ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
УДК 006.91 (091)(470.13) «1935/1941»
И. А. Мартюшев*
О деятельности Коми отделения мер и весов по упорядочению измерительного хозяйства Коми АССР в довоенное время
В статье исследуется деятельности местного органа по метрологии, находящегося и обслуживающего территорию Коми АССР. Особое внимание уделено рассмотрению работ по осуществлению государственного метрологического надзора.
The article deals with activities of the local authority on metrology, located and functioning Komi ASSR. The emphasis is on studying activities directed at the state metrological supervision.
Ключевые слова: измерительное хозяйство; метрологический надзор; метрология; поверка и клеймение средств измерений; стандартизация.
Key words: Measuring base; metrological supervision; metrology; checking and a marking-off of measuring apparatuses; standardization.
Деятельность по стандартизации является одним из действенных инструментов нормативно-технического обеспечения развития промышленности и научно-технического прогресса. Руководство Советского государства, осознавая это, уже в первые годы становления СССР заботилось о разработке и практическом внедрении научно обоснованных форм и методов рационализации параметров выпускаемой продукции и применяемых технологических процессов производства, об установлении при помощи стандартов обоснованных требований к качеству выпускаемой продукции и реализуемых услуг. Велика роль стандартизации в повышении эффективности всех видов деятельности по организации производства продукции, укреплении обороноспособности и в целом для ускорения экономического и технического развития страны.
Наряду со стандартизацией, метрология как деятельность по установлению обязательных технических и юридических требований по применению единиц физических величин и методов и
* Мартюшев Иван Анатольевич, аспирант, Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, г. Сыктывкар.
средств обеспечения единства измерений также является одним из элементов деятельности по рационализации производства. Принимая это во внимание, руководство их деятельностью было объединено в одном государственном органе. Общесоюзный орган по стандартизации и метрологии имел разветвленную сеть территориальных органов и служб, которые осуществляли методологическую и практическую работу по стандартизации и метрологии на территории соответствующих союзных республик, а также в автономных республиках, краях, областях и крупных промышленных центрах [1, с. 4].
16 июля 1935 г. в Коми области, в г. Сыктывкаре было официально открыто Коми оделение мер и весов Архангельского управления мер и весов Центрального управления мер и весов Всесоюзного Комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны СССР. В 1936 г. все учреждения Центрального управления мер и весов на всей территории СССР были подчинены Народному комиссариату внутренних дел СССР, а Отделение в Коми области было преобразовано в самостоятельное Коми Отделение мер и весов при СНК Коми АССР, подчиненное Главному управлению мер и весов при НКВД СССР. В 1938 г. СНК ликвидировал Главное Управление мер и весов и создал Комитет по делам мер и измерительных приборов при СНК СССР. Коми отделение мер и весов было подчиненно Комитету по делам мер и измерительных приборов при СНК СССР. В 1939 г. все местные органы были реорганизованы в Управления уполномоченных Комитета по делам мер и измерительных приборов, а Коми отделение мер и весов стало называться Управлением уполномоченного Комитета по делам мер и измерительных приборов при СНК Коми АССР.
Основными документами, составлявшими нормативную правовую базу деятельности местных метрологических органов были совместное Постановление Центрального исполнительного комитета СССР № 104 и СНК СССР № 2104 от 09 сентября 1934 г. «О мерах и весах» [15] и Положение об органах стандартизации от 17 июня 1933 г. [16].
В соответствии с Положением об органах стандартизации, Всесоюзный комитет стандартизации имел своих уполномоченных при экономических советах союзных республик, за исключением РСФСР, а также имел уполномоченных в автономных республиках, краях, областях и крупных промышленных центрах. Основной задачей местных органов был непосредственный контроль за работой по стандартизации и за состоянием контрольно-измерительного хозяйства [16]. В Постановлении «О мерах и весах» утверждалось, что весы, гири, литры, метры и другие измерительные приборы по списку, устанавливаемому СНК СССР, подлежали обязательному
76
клеймению, монопольно осуществляемому Центральным управлением мер и весов и его местными органами [15].
Основным направлением деятельности Коми отделения была метрология и, в частности, осуществление государственного метрологического надзора. Формами такого надзора были следующие:
1. Государственная поверка и клеймение средств измерений.
2. Проверки состояния и применения средств измерений, деятельности ведомственных метрологических служб в организациях и на предприятиях, соблюдения метрологических правил (ревизионная работа).
