УДК 621.313.333.2
О ДИНАМИКЕ ТЕПЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ В АСИНХРОННОМ ДВИГАТЕЛЕ ПРИ НЕСИММЕТРИИ ПИТАЮЩИХ НАПРЯЖЕНИЙ
М.Ю. ПУСТОВЕТОВ
(Донской государственный технический университет),
И.В. СИНЯВСКИЙ
(Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения (ОАО «ВЭлНИИ», г. Новочеркасск))
Рассмотрены вопросы специфики тепловых процессов в асинхронном двигателе при его питании несимметричной системой напряжений. Приведены результаты компьютерного моделирования динамики нагрева. Определены условия возникновения опасных в тепловом отношении режимов работы.
Ключевые слова: несимметричная система трехфазных напряжений, асинхронный двигатель, нагрев.
Введение. Актуальной является задача моделирования процессов нагрева элементов конструкции асинхронного двигателя (АД) при его функционировании в составе вспомогательного электропривода (ВЭП) электровоза, когда питание АД осуществляется от несимметричной системы 3-фазных напряжений [1]. По данным статистики ОАО «РЖД» за 2010 г. выплавления обмотки ротора составили 33% отказов АД типа НВА-55, 25% - АНЭ-225 и 15% - АЭ 92-4. Пример конденсаторной схемы питания для ВЭП с АД приведен в [2].
Характерные особенности разработанной тепловой модели. В качестве исходных данных для тепловых расчетов используются результаты моделирования токов (как причин нагрева) и потерь в ранее разработанной в САПР OrCAD компьютерной модели электромеханических процессов в АД, которая позволяет рассчитывать динамические режимы АД при учете несимметрии как по конструкции, так и по питанию [3]. Для построения тепловой модели выбран метод тепловых схем с использованием принципа приближенного расчета двухмерного поля Р. Зодерберга [4]. Сведения о моделировании нестационарных тепловых процессов в электрических машинах, информация по способам расчета параметров тепловых схем и справочные данные о тепловых свойствах электротехнических материалов приведены в [4, 5]. В тепловой модели использовано около 300 различных элементов типа тепловых потоков, теплоемкостей и тепловых сопротивлений. Фрагмент эквивалентной тепловой схемы пазовой части статора АД типа НВА-55 представлен на рис. 1.
При рассмотрении динамических тепловых процессов, неодинаково развивающихся в разных фазах, возникла необходимость учета в модели уравнительных тепловых потоков между фазными участками магнитопроводов, зубцовых зон, станины. Так как ротор вращается относительно статора, то мимо различных в тепловом отношении участков обмотки статора проходит вся поверхность ротора (исключая работу в режиме короткого замыкания, когда ротор неподвижен относительно статора). Так как ротор вращается относительно магнитного поля, то контуры тока, наводимые от различных фаз статора, в обмотке ротора, не привязаны жестко к частям поверхности ротора. С одной стороны, если фазы статора ввиду несимметрии системы напряжений нагружены разными по величине токами, то в роторе из-за его вращения нет постоянной привязки какой-либо группы стержней к определенной фазе, по этой причине не должно быть и постоянно локализованного перегрева какой-либо фазы из-за несимметричного питания. С другой стороны, дефекты обмотки ротора (обрывы, раковины стержней, вырывы участков короткозамыкаю-щих колец и др.) привязаны именно к определенным участкам поверхности ротора, фазам. Поэтому целесообразно пофазное рассмотрение зон в тепловой схеме ротора.
