Научная статья на тему 'О доле реинвестируемой прибыли и капиталоотдаче как факторах возможного снижения налогового бремени и роста доходов в бюджет'

О доле реинвестируемой прибыли и капиталоотдаче как факторах возможного снижения налогового бремени и роста доходов в бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСТ ВВП / РЕИНВЕСТИЦИЯ / СТАВКА НАЛОГА / ПРИБЫЛЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ / НАЛОГОВЫЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БЮДЖЕТНЫЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков В. В.

Исследуется предложенная автором гибкая налоговая система, в которой снижение налоговой нагрузки для промышленных предприятий напрямую связано с увеличением доли реинвестированной прибыли. Уменьшение налогового бремени осуществляется за счет снижения ставок налога на прибыль на 1,5-2 п. (п). При этом суммарная налоговая нагрузка снижается на 0,3-0,4 процентного п. (п.п.). Изучение гибкой налоговой схемы проведено с помощью методики расчета добавленной стоимости. Выявлены граничные условия, при которых бюджетная эффективность гибкой налоговой схемы в части налоговых доходов в консолидированный бюджет субъекта РФ оказывается выше, чем бюджетная эффективность налоговой схемы с максимальной ставкой налога на прибыль 20%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О доле реинвестируемой прибыли и капиталоотдаче как факторах возможного снижения налогового бремени и роста доходов в бюджет»

УДК 338.2

О ДОЛЕ РЕИНВЕСТИРУЕМОЙ ПРИБЫЛИ И КАПИТАЛООТДАЧЕ КАК ФАКТОРАХ ВОЗМОЖНОГО СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ И РОСТА ДОХОДОВ В БЮДЖЕТ

В.В. НОВИКОВ,

соучредитель ООО «Гранд» E-mail: [email protected] Волгоград

Исследуется предложенная автором гибкая налоговая система, в которой снижение налоговой нагрузки для промышленных предприятий напрямую связано с увеличением доли реинвестированной прибыли. Уменьшение налогового бремени осуществляется за счет снижения ставок налога на прибыль на 1,5-2 п. (п). При этом суммарная налоговая нагрузка снижается на 0,3-0,4 процентного п. (п.п.). Изучение гибкой налоговой схемы проведено с помощью методики расчета добавленной стоимости. Выявлены граничные условия, при которых бюджетная эффективность гибкой налоговой схемы в части налоговых доходов в консолидированный бюджет субъекта РФ оказывается выше, чем бюджетная эффективность налоговой схемы с максимальной ставкой налога на прибыль 20%.

Ключевые слова: рост ВВП, реинвестиция, ставка налога, прибыль, региональный, налоговый, законодательство, бюджетный, эффективность

На совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития России 23.12.2013 Президент РФ Владимир Путин потребовал «увеличить объем инвестиций в российскую экономику с нынешнего уровня 18% ВВП до 25% к 2015 году», поскольку темпы роста ВВП зависят от доли инвестиций в валовом продукте.

Для стимулирования организаций промышленности к увеличению доли чистой прибыли, направляемой на расширенное воспроизводство, целесооб-

разно применить гибкую систему налогообложения, в которой снижение налоговой нагрузки напрямую связано с долей реинвестированной прибыли.

В работе [2] предложено снизить ставку налога на прибыль на 4,5 п. при условии реинвестирования не менее 90% чистой прибыли. В статье [3] с помощью методики расчета добавленной стоимости проведено исследование бюджетной эффективности этой налоговой системы в части консолидированного бюджета РФ. Доказано, что при объеме реинвестирования прибыли 75% и выше новая налоговая система на второй год ее применения может быть эффективнее действующей системы налогообложения при учете платежей по сумме трех главных налогов — на добавленную стоимость (НДС), единого социального (ЕСН), на прибыль.

