Научная статья на тему 'О эффективности использованя пожарных катеров при тушении пожаров на морском транспорте'

О эффективности использованя пожарных катеров при тушении пожаров на морском транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чрезвычайная ситуация / руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации / emergency / emergency response Manager

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. В. Кузовлев, К. М. Билалов

В статье рассматривается эффективность использования при ТП пожарных катеров и буксиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А. В. Кузовлев, К. М. Билалов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF FIRE BOATS TO EXTINGUISH FIRES IN MARITIME TRANSPORT

The article discusses the effectiveness of the use of fire boats and tugs in TP.

Текст научной работы на тему «О эффективности использованя пожарных катеров при тушении пожаров на морском транспорте»

ABOUT THE KINDS OF EXPLOSIVE SUBSTANCES, CARRIED BY SEA TRANSPORT

The article deals with the types of explosive substances transported by sea vessels.

Keywords: Explosive substances.

Одним из путей экспорта и импорта товаров является морской путь. Морские суда перевозят товары различного назначения, в том числе и опасные. К опасным грузам относятся вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели, травмированию, отравлению, облучению и заболеванию людей и животных, а также к взрыву, пожару и повреждению сооружений и транспортных средств, и соответствующими классификационным показателям и критериям.

В соответствии с ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка. установлены следующие классы опасных грузов:

- класс 1 - взрывчатые материалы (ВМ);

- класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

- класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

- класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

- класс 5 - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

- класс 6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

- класс 7 - радиоактивные материалы (РМ);

- класс 8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

- класс 9 - прочие опасные вещества.

При отправке опасных грузов, требующих наличия специальных огнетушащих средств, отправитель должен предоставить такие средства и, в необходимых случаях, устройства для их подачи. Требуемое количество специальных огнетушащих средств согласовывается отправителем и перевозчиком. В случае предоставления таких средств и устройств перевозчиком отправитель должен возместить перевозчику их стоимость.

Все вышеперечисленные грузы при возникновении пожара в море или порту способны нанести колоссальный ущерб жизни и здоровью человека, экологии и экономике региона. Для избегания такого рода чрезвычайных ситуаций, суда, а так же порты должны быть оборудованы и обеспечены системами пожаротушения и огнетушащими веществами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. РД 31.15.01-89 Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ).

2. ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка.

УДК 614.842.8

A.B. Кузовлев, K.M. Билалов

Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России»

О ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНЯ ПОЖАРНЫХ КАТЕРОВ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

В статье рассматривается эффективность использования при ТП пожарных катеров и

буксиров.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации

A.V. Kuzovlev, K.M. Bilalov

ON THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF FIRE BOATS TO EXTINGUISH FIRES IN MARITIME TRANSPORT

The article discusses the effectiveness of the use of fire boats and tugs in TP.

Keywords: emergency, emergency response Manager.

На водных объектах (озера, моря, океаны) и прибрежных зонах пожары случаются ничуть, ни реже, чем на суше. Тушение пожара в океане, и устранение его последствий для экологии предполагает использование специальных кораблей.

Такие суда не только участвуют в тушении непосредственно огненного очага, но и проводят профилактические работы на нефтегазодобывающих объектах в море. Участвуют в осуществлении эвакуации горящего судна и помогают в спасении пострадавших людей. Тушение пожара на водном объекте осуществляется не только при помощи крупных кораблей, но и при помощи малогабаритных катеров.

Пожарные суда делятся на специализированные (имеют мощное пожарное оборудование, которое не позволяет их использовать не по назначению) и комбинированные (пожарные и портовые буксиры, имеющие пожарное оборудование, не снижающее их эффективности как буксировочных средств). В зависимости от района плавания делятся на речные и морские и комбинированные (река-море). (Пожарные суда «река-море» используются главным образом в устьях крупных рек.)

Основным средством пожаротушения на пожарном судне являются высокопроизводительные (до 10 000 м3/ч) насосы, подающие воду в стационарные лафетные стволы или в рукавные линии. Насосы имеют привод от специальных или ходовых двигателей судна и устанавливаются ниже конструктивной ватерлинии, что обеспечивает быстрое заполнение насосов самотеком. Лафетные стволы (2—8), как правило, устанавливаются на носу, корме и надстройке и обеспечивают длину (вылет) струи до 200 м и высоту до 50 м. На некоторых судах имеются телескопические вышки и стрелы, так же оборудованные пожарными стволами. Кроме того, указанные вышки и стрелы используются для высадки аварийных партий к очагам пожара и снятия людей с горящих судов. Для тушения нефти и нефтепродуктов на танкерах, береговых складах и нефтебуровых установках применяются средства химического пожаротушения — пенообразующие вещества, диспергенты, устройства локализации нефтяного пятна. Для защиты от теплового воздействия по периметру судна проложены трубопроводы оросительной системы.

Использование пожарных катеров при тушении пожаров эффективно тем, что они позволяют подачу ОВ по всему периметру горящего судна, имеют большой запас пенообразователя, стволы с большим расходом и способные подавать морскую воду. Также они используются для буксировки судна в море при пожаре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Повзик Я.С. Справочник руководителя тушения пожара. - М.: ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2004. - 361 с.

2. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Грачев В.А. Транспорт: наземный, морской, речной, воздушный, метро. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга № 6. - М.: Пожнаука 2007. -383 с.

3. Ассоров Ф.Г., Шпиков Б.И. Пожарная безопасность на морском транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.