Научная статья на тему 'Нужно ли равенство: гендерная перспектива?'

Нужно ли равенство: гендерная перспектива? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
185
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Н. А.

This paper is dedicated to the gender inequality in political system and to expediency of gender symmetry artificial forming. According to the results of the research, the author analyses gender inequality problem perception by the male part of population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is equality needed?

This paper is dedicated to the gender inequality in political system and to expediency of gender symmetry artificial forming. According to the results of the research, the author analyses gender inequality problem perception by the male part of population.

Текст научной работы на тему «Нужно ли равенство: гендерная перспектива?»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2004, вып. 1 (№ 6)

Н. А. Иванова

Нужно ли равенство: тендерная перспектива?

Получить однозначный ответ на вопрос, вынесенный в название статьи не просто. В первую очередь потому, что он зависит от двух факторов: насколько сильны на современном этапе развития общества сложившиеся тендерные стереотипы, и какова половая принадлежность респондента.

Интерес к обсуждению проблем пола и тендерных отношений становится все более характерным для различных дисциплин и теоретических направлений современной российской и зарубежной науки. Тендерный фактор в политике — лишь один из аспектов тендерных исследований. Это вопрос, являющийся уже достаточно изученным, но по-прежнему остающийся не решенным, актуальным и распространенным направлением деятельности, как правило, среди женщин-ученых.

За годы перехода к рыночной экономике представительство женщин в руководящих органах российской власти резко сократилось и к рубежу ХХ-ХХ1 вв. приняло характер полной тендерной асимметрии. Это представительство можно изобразить в виде пирамиды, которая значительно сужается вверх и сильно расширяется к основанию. На высшем исполнительном уровне принятия решений представительство женщин ничтожно. Ни в Совете Безопасности, ни в Совете Обороны женщины не представлены, лишь единицы заняты на среднем уровне руководства. Высший президентский уровень власти России — это замкнутый, очень влиятельный элитарный мужской клуб, отличающийся силовым стилем руководства. Столь же глубокая тендерная асимметрия сложилась и в законодательных органах субъектов РФ: из 3675 депутатов только 351 - женщины (9,5%). Более того, имеются субъекты Федерации, в составе Законодательных Собраний которых нет депутатов-женщин.

Законодательство РФ и локальные нормативные акты не содержат дискриминационных положений в отношении женщин. Законодательство гарантирует равенство прав мужчин и женщин. Таким образом, законы, официально препятствующие участию женщин в политике, отсутствуют, тем не менее реально женщин «не пускают» во власть, не способствуют их активному и беспроблемному функционированию в политике.

Следует обратить внимание, что, говоря о тендерных проблемах в России, авторы чаще всего имеют в виду психологические, экономические, социальные проблемы женщин. Акценты большинства тендерных исследований, особенно в сфере политики, сводятся к обоснованию необходимости увеличения количественного представительства женщин во властных структурах и связаны с поисками ответа на вопросы: что мешает женщине доминировать, быть лидером? что нужно изменить для достижения женщиной равного положения с мужчиной? почему в нашем парламенте так мало женщин и как сделать так, чтобы их стало больше? Существует много работ, посвященных разным аспектам тендерного неравенства, но при этом сравнительно редко ставятся вопросы о том, как мужская часть населения относится к существующей системе тендерных отношений, несмотря на то, что термины «ген-дер»', «тендерное неравенство»2 касаются как женщин, так и мужчин. Таким образом, тендерные исследования рассматривают только одну сторону вопроса тендерного неравенства в политике, сводящегося исключительно к проблемам политического участия женщин, выступающих в роли пострадавшей стороны.

Цель данной статьи состоит в попытке рассмотреть вопрос тендерного неравенства в политике не как проблему, а как естественный, закономерный результат культурно-истори-

© Н. А. Иванова. 2004

ческого развития нашей страны. Результатами проведенного автором статьи анализа была подтверждена следующая гипотеза: причинами низкого количественного представительства женщин во властных структурах являются господство патриархального сознания, неготовность общества (преимущественно мужской части населения) воспринимать женщин в роли политических лидеров. Учитывая пилотажный характер исследования, проводились две групповые дискуссии методом фокус-групп с участием только мужчин. Группы были разделены по возрастному критерию: «младшую» возрастную группу составили респонденты от 20 до 30 лет, а «старшую» — от 30 до 50 лет (что было важно для проверки гипотезы о различии в восприятии обсуждаемого вопроса в разных возрастных категориях). В каждой группе было равное число респондентов (по 10 человек), а также равенство по критерию наличия или отсутствия высшего образования.

