Научная статья на тему 'О детерминантах возникновения религиозного фундаментализма'

О детерминантах возникновения религиозного фундаментализма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
642
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРИЧИНЫ / ФАКТОРЫ РАДИКАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манукян Алинэ Романовна

Достижение успеха борьбы с экстремизмом в России невозможна без остановки роста этнокультурного и религиозного экстремизма в российских регионах. Решение задачи выявления, пресечения, раскрытия, профилактики и квалификации экстремистских проявлений требует оптимизации содержания специального профессионального обучения на данном направлении, совершенствования его форм и методов, обеспечивающих полное понимание генезиса и сущности религиозного фундаментализма и его детерминант. Целью статьи является анализ причин возникновения религиозного фундаментализма. Исходя из данной цели в статье поставлены и решены следующие задачи: изучить эволюцию развития религиозного фундаментализма; обозначить основные причины, влияющие на возникновение религиозного фундаментализма. С использованием системного подхода, категориального и сравнительного анализа, синтеза и логического обобщения автором уточнено понятие религиозного фундаментализма и его признаки, а также выделены макрои микрофакторы, имеющие непосредственное влияние на радикализацию религиозных взглядов. Использование результатов исследования в процессе профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов будет способствовать более глубокому пониманию причин религиозного экстремизма и терроризма, и как следствие, повышению эффективность антитеррористической деятельности. Выводы исследования могут быть учтены при разработке программ профессиональной подготовки правоохранительных органов, в отдельных курсах и их комплексах, а также оценке их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On determinants of religious fundamentalism emergence

Achieving success in the struggle against extremism in Russia is impossible without stopping the growth of ethno-cultural and religious extremism in the Russian regions. The decision to identify the problem, preventive, detection, prevention and qualification extremism requires optimization of the content of special professional training in this area, improvement of its forms and methods, providing deep and complete understanding of the genesis and nature of religious fundamentalism and its determinants. The aim of this study is to analyze the causes of religious fundamentalism. Proceeding from this goal, we set the following tasks: to examine the evolution of religious fundamentalism; identify the main factors influencing the emergence of religious fundamentalism. The study used system approach, categorical and comparative analysis, synthesis and logic synthesis. Author clarified the concept of religious fundamentalism and its features, as well as macroand isolated microfactors having a direct impact on the radicalization of religious beliefs. Using the results of research in the process of professional and psychological training of law enforcement officers will contribute to a better understanding of the causes of religious extremism and terrorism, and as a consequence, increase the efficiency of antiterrorist activities. The findings may be taken into account in development of law enforcement agencies training programs, individual courses and their complexes, as well as the evaluation of their effectiveness.

Текст научной работы на тему «О детерминантах возникновения религиозного фундаментализма»

2.6. О ДЕТЕРМИНАНТАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА

Манукян Алинэ Романовна, канд. пед. наук. Должность: доцент. Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Филиал: филиал Краснодарского университета МВД России. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: alineromanovna@yandex.ru

Аннотация. Достижение успеха борьбы с экстремизмом в России невозможна без остановки роста этнокультурного и религиозного экстремизма в российских регионах. Решение задачи выявления, пресечения, раскрытия, профилактики и квалификации экстремистских проявлений требует оптимизации содержания специального профессионального обучения на данном направлении, совершенствования его форм и методов, обеспечивающих полное понимание генезиса и сущности религиозного фундаментализма и его детерминант. Целью статьи является анализ причин возникновения религиозного фундаментализма. Исходя из данной цели в статье поставлены и решены следующие задачи: изучить эволюцию развития религиозного фундаментализма; обозначить основные причины, влияющие на возникновение религиозного фундаментализма. С использованием системного подхода, категориального и сравнительного анализа, синтеза и логического обобщения автором уточнено понятие религиозного фундаментализма и его признаки, а также выделены макро- и микрофакторы, имеющие непосредственное влияние на радикализацию религиозных взглядов. Использование результатов исследования в процессе профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов будет способствовать более глубокому пониманию причин религиозного экстремизма и терроризма, и как следствие, повышению эффективность антитеррористической деятельности. Выводы исследования могут быть учтены при разработке программ профессиональной подготовки правоохранительных органов, в отдельных курсах и их комплексах, а также оценке их эффективности.

Ключевые слова: экстремизм, религиозный фундаментализм, характеристики, причины, факторы радикализации.

