Научная статья на тему 'О ФАКТОРАХ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

О ФАКТОРАХ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
334
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
преступность несовершеннолетних / пандемия Сovid-19 / асоциальное поведение / социокультурная дезадаптация / образовательная среда / juvenile delinquency / Covid-19 pandemic / antisocial behavior / sociocultural maladjustment / educational environment

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Багреева Е.Г., Шамсунов С.Х., Багреева Е.В.

В статье авторы рассматривают факторы преступности несовершеннолетних, на которые повлияли условия пандемии. Утверждается, что сегодня это одна из актуальных проблем. Отмечается, что социально-психологическая, нравственная и культурная дезадаптация приводит несовершеннолетних к поиску альтернативных форм существования, взаимодействия, признания, способов, форм и путей социализации. Доказывается, что IT-сфера является областью активной реализации потребностей несовершеннолетних, куда легко проникают образцы криминальной субкультуры. Обсуждается социокультурная дезадаптация несовершеннолетних, как одна из первых причин рассогласования в процессе социализации личности сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF JUVENILE DELINQUENCY IN THE CONTEXT OF THE PANDEMIC

In the article, the authors examine the factors of juvenile delinquency influenced by the conditions of the pandemic. It is argued that today it is one of the pressing problems. It is noted that socio-psychological, moral and cultural maladjustment leads minors to search for alternative forms of existence, interaction, recognition, methods, forms and ways of socialization. It is proved that the IT-sphere is an area of active realization of the needs of minors, where samples of the criminal subculture can easily penetrate. The sociocultural maladjustment of minors is discussed as one of the first reasons for the mismatch in the process of personality socialization today.

Текст научной работы на тему «О ФАКТОРАХ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

OS4 УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС ^D

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10964 БАГРЕЕВА Е.Г.,

доктор юридических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия),

e-mail: mail@law-books.ru

ШАМСУНОВ С.Х.,

доктор юридических наук, профессор, Научно-исследовательский институт ФСИН России (Россия),

e-mail: mail@law-books.ru

БАГРЕЕВА Е.В.,

кандидат психологических наук Bagreeva Konsulenttjenester Oslo (Норвегия), e-mail: mail@law-books.ru

О ФАКТОРАХ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Аннотация. В статье авторы рассматривают факторы преступности несовершеннолетних, на которые повлияли условия пандемии. Утверждается, что сегодня - это одна из актуальных проблем. Отмечается, что социально-психологическая, нравственная и культурная дезадаптация приводит несовершеннолетних к поиску альтернативных форм существования, взаимодействия, признания, способов, форм и путей социализации. Доказывается, что IT-сфера является областью активной реализации потребностей несовершеннолетних, куда легко проникают образцы криминальной субкультуры. Обсуждается социокультурная дезадаптация несовершеннолетних, как одна из первых причин рассогласования в процессе социализации личности сегодня.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, пандемия ^vid-19, асоциальное поведение, социокультурная дезадаптация, образовательная среда.

BAGREEVA E.G.,

Doctor of Law, Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia)

SHAMSUNOV S.H.,

Doctor of Law, Professor, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Russia)

BAGREEVA E.V.,

Candidate of Psychological Sciences Bagreeva Konsulenttjenester Oslo (Norway)

FACTORS OF JUVENILE DELINQUENCY IN THE CONTEXT

OF THE PANDEMIC

Annotation. In the article, the authors examine the factors of juvenile delinquency influenced by the conditions of the pandemic. It is argued that today it is one of the pressing problems. It is noted that socio-psychological, moral and cultural maladjustment leads minors to search for alternative forms of existence, interaction, recognition, methods, forms and ways of socialization. It is proved that the IT-sphere is an area of active realization of the needs of minors, where samples of the criminal subculture can easily penetrate. The sociocultural maladjustment of minors is discussed as one of the first reasons for the mismatch in the process of personality socialization today.

Key words: juvenile delinquency, Covid-19 pandemic, antisocial behavior, sociocultural maladjustment, educational environment.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Сегодня в условиях пандемии происходят изменения во всех сферах жизни не только российского общества, но и мира в целом. Уже начался процесс переоценки этических норм и социокультурных ценностей, разрушение идеалов и взглядов, составлявших основу общества, что существенно повлияло на трансформацию криминогенной ситуации.

