Научная статья на тему 'О древних погребениях ямной культуры на территории Республики Калмыкия'

О древних погребениях ямной культуры на территории Республики Калмыкия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О древних погребениях ямной культуры на территории Республики Калмыкия»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

БАДАЕВА Н.В.

О ДРЕВНИХ ПОГРЕБЕНИЯХ ЯМНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ

РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Изучение проблем происхождения ряда современных народов Волго-Манычских степей неразрывно связано с этнокультурной историей племен кочевников. Выяснение специфики этнических процессов, протекавших в среде оседлого и кочевого населения этого региона, может способствовать воссозданию объективной картины этногенеза народов Калмыкии.

Трудности исследования этнических общностей состоят в том, что эта территория представляла собой своеобразную контактную зону, место столкновения и взаимодействия племенных объединений, различных по этническим признакам и хозяйственному укладу. Культура населения этого региона носила смешанный характер. Проблема определения этнического состава населения в зонах наибольшего взаимодействия древних племен весьма сложна.

Для многочисленных группировок разновременных кочевых и полукочевых племен Волго-Манычские степи были местом постоянного обитания. Этому способствовали пригодные для кочевого образа жизни природные условия (степной ландшафт и резко континентальный климат).

История племен, населявших Волго-Манычские степи, мало известна в античной традиции.

Главным источником для исследования является археологический материал. Среди археологических источников одно из важных мест занимает прикладное искусство. Изучение его позволяет реконструировать специфику локальной духовной культуры древних народов региона.

Важным следует считать также изучение системы жизнеобеспечения поселений и городищ Волго-Манычских степей исследуемого времени: фортификационных сооружений, жилищ, производственных комплексов, а также основных видов хозяйственной деятельности: земледелия, животноводства, охоты. Анализ инокультурных элементов в системе жизнеобеспечения (в том числе в хозяйственной деятельности) может дать свидетельства о процессах межкультурных контактов, органического включения в ткань коренной культуры близкородственных и чужеродных элементов.

Стоит отметить трудности в изучении истории бесписьменных народов, где археологический материал приобретает особое историческое значение и становится чуть ли не единственным для исторических реконструкций. Изучение идеологических представлений бесписьменных народов еще более трудоемкий процесс, чем весь традиционный обряд или ритуал.

Непосредственно археологический материал в лучшем случае дает исследователю изобразительный и предметный код, все же другие материалы остаются недоступными. Поэтому многие проблемы археологии и ранней истории бесписьменных народов, в том числе культурного взаимодействия, решаются комплексно, с привлечением данных и методов других наук - этнографии, лингвистики, семиотики, антропологии, культурологии и религиоведения.

В данной статье автором будет рассмотрен наиболее интересуемый раздел археологии - погребения. В качестве анализа будут взяты погребения ямной культуры.

Ряд модификаций в периодизацию археологических памятников Калмыкии внес В.А.Сафронов (1). Он на основании стратиграфических данных исключил из ямных погребений свою вторую обрядовую группу (вытянутые погребения) и поместил их между памятниками ямной горизонта С, и ямно-катакомбными погребениями В.А. Фисенко, где костяки находятся в подбоях или катакомбах, лежащих на спине, скорченно или вытянуто. Он датировал горизонт С более поздним временем, чем горизонт В, и высказал гипотезу, что древнее население горизонта В появилось в калмыцких степях из Северного Кавказа после предполагаемого им же ухода отсюда ямных племен на запад, не учитывая, что древнеямные племена обитали здесь совместно с населением горизонта В, хоронивших своих погребенных в небольших ямах, где костяки покоились на спине, вытянуто, головой на восток.

Во время ямной культуры бытовали два обряда погребения:

1) захоронения в небольших ямах, где костяки покоились на спине, скорченно, головой на восток, в ритуале которых красная краска играла значительную роль;

2) погребения в небольших ямах, но в которых погребенные были положены на спину, вытянуто, так же головой на восток. И здесь ощутимую роль играла красная краска.

Всего же на территории Калмыкии исследовано около 500 захоронений ямной культуры, которые на основании стратиграфических данных были расчленены Н.Я. Мерпертом на две хронологические группы (2).

84

№ 1, 2008 г.

Памятники первой подгруппы, подразделенные им на две хронологические подгруппы:

1) захоронения ранней подгруппы совершены в небольших материковых ямах, ориентированных длинной осью по линии З-В. Костяки лежат иногда на органической подстилке, на спине, скорченно, головой на восток (56% погребенных).

Наряду с вытянутыми вдоль корпуса костяка руками, встречаются захоронения, где руки слегка согнуты в костях и прижаты к тазу ладонями. Основные и впускные в курганах исключительно только погребения этой группы. Наряду с этим, в этой же группе встречаются захоронения, ориентированные головой на север. Количество краски в погребениях не стабильно. В одних случаях она покрывает мощным слоем весь костяк, а в других - встречена в небольших количествах, окрашивая лишь череп и ноги или только стопы погребенных. В ряде случаев красная краска вовсе отсутствует. На основании находки в Архаринском могильнике скипетра, изготовленного из порфирита, Н.Я. Мерперт отнес первую подгруппу к концу первой половины III тыс.до н. э. и связывал эту подгруппу с древнейшей фазой ямной культуры, пологая, что она генетически связана с памятниками второй подгруппы 1).