В работе [3] также указано, что выравнивание налоговых платежей по налогу на прибыль может наступить только через несколько (7-8) лет. Согласно Налоговому кодексу РФ, в бюджет субъекта РФ поступает 90% платежей по налогу на прибыль (ставка налога составляет 20%, платежи в бюджет субъекта РФ зачисляются по ставке 18%). В соответствии с установленным порядком решение о введении понижающих ставок налога на прибыль принимает законодательное собрание субъекта Федерации. Следовательно, из-за выпадающих доходов по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ в первые годы реализации гибкой налоговой

схемы (со снижением ставки налога на прибыль на 4,5 п. и реинвестицией большей части прибыли) региональные власти не будут заинтересованы в принятии новой налоговой системы.

Для решения коллизии в статье [3] предлагается введение дополнительных субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, применивших гибкую систему налогообложения, за счет дополнительных доходов в федеральный бюджет, поступивших в основном от НДС. Однако на практике реализация этого предложения может вызвать серьезные трудности.

По этой причине требуется дополнительное исследование бюджетной эффективности предложенной гибкой налоговой схемы в части консолидированного бюджета субъекта РФ по следующим направлениям:

• уточнение величины снижения налоговой ставки налога на прибыль;

• учет налога на доходы физических лиц (НДФЛ), доходы от которого полностью поступают в бюджет субъекта РФ;

• учет влияния капиталоотдачи.

Для ответов на данные вопросы достаточно принять во внимание следующие постулаты экономической теории и рассмотреть различные варианты финансово-хозяйственной деятельности средне-интегрального промышленного предприятия.

Варианты N N = 1, 2...) различаются между собой ставками налога на прибыль (20, 18 или 18,5%) и долей реинвестированной прибыли (50, 75 или 90%).

Темп прироста добавленной стоимости ТК для варианта N N = 1, 2.) равен произведению объема реинвестированной прибыли и капиталоотдачи:

ТN = ЧПN / (1 + И) ДРШ ■ К, где ЧПN — объем чистой прибыли для варианта N И — индекс инфляции;

ДРПN — доля реинвестируемой прибыли для варианта N К — капиталоотдача.

Индекс роста объемов производства VN для варианта N N = 1, 2,.) определяем по формуле

т = (1 + гщ.

Доходы в бюджет ДN равны произведению: ДN = (Ш )п НN, где п — годы (п = 1, 2.);

НN — сумма ставок налогов для варианта N зависящих от объемов производства.

Для определения параметров приведенных уравнений можно использовать различные методики расчета налоговой нагрузки и добавленной стоимости, которые отличаются применяемым набором налогов и взносов, а также базисным показателем, с которым сравнивают расчетные показатели налоговой нагрузки [1].

Автором была использована обобщенная методика расчета добавленной стоимости виртуального территориально интегрированного хозяйствующего субъекта — города Волгограда, которая основана на обработке показателей финансового баланса, а также социально-экономического развития за 2006, 2007 и 2008 гг., финансово-хозяйственной деятельности крупных и средних предприятий. С помощью данной методики проведена оценка влияния снижения ставки налога на прибыль на основные показатели финансово-хозяйственной деятельности виртуального хозяйствующего субъекта с индексом инфляции 10%, чтобы определить бюджетную эффективность предлагаемой налоговой схемы в части консолидированного бюджета субъекта РФ.

Методика добавленной стоимости формировалась в разрезе следующих составляющих:

• фонд оплаты труда (ФОТ) — 35%;

• амортизация — 10,5%;

• налоги — 36,18%;

• валовая (22,9%) и чистая (18,32%) прибыль;

• доля чистой прибыли, отчисляемой на расширение производства или на инвестиции в основной капитал, за счет чего и обеспечиваются темпы роста как объемов производства, так и добавленной стоимости продукции.

В состав налогов включены следующие основные платежи, характерные для производственного предприятия:

• налог на имущество;

• единый социальный налог;

• налог на добавленную стоимость;

• налог на прибыль.

Сумма составляющих добавленной стоимости (ФОТ, амортизация, налоги, чистая прибыль) равна 100%.

