Научная статья на тему 'О двух концепциях и системах физического воспитания в процессе его модернизации'

О двух концепциях и системах физического воспитания в процессе его модернизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL TRAINING / SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столяров В. И.

В статье дается характеристика двух существенно отличающихся друг от друга концепций физического воспитании, а также показано важное значение их различения и реализации в процессе модернизации физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About two concepts and systems of physical education in the process of its modernization

The article covers f two physical education concepts, which are essentially different from each other. The article considers the importance of their distinction and realization in the process of physical training modernization.

Текст научной работы на тему «О двух концепциях и системах физического воспитания в процессе его модернизации»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 37+796/799

о ДВУХ КОНЦЕПЦИЯХ и СИСТЕМАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ

© В. и. СТОЛЯРОВ

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма

e-mail: rector@spu-penza.ru

Столяров В. И. - О двух концепциях и системах физического воспитания в процессе его модернизации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1056-1062. - В статье дается характеристика двух существенно отличающихся друг от друга концепций физического воспитании, а также показано важное значение их различения и реализации в процессе модернизации физического воспитания.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, физкультурная деятельность.

Stolyarov V. I. - About two concepts and systems of physical education in the process of its modernization // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1056-1062. - The article covers f two physical education concepts, which are essentially different from each other. The article considers the importance of their distinction and realization in the process of physical training modernization.

Keywords: physical culture, physical training, sports activity.

В настоящее время при формулировании и обосновании концепции физического воспитания наряду с основным понятием - «физическое воспитание», как правило, используется ряд других понятий - «физическая культура», «физкультурная деятельность» и др. При этом дается множество различных интерпретаций данных понятий.

Если отвлечься от тех различий, которые носят терминологический или стилистический характер, и учитывать в первую очередь их содержательный аспект, то обнаруживаются две существенно отличающиеся друг от друга (хотя имеющие нечто общее и связанные между собой) концепции физического воспитания.

Первая концепция основана на том, что указанные понятия («физическое воспитание» и др.) вводятся для характеристики определенных компонентов процесса социокультурной модификации тела, физического состояния человека. Понятие «социокультурная модификация тела человека» характеризует изменения тела, физического состояния человека под воздействием различных факторов социума и культуры.

Указанные понятия, особенно понятие «физическое воспитание», используются для выделения и характеристики деятельности на основе использования таких средств, как особые формы двигательной активности (физических упражнений), спортивной деятельности, рационального режима труда и отдыха, естественных сил природы. Физическое воспитание (в таком его понимании) отличается как от стихийного воздействия социальной среды на телесность человека

(от процесса ее социализации), так и от сознательного, целенаправленного воздействия на нее, но связанного с использованием иных средств, допустим, хирургических, средств генной инженерии и т. д.

Такой подход к интерпретации обсуждаемых понятий широко представлен в научных публикациях разного времени и разных авторов. Вот несколько иллюстраций: термином «физическое воспитание» обозначают «процесс планомерного воздействия на физическое становление человека с целью, которая заранее определяется данным обществом» [16, S. 226]; «физическое воспитание состоит во всестороннем развитии всех физических сущностных сил ребенка, анатомической, физиологической, нервной и других систем его организации, в формировании прочных привычек физической культуры и устоев здорового образа жизни» [5, С. 276]; «сфера физкультуры - вся система общественной жизни, связанная с развитием физических возможностей человеческого организма для достижения физического совершенства» [3, С. 9]; физическая культура - «относительно интегрированная и закрепленная система поведения, связанного с заботой о физическом развитии, двигательной функциональности, красоте, физическом совершенстве и экспрессии человека, и осуществляемого по принятым образцам, а также результаты данного поведения» [17, S. 114]; «физическая культура - система средств и способов сознательно организуемого и управляемого формирования и поддержания телесности, двигательных качеств и двигательных умений людей» [10, С. 182]; «физическая культура - это базирую-

