gocytic activity of blood leucocytes, anemia and changes in the ratio of protein fractions of blood serum.
3. Inhalation by experimental animals of sulphur dioxide gas at a concentration of 0,005 at the same temperature produced insignificant changes in the phagocytic activity of blood leucocytes; the blood picture and the general condition of the animals remained unaltered.
it *r "¿r
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У БЛИЗОРУКИХ школьников ПРИ постоянном И НЕПОСТОЯННОМ ПРИМЕНЕНИИ КОРРЕКЦИИ
Ассистент А. А. Сычев
Из кафедры гигиены детей и подростков Харьковского медицинского института
Деятельность зрительного анализатора у школьников, страдающих близорукостью, судя по доступной литературе, изучена крайне недостаточно. По имеющимся данным [Ф. Дондерс (Р. бопсЗегв), Л. Л. Крах-мальников и А. Я. Сахненко и др.], близорукие глаза более других приспособлены к зрению вблизи. По мнению Ф. Дондерса, корригирующие стекла создают условия для сопряженной функции аккомодации и конвергенции, что препятствует судорожным сокращениям цилиарной и глазодвигательной мышц. Последнее, как указывал Ф. Ф. Эрисман, является «порочным кругом» в развитии миопии. Именно поэтому правильно назначенную коррекцию считают мероприятием, предупреждающим прогрессирование близорукости (Ф. Ф. Герман).
Однако в литерауре нет данных, экспериментально подтверждающих целесообразность постоянного применения корригирующих стекол. По нашему мнению, такие данные можно получить путем изучения работоспособности миопических глаз в условиях постоянного и непостоянного применения коррекции. Результаты этих исследований представляют теоретический и практический интерес, так как позволяют судить о целесообразности назначения коррекции как средства, не только повышающего остроту зрения при миопии, но и предупреждающего развитие утомления зрения и, следовательно, прогрессирование близорукости.
Для изучения степени утомления зрительного анализатора и организма в целом мы в наших наблюдениях использовали следующие методики: определение устойчивости ясного видения, определение деятельного состояния аккомодации и конвергенции и определение работоспособности школьников путем учета времени выполнения работы-пробы (по А. А. Холиной). Метод определения устойчивости ясного видения выгодно отличается своей простотой и тем, что с его помощью учитываются изменения в работоспособности многих функций глаза — фиксации, зрачкового рефлекса, аккомодации, конвергенции, а также состояние внимания наблюдаемого.
Методика исследования деятельного состояния аккомодации заключается в следующем: наблюдаемому предлагается приближать рассматриваемый предмет (оптотип) к глазам (голова и подбородок его фиксированы на подставке) до момента слияния его очертаний, затем удалять до восстановления четкой видимости. При монокулярном исследовании ближайшая точка ясного видения соответствует максимальному напряжению цилиарной мышцы, при бинокулярном — и внутренних прямых мышц глазного яблока. Дальняя от глаза точка соответствует моменту некоторого расслабления этих мышц.
Последующее приближение и удаление оптотипа (в течение 4—5 минут) создают при записи на движущейся ленте кривую, которая для нор-
мального глаза характеризуется последовательным рядом зубцов и волн. Волнообразность кривой обусловливается неустойчивостью напряжения цилиарной мышцы, а удаление ближайшей точки ясного видения — слабостью ее или утомлением.
Прибор для исследования деятельного состояния аккомодации (предложен Н. В. Зимкиным и А. В. Лебединским) состоит из подставки •с рельсами, по которым движется штатив. На нем укреплены светлый экран с оптотипом и перо для записи кривой на барабане кимографа.
Рис. 1. Общий вид установки для исследования деятельного состояния аккомодации.
Следует отметить, что настоящая методика незаслуженно редко применяется в исследованиях потому, что промышленностью пе из; отовляется необходимое оборудование. Нами к универсальному штативу кимографа изготовлена подвижная каретка на шарикоподшипниках (по схеме каретки пишущей машинки), позволяющая легко и плавно передвигать экран с оптотипом и перо. В качестве оптотипа мы применили две вертикальные линии толщиной 0,5 мм с просветом шириной 0,1 мм. В отличие от кольца Ландольта этот оптотип позволяет легко установить ближайшую точку ясного видения: две вертикальные линии сливаются в одну, причем момент их слияния определяется более четко, чем слияние в кольце Ландольта. Для создания равномерной и постоянной освещенности экрана нами было устроено местное освещение его изнутри, с помощью карманного фонарика. Это позволило проводить исследование непосредственно в школе. Общий вид установки показан на рис. 1.