В числе наименее устойчивых и защищенных социальных групп населения в ситуации кризиса оказались несовершеннолетние. Вынужденный перевод на дистанционное обучение, разрыв устоявшихся социальных связей, невозможность привычных социальных ритуалов взаимодействия, и в целом, ограничение взаимодействия. Такое положение вещей приводит современных подростков к разрыву с формировавшимися в обществе стандартами и нормами поведения, что, в свою очередь обусловливает их уклонение от гражданских и иных обязанностей, неприятие ценностей сложившейся культуры. Сегодня нарушение стабильности базовых основ структуры общества приводит несовершеннолетних к желанию уйти от действительности из-за безуспешных попыток адаптироваться к новым условиям социокультурной среды. Однако кризисная ситуация нестабильности лишь усиливает потребность человека в идентификации в значимой социальной среде. Реализуя эту потребность, подростки стремятся к объединению в группы с себе подобными, однако сегодня они «уходят» в интернет-пространство, где социальные требования могут быть существенно снижены либо отсутствовать вовсе, где нормы поведения не зависят от требований взрослых, а социокультурный уровень доступен своей легкостью восприятия и примитивностью.

Стремление к реализации целого ряда как психологических, так и социокультурных потребностей подростков обусловливает появление «в заоблачном» пространстве неформальных групп несовершеннолетних. Именно здесь сегодня происходит социокультурная идентификация личности в группе, порождающая чувство уверенности, стабильности и единства со средой. В этой группе несовершеннолетний принимает ряд определенных ценностей, идеологических норм, происходит распределение ролей в групповой иерархии, что и считается справедливым и дает ему ощущение социальной и психологической защищенности. В ряде случаев именно социокультурная идентификация и является целью создания неформальных объединений (групп) несовершеннолетних без умысла противоправных действий ее членов.

Следует отметить, что и раньше первоначальной целью большинства групп несовершеннолетних, ставших впоследствии преступными,

являлась не преступная деятельность, а социокультурная идентификация, необходимость в психологической защите и удовлетворении ряда жизненно важных в данный период потребностей, не нашедших отклика и реализации в социуме. Следовательно, социально-психологическая, нравственная и культурная дезадаптация приводит несовершеннолетних к поиску альтернативного способа самовыражения и поддержки у тех своих сверстников, взгляды которых им наиболее близки. Проблемами культурной дезадаптации личности как причиной преступности одним из первых занимался Т. Селлин [5]. Анализируя конфликт между культурными ценностями и возможностями их получения, Т. Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ, назвав их «конфликтом культур» [5].

По мнению С.Н. Иншакова, Т. Селлин в начале прошлого века, по существу, «трансформировал марксистскую теорию классовых противоречий, устранив ее наиболее острые и революционные аспекты, несколько уменьшив ее масштаб, что позволило применять ее не только к анализу противостояния двух частей, но и к противоречиям более мелких социальных формирований», каковыми являются неформальные группы несовершеннолетних, вступающих в некие взаимоотношения [7].

Степень конфликта между обществом и неформальными группами несовершеннолетних зависит от различных воззрений на жизнь, привычек, стереотипов мышления и поведения, различных ценностей, затрудняющих взаимопонимание людей, препятствующих возникновению сочувствия, сопереживания и вызывающих протест по отношению к социокультурным нормам общества. В сегодняшних условиях внезапной трансформации системообразующих институтов общества важно не допустить перерастания этих групп несовершеннолетних в антисоциальные.

На основе теории Т.Селлина американский социолог А. Коэн в 1955 году разработал концепцию субкультур, рассмотрев ее в масштабе социальных групп и особенностей культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). Изучая мини-культуры, образующиеся в этих микрогруппах, их взгляды, привычки, стереотипы поведения, права и обязанности, нормы общения, меры наказания нарушителей норм, А. Коэн назвал их феноменом субкультуры [1]. По мнению ученого, криминальная субкультура, как правило, находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями. Таким образом, попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от ряда социальных запретов, более того, их

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры. Эта теория дает нам возможность понять глубину корней причинного комплекса преступности. Сегодняшняя ситуация подтверждает справедливость предостережения, высказанного почти сто лет назад.

Эволюция культурного развития общества -долгий и сложный процесс. Соответственно и выявление причин отклоняющегося и преступного поведения несовершеннолетних - процесс многоплановый, затрагивающий глубинные аспекты взаимодействия личности с социокультурной средой.

Долгие годы, российские криминологи (А.И. Алексеев, Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев, А.Р. Ратинов, С.И. Курганов и др.) подробно изучали комплекс причин преступности. Однако феномену социокультурной идентификации личности как одному из факторов отклоняющегося и преступного поведения несовершеннолетних, на наш взгляд, уделялось недостаточное внимание.