Первое обстоятельство, которое стало очевидным в ходе групповых дискуссий, оказалось связано с тем, что участники в первый раз серьезно задумались над вопросами тендерного неравенства, что, заметим, не характерно для респондентов-женщин, участвовавших в фокус-группах в исследованиях других авторов. Второй особенностью явилось то, что в ответах присутствовало значительное сходство в направленности суждений, независимо от социального статуса (возраста, образования, профессиональной принадлежности, семейного положения). Дискуссии показали, что все участники данных фокус-групп считают, что политика равенства полов только декларируется. На практике мужчины и женщины обладают различной степенью доступа к властным политическим ресурсам. Но при этом данное суждение сочетается у всех респондентов обеих групп с установкой на положительное либо нейтральное отношение к низкому представительству женщин в системе политической власти.

Затем респондентам задали следующие вопросы: какие женщины проявляют интерес к политической карьере и какой круг вопросов призваны решать? Материалы обсуждения выявили, что преобладающим у мужчин является представление о стремлении женщин во власть для самоутверждения, а не с целью удовлетворения профессионального интереса к политической деятельности. В данном случае можно сослаться на родоначальника учения о чувстве неполноценности А. Адлера3, считавшего, что власть — это сильнейшее средство компенсации комплексов, неудач в личной жизни. Психолог О. Арнольд также приводит данные о компенсирующей роли деятельности на общественном поприще4. В ответах не подтвердилась мысль социальном предназначении женщины в политике. Необходимость отстаивать собственные женские интересы как причина «ухода» в политику не получила поддержки. Большинство опрошенных мужчин не разделяет и распространенного мнения о том, что женщины-политики больше уделяют внимание социальным проблемам, чем мужчины-политики. Все респонденты солидарны в том, что на государственном, общественном уровнях нет сугубо женских интересов, которые могут и должны защищать исключительно женщины. Приведем некоторые суждения респондентов.

Респондент И.: «...есть интересы общества, и мужчины одинаково смотрят на все проблемы, будь то мужские или женские. Я не думаю, что мужчинам безразличны проблемы детей, молодежи, это уже женские предрассудки, выгодные для феминисток».

Респондент В.: «Женщины если и занимаются усиленно социальными вопросами, то только в период предвыборной кампании ».

Основными барьерами в политической карьере женщин, по мнению опрошенных мужчин, являются:

- отсутствие женской солидарности (женщины не голосуют за женщин);

- принятие многих политических решений в неформальной обстановке.

(Респондент А.: «Если мужчина нарушит общепринятые нормы этикета или морали, то это иногда даже будет способствовать повышению его авторитета, а для женщины это крах. Не зря говорят, что политика — грязное дело. Женщины более уязвимы в ней»);

- сомнения мужчин в профессиональной компетентности женщин;

- ролевой конфликт у женщин: сфера политики не позволяет гармонично сочетать женщине-политику роль профессионала, политического деятеля с ролью матери и жены.

Образ идеальной женщины-политика, по мнению участников дискуссии, должен сводиться к сочетанию нижеперечисленных качеств.

Женщина должна:

- быть профессионалом в своей области;

- по возможности стараться не демонстрировать себя как лидера;

- иметь семью: мужа, детей;

- быть внешне привлекательной;

- и быть в возрасте 35 -45 лет.

Но ни один респондент не смог привести пример женщины-политика, которая, на его взгляд, соответствовала бы этим качествам.

Респондент М.: « Таких женщин-политиков нет и быть не может, это идеальное сочетание качеств может быть возможным только для мужчины в политике: имея семью и детей, он при этом может проводить много времени на работе, быть компетентным, внешне приятным. А у женщины семья очень много сил и времени забирает».

Очевидны, таким образом, сложные взаимосвязи между естественной, природной и социальной ролями женщины, которую хотели бы видеть в роли политического лидера. Возникает вопрос о возможности гармоничного сочетания этих ролевых требований. Достаточно распространенными ответами среди опрошенных мужчин на этот вопрос оказались следующие суждения:

Респондент С.: «...если женщина вовлечена в политическую деятельность, то это наносит уЩерб ее семье, так как в политику нужно всю душу вкладывать» (студент, 21

год).

Респондент А.: «Все сразу и много - так не бывает, невозможно быть и профессионалом-политиком, активной, деловой женщиной и уделять достаточное внимание семье. У многих известных, активных и деловых дети без присмотра, избалованные большими материальными возможностями родителей. Отсюда и неполные семьи, не каждый мужчина согласится жить с супер-ч>отеп, которая везде все успевает, кроме своих семейных обязанностей» (менеджер по продажам, 25 лет).

