Научная статья на тему 'О диссертации рануса рафиковича Садикова «Религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (сохранение и преемственность традиции)»'

О диссертации рануса рафиковича Садикова «Религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (сохранение и преемственность традиции)» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
174
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Насибуллин Риф Шакрисламович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О диссертации рануса рафиковича Садикова «Религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (сохранение и преемственность традиции)»»

О Т З ы В ы

УДК 39(470.53)(049.32) р. Ш. насибуллин

о диссертации

рануса рафиковича садикова «религиозные верования и обрядность закамских удмуртов

(сохранение и преемственность традиции)»

Диссертационная работа Р. Р. Садикова посвящена исследованию религиозных верований и обрядов закамских удмуртов, выявлению причин и факторов их сохранения и преемственности. Исторически сложилось так, что удмурты, проживающие ныне в Республике Башкортостан и Пермском крае (закамские удмурты), избежали насильственного крещения и до настоящего времени являются последователями своей традиционной религии. У других групп удмуртов (за небольшим исключением) вследствие принятия православия сложились синкретичные формы верований. Таким образом, можно отметить, что практически только закамские удмурты сохранили исконные религиозные верования, которые сложились у их предков на протяжении тысячелетий. Комплексного исследования религиозных верований и обрядов у закамских удмуртов в этнографической науке еще не было проведено, так что данная диссертационная работа позволит заполнить этот пробел.

Исследование состоит из введения, шести глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Во введении автор определяет актуальность, объект и предмет исследования, очерчивает территориальные и хронологические рамки, показывает степень изученности темы, формулирует цель и задачи, анализирует источниковую базу, обосновывает методические основы исследования, ее научную новизну и научно-практическую значимость и т.д.

Охарактеризованная во введении источниковая база исследования, на наш взгляд, охватывает все известные источники, содержащие сведения по данной проблеме. Отрадно отметить, что основным источником написания диссертации явился авторский полевой материал, собранный во всех регионах проживания закамских удмуртов в период с 1995 по 2010 год. Это большое достижение автора, так как собирать в дальнейшем полноценный полевой материал по данной теме будет все сложнее и сложнее: уходят из жизни информанты, обладающие важными сведениями по данной теме.

_Р. Ш. Насибуллин

Несомненной заслугой автора является и то, что он впервые вводит в научный оборот и широко использует материалы финских исследователей А. Хейкеля, Ю. Вихманна, У. Хольмберга, что существенно обогатит удмуртскую этнографию.

В первой главе «Научно-методологические основы исследования» проанализирована терминология, связанная с традиционными религиями, дана характеристика использованных в работе общеисторических и специальных методов научного познания.

Полностью согласен с автором, что используемый в настоящее время термин «язычество» несет в себе негативный оттенок, и что необходимо выработать индифферентное определение, не касающееся чувств верующих. По нашему мнению, таким термином прекрасно может служить определение «традиционная религия», используемое автором в исследовании.

Вторая глава «Мир богов и духов в представлениях закамских удмуртов» посвящена комплексной реконструкции представлений закамских удмуртов о божествах и духах, способах и формах их почитания и умилостивления. Р. Р. Садиков очень подробно проанализировал иерархию божеств и духов, рассмотрел эволюцию представлений о них. Хотя, как отмечает автор, на мифологические представления закамских удмуртов оказал определенное влияние ислам, однако в целом эти взгляды сохранили свою древнюю основу и не приобрели синкретичный характер.

В третьей главе «Человек в системе мироздания» раскрывается комплекс представлений закамских удмуртов о месте человека в системе времени и пространства, о его сущности и предназначении, о жизненном цикле. Очень интересный и, на наш взгляд, верный вывод сделан автором о месте человека по верованиям закамских удмуртов: человек имеет свое предназначение, выражающееся в продолжении рода и почитании богов и духов, а также умерших предков. Именно благодаря человеку, совершающему множество жертвоприношений, поддерживается стабильность сотворенного богом мира. Автором подмечено также, что в эту сферу духовной культуры проникли мусульманские представления о предопределенности судьбы человека. Делается вывод, что иногда можно говорить о параллельном бытовании в религиозном сознании закамских удмуртов традиционных и мусульманских представлений о человеке и его месте в мире.