В качестве базового принят вариант 1 с максимальной (постоянной) ставкой налога на прибыль 20%, капиталоотдачей 0,7 и объемом реинвестирования прибыли 50%.

Удельная составляющая налога на имущество 3,1% в добавленной стоимости и усредненный показатель капиталоотдачи 0,7 определены на основе

статистических данных финансово-хозяйственной деятельности крупных и средних предприятий Волгограда за 2006-2008 гг.

Удельная составляющая ЕСН (10,5%) равна произведению абсолютной ставки этого налога (30%) и ФОТ (35%).

Удельная составляющая налога на прибыль (НП1 = 4,58%) принимается равной произведению валовой прибыли (22,9%) и абсолютной ставки налога на прибыль (20%).

Удельная составляющая НДФЛ в добавленной стоимости (ННДФЛ = 4,55%) принимается равной произведению ФОТ (35%) и абсолютной ставки налога НДФЛ (13%).

Предполагая расходование чистой прибыли (ЧП1 = 18,32%) в последующем финансовом периоде, произведем ее дисконтирование на величину инфляционной составляющей (порядка 10%): 18,32 / 1,1 = 16,65 коп.

Учитывая реализацию наиболее вероятного сценария, при котором на расширение производства и инвестиции будет использовано около 50% дисконтированной чистой прибыли при среднем значении капиталоотдачи 0,7, получаем: темп прироста добавленной стоимости продукции составляет 16,65 • 0,5 • 0,7 = 5,83 коп.

на 1 руб. добавленной стоимости (доб. ст.).

Сумма ставок двух налогов (НДФЛ и 90% налога на прибыль), зачисляемых в консолидированный бюджет субъекта РФ, для варианта 1 составляет Н1 = ННДФЛ + 0,9НП1 = = 4,55% + 0,9 • 4,58% = 8,67%. В вариантах 2-4 ставка налога на прибыль уменьшена на 2 п., а объемы реинвестирования прибыли приняты равными 90, 75 и 50% соответственно. За счет уменьшения ставки налога на прибыль на 2 п. чистая прибыль ЧП2 составит 18,78%.

Удельные составляющие налогов (в добавленной стоимости) таковы: на имущество — 3,1%; НДС — 18%; ЕСН — 10,5%; на прибыль (НП2) — 4,12%.

Сумма ставок двух налогов (НДФЛ и 90% налога на прибыль), зачисляемых в консолидированный бюджет субъекта РФ, для вариантов 2-4 составляет

Н 2 = Н 3 = Н 4 = ННДФЛ + 0,9НП 2 =

= 4,55% + 0,9 • 4,12% = 8,26%. Темп прироста добавленной стоимости продукции на 1 руб. доб. ст. составит

18,78/1,1 ■ 0,9 ■ 0,7 = 10,76 коп. (вариант 2); 18,78/1,1 ■ 0,75 ■ 0,7 = 8,96 коп. (вариант 3); 18,78/1,1 ■ 0,5 ■ 0,7 = 5,98 коп. (вариант 4). В вариантах 5 и 6 ставка налога на прибыль уменьшена на 1,5 п., а объемы реинвестирования прибыли приняты равными 90 и 75% соответственно. За счет уменьшения ставки налога на прибыль на 1,5 п. чистая прибыль ЧП3 = 18,66%. Удельные составляющие налогов (в добавленной стоимости): на имущество — 3,1%, НДС — 18%, ЕСН — 10,5%, на прибыль (НП3) — 4,24%.

Сумма ставок двух налогов (НДФЛ и 90% налога на прибыль), зачисляемых в консолидированный бюджет субъекта РФ, для вариантов 5 и 6 составляет

Н 5 = Н 6 = ННДФЛ + 0,9НП 3 = = 4,55% + 0,9 • 4,24% = 8,37%. Темп прироста добавленной стоимости продукции на 1 руб. доб. ст. составит

18,66/1,1 ■ 0,9 ■ 0,7 = 10,69 коп. (вариант 5); 18,66/1,1 ■ 0,75 ■ 0,7 = 8,91 коп. (вариант 6). Таким образом, суммарная ставка двух налогов для вариантов 2-4 по сравнению с вариантом 1 уменьшается на 0,41 п.п.:

Н1- Н2 = 8,67 - 8,26 = 0,41%. Суммарная ставка двух налогов для вариантов 5 и 6 по сравнению с вариантом 1 уменьшается на 0,30 п.п.:

Н1- Н5 = 8,67 - 8,37 = 0,30%. Результаты расчетов, проведенных по приведенным формулам с учетом инфляционной составляющей (10%), представлены в табл. 1, 2.