Рис. 1. Фрагмент эквивалентной тепловой схемы пазовой части статора АД:
Р - потери (тепловые потоки), Вт; Я - тепловое сопротивление, °С/Вт; С - теплоемкость, Дж/°С; 9 - температура для различных зон (ярмо, станина, зубец, паз, клин, изоляция, металл обмотки, воздух внутри АД, воздух снаружи АД), °С
Основные потери в стали ротора в установившемся режиме обычно не учитываются ввиду их малости, но в процессе пуска, других переходных процессах, связанных с работой при больших скольжениях, такое допущение недопустимо грубо. Так как потери в стали ротора можно представить как выделяющиеся при протекании тока через активное сопротивление, подключенное в Т-образной схеме замещения параллельно традиционному контуру намагничивания [6], который, в свою очередь, состоит из параллельно включенных активного и индуктивного сопротивлений, то можно поставить основные потери в стали в зубцах ротора и в ярме ротора в соответствие основным потерям в стали статора на основании соотношений установившегося режима короткого замыкания. Рассмотрим это на примере. Обозначим основные потери в стали в зубцах ротора как Р2Р . Их мгновенные значения рассчитываются в модели АД для каждой фазы из величины значений потерь в стали каждой фазы, которые можно определить согласно [5]
( п у
1 - П I (кдаВ>а2 + ^ді^ср^ ) ,
1
Р2сРН т Р1,0/50
(1)
где р10/50- удельные потери в стали 2212 толщиной 0,5 мм при индукции 1 Тл и частоте перемаг-ничивания 50 Гц, р10/50 = 2,2 Вт/кг; р - показатель степени, учитывающий зависимость потерь в стали от частоты перемагничивания, р = 1,3 -1,5, принимаем р = 1,4; п1- синхронная частота вращения для НВА-55, п1 = 1500 об/мин.
Тогда потери в стали ротора на каждую фазу между ярмом Р2АРН и зубцами Р2Р разделятся в пропорции
Р
Р
2АРН
2ZPH
(2)
где к - коэффициенты, учитывающие влияние на потери в стали неравномерности распределения потока по сечениям участков магнитопровода и технологических факторов, кда = 1,6,
кд2 = 1,8 согласно [5] для машин мощностью менее 250 кВт.
Для НВА-55 индукция в ярме ротора Ва2 = 0,906 Тл, а индукция
Известно, что потери в стали НВА-55 составляют Р1с = 982 Вт. При симметричном питании
Аналогично рассчитываются основные потери в стали ярма ротора.
Для любого режима работы, исключая режим короткого замыкания, основные потери в стали в зубцах ротора и в ярме ротора разделяются в равных долях на каждую фазу. Тепловые потоки от поверхностных потерь в стали зубцов ротора, а также пульсационных потерь в зубцах ротора относятся в равных долях на каждую фазу.
Потери в проводниках ротора в модели рассчитываются из следующих соображений. Потери в проводнике пропорциональны квадрату тока и активному сопротивлению. Так как для беличьей клетки пазовая часть одной фазы физически состоит из одного стержня, то током фазы будет ток через стержень. Полагаем, что при приведении обмотки ротора к трехфазной обмотке статора ток фазы ротора Ц пропорционален току стержня 1Ьаг. Одна лобовая часть одной фазы беличьей клетки физически состоит из участка короткозамыкающего кольца между соседними стержнями. Каждая фаза беличьей клетки может быть описана как конструкция, содержащая один участок короткозамыкающего кольца между соседними стержнями, один стержень и еще один участок короткозамыкающего кольца между соседними стержнями.
Ток короткозамыкающего кольца [5]
0,5, т. е.
Р 982
на одну фазу приходится Рр = — = —- = 327,333 (Вт).
т 3
В режиме короткого замыкания
2ZPH
Обобщая последнее соотношение на другие режимы, получаем
(3)
При несимметричной системе питающих напряжений
(4)
где р - число пар полюсов НВА-55, р = 2; Z2 - число зубцов ротора НВА-55, Z2 = 38.
rar _----- ----_--------------------------------------------------------------------------^- _ 1,26796 -104 (Ом), (6)
bar л. с л а л п6 і ю о 1Л-6 ’ \ л \\J)
Активное сопротивление одного стержня
l _ 0,24
у■ 16 • 106 • 118,3 • 10-где у - удельная электрическая проводимость алюминиевого сплава АХЖ беличьей клетки ротора НВА-55 при температуре 20 °С, уАХЖ _ 16 • 106 См/м; Sbar - площадь поперечного сечения стержня НВА-55, БЬгг _ 118,3 • 106 м2.
