О ДИСКРИМИНАЦИИ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В КАЧЕСТВЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Сазонова Д.Д., к.э.н., доц., вед. науч. сотр., Сазонов С.Н., д.т.н., проф., зав. лабораторией, Всероссийского научно-исследовательского института использования техники и
нефтепродуктов
Нет нужды доказывать существенность влияния фермерского сектора аграрной экономики на обеспечение продовольственной безопасности и страны в целом, и отдельных регионов. Например, в Тамбовской области на протяжении последних 10 лет [1-4] вклад фермеров в общие объемы производства продукции растениеводства (в фактически действовавших ценах) составлял 15-17%. Иное дело, что потенциально их доля может быть существенно выше. В пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что за тот же период удельный вес фермерских посевов составлял 20-25%. Понятно, что эффективность деятельности фермерских хозяйств зависит от очень большой совокупности социальных, технических, технологических и организационно-экономических проблем. К сожалению, как показывает наш многолетний опыт, их количество от года к году не только не уменьшается, но, напротив, только увеличивается [2-4]. Например, дополнительные сложности возникли в связи с признанием, начиная с 2013 г., возможности сохранения за фермерскими хозяйствами статуса юридического лица.
На протяжении 18 лет (1995-2012 гг.), после вступления в силу с 1 января 1995 г. первой части Гражданского Кодекса, предполагалось, что все фермерские хозяйства перерегистрируются и станут индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. Естественно, все главы фермерских хозяйств, которые создавали свои хозяйства в период 19952012 гг., регистрировались только в качестве индивидуальных предпринимателей. Тем не менее, в 2012 г. по данным Единого государственного реестра юридических лиц в стране насчитывалось около 43 тыс. фермерских хозяйств-
юридических лиц, что составляло примерно 23% от общего их количества в России в 2012 г.[5].
Суть проблемы состоит в том, что все эти годы (1995-2012 гг.) нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность фермерских хозяйств, формировалась, исходя из предположения о том, что фермерские хозяйства - юридические лица - не более как «уходящая натура» [6-8]. Не случайно возвращение в правовое поле фермерских хозяйств-юридических лиц вызвало определенные противоречия. Прежде всего фермерские хозяйства, в зависимости от юридического статуса и применяемой системы налогообложения, имеют определенные отличия в системе исчисления налогов, платежей и взносов во внебюджетные фонды (см. таблицу), которые только на первый взгляд кажутся незначительными. В результате искусственно создаются необоснованные различия между аналогичными по сути и содержанию хозяйствующими субъектами.
Например, в свое время в целях исчисления и уплаты единого социального налога глава и члены фермерского хозяйства (независимо от их юридического статуса) были приравнены к индивидуальным предпринимателям (пп.2 п.1 ст.235 НК РФ), на этом основании и Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167-ФЗ от 15.12.2001 г. отнес их к страхователям, не производящим выплат физическим лицам, признав их плательщиками страховых взносов в ПФ РФ и ФФОМС в фиксированном размере.
Правомочность и справедливость такого подхода сомнений не вызывает. Правомерность приравнивания членов и глав фермерских хозяйств, зарегистрированных в качестве юридических лиц, к индивидуальным предпринимателям подтверждает и ФЗ N 74-ФЗ от 11.06.2003 г. (в редакции от 28.12.2013 г.) «О КФХ».
Таблица - Основные налоги, платежи и взносы во внебюджетные фонды,
плательщиками которых являются фермерские хозяйства
Наименование КФХ, зарегистрированное как юридическое лицо КФХ, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель
общий режим налогообложения упрощенная система налогообложения единый сельхозналог общий режим налогообложения упрощенная система налогообложения единый сельхозналог
1. Налог на добавленную стоимость (НДС) + - - + - -
Наименование КФХ, зарегистрированное как юридическое лицо КФХ, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель
общий режим налогообложения упрощенная система налогообложения единый сельхозналог общий режим налогообложения упрощенная система налогообложения единый сельхозналог
2. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - от предпринимательской деятельности +
- как налоговый агент + + + + + +
3. Налог на прибыль + - - - - -
4. Транспортный налог + + + + + +
5. Налог на имущество организаций + - - - - -
6. Земельный налог + + + + + +
7. Единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН - + - - + -
8. Единый сельскохозяйственный налог - - + - - +
9. Страховые взносы во внебюджетные фонды -фиксированный платеж за главу и членов КФХ + + + + + +
- за наемных работников + + + + + +
1 0. Плата за негативное воздействие на окружающую среду + + + + + +
Примечание: « + » - подлежит уплате, «—» - освобожден от уплаты
Но как только речь заходит о льготах, то ситуация меняется кардинальным образом. Так, Налоговый кодекс РФ (глава 26.2.Упрощенная система налогообложения) предусмотрел, что: «Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в ПФ РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере».
В соответствии с этим положением, фермеры - индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы (так называемые 6-ти процент-ники: уплата налога в размере 6% от полученного дохода), не привлекающие наемный труд, могут уменьшить исчисленную сумму налога на величины уплаченных фиксированных платежей в ПФ РФ и ФФОМС без ограничений. Но в то же время фермеры, зарегистрированные как юридические лица, работающие в той же системе налогообложения, не привлекающие наемный труд, и которых также обязали уплачивать фиксированный платеж, в полной мере этой льготой воспользоваться не могут. Им дано право снизить сумму налога только не более чем на 50%.
