural projects like music festivals. To include these factors in the practice of marketing management is aimed at optimizing planning and management decisions and improvement of marketing practices. The findings of the study can be taken into account in the management activities of domestic organizations in the development of marketing strategies of cultural projects.
Keywords: cultural project; music festival; product; factors; consumer.
О ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА МАРКЕТИНГ ПРОДУКЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬ ТУРЫ И ИСКУССТВА
УДК 338.24+008.001 ВАК РФ 08.00.05
В статье на основании исследования и обобщения теоретических подходов, существующих в литературе по маркетингу культурных организаций, выявлены факторы, непосредственно влияющие на маркетинг таких культурных проектов, как музыкальные фестивали. Учет данных факторов в практике маркетингового управления направлен на оптимизацию планово-управленческих решений и совершенствование маркетинговых практик. Выводы исследования могут быть учтены в управленческой деятельности отечественных организаций при разработке маркетинговой стратегии культурных проектов. Ключевые слова: культурный проект; музыкальный фестиваль; продукт; факторы; потребитель.
> Сергеев A.B., 2017
О
CÜ
-О X
9
Современные подходы к управлению маркетингом организаций культуры и искусства подчеркивают необходимость обеспечения эффективных коммуникаций с аудиторией путем стимулирования и поощрения ее отзывов с использованием различных каналов связи.
Особенности формирования маркетинговых стратегий в индустрии культуры - малоизученный феномен. С научной точки зрения вопросы маркетинга культурных проектов остаются недостаточно разработанными. Наиболее значимый вклад в область исследования менеджмента и маркетинга услуг организаций культуры внесли такие российские и зарубежные авторы, как А.Н. Жираткова, Дж. Бернштейн, Г. Л. Тульчинский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Р. Бел, Т.Г. Бутова, Ф. Колбер, БЛорд, Г. Д. Лорд, Ф. Котлер, Дж. Эллен. В отечественной теории менеджмента и маркетинга не существует комплексных исследований, посвященных изучению опыта управления маркетингом музыкальных фестивалей, а также разработке их маркетинговых стратегий. Настоящее исследование призвано в определенной степени устранить существующие пробелы. Цель данной статьи - рассмотреть внешние факторы, непосредственно влияющие на управление маркетингом музыкальных фестивалей. Особенное внимание автора уделяется факторам, связанным с потребителями (клиентами).
Ежегодно в мире проводятся сотни различных музыкальных фестивалей. "В отличие от концертов, где клиенты традиционно привлекаются для прослушивания и просмотра живого выступления конкретного артиста, музыкальные фестивали часто включают в себя различные культурные события (музыкальные классы, симпозиумы и семинары) и следуют определенному жанру" [11, с. 55]. Соответственно музыкальный фестиваль - это разновидность фестиваля искусств или культуры, который обычно имеет тему, соответствующую конкретному жанру.
Музыкальные фестивали различаются по размеру - одни из них ориентированы на большую международную аудиторию, другие -только на местное сообщество [20]. Каждый музыкальный жанр обращен к конкретной аудитории, так, по мнению Гибсона и Коннел-ла [14, с. 215], "...втовремя как классическая музыка, джаз и оперные фестивали ориентированы на потребителей из высших слоев общества, фестивали популярной и народной музыки - на средний класс".
Фестивали - это разновидность культурных проектов, успех которых обусловливается исследователями их маркетингом - анализом, планированием, реализацией и контролем качества тщательно разработанных программ, предназначенныхдля обеспечения добровольного обмена ценностями с целевыми рынками с целью достижения
со
CU
си
к^7 С Ё
253
СЕРГЕЕВ Антон Валерьевич, магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заместитель директора, Детская музыкальная школа ГБПОУ г. Москвы "Московский колледж музыкального исполнительства им. Ф. Шопена", Москва, Россия Smlsergee v@mail. ru
организационных целей" [18, с. 56]. Маркетинг является неотъемлемой частью фестивального процесса, а эффективный маркетинг может оказать благотворное влияние на местные организации и сообщество [5, с. 540].
Как отечественные,так и зарубежные исследователи признают, что ценовая политика и характеристики эластичности спроса на культурные продукты варьируются в разных отраслях сферы услуг и становятся причиной уникальных структурных характеристик, которые влияют на управление маркетингом. Готовность покупателей платить за продукт неразрывно связана с воспринимаемым ими качеством обслуживания, что делает маркетинг особенно сложной задачей [1, с. 12; 3; 6; 10]. Роль потребителя, а в определенном случае и его бизнес-модель играют решающую роль для ценообразования продукции в сфере культуры и искусства. Доверие клиентов оказывает непосредственное влияние на ценообразование [4; 7; 17, с. 6].
Эффективность управления маркетингом зависит от четкого понимания менеджерами проекта особенностей самого музыкального фестиваля как продукта и потребностей его аудитории. Согласно Хойлу, ключевым компонентом маркетинга культурных проектов является исследование рынка и его анализ [16, с. 21].
Сегодня усилия маркетологов преимущественно направлены на привлечение более широкой аудитории, необходимой для достижения устойчивой прибыли, при сохранении и продвижении культурных продуктов в условиях растущей конкуренции с другими видами досуговых мероприятий [12]. Совершенствования текущих маркетинговых практик требуют изменения внешней среды, в частности, развитие транспорта и информационных технологий способствует повышению мобильности потребителей, выбору альтернативных проектов для участия или организации досуга [8].
