Научная статья на тему 'О достоинствах и недостатках модели непрерывного медицинского образования'

О достоинствах и недостатках модели непрерывного медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1807
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / MEDICINE / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING MEDICAL EDUCATION / МЕДИЦИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / MEDICAL STUFF / MEDICAL EDUCATION ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Квачахия Леван Лорикович, Мишустин Владимир Николаевич

В представленной статье рассмотрена модель непрерывного медицинского образования, реализуемая в настоящее время, обозначены ее достоинства и выявлены основные недостатки. Сделан вывод, что данная модель полностью удовлетворяет законодательно установленным требованиям, предъявляемым к подобным организационным системам, которые обеспечивают непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков врачей в течение всей жизни, а так же постоянное повышение их профессионального уровня и расширение квалификации. Проведен ее детальный анализ, по результатам которого установлено, что она полностью соответствует потребностям врачей в получении недостающих знаний, а также дает возможность получать именно те знания и умения, которые реально необходимы врачу. Однако, не смотря на то, что основные организационные процедуры сформированы, а ключевые требования конкретизированы, в данной модели проявляются некоторые «проблемные точки», порождающие определенные трудности при ее практической реализации. К таким «точкам» относятся такие проблемы, как низкая техническая оснащенность больниц, сложности, возникающие у врачей при работе с электронными ресурсами и портфолио, нехватка рабочего времени и т.д. Кроме этого авторами в рамках проведенного исследования сформированы вопросы, ответ на которые нельзя найти в рамках действующей модели непрерывного медицинского образования. Обозначенные проблемы предлагается решать системно на государственном уровне с привлечением широкого круга заинтересованных лиц: практикующих врачей, научной общественности, представителей образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Квачахия Леван Лорикович, Мишустин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF THE MODEL OF CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION

There have been considered the model of continuous medical education, which is being implemented at present, marked its advantages and revealed the main disadvantages in the article. It is concluded that the model fully satisfies the legal requirements for such organizational systems, which provides continuous improvement of professional knowledge and skills of doctors during all life and constant increase of their professional level and extension training. The detailed analysis of this system was conducted in the article. The results of this analysis show that it fully satisfies the needs of doctors in the missing knowledge and also gives the opportunity to get exactly the knowledge and skills that are really needed a doctor. In this model manifest some "trouble spots" that generate some difficulties in its practical implementation, despite the fact that the basic institutional arrangements are formed, and the key requirements specified. However, some «trouble spots» of this model give rise to certain difficulties in its practical implementation, despite the fact that the basic institutional arrangements are formed and the key requirements are specified. These «spots» include such problems as poor technical equipment of hospitals, difficulties encountered by doctors when working with electronic resources and portfolio, the lack of working time. In addition, answers to questions that you cannot find within the current model of continuing medical education was generated in this research by the authors. The authors propose to solve the designated problem systematically at the state level with the involvement of a wide range of stakeholders: practicing doctors, scientific community, representatives of educational organizations.

Текст научной работы на тему «О достоинствах и недостатках модели непрерывного медицинского образования»

УДК 378.046.4

О ДОСТОИНСТВАХ И НЕДОСТАТКАХ МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017

Квачахия Леван Лорикович, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры хирургических болезней ФПО Мишустин Владимир Николаевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических болезней ФПО Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: vladimirshef2011@yandex.ru)

Аннотация. В представленной статье рассмотрена модель непрерывного медицинского образования, реализуемая в настоящее время, обозначены ее достоинства и выявлены основные недостатки. Сделан вывод, что данная модель полностью удовлетворяет законодательно установленным требованиям, предъявляемым к подобным организационным системам, которые обеспечивают непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков врачей в течение всей жизни, а так же постоянное повышение их профессионального уровня и расширение квалификации. Проведен ее детальный анализ, по результатам которого установлено, что она полностью соответствует потребностям врачей в получении недостающих знаний, а также дает возможность получать именно те знания и умения, которые реально необходимы врачу. Однако, не смотря на то, что основные организационные процедуры сформированы, а ключевые требования конкретизированы, в данной модели проявляются некоторые «проблемные точки», порождающие определенные трудности при ее практической реализации. К таким «точкам» относятся такие проблемы, как низкая техническая оснащенность больниц, сложности, возникающие у врачей при работе с электронными ресурсами и портфолио, нехватка рабочего времени и т.д. Кроме этого авторами в рамках проведенного исследования сформированы вопросы, ответ на которые нельзя найти в рамках действующей модели непрерывного медицинского образования. Обозначенные проблемы предлагается решать системно на государственном уровне с привлечением широкого круга заинтересованных лиц: практикующих врачей, научной общественности, представителей образовательных организаций.

