Научная статья на тему 'О диссертации А. В. Малевой «Лирическая героиня современной коми женской поэзии: особенности семантики и поэтики образа»'

О диссертации А. В. Малевой «Лирическая героиня современной коми женской поэзии: особенности семантики и поэтики образа» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
274
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ванюшев Василий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О диссертации А. В. Малевой «Лирическая героиня современной коми женской поэзии: особенности семантики и поэтики образа»»

О Т З Ы В Ы УДК 821.511.132

В. М. Ванюшев

О ДИССЕРТАЦИИ А. В. МАЛЕВОЙ «ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ СОВРЕМЕННОЙ КОМИ ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ: ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИКИ И ПОЭТИКИ ОБРАЗА»

Данное исследование имеет целью осмысление значимого художественного явления - коми женской поэзии, зарождение которой приходится на конец 1960-х гг. и которая находит особенно активное выражение на рубеже XX-XXI вв. Аргументированы выводы автора рецензируемой работы о том, что, несмотря на весомый вклад в изучение коми женской поэзии А. Е. Ванеевым, В. И. Мартыновым, В. Н. Деминым, В. А. Латышевой, а также Т. Л. Кузнецовой, Е. В. Ельцовой и др. исследователями, в отечественном литературоведении нет работы, воссоздающей максимально целостную картину развития коми женской лирики, анализ которой был представлен, как правило, либо в рассмотрении отдельных аспектов творчества авторов-женщин, либо в контексте развития коми литературы в целом: жанрового своеобразия, идейно-тематических, композиционных, ритмико-интонационных и других особенностей. Вполне справедливо особое место в изучении коми женской лирики А. В. Малева отводит работам В. А. Латышевой, в частности статье «Женская лирика коми» (2005), которая становится первой попыткой представить лирику коми авторов-женщин как уникальный, наполненный особым содержанием феномен.

Избранная автором диссертации методология изучения данного феномена позволяет не только осмыслить и обобщить, но и значительно расширить и углубить исследования в области коми женской поэзии как введением новейшего, не анализируемого ранее поэтического материала, так и обращением к новому концептуальному подходу, который базируется не только на гендерной концепции анализа художественного произведения, но и на особом понимании лирики и лирического героя. Опираясь на существующие работы в данной области исследования, диссертант делает акцент на осмыслении лирики как «материализованного воплощения отношений человека с миром» (с. 11), а лирического героя -как интегративного явления, представляющего «сложное структурно-семантическое образование, реализуемое на уровне целостной структуры поэтического текста» (с. 14), чем и обусловлен основной концептуальный подход к анализу

_В. М. Ванюшев

коми женской поэзии: рассмотрение образа лирической героини в единстве его семантики и поэтики.

Рецензируемая работа А. В. Малевой «Лирическая героиня современной коми женской поэзии: особенности семантики и поэтики образа» предлагает исследование особенностей женского миропереживания, воплощающего духовное состояние современника, путем рассмотрения образа лирической героини как се-мантико-структурного единства лирических произведений автора, интегрирующего их формальные уровни с определенными ценностными установками. Актуальность данного подхода к анализу лирических произведений авторов-женщин, прежде всего, - в его теоретической значимости: он не только позволяет сформировать представление о способах создания характера в поэтическом произведении, но и выявить многообразие художественных форм авторского осмысления действительности, полисемантичность поэтических средств создания мирообраза.

Цель исследования А. В. Малевой предполагает выявление не только авторской индивидуальности, но и типологически значимых моментов: впервые лирика коми поэтесс исследуется в сопоставительном и системно-типологическом аспектах, позволяющих углубить понимание самобытности их творческого облика и проследить эволюцию их миропонимания и форм его художественного воплощения, обусловленную изменяющейся действительностью.

Теоретической и методологической основой рецензируемой диссертационной работы послужили труды отечественных литературоведов в области лирики и лирического героя, работы по семантической поэтике, а также исследования в области гендерной поэтики.

