Научная статья на тему 'О факторах повышения роли политического образования молодежи в современном Крыму'

О факторах повышения роли политического образования молодежи в современном Крыму Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
229
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / POLITICAL EDUCATION / CIVIC CULTURE / POLITICAL CULTURE / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Петр Васильевич

Рассматривается потребность повышения роли политического образования молодежи в современном крымском социуме. Формулируются факторы, вызывающие эту потребность. К основным из них, с точки зрения автора, относятся: интеграция Крыма в социально-экономическое, политическое и духовно-идеологическое пространство России; становление гражданского общества в Крыму; развитие межнациональных отношений и поликонфессиональности в крымском обществе; разнообразные проявления информационной войны, ведущейся против России и Крыма как ее неотъемлемой части

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INCREASING THE ROLE OF POLITICAL EDUCATION OF YOUTH IN THE MODERN CRIMEA

The need for strengthening of the role of political education of youth in modern Crimean society is considered. Factors causing this need are formulated. The main of them, from the point of view of the author, are: integration of the Crimea in socio-economic, political, spiritual and ideological space of Russia; development of civil society in the Crimea; development of international relations and multi-religious society in the Crimea; various manifestations of information war being waged against Russia and the Crimea as an integral part of Russia

Текст научной работы на тему «О факторах повышения роли политического образования молодежи в современном Крыму»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016

УДК 378: 32 (477.75)

О ФАКТОРАХ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ КРЫМУ

Кузьмин Петр Васильевич (г. Симферополь), профессор кафедры политических наук и международных отношений философского факультета Таврической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», доктор политических наук, профессор.

e-mail: [email protected]

Аннотация: рассматривается потребность повышения роли политического образования молодежи в современном крымском социуме. Формулируются факторы, вызывающие эту потребность. К основным из них, с точки зрения автора, относятся: интеграция Крыма в социально-экономическое, политическое и духовно-идеологическое пространство России; становление гражданского общества в Крыму; развитие межнациональных отношений и поликонфессиональности в крымском обществе; разнообразные проявления информационной войны, ведущейся против России и Крыма как ее неотъемлемой части.

Ключевые слова: политическое образование, гражданская культура, политическая культура, гражданское общество.

FACTORS INCREASING THE ROLE OF POLITICAL EDUCATION OF YOUTH

IN THE MODERN CRIMEA

Kuzmin Petr Vasilievich, professor of the Chair of Political Science and International Relations of Faculty of Philosophy of Tavrida Academy of Crimean Federal V.I. Vernadsky University, Dr. (Political Science), professor.

e-mail: [email protected]

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016

Annotation: the need for strengthening of the role of political education of youth in modern Crimean society is considered. Factors causing this need are formulated. The main of them, from the point of view of the author, are: integration of the Crimea in socio-economic, political, spiritual and ideological space of Russia; development of civil society in the Crimea; development of international relations and multi-religious society in the Crimea; various manifestations of information war being waged against Russia and the Crimea as an integral part of Russia.

Keywords: political education, civic culture, political culture, civil society.

Актуальность заявленной проблемы обусловливается, прежде всего, ролью, которую может и призвана сыграть молодежь в преобразовании российского общества. Молодежь является одним из важных социальных ресурсов, от мобилизации которого зависит осуществление стратегических проектов развития страны и ее регионов, качество новых политических, экономических, культурных элит, руководителей и работников, непосредственно занятых в различных сферах деятельности. Сегодня численность молодежи России составляет свыше 32 миллионов человек или 22% общей численности населения. В Республике Крым эта социальная группа насчитывает 560 тысяч юношей и девушек или четверть от численности населения Крыма.

Целью статьи является обоснование необходимости повышения роли политического образования молодежи в условиях современного Крыма. Новизна публикации состоит в формулировании факторов, обусловливающих необходимость развития политического образования молодежи Крыма.

Прошедшие после распада-развала Советского Союза (в этом году исполняется 25 лет этому историческому событию) показывают, что политическому образованию молодежи уделялось крайне мало внимания. Протекал, я бы сказал, стихийный процесс социализации, в том числе политической. Это было свойственно как России, так и Украине.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 Как известно, в 2015 году закончился срок реализации Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011 - 2015 г.г. В ней отмечено наличие серьезных проблем социализации современной российской молодежи, требующих незамедлительного решения. Среди них - пассивность и инфантилизм молодого поколения, нежелание и неумение принимать активное участие в судьбе своей страны, низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику. Доля молодых людей, активно участвующих в жизни общества, составляет менее 7 % от общей численности молодежи. Уровень участия в политической жизни невысок: вовсе не интересуются политикой 45% юношей и девушек. По данным этого исследования, активная жизненная позиция молодежи проявляется, главным образом, в отношении личного успеха, благосостояния, карьеры, личных прав и интересов. Признание значимости инициативы и активности не распространяется на желание служить обществу, своей стране, на социально ответственную позицию. При этом 70 % студентов видят смысл жизни в том, чтобы получить от нее как можно больше удовольствий, 64 % разделяют мнение о том, что жизнь это праздник, нужно взять от нее все, что можно [2, с. 52 - 57].