щаяся на системе актуального знания в области физического совершенствования человека и гигиены его тела совокупность умений и навыков в области двигательной деятельности человека, достигнутых результатов физической дееспособности и морфологических характеристик, неутилитарных средств, методов, методик и форм физического совершенствования, деятельность по их созданию, развитию, усвоению и использованию» [15, С. 241-242]; «физическая культура (в широком смысле) - это особый вид общей культуры личности и общества, одна из сфер специфической социальной деятельности, основным результатом которой является совокупность материальных, интеллектуальных и духовных ценностей, создаваемых обществом для физического совершенствования людей... физическая культура есть вид культуры, смыслом которой является не просто развитие человеческой плоти, а содействие ее превращению и воспроизводству в образе одухотворенной человеческой телесности» [7, с. 79, 80].

Вторая концепция основана на иной интерпретации обсуждаемых понятий («физическое воспитание» и др.). Она связана с выделением посредством определенных абстракций особых форм двигательной деятельности человека (ее организации), которые специально создаются и используются в целях оздоровления и физического совершенствования человека, организации его отдыха, развлечения, рекреации, эстетического, нравственного, экологического воспитания и т. д. При такой интерпретации понятие «физическая культура» (варианты: «занятия физическими упражнениями», «занятия физкультурой», «физкультурная деятельность») характеризует данные формы двигательной активности, а понятие «физическое воспитание» - использование этой двигательной деятельности для решения различных задач воспитания, касающихся не только тела человека, но также его психики, эстетики, нравственности, общения т. д.

Эта концепция также широко представлена в научных публикациях. Так, Ю. М. Николаев основными ценностями физического воспитания считает формирование двигательных навыков, умений, знаний, умственное развитие, воспроизводство духовных и телесных сил человека, эстетическое, нравственное воспитание и др. [9, с. 135]. Польский ученый Б. Ку-ницкий указывает на то, что многие исследователи «понимают физическое воспитание как систематизированный и организованный педагогический процесс, использующий движение в качестве главного воспитательного средства», решения широкого круга задач этой воспитательной деятельности [18, р. 36]. Д. Шелтон под физическим воспитанием понимает «форму воспитания, которая направлена на общее развитие человека через участие в различных видах физической деятельности так, чтобы сделать жизнь более здоровой и значимой», а влиятельная в США «Американская ассоциация здоровья, физического воспитания и рекреации» - «способ воспитания через физическую деятельность, виды которой отбираются и осуществляются с учетом их ценности для роста, развития и поведения человека» [цит. по: 11, с. 53, 54].

Вот еще несколько примеров такой интерпретации обсуждаемых понятий: «Физическая культура -часть культуры, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком для физического и связанного с ним духовного совершенствования, а также деятельность по их созданию, использованию и передаче последующим поколениям. Физическое воспитание - часть воспитания, процесс решения специфических задач формирования физической культуры личности, который осуществляется в соответствии со всеми признаками педагогического процесса, а также в порядке самовоспитания» [1, с. 34]; «физическая культура есть рационально организованная двигательная деятельность, направленная на оптимизацию физического и духовного в человеке.. Если результатом физкультурной деятельности является гармония физического и духовного в человеке, то соответственно и направленность физического воспитания определяется воздействием на указанные стороны, т. е. определяющим компонентом физического воспитания наряду с обучением является процесс воспитания как физических, так и личностных, морально-волевых качеств» [12, с. 333]; «Цель физической культуры - всемерное и всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности - самореализации человека в развитии своих духовных, и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоения им других ценностей физической культуры. При этом основное средство физической культуры -физкультурная деятельность, в которой физические упражнения составляют ее главный элемент» [6, с. 229]. Иллюстрацией может служить и название книги Р. В. Шульте «Телесная культура. Попытка философии физических упражнений» [28].

Таким образом, анализ выявляет наличие двух различных концепций, основанных на введении понятий «физическое воспитание», «физическая культура», «физкультурная деятельность» и т. п.

В первой из них данные понятия используются для характеристики одной социальной задачи (формирования и коррекции определенных параметров тела человека в желательном для общества и личности направлении в соответствии с определенными знаниями, социальными идеалами, нормами, ценностями), решаемой на основе комплекса средств - специальных форм двигательной активности (физических упражнений), спортивной деятельности, гигиенических средств, рационального режима труда и отдыха, естественных сил природы.