Таблица 1 Индекс роста объемов производства нарастающим итогом

Вариант Годы , п

1 2 4 6 8 10

1. (VI)" 1,058 1,119 1,25 1,40 1,57 1,76

2. (VI)" 1,108 1,228 1,51 1,85 2,27 2,79

3. (Р3)" 1,090 1,188 1,41 1,68 1,99 2,37

4. V)" 1,060 1,124 1,26 1,42 1,59 1,79

5. ^5)" 1,107 1,225 1,50 1,84 2,26 2,76

6. ^6)" 1,089 1,186 1,41 1,67 1,98 2,35

Из анализа полученных результатов (см. табл. 1) следует, что предложенный способ (варианты 2, 3, 5, 6) позволяет минимум в 1,5 раза ускорить темпы прироста производства. Если в базовом варианте 1

удвоить объемы производства не удается даже за 10 лет, то варианты 2 и 5 позволяют увеличить объемы в два раза за 7 лет, варианты 3 и 6 — за 8.

Этот результат следует из того, что в базовом варианте 1 из каждого рубля добавленной стоимости на расширение производства среднеинтегральный хозяйствующий субъект использует не более 6 коп., что соответствует 50% чистой прибыли.

Увеличение доли реинвестируемой прибыли до 90% позволит направить на расширение производства свыше 10 коп. (варианты 2, 5), а увеличение до 75% — 9 коп. (варианты 3, 6), из которых 0,4 коп. (варианты 2, 3) или 0,3 коп. (варианты 5, 6) образуется за счет снижения суммарной налоговой нагрузки на 0,4 п.п. (варианты 2, 3) или на 0,3 п. (варианты 5, 6).

Предлагаемая схема представляет собой способ государственно-частного партнерства, при котором государство инвестирует свою долю (в виде снижения налогового бремени) при условии выполнения частным партнером повышенных обязательств по реинвестированию прибыли.

За счет ускоренного прироста производства анализируемое предложение позволяет нарастить темпы роста доходов в бюджет. В табл. 2 представлены платежи по сумме двух основных налогов (НДФЛ и 90% налога на прибыль). Предложенный способ обеспечивает увеличение доходов в бюджет по сравнению с базовым вариантом 1 (т.е. по сравнению с традиционной налоговой схемой) при объеме реинвестирования прибыли ДРП2 = 90% (варианты 2, 5) практически в первый год использования гибкой налоговой схемы, при ДРП3 = 75% (варианты 3, 6) — во второй.

Вариант 4 с объемом реинвестирования прибыли 50% по сути есть вариант простого снижения ставки налога на прибыль на 2 п. по сравнению с

базовым вариантом 1. Вариант 4 позволяет лишь незначительно увеличить индекс роста объемов производства (см. табл. 1). При этом из табл. 2 следует, что выравнивание платежей в бюджет по сумме двух налогов не достигается даже в течение 10 лет.

Чтобы вариант N имел бюджетную эффективность по сумме двух налогов (зависящих от объемов производства) выше, чем базовый вариант 1, с года п должно выполняться равенство

(^1)пН1 = (VN)nНN. (1)

Практическое значение имеют случаи п = 1, 2, при которых предлагаемая гибкая налоговая схема уже в первый год (п = 1) или во второй (п = 2) имеет большую бюджетную эффективность по сравнению с традиционной схемой с максимальными постоянными ставками налогов.

