Научная статья на тему 'О древности герба Пермского края (материалы для учителя)'

О древности герба Пермского края (материалы для учителя) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
386
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ / ГЕРБОВАЯ ЭМБЛЕМА / МЕДВЕДЬ / ИЗОБРАЖЕНИЯ МЕДВЕДЯ / ГЕРБ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О древности герба Пермского края (материалы для учителя)»

Ю.К. Николаев О ДРЕВНОСТИ ГЕРБА

ПЕРМСКОГО КРАЯ (материалы для учителя)

На протяжении столетий гербовой фигурой, символизировавшей Землю Пермскую, был медведь, ставший основным символом современного герба Пермского края. Истоки появления этого геральдического символа представляют исторический путь, растянувшийся на века.

В течение многих столетий происходило формирование и образование самостоятельных гербовых земельных эмблем, отличительных от родоплеменных знаков.

Историчность гербовой эмблемы Перми Великой, символической фигуры медведя, связана с социально-мифической жизнью племен, населявших наш край. Именно это животное, хозяина тайги, почитали особо.

Многочисленные изображения медведя в виде медных пластин, найденные археологами при раскопках древних погребений, поселений и так называемых костищ, наталкивают на мысль, что это ритуальные изображения: вероятно, этот могучий зверь был в те далекие времена персонифицирован как бог. О поклонении медведю говорят и жертвенные погребения частей медвежьего тела (чаще головы, лапы), которые часто встречаются в могильниках древних людей. С давних времен люди, постоянно встречаясь с медведем, наделили его особыми ка-

© Николаев Ю.К., 2008

чествами: мудростью, силой и благородством.

Пермский историк H.H. Ново-крещенных, производивший раскопки Гляденовского костища, пишет: «В Гляденовском костище найдено 19 экземпляров бронзовых изображений медведя, но, кроме того, найдена в пепле масса необожженных медвежьих клыков очень крупных размеров, причем некоторые из них имели отверстие, из чего ясно видно, что они носились как подвески» (цит. по: Николаев 2002, с.33).

Среди обнаруженных изображений медведя разных типов мы видим лежащих, стоящих на четырех лапах и сидящих медведей. Прорезные профильные фигурки медведей обнаружены близ селений Подбобыка, Федорова, Гусева, Филатова, поселков Ильинский, Добрянка, Кын. Ряд древних предметов с изображением медведей (поясные пряжки, поясные накладки, плакетки Пермского звериного стиля) имеются в коллекциях МАЭ ПГПУ, происходящих из раскопок Рождественского археологического комплекса, Огурдинского и Редикарского могильников, городища Анюшкар и других памятников.

Мифические предания о медведе получают историческую реальность, уже в конце раннего железного века устанавливается культ этого зверя на обширной территории Пермского Предуралья, и на излете средневековья он занял свое естественное место на гербовой эмблеме Земли Пермской. Появление гербовой печати «пермская» с изображением медведя на Большой Государственной печати Ивана IV явилось закономерным ито-

гом этого процесса. Изображение стоящего медведя оконтурено декоративной надписью - «Печать Пермская».

Изобразительный вид печати был опубликован в 1880 г. в книге «Снимки древних русских печатей» (Собрание Государственных грамот и договоров 1819, с.208). К сожалению, сама печать не сохранилась. Исследователи пользуются ее изображениями на сургучных оттисках (например, с письма Лжедмитрия I к польскому шляхтичу Ю. Мнишеку, написанного на польском языке и датированного 5 ноября 1605 г.), а также на оттисках, прикрепленных к грамотам, более поздних, мирных договоров между Россией и Швецией. Хранятся договорные грамоты в Стокгольме. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что данной печатью пользовались вплоть до начала царствования Михаила Федоровича Романова. В центре печати, на щите, который расположен на груди двуглавого орла, изображен всадник с копьем, убивающий дракона, именуемый в геральдике «ездец» — герб города Москвы. Официально всадник с копьем стал именоваться Святым Георгием только в XVIII в., во время царствования Анны Ивановны. По внутреннему кругу печати, вокруг орла, вырезана надпись: «Бога в Троицы славима милостью Великий Государь, Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси и Владимерский и Московский». За этой надписью следуют по кругу - изображения печатей царств, княжеств и земель, вошедших в состав Московского царства, с поясняющими надписями. И по внешнему кругу продолжение упомянутой выше

надписи: «Государь и Великий Князь Новагорода, Низовския Земля и Черниговски, Новогородцкие и царь Казанскии, и царь Астрахан-скии, государь Псковскии и Великий Князь Смоленскии и Тверскии и Югорскии, Пермскии, Вятцкии, Болгарскии и иных».

