Научная статья на тему 'О достоверности расчетов надежности сложных технических систем (на примере Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга)'

О достоверности расчетов надежности сложных технических систем (на примере Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
169
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЕЖНОСТЬ / КОМПЛЕКС ЗАЩИТЫ ОТ НАВОДНЕНИЙ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Соколов Всеволод Павлович

Рассчитана надёжность комплексов защиты от наводнений Лондона и Санкт-Петербурга. Надёжность КЗС Санкт-Петербурга существенно меньше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Соколов Всеволод Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reliability of London and St.Petersburg flood protection systems were analysed. Reliability of St.Petersburg flood protection system is considerably smaller.

Текст научной работы на тему «О достоверности расчетов надежности сложных технических систем (на примере Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга)»

-►

ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 519.21 (62-192)

В.П. Соколов

О ДОСТОВЕРНОСТИ РАСЧЕТОВ НАДЕЖНОСТИ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ (на примере Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга)

Проектные расчеты надежности сложных технических систем содержат многократные умножения над ежн остей элементов этих систем, а потому незначительные изменения исходных данных имеют непропорциональное по размеру влияние на результат — неожиданно большое или неожиданно маленькое.

Чем сложнее элемент системы, для которого имеются данные о его реальной надежности по результатам испытаний, тем меньше возможность ошибок и умышленных искажений при расчетах надежности технической системы, в которых эти данные используются.

Рассмотрим несколько важных примеров.

Расчет вероятности успешного завершения полета Ю.А. Гагарина

Непосредственно перед полетом Юрия Гагарина было выполнено 5 пробных запусков корабля «Восток» с манекеном и собаками.

Академик Б.Е. Черток, сподвижник С.П. Королева, в своих интервью в 2009—2011 годах неоднократно подтверждал, что перед запуском Гагарина «из 5 пробных запусков корабля «Восток» лишь 2 были удачными, а шестой старт — уже с человеком». То есть, по результатам испытаний вероятность благоприятного исхода была около 0,4. Б.Е. Черток утверждал также, что у американцев к моменту запуска их первого астронавта Джона Гленна реальная надежность по результатам испытаний была еще хуже [1].

Перед самым полетом Гагарина конструкторское бюро С.П. Королева представило на утверждение детальный расчет, в котором вероятность успешного завершения полета была определена в 0,94 при нормативе 0,95. Расчет

был утвержден всеми уполномоченными лицами, включая С.П. Королева.

Трудно усомниться в том, что результат расчета был подогнан под норматив. Б.Е. Черток в своих интервью не раз подтверждал, что сейчас, с учетом последующего опыта, он бы расчет не подписал. [1].

Отказы затворов Комплекса защитных сооружений Лондона от наводнений

В 1984 году фирма «Бритиш Браун Бовери» сдала в эксплуатацию Комплекс защитных сооружений Лондона от наводнений. В плотине КЗС на Темзе имеется только 10 сегментных водопропускных затворов. Однако на церемонии открытия КЗС произошел отказ одного затвора [2, с. 109].

Сразу после церемонии фирма выполнила тщательное расследование. В первую очередь проверялись расчеты надежности и системы управления затворами.

В монографии [2] нет данных о надежности КЗС Лондона, полученных при проектных расчетах, но «Бритиш Браун Бовери» признала, что КЗС Лондона от наводнений «вовсе не столь надежен, как утверждалось ранее» [2, с. 109, 110]. Фирмой была выполнена большая работа по повышению надежности устройств управления затворами. Но, несмотря на это, при одном из двух наводнений, случившихся после 1984 года, опять был отказ одного затвора [2, с. 110].

Отказ на церемонии открытия может быть отнесен к числу первоначальных отказов. Однако при двух последующих наводнениях произошел один отказ затвора. Таким образом, произошло 20 независимых испытаний затворов

в реальных форс-мажорных условиях. Отсюда следует, что надежность затвора равна 19/20 = = 0,95, а вероятность отказа 1—0,95 = 0,05.

Отметим сразу, что количество испытаний недостаточно для того, чтобы считать надежность срабатывания затворов определенной с достаточной точностью. Поэтому в дальнейшем будет выполнено исследование устойчивости результатов расчетов.

Отметим также, что отказ затворов по одному доказывает независимость отказов затворов КЗС Лондона.

Прогноз наводнения на Темзе поступает за 12 часов до события; службы нашего КЗС будут располагать 9 часами после получения прогноза о возникновении нагонной волны в Финском заливе [2, с. 42]. Условия — близкие, однако время на закрытие отверстий у нас даже меньше.

Расчет надежности Комплекса

защитных сооружений Санкт-Петербурга

В этой задаче мы можем использовать данные об отказах затворов Лондонского КЗС и тем самым исключить неизбежные ошибки, связанные с многократным умножением надежностей элементов затвора при определении надежности затвора в целом по данным о надежности его элементов.

Простейший расчет может быть выполнен с учетом следующих соображений.