Ключевые слова: медицина, непрерывное медицинское образование, медицинские образовательные организации, законодательство, медицинский персонал.

THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF THE MODEL OF CONTINUOUS

MEDICAL EDUCATION

© 2017

Kvachakhia Levan Lorkovic, candidate of medical sciences, assistant of the department of surgical diseases FPO Mishustin Vladimir Nikolaevich, doctor of medical sciences, professor of the chair

of surgical diseases of FPE Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: vladimirshef2011@yandex.ru)

Abstract. There have been considered the model of continuous medical education, which is being implemented at present, marked its advantages and revealed the main disadvantages in the article. It is concluded that the model fully satisfies the legal requirements for such organizational systems, which provides continuous improvement of professional knowledge and skills of doctors during all life and constant increase of their professional level and extension training. The detailed analysis of this system was conducted in the article. The results of this analysis show that it fully satisfies the needs of doctors in the missing knowledge and also gives the opportunity to get exactly the knowledge and skills that are really needed a doctor. In this model manifest some "trouble spots" that generate some difficulties in its practical implementation, despite the fact that the basic institutional arrangements are formed, and the key requirements specified. However, some «trouble spots» of this model give rise to certain difficulties in its practical implementation, despite the fact that the basic institutional arrangements are formed and the key requirements are specified. These «spots» include such problems as poor technical equipment of hospitals, difficulties encountered by doctors when working with electronic resources and portfolio, the lack of working time. In addition, answers to questions that you cannot find within the current model of continuing medical education was generated in this research by the authors. The authors propose to solve the designated problem systematically at the state level with the involvement of a wide range of stakeholders: practicing doctors, scientific community, representatives of educational organizations.

Keywords: medicine, continuing medical education, medical education organizations, legislation, medical stuff.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию не реже 1 раза в 5 лет прохождением аккредитации в соответствии с установленным порядком. В целях реализации данного положения разработана соответствующая процедура, составной частью которой является непрерывное медицинское и фармацевтическое образование в виде индивидуального цикла обучения по соответствующей специальности. Такое обучение включает формирование индивидуального плана и последующее его дискретное освоение в течение 5 лет, по окончанию которого врач допускается к процедуре повторной аккредитации. Составными элементами индивидуального плана являются такие виды образовательной активности как дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и очные и заоч-

ные образовательные мероприятия. Общая трудоемкость индивидуального плана составляет не менее 250 академических часов/ЗЕТ с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов/ЗЕТ, набранных за счет программ непрерывного образования и образовательных мероприятий. При этом ежегодно в зачет идет не более 14 академических часов/ЗЕТ за счет освоения образовательных мероприятий [2].

Описанная модель непрерывного образования была апробирована в 2013-2014 гг. по средствам реализации пилотного проекта отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей первичного звена: терапевтов, педиатров, врачей общей практики (в общей сложности 594 специалистов из 12 регионов РФ) [3]. В последующем Приказе Минздрава России №328 от 09.06.2015 г. [4] было принято решение продлить этот проект до 2020 г. с включением в него уже врачей всех специальностей и всех вузов. Распространение процедуры непрерывного образова-