В одной из витрин Оружейной палаты Московского Кремля посетители могут любоваться прекрасным собранием русской золотой и серебряной посуды XVII века.

Особое место в этом собрании занимает «гербовая» золотая тарелка царя Алексея Михайловича. Придворные ювелиры изобразили государственный герб, двуглавого орла на специальной богато украшенной разноцветными эмалями тарелке. Двуглавый орел, крытый зеленой эмалью, находится в центре, на дне тарелки. На груди орла - белый щит с изображением всадника, копьем поражающего дракона. Вокруг орла буквами черной эмалью выведен титул царя Алексея Михайловича в гирляндах цветов и плодов. По борту тарелки белыми, красными, желтыми и зелеными эмалями выполнены 16 гербов присоединенных к Москве княжеств, а меж ними - разноцветные птицы на разноцветных плодах, подвешенных связками на цветных лентах. Все пышно, торжественно, звонко (Лакиер 1990, с. 177).

По полям тарелки расположено восемь крупных гербовых печатей царств и княжеств: Новгородской, Псковской, Пермской, Тверской, Смоленской, Казанской, Астраханской и Сибирской, и небольшие изображения восьми печатей мелких, иных территорий. «Печать пермская» показана в форме де-

коративного щита, на котором изображен приподнявшийся на задних лапах желтого цвета медведь на голубом эмалевом поле.

Гербовая эмблема «Земли Пермской» (фигура медведя) украшала и Большое Государственное Знамя царя Алексея Михайловича изготовленное в 1666 году (Иванов 1971, с. 38).

Сохранилось, к сожаление, лишь его описание: «Знамя гербовое царя Алексея Михайловича. 1666-1678 годов. Середина и откос из тафты белого цвета, кайма кругом знамени из малиновой тафты; в средине в кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами и держащий в правой лапе скипетр, а в левой державу; в средине орла царь на коне колет копием змия». Кроме того, в клеймах гербы: по правую сторону орла - новгородский, ниже - владимирский; по левую сторону - казанский, ниже - киевский, под орлом - вид Кремля со стороны Красной площади с надписью «Москва», ниже в правом углу -астраханский, в левом - сибирский гербы. На кайме у древка, в клеймах, написаны красками гербы: псковский, смоленский, таврический; по нижней кайме - пермский и вятский; в кайме откоса - бул-гарский, нижегородский, ростовский.

Несмотря на древнее происхождение, русские земельные эмблемы не сразу приобрели гербовую форму (в европейском варианте), и, кроме того, были лишены геральдической расцветки.

Царь Алексей Михайлович проявил особое внимание к земельным эмблемам России как символам государственной принадлеж-

ности к Московскому государству. В 1672 году «состроена» была по его повелению «Книга, а в ней собрание, откуда произыде Корень Великих Государей и Великих Князей Российских», иначе называемая «Большая Государственная книга», или «Титулярник» (Книга. Исследования и материалы 1963, с.88-89). Эта великолепная лицевая рукопись была подготовлена иконописцами Иваном Максимовым и Дмитрием Львовым, выполнившими портреты всех Великих Князей и царей русских от Рюрика до самого Алексея Михайловича и золотописцами Посольского Приказа Григорием Благушиным, Федором Поповым и Матвеем Андреевым, рисовавшими гербы и украшения. В конце помещены 33 земельных и городских герба, наименования которых входили в титул русского царя. Важнейший юридический акт узаконения земель русского государства через царское утверждение земельных гербов и прорисовку их в государевой книге.

Герб Перми Великой, в отличие от более ранних изображений, о чем мы сообщили ранее, усложнился. Впервые на спину идущего медведя поставили книгу (Евангелие) с крестом на ней. Это, пожалуй, одно из самых заметных дополнений, которое внесено во все земельные гербы, изображенные в книге. Возможным инициатором дополнения был сам царь Алексей Михайлович, отличавшийся своей набожностью и особым религиозным рвением. Герб окружен изящно выполненным картушем. Медведь помещен между двух елок, правда, подобный прием применен и в изображении гербов ярославского и нижегородского. Евангелие

разбивает надпись «пермский» на две части. Обратим внимание на отсутствие слова «печать», которое мы видели на ранних памятниках. Да и само слово «пермский» как бы нуждается в дополнении — «герб». В таком виде герб дошел и до начала XXI в. с незначительными геральдическими, цветовыми уточнениями.