При п = 1 из уравнения (1) следует:

тт = я1/яж

Отсюда следует значение критериального параметра для конкретных значений величин Н1 и Н2, Н1 и Н5:

УИ / V1 = Н1/ Н 2 = 8,67% / 8,26% =

= 1,050 N = 2, 3, 4);

УИ / V1 = Н1/ Н 5 = 8,67% / 8,37% =

= 1,036 N = 5, 6).

Следовательно, полная компенсация по сумме двух налогов уже в первый год применения гибкой схемы будет обеспечена, если (при снижении ставки налога на прибыль на 2 п.) индекс роста объемов производства будет равен или превысит значение критериального параметра VN /V1 = 1,050 (N = 2, 3, 4).

Для пар вариантов 2 и 1, 3 и 1, 4 и 1 соотношения составляют:

V 2/ V1 = 1,047;

V 3/ V! = 1,030;

V 4/ V1 = 1,002.

Соответственно, при снижении ставки налога на прибыль на 1,5 п. полная компенсация по сумме двух налогов в первый год применения гибкой схемы будет обеспечена, если индекс роста объемов производства будет равен или превысит значение параметра Ш / V1 = 1,036 (N = 5, 6).

Для пар вариантов 5 и 1, 6 и 1 соотношения составляют:

V 5/ V1 = 1,046;

V 6/ V1 = 1,029.

Таблица 2

Платежи по сумме двух налогов (НДФЛ и 90% налога на прибыль) с учетом индекса роста, %

Вариант Годы, п

1 2 4 6 8 10

1. (71)пН1 9,17 9,70 10,84 12,14 13,61 15,26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. (У2)пН2 9,15 10,14 12,47 15,28 18,75 23,05

3. (У3)пН2 9,00 9,81 11,65 13,88 16,44 19,58

4. (У4)пН2 8,76 9,28 10,41 11,73 13,13 14,79

5. (У5)пН5 9,27 10,25 12,56 15,40 18,92 23,10

6. (76)пН5 9,11 9,93 11,80 13,98 16,57 19,67

Период выравнивания бюджетных поступлений " при снижении ставки налога на прибыль для варианта N N = 2^6) можно определить из следующих уравнений:

(V1)" Н1 = УЫ" НЫ, п = 1%(Н1 / НЫ) / 1%(УЫ / V1),

где ^(Н1 / Н2) = 0,0212; ^(Н1 / Н5) = 0,0154;

/ Н) = 0,0199; ^3 / Н) = 0,0128; ^4 / Н) = 0,000868; ^5 / Н) = 0,0195; ^6 / Н) = 0,0124.

В результате получим следующие периоды:

• " = 1,1 года (вариант 2);

• " = 1,7 года (вариант 3);

• " = 24 года (вариант 4);

• " = 0,8 года (вариант 5);

• " = 1,2 года (вариант 6).

Влияние доли реинвестированной прибыли и капиталоотдачи в базовой схеме на обременяющий параметр в предлагаемой схеме. Практический интерес представляет исследование влияния капиталоотдачи и доли реинвестированной прибыли в базовой схеме с максимальной ставкой налога на прибыль на бюджетную эффективность гибкой налоговой схемы, в которой ставка налога на прибыль снижена на 2 или 1,5 п.п..

Сначала рассмотрим вариант гибкой схемы, в которой ставка налога на прибыль снижена на 2 п. (с 20 до 18%).

Чтобы достичь бюджетной эффективности в консолидированный бюджет субъекта РФ в варианте N платежи по сумме двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) должны быть как минимум равны доходам варианта 1, т.е. требуется выполнить условие (1), в котором сомножители определяются по следующим зависимостям: УЫ = 1 + ЧП 2/ КИ ■ ДР 2 • К = = 1 + 0,1878/1,1 • ДР2 • К; НЫ = Н 2 = 8,26%; V1 = = 1 + ЧП1/КИ ■ ДР1-К; Н1 = 8,67%,

где ЧП2 = 18,78% — чистая прибыль для гибкой налоговой схемы со снижением ставки налога на прибыль на 2 п.;