34

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

ния на всех врачей послужило поводом задуматься и пересмотреть взгляды на последипломное образование как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей, работающих в системе высшего образования. Поскольку обучение по системе непрерывного медицинского образования только началось, и подводить какие-либо итоги еще рано, необходимо оценить факты, которые явно бросаются в глаза тем, кто имеет разнообразный опыт обучения врачей в течение длительного времени.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Говоря о непрерывном медицинском образовании, необходимо, прежде всего, определить сущность самого понятия «непрерывное образование». Не смотря на достаточно большое количество публикаций по данному вопросу, в настоящее время в научных кругах не выработан единый понятийный подход по данной теме. По-прежнему преобладает разнообразие терминов, так или иначе относящихся к данной категории и отражающих различные ее аспекты. Более того, очень часто наблюдается отождествление и подмена одних понятий другими. Так, сегодня понятие «непрерывное образование» очень часто заменяется другими, на первый взгляд схожими, но не идентичными понятиями. Например, такими как «продолжающееся образование», «пожизненное образование», «перманентное образование», «возобновляющееся образование», «последипломное обучение» и прочие. Причины такой неразберихи кроются в том, что сегодня в мире в разных странах существует множество разных определений, описывающих процесс получения последипломного образования, и некоторые ученые, заимствуя опыт других стран, отождествляют их. Например, опираясь на опыт США, используют термин «пожизненное образование», Англии - «продолжающееся образование», Швеции - «возобновляющееся образование». В России распространение получил именно термин «непрерывное образование», данное понятие закреплено на законодательном уровне. Так, в статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [5] отмечается, что образование в стране подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Кроме того, в ряде стратегических документов также делается акцент именно на непрерывном образовании. В частности, о необходимости создания современной системы непрерывного образования в стране в целом и в медицинских организациях в частности говорится в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [6] и «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [7]. Таким образом, мы полагаем, что в целях недопущения теоретической путаницы не стоит подменять понятие «непрерывное образование» другими схожими понятиями, используемыми в различных странах мира.

Если говорить о сущности данного понятия, то здесь следует сказать, что ситуация несколько лучше. Большинство ученых [8-10] сходятся во мнении, что непрерывное образование представляет собой единую и согласованную в организационном отношении систему образования, которая позволяет каждому человеку развивать, совершенствовать собственные знания, умения и навыки в течение всей жизни в соответствии со своими стремлениями, возможностями и способностями. Мы поддерживаем данную точку зрения и при определении понятия «непрерывное медицинское образование» будем ориентироваться на него, а также на существующие законодательные акты. Относительно последнего можно выделить не так много документов, в которых

хотя бы была предпринята попытка дать определение данному термину. Единственный ориентир, на который можно опереться, это пояснение, которое дается в ст. 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Согласно данной статье непрерывное медицинское образование представляет собой форму реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования, которая обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков врачей в течение всей жизни, а также постоянное повышение их профессионального уровня и расширение квалификации [5]. Мы считаем, что представленное определение наиболее полно отражает сущность понятия «непрерывное медицинское образование». Именно поэтому в контексте данного исследования мы будем придерживаться этой трактовки.

В тоже время следует отметить, что само непрерывное медицинское образования как форма реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования не может функционировать само по себе. В государстве оно должно рассматриваться как часть общей государственной политики в области развития человеческих ресурсов и функционировать на основе определенной, принятой модели в обществе. И здесь следует констатировать, что данным вопросам посвящено достаточно много научных работ и исследований. Так, в своих исследованиях М.Г. Москвичева и Е.В. Шишкин [11] утверждают, что для обеспечения качества медицинской помощи врач должен быть органично встроен в определенную модель непрерывного медицинского образования. Характерными чертами такой модели, по мнению авторов, должны быть непрерывность обучения на протяжении всей профессиональной жизни врача, применение дистанционных образовательных и электронных технологий, формирование учебных программ с учетом наиболее актуальных проблем практического здравоохранения. Другая группа ученых [12] акцентирует внимание на анализе задач, которые должна решать данная модель. В качестве самой важной такой задачи они отмечают поддержание в актуальном состоянии профессиональных знаний врачей и обеспечение их непрерывного знакомства с инновациями, внедряемыми в здравоохранении. Авторы предлагают поддерживать теоретическую базу знаний врачей за счет использования преимущественно дистанционных форм обучения, а практические навыки (в том числе по инновационным технологиям) осваивать на базе учебного заведения, оснащённого симуляционным центром. Мы поддерживаем данное мнение и считаем, что внедрение симуляционных технологий при практическом обучении врачей в рамках системы непрерывного медицинского образования значительно облегчит освоение новых технологий и современных методов лечения, а также позволит внедрить их в практику, что в итоге позволит повысить качество работы специалистов.