ON DETERMINANTS OF RELIGIOUS FUNDAMENTALISM EMERGENCE

Manukjan Alinje Romanovna, PhD in Pedagogical Science. Position: associate professor. Place of employment: North Caucasus institute of advanced training. Branch: Krasnodar university of MIA Russia branch. Department: State and Civil-Legal Disciplines chair. E-mail: alineromanovna@yandex.ru

Annotation: Achieving success in the struggle against extremism in Russia is impossible without stopping the growth of ethno-cultural and religious extremism in the Russian regions. The decision to identify the problem, preventive, detection, prevention and qualification extremism requires optimization of the content of special professional training in this area, improvement of its forms and methods, providing deep and complete understanding of the genesis and nature of religious fundamentalism and its determinants. The aim of this study is to analyze the

causes of religious fundamentalism. Proceeding from this goal, we set the following tasks: to examine the evolution of religious fundamentalism; identify the main factors influencing the emergence of religious fundamentalism. The study used system approach, categorical and comparative analysis, synthesis and logic synthesis. Author clarified the concept of religious fundamentalism and its features, as well as macro- and isolated microfactors having a direct impact on the radicalization of religious beliefs. Using the results of research in the process of professional and psychological training of law enforcement officers will contribute to a better understanding of the causes of religious extremism and terrorism, and as a consequence, increase the efficiency of antiterrorist activities. The findings may be taken into account in development of law enforcement agencies training programs, individual courses and their complexes, as well as the evaluation of their effectiveness. Keywords: extremism, religious fundamentalism, characteristics, causes, factors of radicalization.

Экстремизм в последние несколько десятилетий является одной из самых обсуждаемых научным сообществом проблем. Различные проявления экстремизма представляют реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Этот вывод подтверждает динамика зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в России за период 2012-2016 гг., свидетельствующая о поступательном росте их количества1. Остро стоит вопрос роста этнокультурного и религиозного экстремизма в российских регионах [2, с. 121]. Сильным и эффективным орудием в руках религиозных экстремистов является идеологическая обработка населения.

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия религиозному экстремизму2. В числе мер противодействия экстремизму Стратегия определяет обеспечение надлежащей подготовки сотрудников правоохранительных органов по вопросам выявления, пресечения, раскрытия, профилактики и квалификации экстремистских проявлений. Решение этой задачи требует оптимизации содержания специального профессионального обучения на данном направлении, совершенствования его форм и методов. В программах профессиональной подготовки, а также в отдельных курсах и их комплексах, должны быть сформулированы и достигнуты предметно-специализированные результаты, которые проявляются в виде усвоенных знаний, включающих глубокое и полное понимание генезиса и сущности религиозного экстремизма и фундаментализма.

В данной статье на основе сравнительного анализа результатов зарубежных исследований детерминации религиозного фундаментализма предпринимается попытка анализа и обобщения причин его возникновения. В основу исследования положен системный подход, который способен внести значимый вклад в поиск интегративного подхода к проблеме религиозного фундаментализма и позволяет учитывать выводы це-

1 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации. Официальный сайт МВД России. https://mvd.ru/folder/101762/item/7207988/.

2 "Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года" (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753).

лого ряда научных дисциплин, таких как экономика, психология, социология, политология, право международных отношений, антропология.

Экстремисты или фундаменталистские религиозные группы встречаются во многих религиях, таких как индуизм, иудаизм, христианство и ислам [1, с. 194]. Термин «фундаментализм» обычно используется в уничижительном смысле (подразумевая под фундаментализмом фанатизм, жестокость, насилие и деспотизм) зачастую в сочетании с такими словосочетаниями как «мусульманские фундаменталисты» [9, с. 26] или «фундаменталисты правого/левого крыла») [6, с. 136]. Этому способствует тот факт, что средства массовой информации склонны отождествлять все радикально настроенные группы с конкретным стереотипом фундаментализма. Некоторые исследователи склонны приравнивать «крайнюю форму развития религиозного фундаментализма» к религиозному экстремизму [6].

Термин «фундаментализм» впервые был предложен редактором нью-йоркского журнала «Watchmen-Examiner». «Фундаменталистами» он называл тех, готов сражаться за «Основы»3 [10, с. 9-10]. «Основы» содержали широкий перечень «врагов» христианской веры, в числе которых прежде всего выделялась либеральная теология, немецкий критицизм и дарвинизм, которые, по представлениям авторов «Основ», подрывали авторитет Библии [7, с. 52-54]. Таким образом, фундаментализм по сути своей возник в США в результате организованной деятельности консервативных священнослужителей с целью «защиты» христианской идеологии. И если в начале XX в. понятие «фундаменталист» было скорее поводом для гордости, то сейчас оно звучит оскорбительно. Так, например, термин фундаменталист не используется мусульманами; такого слова нет в арабском языке [12, с. 358].