КИ = 1,1 — коэффициент, учитывающий инфляцию;

ДР2 — необходимая (обеспечивающая бюджетную эффективность) доля реинвестированной прибыли в чистой прибыли для гибкой налоговой схемы; К — капиталоотдача;

ЧП1 = 18,32% — чистая прибыль для базового варианта 1;

ДР1 = 0,5 — доля реинвестированной прибыли в чистой прибыли для базового варианта 1. Большое практическое значение имеют частные случаи " = 1 и " = 2, когда бюджетная эффективность в предлагаемой гибкой схеме наступает уже в первый (" = 1) или во второй (" = 2) год применения предлагаемой схемы.

Из уравнения (1) следует:

ДР2 = 1,02 ■ ДР1 + 0,29/К (при п = 1); (2) ДР2 = 1,0 ■ ДР1 + 0,14/К (при п = 2). (3) Например, при капиталоотдаче К = 0,7 и доле реинвестированной прибыли в традиционной (базовой) схеме ДР1 = 0,5 доля реинвестированной прибыли в гибкой схеме должна определяться следующим образом:

ДР2 = 1,02 ■ 0,5 + 0,29/ 0,7 = 0,92 (при п = 1); ДР2 = 1,0 ■ 0,5 + 0,14/0,7 = 0,70 (при п = 2). Для наглядности в табл. 3 приведены значения ДР2 в гибкой налоговой схеме в зависимости от значений параметров ДР1 (ДР1 = 0,2x^0,5) и К (К = 0,5^ 1,0) в базовой налоговой схеме согласно формуле (2).

Таблица 3

Необходимая доля реинвестирования прибыли ДР2 при снижении ставки налога на прибыль на 2 п. для варианта п = 1

ДР1 Капиталоотдача К

0,50 0,60 0,70 0,80 0,90 1,00

0,20 0,78 0,69 0,62 0,57 0,53 0,49

0,30 0,89 0,79 0,72 0,67 0,63 0,60

0,40 0,99 0,89 0,82 0,77 0,73 0,70

0,50 1,09 0,99 0,92 0,87 0,83 0,80

Анализ результатов (см. табл. 3) показывает: чтобы бюджетная эффективность предлагаемой налоговой схемы наступила уже в первый год, необходимый объем реинвестируемой прибыли должен составлять от 49 до 109%.

Если же поставить условие достижения бюджетной эффективности во второй год применения гибкой схемы (при " = 2), то из формулы (3) следует, что необходимый объем реинвестируемой прибыли должен составлять от 34 до 78%.

Теперь рассмотрим вариант гибкой схемы, в которой ставка налога на прибыль снижена на полтора п.

Чтобы достичь бюджетной эффективности в консолидированный бюджет субъекта РФ в варианте N платежи по сумме двух налогов (НДФЛ и налогу на прибыль) должны быть как минимум равны доходам варианта 1, т.е. должно выполняться условие (1), в котором сомножители определяются по следующим зависимостям:

т = 1 + (чп 3 / ки) ДР3 • к =

= 1 + (0,1866/1,1) ДР3 ■ К;

HN = Н 5 = 8,37%; V1 = 1 + (ЧП1 / КИ) ДР1 • А";

Я1 = 8,67%,

где ЧП3 = 18,66% — чистая прибыль для гибкой налоговой схемы со снижением ставки налога на прибыль на 1,5 п.;

КИ = 1,1 — коэффициент, учитывающий инфляцию;

ДР3 — необходимая (обеспечивающая бюджетную эффективность) доля реинвестированной прибыли в чистой прибыли для гибкой налоговой схемы; К — капиталоотдача;

ЧП1 = 18,32% — чистая прибыль для базового варианта 1;

ДР1 = 0,5 — доля реинвестированной прибыли в чистой прибыли для базового варианта 1. Большое практическое значение имеют частные случаи п = 1 и п = 2, когда бюджетная эффективность в предлагаемой гибкой схеме наступает уже в первый (п = 1) или во второй (п = 2) год применения предлагаемой схемы.

