Научная статья на тему 'О ДЕКАРБОНИЗАЦИИ'

О ДЕКАРБОНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ / УГЛЕРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CBAM / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плетнев Дмитрий Александрович, Мурашкин Сергей Владимирович

Дан обзор европейского опыта климатического регулирования в контексте гипотезы, что это регулирование есть способ монетизировать благое начинание - борьбу за экологичное производство. Показаны особенности, пробелы и возможные последствия действия климатических норм Европейского союза на изменения в экономике российского региона на примере Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плетнев Дмитрий Александрович, Мурашкин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT DECARBONIZATION

The article provides an overview of the European experience in climate regulation in the context of the hypothesis that this regulation is a way to monetize a good undertaking: the struggle for environmentally friendly production. The features, gaps and possible consequences of the EU climate regulations on changes in the economy of the Russian region are shown on the example of the Chelyabinsk region.

Текст научной работы на тему «О ДЕКАРБОНИЗАЦИИ»

Вестник Челябинского государственного университета.

2021. № 10 (456). Экономические науки. Вып. 74. С. 179-184.

УДК 502.3+332.1 DOI 10.47475/1994-2796-2021-11019

ББК 65.28

О ДЕКАРБОНИЗАЦИИ

Д. А. Плетнев1, С. В. Мурашкин2

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия 2ГидМаркет, Москва, Россия

Дан обзор европейского опыта климатического регулирования в контексте гипотезы, что это регулирование есть способ монетизировать благое начинание — борьбу за экологичное производство. Показаны особенности, пробелы и возможные последствия действия климатических норм Европейского союза на изменения в экономике российского региона на примере Челябинской области.

Ключевые слова: декарбонизация, углеродное регулирование, СВАМ, Челябинская область.

Экономика в современном обществе, поступательно двигающемся в сторону от капитализма к чему-то новому и неизведанному (кому интересны детали, читайте работы Т. Пикетти [1] или А. В. Бузгалина [2]), выступает ареной для превращения всех ростков нового в старые и известные машины для зарабатывания денег со всеми вытекающими последствиями [3]. Экономика совместного доступа? Пожалуйста, встречайте новые коммерческие гиганты — Airbnb, ЯндексGo и тому подобные сервисы, монетизирующие потребность и возможность людей делиться вещами [4]. Блокчейн как система доверенных трансакций? Получите биткоин и еще сотни спекулятивных финансовых инструментов, способных привлечь миллиарды долларов и увести их в неизвестном направлении. Интеллектуальная собственность как защита творцов? Получите разнообразные общества защиты авторских прав, взимающих плату с каждого кафе, где звучит музыка. Научный диалог, глобальные исследовательские связи посредством сетей? Получите Clarivate Analytics, за ваши же деньги они покажут вам, почему вы ничтожны в масштабах мировой науки, и научат, как стать менее ничтожными. Камеры на дорогах, эвакуаторы из способа обеспечения комфорта и безопасности на дорогах превратились в форму присвоения дохода автомобилистом без какой-либо связи со своими изначальными целями.

Так и с экологической повесткой — благое дело сокращения выбросов постепенно превращается в обычный финансовый проект, направленный на перераспределение финансовых потоков от периферии мировой экономики к ее центру, источнику новых климатических норм. Уже работает система торговли выбросами (точнее, квотами на них)

в Европе, на подходе — система платы за генерируемый углекислый газ. Причем, по логике разработчиков, если опустить высокопарный слог о защите климата и «зеленой экономике», компании «периферийных» стран платят Евросоюзу за то, чтобы иметь возможность продавать свой товар в Евросоюзе.

Но начнем с высокопарного слога. Евросоюз последовательно реализует политику, направленную на то, чтобы к 2050 г. Европа стала «Climate-neutral continent», то есть чистый выброс парниковых газов от стран ЕС должен стать нулевым. Для этого в 2019 г. была принята «The European Green Deal» как «экологическая» часть стратегии развития ЕС на 2019-2024 гг. Во исполнение этого приоритета стратегического развития был разработан первый «European Climate Law» — европейский климатический закон. В основном он связан с инициативами по декарбонизации собственно европейской экономики, однако во избежание «несознательного» поведения партнеров ЕС из других стран и компаний в самом ЕС в этот закон включен и раздел по трансграничному углеродному регулированию (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) [5, 6]. Смысл его в следующем: некоторые компании могут свои высокоуглеродные производства просто перенести за пределы ЕС и получать ценовые конкурентные преимущества перед «добросовестными» в отношении климата компаниями. Во избежание этого постепенно внедряется система сначала мониторинга, а после — и платы в бюджет ЕС за получаемый в процессе производства углекислый газ. Идеология CBAM предполагает постепенное движение к учету и оплате всего генерируемого углекислого газа, однако в обозримой перспективе (2023-2026 гг.) речь идет только о прямой эмиссии

в высокоуглеродные производства (сталь, алюминий, трубы, электроэнергия, цемент и удобрения).