Очевидно, термин фундаменталист потерял свой первоначальный смысл, он эволюционировал, равно как и явление, которое он описывает. По мнению Дж. Бартона, даже если мы будем использовать понятие «фундаменталист» сегодня, благодаря широкой огласке средств массовой информации оно будет пониматься и использоваться неверно [5, с. 55]. Представляется, что правильнее в этой связи использовать уточняющие термины, например, фундаменталист-ортодокс, фундаменталист-боевик, активный или пассивный фундаменталист и т.д. Это поможет избавиться от стереотипов восприятия.

В литературе можно встретить такое определение фундаментализма: «любое движение, акцентирующее внимание на буквальном трактовании писаний, таких как Коран, Библия и т.п.» [4, с.175] Но это лишь один из аспектов данного сложного явления, более того, вводящий в заблуждение, т. к. позиции фундаменталистов, не соответствуют Писанию, а чаще идут вразрез с ним [5, с. 55]. Религиозный фундаментализм -это сложный и многогранный феномен, который можно определить как специфическую форму сопротивления секуляризационным процессам в процессе поиска путей религиозного решения социальных и нравственных проблем личности. Религиозный фундаменталист как правило: (1) верит в непогрешимость священных текстов, таких как Коран, Тора или Библия; (2) не признает других религий и верований; (3) готов

3 The Fundamentals: A Testimony To The Truth - 12 томов сборника статей, написанные в период 1910 - 1915 г. британскими и американскими учеными и проповедниками.

убить или быть убитым в процессе отстаивании «истины»; (4) стремится быть частью группы, сообщества, подчиняться общей воле и др.

Выше приведенные характеристики, определяющие фундаментализм, одновременно указывают на причины его возникновения.

Очевидно фундаментализм для любой религии — явление вторичное. Его возникновение обусловлено рядом достаточных предпосылок и условий. К числу основных предпосылок возникновения радикализации религиозных взглядов и возникновению фундаментализма исследователи относят: недостаточную политическую, экономическую, социальную и культурную интеграцию общества; глубокую секуляризацию, как в историческом, так и в социальном смысле; наличие существенного расслоения общества по различным признакам; внутреннюю и внешнюю политику принимающей страны — в отношении национальных и религиозных меньшинств, мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев; кризис идентичности, усиливающийся в условиях постоянного нарушения прав и свобод личности, унижения чувства собственного достоинства, роста чувства неполноценности и дискриминации (в основе - субъективное мнение отдельного человека) [11, с. 36].

Все причины возникновения религиозного фундаментализма можно разделить на первичные и вторичные, и в числе первичных причин возникновения религиозного фундаментализма психологи выделяют страх, который лежит в его основе и подкрепляет все «вторичные» причины.

Человеку свойственно осознавать свою уязвимость. Даже те люди, которые отказываются признать свою уязвимость, не могут избежать подсознательного давления неизбежности собственной смерти. Страх перед смертью является важнейшим фактором, который стал причиной возникновения и развитию религии [3, с. 12]. Религии развивались таким образом, чтобы смягчить присущий человеку страх быть незначительным, а также страх перед перспективой небытия. Причинами развития религиозного фундаментализма можно считать особое восприятие человеком общества, в котором он живет, как «нездорового». В этой связи М. Мейнс высказал предположение, что типичный фундаменталист «застрял» на стадии «Синтетически-конвенциональной веры» по «шкале развития веры» Дж. В. Фаулера [11, с. 36]. Этот этап характеризуется формированием личности и собственной веры. Люди, застрявшие на этом этапе развития, некритично принимают сказанное им своими сверстниками, чувствуют себя безопасно только в группах, имеют тенденцию становиться ограниченными и фанатичными [13, с. 9198]. Так как современная психология рассматривает религиозную деятельность, как возможно, самое приемлемое социальное средство достижения психологических целей, активный фундаменталист, движимый тем же страхом небытия, как и все мы, отчаянно пытается получить или восстановить состояние психической целостности.

Независимо от того, принадлежат ли фундаменталисты к основным религиям или небольшим культам, они склонны воспринимать определенные явления социальной жизни, как силы Зла. Эти силы, по их мнению, могут быть связаны с экономическим, моральным, религиозным, социальным или политическим угнетением [13, с. 377], то, что христианские фундаменталисты считают буквальным толкованием Библии, т.е. Слово Божье, ясно говорит им, что эти вещи являются Злом

[4, с. 38]. Эта ситуация косвенно связана еще с одной причиной возникновения фундаментализма, а именно неспособности Церкви (или соответствующего учреждения в нехристианских религиях) обеспечить соблюдение истинного смысла Священных Писаний. Как результат истинный смысл Священных Писаний часто становится предметом ожесточенных споров и приводит к огромному количеству ответвлений в христианстве.