Проводимые социологические опросы молодежи в Крыму показывают несущественное отличие ценностных ориентаций крымских юношей и девушек от приведенных выше характеристик [4].

Роль политического образования как инструмента формирования личности специалиста обосновывается в работах многих как российских, так и зарубежных ученых - Э. Баталов, Л. Гозман, Т. Гузенкова, С. Иванова, А. И. Ильин, Т. Нигматуллина, Е. Шестопал, А. Соловьев, Л. Тимофеева, А. Щербинин, Н. Щербинина, Г. Алмонд, С. Верба, Л. Штраус, М. Оукшот, Дж. Патрик, Дж.Уайльке и др.

Ученые затрагивают различные аспекты рассматриваемой проблемы. Так, Т. Гузенкова, исследуя социокультурное поле постсоветской России, трудности формирования политической культуры, гражданственности молодежи связывает с процессом глобальной культурной вестернизации и

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 доминированием англо-американской цивилизации, универсализации западных ценностей и культурных образцов. В постсоветских обществах возобладало представление о том, что абсолютной ценностью является одна индивидуальная человеческая жизнь, ее потребности, желания и наслаждения. Погоня за престижными формами потребления становится содержанием и в немалой степени смыслом жизни. Формируется потребительский патриотизм по отношению к своей родине [1, с. 20 - 27]. А. Соловьев, изучая политическую культуру российского общества, приходит к выводу, что основным слоям населения свойственны недопонимание роли представительных органов власти, тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью, незаинтересованность в контроле за властями, склонность к несанкционированным формам политического протеста, предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, невысокая заинтересованность граждан в использовании консенсусных технологий властвования [3, с. 382]. А. Щербинин справедливо подчеркивает, что проблема гражданского, демократического воспитания и образования до сих пор не поставлена в первый ряд важнейших государственных задач, а является уделом энтузиастов - отдельных ученых и педагогов, некоторых общественных и коммерческих организаций, научных коллективов [5, с.150]. А. Щербинин также отмечает, что в западной политической науке указанная тема считается настолько актуальной, что ее специальным развитием занимается 21-й исследовательский комитет Международной ассоциации политических наук (IPSA). Изучение проблем политического образования университетами и научными институтами, отдельными учеными, федеральными и региональными государственными органами (такими, например, как Федеральный центр по политическому образованию в ФРГ), фондами при партиях и конфессиях, ассоциациями педагогов и ученых, позволили развиться специальной отрасли политической науки - политической дидактике, глубже понять роль политического образования в строительстве и стабилизации политических систем [5, с. 9].

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 Отметим, что под политическим образованием я понимаю систему воздействия на индивида или социальную группу с целью получения ими знаний о политической сфере общества, формирования первичных навыков политического поведения, готовности к действию в соответствии с основными социально-политическими ценностями общества. Хочу подчеркнуть, что целью политического образования не является превращение каждого человека в политика. Овладение совокупностью политических знаний и первичных умений необходимо для подготовки юношей и девушек к выполнению гражданских функций в общественной жизни, к самостоятельному ориентированию в мире политики. Полагаю, есть основание рассматривать политическое образование как эффективное средство формирования гражданственности, патриотизма, политической культуры юношей и девушек.

Роль политических знаний в механизме формирования указанных выше социальных ценностей определяется, прежде всего, выполняемыми ими (знаниями) функциями. Назовем некоторые из них: образовательная функция -формирование определенных взглядов и убеждений, мировоззренческих ориентаций; ориентационная, усвоенные политические знания помогают ориентироваться в современной сложной, противоречивой политической и социокультурной среде; оценочная или аксиологическая - оценка протекающих в обществе социальных, политических и культурных процессов, а также действий индивидов, социальных групп, политических институтов; мотивационная - задают людям ту или иную направленность мыслей, чувств, помогают сконцентрировать их интеллект, волю для достижения определенных целей; регулятивно-организующая и консолидирующая, т.е. знания выступают как элемент самосознания, самовыражения и самоутверждения, способствуют включению человека в общественно-политическую и социокультурную деятельность; прогнозирующая функция, политические знания помогают прогнозировать развитие общественно-политических процессов, создавать позитивный образ общественного устройства, которое отвечало бы интересам и потребностям многих людей. Конечно, функции политических знаний в

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 структуре политического образования личности реализуются не автоматически. Это, я бы сказал, - потенциально реализуемые функции. Чтобы политические знания выполняли свое предназначение, они должны быть, во-первых, научными, основываться на современных достижениях науки; во-вторых, глубокими, т.е. достаточными для осмысления той или иной проблемы; в-третьих, важно, чтобы приобретенные знания являлись знаниями-убеждениями, были переплетены с другими компонентами духовно психологического мира человека, например, волей, чувством долга, ответственностью, гражданским мужеством и т.п.

