Научная статья на тему 'О биологии трёхперстки Turnix tanki в Приморье'

О биологии трёхперстки Turnix tanki в Приморье Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
95
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Нечаев В. А.

Второе издание. Первая публикация в 1976 г. Нечаев В.А. 1976. О биологии пятнистой трехперстки в Приморье //Тр. Окского заповедника 13: 76-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О биологии трёхперстки Turnix tanki в Приморье»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2005, Том 14, Экспресс-выпуск 281: 203-206

О биологии трёхперстки Turnix tanki в Приморье

В.А.Нечаев

Второе издание. Первая публикация в 1976*

Пятнистая трёхперстка Turnix tanki Blyth, 1843 — крайне осторожная и чрезвычайно скрытная птица, считается одним из слабоизученных видов в фауне Советского Союза. В литературе (Shulpin 1930; Бибиков 1952; Воробьёв 1954) приводятся лишь отдельные сведения по биологии этой интересной птицы, характерная особенность которой — полиандрия. Наши исследования проводились 22-26 июня 1967, 23 апреля - 1 мая и 10-25 июля 1968 главным образом на Приханкайской равнине западного побережья озера Ханка (окрестности сёл Платоновка, Турий Рог, Рассказово и др.).

В период размножения трёхперстка населяет сухие разнотравные луга и залежи, покрытые низкой и редкой травянистой растительностью и граничащие с ними кустарниковые заросли с отдельными деревьями. Так, в окрестностях Платоновки она гнездилась на пологих склонах и вершинах невысоких сопок, занятых лугами, порослью дуба монгольского Quercus mongólica высотою до 2 м и густыми зарослями лещины разнолистной Corylus heterophylla и леспедецы двуцветковой Lespedeza bicolor.

Вблизи села Турий Рог птицы обитали главным образом на разнотравных ксерофильных лугах и залежах среди дубово-лещиновых зарослей, а также в зарослях лещины, разбросанных пятнами по межам среди полей и на пастбищах. Во влажных зарослях из таволги иволистной и на окраинах сырых лугов трёхперстки отмечались только во время сильной жары.

На западном побережье озера Ханка трёхперстка — местами обыкновенная, но спорадично распространённая птица, избегающая лугов и зарослей, где весенние палы уничтожили сухую траву, нижние ветки кустарников и опавшие листья. На Приханкайской низменности — важном сельскохозяйственном районе Приморья — палы пускаются каждый год, что вынуждает трёхперсток концентрироваться там, где не было пожаров в течение последних 2-3 лет. Поэтому на таких, порой изолированных участках площадью 0.5-0.7 га можно слышать голоса 3-4 самок, тогда как в других местах, где на первый взгляд были вполне благоприятные биотопы, трёхперстки совершенно отсутствовали. При совместносм обитании с японским перепелом Coturnix japonicus трёхперстки предпочитают окраины сухих лугов вблизи кустарниковых зарослей, а перепела — сухие и влажные луга, нередко в стороне от кустарников.

Трёхперстка — перелётная птица. Весной на Приханкайской равнине она появляется в начале-середине мая, когда кустарники покрываются листьями и зеленеют луга. В годы с тёплой и малоснежной зимой отдельные птицы, по-видимому, могут прилетать в марте-апреле (Дементьев 1951).

* Нечаев В. А. 1976. О биологии пятнистой трехперстки в Приморье //Тр. Окского заповедника 13: 76-81.

Нами первые трёхперстки отмечались не раньше середины мая. Сроки отлёта этого вида не выяснены. По нашим данным, из Приморья трёхперстка улетает в сентябре-первой половине октября. Пролётный самец был добыт 15 октября 1967 на полуострове Муравьёва-Амурского в окрестностях Владивостока. Птица держалась одиночно на поляне среди широколиственного леса.

В период размножения трёхперстки издают своеобразные воркующие звуки "гуук, гуук, гуук которые повторяются 3-5 раз и похожи на тихий протяжный стон. Для усиления звуков в период токования у самок сильно растягивается передний отдел пищевода (Дементьев 1951). Благодаря такому резонатору, голос трёхперстки слышен на расстоянии до 100 м. В безветренную погоду гудящий крик слышен далеко, но определить по нему местонахождение птицы довольно трудно. Кажется, что её голос раздаётся совсем рядом, на самом же деле — до птицы 20-30 м. Ещё труднее поднять с земли токующую трёхперстку. Увидев человека, она быстро перебегает на другое место, где через 3-5 мин вновь раздаётся её голос. При настойчивом преследовании трёхперстка легко взлетает буквально из-под ног и, пролетев 10-15 м, опускается в траву или заросли кустарников. Трёхперстки "гудят" в течение всего дня, но чаще всего — рано утром и в полдень. Интересно отметить, что в жаркие душные дни, когда другие птицы умолкали и прятались в тени кустарников, трёхперстки продолжали кричать с прежней активностью.