Памятники второй подгруппы:

Подавляющая часть погребений второй подгруппы так же, как и первой подгруппы ямной культуры, обнаружена в сравнительно небольших ямах, ориентированных длинной осью по линии З-В и ориентирована головой на восток. Наряду с этим, встречаются могилы, ориентированные по линии СВ-ЮЗ.

Как установил Н.Я. Мерперт на основании стратиграфических данных, погребения первой стратиграфической подгруппы элистинской группы предшествует захоронения второй подгруппы (2).

Края могил иногда обкладывались камнями или вокруг них сооружались кромлехи. Костяки частично, и особенно череп, ноги и стопы, реже дно могилы, окрашивались красной краской и посыпались мелкими древесными угольками. Часто дно могилы устилалось циновкой из камыша или подстилкой из травы. Датирующий погребальный инвентарь очень беден. Большинство захоронений ямной культуры безинвентарны. Инвентарь представлен костяными и роговыми молоточковидными булавками и импортными металлическими изделиями новосвободненского этапа майкопской культуры.

Вместе с тем, В.А.Сафронов слишком категорично отрицал сосуществование первой (ямные погребения) и второй обрядовых групп (вытянутые погребения - горизонт В) Однако обе эти обрядовые группы сосуществовали на территории Калмыкии. Это, прежде всего, подтверждается наличием коллективных погребений, где в семейных усыпальницах-ямах погребались совместно представители первой и второй обрядовых групп А. Сафронова (1). Эта довольно значительная группа коллективных погребений ярко свидетельствует: 1) о совместном проживании представителей ямной культуры и родственным им населением, хоронивших своих умерших в вытянутом положении; 2) население ямной культуры никогда не покидало территории Калмыцких степей. Об этом же свидетельствует ряд стратиграфических наблюдений, когда основным являлись захоронения горизонта В, а впускными -погребения ямной культуры.

Свою гипотезу В.А.Сафронов попытался подтвердить, правда, на сравнительно небольшой серии черепов из могил горизонта В (1).

Все же это убедительно свидетельствует против гипотезы о миграциях из Северного Кавказа носителей культуры, практиковавших погребать своих умерших в небольших ямах с вытянутым положением костяков, и восточной ориентировкой в калмыцких степях, в частности, северо-кавказских племен. Существование скорченных и вытянутых погребений в калмыцких степях подтверждают указанные выше коллективные погребения, где погребенные в одной и той же могиле родственники лежат на спине, скорченно и вытянуто, головой на восток. Любопытно, что в некоторых могилах с вытянутым положением костяков по углам вскопаны по одному столбу, деталь погребального обряда, специфичная для захоронений ямной культуры. С другой стороны, эта деталь чужда племенам северокавказской культуры.

Летом 2007 года Археологической экспедицией КИГИ РАН были произведены спасательные раскопки пяти курганов, оказавшихся под угрозой разрушения при строительстве 2-й очереди газопровода-отвода с.Садовое - пос. Кетченеры - с.Малые Дербеты на территории Республики Калмыкия; на участке Садовое (Сарпинский район) - Малые Дербеты (Малодербетовский район). В зону строительства газопровода - отвода попадали два кургана из курганной группы, названной Садовое -1, расположенной в 3,5 км к северу от с.Садовое , один курган из курганной группы Садовое -2 , расположенной в 4,0 км на север от с.Садовое, а также два кургана из курганной группы Малые Дербеты-2 , расположенной в 6,3 км от с. Малые Дербеты.

85

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Курганы были раскопаны при помощи бульдозера на базе трактора С-170 с оставлением бровок, ориентированных по линии С-Ю. Наиболее подробно рассмотрим курганную группу Малые Дербеты -2 где присутствует погребение рассматриваемого периода (3).

Курганная группа Малые Дербеты -2 находилась на пологом восточном склоне очередного гребня Ергенинской возвышенности. Курганная группа из 5 курганов расположена в меридиональном направлении по склону пологого гребня, вдоль западного берега пересохшей ныне речки. Пришиб течет также в меридиональном направлении. Курганная группа расположена в 6,3 км на юго-восток от с.Малые Дербеты. Исследованные нами курганы 1, 2 и неисследованный курган 5 этой группы являются самыми северными курганами в цепи курганов. Следующий курган номер 3, расположенный южнее кургана 1, является самым большим курганом в данной группе.

Курган 1. Географические координаты: Северной широты - 47° 53' 59.6

Восточной долготы - 44° 39' 57.6 Высота над уровнем моря - 52 м.

Курган расположен на северной обочине проселочной дороги, идущей на восток в сторону п. Унгн Теерячи от автотрассы Элиста -Волгоград. Дорога задевает ровик кургана с юго-восточной стороны. Поверхность кургана подвергалась многолетней распашке. В настоящее время поверхность кургана покрыта посевом ржи, которая по причине засухи не взошла по-настоящему. С юга и с востока от кургана проходят линии лесопосадки. Поскольку основная часть посадок высохла и зелеными остались только некоторые кусты и деревья, из-за сильной распашки, трудно определяются границы кургана. С юга и востока прослеживаются ровики, шириной до 6-8 метров.