3. Регистрация предприятий и организаций, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих средства измерений.
Основную часть работ по всем этим направлениям осуществляли специально подготовленные государственные поверители.
Основным видом деятельности в первые годы функционирования Коми отделения мер и весов была государственная поверка и клеймение мер и измерительных приборов. Государственная поверка являлась основным методом поддержания точности измерений мер и измерительных приборов, что необходимо для обеспечения единства измерений на территории всей страны. Кроме деятельности по государственной поверке и клеймению измерительных приборов Коми отделением мер и весов также осуществлялась ревизионная работа. Назначением ревизионной работы было выявление количества, состава и качества измерительных приборов в отдельных организациях, входящих в систему того или иного ведомства и в целом по территории республики. Выявлялось общее количество приборов, количество законных и незаконных приборов. Деятельность по регистрации предприятий и организаций, изготовляющих или ремонтирующих измерительные приборы, осуществлялись в незначительном объеме.
Трудно переоценить значимость деятельности по метрологическому надзору для хозяйства республики. В первую очередь от качества данного вида деятельности зависела точность всех производимых измерений в промышленности и торговле региона. Это было важно как для огромных предприятий и целых отраслей народного хозяйства (в частности, позволяло производить наиболее точные расчеты, более рационально использовать имеющиеся ресурсы и планировать свою деятельность), так и для каждого гражданина, являющегося конечным потребителем товаров и услуг. Деятельность по метрологическому надзору была объявлена в качестве наиболее действенной меры против обмеривания и обвешивания. Кроме того, применение в работе неисправных, неверных или незаконных, т. е. без соответствующих поверительных клейм,
77
измерительных приборов и оборудования было запрещено и влекло за собой ответственность в соответствии с законодательством (в основном в виде штрафов и других экономических санкций).
В связи с тем, что Коми АССР была республикой сельскохозяйственной, промышленных предприятий, как например машиностроительных, металлургических заводов, производящих новые
измерительные приборы, не было. Но в то же время огромные природные богатства Печорского края в связи со строительством стратегически важной железной дороги Котлас-Воркута быстро превращали Коми край в крупный индустриальный район, в топливную базу всего Советского Севера и города Ленинграда, в частности. В районах Ухты и Воркуты работали сотни нефтяных вышек, нефтеперерабатывающие и ремонтно-механические заводы и электростанции. Предприятия Ухты обеспечивали бензином и керосином не только нужды Коми АССР, но и отправляли эти продукты потребителям за пределами республики. Из Воркуты вывозилось огромное количество каменного угля. Немаловажное место Коми АССР занимала и в пушном хозяйстве, и особенно в лесозаготовках. Общая площадь лесов республики насчитывала более 27 млн га, что ежегодно давало для промышленности свыше 10 млн кубометров высококачественной древесины.
На 1937 г., т. е. в первые годы деятельности Коми отделения мер и весов, Коми АССР состояла из 12 районов (не считая г. Сыктывкара). На ее территории насчитывалось 657 колхозов, 23 совхоза и МТС, 192 промышленных предприятия, 814 торговых предприятий, 43 заготовительные организации, 61 организация транспорта, 112 органов здравоохранения, 140 органов связи, 270 прочих организаций, имеющих измерительные приборы [4. Л. 2]. К 1941 г. Коми АССР состояла уже из 16 районов с райцентрами, четырех рабочих поселков и одного города - Сыктывкара. Всего на территории Коми края имелось более 50 промышленных предприятий, 8 совхозов, 16 МТС, до 700 колхозов, более 1000 торговых точек, 300 пунктов органов здравоохранения, 175 пунктов органов связи, 15 заготовительных организаций [11. Л. 86]. Все эти организации имели для своей работы измерительные приборы и средства измерения, которые и составляли базу деятельности Коми отделения мер и весов. Ежегодно проверке подвергались до 6-8 районов республики.
Предприятия и организации, имевшие в своем хозяйстве подавляющую часть измерительных приборов и оборудования (более 90 %), находились в ведении Центрального союза потребительских обществ, Народного комиссариата торговли, Народного комиссариата пищевой промышленности, Народного комиссариата легкой
78
промышленности, Народного комиссариата лесной промышленности, Народного комиссариата земледелия, Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов, Народного комиссариата водного транспорта, Народного комиссариата здравоохранения.