Голоса самок и самцов резко различаются. Самки издают только гудящие звуки. Для самцов характерен тихий писк, напоминающий писк цыплят и слышимый обычно возле гнезда и птенцов. Перед откладкой яиц самка "гудит" особенно активно и в течение всего дня. Вместе с самцом она быстро перемещается среди травы и кустарников, нередко на площади до 1 га. Во время устройства гнезда и откладки яиц её голос раздаётся несколько реже.

До настоящего времени в Приморье было найдено три гнезда трёхперстки: одно — в окрестностях Владивостока в 1913 г. (Shulpin 1930) и два — в 1948 г. вблизи озера Дорицени, Хасанского района (Бибиков 1952). Нами гнездо этого вида было обнаружено 21 июля 1968 в окрестностях села Пла-тоновка, расположенного на западном берегу озера Ханка. Биотоп: старая, размытая оврагом дорога, которая поросла редкой травянистой растительностью (полынь Аржи Artemisia argyi, лапчатка китайская Potentilla chinensis, ломонос манчжурский Clematis mandshurica и др.) и протянулась вдоль склона сопки на окраине низкорослого дубово-берёзового леса с кустарниковым пологом из лещины и леспедецы. Гнездо представляло собой естественное углубление в земле, в котором лежало одно яйцо. Гнездо было прикрыто сверху нависшим пучком истода тонколистного Polygala tenuifolia. В момент обнаружения вблизи гнезда находились самка и самец. Яйца откладывались каждый день между 7 и 8 ч утра, и 24 июля полная кладка содержала 4 яйца. В это же время гнездо достраивалось: его борта были слегка уплотнены и приподняты над почвой, а законченная кладка лежала на слое травинок. В течение четырёх дней возле гнезда постоянно находился самец. При приближении человека он убегал в заросли лещины, откуда доносился его тонкий писк.

Гнездо было построено из сухих стеблей и листьев травянистых растений. Его размеры — 10.5x11.0, глубина — 2.6, диаметр лотка — 6.0 см. Яйца грушевидной формы, размером: 26.0x21.5, 27.0x21.0 и 22.7x22.0 мм. Основной фор скорлупы белый, равномерно покрытый светло-бурыми и оливковыми мазками и пятнами, поверх которых были разбросаны серые и чёрные пятна, гуще собранные на тупом конце. Вес яиц: 6.3, 6.6, 6.7 и 7.1 г. Наблюдения Б.П.Яковлева (1929) о начале насиживания кладки с первого яйца нами не подтвердились. Яйцо, покрытое плотной скорлупой, обнаружено в яйцеводе самки, добытой 24 июня 1967 в окрестностях с. Турий Рог. Его вес 5.7 г, размеры 28x22 мм, окраска как у предыдущих яиц.

Все обязанности по насиживанию яиц и заботе о птенцах лежат на самцах. Так, птицы, добытые 26 июня и 14 июля, имели по два хорошо развитых наседных пятна. После окончания первой кладки самки опять активно "гудят" и разыскивают свободных самцов. В окрестностях села Турий Рог на участке площадью 0.5 га 26 июня были встречены самец с пуховыми птенцами, по-видимому, от первой кладки и две токующих самки, кричавшие в течение всего дня. У одной из них в яйцеводе обнаружено готовое к откладке яйцо. Состояние яичника самки, добытой 24 июля, указывало на то, что эта птица снесла 4 яйца несколько дней назад. В долине реки Суйфун 11 августа 1949 была добыта самка, в яйцеводе которой было яйцо в мягкой оболочке (Воробьёв 1954). Таким образом, в Приморье у трёхперстки две и, по-видимому, даже три кладки в лето.

Птенцы отмечались в окрестностях села Турий Рог 22 и 23 июня 1967. Чтобы отвлечь внимание человека от выводка, самец притворялся раненым и волочил по земле расправленные крылья, шипел подобно змее, взлетал на одном месте и громко пищал. При преследовании он убежал в заросли кустарников, где затих. Самец с 4 птенцами 2-3-дневного возраста был встречен 26 июня. Сначала птенцы беззвучно затаились в густых и высоких зарослях лещины на краю луга, но через 10 мин стали перекликаться тонким писком. Недалеко от них беспокойно пищал и подпрыгивал вверх на одном месте самец.