В четвертой главе «Представления о посмертном существовании и почитание умерших» автор проанализировал представления закамских удмуртов о смерти и загробном существовании, обобщил сведения о культе предков и похоронно-поминальной обрядности. Большой заслугой Р. Р. Садикова является то, что на основе полевых и архивных источников он смог дать реконструкцию похоронно-поминальных обрядов у всех локальных подгрупп закамских удмуртов, выявить их сходство и различие. Ценность представляют также сведения о таких культовых объектах, как «нимтэм шай» - «безымянное кладбище» и «кыр куян» - «место выбрасывания луба», сведения о которых редко встречаются в научной литературе.

В пятой главе «Культовая практика и ее эволюция» рассмотрены вопросы функционирования традиционного культа в дореволюционный период,

О диссертации Рануса Рафиковича Садикова «Религиозные верования и обрядность...

в советскую эпоху и в настоящее время. Как и в предыдущей главе, исследование построено на рассмотрении материалов по различным локальным подгруппам. Исследуя культовую практику закамских удмуртов, диссертант приходит к выводу, что социальную иерархию религиозной системы закамских удмуртов в дореволюционный период можно представить в виде схемы: семья - патронимия - родовое объединение - поселение/сельская община - объединение родственных деревень - религиозное объединение всех удмуртов Уфимской и Пермской губерний. В эту схему не вписывались только некрещеные бавлинские и красноуфимские удмурты, ввиду своей удаленности. Очень ценно наблюдение Р. Р. Садикова, что современные закамские удмурты осознают свою причастность к религии отцов и дедов и видят в ее возрождении и развитии гарантию самосохранения в условиях поликонфессиональной и полиэтничной среды проживания.

В главе шестой «Традиционная религия закамских удмуртов: между исламом и христианством» впервые в удмуртской этнографической науке рассмотрены процессы христианизации и исламизации среди закамских удмуртов, которые происходили в кон. XIX - нач. XX в. На основе полевых, архивных и опубликованных источников автор пришел к выводу, что христианская миссия среди них успеха не имела. В православие перешла очень небольшая часть закамских удмуртов. В то же время исламизация протекала более интенсивно. Жители нескольких удмуртских деревень приняли ислам и стали мусульманами. Причем этот процесс означал также смену этнической идентичности: удмурты, принявшие ислам, начинали считать себя татарами или башкирами, забывая удмуртский язык и традиции.

В заключении подведены общие итоги исследования, перечислены основные факторы и причины сохранения и преемственности традиционной религии.

Значительную ценность представляет приложение. В нем приведены тексты удмуртских молитв - куриськонов с переводами, до сих пор еще не введенные в научный оборот, а также - фотоиллюстрации, схемы культовых мест и сооружений.

Диссертация Р. Р. Садикова - итог многолетней самостоятельной исследовательской работы и, несомненно, является большим вкладом в разработку данной проблемы. Она имеет большое научно-теоретическое и практическое значение. Степень достоверности и обоснованности положений диссертации не вызывают сомнений. Разработки автора основаны на обширной источниковой базе. В основе работы лежат полевые, архивные и опубликованные источники, многие из которых вводятся в научный оборот впервые.

Признавая все несомненные достоинства и вполне достаточную полноту докторской диссертации Р. Р. Садикова, хотелось бы высказать ряд замечаний и пожеланий. В частности, следовало бы осветить некоторые тонкости в области миссионерской деятельности татарских культовых деятелей и рядовых мусульманских обывателей среди удмуртского населения.

Я родился и вырос в д. Четырман Янаульского р-на РБ, в самом центре закамских удмуртов, и хорошо знаю, что в этой деревне в нач. XX в. велась усиленная и упорная работа по обращению удмуртов в ислам, в результате чего часть моих

