Д. В. Манкевич
О деятельности учреждений родовспоможения в Калининградской области (вторая половина 1940-х — 1950-е годы)
Характеризуется процесс становления областной системы родовспоможения. На основе материалов фондов Облздравотдела и Областного родильного дома (ГАКО) делаются выводы о развитии инфраструктуры родовспоможения, состоянии материальной базы и кадровом потенциале. Публикуются данные о соотношении «домашних» и «стационарных» родов, младенческой смертности в родильных домах.
Формирование населения Калининградской области проходило в условиях интенсивных миграционных процессов и послевоенной демографической компенсации, обусловивших высокий уровень рождаемости не только в первые послевоенные годы, но и на протяжении большей части 1950-х гг. Материалы демографической статистики позволяют выделить несколько периодов в региональной динамике рождаемости.
Первый период (1946—1949 гг.) был связан с интенсивным заселением края и массовой демобилизацией военнослужащих, на этом этапе абсолютные показатели рождаемости непрерывно увеличивались за счет появления детей как в недавно заключенных
браках, так и в семьях, сложившихся еще в довоенные или военные годы. В рамках второго периода (1950—1954 гг.) наблюдалась некоторая стабилизация показателей (18,3—20,7 тыс. родившихся ежегодно). Начиная с 1955 г. количество родившихся постоянно сокращалось (в среднем на 1 тыс. ежегодно, наиболее интенсивно — в 1955 и 1957 гг.). Всего в 1946—1959 гг. в области родилось около 183 тыс. детей: 110 тыс. в городских семьях и 73 тыс. в сельских (подсчитано по: [1, оп. 1, д. 11; оп. 3, д. 3; оп. 9, д. 3; оп. 12, д. 281]).
Важная роль в медицинском обеспечении рождаемости принадлежала учреждениям родовспоможения — родильным домам, а также родильным отделениям сельских и городских больниц. В рамках статьи дается обзор деятельности некоторых их них в 1946—1959 гг.
Первые специализированные учреждения родовспоможения появились в области в 1946 г.: в июле первых рожениц в областном центре приняло родильное отделение городской больницы № 1, преобразованное 15 сентября в родильный дом № 1 на 100 коек, к концу октября в области было создано еще 3 роддома на 95 коек каждый. К середине 1949 г. в каждом городе Калининградской области функционировал родильный дом или соответствующее отделение при больнице.
Некоторое представление о становлении городских учреждений родовспоможения дает отчет о работе Калининградского родильного дома № 1 за второе полугодие 1946 г. Роддом занимал трехэтажный корпус, на первом этаже размещалось дородовое отделение и изолятор, на втором и третьем — послеродовое отделение (по одной детской палате на этаж). Несмотря на внушительную площадь помещений, значительно превышавшую установленные нормативы, руководство роддома выражало недовольство выделенным зданием: корпус нуждался в ремонте крыши и остеклении, в палатах было холодно и сыро. До середины 1947 г. сохранялись проблемы с топливом и электричеством, роды нередко «проходили при коптилках», детей «приходилось кормить в темноте». Не хватало жесткого и мягкого инвентаря, пеленок, медикаментов [3, оп. 1, д. 2, л. 1].
Штат роддома к концу 1946 г. был полностью укомплектован. Квалификация персонала оценивалась руководством учреждения как высокая (за исключением акушера-хирурга, имевшего
непродолжительный стаж работы по специальности). В сентябре и начале октября роддом был перегружен, поскольку принимал рожениц из большинства районов области, однако после открытия родильных отделений в городских и районных больницах интенсивность поступления пациентов резко снизилась, сократилось и их среднее число в стационаре (до 65—70 человек).
В июле — декабре 1946 г. в роддом поступило 778 женщин, было проведено 760 родов, живыми родились 755 детей, в том числе 27 недоношенных. Обезболивание при родах практически не применялось. За полгода в роддоме умерли 25 родившихся, случаев смерти матерей отмечено не было. Все умершие дети родились значительно раньше срока [там же, л. 2]. Выживаемость недоношенных составила, таким образом, менее 8%. За отчетный период было проведено 6 операций кесарева сечения (0,8% от общего количества родов1) [там же, л. 3].