В плотине КЗС Санкт-Петербурга имеется 66 отверстий:

морской судоходный фарватер сечением 200х 16 м, закрываемый двустворчатым батопортом;

канал для прохода речных судов, закрываемый подъемным затвором размерами 110x7 м;

64 водопропускных отверстия шириной по 24 м, закрываемые опускными сегментными затворами, подобными затворам КЗС Лондона.

Нормально затворы находятся в верхнем положении и удерживаются навесу гидроприводными задвижными подхватами. Выключение подхватов требует электропитания, а дальнейшее опускание-закрывание затворов возможно и при отсутствии энергообеспечения.

Для того чтобы оценить значимость главного различия между КЗС Лондона и Санкт-Петербурга — наличия в их дамбах соответственно 10 и 66 отверстий, рассмотрим эти КЗС

как системы, содержащие соответственно 10 и 66 независимых последовательно соединенных элементов. В этих расчетах обеих КЗС используется одна и та же упрощенная схема системных связей между затворами и реальные данные о вероятности отказа затвора на одном из них.

Вычислим, каковы вероятности того, что соответственно 10 и все 66 отверстий удастся вовремя закрыть.

Примем, что надежность устройств для закрытия всех отверстий дамбы КЗС Санкт-Петербурга такая же, как у водопропускных затворов лондонского КЗС, и равна 0,950.

Вероятность совместного появления нескольких независимых событий равна произведению вероятностей этих событий [3, с. 45].

Вероятность того, что будут закрыты все 10 затворов лондонского КЗС — 0,9510 = 0,598, т. е. около 60 %. Расчет подтвержден практикой: как было упомянуто выше, за два наводнения на Темзе был один отказ затвора.

Соответственно, вероятность того, что будут закрыты все 66 отверстий плотины КЗС Санкт-Петербурга — 0,9566 = 0,03387, около 3 %. Один раз за 33 наводнения!

Проверим устойчивость решения. Предположим, что вероятность отказа затворов нашего КЗС в пять раз меньше, чем у лондонского КЗС, и составляет 0,01.

Даже при такой, крайне оптимистичной, оценке вероятность того, что будут закрыты все 66 отверстий плотины КЗС Санкт-Петербурга — 0,99066 = 0,515, т. е. один раз за два наводнения.

Очевидна решающая роль количества отверстий. Их количество и расположение выбирались в 1978 году в проекте КЗС для Ленинграда только из экологических соображений. На крупномасштабной натурной модели было проверено, не будут ли образовываться застойные зоны, в которых возможно загнивание или цветение невской воды, особенно с учетом сброса вод из очистных сооружений на Белом острове. Расчетов надежности КЗС в составе первоначального проекта не было.

Известно, что КЗС Санкт-Петербурга безусловно не сработает, если не будет закрыто любое из двух огромных судопропускных сооружений. Но есть гидротехнические расчеты, доказывающие, что при закрытых судопропускных

4

Техносферная безопасность

сооружениях все же допустим отказ двух из 64 водопропускных затворов [2, с. 23, 128, 139].

Надежность Р системы, состоящей из двух последовательных судопропускных затворов, надежность которых соответственно составляет Р1, Р2, и блока из 64 водопропускных затворов, надежность которого составляет Р3, равна произведению надежностей:

Р = РЛРз-

Предположим, что Р1 = Р2 = 1.

Надежность того, что будут закрыты ровно 64, 63 и 62 водопропускных отверстия, определяется по формуле Бернулли:

надежность закрытия 64 из 64 отверстий — 0,9564 = 0,0375;

надежность закрытия 63 из 64 отверстий —

С664 • 0,9563 • 0,0501 = 0,1264;

надежность закрытия 62 из 64 отверстий — С6642 • 0,9562 • 0,0502 = 0,2096;

итого суммарная надежность Р3 закрытия 62,

63 или 64 водопропускных отверстий равна 0,3735.

Тогда надежность системы Р = Р1Р2Р3 = = 0,3735 (даже в предположении, что судопро-пускные сооружения безотказны!).

Таким образом, КЗС не защитит Санкт-Петербург от серьезного наводнения в двух случаях из трех, что совершенно недостаточно.

Обычно назначается норматив безотказности около 0,95.

Расчеты [2, с. 23, 128, 139] объясняют, почему при небольших наводнениях, таких, как наводнение 27 декабря 2011 года, КЗС защитил Санкт-Петербург от наводнения: судопропуск-ные сооружения были закрыты, а закрыть все

64 водопропускные отверстия не было необходимости. Уровень воды в Неве не поднялся выше 154 см выше ординара.

В принципе, возможно выполнение гораздо более детальных расчетов надежности КЗС [4, 5].

Весьма вероятно, что за счет многократного умножения надежностей элементов вновь может быть получен приемлемый показатель надежности для КЗС в целом (например, 0,94). Но объективный расчет с неизбежностью выявит низкую надежность КЗС Санкт-Петербурга из-за большого количества отверстий в его плотине.