Из уравнения (1) следует:

ДР3 = 1,02 ■ ДР1 + 0,21/К (при п = 1); (4) ДР3 = 1,00 ■ ДР1 + 0,10/К (при п = 2). (5) Например, при капиталоотдаче К = 0,7 и доле реинвестированной прибыли в традиционной схеме ДР1 = 0,5 доля реинвестированной прибыли в гибкой схеме определяется следующим образом: ДР3 = 1,02 ■ 0,5 + 0,21/0,7 = 0,81 (при п = 1); ДР3 = 1,00 ■ 0,5 + 0,10/0,7 = 0,64 (при п = 2). Для наглядности в табл. 4 приведены значения ДР3 в гибкой налоговой схеме в зависимости от значений параметров ДР1 (ДР1 = 0,1^0,5) и К (К = 0,5^1,0) в базовой налоговой схеме согласно формуле (4).

Таблица 4

Необходимая доля реинвестирования прибыли ДР3 при снижении ставки налога на прибыль на 1,5 п. для варианта п = 1

ДР1 Капиталоотдача К

0,50 0,60 0,70 0,80 0,90 1,00

0,20 0,62 0,55 0,50 0,47 0,44 0,41

0,30 0,73 0,66 0,61 0,57 0,54 0,52

0,40 0,83 0,76 0,71 0,67 0.64 0,62

0,50 0,93 0,86 0,81 0,77 0,74 0,72

Анализ результатов (см. табл. 4) показывает: чтобы бюджетная эффективность предлагаемой налоговой схемы наступила уже в первый год, необходимый объем реинвестируемой прибыли должен составлять от 41 до 93%.

Если поставить условие достижения бюджетной эффективности во второй год применения гибкой схемы (при п = 2), то из формулы (5) следует, что необходимый объем реинвестируемой прибыли должен составлять от 30 до 70%.

Из всего сказанного следуют две практические рекомендации.

1. Если принимается решение о стимулировании всех категорий организаций промышленности в том или ином субъекте РФ, необходимо ориентироваться на усредненные значения объемов реинвестированной прибыли ДР1 и капиталоотдачи К для всех (крупных и средних) предприятий промышленности в том или ином регионе.

В Волгограде в 2006-2008 гг. усредненные значения этих параметров составляли: ДР1 = 50% и К = 0,7. В этом случае необходимая доля реинвестированной прибыли ДР2 в гибкой налоговой схеме должна составлять:

а) при снижении ставки налога на прибыль на 2 п.: ДР2 = 92% при достижении бюджетной эффективности в консолидированный бюджет субъекта РФ в первый год (при п = 1) или ДР2 = 70% — во второй год (при п = 2);

б) при снижении ставки налога на прибыль на 1,5 п.: ДР2 = 81% при достижении бюджетной эффективности в консолидированный бюджет субъекта РФ в первый год (при п = 1) или ДР2 = 64% — во второй год (при п = 2).

2. Если принимается решение о стимулировании отдельных категорий организаций промышленности в том или ином субъекте РФ, необходим дополнительный анализ фактических объемов реинвестиций прибыли ДР1 и капиталоотдачи К в разрезе отдельных отраслей промышленности.

Необходимый объем реинвестированной прибыли ДР2 в гибкой налоговой схеме, которая увеличивает налоговые доходы в консолидированный бюджет субъекта РФ, можно определить согласно приведенной методике и по формулам (2)-(5).

Практика есть критерий истины. В работе [2] приведены фактические данные по росту объемов производства и реализации продукции на металлургическом заводе «Красный Октябрь»: в 1998 г. — менее 77 тыс. т стали, в 2006 г. — 715 тыс. т. В 1999-2006 гг. на заводе согласно закону Волгоградской области N° 121-ОД [4] была организована зона экономического развития, предусматривающая снижение ставок ряда налогов при обременяющем условии реинвестирования — 50% прибыли. Тем не менее совокупность снижения налоговых ставок и обременяющего условия реинвестирования прибыли позволила получить положительный экономический результат.