Респондент В.: «В политику идут женщины-лидеры по складу характера, власть вообще меняет людей, и со временем эти женщины теряют свое природное обаяние и стараются перенять мужской стиль, характер, качества. У таких редко семья сохраняется, чаще разводы. В семье не может быть двух лидеров, мужчины по своей природе склонны к доминированию, а если оба пытаются стать ведущими, то конфликт неизбежен» (юрист, 35 лет).

Респондент И.: «...мне нравятся умные и активные женщины, но у моей супруги два высших образования, ребенок - попозже, потом, а потом диссертация одна за другой и т.д., детей нет, сейчас она вся в бизнесе —мыразвелись. Во всем должна быть мера...» (программист, 29 лет).

Респондент Ф.: « ...психологическая формула мужчины -я лидер, я справился, я сильнее, я контролирую ситуацию, а за это меня ценят и любят. Эта почва уходит из-под ног, если женщина опережает по количеству жизненных достижений. Хорошо, что жена много и успешно работает, но ты для нее обесцениваешься, менее интересен. Карьера и семья совместимы, но рано или поздно чем-то нужно будет пожертвовать» (преподаватель вуза, 45 лет).

Сходство в суждениях участников дискуссии было отмечено при ответе на вопрос: «Если бы выборы губернатора Санкт-Петербурга состоялись сегодня, Вы бы проголосовали за кан-дидата-женщину?» Большинство респондентов связывают свой выбор преимущественно с кандидатами-мужчинами, объясняя свою позицию отсутствием достойной женской кандидатуры и гарантии, что политика женщин будет адекватнее существующей.

Респондент С.: «...нужных и подходящих для нашего города кандидатов, что мужчин, что женщин, я не вижу. Но если выбирать из того, что есть, я лучше остановлюсь на мужской кандидатуре, хоть понятно, чего ждать. Женщины - непредсказуемы».

Здесь уместно привести точку зрения В.Г. Ушаковой, отличную от суждений участников данных фокус-групп. Она состоит в том, что, несмотря на существующие половые различия, биологические признаки все меньше будут определять социальные роли. Общественные нормы и установки приведут неизбежно к развитию и разнообразию социальных ролей мужчин и женщин5. По подсчетам социолога Ю. Левады, по жизненным целям женщины распределяются следующим образом. Примерно 25% мечтают о том, чтобы сидеть дома и воспитывать детей, и хорошо, что они могут себе это позволить. Естественно, в парламент они не собираются. Около 15% настроены исключительно на карьеру. Наконец, остальные, т. е. большинство, хотят совместить и нормальную семью, и высокодоходную профессиональную деятельность, карьеру. Вместе с тем, для того чтобы такое совмещение выдержать и успевать повсюду, нужно, кроме всего прочего, иметь соответствующую энергетику, попросту говоря, должно на все хватать сил. Женщина на мужском поприще, и в частности в политике, должна быть активной, энергичной, целеустремленной и напористой. А это мужские качества. И определяются они, как ни странно, мужскими половыми гормонами, которые, впрочем, обязательно присутствуют в организме каждой женщины. Но когда их много, в характере женщины превалируют мужские черты. Это вовсе не означает, что женщина перестает быть женщиной, она остается милой, женственной и по-женски привлекательной 6.

По результатам проведенных дискуссий можно отметить, что основным условием, способствующим успешному продвижению мужчин во властные структуры, в отличие от женщин, является принципиально другая полоролевая, политическая социализация, а также общественное мнение.

Респондент М.: «Детей воспитывают по-разному: если мальчик, то его больше ориентируют на карьеру, независимость, на заинтересованность политикой. Мужчина должен быть независимым, особенно материально, а власть, политика— это новые возможности. Мужчинам, конечно, легче в политике, мы больше психологически подготовлены».

Респондент А.: «Политика, власть и лидерство для мужчины — это естественно, так было всегда, это его природная функция. Женщины ,лезут " не в свою сферу, в то, к чему не готовы, пытаются что-то кому-то доказать».

Респондент Л.: «Мужчины чаще имеют необходимый опыт работы именно в политике, имеют соответствующее 'образование, женщины приходят из медицины, институтов, образовательных учреждений...».

Респондент С.: «Женщины в политике — это просто ,мода", которая пройдет. Невозможно изменить те порядки, нормы, ценности, которые складывались тысячелетиями. Женщины, рвущиеся в политику, — это непривычно, не естественно. Смотрелось бы странно, если бы все мужчины ринулись быть домохозяйками. Мужчин больше в политике, во власти, в высокодоходных сферах, мужчина должен содержать семью, выполняя свою природную роль Что для человека определенного пола предусмотрено природой, то более легко у него получается».