Сохранившееся историческое изображение пермского медведя на пелене (завесе), шитой серебром и украшавшей спинку серебряного, золоченого трона царей Ивана и Петра Алексеевичей, свидетельствует об особом почтении к пермскому символу, наряду с геральдическими эмблемами иных княжеств и царств России. Все выполненные гербовые фигуры на пелене богато украшены жемчугом - это уникальное творение русского декоративно-прикладного искусства конца XVII в. (Вилин-бахов 1997, с.74; Гербы городов России 1998, с. 101).

В мае 1729 г. геральдической конторой Сената были представлены на утверждение 86 гербов территорий и городов Российской Империи (Лакиер 1990, с.183). Среди иных российских гербов было представлено и геральдическое описание герба Пермского, выполненное задолго до появления Пермской губернии и губернского города Перми. В решении Военной коллегии о гербах, которые удостоились высочайшего утверждения, было прописано: «Пермский - по-старому: белый - медведь, над ним Евангелие золотое, а над ним крест серебряный, поле красное». Именно такое изображение украсило знамя Пермского пехотного полка (Лакиер 1990, с.185).

В марте 1730 г. последовал указ Правительствующего Сената Военной Коллегии, где прописано, что гербы эти отчасти заимствованы из прежних гербовников, отчасти вновь «по приличеству городов составленные, утверждены, и по ним следует изготовить для полков знамена, для губернаторов печати» (Лакиер 1990, с.189).

С образованием Пермской провинции в 1720 г. герб Земли Пермской получил официальный статус, так как использовался «на гербе провинциальной канцелярии...».

В 1781 г., в связи с образованием Пермской губернии, встал вопрос о создании гербов вновь созданному губернскому городу Перми и уездным городам.

В письме к пермскому наместнику генерал-поручику Е.П. Каш-кину от 13 октября 1781 г. «правящий должность герольдмейстера» действительный статский советник Александр Андреевич Волков писал о существовании гербов у городов: «...имеют только Пермь, Екатеринбург, Ирбит и Верхотурье, а прочие будучи или вновь учреждены или и старые но гербов не имели.» (ГАПО, ф. 316,оп.1, д.26, лист 3).

А чиновники Пермского наместничества, касаясь герба бывшей Пермской провинции, оговаривались: «Когда утвержден и по какому повелению не отыскано».

17 июля 1783 г. Высочайшим Указом были утверждены гербы городов Перми, Чердыни, Соликамска, Кунгура, Обвы, Осы и Оханс-ка как административных центров уездов, входивших в состав Пермской губернии. О гербе г. Перми отмечено: «Город Пермь имеет старый герб.» (ПСЗ,1783, июля 17,

№15786). Он получил, таким образом, юридическую преемственность, право на использование исторического герба городу было дано благодаря своему названию, которое естественно увязывалось с Пермью Великой.

Но случилось так, что герб Пермской губернии был утвержден императорским Указом лишь 8 декабря 1856 года. Текст указа гласит: «Герб Пермской губернии. На червленом (красном) поле серебряный идущий медведь, на спине его золотое Евангелие, на коем серебряный крест с четырьмя лучами. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентою» (ПСЗ, 1856, № 14156).

Возвращение исторических земельных и городских гербов происходит в начале XXI в. по всей России. Это естественный процесс, желание восстановить историческую справедливость, не имеющее отношение к капризам той или иной политической власти.

23 декабря 1995 года Законодательным Собранием принят закон «О гербе Пермской области», в котором записано: «Настоящий закон возрождает историческую символику Пермской области в качестве государственной.. .». Именно возрождает, а не создает новую.

Геральдическое описание герба Пермской области гласит: «Герб Пермской области представляет собой изображение серебряного медведя, идущего вправо, помещенного

на червленом (красном) геральдическом щите; на его спине Евангелие в золотом окладе с изображением восьмиконечного креста, Евангелие увенчано серебряным уширенным, вогнутым на концах крестом. Щит увенчан княжеской короной».

Историческая, княжеская корона напоминает пермякам о самостоятельном княжестве Пермь Великая, существовавшем в нашем крае в XV-XVI вв., гербовая эмблема которого находилась на печати царя Ивана Васильевича Грозного.

Законодательное Собрание Пермского края 20 сентября 2007 г. принимает Закон Пермского края «О гербе Пермского края». Вновь образованный Пермский край стал правопреемником официальных символов Пермской области. Герб Пермской области на основании закона Пермского края поменял статус на официальный символ Пермского края.

Геральдическая фигура герба вновь образованного края - медведь - он же является и геральдической фигурой герба Коми-Пермяцкого округа. Медведь вновь стал объединяющим символом земель исторической Перми Великой под обновленным названием «Пермский край».

Старинный земельный герб вновь с достоинством воссиял над Землей Пермской, как важный институт правового статуса края, как один из основных символов историко-культурного наследия пермяков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.