Во второй концепции те же самые понятия вводятся для характеристики лишь одного из этих средств (особых форм двигательной деятельности человека), но используемого для решения широкого круга социально значимых задач - для сохранения и укрепления здоровья, физического совершенствования, организации отдыха, развлечения, рекреации, эстетического, нравственного, экологического воспитания и т. д.

Общее между этими двумя концепциями состоит в том, что используемые в них понятия наряду с

другими социальными явлениями выделяют определенные формы двигательной активности. В остальном они существенно отличаются друг от друга, используя разные абстракции для выделения разных социальных явлений. По разному характеризуется и двигательная активность - в первой концепции она рассматривается лишь как средство сознательной коррекции телесности человека, а во второй - как способ решения множества и других задач.

Содержательное различение двух указанных концепций требует введения соответствующих понятий. Для выделения и характеристики педагогической деятельности на основе первой концепции сохраним понятие «физическое воспитание», а для характеристики педагогической деятельности на основе второй концепции будем использовать понятие «физкультурное воспитание».

В соответствии с таким подходом полноценная (на основе системного подхода) практическая реализация указанных концепций в процессе модернизации физического воспитания предполагает создание двух относительно самостоятельных, хотя и связанных между собой систем педагогической деятельности: системы физического воспитания и системы физкультурного воспитания.

Система физического воспитания

В концепции данной системы понятие «физическое воспитание» используется в первой его интерпретации, т. е. для характеристики сознательной, целенаправленной деятельности по формированию и коррекции тела человека в желательном (для общества и личности) направлении в соответствии с определенными знаниями, социальными идеалами, нормами, ценностями и на основе использования таких средств, как особые формы двигательной активности (физических упражнений), спортивной деятельности, рационального режима труда и отдыха, естественных сил природы.

как известно, воспитание призвано содействовать формированию и совершенствованию у воспи-туемых культуры личности, которую характеризуют определенные идеалы, смыслы, нормы, образцы поведения и соответствующие знания, интересы, потребности, эмоции и т. д. Исходя из этого, главная цель физического воспитания на основе указанной его интерпретации - содействовать формированию и совершенствованию у воспитуемого (при его активном участии) такого элемента культуры личности, который связан с телесностью, физическим состоянием человека и потому может быть обозначен термином «телесная культура» (могут быть использованы и другие термины -«физическая культура», «соматическая культура», «культура тела» и т. п.).

Основными показателями и компонентами телесной культуры личности являются:

• отношение человека к своему телу как к ценности;

• характер этого отношения (только декларативное или также и реальное отношение, забота о своем

физическом состоянии, предполагающая сознательную, целенаправленную деятельность с целью поддержания в норме и совершенствования тех или иных его параметров - здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных навыков);

• степень ориентации на эту заботу;

• уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения;

• характер ценностей, которые индивид связывает с телом, одобряемые и реализуемые им на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии;

• многообразие используемых средств поддержания в норме и совершенствования физического состояния, различных его параметров - здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей;

• умение эффективно применять эти средства;

• результаты деятельности по поддержанию в норме и совершенствованию физического состояния (уровень физической подготовленности, здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей);

• стремление оказать помощь и реальное содействие другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании, а также наличие соответствующих знаний, умений, ценностных ориентаций и т. д.

на основе этого в структуре телесной культуры можно выделить следующие ее «блоки» (компоненты):

• мотивационную (аксиологическую) подсистему определенных идеалов, норм и образцов поведения, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, которые определяют отношение индивида к своей телесности и стимулируют соответствующую деятельность;

• социальные средства, которые применяются в этой деятельности;

• знания, а также умения и навыки, которые требуются для их использования;

• результаты деятельности (социально сформированные физические качества и другие параметры физического состояния человека, соответствующие знания, интересы, потребности, образ жизни и т. д.).