К началу 1950-х гг. в области развернулась сеть женских консультаций, функционировали 6 роддомов (2 в областном центре, по одному в Правдинске, Зеленоградске, Советске и Черня-ховске), общее количество мест в родильных домах и отделениях («коек») достигло 625 (230 в Калининграде, 90 в сельских больницах). Основным «методическим и практическим центром» системы родовспоможения стал Калининградский роддом № 1 (ведущий специалист — А.Ф. Грушевский), врачи которого приняли 1710 родов (почти 70% из них — с использованием обезболивания). В том же году в роддоме № 1 был отмечен рост детской смертности, после чего его «взяло на контроль» Министерство здравоохранения РСФСР. После проведения дезинфицирующих и «организационных» мероприятий ситуация пошла на поправку [2, оп. 7, д. 13, л. 5—10].
Комиссия Министерства здравоохранения РСФСР, посетившая область в 1951 г., констатировала «удовлетворительное» состояние акушерства и родовспоможения в области, отмечая вместе с тем серьезные проблемы в организации профилактической работы и информационной деятельности женских консультаций [2, оп. 6, д. 33, л. 9, 10]. Замечания комиссии относились преимущественно к сельским и районным консультациям. Если
1 В России, странах Западной Европы и США этот показатель в 2011— 2012 гг. составил от 22 до 30%.
в 1950 г. было зарегистрировано 55 тыс. посещений городских консультаций в дородовый период, то показатели активности сельского населения были гораздо скромнее — всего 831 посещение (в послеродовый период соответственно 10,5 тыс. и 5 посещений) [там же, оп. 7, д. 13, л. 2]. Наиболее неблагополучными считались Нестеровский, Ладушкинский и Приморский районы, а также г. Неман: свыше 60% беременных впервые посещали консультацию на поздних сроках беременности (после 6 мес.) [там же, л. 10—21].
В 1950 г. в городских и районных родильных домах было принято 4727 родов (32% от общего числа родов, принятых в медицинских учреждениях), в отделениях городских и районных больниц — 8116 (55%), в медучреждениях сельских населенных пунктов — 1 957 (13%). Свыше 3,5 тыс. родов было принято врачами и средним медперсоналом на дому. Более 3 тыс. рожениц из сельских населенных пунктов стали пациентками городских роддомов и родильных отделений. В течение года в учреждениях родовспоможения умерло 211 детей. Выживаемость недоношенных в городских роддомах и отделениях составила 83 % и 79% соответственно [там же, л. 3].
Несмотря на явный прогресс в снабжении медицинских учреждений области медикаментами и инвентарем, в начале 1950-х гг. многие роддома и отделения испытывали серьезные трудности с материальным обеспечением: не хватало детских кроваток, одеял, постельного белья для рожениц и родильниц.
Судя по многочисленным жалобам и заявлениям пациентов, в середине — второй половине 1950-х гг. возросли требования к содержанию и характеру медицинской помощи, в том числе акушерской и гинекологической. Вместе с тем состояние этих отраслей областной медицины, особенно в сельской местности, оставляло желать лучшего — акушерско-гинекологическое направление являлось одним из наиболее проблемных элементов областной системы здравоохранения.