Вся работа по поверочной и ревизионной деятельности планировалась по кварталам, полугодиям и в целом на год, составлялись графики по обслуживанию районов и организаций. Однако в работе Коми отделения мер и весов были значительные трудности, что не позволяло выдерживать график и выполнять план.
Одним из наиболее значимых препятствий в работе Коми отделения мер и весов были трудности с транспортом и бездорожье. Территория Коми АССР составляла 395 тыс. кв. км, а расстояние от одной точки до другой в ряде случаев составляло до 400 км. Своего автотранспорта у Коми отделения долгое время не было, поэтому приходилось пользоваться всевозможным транспортом, начиная с оленьих упряжек и заканчивая самолетом. Были случаи, когда при отсутствии транспортных средств государственные поверители ходили от одного пункта до другого пешком, а необходимые для работы контрольные приборы оставляли на хранение до возможности движения какого-либо вида транспорта. При работе в колхозах, на внутриколхозных территориях перевозками занимались на лошадях, а в периоды, когда все лошади находились на лесозаготовках, контрольные приборы приходилось перевозить на коровах. Ситуация особенно обострялась весной и осенью, в период бездорожья. Все это вело к вынужденным простоям в работе [13. Л. 308]. Указанные проблемы с передвижением по районам республики также влияли и на качество ревизионной работы. При проведении ревизионной работы, выявлялся один из важнейших показателей, характеризующих качество измерительного хозяйства отдельных организаций, районов и Коми АССР в целом - общее количество и доля незаконных измерительных приборов. По окончании проведения ревизии в той или иной организации и при выявлении в ней незаконных приборов в обязательном порядке составлялся акт ревизии и давалось предписание, обязывающее привести ее измерительное хозяйство в законное состояние. В целях проверки того, насколько точно выполняются предписания, данные Коми отделением мер и весов, через определенные интервалы времени планировалось проведение в данных организациях повторных ревизий. Однако повторный выезд в районы удавалось осуществить очень редко, что делало проведение повторных ревизий по каждой из обревизованных точек почти невозможным.
Для решения вопроса обеспечения транспортными средствами постановлением Правительства Коми АССР было предусмотрено в
79
одном из пунктов обязать председателей райисполкомов оказывать содействие по передвижению государственных поверителей с контрольными приборами к пунктам государственной поверки. Но в большинстве случаев данное предписание не выполнялось, и райисполкомы отказывали в предоставлении транспорта.
В качестве примера можно привести объяснительную записку о деятельности одного из государственных поверителей Коми отделения мер и весов В.Н. Богданова в Прилузском районе. Для организации работы планировалось открыть два временных отделения в разных населенных пунктах данного района. После окончания работы одного из временных отделений и для перевозки оборудования весом 500 кг в другой населенный пункт государственный поверитель обратился за помощью в предоставлении транспорта в Прилузский райисполком, где получил отказ в предоставлении транспорта и предложение о передвижении на попутных лошадях. Однако попутных лошадей было мало и все они были с грузами. В итоге для решения вопроса пришлось отложить переезд государственного поверителя с контрольными измерительными приборами на несколько дней. Райсполком даже не помог в переброске груза на расстояние 500 м до ближайшего склада мастерской районного комбината для временного хранения там приборов. Государственному поверителю с помощниками пришлось самим на руках переносить измерительные приборы [6. Л. 15]. Документов с подобными примерами, характеризующими деятельность государственных поверителей в районах, сохранилось достаточно много.
Основной формой работы государственных поверителей в районах была организация временных отделений. По прибытии государственного поверителя в район райисполком вызывал на совещание руководителей всех организаций района, где выносил решение о том, в каких населенных пунктах района и в какие сроки поверитель будет производить поверку и клеймение приборов, а также устанавливал график предоставления приборов на государственную поверку. Все это оформлялось соответствующим постановлением, обязывающим все учреждения и предприятия, а также тех граждан, которые применяют измерительные приборы для целей торговли и производства, к представлению их на поверку и клеймение в установленные сроки. Средняя продолжительность работы временного отделения составляла 30 календарных дней, однако в ряде случаев данный срок составлял 90 и более дней. Учреждения и предприятия были обязаны бесплатно предоставлять государственным поверителям помещение, рабочую силу и вспомогательное оборудование, необходимое для проведения поверочных действий.