Принятый в ЕС климатический закон вызвал широкий резонанс в профессиональном сообществе [7], СМИ [8, 9] и профильных министерствах (см. [10, 11]), однако следует отметить следующее:

1. Не предложено методики оценки объемов выбросов. Размер платы будет устанавливаться для каждого вида продукции в зависимости от «углеродного следа», однако он зависит не только от вида продукции, но и от конкретных технологий, что может усложнить точный расчет. Вполне вероятно, что этой деятельностью будут заниматься сертифицированные ЕС аудиторские компании, и сама оценка будет довольно-таки субъективной.

2. Непонятен круг товаров, к которым будет применяться эта система. Дискуссия по этому поводу продолжается, в том числе и в самом ЕС, и на более глобальных площадках по регулированию климата. По этой причине оценить долгосрочный эффект для российской экономики от действия этой системы сколь-нибудь точно невозможно. Единственный способ реальной оценки — из уже очерченного круга товаров и прогнозной цены углекислого газа.

3. От покупки сертификатов будут освобождены компании стран, присоединившихся к системе торговли выбросами (СТВ) Евросоюза (Норвегия, Исландия и Лихтенштейн), а также страны, в которых действует признанная ЕС аналогичная система (в части отраслевого охвата, ежегодного сокращения количества квот, методологии распределения квот и системы санкций — например, как в Швейцарии). В России подобная система находится в начальной стадии формирования, однако возможность внедрить ее (и освободить экспортеров от необходимости покупки сертификатов) остается.

4. В законе ЕС оговаривается, что при расчете требуемого количества сертификатов импортеры смогут учесть плату за выбросы парниковых газов в стране происхождения товара. Импортер должен представить достаточную информацию, заверенную компетентным независимым лицом, о том, что заявленные выбросы облагаются углеродным налогом в стране происхождения товара, а также доказательство того, что такой налог был уплачен и не подлежит экспортной скидке или иной компенсации, связанной с экспортом. Если в России к 2023 г. будет запущен подобный механизм, российские компании смогут минимизировать или полностью избавиться от необходимости покуп-

ки сертификатов. В настоящее время действуют 24 национальных и субнациональных рынка, где происходит торговля квотами на выбросы СО2. Еще около 20 таких торговых площадок находятся в стадии разработки. В 2021 г. уже запущены три новых рынка — в Китае, Великобритании и Новой Зеландии.

Замечательное изобретение — схема торговли квотами на выбросы ЕС (Еи ETS) — предусматривает распределение и торговлю квотами на выбросы парниковых газов на всей территории Европейского союза с лимитами, устанавливаемыми каждым государством — членом ЕС. Затем разрешения распределяются на каждую установку, охваченную схемой. В начале 2021 г. Европарламент одобрил закон об углеродном налоге, который де-факто является пошлиной для импортных товаров в ЕС. Он же еще позволяет бесплатно выдавать квоты на выбросы СО2 для европейских компаний.

Цены на углеродные квоты в СТВ ЕС определяются балансом спроса и предложения, который, в свою очередь, в существенной мере зависит от законодательных и политических решений и событий в странах, объединенных в СТВ ЕС. Так, вследствие выдачи правительствами стран, входящих в СТВ ЕС, избыточного количества квот на выбросы в период с 2008 по 2013 г. цена на них упала с 33 до 6 долл. США за тонну С02-эквивалента, а в период реформирования СТВ ЕС в 2013-2015 гг. немного восстановилась и составила 8,6 долл. США за тонну.

Механизм бесплатного распределения квот до сих пор продолжает применяться в странах, входящих в СТВ ЕС, для предотвращения так называемой утечки выбросов, то есть ситуаций, когда компании перемещают свои производственные мощности в страны с менее жесткими ограничениями по выбросам, в результате чего общемировой объем выбросов не меняется или даже растет. Также в рамках СТВ ЕС бесплатные квоты могут предоставляться в целях поощрения игроков, значительно сокративших свои выбросы. Объем бесплатных квот составил около 43 % от общего объема квот на выбросы в СТВ ЕС в 2013-2020 гг.