Таким образом, установлено, что гибкая налоговая схема (со снижением ставки налога на прибыль на 1,5-2 п. и реинвестированием большей части прибыли) стимулирует увеличение темпов прироста в 1,5 раза. При этом суммарная налоговая нагрузка снижается на 0,3-0,4 процентного п. Выявлены граничные условия (2)-(5), при которых бюджетная эффективность гибкой налоговой схемы в части налоговых доходов в консолидированный бюджет

субъекта РФ оказывается выше, чем бюджетная эффективность налоговой схемы с максимальной ставкой налога на прибыль 20%.

Предлагаемая система налогообложения может быть привлекательной для организаций промышленности и выгодна для государства. Поэтому она рекомендуется для рассмотрения региональным парламентам субъектов РФ.

Список литературы

1. Бутов Д.В. Налоговая нагрузка: расчет и законное снижение // Планово-экономический отдел. 2011. № 5. С. 15-18.

2 . Новиков Вад. В., Новиков Вяч. В. Как повысить ВВП? // Известия ВолгГТУ. Сер. «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)». 2014. № 4. Вып. 18. С. 23-28.

3 . Новиков Вад. В., Новиков Вяч. В. Повышение доли реинвестируемой прибыли как атрибут снижения налогового бремени и роста доходов в бюджет // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 23. С. 11-17.

4. О зонах экономического развития на территории Волгоградской области: закон Волгоградской области от 03.04.1997 № 121-ОД (в ред. закона Волгоградской области от 03.04.2006 № 1208-ОД).

Financial analytics: science and experience Effectiveness of economic policy

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

THE PERCENTAGE OF REINVESTED PROFITS AND OUTPUT-CAPITAL RATIO AS THE FACTORS OF REDUCING THE TAX BURDEN AND INCOME GROWTH

IN THE BUDGET

Vadim V. NOVIKOV

Abstract

The article investigates the flexible tax system, which envisages that the tax burden reduction for industrial enterprises is directly related to the increase in the share of reinvested profits The author points out that the reduction of the tax burden is achieved by lowering the tax rates on profit at 1, 5 to 2 points. The paper emphasizes that the total tax burden is reduced by 0,3-0,4 percentage points. The study

of flexible tax schemes is carried out by using the methodology of calculation of the added value The article identifies the boundary conditions under which budgetary efficiency of flexible tax schemes in part of income tax in the consolidated budget of the territorial entity of the Russian Federation turns out to be higher than the efficiency of the budgetary efficiency of tax scheme with the maximum profit tax rate, which is equal to 20%.

Keywords: GDP growth, reinvestment, tax rate, earnings, regional, tax, legislation, budgetary, effectiveness

References

1. Butov D.V. Nalogovaya nagruzka: raschet i zakonnoe snizhenie [Tax burden: calculation and legitimate reduction]. Planovo-ekonomicheskii ot-del — Economic and planning department, 2011, no. 5, pp. 15-18.

2. Novikov Vad. V., Novikov Vyach. V. Kak pov-ysit' VVP? [How to increase the GDP?] Izvestiya VolgGTU — Proceedings of VolgSTU, 2014, no. 4, pp. 23-28.

3. Novikov Vad. V., Novikov Vyach. V. Povyshenie doli reinvestiruemoi pribyli kak atribut snizheniya nal-

ogovogo bremeni i rosta dokhodov v byudzhet [Increase in the percentage of reinvested profits as an attribute of the tax burden reduction and budget revenue increase].

Finansovaya analitika: problemy i resheniya — Financial analytics: science and experience, 2014, no. 23, pp.11-17.

4. Law of the Volgograd region "On Zones of economic development in the territory of the Volgograd region" of June 3, 1997 № 121-OD. (as amended by Law № 1208-OD of April 3, 2006) (In Russ.)

Vadim V. NOVIKOV

Grand, Ltd.,

Volgograd, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.