Все мусульмане принимают абсолютный авторитет Корана, но содержание шариата оспаривается шиитами. Кроме того, есть проблемы с хадисом (предание о словах и действиях пророка Мухаммада) и шариатом (свод мусульманских религиозных, юридических, бытовых правил) т.к. они представляют собой высказывания пророка (человека). Мусульмане обеспокоены моральным разложением общества в не меньшей степени, чем протестанты. В дополнение к этому, мусульмане считают превосходство западного империализма главной угрозой для своей культуры. Это невежество и безразличие к традиционному исламскому образу жизни стало главной причиной, по которой политика и религия очень тесно переплетены в исламском «фундаментализме». Нельзя недооценивать то, что мусульмане считают вторжение западного колониального режима всепоглощающей силой, которая не получив сопротивления, уничтожит основы ислама. Это является одной из главных причин исламского фундаментализма и основой джихада или священной войны. Примером можно считать убийство алжирскими мусульманами Тахара Джаута, алжирского писателя и журналиста с целью «остановить прогрессивные идеи, «вестернизацию» Алжира, подрывающих их культуру»4. Для фундаменталистов большинство убеждений «морального разложения общества» не только вызывает страх физического уничтожения за счет увеличения преступности, разгула венерических заболеваний, распадов семей, отсутствия воспитания и моральной дисциплины у детей, они также включают в себя жизненно важное понятие греха. Страх отсутствия загробной жизни гораздо сильней страха земной смерти, что приводит к снижению соблазнов согрешить и имеет первостепенное значение для фундаменталистов. С моральным разложением также связан модернизм, как и причины возникновения фундаментализма. Фундаменталисты опасаются научных доводов, средств массовой информации, инноваций в толковании писаний, либерализма и вседозволенности, т.к. все это подрывает вечную истину писаний как нечто неизменное и субстантивное.

К числу основных причин возникновения религиозного фундаментализма относятся социально - экономические проблемы. Религия часто используется в качестве базовой идеологической платформы для борьбы с «деспотическими социальными или экономическими силами». В качестве примера можно привести проблемы сикхов в Индии5. Дж. Ганнингом и Р. Джексоном выделяются четыре основных подхода к анализу феномена религиозного фундаментализма и, которые могут быть учтены при разработке программ противодействия религиозному экстремизму [8]: мульти-причинный подход, включает целый ряд факторов (детерминант) - психологических, экономиче-

4 Алжир и синдром Рушди. Тотальная культурная война. http://postskriptum.org/2014/11/29/algeria-3/2/.

5 Золотарева А.А. Причины возникновения и формы политической организации сикхов. http://cyberleninka.ru/artide/n/prichiny-vozniknoveniya-i-formy-politicheskoy-organizatsii-sikhov.

ских, политических или социальных; политический/структурный подход - признает, что наибольшее влияние на развитие фундаментализма имеют политические события национального и международного уровня; организационный подход - фундаментализм рассматривается как целенаправленно выбранная «оптимальная» стратегия реализации политических целей определенных групп; психологический подход - сосредоточен на анализе индивидуальных мотиваций людей, которые сталкиваются с угрозой радикализации религиозных верований и экстремизма.

Представляется, анализ модели возникновения религиозного фундаментализма предполагает подразделение факторов радикализации возникновения религиозного фундаментализма на первичные (микрофакторы или катализаторы) и вторичные (макрофакторы или условия возникновения фундаментализма). К вторичным условиям возникновения религиозного фундаментализма относят «демографические, политические, социальные, экономические и культурные изменения (включая национальные конфликты, интеграцию и регионализацию, глобализацию» [8]. Эти условия способствуют возникновению первоначального риска неудовлетворенности, разочарования и в конечном итоге - «запуска процесса радикализации» конкретного лица или группы лиц» [11]. Тем не менее, сами по себе макрофакторы не могут объяснить развитие религиозного фундаментализма, самостоятельно инициировать сам процесс радикализации религиозных верований. Очевидно, что не все фундаменталисты - это «угнетенные граждане стран третьего мира». Фундаментализм есть во всех странах и всех религиозных конфессиях, они имеют много общих черт, но причины его возникновения в корне отличаются. Несмотря на эти различия, главной причиной возникновения фундаментализма все же является страх человека перед прекращением существования физически, психологически либо духовно. Таким образом, при исследовании фундаментализма необходимо учитывать и микрофакторы, включающие характеристики конкретного индивида. Любое обсуждение фундаментализма или религии без учета психологических факторов будет неполным. В центре рассматриваемой модели поведения находится человек, подверженный влиянию различных внешних и внутренних факторов (индивидуальное измерение религиозного фундаментализма) [11]. В этой связи достижение положительных результатов в сфере противодействия религиозному экстремизму предполагает разработку на государственном уровне специальных программ [14, с. 9799], направленных на профилактику религиозного фундаментализма с учетом микро- и макрофакторов радикализации, принимая во внимание психологический (проблемы идентичности, кризиса и особенности развития личности в условиях депривации), социальный, экономический и политический контекст.