Чтобы сделать легальным проект по сокращению, используется набор действующих стандартов, разработанных организациями, в том числе из Великобритании, Швейцарии и США.

Этими стандартами могут пользоваться независимые аудиторские компании, верифицирующие представленную корпорациями отчетность.

Список компаний достаточно подвижен, в него входят все лидеры мирового аудиторского рынка. Например, группа «Интер РАО» пользуется услугами компании Deloitte. Да и в целом вся эта законотворческая деятельность — благо для консалтинговых компаний [14-17]. Открывается перспектива: объяснить что к чему, разработать методику оценки парниковых газов, внедрить методику, проконтролировать, усовершенствовать... Perpetuum mobile генерации денежного потока.

Предполагается, что цена CBAM-сертификата будет привязана к средней за прошлую неделю цену единицы сокращения выбросов на европейском углеродном рынке (EU ETS), что сейчас составляет около € 50-55 за тонну сокращений СО2-эквивалента. При этом цена устанавливается в результате торгов, и за последнее время она увеличилась с 23 до 65 евро, а к 2030 г. прогнозируется на уровне 130 евро за тонну. В отличие от обычных единиц сокращения сертификатами невозможно будет торговать, доходы от них будут поступать в общий бюджет Евросоюза.

С 2023 г. сертификаты будут необходимы экспортерам стали, алюминия, труб, электроэнергии, цемента и удобрений. Постепенно список будет расширяться вплоть до 100 % охвата всех ввозимых в ЕС благ.

Более того, по заявлениям властей ЕС, в перспективе CBAM будет охватывать как прямые выбросы — те, что выделяются и потребляются непосредственно в процессе производства, включая выбросы от производства тепла и холода, — так и косвенные, например потребленное электричество. При этом для продуктов, относящихся к категории «complex goods» (товары, требующие включения в процесс производства других простых товаров), добавляется углеродный след потребленных сырья и материалов.

Будет создан специальный орган (CBAM Authority), который будет регулировать механизм взимания углеродных платежей, выпуская серти-

фикаты. Импортеры товаров в Евросоюз должны будут покупать сертификат, соответствующий цене за выбросы парниковых газов, которую надо было бы заплатить, если бы данные товары производились в соответствии с законодательным регулированием ЕС платы за выбросы парниковых газов в атмосферу. Импорт товаров станет возможным только декларантам, авторизованным СВАМ-органом и соответствующим определенным требованиям. К примеру, требованию о том, чтобы декларант не нарушал таможенное и налоговое законодательство в течение пяти лет до подачи заявления на авторизацию. Для того чтобы импортировать в ЕС товары, подпадающие под действие СВАМ, импортеры должны до 31 мая каждого года декларировать количество импортируемых в предыдущем году товаров и связанных с ними выбросов

Потенциально эти процессы могут повлиять и на экономику Челябинской области. Под мониторинг с настоящего времени и под необходимость покупки сертификатов с 2023 г. попадают крупнейшие экспортеры стали и труб из Челябинской области в ЕС — ММК, «Мечел», ЧТПЗ, а также другие экспортеры обозначенных групп товаров. Далее это может стать актуальным для всех компаний-экспортеров (в том числе и потому, что системы, подобные СВАМ, могут быть внедрены и в других странах).

Однако крупных потерь не предвидится. Прямых потерь бюджета не будет, сами компании понесут потери, которые можно оценить в 79,6 млн долл. ежегодно (к 2030 г., если структура и объемы экспорта сохранится) (см. таблицу). Нужно учитывать, что совокупный экспорт из Челябинской области в страны ЕС сегодня составляет менее 10 % от совокупного экспорта и имеет тенденцию к снижению.

Кроме того, если российский законодатель решит ввести «углеродный налог» на выбросы отечественных компаний для соответствия требо-

Группа товаров Оценка потерь российских компаний по отрасли в 2030 г., млн долл. (BCG) Доля в российском экспорте в ЕС по группе компаний из Челябинской области (в среднем, по данным 2019-2021 гг.) Прогноз ожидаемых потерь компаний Челябинской области в 2030 г., млн долл.

Оптимистическая Пессимистическая

Сталь и трубы 1920 3544 0,028693639 78,39102

Алюминий 364 728 2,60657Е-05 0,014232

Удобрения 1030 1685 0,000897757 1,218705

Источник: расчеты автора.

ваниям ЕС, то сопоставимая сумма может поступить в консолидированный бюджет РФ и в том числе может быть направлена в региональный бюджет.