Интересно мнение О.Г. Прикот [10], которая считает, что любая модель непрерывного образования должна быть всеохватывающей по полноте, индивидуализированной по времени, темпам и направленности. Она должна предоставлять каждому обучающемуся возможность проектировать собственную программу получения знаний, умений и навыков и не противоречить основным положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [5]. В частности, статьям 31; 32; 96; 99 п. 5, в которых говорится о повышении уровня конкуренции на рынке образовательных услуг и роли общественно-профессиональной аттестации, аккредитации образовательных программ и организаций, а также статьям 3 пп. 9, 7; 6; 11 п. 1; 29; 97; гл. 11, в которых указывается на необходимость обеспечения открытости образования и создания условий для реализации индивидуальных склонностей и потребностей в образовании на основе организации единого образова-

тельного пространства, обеспечивающего преемственность и вариативность образовательных программ. И, естественно, ст. 16, в которой сказано, что приоритет следует отдавать электронным и дистанционным формам обучения как равноправным технологиям реализации основных образовательных программ. Тут целесообразно отметить, что реализуемая в настоящее время модель отработки основных принципов непрерывного медицинского образования до 2020 г. с включением в нее врачей всех специальностей и всех вузов, полностью удовлетворяет всем вышеописанным требованиям. В частности, проблема повышения конкуренции в данной модели решается за счет распределения программ повышения квалификации между вузами и медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. Так, 108 часов выделяется на обучение в вузе, а оставшиеся часы обеспечиваются мероприятиями, которые предоставляют медицинские профессиональные общества по специальностям: конференции, электронные материалы и т.д. [13].

Условие о реализации индивидуальных склонностей и потребностей в образовании на основе организации единого образовательного пространства реализуется за счет созданного «Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России», который также обеспечивает возможность планирования и учета результатов образовательной деятельности врачей с формированием их портфолио [2]. Медицинские работники после регистрации на Портале получают доступ к личному кабинету, где могут создать индивидуальный план обучения, включая в него по своему усмотрению различные программы повышения квалификации, очные образовательные мероприятия и дистанционные модули. Все программы реализуются с применением современных образовательных технологий, таких как симуляционное обучение, стажировки, дистанционные образовательные технологии, или в рамках сетевого взаимодействия [14].

Таким образом, можно сказать, что реализуемая модель отработки основных принципов непрерывного медицинского образования, соответствует базовым принципам системы непрерывного образования, утвержденным в нормативных актах РФ, она индивидуализирована по времени, темпам и направленности проектирования результатов личного обучения. В ней органично сочетаются дистанционные и электронные образовательные технологии, а формирование учебных программ происходит с учетом наиболее актуальных проблем практического здравоохранения. Именно эти обстоятельства определяют тот факт, что реализация данной модели в перспективе способно оказать значительное влияние на улучшение результатов лечения пациентов, а также повышение качества и безопасности медицинской помощи.

В тоже время, не смотря на достаточно хорошую проработанность реализуемой модели непрерывного образования, все же она не лишена недостатков, которые отражены в работах, посвященных анализу практики участия различных организаций в системе непрерывного образования [15-20]. Авторы этих работ делятся опытом, отмечают сильные стороны созданной модели, а также основные трудности, с которыми им пришлось столкнуться. В рамках нашего исследования интерес представляет опыт ГБОУ ВПО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России по реализации пилотного проекта по отработке основных принципов непрерывного профессионального образования на модульной основе с использованием непрерывности обучения с применением в обучении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на примере «Moodle» [15]. Обучение врачей в рамках этого проекта условно подразделялось на три основных этапа: первый основывался на обязательном использовании новых образовательных технологий в самой образовательной ор-36

ганизации; второй предполагал участие слушателей и освоение материала из образовательных мероприятий, которые проводили профессиональные общественные организации; третий предполагал самостоятельную работу с использованием интерактивных образовательных модулей. Из сложностей в рамках данной практики было отмечено то, что, не смотря на достаточно высокую техническую оснащенность, только 45% врачей имели доступ к Интернету на рабочем месте, поэтому большинство из них обучались дома. Это не позволило в полной мере реализовать принцип обучения на рабочем месте. Также большинство участников проекта отметили сложности в работе с электронными ресурсами и портфолио, особо выделили проблему нехватки рабочего времени для самостоятельного обучения, а также то, что зачастую главные врачи не отпускали врачей на образовательные мероприятия, которые проводились профессиональными обществами. Из положительных моментов было отмечено повышение заработной платы за успехи в обучении, что лишний раз доказывает необходимость учета факторов параллельного материального стимулирования врачей.