Однако, положение отнюдь не безнадежно. Достаточно на каждое из водопропускных от-

верстий установить дублирующий затвор с независимым приводом, и надежность КЗС повысится до приемлемого уровня. Вот расчет:

надежность закрытия каждого из водопропускных отверстий двумя последовательными затворами повысится до Рдубл = 1 — ( 1—0,95 )2 = = 0,9975, а вероятность отказа снизится до 0,00250;

надежность закрытия 64 из 64 отверстий — 0,997564 = 0,851973;

надежность закрытия 63 из 64 отверстий — С664 • 0,99 7 563 • 0,00250! = 0,113665

надежность закрытия 62 из 64 отверстий —

С? • 0,997562 • 0,002502 = 0,010789

итого суммарная надежность Р3 закрытия 62,63 или 64 водопропускных отверстий — 0,999419.

Если принять надежность закрытия судопропускных затворов Р1 = Р2 = 0,95, то надежность системы возрастет до Р = Р1Р2Р3 = 0,90198.

Из этой оценки очевидно, что после установки дублирующих затворов на водопропускных отверстиях надежность системы КЗС в целом существенно повысится и будет целиком определяться надежностью закрытия двух судопро-пускных сооружений.

Конструктивное исполнение аварийных дублирующих затворов водопропускных отверстий и решение проблемы их опускания при отказах энергообеспечения — это отдельные вопросы. Предложения по их решению уже имеются.

Так, кандадат технических наук В.С. Дорин в разговоре с автором предложил применить для выключения подхватов водопропускных затворов аварийные устройства, содержащие взрыв-пакеты.

При разработке решений по дублирующим затворам естественно учитывать, что дублирующие затворы будут использоваться только для тех отверстий, где произойдет отказ основного затвора, и что в условиях наводнения допустимо срабатывание дублирующего затвора любой ценой, в том числе с применением газорезки. Возможно, что в качестве дублирующих аварийных затворов удастся использовать уже имеющиеся ремонтные затворы водопропускных отверстий, в настоящее время не имеющие никаких штатных устройств для их закрывания в условиях наводнений.

Но ключевым условием обеспечения готовности КЗС должны стать хотя бы ежемесячные

(вне периода ледостава) учебные тревоги, с закрыванием всех отверстий КЗС в условиях, максимально приближенных к форс-мажорным

Возможно, что отказы, зафиксированные при учебных тревогах, подскажут решения и по повышению надежности судопропускных затворов.

Расчеты надежности технических систем предполагают многократные умножения надеж-ностей элементов, а потому незначительные изменения исходных данных имеют непропорциональное по размеру влияние на результат.

Чем выше системный уровень элемента системы, для которого имеются данные о реальной надежности по результатам испытаний, тем меньше возможность ошибок и умышленных

искажений при расчетах надежности технической системы, в которых эти данные используются.

Выполнен расчет надежности Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга. При этом использованы данные об отказах затворов Лондонского КЗС. Надежность КЗС Санкт-Петербурга оказалась существенно меньше. При этом стала очевидной решающая роль количества отверстий в дамбах двух КЗС — в них имеется соответственно 10 и 66 отверстий.

Однако, система затворов КЗС Санкт-Петербурга может быть доработана. Достаточно на каждое из водопропускных отверстий установить дублирующий затвор с независимым приводом, и надежность КЗС повысится до приемлемого уровня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. К дню рождения академика Б.Е. Чертока [Текст] // Сайт Федерального космического агентства (Роскосмос) «Новости» 01.03.2009.— Режим доступа: http://www.federalspace.ru>?id = 2&nid = 5550, свобод-ный.—Загл. с экрана.

2. Селезнев, С.В. Поверхностные затворы больших пролетов судопропускных сооружений, шлюзов и доков. [Текст] / С.В. Селезнев, Г.П. Лохматиков— СПб.: Энергоатомиздат, 1995.— 695 с.

3. Вентцель, Е.С. Теория вероятностей [Текст]: Учеб. для вузов / Е.С. Венцель.—10-е изд. стер. М.: Высш. шк., 2006.

4. Ащеулов, А.В. Оценка функциональной надежности объемных гидроприводов механизмов подъемных сооружений методом деревьев отказов [Текст] / А.В. Ащеулов, Д.В. Стефанишин // Известия ТулГУ. Сер. Подъемно-транспортные механизмы и оборудование.— Вып. 7.— Тула: Изд-во ТулГУ, 2006.— С. 275-281.

5. Василевский, А.Г. Методы оценки надежности затворов гидротехнических сооружений (системный анализ) [Текст] / А.Г. Василевский, В.Б. Штильман, С.Г. Шульман.— СПб.: Изд-во ОАО ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева, 2010. — 530 с.

УДК 621.039:621.311

А.Ю.Туманов

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ РИСКА И БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЭНЕРГЕТИКИ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАЗВИТИЯ АВАРИЙ

При проведении прогнозирования для обеспечения безопасности эксперт, основываясь на собственном опыте, качественно оценивает факторы риска и тяжесть последствий от реализованного неблагоприятного события. В ситуациях с частичной неопределенностью очень важно

количественно оценить величину ущерба и тяжесть последствий чрезвычайной ситуации (ЧС). Между тем универсальных методов количественной оценки риска пока не существует. Одна из наиболее важных проблем при обеспечении безопасности объектов — получение ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.