Физическое воспитание призвано обеспечить формирование и совершенствование у индивида всех этих компонентов физической культуры личности -не только желаемого уровня здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных навыков, но также соответствующих знаний, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, а кроме того умений, навыков, проявляемых человеком в соответствующем поведении, образе (стиле) жизни.

С учетом основных социально и культурно формируемых параметров тела человека могут быть выделены элементы структуры телесной культуры: культура здоровья, культура движений и культура телосложения.

Под культурой здоровья понимается позитивное ценностное отношение субъекта к здоровью, характеризующееся тем, что он осознает личностную

и социальную значимость здоровья, рассматривает его как ценность и в соответствии с этим проявляет к нему интерес, испытывает потребность в его сохранении и укреплении, ведет соответствующий образ жизни.

Понимаемая таким образом культура здоровья включает в себя комплекс связанных со здоровьем социокультурных качеств человека: способность выделить здоровье и оздоровительную деятельность из множества других социальных явлений; признание личностной и социальной значимости здоровья и оздоровительной деятельности, т. е. рассмотрение их как ценности; связанные с оздоровительной деятельностью формы, методы и результаты: знания, убеждения, интересы, потребности, эмоциональные реакции, типы, нормы, правила поведения, образ жизни, определенные показатели физического состояния человека и т. п.

Такое понимание культуры здоровья лежит в основе и той характеристики этой культуры, которую дает И. М. Быховская: «Культура здоровья как полноправная, социально значимая составляющая культуры общества и личности, как один из жизнеобеспечивающих компонентов существования человека культурного, может быть определена:

• как совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, связанных с представлениями о здоровье/нездоровье, выражающих отношение к нему как к ценности (или, напротив, неценности) определенного ранга;

• как система установок, выполняющих регуля-тивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья (или же, напротив, его разрушение);

• как совокупность результатов этой деятельности, включая следствия непосредственного характера (объективное состояние здоровья) и опосредованного, символического толка - например, «здоровый» или «нездоровый» вид как свидетельство определенного образа жизни и т. п.» [2, с. 443].

Культура движений (двигательная культура) - элемент телесной (физической, соматической) культуры человека, связанный с его двигательными навыками, способностями выполнять определенные движения, используя такие физические качества, как мышечная сила, быстрота, гибкость, выносливость, координация движений и др.

Основные показатели и элементы культуры движений:

1) знания о том, что такое двигательные способности человека, о путях, средствах, методике их формирования и совершенствования (у себя и других) в соответствии с определенными культурными образцами этих способностей;

2) понимание и обоснование значимости двигательных способностей, необходимости их формирования и совершенствования в соответствии с определенными культурными образцами и нормами;

3) стремление (желание) человека определить уровень развития своих двигательных способностей и добиться его повышения в соответствии с определенными культурными;

4) реальная деятельность человека, направленная на выявление уровня развития своих двигательных способностей, разработку и реализацию программы их совершенствования, средства и методы, которые он использует, культурные образцы и нормы, которые служат для него ориентирами, эмоции, которые он проявляет в этой деятельности;

5) результаты данной деятельности, уровень двигательно-пластической подготовки:

• широта, размах, амплитуда, разнообразие двигательных способностей (и связанных с ними физических качеств);

• технически совершенное выполнение двигательных действий, легкость непринужденность выполнения, точность и законченность движений;

• уровень развития физических качеств (высокий, средний, низкий);

• чувство музыки и ритма в движениях;

• красота и пластика «одухотворенного» движения, способность в движениях, жестах, мимике, позах, походке выражать чувства и переживания (например, горделивость, уверенность, лиричность), вызванные музыкой, картинами природы, ситуацией, обстановкой и т. д.;

• способность в движениях создавать художественные образы;

• творчество, фантазия, изобретательность в демонстрации (проявлении) двигательных способностей и др.

Культуру телосложения характеризуют определенные знания, интересы, потребности, связанные с телосложением человека, реальная деятельность, направленная на его коррекцию в соответствии с культурными нормами, и результаты этой деятельности.