Однако, на наш взгляд, в большинстве исследовательских работ по данной теме, все же больше внимания уделяется анализу проблем, с которыми столкнулись практикующие врачи. Практически отсутствует информация о тех трудностях, с которыми сталкиваются образовательные организации при ее реализации. Именно поэтому мы считаем, что все же необходим более детальный анализ сильных и слабых сторон реализуемой модели непрерывного медицинского образования с позиций не только обучающихся, но и преподавателей, работающих в системе высшего образования.

Формирование целей статьи (постановка задания). Проанализировать достоинства и недостатки реализуемой модели непрерывного медицинского образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Вначале остановимся на положительных моментах системы непрерывного образования врачей. Самый главный плюс заключается в том, что идея сама по себе очень хорошая, даже отличная. На наш взгляд, плюсами системы непрерывного образования являются:

1. Удовлетворение потребности врачей в получении недостающих знаний не 1 раз в 5 лет, а постоянно.

2. Возможность получение именно тех знаний и умений, которые реально необходимы врачу, а не навязываемой, уже неоднократно прослушанной информации, подаваемой под соусом пятилетнего обновления.

3. Самостоятельный выбор врачами образовательных организаций без привязки к месту проживания и работы.

4. Уменьшение сроков пребывания врачей на курсах обучения, включающих только время на стажировку и зачет, что минимально влияет на их практическую работу.

5. Практическое приобретение необходимых мануальных навыков в операционной и на тренажерах во время стажировок, а не теоретическое - путем прослушивания лекций.

6. Реальная необходимость овладения навыками работы с компьютером, смартфоном и т. д. для регистрации на порталах, самостоятельного прослушивания интерактивных лекций дистанционно, открытия и использования почтового ящика.

На этом плюсы, с нашей точки зрения, пока заканчиваются и начинаются минусы и вопросы. А их очень много, и они ждут ответа как от тех, кто будет учиться, так и от тех, кто будет учить.

1. Нет официально утвержденных стандартов объемов помощи для специалистов разной квалификации, стажа работы, уровня лечебного учреждения. В травматологии и ортопедии нет утвержденных по всем но-зологиям клинических рекомендаций. Например, на сегодняшний день непонятно, какие виды остеосинтеза Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

или эндопротезирования тазобедренного сустава можно и нужно выполнять в ЦРБ. Это сразу ставит перед врачом травматологом-ортопедом ЦРБ вопрос: «Я хочу обучиться по эндопротезированию тазобедренного сустава при переломах шейки бедренной кости. А смогу ли я официально делать такие операции после обучения в своем отделении? Отпустит ли меня главный врач на это обучение или скажет мне, что это нам не нужно. Кто будет решать на какие специализации мне можно и нужно поехать, я сам или главный врач? Как главный врач отнесется, если я поеду на обучение в Сибирь или на Дальний восток, оплатит ли командировку даже на неделю? Не скажет ли опять, что денег нет и нужно учиться на ближайшей кафедре ФПО?»

2. Если врач работает в специализированном отделении или федеральном центре с высокотехнологичной помощью он выполняет узкий объем вмешательств, он очень квалифицирован в этом. Чему и где в течение каждого года он должен учиться?

3. Для получения навыков оказания высокотехнологичной помощи обучения в объеме 36 часов совершенно не достаточно. Иногда необходима стажировка длительностью до 1 года, а этого в новой системе обучения не предусмотрено. Не предусмотрены также стажировки за рубежом.

4. Некоторые врачи пенсионного и предпенсионного возраста, работающие в поликлиниках и выполняющие небольшой по разнообразию объем работы, часто совсем не заинтересованы в новых специализациях и усовершенствованиях, т.к. это отрывает их от привычного уклада жизни, а прогресса в своей работе им не нужно, или отсутствует таковая мотивация.