Работа государственного поверителя начиналась с получения сведений от организаций о наличии у них измерительных приборов, после чего проводилась непосредственная государственная поверка. Предоставление приборов по графику в основном не выдерживалось. Владельцы приборов несвоевременно привозили приборы, затягивали сроки, ссылаясь на всевозможные причины (отсутствие автотранспорта и др.), тем самым увеличивая время пребывания государственных поверителей в районах. Положение осложнялось еще и тем, что в отделении не было точного учета (а по отдельным районам и вообще никаких данных) наличия в обращении измерительных приборов, а также и количества точек по разным отраслям народного хозяйства.
По окончании работы государственные поверители составляли докладные записки для информирования Райисполкомов, а также начальников районных отделений внутренних дел и руководителей организаций о проведенной работе. С возвращением государственных поверителей из поездки по районам они составляли отчетный материал, на основании которого начальник Коми отделения ставил в известность республиканских руководителей об имевших место в той или иной организации результатах и об их обязанности устранить недостатки, выявленные в период работы временных отделений. При обнаружении в организации незаконных приборов (не имевших клейм, с просроченными клеймами), а также загрязненных и неисправных приборов, последние немедленно опломбировывались, изымались из обращения и направлялись в ремонтные мастерские.
Кроме вышеназванных проблем можно отметить также недостатки предоставленного Коми отделению помещения - малого по площади и не подходившего для реализации его функций: недостаточное количество мастерских, занимавшихся ремонтом измерительных приборов и средств измерений, неполная их укомплектованность кадрами; нехватка финансовых средств; слабая помощь местных властей.
Однако общесоюзный орган по делам мер и измерительных приборов не считал, что указанные недостатки должны влиять на реализацию плана и требовал от Коми отделения выполнения в полной мере запланированных показателей, особенно в предвоенное время [12. Л. 13]. Об объеме работы Коми отделения мер и весов и о степени выполнения плановых показателей можно судить из показателей в таблице (в скобках указана степень выполнения установленных плановых показателей) [3. Л. 8, 13, 31; 4. Л. 2; 7. Л. 14, 15, 26, 57; 9. Л. 62; 14. Л. 20; 10. Л. 31; 11. Л. 89, 80].
Таблица
Количественные показатели работы Коми отделения мер
и весов за 1938-1941 гг.
1938 1939 1940 1941
Количество охваченных районов 6 8 7 6
Количество открытых временных отделений 8 11 9 12
Периодическая поверка приборов, шт. 10761 (102 %) 14390 (97 %) 13 сл ->■ О СП % ) 22791 (70 %)
Поверка приборов после ремонта, шт. 9673 (67 %) 18042 (88 %) 8742 (90 %) 11150 (79 %)
Поверка приборов в порядке ревизии, шт. 24227 (83 %) 31954 (94 %) 35875 (80 %) 30912 (102 %)
Сумма сборов за выполненные работы, руб. 12497 (74 %) 18352 (69 %) 25246 (128 %) 35325 (89 %)
Объем работы, чел.-дни 438 (82 %) 567 (84 %) 567 (117 %) 603 (93 %)
Многие из вышеназванных проблем удалось решить после открытия новых постоянно действующих отделений, поверочных пунктов и мастерских по ремонту измерительных приборов.
В соответствии с директивами Главного управления мер и весов при НКВД СССР организация новых постоянных отделений должна была строиться с таким расчетом, чтобы новые постоянные отделения открывались в пунктах, имевших значительное количество проверяемых точек (торговые, промышленные предприятия и т. д.) и к которым экономически тяготел ряд районов. Учитывались также и другие моменты: нахождение в данных пунктах административно-политических центров, обеспечение постоянной загрузки на территории, обслуживаемой данным отделением, как правило, не менее двух государственных поверителей. Однако для отдаленных северных районов (к которым, в частности, и относилась часть территории Коми АССР), в которых требовалась по ряду причин организация отделения и которые не обеспечивали загрузку двух государственных поверителей, как исключение могли быть запланированы отделения в составе одного государственного поверителя [2. Л. 42].