Рассматривая преступную группу несовершеннолетних как особый социум, следует подчеркнуть закономерность причинно-следственных связей между мотивами, потребностями любого ее члена и соответствующей социокультурной средой данной группы [4]. Таким образом, выделение из общей массы группы несовершеннолетних с особыми интересами и потребностями, социальными ролями приводит к развитию специфической культуры, обслуживающей их социокультурные потребности.

Одним из признаков бытования субкультуры в преступных группах несовершеннолетних является преемственность ее традиций, которую обеспечивает одновременное проживание в ней представителей нескольких поколений. Каждое из этих поколений отличается разным уровнем вовлеченности и информированности в общем объеме субкультуры. К сожалению, современные возможности интернета существенного расширили пути проникновения и влияния субкультуры на формирующееся сознание молодежи. Говоря об организованной преступной группе несовершеннолетних, надо отметить, что ее лидером, как правило, является взрослый, уже побывавший в местах лишения свободы. Он и выступает носителем субкультуры преступного мира и «учителем» несовершеннолетних, передавая свои «ценности» в последующее поколение. Сегодня, наряду с традиционными средствами и способами передачи информации, скорость ее получения, погружения и принятия, значительно возрастает. Более того, этот процесс осложняется невозможностью контроля.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Таким образом, «обученное» поколение, в силу своих психологических и социальных установок, тяготеет к законам, нормам жизни данной преступной группы, испытывая естественную потребность в ее субкультуре. Приобщенность несовершеннолетних к субкультуре преступной группы:

• с одной стороны - отчуждает их от нормальных условий жизни, приводя к определенной ломке их представлений, увеличивая разрыв и уменьшая возможность возврата в социокультурное пространство общества;

• с другой - активизирует процесс вовлечения их в рассматриваемую субкультуру.

В дальнейшем свое «принятие» этих ценностей несовершеннолетний может оставаться в положении относительно пассивного потребителя или приобретать более высокое качество - участвовать в создании и воспроизведении этой субкультуры с использованием их «продвинутого» уровня владения 1Т-технологиями. Именно здесь начинается область активной реализации его потребностей, находящаяся в зависимости от традиций и жанров данной субкультуры и отражающая верования, взгляды и, в целом, сознание преступной группы. Так, несовершеннолетние правонарушители оказываются вовлеченными в непрерывный процесс воспроизводства морали, традиций социокультурной среды преступного мира. Строго говоря, субкультура, рожденная в преступной группе несовершеннолетних, является уже контркультурой, ибо выражает протест и оправдывает деятельность, носящую уголовно наказуемый характер, против официально узаконенных в обществе норм и ценностей.

Вместе с тем, эта субкультура начинает постепенно абстрагироваться от непосредственных, индивидуальных интересов и потребностей, а затем и развиваться по своим внутренним законам, интегрируясь в общую культуру.

Итак, подводя итоги вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что первоначальной целью большинства групп несовершеннолетних, ставших впоследствии преступными, являлась не преступная деятельность, а социокультурная идентификация, необходимость в психологической защите и удовлетворение ряда жизненно важных в данный период потребностей, не нашедших отклика и реализации в социуме.

Субкультура преступной группы несовершеннолетних представляет собой синкретическое образование. Оно охватывает область ценностных ориентаций, определенной идеологии, морали, образцов поведения, стиля жизни, одежды, языка данной группы - все это необходимый социокультурный фундамент, потребность в котором так остро испытывают подростки. Именно

поэтому субкультура преступной группы несовершеннолетних является одним из укрепляющих, стабилизирующих и связующих факторов ее существования.

Сегодня этот процесс очевиден, если мы проанализируем участие несовершеннолетних в таких асоциальных движениях, как booling, trolling, mobbing, st^m и т.д. Таким образом, одной из первых причин рассогласования в процессе социализации личности и сегодня выступает социокультурная дезадаптация. Наряду с этим традиционно существенную роль играла степень успешности личности в образовательной сфере, также создающей проблемы на пути ее социализации. Дистанционное образование сегодня, как вынужденная мера существования, повлекла за собой разрушение этой сферы. Однако, потребность признания личности, ее успешности в образовательной сфере, по прежнему, актуальна, но трудно реализуема.

Ведущие криминологи еще в конце 70-х годов считали, что «образовательно-культурная характеристика преступников свидетельствует о зависимости антиобщественного поведения от уровня образования и интеллектуального развития, влияющих на круг интересов и потребностей, на культуру досуга и поведения в целом» [3]. Изучая уровень образования лиц, совершающих преступления, ученые констатировали, что он гораздо ниже, чем у правопослушных граждан, а образовательно-культурные характеристики наиболее низкие у лиц, совершающих насильственные, корыстно-насильственные преступления, хулиганство, а также у рецидивистов [3].