Активное сопротивление двух участков короткозамыкающего кольца между двумя соседними стержнями
2ЧРр - Ьппд) _ 2л(0,2474 - 0,045)
^2УАХжSbar 38 • 16 • 106 • 720 • 10-
Потери в стержне можно вычислить как
rrngx2 _ \2out ^nng> _ ^;. ЛГ2 ^ЛГ-_ъ _0,02905-10-4 (Ом). (7)
P
2 ring х2
_ . л - 2
2 sin
r„ngx2 _| I 0,02905-10-4 _ 0,0883-10-4I]ar (Вт). (9)
Р^ш = = 1,26796 • 10-4 II (Вт), (8)
потери в двух участках короткозамыкающего кольца между двумя соседними стержнями
С Л2
1ы---- г _ = I
____ 0,329
38 ) '
Доля потерь в стержне на фазу беличьей клетки
Р 1 26796 10~4 Т2
-----^------100% = —4 , 6 96• 0—Ьа\ 100% = 93,5%. (10)
Рга. + Р2ппд,2 10 4 (1,26796 + 0,0883)І\аг ' ии)
Доля потерь в кольцах на фазу беличьей клетки
Р2гд 100% = — 0,0883 •104 ^ 2 100% = 6,5%. (11)
іп-^Л ->с.іас. , п пооі\ т2 ' К1-1-)
P2bar + P2rngx2 ^ (1,26796 + 0,0883) I
Потери в обмотке ротора на фазу
Р + р + р р
р = Г2РНА^ 2РНВ 2 PH С 2Ьаг , Л
2Р т Р + Р ' (12)
2Ьаг 2ппдх2
Приведенные выше соотношения справедливы при симметрии фаз обмотки ротора (без дефектов стержней). В случае, когда в одной из фаз, например А, оборваны пюА стержней, потери в обмотке ротора на фазу могут быть рассчитаны для фазы А
п^т''
P + P + P P ( мгкЛ
• -) Dt-tA ' ’ 1 DI-IR ' ’ 1 DU Г 1 -)
P _ ' 2 PH А 1 2PHB 1 2PHC_1 2 bar
psphA m P^ + P.
1 -
здА
Z
2bar 2nngx2 V 2 )
Аналогично для фазы В:
n „т
ooB
P + p + p p Ґ Г. ГТ.Л
• -) Dt-IA ' ’ 1 DI-IR ' ’ 1 Dl-ir 1 -)
p _ ' 2 PH А 1 2PHB 1 2PHC_1 2 bar
PSPHB m P,fc„ + P,
1-
(13)
(14)
2bar 2ringx2 V 2 /
Если в фазе С нет оборванных стержней, то потери в ее пазовой части будут
Р2Ьаг
P2SPHC = (P2PHA + P2PHB + P2PHC ) P ~P P2SPHB ~ P2SPHA 1 (15)
P2bar P2 ring x2
Если обрывы стержней есть лишь в одной фазе, например А, то для фаз без разрывов стержней:
1 P
P2SPHC = 2 (P2PHA + P2PHB + P2PHC ) P “P P2SPHA 1 (16)
2 P2bar + P2ringx2
Если в каждой фазе есть разрывы стержней, то используются выражения (например, когда оборвано минимальное количество стержней пС в фазе С):
P
P2SPHC = (P2PHA + P2PHB + P2PHC ) P ~P P2SPHB ~ P2SPHA ' (17)
P2bar ' P2 ring x2
P _ ' 2 PH A ' 2PHB ' 2PHC ' 2 bar
2SPHA
P
m P2bar + P2
P +P + P P
2PHA 2PHB 2PHC 2 bar
m
1 _ ”“A
2bar 2nngx2 V 2 “С J
n Bm
“B
1_
2bar 1 ' 2rmgx2 V Z2 П“Cm J
(18)
(19)
Чтобы чрезмерно не усложнять тепловую модель и не замедлять ход решения на ЭВМ, приняты некоторые допущения. Например, тепловое сопротивление между внутренним воздухом машины и наружным воздухом, определяемое подогревом внутреннего воздуха, принято постоянным, хотя фактически оно является переменным и зависит от частоты вращения ротора (скорости перемешивания воздуха).
Определение адекватности тепловой модели. Вычисления направлены на установление адекватности тепловой модели экспериментальным результатам. С учетом реальной длительности (3,5-4,0 ч) установления тепловых процессов в НВА-55 моделирование таких процессов в OrCAD 9.2 от нулевого перегрева до установившегося представляется затруднительным: требуется машинное время порядка нескольких суток, значительный ресурс оперативной памяти ЭВМ, предельный размер файла результатов моделирования - 2 Гбайт. Поэтому проведены вычислительные эксперименты, позволяющие оценить адекватность модели при существенно меньших затратах машинного времени:
- моделирование адиабатического процесса нагрева обмоток (стоянка под током с горячего состояния) при симметричном синусоидальном питании напряжением 380 В с оценкой средней температуры обмотки статора по истечении 18 с;
- моделирование длительной работы АД для привода вентилятора, питаемого по конденсаторной схеме, с оценкой промежуточных результатов нагрева участков станины, расположенных над железом статора.