Окраска птенцов пёстрая. По верху головы от основания надклювья до затылка и над глазами проходят продольные чёрные, а между ними — параллельные бурые полосы. Вдоль спины тянется бурая линия, окаймлённая чёрными и бледно-охристыми полосами. Оперение вокруг глаз и низ тела серовато-белые со слабым охристым оттенком. Клюв чёрный, ноги бледно-жёлтые. На месте кроющих перьев крыла и на верхней части шеи из пеньков, длиною 4-5 мм, показались тёмно-бурые кисточки растущих перьев, на месте маховых и по бокам груди и зоба — серовато-белые и белые кисточки, увенчанные эмбриональным пухом. Птенцы находились в переходном наряде с первого пухового на второй. Их вес: 10.9 (2), 11.0 и 11.2 г. Выводок из нелетающих птенцов с остатками пуха среди перьев был встречен 11 августа 1926 у юго-западного побережья оз. Ханка (Shulpin 1930).

В пище трёхперсток даже летом, в период обилия насекомых, преобладают семена травянистых растений. В содержимом 4 желудков взрослых птиц, добытых в июне-июле, были обнаружены остатки саранчовых Acridi-dae и хитинового покрова мелких жужелиц Carabidae, занимавших 20-30% объёма каждого желудка, а также семена коммелины обыкновенной Сот-

melina communis, шерстяка волосистого Eriochloa villosa, щетинника Setaria, вики Vicia, сои уссурийской Glycine soja (=G. ussuriensis), других травянистых растений и мелкие камешки. В содержимом 4 желудков птенцов 2-3-дневного возраста найдены исключительно семена щетинника, которыми птенцы питаются, по-видимому, с первых дней жизни.

Размеры взрослых птиц, см: крыло самок (2) — 9.5; самца — 9.0. Вес, г: самок (2) — 105.5 и 112.5; самца — 65.2. Линька у взрослых не отмечена.

В природной обстановке трёхперстка легко отличается от сходного по величине и выбору места обитания японского перепела следующими признаками. Трёхперстка взлетает без звуков, летит бесшумно и чуть медленнее перепела. В полёте у самки и в меньшей степени у самца чётко выделяется охристое оперение боков тела, ног и подхвостья. Обычно взлетевшая трёхперстка предпочитает улетать в кустарниковые заросли, а перепел, как правило, садится на луг. Вторично поднять на крыло трёхперстку удаётся очень редко, тогда как перепел, будучи вспугнутым, взлетает много раз подряд. Других близких внешне видов в местах обитания трёхперстки в фауне Приморья нет.

Пятнистая трёхперстка, благодаря своей замечательной биологической особенности — полиандрии, принадлежит к интереснейшим птицам Советского Союза и поэтому заслуживает охраны и покровительства со стороны человека. Однако в последние годы отмечается сокращение её численности, главным образом в результате неумеренной охоты. Этот вид отстреливается весной и осенью во время охоты на уток и куликов. Большинство охотников не отличает трёхперстку от перепела, на которого охота не запрещена: его добывают в основном с помощью легавой собаки в сентябре-октябре. В это время одновременно с перепелом отстреливается и трёхперстка. Специально на неё не охотятся. Если в гнездовой период трёхперстка очень скрытна и осторожна, то во время сезонных миграций она чаще попадается на глаза охотникам и при преследовании взлетает охотнее, чем летом. Застрелить летящую птицу не представляет труда. Кроме того, на уменьшение численности этого вида заметное влияние оказывают сельскохозяйственные палы, уничтожающие кустарниковые заросли — основные места гнездования птиц, а также выпас скота. Последний вытаптывает кустарники и нередко давит гнёзда и птенцов.

В целях охраны трёхперстки необходимо включить её в список птиц, запрещённых к отстрелу, шире проводить разъяснительную работу среди охотников по охране этого вида и прекратить сельскохозяйственные палы.

Литература

Бибиков Д.И. 1952. Некоторые наблюдения над трёхперсткой (Turnix tanki blanfordi Bogd.) в

Приморском крае ИБюл. МОИП. Нов. сер. Отд. биол. 65, 1: 49-54. Воробьёв К. А. 1954. Птицы Уссурийского края. М.: 1-360.

Дементьев Г.П. 1951. Отряд трёхперстки Turnices или Turniciformes ИПтицы Советского Союза. M., 2: 92-96.

Яковлев Б.П. 1929. Животный мир Маньчжурии по коллекциям Музея Общества изучения

Маньчжурского края (Птицы). Харбин: 1-51. Shulpin L. 1930. Notizen über das Laufhühnchen (Turnix tanki blanfordi Blyth) im Südosten Sibiriens HJ. Ornithol. 78, 4: 507-512.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.