В соответствии с этим в 1939 г. в селе Усть-Уса - районном центре Печорского района - планировалось открыть постоянное межрайонное отделение. Хотя предполагалось, что данное отделение будет обслуживать всего три района (Усть-Усинский, Ижемский,
Усть-Цилемский), но необходимость его открытия обусловливалась особой территориальной разбросанностью населенных пунктов в этих районах (от 25 до 350 км до райцентра), а также отдаленностью самих этих районов от центра Коми республики при отсутствии железнодорожной линии и автодвижения [5. Л. 1]. Количество населения в этих районах (без приезжих и з/к) насчитывало до 45000 чел. с числом населенных пунктов до 300. Кроме того в этих районах большое весовое хозяйство имели пункты Ухтижемлага, которые почти не обслуживались [7. Л. 13]. В Усть-Усе данное отделение организовано не было в силу решения о нецелесообразности его открытия, но СНК Коми АССР своим постановлением от 29 апреля 1939 г. обязал Народный комиссариат местной промышленности Коми АССР организовать в селе Усть-Цильма весоремонтную мастерскую для обслуживания районов указанного округа как самой мастерской, так и путем выездных бригад, а уполномоченного Комитета по делам мер и измерительных приборов при СНК Коми АССР - организовать вместе с этим постоянное межрайонное отделение на базе данной мастерской. В ноябре 1940 г. указанная мастерская была организована [8. Л. 69]. Позже, в августе 1941 г. постоянный поверочный пункт был открыт при Княж-погостском депо в поселке Железнодорожном Железнодорожного района. Данное поверочное отделение обслуживало в основном Севжелдорлаг НКВД [8. Л. 102]. В послевоенное время также были организованы постоянные отделения в городах Ухта и Воркута.
Таким образом, стандартизация и метрология стали важными направлениями в управлении народным хозяйством, в результате чего в стране сложилась единая государственная система стандартизации и обеспечения единства измерений, в основу которой была положена высокоразвитая эталонная база и государственная метрологическая служба, охватывающая все уровни народного хозяйства.
Коми отделение мер и весов, образованное в 1935 г., являлось территориальным органом Центрального Управления мер и весов НКВД СССР, осуществляющим метрологический надзор за измерительным хозяйством организаций и предприятий, находящихся на территории Коми АССР. Ежегодно государственной поверке и клеймению подвергалось несколько десятков тысяч мер и измерительных приборов, принадлежащих сотням организаций, осуществляющим свою деятельность на территории Коми АССР.
Однако в первые годы своей работы Коми отделение мер и весов столкнулось с целым рядом проблем и трудностей как субъективного, так и объективного характера, которые не могли не отразиться на результатах его деятельности. В основном это выражалось в невыполнении из года в год ряда запланированных пока-
зателей, что негативно сказывалось на измерительном хозяйстве республики. Учитывая это и в целях повышения эффективности своей деятельности Коми отделению мер и весов следовало более интенсивно использовать и другие формы работы, так как упорядочение измерительных приборов и приведение их в законное состояние путем лишь открытия временных отделений, особенно в столь специфичных климатических и территориальных условиях Коми АССР, было неэффективно и невозможно. Данная форма работы должна была активно дополняться и другими: предъявление соответствующих жестких требований к республиканским организациям и наркоматам, направленных на приведение в законное состояние измерительных приборов в их системах, систематическое проведение организационно-технических мероприятий, более тесная взаимосвязь с органами милиции и ремонтными мастерскими.
Список литературы
1. Белобрагин В.Я. Территориальные органы Госстандарта СССР. - М.: Изд-во стандартов, 1988. - 112 с.
2. НАРК. Ф. р-998. Оп. 1 Д. 1.
3. НАРК. Ф. Р-998. Оп. 1. Д. 4.
4. НАРК. Ф. р-998. Оп. 1 Д. 6.
5. НАРК. Ф. р-998. Оп. 1 Д. 7.
6. НАРК. Ф. р-998. Оп. 1 Д. 9.
7. НАРК. Ф. р-998. Оп. 1 Д. 10.
8. НАРК. Ф. р-998. Оп. 1 Д. 16.
9. НАРК. Ф. р-998. Оп. 1. Д. 17.
10. НАРК. Ф. р-998. Оп. 1. Д. 19.
11. НАРК. Ф. р-998. Оп. 1. Д. 20.
12. НАРК. Ф. р-998. Оп. 1. Д. 30.
13. НАРК. Ф. р-998. Оп. 1. Д. 45.
14. НАРК. Ф. р-998. Оп. 1. Д. 51.
15. О мерах и весах: Постановление ЦИК СССР N 104, СНК СССР № 2104 от 09.09.1934 // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1934. № 213.
16. Положение об органах стандартизации: Постановление СНК СССР от 17.06.1933. № 1230 // СЗ СССР. 1933. № 39. ст. 235.