^^^^_Р. Ш. Насибуллин

соплеменников приняла ислам, в их числе некоторые родственники моего отца. О работе по исламизации жителей моей деревни говорится и в диссертации. Из рассказов моих односельчан я узнал, что исламизация удмуртов была направлена исключительно на татаризацию удмуртов. Привлечением в ислам занимались как официальная мечеть, так и народный ислам, то есть простые миряне из татар соседних татарских деревень. В мечети в ислам обращали исключительно неженатых удмуртов, заранее договариваясь, что они будут женаты на мусульманских девушках. После женитьбы эти молодые пары между собой говорили на татарском языке, мужчина менял свою этническую принадлежность, для чего упорно усваивал татарский язык и каноны мусульманской религии через муллу и родителей жены. Среди удмуртов тонко действовал также народный ислам. В среде татар упорно ходили разговоры о том, что если мирянин-мусульманин обратит трех язычников в мусульманина, то с такого мусульманина будут сняты все его грехи, и он непременно попадет в рай. Народный ислам особенно тонко действовал через институт урома. Дело в том, что отдельно взятая татарская семья, особенно та, которая занималась торговлей среди удмуртов, была заинтересована в знании удмуртского языка, дружила с конкретной удмуртской семьей. Чтобы научиться татарскому языку, удмуртская семья на определенный срок, обычно на месяц, посылала своих сыновей в татарскую семью, а татарская -в удмуртскую. Взаимные визиты повторялись многократно. Эта дружба между семьями называлась институтом уромов (удм. уром означает «мой друг»). Была даже поговорка Бигер уром, валче гыром, которая буквально переводится «друг татарин, давайте будем пахать вместе», то есть будем жить дружно и помогать друг другу. На такое предложение татарин отвечал: «Удмуртуром, валче гыром». От этой дружбы удмурты тоже получали выгоду: они через татарские селения спокойно добирались до Макарьевской ярмарки и возвращались домой целыми и невредимыми. Народный ислам в первую очередь использовал своих удмуртских уромов в качестве объекта для обращения в мусульман.

Второе замечание относится к вопросу о фиксации некоторых звуков в словах закамских удмуртов. В Закамье представлено семь диалектных групп с разнообразным количеством звуков (как гласных, так и согласных), что также подтверждает, что эти удмурты являются выходцами из разных регионов. В целом при записи отдельных терминов и обширных текстов, например, курись-конов, гласный переднего ряда нижнего подъема [а] (а с двумя точками сверху) диссертантом обозначен буквой [э] в словах типа Иммэр «Бог» вместо Иммар, сэрби «акация» вместо сарби. Данный звук встречается как в исконных словах, так и в заимствованных из татарского языка.

Оценивая диссертационное исследование Р. Р. Садикова в целом, следует отметить, что высказанные замечания и пожелания не носят принципиального характера и не снижают высокой положительной оценки работы. Диссертация имеет необходимый уровень актуальности и новизны. Автор проявил себя высококвалифицированным специалистом в области этнографии. Кстати, необходимо отметить, что Р. Р. Садиков проводит исследование религиозных верований также среди восточных марийцев, заволжской мордвы, приуральских чувашей. Имеется несколько работ автора, посвященных этим вопросам.

О диссертации Рануса Рафиковича Садикова «Религиозные верования и обрядность...

Диссертационная работа Р. Р. Садикова является завершенным, самостоятельным исследованием, выполненным на высоком профессиональном уровне. Она вносит существенный вклад в изучение проблемы религиозных верований удмуртов, освещает неисследованные вопросы христианизации и исламизации закамских удмуртов, вводит в научный оборот огромный свод новых полевых и архивных источников.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее материалов и выводов в учебной и просветительской работе, при составлении спецкурсов по этнографии удмуртов, в производстве этнографических фильмов, составлении музейных экспозиций, написании учебников и учебных пособий, разработке конфессиональных карт и др.

Всего по теме диссертации опубликовано 68 работ, в том числе 4 монографии и 11 статей в ведущих рецензируемых журналах из списка ВАК. Содержание автореферата соответствует выводам и положениям диссертации.

Исходя из вышеизложенного, считаю, что диссертационное исследование Р. Р. Садикова «Религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (сохранение и преемственность традиции)» отвечает всем требованиям ВАК РФ к докторским диссертациям, а ее автор Ранус Рафикович Садиков, безусловно, заслуживает присвоения ему степени доктора исторических наук по специальности 07.00.07 - этнография, этнология и антропология.

13.03.2012 г.

Поступила в редакцию 13.03.2012

Насибуллин Риф Шакрисламович,

доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

г. Ижевск E-mail: rif_nasibullin@mail.ru

Nasibullin Rif Shakrislamovich,

Doctor of Sciences (Philology), Professor, Udmurt State University Izhevsk

E-mail: rif_nasibullin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.