Научная статья на тему 'О динамике численности и хозяйственном значении чернобрюхого Pterocles orientalis и белобрюхого p. alchata рябков в Туркменистане'

О динамике численности и хозяйственном значении чернобрюхого Pterocles orientalis и белобрюхого p. alchata рябков в Туркменистане Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
67
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Сапармурадов Д.

Второе издание. Первая публикация: Сапармурадов Д. 2001. О динамике численности и хозяйственном значении рябков в Туркменистане // Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 548-549.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О динамике численности и хозяйственном значении чернобрюхого Pterocles orientalis и белобрюхого p. alchata рябков в Туркменистане»

других встреч вальдшнепов. Так, один из них был окольцован (MB 126681 Moskwa) 3 октября 1994 в возрасте менее 1 года в Тосненском районе (59°32' с.ш., 30°36' в.д.), а добыт 5 мая 1996 в Тверской области (56°23' с.ш., 33°36' в.д.). Ещё южнее расположен пункт встречи второго вальдшнепа, который был помечен (PS 000369 Moskwa) 30 сентября 1999 в возрасте менее 1 года в Кировском районе Ленинградской области (59°41' с.ш., 31°08' в.д.). Его добыли 15 апреля 2000 в Смоленской области (54°24' с.ш., 32°29' в.д.).

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1054: 3061-3063

О динамике численности и хозяйственном значении чернобрюхого Pterocles orientalis и белобрюхого P. alchata рябков в Туркменистане

Д.Сапармурадов

Второе издание. Первая публикация в 2001*

В Туркменистане встречаются 3 вида рябков - саджа Syrrhaptes paradoxus, чернобрюхий Pterocles orientalis и белобрюхий P. alchata рябки. Встреча или залёт сенегальского рябка P. senegallus в нашей стране до сих пор остаётся неподтверждённым. Все рябки распространены по равнинной части Туркменистана от Амударьи до Каспийского моря, только саджа не встречается по долине Амударьи и в Кугитанге. По характеру пребывания саджа пролетает и в небольшом количестве зимует в предгорьях Копетдага, гнездится на севере страны, в частности в районе озера Сарыкамыш, куда заходит южным краем гнездовой части ареала. Чернобрюхий рябок гнездится, пролетает и зимует, а небольшая часть особей ведёт оседлый образ жизни. Белобрюхий рябок — перелётно-гнездящийся вид, основные места зимовок находятся в Северном Иране, очень редко зимует в юго-западном Туркменистане.

По численности саджа значительно уступает рябкам, вообще для региона является немногочисленной птицей, количество учитываемых особей всегда ограничивалось несколькими стаями. Чернобрюхий рябок на гнездовье и зимовке многочисленнее, чем белобрюхий рябок,

* Сапармурадов Д. 2001. О динамике численности и хозяйственном значении рябков в Туркменистане // Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Казань: 548-549.

однако в миграционные периоды, особенно осенью, на пролётах в числе уступает последнему. В целом же, по многолетним данным и согласно литературным источникам, численность рябков, в особенности белобрюхого, за последние 50-60 лет подвергалась значительным колебаниям, самые большие скопления отмечались в 1940-1950-е годы, когда валовой пролёт в предгорьях Копетдага определялся в несколько сот тысяч туртушек. Однако позже, в 1960-1970-е годы, численность рябков стала резко сокращайся, что связано прежде всего с массовым отстрелом этих птиц в сезоны охоты и интенсивным освоением мест их гнездования. Падение численности рябков было столь масштабным, что во многих местах их ареала на территории бывшего СССР был принят ряд мер по их охране, а в некоторых среднеазиатских республиках все они включены в национальные Красные книги. В Туркменистане также неоднократно поднимался вопрос о включении рябков в Красную книгу, на протяжении нескольких лет охота на них была запрещена. Скоро результаты охранных мер, предпринятых на основной части области гнездования, начали приносить плоды: так, в конце 1980-х годов падение численности белобрюхого и чернобрюхого рябков приостановилось, а в начале 1990-х годов начала расти. Наблюдения показали, что распределение этих видов на территории Туркменистана имеет сезонное и территориальное различие.