Аналогичная ситуация и с нормами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета в фермерских хозяйствах, имеющих статус юридического лица [9]. В свое время решением этой проблемы стал переход на «Упрощенную систему налогообложения». Действовавший до 1 января 2013 года закон «О бухгалтерском учете» (№129-ФЗ от 21.11.1996г) предусматривал для организаций, применяющих этот режим, освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета. Поэтому основная масса фермерских хозяйств, которые не в состоянии нанять профессионального бухгалтера, но хотят сохранить юридический статус, применяют именно этот режим налогообложения. Однако с 1 января 2013 года вступил в силу новый закон «О бухгалтерском учете» (№ 402-ФЗ от 06.12.2011), в котором эта льгота не предусмотрена. Однако, согласно пп.1 п.2 статьи 6 этого закона, бухгалтерский учет могут не вести: «индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности».
Следовательно, фермерское хозяйство, зарегистрированное в качестве индивидуального
предпринимателя, применяющее какой-либо специальный режим налогообложения (к примеру, Упрощенная система налогообложения или Единый сельскохозяйственный налог) и ведущее, естественно, учет своих доходов и расходов в соответствии с требованиями НК РФ, может не вести бухгалтерский учет, но фермерское хозяйство со статусом юридического лица в тех же условиях обязано вести бухгалтерский учет.
К сожалению, перечень подобных противоречий в ближайшее время будет только возрастать, что указывает на настоятельную необходимость серьезной профессиональной корректировки нормативно-правовых условий деятельности фермерских хозяйств, имеющих статус юридического лица.
Источники
1. Сазонова Д. Структура и динамика доходов и расходов в крестьянских (фермерских) хозяйствах // АПК: экономика, управление. -2004. -№ 2. - С. 5362
2. Сазонова Д.Д., Сазонов С.Н. Результаты мониторинга фермерских хозяйств - Тамбов: НЭАЦентр КФХ, 2005. - 114 с.
3. Сазонова Д.Д., Сазонов С.Н. Влияние приоритетного национального проекта «Развитие АНК» на
результаты деятельности фермерских хозяйств -Тамбов: НЭАЦентр КФХ, 2008. - 130 с.
4. Сазонова Д.Д., Сазонов С.Н. Аллокативная эффективность использования производственных ресурсов в фермерских хозяйствах // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2013. - №3-4. - С.33-54.
5. Сазонова Д.Д. Методические подходы к проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи в фермерских хозяйствах // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. -2013. - № 4. - С. 81-84.
6. Сазонова, Д.Д. Влияние гармонизации мер государственной поддержки на эффективность использования производственных ресурсов в фермерских хозяйствах / Д.Д.Сазонова // Техника в сельском хозяйстве. - 2012.- № 6.- С. 29-32
7. Сазонова, Д.Д. Противоречия в нормативно -правовом обеспечении деятельности фермерских хозяйств / Д.Д. Сазонова // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета.- 2012. -№ 3. - С. 229-234.
8. Сазонова Д.Д., Сазонов С.Н. О соразмерности социальных платежей и результатов деятельности фермерских хозяйств//Человек и труд.- 2013.- № 7.- С.34-39.
9. Справочник фермера / В.Н.Кузьмин и др. - М.: Ро-синформагротех, 2013.
1.10. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В МИРЕ
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЦИКЛИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ КАК ФАКТОРА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСТНОСТИ
Выполнено при поддержке РФФИ (проект №13-06-00200-а)
Носонов А.М., д.г.н., проф. Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева
Обострение продовольственной проблемы и ухудшение экологической ситуации в сельской местности, как в отдельных регионах, так и в глобальном масштабе приводит к снижению уровня обеспечения населения продуктами питания, деградации и разрушению природных экосистем. В последние десятилетия продовольственная проблема усиливается в связи с повышением мировых цен на сельскохозяйственные товары (более чем в 2 раза). Данная ситуация в мировой экономике сложилась, по мнению экспертов ФАО, в результате негативного воздействия следующих факторов: увеличения издержек производства в результате быстрого роста цен на энергоносители и минеральные удобрения, обесценивания доллара США, быстрого роста потребления и изменения его структуры в развивающихся странах (прежде всего, Китае и Индии), спекулятивных инвестиций в сельском хозяйстве, неурожайных лет в основных зернопро-изводящих странах мира (США, Австралия, Рос-
сия, Казахстан) и др. Данное обстоятельство вызвало целый ряд гуманитарных, социально-экономических, политических проблем в сельской местности, а также проблем в области развития и безопасности.
В 1996 г. состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по проблемам продовольствия, в которой участвовали представители 173 стран, по итогам которой была принята Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности. В ней сформулированы следующие определения продовольственной безопасности:
- физическая доступность достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пищи;
- экономическая доступность к продовольствию должного объема и качества всех социальных групп населения;
- автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы (продовольственная независимость);