В 1956 г. Облздравотдел провел масштабное исследование состояния гинекологии и родовспоможения в городах и сельских районах области. Однако статистические результаты, представленные в отчетах, не давали полной картины, поэтому дополнительно было изучено состояние роддомов и составлены соответ-
ствующие акты. В области на конец года функционировали 11 родильных домов (4 в Калининграде, по одному в Черняховске, Советске, Гусеве, Зеленоградске, Правдинске, Краснознаменске, Багратионовске), родильное отделение работало в каждой районной больнице, общее количество «акушерских коек» достигло 740 (в том числе 120 — в сельских больницах), в регионе работали 68 акушеров-гинекологов [2, оп. 6, д. 165 а, л. 1]. Согласно сводным данным о квалификации врачей, в большинстве случаев она оставляла желать лучшего: в рядах акушеров-гинекологов не было ни одного специалиста 1-й категории и насчитывалось лишь 4 врача 2-й категории. В городах основная масса родов происходила в роддомах (96%), в сельской местности — на дому (76%), городские роддома были крайне перегружены, а «родильные койки» на селе зачастую простаивали [там же, л. 54—60].
Акты обследования родильных домов и соответствующих отделений районных больниц вскрыли многочисленные случаи нарушения санитарно-гигиенического режима, что существенно повышало риск внутрибольничных заражений как матерей, так и новорожденных. Проверка родильного отделения в Озёрской районной больнице выявила отсутствие сыворотки для определения группы крови и оборудования для переливания крови, стерильного инструментария для неотложной хирургической помощи, акушерами не применялось обезболивание в родах, новорожденные «совершенно не наблюдались врачом», в полном беспорядке находилась медицинская документация — личные карты новорожденных не заполнялись в течение полугода [там же, оп. 6, д. 119, л. 3, 5]. В акте обследования роддома г. Гусева отмечалось отсутствие в учреждении дезинфицирующих средств (даже мыла), стерильного белья, обращалось внимание на антисанитарное состояние предродовой палаты и родовой комнаты [там же, л. 37]. В Большаковском, Славском, Краснознаменском районах наряду с антисанитарным состоянием палат и родильных комнат отсутствовал патронаж (наблюдение) над беременными женщинами, в Гурьевском районе не велись истории новорожденных, в Пио-
нерском родильное отделение было вообще свернуто по причине длительного отсутствия акушера-гинеколога [там же, л. 51].
К началу 1959 г. в ответ на снижение рождаемости «коечная сеть» городских родильных домов и отделений была несколько сокращена — до 680 мест (в сельской местности их было 125). К существовавшим ранее 11 городским и районным роддомам прибавились 6 колхозных, численность акушеров-гинекологов возросла до 107 (врачей 1-й категории по-прежнему не было, однако заметно увеличилась группа специалистов 2-й категории — до 7 человек). Значительно возросли транспортные возможности колхозов, совхозов — роженицы чаще доставлялись в районные роддома, поэтому колхозные роддома часто пустовали.
В первой половине 1950-х гг. значительная часть родов по сельской местности принималась на дому (в 1953 г. — 92%, в 1955 г. — 32%). В городах этот показатель был гораздо ниже — на протяжении 50-х гг. он не превышал 4—6% [там же, д. 197, л. 6, 7—12, 21]. К 1959 г. доля внебольничных родов существенно сократилась, составив 12%, дома теперь рожали, как правило, многодетные матери, женщины, отказывавшиеся от госпитализации по семейным обстоятельствам, а также женщины, проживавшие на отдаленных хуторах [там же, л. 1, 4, 6]. К концу 1950-х гг. наметился прогресс и в работе женских консультаций — если в 1952 г. под наблюдение консультаций поступило не более 23% женщин со сроком беременности до 3 месяцев, то в 1959 г. — 70% [там же, л. 10].
Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода происходило интенсивное развитие инфраструктуры системы родовспоможения, активное внедрение современных методик проведения родов, была в основном решена кадровая проблема, существенно сократилась доля «домашних» родов.
Список источников
1. Государственный архив Калининградской области (ГАКО). Ф. 181 : Статистическое управление Калининградской области.
2. ГАКО. Ф. 233 : Калининградский областной отдел здравоохранения.
3. ГАКО. Ф. 371 : Калининградский областной родильный дом № 1.
Учреждения родовспоможения в Калининградской области
73
Об авторе
Дмитрий Владимирович Манкевич — старший преподаватель кафедры истории Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград), [email protected]