В качестве граничных условий в начале моделирования процесса адиабатического нагрева для имитации горячего состояния машины приняты данные, базирующиеся на результатах испытаний НВА-55 ОАО «ВЭлНИИ» при номинальной нагрузке (табл. 1).
Таблица 1
Граничные условия для моделирования в начале процесса адиабатического нагрева, имитирующие горячее состояние НВА-55, базирующиеся на результатах испытаний НВА-55
при номинальной нагрузке
U12, В U23, В U31, В Температура обмотки статора, °С Температура обмотки ротора, °С Температура корпуса, °С Температура подшипников, °С
380 384 381 78 88 65 50
Принятые граничные условия приведены в табл. 2. Сравнение результатов моделирования процесса адиабатического нагрева НВА-55 (стоянка под током с горячего состояния) с опытными данными при температуре окружающего воздуха 20 °С дано в табл. 3. Наблюдается удовлетворительное соответствие результатов моделирования данным опыта. Согласно [7], перегрев алюминия беличьей клетки ротора не должен быть выше 300 °С, т. е. температура не должна превышать 350 °С, что в сопоставлении с данными табл. 3 косвенно также свидетельствует об адекватности модели. Данное температурное ограничение объясняется значительным увеличением пластичности алюминиевых сплавов при перегреве выше 300 °С.
Таблица 2
Принятые граничные условия моделирования в начале процесса адиабатического нагрева
для имитации горячего состояния НВА-55
Температура зубцов статора, °С Температура ярма статора, °С Температура зубцов ротора, °С Температура ярма ротора, вала, подшипниковых щитов, внутреннего воздуха, °С
78 65 88 50
Экспериментальной базой для определения адекватности моделирования длительной работы АД для привода вентилятора (мотор-вентилятора), питаемого по конденсаторной схеме, с оценкой промежуточных результатов нагрева станины над железом статора стали данные испытаний ОАО «ВЭлНИИ» на электровозе 3ЭС5К-047, а именно кривые изменения перегрева самой нагретой части станины НВА-55 над температурой окружающего воздуха во времени. Ввиду большой длительности процесса нагрева (до 4 ч) и ограниченности вычислительных ресурсов (моделирование проводилось на ЭВМ с процессором типа Репйит 4 и оперативной памятью 2 Гбайт при предельном размере файла результатов моделирования 2 Гбайт) для сравнения доступны начальные участки кривых нагрева (см. рис. 2).
Таблица 3
Сравнение результатов моделирования процесса адиабатического нагрева НВА-55 (стоянка под током с горячего состояния) с опытными данными при температуре окружающего воздуха 20 °С
Длительность процесса, с Температура поверхности корпуса над железом статора, °С (модель) Температура корот-козамыкающих колец обмотки ротора, °С (модель) Температура стержней обмотки ротора, °С (модель) Температура лобовых частей обмотки статора, °С (модель) Температура пазовых частей обмотки статора, °С (модель)
18 64,4 363,4 343,6 166,6 158,8
Средняя температура обмотки ротора, °С (модель) Средняя температура обмотки статора, °С
353,5 модель опыт
162,7 180,0
Время, с
Рис. 2. Сравнение опытных и расчетных данных о нагреве станины НВА-55 при питании по конденсаторной схеме несимметричной системой напряжений
Из рис. 2 видно, что процесс нагрева на модели идет несколько быстрее, чем по опытным данным (средняя относительная ошибка 20%). Различие может быть скорректировано за счет увеличения теплоемкости внутреннего воздуха машины путем увеличения его объема (при моделировании не учтен обмен воздухом с окружающей средой). В пользу именно такого объяснения природы расхождения результата опыта и моделирования на рис. 2 говорит то обстоятельство, что при моделировании адиабатического нагрева, где за время процесса практически не успевает происходить обмен внутреннего воздуха машины с наружным, расхождение расчетной и опытной величин среднего превышения температуры обмотки статора над температурой окружающего воздуха меньше и имеет противоположный знак (относительная ошибка составляет минус 11%). Отметим, что тепловая модель станины НВА-55 (см. рис. 1) носит приближенный характер ввиду довольно сложных путей теплопередачи от магнитопровода статора к корпусу, что обусловлено спецификой конструкции этого АД.