Физическое воспитание по тем или иным причинам, в тех или иных условиях, применительно к различным социально-демографическим группа населения может быть ориентировано на реализацию разных социокультурных идеалов, решение различных целей и задач в процессе формирования и коррекции тех или иных функций и компонентов телесности человека. В этом плане важно различать инструментальную и гуманистическую ориентацию физического воспитания.

При инструментальной ориентации физического воспитания основным ориентиром этой педагогической деятельности может быть:

• обеспечение базового уровня физической подготовленности в системе образования и воспитания подрастающего поколения;

• формирование физических качеств, двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии, развитию способностей, необходимых в трудовой, военной и других видах деятельности;

• оптимальная спортивная подготовка, успешное выступление в спортивных соревнованиях, достижение наивысших спортивных результатов;

• сохранение и укрепление здоровья;

• восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма;

• гедонистические телесные ощущения (вкусовые, сексуальные и кинетические);

• максимальное развитие красоты, выразительности, «одухотворенности» движений;

• развитие мускулатуры («культуризм») и т. д.

Гуманистически ориентированное физическое воспитание отличают следующие основные особенности:

а) направленность этой педагогической деятельности на достижение физического совершенства личности, которое предполагает:

- «комплексное развитие качеств, определяющих индивидуальную физическую кондицию» человека, создающее универсальные предпосылки его готовности к самым разнообразным видам двигательной деятельности [8, с. 43];

- формирование всех компонентов телесной культуры: культуры здоровья, культуры телосложения и двигательной культуры;

- свободное и искусное владение индивидом своим телом в различных жизненных ситуациях, приносящее ему не только желаемые результаты, но также наслаждение и радость;

- соответствие физического развития критериям гармонии и красоты (о таком «гармоническом всестороннем развитии деятельности человеческого организма» как о важной цели физического воспитания писал П. Ф. Лесгафт [4, с. 284];

б) ориентация субъекта на постоянное физическое самосовершенствование, прогресс в физическом развитии (с учетом возможностей индивида, группы, общества в целом на данном этапе исторического развития), органичное дополнение физического совершенствования развитием психических способностей (интеллекта, памяти, внимания, творческих способностей и т. д.) и духовным совершенствованием, развитием духовной культуры во всех ее формах (нравственной, эстетической, экологической культуры, культуры общения и т. д.).

Гуманистически ориентированное физическое воспитание имеет наиболее важное значение в современных условиях.

Система физкультурного воспитания

Специфика понятия «физкультурное воспитание» состоит в том, что оно вводится для характеристики воспитания, связанного с такими формами двигательной деятельности человека, которые применительно к ее непосредственным участникам используются прежде всего и главным образом для решения оздоровительно-рекреационных задач:

- формирования, изменения, сохранения или восстановления различных компонентов здоровья -физического, психического, духовно-нравственного (оздоровительные задачи);

- отдыха, развлечения, получения позитивных эмоций, неформального общения людей между собой и с природой, разностороннего совершенствования и самосовершенствования личности, реализации ее творческого потенциала, восстановления (реабилита-

ции) физических и психических сил после интенсивного труда или учебы (рекреационные задачи).

Для обозначения этих форм двигательной активности человека целесообразно использовать термин «физкультурная двигательная деятельность» (его краткий вариант - «физкультурная деятельность» или адекватный ему термин «занятия физкультурой»).

Физкультурная двигательная деятельность выступает в различных формах (производственная, бытовая, лечебная физкультура физкультурная рекреация и физкультурная реабилитация).

Первоначальная и самая общая характеристика физкультурного воспитания состоит, следовательно, в том, что это - воспитание, связанное с физкультурной двигательной деятельностью, составная часть общего воспитания, для которой исходной точкой является эта деятельность.