Третьим значимым фактором, наряду с социокультурным и образовательным, приводящим личность в альтернативную среду, является уровень психологического комфорта, тесно связанный с психическим здоровьем человека.

Психологический комфорт, психическое здоровье оказывают свое влияние на уровень преступности в любой стране. В современных условиях пандемии, по мнению ученых, большинство населения находится в состоянии психических отклонений, расстройств, стресса, психологического дискомфорта, агрессивности. Сама жизнь диктует необходимость изучения этой проблемы и разработки способов преодоления этих негативных явлений. Социокультурная дезадаптация несовершеннолетних усугубляет состояния психических расстройств, а отказ от занятий в школе, приводящий к отторжению личности, также является причиной психологического дискомфорта и социокультурной дезадаптации. Таким образом, существует прямая связь и зависимость вышеперечисленных факторов между собой. Все эти факторы, существенно влияющие на процесс социа-

лизации личности, в случае неудачи приводят к повышению уровня агрессивности и нередко к преступлению.

Психологи, изучая проявления различных форм агрессивности, в частности у подростков, пришли к выводу о том, что агрессивные подростки при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения имеют ряд общих черт. К таким чертам относятся бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Более того, им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение [6].

Следует помнить, что агрессивность подростков (при учете природных особенностей темперамента) формируется в основном как форма протеста социализации, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, в том числе в силу осознаваемой социокультурной дезадаптации, что конечном итоге проявляется и в противоправном поведении.

Современная ситуация с пандемией и ее разрушительные последствия значительно затрудняют включение подростков в социально признаваемую и социально одобряемую духовно-практическую деятельность вне интернета [2]. В свою очередь, сложившиеся сегодня условия жизни заставляют несовершеннолетних пересматривать способы, формы и пути социализации, личностного становления с учетом широкого доступа и распространения IT-технологий, подчас проявляя агрессивные паттерны поведения.

Список литературы:

[1] Cohen A. Delinqent Boys, The Culture of the Gang Glencoe. N.Y., 1955.

[2] Багреева Е., Мантарова А. Криминологический анализ и тенденции преступности в период и после пандемии в России и Болгарии Вестник Московского областного университета - М.: - 2020, № 3, C.94.

[3] Багреева Е. Г., Башкатов Л.Д., Зульфугар-заде Т.Э. Криминология: учебное пособие. —

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Москва: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2011. — С. 220.

[4] Bagreeva E., Blankov А., Shklyar T. Natural and Positive Law in the Concept of Correcting Offenders? Universidad del Zulia /Venezuela/ opción/ revistaopcion@gmail.com / ISSN: 1012-1587/ ISSNe 2477-9385.

[5] Селлин Т. Конфликт культур и преступность. Нью-Йорк, 1938. С. 63-70. Перевод в кн.: Социология преступности. М., 1966. С. 282-287.

[6] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Мир психологии и психология в мире. 1994. С.57-63.

[7] Иншаков С.Н. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 168.

Spisok literatury:

[1] Cohen A. Delinqent Boys, The Culture of the Gang Glencoe. N.Y., 1955.

[2] Bagreeva E., Mantarova A. Kriminologich-eskij analiz i tendencii prestupnosti v period i posle

pandemii v Rossii i Bolgarii Vestnik Moskovskogo oblastnogo universiteta - M.: - 2020, № 3, C.94.

[3] Bagreeva E. G., Bashkatov L.D., Zul'fu-garzade T.E. Kriminologiya: uchebnoe posobie. — Moskva: Rossijskij ekonomicheskij universitet im. G.V. Plekhanova, 2011. — S. 220.

[4] Bagreeva E., Blankov A., Shklyar T. Natural and Positive Law in the Concept of Correcting Offenders? Universidad del Zulia /Venezuela/ opción/ revistaopcion@gmail.com / ISSN: 1012-1587/ ISSNe 2477-9385.

[5] Sellin T. Konflikt kul'tur i prestupnost'. N'yu-Jork, 1938. S. 63-70. Perevod v kn.: Sociologiya prestupnosti. M., 1966. S. 282-287.

[6] Semenyuk L.M. Psihologicheskie osoben-nosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego korrekcii. Mir psihologii i psihologiya v mire. 1994. S. 57-63.

[7] Inshakov S.N. Zarubezhnaya kriminologiya. M., 1997. S. 168.

ЮРКОМ ПАНИ

www. law- books, ru ^_

-4,

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.