Результат моделирования тепловых процессов при включении одного мотор-вентилятора в длительном режиме по конденсаторной схеме питания показан на рис. 3.
Рис. 3. Результат моделирования тепловых процессов при включении одного АД привода вентилятора в длительном режиме по конденсаторной схеме (графики перегревов самой нагретой фазы А):
1 - короткозамыкающие кольца обмотки ротора; 2- стержни обмотки ротора; 3- лобовые части обмотки статора;
4- пазовая часть обмотки статора; 5- поверхность станины; 6- частота вращения ротора п/100, об/мин
Известно [8, 9], что частота включений АД привода компрессора (мотор-компрессора) может достигать 40-60 в час, что сопровождается значительными токами и, как следствие, выделением тепла. Результаты моделирования режима ПВ мотор-компрессора, питаемого по конденсаторной схеме, при емкости конденсаторов 70% от номинальной (это минимальный предел снижения емкости от номинала, допускающий, согласно результатам моделирования, пуск мотор-компрессора при напряжении на обмотке собственных нужд тягового трансформатора не ниже 380 В) показаны на рис. 4 (ПВ 50% при длительности цикла 8 с). В режиме работы, показанном на рис. 4, перегрев алюминия беличьей клетки ротора до 300 °С может быть достигнут за время порядка 500-600 с. При тяжелых затяжных пусках ввиду большей продолжительности протекания пусковых токов это время сократится.
Рис. 4. Результаты моделирования режима ПВ мотор-компрессора, питаемого по конденсаторной схеме при емкости конденсаторов 70% от номинальной (графики перегревов самой нагретой фазы А)
Определение опасных в тепловом отношении режимов работы АД. Поставлена задача определить, при каких условиях в случае питания АД типа НВА-55 по конденсаторной схеме при номинальной емкости конденсаторов за относительно короткий промежуток времени достигается перегрев алюминиевого сплава марки АХЖ беличьей клетки ротора до 300 °С. С помощью разработанной тепловой модели эти условия выявлены. Индикатором появления состояния обмотки ротора, которое влечет за собой весьма быстрое (за 8-20 с) нарастание перегрева участков беличьей клетки из сплава АХЖ до опасных значений 300 °С и более, является возникновение при питании по конденсаторной схеме небаланса междуфазных напряжений на частоте основной гармоники с величиной небаланса 360-380 В при установившемся режиме работы привода. Опасные по нагреву режимы сопровождаются весьма значительными величинами токов фаз АД, причем в одной из фаз ток в 7-9 раз превосходит номинальный. Коэффициент небаланса междуфазных напряжений определялся согласно [10]
и - и
кнеб.Мф = нби нм (20)
н
где инб, инм - наибольшее и наименьшее действующие значения из трех междуфазных напряжений; ин- номинальное значение линейного напряжения АД, ин = 380 В.
Как показало компьютерное моделирование пуска до установившегося режима единичного АД, такие опасные режимы работы складываются в результате обрыва 21-33% стержней беличьей клетки при определенных вариантах их распределения по фазам ротора. Они характеризуются возможностью достижения температуры плавления алюминиевого сплава в отдельных участках ротора за время 20-40 с (температура плавления технического алюминия 658 °С) при перегреве поверхности корпуса АД 0,1-0,3 °С. При этом АД работает в установившемся режиме со скольжением 7-36% (скольжение НВА-55 в номинальном режиме составляет 3,9%). Коэффициент небаланса междуфазных напряжений составляет кнебмф = 96-100%. Для развития опасного
режима достаточно повреждения хотя бы одного стержня дополнительно к ранее оборвавшимся,
причем до этого критического обрыва коэффициент небаланса междуфазных напряжений был в пределах кнебмф = 24-36%. Для случая питания единичного НВА-55 по конденсаторной схеме при
отсутствии дефектов обмотки ротора кнеб.мф = 23,7%.