5. По идее врачи должны выбирать интересные, нужные им курсы. Чем больше врачей выберет тот или иной (уникальный для них) цикл, тем будет лучше для кафедры. Но чтобы создать такой курс, на профильных кафедрах должны иметься уникальные технологии и образовательные ресурсы, которые не представлены в других образовательных учреждениях. Это очень трудная задача. Чтобы это произошло, необходимы два условия: во-первых, обучающий сам должен быть «эксклюзивным» специалистом в этом вопросе, а во-вторых, на кафедре должен выполняться высокотехнологичный вид помощи, и преподаватели должны им владеть безукоризненно. Объяснение на пальцах здесь не проходит. Зададим себе вопрос, а насколько это возможно, если это не НИИ или университетская клиника?

6. Очень важный момент. Как и где будут учиться сами преподаватели ФПО, особенно если они не совмещают в ЛПУ лечебную работу? Получается, что обучатся нужно будет в НИИ на центральных базах, количество которых ограничено по сравнению с временами СССР, и расположены они иногда так далеко, что время, затраченное на дорогу до них, может быть даже большим, чем сроки самой стажировки.

7. Самым важным и нерешенным вопросом в непрерывном медицинском образовании является вопрос; Где взять недостающие 14 зачетных единиц ежегодно? Предполагается, что участием в региональных обществах врачей по специальности, участием в конференциях, съездах, написанием статей в журналах из перечня ВАК, выступлениях с докладами. Написать и опубликовать статью в издании ВАК очень трудно даже для тех, кто занимается наукой, а для простого врача-ординатора или врача поликлиники просто нереально. В настоящее время съезды и конференции посещают лишь заведующие отделениями и 1-2 врача отделения 1-3 раза в год за счет спонсорских средств. Кто будет оплачивать 10 врачам отделения командировочные расходы на посещения 1,2,3 раза в год конференций? А если врачей в ЛПУ 200 человек? Что выгоднее главному врачу? Купить кровати и оборудование, или выделить средства на командировки с образовательной целью?

Первый опыт общения с врачами в новых условиях

системы непрерывного образования показал, что более 50% из них не имеют электронной почты, не знают, как ее создать и т.п. Жизнь заставит - научатся. Но 3 из 8 врачей, приехавших на курс, узнав о новых правилах обучения в системе непрерывного медицинского образования, сказали, что доработают только до пенсии и все. Причем 2 из них - единственные специалисты в своем районе.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенное исследование позволяет сделать ряд важных выводов. Прежде всего, на основе анализа литературных источников следует отметить тот факт, что сегодня в научной среде все же не сформировалось более или менее единого мнения относительно определения сущности таких понятий как «непрерывное образование» и «непрерывное медицинское образование». Более того, наблюдается отождествление данных понятий со схожими, но неравнозначными терминами, применяемыми в других странах. Определенную ясность в данный вопрос вносит лишь Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором употребляется только термин «непрерывное образование», что позволяет сделать вывод, что в российской практике не стоит искать других терминологических объяснений данным процессам.

В целом, анализ различных точек зрения, позволяет выделить наиболее схожие черты в различных определениях. С учетом этого в рамках данного исследования под непрерывным образованием следует понимать единую и согласованную в организационном отношении систему образования, которая позволяет каждому человеку развивать, совершенствовать собственные знания, умения и навыки в течение всей жизни в соответствии со своими стремлениями, возможностями и способностями. Тогда непрерывное медицинское образование мы будем рассматривать как форму реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования, которая обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков врачей в течение всей жизни, а также постоянное повышение их профессионального уровня и расширение квалификации.