Список литературы:

1. Манукян А.Р. Проблемы противодействия терроризму и экстремизму на территории Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. - 2015. - № 2. - С. 194-197.

2. Шхагапсоева, М.Х. Воспитание молодежи как противодействие экстремизму // Теория и практика общественного развития. - 2014, Вып. 14. - С. 121-124.

3. Argyle M. New Directions in the Psychology of Religion, in, Brown, L.B. (ed.) Advances in the Psychology of Religion. Oxford: Pergamon Press, 1985.

4. Barr J. Escaping From Fundamentalism. London: SCM Press, 1984.

5. Barton G. Religion and Modernity: The Case of Islam. Victoria: Deakin University, 1996.

6. Boer R. Fundamentalism in Tony Bennett, Lawrence Grossberg, Meaghan Morris and Raymonnd Williams. -Cambridge, Massachusetts: Blackwell Publishing, 2005. -S. 134-137.

7. Cole S.G. History of Fundamentalism. Connecticut, Greenwood Press, 1931.

8. Gunning J., Jackson R. What's so 'religious' about 'religious terrorism'? // Critical Studies on Terrorism. - 2011. - № 4(3). - S. 369-388.

9. Harriet H. Fundamentalism and Evangelicals. Oxford: Oxford University Press, 2008.

10. Hebert G. Fundamentalism and the Church of God. London: SCM, 1957.

11. Meines M. Radicalisation and its prevention from the Dutch perspective," Radicalisation in broader perspective // The National Coordinator for Counterterrorism - the Netherlands, Breda: Broese &Peereboom, 2007. - S. 3536.

12. Shepard W. "Fundamentalism» Christian and Islamic // Religion. - 1987. -Vol.17 (October).

13. Shinn R.W. Fundamentalism as a case of arrested development. in Selvidge, M.J. (ed.) Fundamentalism Today. Brethren Press, Elgin, 1984.

14. Карданов, Р.Р Проблемные вопросы обеспечения антитеррористической защищенности транспортного комплекса в СКФО / Карданов Р.Р. // Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. 2014. Т. 16. № 1.

Рецензия

на статью по теме: «О детерминантах возникновения религиозного фундаментализма» подготовленное, доцентом кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо - Кавказского института повышения квалификации филиала Краснодарского университета МВД России, к.пед.н, подполковником полиции Манукян А.Р.

Достижение успеха борьбы с экстремизмом в России невозможна без остановки роста этнокультурного и религиозного экстремизма в российских регионах. Решение задачи выявления, пресечения, раскрытия, профилактики и квалификации экстремистских проявлений требует оптимизации содержания специального профессионального обучения на данном направлении, совершенствования его форм и методов, обеспечивающих полное понимание генезиса и сущности религиозного фундаментализма и его детерминант.

Целью статьи является анализ причин возникновения религиозного фундаментализма. Исходя из данной цели в статье поставлены и решены следующие задачи: изучить эволюцию развития религиозного фундаментализма; обозначить основные причины, влияющие на возникновение религиозного фундаментализма. С использованием системного подхода, категориального и сравнительного анализа, синтеза и логического обобщения автором уточнено понятие религиозного фундаментализма и его признаки, а также выделены макро - и микрофакторы, имеющие непосредственное влияние на радикализацию религиозных взглядов.

Использование результатов исследования в процессе профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов будет способствовать более глубокому пониманию причин религиозного экстремизма и терроризма, и как следствие, повышению эффективность антитеррористической деятельности.

Выводы исследования могут быть учтены при разработке программ профессиональной подготовки правоохранительных органов, в отдельных курсах и их комплексах, а также оценке их эффективности.

Начальник кафедры ГиГПД, к.ю.н., подполковник полиции Р.Р.Карданов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.