Для конкретизации этой общей характеристики физкультурного воспитания важно учитывать, что с физкультурной двигательной деятельностью связан определенный элемент культуры личности, основными компонентами и показателями которого являются:

• знания, умения, навыки, необходимые для того, чтобы участвовать в физкультурной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• интересы, потребности, побуждающие человека к этой деятельности;

• идеалы, нормы, образцы поведения, на основе которых он оценивает (в суждениях, мнениях, эмоциях, реальных действиях и т. п.) определенные стороны, компоненты, функции физкультурной деятельности как значимые, важные, т. е. как ценности, обосновывает (объясняет) эту оценку, начинает заниматься физкультурой, ставит и решает при этом определенные задачи;

• результаты этой двигательной активности (определенные параметры физического состояния человека, его психики, духовно-нравственных и эстетических способностей, общения и т. д.).

При выборе термина для обозначения этого элемента культуры личности возникают некоторые трудности. На первый взгляд, можно было бы использовать термин «культура занятий физическими упражнениями». Но понятие «занятия физическими упражнениями» характеризует не только физкультурную двигательную деятельность, но и двигательную деятельность как элемент спортивной тренировки. Не совсем удачен и термин «культура физкультурной деятельности», так как в нем два раза фигурирует термин «культура».

Исходя из того, что под физкультурной деятельностью, как отмечено выше, понимается оздоровительно-рекреационная двигательная деятельность, в качестве предварительного варианта представляется возможным для указанной цели использовать термин «культура оздоровительно-рекреационной двигательной деятельности» [14]. Неудобство этого термин состоит в том, что он очень длинный. Поэтому целесообразно продолжить поиск более удачного термина для обозначения указанного элемента культуры. Для краткости в дальнейшем тексте вместо термина

«культура оздоровительно-рекреационной двигательной деятельности» будет использоваться сокращение - «культура ОЗРДД».

Культура ОЗРДД - это исторически изменяющееся позитивное ценностное субъекта к физкультурной (оздоровительно-рекреационной) двигательной деятельности (занятиям физкультурой).

Применительно к личности данная культура включает в себя различные социальные явления, связанные с занятиями физкультурой:

• качества и способности человека;

• эмоциональные реакции;

• знания, убеждения, интересы, потребности;

• разнообразные формы деятельности;

• ее средства, механизмы и результаты;

• определенные типы поведения и связанные с ними идеалы, нормы, правила, санкции и т. п.

главная цель физкультурного воспитания и состоит в приобщении воспитуемых в специально организуемых условиях педагогической среды к миру ценностей той разновидности (формы) культуры, которая связана с физкультурной двигательной активностью (занятиями физкультурой).

Значит, физкультурное воспитание - это педагогическая деятельность, призванная содействовать воспитуемому (при его активном участии) в формировании и повышении уровня культуры ОЗРДД личности.

Характер социально-педагогических задач физкультурного воспитания существенно зависит от ориентации этой педагогической деятельности на те или иные ценности физкультурной деятельности, а также интересы, потребности, ожидания воспитуемых, которые они связывают с занятиями физкультурой.

Если главное значение в процессе физкультурного воспитания придается такой ценности как здоровье и соответственно задаче его сохранения и укрепления, то физкультурное воспитание выступает как физкультурно-оздоровительное воспитание.

Но на первом плане в этой педагогической деятельности могут быть другие ценности (например, отдых, развлечение, общение, эстетические или нравственные ценности и т. д.) и соответственно другие задачи, что придает физкультурному воспитанию иную направленность, иной характер. Оно может выступать, например, как физкультурно-рекреационное, физкультурно-коммуникационное, физкультурно-эстетическое, физкультурно-нравственное воспитание и т. д.

Эти отдельные направления (компоненты) физкультурного воспитания, ориентированные на решение указанных важных социально-педагогических задач, формирование отдельных аспектов культуры ОЗРДД личности, имеют право на существование. Однако особенно важно в ходе физкультурного воспитания решение комплекса гуманистически ориентированных задач, т. е. формирование гуманистической культуры ОЗРДД личности. В этой культуре на первом плане находятся гуманистические ценности -целостное (разностороннее и гармоничное) развитие личности и гуманные социальные отношения. Форми-

рование гуманистической культуры ОЗРДД личности в наибольшей степени отвечает социальным потребностям общества в современных условиях.