Несмотря на некоторую теоретическую неясность, все же в целом реализуемая в настоящее время модель отработки основных принципов непрерывного медицинского образования до 2020 г. с включением в нее врачей всех специальностей и всех вузов, удовлетворяет законодательно установленным требованиям, предъявляемым к подобным системам. Также можно сказать, что в ней достаточно подробно описаны основные организационные процедуры и конкретизированы ключевые требования, соблюдение которых позволит врачам пройти повторную аккредитацию. Однако, более детальный анализ реализуемой модели непрерывного медицинского образования, позволил выделить в ней некоторые «проблемные точки», порождающие определенные трудности при ее практической реализации. Так, можно выделить такие проблемы, как низкая техническая оснащенность больниц, возникающие сложности у врачей при работе с электронными ресурсами и порт-фолио, нехватка рабочего времени и т.д. Кроме этого, автором в рамках проведенного исследования сформированы вопросы, ответ на которые нельзя найти в рамках действующей системы. Все выделенные проблемы должны решаться на государственном уровне системно с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, практикующих врачей, научной общественности, представителей образовательных организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017).

2. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. edu.

rosminzdrav.ru

3. Приказ Минздрава России от 11.11.2013 N 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций» (в ред. от 09.06.2015).

4. Приказ Минздрава России от 09.06.2015 N 328 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. N 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.07.2017).

6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») (в ред. от 10.02.2017).

7. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

8. Шленов Ю., Непрерывное образование в России / Ю. Шленов, И. Мосичева, В. Шестак // Высшее образование в России. 2005. № 3. С. 36-49.

9. Филатов С.А., Сухорукова Н.Г. Непрерывное профессиональное образование в контексте формирующейся экономики, основанной на знаниях. - Новосибирск: НГУЭУ, 2005. 241 с.

10. Прикот О.Г. Дополнительное профессиональное образование и «Закон о непрерывном образовании» // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2017. №1 (5). С. 58-65

11. Москвичева М. Г. Актуальные вопросы организации непрерывного медицинского образования / М. Г. Москвичева, Е. В. Шишкин // Непрерывное медицинское образование и наука. 2017. -№ 1 Т. 12. С. 4-11.

12. Касумова М.К. Место и роль симуляционных технологий обучения врачей-стоматологов-терапевтов в реализации программы непрерывного медицинского образования / М.К. Касумова, М.А. Чибисова, М.Г. Ступин, Т.В. Филиппова, Н.М. Батюков // Институт стоматологии. 2017. №74 (1). С. 12-13.

13. Клочкова С.В. Тенденции медицинского образования в свете современных тенденций / С.В. Клочкова, Н.Т. Алексеева, Д.Б. Никитюк // Журнал анатомии и гистопатологии. 2017. Т. 6. №5. С. 22

14. Залим З.Б. Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование / З.Б Залим, О.Ф. При-родова, Т.В. Семенова, Ж.М. Сизова // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. № 4. С. 12-18.

15. Есауленко И.Э. Об итогах реализации пилотного проекта по непрерывному медицинскому образованию с применением дистанционного обучения в системе «MOODLE» / И.Э. Есауленко, А.В. Сущенко, Н.Н. Чайкина // Научно-медицинской вестник Центрального Черноземья. 2016. №63. С. 119-125

16. Мартынов А.И. Роль Учебного центра Российского научного медицинского общества терапевтов в непрерывном медицинском образовании / А.И. Мартынов, А.А. Спасский, А.А. Михайлов // Терапия. 2016. №5. С. 9-12

17. Федорова А.В. Основные направление работы РОХ в аккредитации и непрерывной медицинском образовании врачей-хирургов / А.В. Федорова, С.А. Совцов, М.Л. Таривердиев // Альманах института хирургии им. А.Ф. Вишневского. 2017. №1. - С. 308-309.

18. Петру шина А. Д. Участковые врачи-педиатры Тюменской области положительно оценили систему непрерывного медицинского образования / А.Д. Пет-рушина, Л.А. Мальченко, С.А. Ушакова, И.Д. Кайб, Е.Е. Иванова, А.В. Шайтарова, И.Ю. Жаркова, Е.С. Дедю-кина // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2016. Т. 61 №4. С. 136

19. Серов В.Н. Система непрерывного медицинского образования должна совершенствоваться // Эффективная фармокотерапия. - 2016. - №22. - С. 4-5

20. Технологии антикризисного управления региональным здравоохранением: монография / Беляев С.А., Бурнадз Т.И., Бушина Н.С., Власова О.В. и др. - Курск: ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет», 2013. 232 с.

Статья поступила в редакцию 30.07.2017.

Статья принята к публикации 22.09.2017.

38

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.