Политическая социализация ориентирует мужчин и женщин на разные роли, разное отношение к политике и активной дея тельности вообще. Политическая сфера считается непод-

ходящей сферой для приложения жизненных сил женщины. В процессе социализации поощряется независимое, уверенное поведение мальчиков, ориентируемое на достижение целей, и зависимое поведение девочек, ориентируемое на заботу об окружающих.

«В детстве мальчику говорят, что когда он вырастет, то сможет однажды стать президентом, а девочка может надеяться на то, чтобы выйти замуж за мужчину, который однажды станет президентом»'.

Последний вопрос, который обсуждался в проведенных автором статьи фокус-группах, был связан с идеей введения системы квотирования, чрезмерно популярной среди женщин. Все респонденты высказались против этой идеи.

Респондент Е.: «...если женщина решила, что политика для нее жизненно важна, если имеет соответствующие возможности, то не нужны ей квоты, она и так пробьется. Не нужно ни для кого создавать специальных условий. Должен быть естественный отбор. Если уж женщина пробралась сквозь все барьеры, значит, политика - это ее место в жизни. Пусть она одна будет в парламенте, но зато достойная».

Анализ проведенных фокус-групп с участием респондентов-мужчин, а также мнения участников других исследований позволяет высказать предположение, что у современных мужчин сформировалась устойчивая система стереотипов определенного отношения к женщинам-лидерам, выраженная в пассивном, в ряде случаев активном препятствии продвижению женщин во власть, что подтверждает гипотезу о неготовности нашего общества к изменению роли женщины. Создав тендерную симметрию (на первый взгляд так необходимую) в какой-нибудь одной области, например политике или бизнесе, можно получить проблемы в сфере института семьи. Устойчивость традиционных тендерных норм — это следствие специфики исторического развития нашего государства, культурных традиций, которые, вероятно, не следует менять, ориентируясь на Скандинавские страны, где другие культурно-исторические, социально-политические условия и психологические особенности населения. По мнению Э. Сидней и Б. Вестерхольм8, большую роль в успешности формирования женской политической элиты играют тип электоральной системы в стране и сложившаяся система общественных ценностей. Так, для «мужской культуры» характерны мощные вооруженные силы, религия, проповедующая иерархическое подчинение, высокая оплата за успешную работу, наказание за неудачу. Очевидно, что «мужская культура» господствует в таких странах, как США, Германия, Англия и Россия. Для «женской культуры» в большей степени характерны забота о членах общества, справедливое распределение богатств и ресурсов, борьба за сохранение здоровой окружающей среды и т.д. Странами «женской культуры» являются Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия. В странах «мужской культуры» женщин почти не выбирают в парламент, а если женщины и становятся депутатами, то неизбежно возникают новые трудности: приходится перенимать мужской стиль поведения, забываются личные интересы женщин.

Таким образом, создание тендерного равенства и симметрии, особенно в системе политической власти на современном этапе развития российского общества, невозможно в силу культурно-исторических особенностей, а также биологического (природного) неравенства полов. Стоит ли игнорировать биологические законы при рассмотрении вопроса тендерного неравенства, изменения тендерных ролей и т. д.? Мужчины и женщины различаются по набору хромосом в каждой клетке тела, и биологическое разделение полов никто не отменял и отменить не может. Все это значит, что социальные нормы и ролевые требования должны развиваться в соответствии с культурно-историческими традициями и естественными законами природы человека.

Summary

This paper is dedicated to the gender inequality in political system and to expediency of gender symmetry artificial forming. According to the results of the research, the author analyses gender inequality problem perception by the male part of population.

1 Тендер - «социальный пол», социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, науке, культуре); совокупность социальных и культурных норм, которые общество предъявляет к индивидам в соответствии с их биологическим полом (Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований». М., 2000).

2 Тендерное неравенство - характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе.

3 Альфред Адлер (1870-1937) - австрийский психолог, ученик 3. Фрейда, выработал собственную концепцию «компенсации чувства неполноценности», согласно которой «стремление к превосходству и власти обычно компенсирует какую-либо телесную слабость, недостаток, сложность личной жизни».

4 Арнольд О. Женщина и политика// Русский журнал. 2000 /Е-пе!

5 Ушакова В.Г. Женщина как субъект политического процесса в России // Вест. С-Петерб. ун-та. Сер. б. 1996. Вып. 2.

6 Арнольд О. Женщина и политика // Сегодня. 1993. Октябрь.

7 Темкина А. А. Теоретические подходы к проблеме политического участия: тендерное измерение // Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период (сборник научных статей). СПб., 1996. С. 13-15

8 Цитата по: Ушакова В.Г. Женщина как субъект политического процесса в России // Вест. С-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1996. Вып. 2. С. 179

Статья поступила в редакцию 22 октября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.