Необходимость повышения роли политического образования как средства гражданского и политического становления молодежи Крыма связано с рядом объективных факторов.

Во-первых, интеграция Крыма в социально-экономическое, политическое и духовно-идеологическое пространство России. Интеграция охватывает решение масштабных задач, требующих для своего решения граждан, обладающих не только профессионализмом, но также гражданской и политической культурой. То есть, существует острая потребность формирования гражданина, гармонично сочетающего в себе гражданственность и профессионализм. Гражданственность - это готовность и способность человека, гражданина к активному участию в делах общества и государства на основе глубокого осознания своих прав и обязанностей. Понимание гражданственности как совокупности высокоразвитых социально-политических и моральных качеств предусматривает: гражданскую компетентность, гражданскую культуру, зрелость политического и правового сознания; чувство патриотизма, причастности к исторической судьбе своей Родины и ее народа; осознание себя полноправным гражданином своей страны.

Практика учебно-воспитательной работы в нашем университете показывает, что поступившие юноши и девушки имеют примитивные представления о политической сфере общества, плохо знают политическую историю России. Многие не знают даже того, что составляет школьную

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 образовательную программу, например, права, свободы и обязанности человека и гражданина; сущность государства, устройства государственной власти; суть демократии и демократического правления, избирательных систем; содержание патриотизма и т.д. К сожалению, нередко и окончивший вуз молодой человек, в силу ряда причин, не отличается политической грамотностью, т.е. можно констатировать, что личности специалиста часто свойственно рассогласование нравственно-политического развития и профессионализма.

Во-вторых, повышение роли политического образования в формировании гражданских и профессиональных качеств молодежи связано с потребностью становления гражданского общества как в России в целом, так и в Крыму, как неотъемлемом субъекте Российской Федерации. Процесс этого становления нуждается в людях просвещенных и образованных, обладающих современным, демократическим по своей сути мышлением, способных к конструктивному участию в общественно-политической жизни. Для того, чтобы превратить подданных государства в граждан, осознающих свой долг, необходимо не только наделить их гражданскими правами, но и сформировать в сознании иную систему приоритетов и ценностей. Без соблюдения законов всеми гражданами, чего нет у нас и в помине, нам можно лишь мечтать о гражданском обществе, тем более о культуре гражданского общества. Содействие подготовке таких граждан должно стать приоритетной задачей школ, вузов, государственных и общественных институтов.

В-третьих, необходимость улучшения политического образования молодежи актуализируется также спецификой Крыма как многонационального и многоконфессионального общества, потребностью развития национальных культур, сохранения социального мира. Сферу межнациональных и религиозных отношений в настоящее время можно охарактеризовать как в целом стабильную и прогнозируемую. Одновременно не следует идеализировать существующую ситуацию в этой сфере. Несомненно, усилия федеральных и региональных органов власти должны направляться на своевременную и качественную реализацию тех законов, поручений, указов,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 которые были приняты на государственном уровне и направлены на развитие всех сфер крымского социума, всех народов Крыма. Важной и неотложной задачей является продолжение эффективного решения совокупности проблем, связанных с созданием благоприятных предпосылок развития крымскотатарского народа. Понятно, что существующие проблемы быстро (в течение 23 лет) решить невозможно. Но, они должны неукоснительно решаться в сроки, определенные Президентом и Правительством России. Уже сейчас строится около сотни важнейших социальных объектов: школ, детских садов, линий электропередач, водоснабжения, началось восстановление объектов культурного наследия. СМИ, образовательные учреждения должны ориентировать граждан, молодежь на поддержание безопасного информационного пространства, способствующего и впредь позитивной межэтнической коммуникации и формированию толерантных установок по отношению ко всем этносам Крыма, недопущению радикализма и экстремистских проявлений.

В-четвертых, значение политического образования возрастает в связи с усилением информационной войны, которую ведут против нас политические и идеологические оппоненты. Молодежь является одним из главных объектов информационно-идеологического воздействия. Идет борьба за умы, сердца и души юношей и девушек. Идет борьба за идентичность, за то, что находится в головах граждан и определяет их поступки и поведение. Идет борьба за навязывание своей модели видения социального и политического мира, борьба за расстановку акцентов в политической картине мира.