Диссертант проводит обзор исследовательских работ, обращенных к рассмотрению творчества коми поэтесс. Основываясь на теории семантической поэтики, автор достигает свежести взгляда на национальную женскую поэзию по сравнению со своими предшественниками. А. В. Малева смело и уверенно оперирует такими понятиями, как «лирическая фабула стиха», «семантико-струк-турный стержень лирики», ускользавшими ранее от внимания авторов работ о коми поэзии. Обращенность к семантико-структурному стержню лирических сочинений помогает ей выявить не только глубину творчества отдельных поэтесс, но и общее и особенное в их образотворении. Рассмотрение образа лирической героини как субъекта мироотношения в единстве его семантических и структурных составляющих позволило диссертанту по-новому взглянуть на значение литературного творчества в дискурсе всей гуманитарной составляющей в жизнедеятельности общества. Думается, это значительный шаг вперед в определении значения коми национальной поэзии (не только женской, но и всей) как тонкого, но весьма ценного инструмента для описания богатой полифонии литературной рефлексии к вечно изменяющемуся миру.

Диссертация А. В. Малевой состоит из Введения (с. 4-24), где излагаются теоретические основы проблемы, аргументируются актуальность и научная новизна исследования, определяются цели и задачи работы, ее теоретическая и практическая значимость; указываются материал, объект и предмет исследования, обозначена теоретико-методологическая основа, формулируются выносимые на защиту основные положения двух глав, посвященных исследованию

О диссертации А. В. Малевой «Лирическая героиня современной коми женской поэзии...»

поэтического материала (с. 25-160), Заключения (с. 261-174). Библиография включает 299 наименований (с. 175-206), список источников - 34 наименования (с. 206-208).

В первой главе «Ценностные аспекты лирики коми поэтесс и специфика их воплощения в поэтическом тексте: особенности художественного осмысления мира», состоящей из 5 разделов (с. 25-118), предлагается осмысление самобытного авторского «художественного почерка» известных коми поэтесс в сопоставительном аспекте ценностных устремлений каждой лирической героини и форм их реализации в поэтических текстах. Скрупулезный анализ произведений современных авторов позволил А. В. Малевой выявить такие формы художественного осмысления и воссоздания мира, как импрессионистичность, интеллектуальность, антитетичность, интровертированность, мифопоэтичность, с оригинальностью их воплощения в лирике разных поэтесс. Аналитичность мышления, позволяющая сделать философские выводы, характеризует и анализ диссертантом форм осмысления жизни и повседневности в творчестве поэтесс разных поколений (А. Мишариной, Г. Бутыревой, Л. Втюриной), что дает возможность проследить эволюцию авторского миропонимания, тесно взаимосвязанную, как верно отмечает А. В. Малева, и с индивидуальными психологическими особенностями мировосприятия личности, и с общественными установками эпохи.

Содержание второй главы «Семантические и структурные составляющие образа лирической героини коми поэзии» (с. 119-160) представлено в двух обусловленных логикой названия частях, состоящих - соответственно - из трех (с. 119-142) и из двух (с. 142-160) разделов. В первой части главы «Смысловые доминанты образа лирической героини» автор диссертационной работы аргументированно выделяет и рассматривает такие доминирующие формы миропережива-ния в коми женской лирике, как одиночество и расщепленное пространство (мир малой родины и мир города; мир, физически ощущаемый, материальный и мир ирреальный). Выявляется специфика воплощения данных феноменов в лирике разных поэтесс (А. Мишариной, Л. Втюриной, А. Елфимовой, Н. Обрезковой, Н. Павловой), творческая активность которых выявилась в разные периоды времени. Вторая часть главы посвящена собственно текстовым способам создания образа лирической героини, в частности поэтического воплощения ее «Я»-со-знания. Наряду со способами прямооценочного осмысления мира героиней коми лирики, особую значимость А. В. Малева придает таким сложным формам создания образа героини, как лирические проекции и метафорическое миромо-делирование, убедительно отмечая их органичность.

В Заключении (с. 261-174) обобщены результаты исследования двух глав, сформулированы основные выводы.

Согласно поставленной цели и задачам автор рецензируемой работы успешно воссоздает максимально целостную картину развития коми женской поэзии:

- осмыслены мировоззренческая основа ценностных устремлений известных коми поэтесс и специфика их воплощения в поэтическом тексте, обуславливающая многообразие форм лирического познания и конструирования действительности;

- выявлены доминирующие формы миропереживания, характеризующие духовное состояние современника;

_В. М. Ванюшев

- рассмотрены некоторые формы собственно текстового воссоздания характера в лирическом произведении;

- определены гендерные доминанты внутреннего мира лирической героини, прослежена трансформация миропонимания, мироощущения и мировоссоздания в лирике авторов-женщин.