Пример множественного повреждения стержней беличьей клетки НВА-55 показан на рис.5 (фотография ротора АД, эксплуатировавшегося на электровозе типа ЭП1М). Можно рассмотреть выплавления и разрывы стержней (не менее 12 штук) почти во всех пазах, которые видны на фото.
Рис. 5. Ротор АД НВА-55 с множественными повреждениями стержней беличьей клетки, эксплуатировавшийся на электровозе типа ЭП1М с конденсаторной системой питания АД
Среди множества причин возникновения и развития дефектов обмотки ротора из алюминия и его сплавов называют остаточные механические напряжения в процессе изготовления беличьей клетки, что подробно описано в [11]: так как коэффициент температурного расширения алюминия в 2 раза выше, чем стали, при остывании алюминиевой заливки сердечника возникают механические силы в стержнях беличьей клетки, которые могут превосходить по величине предел текучести алюминия, приводя к податливости стержней.
Заключение. Разработанная тепловая модель АД является адекватной и может быть использована для исследования тепловых процессов, включая случаи несимметричного питания и конструктивной несимметрии АД, в том числе для выявления опасных в тепловом отношении режимов работы электропривода. Например, режим ПВ при частых включениях может быть значительно более напряженным в тепловом отношении, чем длительный режим. Индикатором опасных по нагреву режимов, вызванных дефектами стержней беличьей клетки ротора, является коэффициент небаланса междуфазных напряжений АД, который целесообразно периодически контролировать в процессе эксплуатации по показаниям бортовой микропроцессорной системы локомотива. Критическое значение этого коэффициента может быть установлено по результатам сопоставления измерений в процессе эксплуатации со статистикой отказов вспомогательных АД.
Библиографический список
1. Гирник А.С. Математическое моделирование работы трехфазных вспомогательных электрических машин на электровозе 2ЭС5К в условиях асимметричного питания / А.С. Гирник,
О.Л. Рапопорт // Изв. Томского политехн. ун-та. - 2009. - Т. 314. - № 4. - С. 69-73.
2. Рутштейн А.М. Регулируемый вспомогательный электропривод электровоза ЭП1 / А.М. Рутштейн // Электровозостроение: сб. науч. тр. - 1998. - Т. 40. - С. 213-221.
3. Модель асинхронного электропривода, выполненная в системе OrCAD 9.2 / М.Ю. Пусто-ветов [и др.] // Оптимизация режимов работы систем электроприводов: межвуз. сб. науч. тр. / КГТУ. - Красноярск, 2002. - С. 42-51.
4. Сипайлов Г.А. Тепловые, гидравлические и аэродинамические расчеты в электрических машинах: учебник для вузов по специальности «Электромеханика» / Г.А. Сипайлов, Д.И. Санников, В.А. Жадан. - М.: Высшая школа, 1989. - 239 с.
5. Проектирование электрических машин: учебник для вузов. В 2 кн. Кн. 1 / под ред. И.П. Копылова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат, 1993. - 464 с.
6. Jinhwan J. A Vector Control Scheme for EV Induction Motors with a Series Iron Loss Model / Jinhwan Jung, Kwanghee Nam // IEEE Transactions on Industrial Electronics. - Vol. 45. - No. 4. - August 1998. - P. 617-624.
7. Онищенко Г.Б. Электрический привод: учебник для вузов / Г.Б. Онищенко. - М.: РАСХН, 2003. - 320 с.
8. Украинский Э.В. Совершенствование вспомогательных электрических машин подвижного состава / Э.В. Украинский // Электровозостроение: сб. науч. тр. - 2003. - Т. 45. - С. 122-131.
9. Рутштейн А.М. Система питания вспомогательных цепей магистрального электровоза
постоянного тока от статического преобразователя / А.М. Рутштейн // Вестн. ВЭлНИИ. - 2005.
- Т. 2 (49). - С. 128-141.
10. Короткевич М.А. Основы эксплуатации электрических сетей: учеб. пособие / М.А. Ко-роткевич. - Минск: Выша школа, 1999. - 267 с.