Информационные воздействия направляются на подрыв государства изнутри, дискредитацию системы ценностей и общественных отношений, разрушение позитивного имиджа страны, Крыма как части России, патриотично действующих государственных деятелей, политиков.

В этих условиях молодежи необходимы соответствующие знания, умения распознавать подлинную суть информационно-подрывной деятельности, осознанно противостоять ей. Молодежь, и в особенности студенческая, должна

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 быть не только объектом информационного воздействия, а и готовой противостоять лжи, различного рода провокациям, т.е. являться грамотным и активным субъектом общественно-политической жизни. Никакая пропаганда не даст плодов, если ее зерна не лягут в благодатную почву.

Хочу также подчеркнуть, что гражданское, политическое взросление не происходит автоматически. Надежда на то, что оно возможно без целенаправленного влияния на этот процесс вузов и других образовательных учреждений - утопична, неосуществима.

Тенденция возрастания значения политического образования студенческой молодежи находится сегодня, на мой взгляд, в противоречии с практикой образовательного процесса в вузах Крыма. Я имею ввиду, прежде всего, превращение преподавания политологии по сути в факультативный формат, в дисциплину по выбору вуза. Возникает вопрос, кто выбирает? Даже в структурных подразделениях Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, часть руководителей этих подразделений считает, что политические знания будущим специалистам не нужны. Логика рассуждений примерно выражается так - зачем эти знания инженеру строителю, архитектору, менеджеру сельского хозяйства, тем более врачу? Подобное отношение к политологии, социологии, культурологи и в других вузах Крыма, в том числе и севастопольских.

Такая позиция ведет к дальнейшему выхолащиванию гуманитарной составляющей в профессиональной подготовке специалистов, к обеднению предпосылок становления их гражданственности, к нарушению соотношения собственно профессионализма и социально-гуманитарного развития личности. Складывается впечатление, что обществу, в т. ч. крымскому, не нужны люди думающие, критически мыслящие, обладающие аналитическими способностями и широким кругозором. Последствия таких преобразований в сфере образования крымское общество почувствует через 8-10 лет, когда систему государственного управления и местного самоуправления начнут пополнять политически полуграмотные, недоучившиеся люди с дипломами о

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 высшем образовании. В ближайшей перспективе это может стать одной из угроз общественной и политической стабильности и безопасности нашего региона (молодежь содержит не только созидательный потенциал, а и конфликтный, протестный).

Можно прогнозировать и другие негативные последствия исключения политологии из учебного процесса: торможение темпа политологических исследований, развития политической науки в Крыму; замедление процесса обновления кадровой структуры, включая обустройство выпускников-политологов; снижение возможности преподавания политологии в высшей школе.

Что можно и нужно предпринять? Представляется, что, прежде всего, руководителям вузов, структурных подразделений вузов необходимо осознать актуальность гуманитарной составляющей в личности выпускника вуза, значение в ней политических, социологических, культурологических и т. п. знаний. Обществу не нужны бездушные специалисты. Необходима также корректировка учебных планов, внесение в них в качестве обязательной для изучения - учебную дисциплину политологию для всех профессиональных направлений. Минимальный объем исходя из образовательной практики предусмотреть не менее 34 аудиторных часов. В содержание учебной дисциплины «Политология», наряду с традиционными темами, целесообразно, на мой взгляд, включить темы: «Политическое сознание и политическая культура современного российского общества», «Права, свободы и обязанности человека и гражданина в России», «Региональные этнополитические процессы», «Избирательный процесс в современной России», «Политическое участие и политическая социализация» и другие актуальные проблемы политики. Требует совершенствования концепция преподавания в школе предмета «Обществознание». Развитию политической грамотности учащихся школ могут способствовать дискуссионные клубы, школьные, районные и республиканские олимпиады по общественно-политической проблематике.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 Список литературы:

1. Гузенкова Т. С. Патриотизм, глобализация и национальная государство: взаимодействия и противоречия/ Т. С. Гузенкова// Патриотизм как идеология возрождения России: сб. ст. и докл. - М.: РИСИ, 2014. - с. 15 - 28.

2. Зарубина Н. Н. Молодежь в условиях аномии: кто примет ответственность за будущее России/ Н. Н.Зарубина// Общественные науки и современность. 2016. № 2. с. 52 - 62.

3. Соловьев А. И. Политическая культура/ А. И. Соловьев// Политология: Лексикон/ Под ред. А. И Соловьева. - М.: РОССПЭН, 2007. - с. 365 - 383.

4. Хриенко Т. В. Молодежь Крыма о политике и политиках (опыт социологических исследований): монография/Т. В. Хриенко. - Симферополь: ИТ «Ариал», 2013. - 206 с.

5. Щербинин А. И. Политическое образование. Учебное пособие/ А. И. Щербинин. - М.: Весь Мир, 2005. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.