Еще 20 лет назад на лекциях по экономике мы уверенно рассказывали, что есть «неэкономические блага» — леса, вода и воздух. И сегодня уже свыклись с мыслью о платности

питьевой воды и не удивимся, если во все леса вход будет платным, по лицензиям. И вот — финальный штрих — предприятия будут платить за воздух. Ну а после — недалек тот час, когда за него будем платить и мы, обычные граждане. Был бы механизм. Подождать осталось недолго.

Список литературы

1. Пикетти Т. Капитал в XXI веке. М. : Ад Маргинем Пресс, 2015.

2. Бузгалин А. В. Поздний капитализм и его пределы: диалектика производительных сил и производственных отношений (к 200-летию со дня рождения Карла Маркса) // Вопросы политической экономии. 2018. № 2. С. 10-38.

3. Плетнев Д. А. Эволюция корпорации и ее среды: попытка неколичественного прогноза // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2012. № 12 (116). С. 46-57.

4. Pletnev D., Nikolaeva E., Silova E. Key trends of sharing economy in russia // E3S Web of Conferences. 8. Vol. 210, 2020. Ст. 13014 URL: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021013014 (дата обращения: 21.07.2021).

5. Европейская зеленая сделка: Комиссия предлагает трансформацию экономики и общества ЕС для удовлетворения климатических амбиций // Сайт Еврокомиссии. URL: https://ec.europa.eu/commission/ presscorner/detail/en/ip_21_3541 (дата обращения: 21.07.2021).

6. Европейская зеленая сделка // Сайт Еврокомиссии. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/ priorities-2019-2024/european-green-deal_en (дата обращения: 21.07.2021).

7. Торговля квотами на выбросы СО2 — заплатить или декарбонизироваться? // Национальная ассоциация нефтегазового сервиса : сайт. URL: https://nangs.org/news/ecology/torgovlya-kvotami-navybrosy-so2-zaplatity-ili-dekarbonizirovatysya (дата обращения: 21.07.2021).

8. Выброс ребром // Коммерсант : сайт. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4900332 (дата обращения: 21.07.2021).

9. Эксперты изменили оценку потерь для России от углеродного налога ЕС. Дополнительные издержки за десять лет могут достичь €34 млрд // РБК : сайт. https://www.rbc.ru/economics/06/08/2021/610be ca39a79474b026be65fРБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/06/08/2021/610beca39a79474b026be65f (дата обращения: 21.07.2021).

10. Энергетический бюллетень аналитического центра при Правительстве РФ. URL: https://ac.gov.ru/ uploads/2-Publications/energo/2021/%D0%B1%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0 %BD%D 1%8C_%E2%8 4%96_9 8.pdf (дата обращения: 21.07.2021).

11. Решетников заявил о возможном ущербе торговле России с ЕС из-за углеродного сбора // Ведомости : сайт. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2021/07/24/879432-reshetnikov-zayavil-o-vozmozhnom-uscherbe-torgovle-rossii-s-es-iz-za-uglerodnogo-sbora (дата обращения: 21.07.2021).

12. Методы распределения квот на выбросы парниковых газов. URL: https://icapcarbonaction.com/ en/?option=com_attach&task=download&id=632 (дата обращения: 21.07.2021).

13. Кавешников Н. Создание системы торговли выбросами парниковых газов ЕС: кто определил дизайн. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/d5b/%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD %D0%B8%D0%B5%20%D0%A1%D0%A2%D0%92%20(%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80%20%D0 %95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0).pdf (дата обращения: 21.07.2021).

14. Углеродный налог в ЕС // Deloitte : сайт. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/ Documents/tax/lt-in-focus/russian/2021/20-07-2021.pdf (дата обращения: 21.07.2021).

15. Механизм трансграничного углеродного регулирования (CBAM) // Ernst & Young (EY) : сайт. URL: https://www.ey.com/ru_ru/tax/tax-alert/2021/07/ey-mehanizm-transgranichnogo-uglerodnog o-regulirovaniya-20-july-2021-tax-rus (дата обращения: 21.07.2021).

16. Схема торговли квотами на выбросы ЕС. Сократите выбросы парникового газа // Lloyd's Register : сайт. URL: https://www.lr.org/ru-ru/eu-ets3/ (дата обращения: 21.07.2021).

17. Заплати углеродный налог и дыши спокойно! // АКРА : сайт. URL: https://www.acra-ratings.ru/ research/1736/ (дата обращения: 21.07.2021).