Определение работоспособности школьников проводилось путем учета времени выполнения работы-пробы, которая заключалась в перенесении размещенных в беспорядке цифр (от 1 до 16) из двух карточек, расположенных на разных расстояниях (в зависимости от остроты зрения наблюдаемых), в такие же, но свободные от цифр карточки. Знаки переносились в определенном порядке: дальняя карточка — 1, ближняя— 1, дальняя — 2, ближняя — 2 и т. д. в те же клетки, в которых они расположены в карточках-заданиях. Время выполнения работы-пробы в такой постановке исследования, как известно, обусловливалось скоростью зрительного восприятия, функциональным состоянием аккомодации и конвергенции, состоянием внимания, памяти и т. п. Этот тест очень близок к обычной школьной работе и охотно выполнялся школьниками.
Для получения данных о деятельности зрительного анализатора у близоруких школьников и определения эффективности оптической
3 Гигиена и санитария, № 10
33
коррекции при близорукости нами проведено две серии наблюдений в первой из них дети во время занятий в школе пользовались очками обычно, по мере надобности, во второй — все виды учебной работы проводились только в очках. Контроль за постоянным применением коррекции осуществлялся с помощью педагогов.
Для участия в наблюдениях было отобрано 13 среднеуспевающих, практически здоровых школьников старших классов: 9 детей с миопиче-ской рефракцией и 4 с эмметропической и полноценным зрением (контрольная группа).
Исследование устойчивости ясного видения проводилось по общеизвестной методике в течение 2 минут до и после занятий в школе в течение 4 недель в конце III ив начале IV четверти 1956/57 учебного года, а исследование деятельного состояния аккомодации и времени выполнения работы-пробы — в таком же порядке, в тот же период 1957/58 учебного года. Выполнение работы-пробы до занятий длилось 1 минуту. Перенесенное количество цифр и число ошибок принималось за исходное. После занятий учитывали время, за которое переносили, такое же количество цифр. Это позволило учитывать работоспособность после занятий в процентах по отношению ко времени наблюдения до уроков (60 секунд). Количество ошибок сравнивалось отдельно. Все наблюдения проводили в специально оборудованном помещении. Перед исследованием отводилось достаточное время для адаптации зрения к установленному уровню освещения (120—140 лк).
Всего было проведено 620 наблюдении над устойчивостью ясного видения, 182 наблюдения над деятельным состоянием аккомодации » конвергенции и 288 определений времени выполнения работы-пробы.
Режим для всех школьников в периоды наблюдений оставался обычным. Согласно расписанию учебных занятий все дни были разбиты на три группы — трудные, средние и легкие. В большинстве случаев проведенная нами оценка подтвердилась оценкой учащихся.
Число наблюдений в различные по трудности учебные дни было почти одинаковым и достаточным для получения средних цифр. Это позволяло нам сравнивать полученные результаты.
Данные о средней продолжительности времени ясного видения до и после занятий в школе и устойчивости ясного видения (в процентах к исходной устойчивости ясного видения, принятой за 100) при непостоянном и постоянном пользовании очками приведены в таблице.
Средняя продолжительность времени ясного видения до и после занятий в школе и устойчивости ясного видения при непостоянном и постоянном пользовании очкам»
Применение корригирующих стекол Ученики Дни
легкие средние трудные
до занятий (в секундах) после занятий (в секундах) устойчивость ясного видения (в процентах) до занятий (в секундах) после занятий (в секундах) устойчивость ясного видения (в процентах) до занятий (в секундах) после занятий (в секундах) устойчивость ясного видения (в процентах)
Непостоян- Страдающие
ное миопией 97 94 95,8 96 94 97,9 96 89 92,6
Эмметропы 109 101 92,6 109 100 92,1 106 94 89,5
Постоянное Страдающие
миопией 102 102 100 101 99 98,0 102 99 97,5
Эмметропы 110 102 92,7 111 101 91,0 109 99 90,3
Эти данные свидетельствуют прежде всего о том, что устойчивость ясного видения в результате учебной работы; в школе снижается в зави»-
симости от трудности учебного дня. Сильнее это выражено у лиц с полноценным зрением. У миопов в легкие и средние дни устойчивость ясного видения не снижается более чем на 5%, что характеризует достоверность установленного снижения устойчивости ясного видения и подтверждает мнение ряда ученых относительно меньшей утомляемости глаз с миопи-ческой рефракцией при выполнении зрительной работы вблизи.
Однако время ясного видения у близоруких до и после занятий в абсолютных цифрах короче, чем у детей с эмметропической рефракцией глаз. Последнее характеризует миопические глаза как менее полноценные по отношению к эмметропическим. В этом наши данные подтверждают результаты наблюдений Е. М. Белостоцкой и Т. Ф. Курковой.