11. Finley W.R. Selection of Copper vs. Aluminum Rotors for Induction Motors / William R. Finley, Mark M. Hodowanec // Paper No. PCIC-2000-19 [Electronic resource] URL:
http://www.sea.siemens.com/us/internet-dms/dt/ElectricMotorsComm/ElectricMotors/Docs.
Материал поступил в редакцию 21.06.11.
References
1. Girnik A.S. Matematicheskoe modelirovanie raboty' tryoxfazny'x vspomogatel'ny'x e'lektricheskix mashin na e'lektrovoze 2E'S5K v usloviyax asimmetrichnogo pitaniya / A.S. Girnik,
0.L. Rapoport // Izv. Tomskogo politexn. un-ta. - 2009. - T. 314. - # 4. - S. 69-73. - In Russian.
2. Rutshtejn A.M. Reguliruemy'j vspomogatel'ny'j e'lektroprivod e'lektrovoza E'P1
/ A.M. Rutshtejn // E'lektrovozostroenie: sb. nauch. tr. - 1998. - T. 40. - S. 213-221. - In Russian.
3. Model' asinxronnogo e'lektroprivoda, vy'polnennaya v sisteme OrCAD 9.2
/ M.Yu. Pustovetov [i dr.] // Optimizaciya rezhimov raboty' sistem e'lektroprivodov: mezhvuz. sb. nauch. tr. / KGTU. - Krasnoyarsk, 2002. - S. 42-51. - In Russian.
4. Sipajlov G.A. Teplovy'e, gidravlicheskie i ae'rodinamicheskie raschyoty' v e'lektricheskix
mashinax: uchebnik dlya vuzov po special'nosti «E'lektromexanika» / G.A. Sipajlov, D.I. Sannikov,
V.A. Zhadan. - M.: Vy'sshaya shkola, 1989. - 239 s. - In Russian.
5. Proektirovanie e'lektricheskix mashin: uchebnik dlya vuzov. V 2 kn. Kn. 1 / pod red.
1.P. Kopy' lova. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: E' nergoatomizdat, 1993. - 464 s. - In Russian.
6. Jinhwan J. A Vector Control Scheme for EV Induction Motors with a Series Iron Loss Model / Jinhwan Jung, Kwanghee Nam // IEEE Transactions on Industrial Electronics. - Vol. 45. - No. 4.
- August 1998. - P. 617-624.
7. Onishhenko G.B. E'lektricheskij privod: uchebnik dlya vuzov / G.B. Onishhenko. - M.: RASXN, 2003. - 320 s. - In Russian.
8. Ukrainskij E'.V. Sovershenstvovanie vspomogatel'ny'x e'lektricheskix mashin podvizhnogo sostava / E'.V. Ukrainskij // E'lektrovozostroenie: sb. nauch. tr. - 2003. - T. 45. - S. 122-131.
- In Russian.
9. Rutshtejn A.M. Sistema pitaniya vspomogatel'ny'x cepej magistral'nogo e'lektrovoza post-oyannogo toka ot staticheskogo preobrazovatelya / A.M. Rutshtejn // Vestn. VE'lNII. - 2005. - T. 2 (49). - S. 128-141. - In Russian.
10. Korotkevich M.A. Osnovy' e'kspluatacii e'lektricheskix setej: ucheb. posobie
/ M.A. Korotkevich. - Minsk: Vy'shaya shkola, 1999. - 267 s. - In Russian.
11. Finley W.R. Selection of Copper vs. Aluminum Rotors for Induction Motors / William R. Finley, Mark M. Hodowanec // Paper No. PCIC-2000-19 [Electronic resource] URL: http://www.sea.siemens.com/us/internet-dms/dt/ElectricMotorsComm/ElectricMotors/Docs.
ON DYNAMICS OF THERMAL PROCESSES IN INDUCTION MOTOR UNDER SUPPLY VOLTAGE UNBALANCE
M.Y. PUSTOVETOV
(Don State Technical University),
I.V. SINYAVSKIY
(All-Russian Scientific Research and Design-and-Engineering Institute for Electric Locomotive Building (JSC «VElNII», Novocherkassk))
Some questions of the thermal process characteristics in the induction motor under its feeding with the asymmetrical voltage system are considered. The results of the heating dynamics computing are presented. The occurrence of the hazardous thermal performance is discussed.
Keywords: unsymmetrical 3-phase voltage system, induction motor, heating.