Сведения об авторах

Плетнев Дмитрий Александрович — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. pletnev@csu.ru

Мурашкин Сергей Владимирович — директор маркетингового агентства ГидМаркет, Москва, Россия. director@gidmark.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2021. № 10 (456). Economic Sciences. Iss. 74. Pp. 179-184.

ABOUT DECARBONIZATION

D. A. Pletnev

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. pletnev@csu.ru

S. V. Murashkin

GidMarket, Moscow, Russia. director@gidmark.ru

The article provides an overview of the European experience in climate regulation in the context of the hypothesis that this regulation is a way to monetize a good undertaking: the struggle for environmentally friendly

production. The features, gaps and possible consequences of the EU climate regulations on changes in the

economy of the Russian region are shown on the example of the Chelyabinsk region.

Keywords: Decarbonization, carbon regulation, CBAM, Chelyabinsk region.

References

1. Piketti T. (2015) Kapital v XXI veke [Capital in the XXI century]. Moskow, Ad Marginem Press [in Russ.].

2. Buzgalin A. V. (2018) Voprosy politicheskoy ekonomii, no. 2, pp. 10-38 [in Russ.].

3. Pletnev D. A. (2012) Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. Gumanitarnyye nauki, no. 12 (116), pp. 46-57 [in Russ.].

4. Pletnev D., Nikolaeva E., Silova E. (2020) E3S Web of Conferences. 8. Vol. 210 [in Russ.].

5. Sayt Yevrokomissii [Website of the European Commission]. Available at: https://ec.europa.eu/commis-sion/presscorner/detail/en/ip_21_3541, accessed: 21.07.2021 [in Russ.].

6. Yevropeyskaya zelenaya sdelka [European Green Deal]. Available at: https://ec.europa.eu/info/strategy/ priorities-2019-2024/european-green-deal_en, accessed: 21.07.2021 [in Russ.].

7. Natsional'naya assotsiatsiya neftegazovogo servisa [National Association of Oil and Gas Service]. Available at: https://nangs.org/news/ecology/torgovlya-kvotami-navybrosy-so2-zaplatity-ili-dekarbonizirovatysya, accessed: 21.07.2021 [in Russ.].

8. Kommersant. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4900332, accessed: 21.07.2021. [in Russ.].

9. RBK. Available at: https://www.rbc.ru/economics/06/08/2021/610beca39a79474b026be65f, accessed: 21.07.2021 [in Russ.].

10. Energeticheskiy byulleten' analiticheskogo tsentra pri Pravitel'stve RF [Energy Bulletin of the Analytical Center under the Government of the Russian Federation]. Available at: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publica-tions/energo/2021/%D0%B1%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C_ %E2%84%96_98.pdf, accessed: 21.07.2021 [in Russ.].

11. Vedomosti. Available at: https://www.vedomosti.ru/business/news/2021/07/24/879432-reshetnikov-za-yavil-o-vozmozhnom-uscherbe-torgovle-rossii-s-es-iz-za-uglerodnogo-sbora, accessed: 21.07.2021 [in Russ.].

12. Metody raspredeleniya kvot na vybrosy parnikovykh gazov [Methods of allocation of quotas for greenhouse gas emissions]. Available at: https://icapcarbonaction.com/en/?option=com_attach&task=download&id=632, accessed: 21.07.2021 [in Russ.].

184

ff. A. nnemHeB, C. B. MyparnmH

13. Kaveshnikov N. Sozdaniye sistemy torgovli vybrosami parnikovykh gazov YES: kto opredelil dizayn [Creation of the EU Greenhouse Gas Emissions Trading System: Who Determined the Design]. Available at: https://mgimo.ru/upload/iblock/d5b/%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8% D0%B5%20%D0%A1%D0%A2%D0%92%20(%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D1%80%20%D0%95%D0%B 2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B0).pdf, accessed: 21.07.2021 [in Russ.].

14. Deloitte. Available at: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/tax/lt-in-focus/ russian/2021/20-07-2021.pdf, accessed: 21.07.2021.

15. Ernst & Young (EY). Available at: https://www.ey.com/ru_ru/tax/tax-alert/2021/07/ey-mehanizm-trans-granichnogo-uglerodnogo-regulirovaniya-20-july-2021-tax-rus, accessed: 21.07.2021.

16. Lloyd's Register. Available at: https://www.lr.org/ru-ru/eu-ets3/, accessed: 21.07.2021.

17. AKPA. Available at: https://www.acra-ratings.ru/research/1736/, accessed: 21.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.