Сравнение результатов исследования устойчивости ясного видения близоруких при непостоянном и постоянном применении коррекции показывает, что в последнем случае время ясного видения остается более устойчивым. Периоды ясного видения при этом более продолжительные и приближаются к таковым у детей с эмметропической рефракцией глаз.
Обращает на себя внимание тот факт, что время ясного видения изменяется не только после уроков, но и до занятий в школе. Это объясняется тем, что приготовление домашних заданий к предстоящему учебному дню занимает определенное время в соответствии с его насыщенностью учебным материалом. Поскольку все исследуемые занимались во вторую смену, то, естественно, что занятия дома в утренние часы оказали влияние и на время ясного видения до уроков в школе.
Не менее интересные результаты получены при изучении деятельного состояния аккомодационной мышцы и всего глазодвигательного аппарата у детей, страдающих близорукостью, и у детей с полноценным зрением. Прежде всего следует отметить тот факт, что кривые эмметро-пических глаз при монокулярном и бинокулярном (рис. 2) исследовании резко отличаются от кривых, полученных при исследовании миопов (рис. 3). Как правило, они имеют большую амплитуду колебаний и резко выраженную волнообразность, что следует рассматривать как результат менее устойчивой аккомодации и конвергенции и сравнительно большей утомляемости их у эмметропов при зрительной работе вблизи. Волнообразность кривых и постепенное удаление ближайшей точки ясного видения после уроков в школе сильнее выражены также у эмметропов, что следует считать признаками утомления их вследствии проведенных занятий.
У близоруких детей при исследовании без коррекции (см. рис. 3) кривые деятельного состояния аккомодации и конвергенции выражены сравнительно малой амплитудой колебаний и мало заметной волнооб-ра. остью, причем за все время наблюдений (4 минуты) ближайшая точка ясного видения, за редким исключением, находилась примерно на одном и том же расстоянии от глаз. Это свидетельствует о высокой работоспособности миопов вблизи.
Проведенные в ряде случаев исследования деятельного состояния аккомодации монокулярно (с учетом ведущего глаза) дали кривые с резко выраженной волнообразностыо, удалением ближайшей точки ясного видения и т. п. Последнее служит свидетельством низкой устойчивости аккомодации при монокулярном зрении, что объясняется по нашему мнению, отсутствием навыков в рассматривании одним глазом.
При исследовании функции аккомодации и конвергенции у тех же близоруких школьников в условиях постоянного применения оптической коррекции характер кривых резко меняется (рис. 4): увеличивается амплитуда колебаний, сильнее выражена волнообразность, отмечается заметное удаление ближайшей точки ясного видения. Их кривые в этом случае напоминают кривые эмметропических глаз. Такие же результаты получены и при изучении работоспособности школьников миопов путем учета времени выполнения работы-пробы. При непостоянном использо-
вании коррекции время, затрачиваемое на перенесение знаков, у близоруких детей было короче, чем у эмметропов (соответственно 61—64 против 63—74 секунды). Количество перенесенных знаков за 1 минуту у близоруких также было больше, а количество ошибок, наоборот, у них было меньше. Так, за все время наблюдений 9 школьников-миопов сде-
а
Рис. 2. Деятельное состояние аккомодации при полноценном зрении. I—монокулярно: а — до уроков; б—после уроков; 2 — бинокулярно: в — до уроков; г —
после уроков.
лали 15 ошибок, а 3 эмметропа—12. Однако при постоянном применении коррекции (и соответственно этому при изменившихся условиях наблюдения— удалении карточек настолько, насколько позволяла этому острота зрения в очках) время выполнения работы-пробы у миопов после.уроков удлинилось (до 62—69 секунд), что указывает на изменение работоспособности миопических глаз, свойственные глазам с полноценным зрением. Эти изменения необходимо рассматривать как результат более четкой и взаимосвязанной деятельности аккомодации и конвергенции.
С этой точки зрения, данные, приведенные в настоящем исследовании, экспериментально утверждают целесообразность назначения корригирующих стекол для постоянного пользования. Поскольку близорукость у наблюдаемых школьников была от 0,1 до 7,0 диоптрий, то это указывает на необходимость назначения коррекции во всех случаях миопиче-ской рефракции глаз.
Кроме того, в результате наблюдений было установлено, что у мио-пов без коррекции отмечается сравнительно высокая способность к зрительной работе вблизи. Этого они достигли, очевидно, высокой тренированностью всего глазодвигательного аппарата и это следует понимать как приспособление их зрительного анализатора к работе на близком расстоянии.
а
Рис. 3. Деятельное состояние аккомодации и конвергенции при миопии без коррекции.
Обозначения те же, что и на рис. 2.