Обоснованность и достоверность научных положений и выводов, представленных в диссертационной работе, обеспечивается применением как традиционных методов в литературоведении (проблемно-тематического, системно-типологического), так и современных подходов к изучению литературы (структурно-семантического, гендерного), а также четкостью теоретико-методологических позиций соискателя.

Рецензируемая диссертационная работа А. В. Малевой представляет собой самостоятельное новаторское научное исследование, основанное на систематизации и осмыслении большого поэтического материала.

Отмечая достоинства диссертационной работы, следует высказать и некоторые вопросы, возникающие при ее чтении.

В работе верно отмечается стремление автора определить типологию разнохарактерного восприятия мира лирическими героинями разных коми поэтесс, однако этот принцип исследования почему-то ограничивается рамками лишь одной национальной литературы, тогда как даже беглый взгляд на состояние положения дел в женской поэзии хотя бы в рамках устойчиво сложившейся межлитературной общности Урало-Поволжья мог бы расширить горизонты исследовательского поля. В диссертации названы некоторые авторы работ о женской поэзии в удмуртской, мордовской, марийской, коми-пермяцкой литературах, однако без уточнения того, какие особенности мировидения и стилевых потоков выявлены в других словесных культурах межлитературной общности.

Самоограничение диссертанта наблюдается и в рамках коми национальной лирической поэзии. При чтении представленной работы невольно возникает вопрос: в чем отличие ее от мужской поэзии в Республике Коми? Хотя он не входит в область собственных исследований диссертанта, однако, думается, можно было сопоставить свои наблюдения с анализом и выводами других исследователей коми поэзии.

Порою автора работы подводит недостаточное внимание к «мелочам»: ошибочное написание фамилий известных теоретиков литературы Михаила Юрьевича Лотмана и Бориса Осиповича Кормана в родительном падеже (как «М. Ю. Лотман», «Б. О. Корман») на стр. 21 диссертации.

Однако в целом диссертационная работа А. В. Малевой представляет собой глубокое, целостное исследование, которое не только выявляет основные тенде-ции развития современной коми женской поэзии, освещая тем самым своеобразие национальной культуры и вносят вклад в развитие гендерной концепции, но и формирует новые подходы к интерпретации лирических произведений (концепция семантики и поэтики), позволяющие углубить осмысление поэтического текста. Выводы и положения рецензируемой работы представляют интерес для современного отечественного литературоведения и будут способствовать дальнейшим исследованиям в данной области.

О диссертации А. В. Малевой «Лирическая героиня современной коми женской поэзии...»

Содержание работы отражено в 16 публикациях, 6 из которых - в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки РФ; результаты исследований апробированы в выступлениях на Международных, Всероссийских и межрегиональных конференциях, а также при чтении лекций в лицее при Коми государственном педагогическом институте, что также подтверждает объективность и актуальность результатов исследований.

Автореферат, состоящий из 22 страниц, полностью отражает содержание всех глав рецензируемой работы.

Диссертация Малевой Анастасии Валерьевны «Лирическая героиня современной коми женской поэзии: особенности семантики и поэтики образа» полностью соответствует требованиям Высшей Аттестационной комиссии (п. 9 «Постановления о порядке присуждения ученых степеней» № 842 от 24 сентября 2013 г.), предъявляемым к работам, представленным на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Автор диссертационного исследования Малева Анастасия Валерьевна заслуживает присуждения ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (финно-угорская).

Отзыв составлен В. М. Ванюшевым, доктором филологических наук, главным научным сотрудником отдела филологических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук.

Отзыв обсужден и утвержден на заседании отдела филологических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук.

Протокол № 5 от 12 мая 2014 г.

И. о. заведующей отделом,

кандидат филологических наук А. В. Камитова

Поступила в редакцию 19.09.2014

Ванюшев Василий Михайлович,

доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: vvanushev@mail.ru

Vanyushev Vasilij Mihajlovich,

Doctor of Sciences (Philology), Chief Research Associate The Udmurt Institute of History, Language and Literature of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences 426004, Russia, Izhevsk, Lomonosov St., 4 E-mail: vvanushev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.