Одна из несомненныхтрудностей маркетинга искусств и культурных продуктов - понимание природы самого феномена культуры. Важным аспектом продвижения культурных продуктов является то, что ввиду различий в культурах невозможно с одинаковой эффективностью применять одни и те же маркетинговые инструменты и методы к различным культурным продуктам в разных странах; необходимо учитывать потребности и особенности конкретной культурной среды. Как справедливо в
этой связи отметил Колбер,"... если что-то и предопределяет необходимость различных подходов к маркетингу культурного продукта, то это особый характер переживаний зрителя и его центральная роль в создании этого опыта" [12, с. 55].
Таким образом, маркетинг культурных проектов изначально ориентирован на продукт, который и является самым важным маркетинговым фактором. Культурные продукты - это сложные продукты, поскольку они включают в себя нематериальную ценность. Колбер описывает культурные продукты как продукты эстетические, не поддающиеся количественной оценке и имеющие субъективный характер [12]. Эта ценность культурного продукта во многом обусловлена особенностями аудитории, так как отдельные лица и группы населения сильно различаются в зависимости от их эстетического восприятия и оценки. Другими словами, факторы, которые вызывают у зрителей чувство восхищения и эмоциональный подъем, можно воспринимать только субъективно, поэтому их трудно оценивать с помощью количественных методов. Соответственно, на потребление продуктов культуры и искусства непосредственно влияют эстетические предпочтения и музыкальные вкусы аудитории, а также ее опыт [13]. Кроме того, потребление данного вида продуктов зависит и от аффективных факторов, влияющих на решение покупателя о его покупке. По мнению Гол-дблатта, когда потребитель покупает культурные продукты, он одновременно оценивает услуги (сервис), которые они могут получить вместе с этими продуктами [15, с. 32]. Бернш-тейн считает, что, например, "...потребители классической музыки получают от концертного опыта ценность, которая может быть и не связана непосредственно с тем, что происходит в момент потребления зале (на сцене)" [9, с. 56].
Выстроенные отношения между аудиторией музыкального фестиваля и организаторами проекта обеспечивают социальные преимущества, и утилитарную ценность для организации, в т.ч. увеличение объема продаж и лояльность клиентов [2, с. 43]. Решение задачи совершенствования маркетинга музыкальных фестивалей требует обеспечения баланса интересов потребителя (его личных и ситуационных факторов, которые влияют на оценку стоимости продукта, его потребительскую ценность), организаторов фестиваля и внешних условий бизнес-среды. Анализ потребительской ценности как результат подразуме-
вает получение ответа на вопрос почему потребитель покупает культурный продукт" с целью формирования четкого и детализированного предложения ценности, выработанного совместно с потребителем.
Примечания:
1. Берлов А. Г., Шумович А. В. Искусство проведения мероприятий. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 201 б.-С. 12.
2. Емельянович А.А., Кулягина Е.А., Цуркан Е.В. Си-нергетические эффекты в инновационном менеджменте // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. -№ 3-1 (32). - С. 42-45.
3. Жуковская И.В. Система директ-костинг как механизм воздействия на финансовые результаты деятельности предприятий машиностроения // Экономика и управление. - 2010. - № 12. - С. 160165.
4. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2009.
- № 4. - С. 42-45.
5. Пономарева Н.В. Современные теоретические концепции и международная практика учета деловой репутации, возможность их адаптации в России // Экономика и предпринимательство. -2014. - № 12-3 (53-3). - С. 540-544.
6. Рзун И.Г., Старкова И.О. Управление конкурентоспособностью региона // Вестник НГИЭИ. - 2016.
- № 11 (66). - С. 89-99.
7. Синельщикова Н.В., Громова Е.И., Кери И.Т. Тенденции в формировании и реализации ценовой политики компании // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - № 24. -С. 86-90.
8. Васоп В. Marketing the arts. In Creezen, D., Fiscella, J., & Bacon, B. (Eds.). Fundamentáis of arts
management (pp. 296-329). Amherst, MA: Arts Extension Service, Division of Continuing Education, University of Massachusetts at Amherst, 2007.
9. Bernstein J. Arts marketing insights: The dynamics of building and retaining performing arts audiences. San Francisco: John Wiley & Sons, Inc., 2007. P. 56.
10.Bolton R„ James D. A Multistage Model of Customers' Assessments of Service Quality and Value //Journal of Consumer Research. 1991. vol. 17,March, pp. 375-384.
11.Bowen H. Does the music matter? Motivations for attending a music festival // Event Management. 2009.Vol.9. P. 155.
12.Colbert F. Marketing culture and the arts.3rd edition. Montreal: HEC Montreal, 2007. P. 55.
13.Felsenstein D., Fleischer A. Local festivals and tourism promotion: The role of public assistance and visitor expenditure // Journal of Travel Research. 2003. №41 (4). P. 385-392.
14.Gibson C., Connell J. Music and tourism: On the road again. Cleveden: Channel View Publications, 2005. P. 215.
15.Goldblatt J. Special Events: Creating and , Sustaining a New World for Celebration. Wiley, 2013. • P. 32.
16.Hoyle L.H. Event marketing: How to successfully promote events, festivals, conventions, and expositions. The Wiley event management series. New York: J. Wiley, 2002. P. 21.
17.Kotler P. Maketing for nonprofit organizations (2nd ed.). Englewood Cliffs: NJ: Prentice-Hall, Inc., 1982. P. 6.
18. Lee K., Lee C., Lee S., Babin B. Festivalscapes and patrons' emotions, satisfaction,and loyalty//Journal of business research. 2008. № 61. P. 56.
19. Richards G., Wilson J. The impact of cultural events on city image: Rotterdam, cultural capital of Europe 2001 //Urban Studies. 2004. №41(10). P. 1931-1951.
О
CU
-О X
9
со cu
cu
щ
кС Ё
255