В этом, по нашему мнению, находит свое подтверждение теория школьной или рабочей миопии, согласно которой близорукость есть следствие длительной зрительной работы вблизи и что основную роль в организации формы глаза и его рефракции играет функция. Деятельность глаза в процессе жизни человека, по мнению В. М. Остроумова, формирует глаз в его окончательном виде. В результатах нашего исследования мы находим подтверждение этому положению.
Кроме этого, наши наблюдения позволяют, как нам кажется, подтвердить, что в механизме развития школьной или рабочей миопии лежит ослабление функции аккомодации вдаль. Как было установлено (У. X. Мусабейли и К. А. Адигезалова-Полчаева и др.), аккомодация вдаль не является пассивным актом. Следовательно, ослабление ее может произойти в результате длительной адаптации зрительнонервного
аппарата к мелким предметам вблизи, поэтому развивается функция тех центров головного мозга, которые управляют аккомодацией на близкое расстояние. Такое состояние, естественно, может наступить только вследствие отсутствия тренировки зрения вдаль при необходимости длительно рассматривать близкие предметы.
Исходя из этого, миопию можно рассматривать как качественно новое состояние аккомодационной функции, в котором нарушено равновесие между установкой глаза вдаль и на близкое расстояние. Такая
Рис. 4. Деятельное состояние аккомодации и конвергенции при миопии при постоянном применении корригирующих стекол (бинокулярно).
о — до уроков; б — после уроков; в — до уроков; г — после уроков.
точка зрения подтверждается работами Е. Ж. Трона, где мы находим указания на существование комбинационной миопии, когда при сравнительно малой длине передне-задней оси глазного яблока обнаруживается высокая преломляющая способность его оптических элементов.
С этих позиций, по нашему мнению, могут быть объяснимы случаи школьной миопии, развивающейся в школьные годы, и случаи так называемой профессиональной миопии, развивающейся в более старшем возрасте.
Такое понимание развития миопической рефракции глаз направляет на верный путь ее профилактики. В учебном режиме школ необходимо предусматривать целесообразное чередование деятельности глаз на далекое и близкое расстояние. Последнее может быть обеспечено квалифицированным составлением учебных расписаний, соблюдением установ-
денного для учащихся режима труда и отдыха в школе и дома. В значительной мере этому будет способствовать включение в расписание уроков труда и производственного обучения, предусмотренных законом •об укреплении связи школы с жизнью.
ЛИТЕРАТУРА
Белостоцкая Е. М. Гиг. и сан., 1951, № 11, стр. 37. — Г « р м а н Ф. Ф. Вести, офтальмол., 1909, т. 26, № 11, стр. 903. — 3 и м к и н Н. В., Лебединский А. В. В кн.: Сборник трудов, посвящ. 45-летней деятельности Долганова. Л., 1936, стр. 143.— Крахмальников Л. Л., СахненкоА. Я. Русск. офтальмол. журнал, 1931, т. 14, № 4—5, стр. 311. — Курков а Т. Ф. В кн.: Сборник работ по вопросам профпатоло-гии. Новосибирск, 1941, в. 9, стр. 37. — My сабей л и У. X., А д и г е з а л о в а-П о л-ч а е в а К. А. Азербайдж. мед. журн., 1955, № 5, стр. 49. — Остроумов В. М. Вестн. •офтальмол., 1952, в. 4, стр. 12. — Трон Е. Ж. Тр. II Всесоюзного съезда глазных врачей. М.—Л., 1940, стр. 158. — Холина А. А. В кн.: Сборник трудов, посвящ. 45-летней деятельности Долганова. Л., 1936, стр. 153. — Э р и с м а н Ф. Ф. Архив суд. и мед. и обществ, гиг., 1870, кн. 3, стр. 84, кн. 4, стр. 202. — D on der s F., Die Апогпз-lien der Refraction und Accomodation des Audes, Wien, 1888.
Поступила 29/IV 1958 Г.
THE FUNCTION OF VISUAL ANALYSER IN SHORTSIGHTED SCHOOL CHILDREN "WITH CONTINIOUS AND PERIODIC USE OF EYEGLASSES
A. A. Sichev assistant
The function of visual analyser in shortsighted school children and in thoi"- with
normal vision has been investigated by testing the stability of clear vision, the__como-
dation and the convergence and the working capacity of the bodv on the whole. As the result of this it has been found that the shortsighted persons (without eyeglasses) are better adapted to visual work at a close distance. This fact confirms the theory of shortsightedness developing due to visual work, according to which myopia comes as a consequence of prolonged work at a short distance, when all the functions of the eye are directed to the maintainance of the required refractivity.
With the constast use of eyeglasses the functions of the visual analizerer in shortsighted persons are similar to those of children with normal vision. The results of the investigations prove that it is advisable to prescribe eyeglasses for continous use in all cases of myopic refractivity of eyes.
* t* *