Таким образом, для физкультурного воспитания характерны два относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой, дополняющих друг друга, но различающиеся по своим целевым установкам направления педагогической деятельности. Первое из них - воспитание позитивного отношения к физкультурной двигательной деятельности, приобщение к активным и регулярным занятиям физкультурой, системе связанных с ними норм, правил, образцов поведения. Второе - воспитание посредством организации занятий физкультурой и включения в них воспитуемых содействовать решению таких воспитательных целей и задач, которые затрагивают различные направления личностного развития (телесно-физическое, когнитивное, эмоциональное, духовно-нравственное, эстетическое и др.), социальных отношений, организации досуга. Это направление физкультурного воспитания, ориентировано, следовательно, на то, чтобы максимально полно и эффективно реализовать весь позитивный педагогический потенциал физкультурной двигательной деятельности для формирования и совершенствования у воспитуемых (с учетом их пола, возраста, физического и психического состояния, интересов и т. д.) не только физических, но и других качеств и способностей - интеллектуальных, нравственных, эстетических и др., приобщения ко всему многообразию культурных ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вельский И. В., Сыманович П. Г., Руденик В. В. Основные термины физической культуры в образовательном пространстве высшего учебного заведения // Докл. первого междунар. конгресса «Термины и понятия в сфере физической культуры». СПб, 2007. С. 33-35.

2. Быховская И. М. Здоровье и здоровьеориентированные практики в культурологическом измерении // Основы культурологии. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 438-456.

3. Зеленов Л. А. Социальное управление (аксиоматика) // НТП и проблемы социального управления. Тезисы докл. к XIV межзон. симпозиуму. Горький, 1986. С. 3-14.

4. Лесгафт П. Ф. Педагогические сочинения (1951-1954). Т. 5.

5. Лихачев В. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985. - 317 с.

6. Лубышева Л. И. Физическая и спортивная культура: понятия, функции, технологии // Доклады первого межд. конгресса «Термины и понятия в сфере физической культуры». СПб, 2007. С. 229-232.

7. Лукьяненко В. П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе: монография. М.: Советский спорт, 2008. 168 с.

8. Матвеев Л. П., Полянский В. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физ. культуры. 1996. № 7. С. 42-47.

9. Николаев Ю. М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. СПб. 1998. 217 с.

10. Пономарев Н. А. Потребности в физической культуре и спорте: проблемы исследования // Первый международный конгресс «Термины и понятия в сфере физической культуры». 20-22 декабря 2006 г., Санкт-Петербург: Материалы конгресса. СПб, 2006. С. 181-183.

11. Пономарев Н., Серебряков А. О теоретическом отображении явлений физической культуры и спорта в США (критический анализ) // Очерки по теории физической культуры: Труды ученых социалистических стран. М.: ФиС, 1984. С. 51-60.

12. Решетнева Г. А. Проблема совершенствования основных понятий теории физической культуры // Доклады первого междунар. конгресса «Термины и понятия в сфере физической культуры». СПб, 2007. С. 332-334.

13. Столяров В. И. Аналитический обзор основных направлений модернизации физического воспитания и

физкультурно-спортивной работы в школе // Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры», 2009. С. 11-125.

14. Столяров В. И. Философия спорта и телесности человека: Монография. В 2-х кн. М.: Издательство «Университетская книга», 2011. Кн. 1. 766 с.

15. Фомин Ю. А. Проблема определения понятий «физическая культура» и «спорт» // Первый международный конгресс «Термины и понятия в сфере физической культуры». СПб, 2006. С. 241-242.

16. Körperkultur und Sport. Kleine Enzyklopädie. Leipzig: VEB Bibliographische Institute, 1979. 429 S.

17. Krawczyk Z. Aksjologia ciala. Narodziny i rozwöj aksjolo-gii jako nauki // Filozofia kultury fizycznej. Koncepcje i problemy. b.I, Warszawa, 1990. Р. 99-122.

18. Kunicki Bogdan J. Spoleczne bariery recreacji fizycznej. Warszawa, 1984. 367 p.

19. Schulte R. W. Кörреr-Kultur. Versuch einer Philosophie der Leibesübungen. München, 1928.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.