Диаметр кургана - 34 метра, высота кургана от южной полы - 30 см., от северной - 53 см.

Центральный профиль. Западная сторона. Верхнюю часть насыпи составлял пахотный слой мощностью 20-25 см. Ввиду распаханности кургана, насыпной слой не прослеживался. Слой погребенной почвы сохранился только на отметках 0С -400 до отметки 0С-500, мощностью 10-12 см. Материк в профиле прослеживался только по уровню известкового слоя, подстилавшего материковую глину. В центральной части профиля от 160 0Ю до 180 ОС известковый слой не прослеживался. На данном участке материк был нарушен впускной могилой номер 10, севернее на отметках 1 м. С -2 м. С впускным погребением 4 и затем впускным погребением 2. С западной стороны на отметках 4 м Ю -5 м Ю прослежен перерыв в материке, оказавшийся впускным погребением 12.

Центральный профиль. Восточная сторона. Верхнюю часть насыпи составлял пахотный слой, мощностью 20-25 см. Ввиду распаханности кургана, насыпной слой не прослеживался. Слой погребенной почвы в профиле с восточной стороны не прослеживался. Материк в профиле прослеживался только по уровню известкового слоя, подстилавшего материковую глину. В центральной части профиля от 200 0С до 300 0С известковый горизонт был нарушен могильной ямой впускного погребения 2.

Стратиграфические наблюдения. Курган 1 был насыпан над основным погребением 9 в эпоху раннего бронзового века. Основное погребение 9 было совершено в обширной катакомбе, ориентированной длинными сторонами по линии северо-восток - юго-запад. Камера имела овальную форму. Входная яма была расположена параллельно камере. Входная яма имела прямоугольную форму и была также ориентирована длинными сторонами в широтном направлении. На дне камеры был обнаружен скелет взрослой женщины, положенной головой на восток, на спине, с подогнутыми коленями вверх ногами. Скелет погребенной был обильно посыпан толстым слоем охры. Вокруг головы погребенной были найдены бронзовые спирально закрученные подвески. Таким образом, основное погребение сочетало в себе черты погребального обряда ямного и катакомбного населения раннего и среднего бронзового веков. Поэтому его можно датировать ямно-катакомбным временем.

Очевидно, обряд вытянутых погребений калмыцких степей, возникнув в эпоху ямной культуры, бытует в течение поздней фазы ямной культуры и доживает до кавказской культуры. К сожалению, из-за недостаточного количества вещественных находок и стратиграфических наблюдений в погребениях Калмыкии, сейчас затруднительно сделать хронологические определения для всех погребений этой группы. Но все же явно выделяются целые комплексы с роговыми и бронзовыми молоточковидныи и посоховидными булавками, бронзовыми колпачками, украшенными пунсовым орнаментом, бронзовыми ложками и жгутиковыми подвесками, топорами кабардино-пятигорского типа и другими находками. И можно отнести эту группу к ранней фазе полтавкинской культуры и датировать эту группу 2100-1800 гг. до. н. э.

86

№ 1, 2008 г.

Таким образом, судя по данным стратиграфии и анализу вещественных находок, имеющиеся вытянутые погребения на территории Калмыкии датируются 21-18 вв. до. н. э., хотя отдельные погребения их доживают до предкавказской культуры.

Нет никаких сомнений, что это одновременные захоронения, и потому такие сочетания в одной могиле скорченных и вытянутых костяков свидетельствуют, что в одних тех же семейных усыпальницах древнее население калмыцких степей практиковало два обряда трупоположения костяков.

Следовательно, в калмыцких степях продолжали существовать в это время старые обрядовые традиции ямной культуры, для которых типично скорченное положение погребенных, и поэтому нет серьезных оснований говорить об уходе этого населения на запад, как предполагал В.А.Сафронов, тем более что этот тезис не был им аргументирован (1).

К тому же об отсутствии миграции ямного населения на запад свидетельствует большая группа могил с одиночными погребениями катакомбного времени, но погребенных по обряду ямных племен, выделенных нами выше. 1 2 3

1. Сафронов В.А. Классификация и датировка памятников бронзового века Северного Кавказа В кн.: Сообщения научно - методического совета по охране памятников культуры Министерства культуры СССР. -Вып. 7. -М.: Знание, 1974.

2. Мерперт Н.Я. Древнейшая история населения степной полосы Восточной Европы. - /

Дисс....д-ра исторических наук. -М.,1968.

3. Полевой отчет Очир-Горяевой М.А. 2007 г.

БАЗЫРОВА Б.А.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА КАК ЦЕНТРАЛЬНОГО СУБЪЕКТА ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Современный период социально-экономического развития России характеризуется углублением противоречий различного характера, в том числе и в области охраны прав и законных интересов несовершеннолетних. По мнению юристов, педагогов, психологов, политологов и других специалистов, социальное и правовое положение несовершеннолетних оценивается как критическое.

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.