Научная статья на тему 'О ЕСТЕСТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ КЛАССНЫХ КОМНАТ '

О ЕСТЕСТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ КЛАССНЫХ КОМНАТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ЕСТЕСТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ КЛАССНЫХ КОМНАТ »

Нет сомнения, что эффективность международного научного сотрудничества по гигиене атмосферного воздуха в рамках СЭВ будет постоянно повышаться, способствуя созданию условий гигиенического комфорта для населения социалистических стран.

Поступила 17/УП 1969 г.

ЛИСКУССИИ И ОТКЛИКИ ЧИТАТЕЛЕЙ

УДК 371.62:628.92

О ЕСТЕСТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ КЛАССНЫХ КОМНАТ

А. А. Беседина, В. А. Ротт, О. Н. Савельев, Р. П. Юмашева

Харьковский научно-исследовательский институт охраны здоровья детей и подростков им. Н. К. Крупской и Донецкая областная санэпидстанция

В.дискуссии на страницах журнала «Гигиена и санитария» был своевременно затронут вопрос о нормировании естественного освещения в учебных помещениях.

В статье А. А. Колмовского и С. П. Соловьева1 приведена сравнительная характеристика естественного освещения классных комнат различной конфигурации. Авторы справедливо отмечают, что учебные помещения квадратной и поперечной конфигурации с подсветом справа через рекреационные помещения имеют естественную освещенность ниже установленных нормативов. Это подтвердилось в результате наших исследований, проведенных в Донецкой экспериментальной школе № 5, которые свидетельствуют, что в классных комнатах квадратной конфигурации отмечается неравномерность освещения рабочих мест. При угле отверстия 5°, несмотря на дополнительный подсвет справа через коридор, КЕО на четвертых рядах парт не достигает нормы.

Учитывая, что уровень естественной освещенности в помещениях в значительной степени определяется их ориентацией, мы считаем, что вопрос о выборке ориентации классных комнат необходимо решать с учетом широты местности, этажности застройки и т. д. Мы полностью разделяем мнение В. Е. Поляк2 о нецелесообразности ориентации окон классных помещений на северные румбы горизонта, а также на основании данных собственных исследований, кроме того, считаем неприемлемой для этих помещений западную ориентацию. Так, например, в Донецкой экспериментальной школе при восточной ориентации в первой половине дня КЕО на партах у окон составлял в среднем 11%, на вторых рядах парт — 3,8% и на третьих — 1,5%, тогда как при западной ориентации КЕО в стандартных классных комнатах был заметно ниже (на первых рядах парт 6%, на вторых 1,8% и на третьих 1%). Следовательно, в классных комнатах при западной ориентации на третьих от окон рядах парт освещенность ниже нормативов.

При ленточном остеклении окон в школьных зданиях в средних широтах оптимальной является южная ориентация классных комнат. В данном случае солнечные лучи проникают в помещение неглубоко, а при восточной ориентации помещение инсолируется прямыми лучами на 3 м и более.

1 Гигиена и санитария, 1968, № 4, с. 80—86.

! Там же, 1969, № 4, с. 96—97.

Как показали результаты наших исследований, при ориентации на восток интенсивность инфракрасного излучения в классных комнатах на расстоянии 0,3 м от окна достигала 0,85 кал/мин/см2, а на расстоянии 3 м от окна оставалось также высокой —0,52 кал/мин/см2. Эта данные свидетельствуют, что в утренние часы в период занятий большая часть класса значительно прогревается лучами солнца, что неблагоприятно сказывается на микроклимате классных комнат, особенно в теплый период года, и способствует нарушению терморегуляции, а также снижению работоспособности у учащихся.

В заключение следует сказать, что обсуждение на страницах журнала различных соображений о естественном освещении классных комнат желательно завершить обобщением наиболее ценных и приемлемых замечаний и предложений. Считаем необходимым пересмотреть разделы СНиП, касающиеся ориентации планировки классных комнат.

С нашей точки зрения, предложение А. А. Колмовского и С. П. Соловьева о представлении архитекторам права свободного выбора ориентации для классных комнат нецелесообразно, поскольку для решения этого вопроса необходима компетенция гигиениста.

Поступила 19/1 1970 г.

УДК 61.001.1(049.3

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

РЕДАКТОРУ ЖУРНАЛА «ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ» прсф. К. С. Петровскому

Глубокоуважаемый Константин Семенович! Прошу опубликовать на страницах Вашего журнала мое небольшое письмо в редакцию

В № 10 журнала за 1969 г. опубликована рецензия проф. А. М. Ибрагимова на мою книгу «Современные теории медицины. „Болезни цивилизации" и их буржуазные теоретики» (изд-во «Медицина». М., 1968). Я выражаю признательность автору рецензии и редколлегии журнала за высокую оценку моей работы в столь уважаемом и авторитетном почетном органе. Вместе с тем я хотел бы обратить внимание на неточности, допущенные в рецензии. В ней говорится, что в течение многих лет я был представителем многих международных организаций, в том числе Международной организации труда. Но это неправильно, так как я не был официальным представителем Советского Союза в международных организациях. На протяжении ряда лет я выезжал в качестве члена делегации СССР на всемирные ассамблеи здравоохранения, исполнительные комитеты, сессии Европейского Регионального комитета Всемирной организации здравоохранения. Кроме того, несколько раз был приглашен для участия в работе симпозиумов, семинаров, экспертных групп этой международной организации. В рецензии говорится, что в моей книге подвергаются критике некоторые теоретические концепции, которыми руководствуются международные организации. Это не совсем правильно, так как речь идет о критическом анализе взглядов, разделяемых лишь отдельными учеными, деятелями здравоохранения, в том числе некоторыми сотрудниками Всемирной организации здравоохранения.

С уважением проф. Ю. П. Лисицын

Поступила 20/111 1970 г.-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.