По долине Амударьи отмечается, главным образом, пролёт чернобрюхого рябка, более выражена его осенняя миграция, в частности, весной 1990 года этот вид здесь наблюдался с 23 марта по 6 апреля одиночно, парами и очень редко — стайками из 4-5 птиц, осенью же — с 29 сентября по 20 октября — пролётными стаями численностью от 4-10 до 80-100 птиц, всего учтено около 500 чернобрюхих рябков. В районе озера Малое Делили в низовьях Атрека осенью 1992 года отмечался пролёт только белобрюхого рябка. С 7 по 23 октября всего пролетело около 2000 птиц (весной он здесь не встречен).

Однако наиболее крупные скопления рябков наблюдаются в предгорьях Западного и Центрального Копетдага, осенний пролёт которых начиная с 1994-1995 годов носит особенно массовый характер. Общая численность пролетающих осенью через предгорья рябков точному подсчёту не подлежит, но ориентировочно у белобрюхого рябка достигает, по меньшей мере, 250-300 тыс., а у чернобрюхого — до 150 тыс. особей. По срокам пролёт чернобрюхого рябка несколько (на 2-3 недели) опережает таковой у белобрюхого рябка. В целом же сроки наиболее интенсивного пролёта рябков совпадают с периодом посева озимых как на юге, так и на севере Туркменистана, то есть с конца сентября по ноябрь. После их нашествия многие зерновые поля опустошаются. В начале декабря 1998 года в предгорьях Копетдага в 150 км западнее Ашхабада на озимых полях в течение двух дней держалась громадная

стая белобрюхих рябков численностью не менее 10 тыс. особей. У отловленных птиц зоб был набит зерном пшеницы, количество зёрен в желудке колебалось от 15 до 26 штук. В октябре 1999 года в предгорьях Копетдага рябков было отмечено мало, в это время их очень много наблюдалось на севере - в Дашогузском велаяте, но как только там похолодало, птицы хлынули на предгорную равнину. В 2000 году массовый пролёт чернобрюхих рябков в Дашогузском велаяте начался в третьей декаде сентября. Следует также отметить, что за последнее время увеличилось число гнездящихся и зимующих в предгорьях Копетдага чернобрюхих рябков.

В целом в настоящее время увеличение численности белобрюхого и чернобрюхого рябков носит стабильный характер, и местами эти птицы могут наносить определённый ущерб сельскому хозяйству, уничтожая посевы озимых.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1054: 3063-3064

Орнитофауна острова Сескар (Финский залив)

А.Л.Рычкова

Второе издание. Первая публикация в 2010*

Остров Сескар расположен в восточной части Финского залива (60°01' с.ш. 28°23' в.д.) примерно в 100 км к западу от Петербурга. Он вытянут с севера на юг и имеет площадь около 15 км2. Большая часть острова покрыта смешанным лесом, на его восточном побережье имеются песчаные дюны, с западной - заболоченные луговины и заросли тростника, к которым примыкают обширные мелководья с песчаными и каменистыми косами, многочисленными мелкими островками и россыпями выступающих их воды камней. Эти мелководья и прибрежные луговины исключительно благоприятны для обитания пластинчатоклювых, ржанкообразных и воробьиных птиц.

Изучение орнитофауны острова Сескар проводили в периоды гнездования, весенних предбрачных и летних послебрачных миграций в 2005-2009 годах.

Во время предбрачных миграций за период с 26 апреля по 7 июня 2005 на стоянках зарегистрированы: лебедь-кликун Cygnus cygnus

* Рычкова А.Л. 2010. Орнитофауна острова Сескар (Финский залив) // Орнитология в Северной Евразии. Оренбург: 278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.