Научная статья на тему 'НУЖНА ЛИ ДЕМОГРАФИИ ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ?'

НУЖНА ЛИ ДЕМОГРАФИИ ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
50
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ДИВИДЕНД / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калмыкова Наталья Михайловна

В книге «Углубленное введение в демографию» В. Лутц последовательно излагает структуру предложенной им единой демографической теории, сформированной на основе понятия многоразмерной демографии. Единая теория, с точки зрения автора, объединяет 3 демографические теории: демографический метаболизм, демографический переход и демографический дивиденд. На примерах для разных стран и исторических периодов Лутц демонстрирует новые возможности единой теории, в том числе ее приложения к прогнозированию демографических структур и обоснованию демографической политики. В рецензии рассматриваются основные идеи, посвященные конструированию единой теории, сама же книга гораздо более многоплановая, будет интересна не только демографам, но и социологам и экономистам. Благодаря тому, что книга содержит многочисленные ссылки на учебники, базы данных, прикладные исследования, она может служить ориентиром для начинающих демографов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOES DEMOGRAPHY NEED A UNIFIED THEORY?

In the book "Advanced Introduction to Demography" V. Lutz consistently outlines the structure of the unified demographic theory proposed by him, and based on the basis of the concept of multidimensional demography. The unified theory, from the author's point of view, combines three demographic theories: demographic metabolism, demographic transition and demographic dividend. Using examples for different countries and historical periods, Lutz demonstrates the new possibilities of a unified theory, including its application to forecasting demographic structures and justifying demographic policy. The review examines the main ideas devoted to the construction of a unified theory, while the book itself is much more multifaceted, and will be of interest not only to demographers, but also to sociologists and economists. Due to the fact that the book contains numerous links to textbooks, databases, and applied research, it can serve as a guide for novice demographers.

Текст научной работы на тему «НУЖНА ЛИ ДЕМОГРАФИИ ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ?»

Демографическое обозрение/ Demographic Review 2022;9(4)160-166 D0l:https://doi.org/10.17323/demreview.v9i4.16748

Нужна ли демографии единая теория?1

Наталья Михайловна Калмыкова (natalia-kalmykova@yandex.ru), Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова, Россия.

1

Does demography need a unified theory?

Natalia M. Kalmykova (natalia-kalmykova@yandex.ru), Lomonosov Moscow State University, Russia.

Резюме: В книге «Углубленное введение в демографию» В. Лутц последовательно излагает структуру предложенной им единой демографической теории, сформированной на основе понятия многоразмерной демографии. Единая теория, с точки зрения автора, объединяет 3 демографические теории: демографический метаболизм, демографический переход и демографический дивиденд. На примерах для разных стран и исторических периодов Лутц демонстрирует новые возможности единой теории, в том числе ее приложения к прогнозированию демографических структур и обоснованию демографической политики.

В рецензии рассматриваются основные идеи, посвященные конструированию единой теории, сама же книга гораздо более многоплановая, будет интересна не только демографам, но и социологам и экономистам. Благодаря тому, что книга содержит многочисленные ссылки на учебники, базы данных, прикладные исследования, она может служить ориентиром для начинающих демографов.

Ключевые слова: единая демографическая теория, демографический переход, демографический дивиденд, демографическое прогнозирование, воспроизводство населения.

Для цитирования: Калмыкова Н. М. (2022). Нужна ли демографии единая теория? . Демографическое обозрение, 9(4), 160-166. https://doi.org/10.17323/demreview.v9i4.16748

Abstract: In the book "Advanced Introduction to Demography" V. Lutz consistently outlines the structure of the unified demographic theory proposed by him, and based on the basis of the concept of multidimensional demography. The unified theory, from the author's point of view, combines three demographic theories: demographic metabolism, demographic transition and demographic dividend. Using examples for different countries and historical periods, Lutz demonstrates the new possibilities of a unified theory, including its application to forecasting demographic structures and justifying demographic policy.

The review examines the main ideas devoted to the construction of a unified theory, while the book itself is much more multifaceted, and will be of interest not only to demographers, but also to sociologists and economists. Due to the fact that the book contains numerous links to textbooks, databases, and applied research, it can serve as a guide for novice demographers.

Keywords: unified demographic theory, demographic transition, demographic dividend, demographic forecasting, population reproduction.

For citation: Kalmykova N. (2022). Does demography need a unified theory?. Demographic Review, 9(4), 160-166. https://doi.org/10.17323/demreview.v9i4.16748

1 Об авторе книги: Вольфганг Лутц, профессор демографии, департамент демографии, Венский университет; директор Венского института демографии Австрийской академии наук; Руководитель исследовательской группы Международного института прикладного системного анализа (IIASA) и директор-основатель Центра демографии и глобального человеческого капитала Витгенштейна (IIASA, OeAW, Венский университет), Австрия (https://demografie.univie.ac.at/about-us/team/details/user/lutzw19/inum/1872/backpid/152265/).

«Advanced» с английского языка можно перевести как «углубленный, продвинутый», «расширенный» или «современный, новый». Книга Вольфганга Лутца, одного из наиболее известных демографов современности, представляет собой именно современное введение в демографию. Вместо ожидаемых математических формул читателя ждут размышления о теоретических основах демографической науки, основанные на многолетних исследованиях автора, и возможностях их применения в других социально-экономических исследованиях.

Дискуссия о необходимости поиска единой теории в демографии ведется на протяжении нескольких десятилетий. Например, в докладе «Почему демографам нужна теория?» на Европейской конференции 1995 г. Г. Вунш (Wunsh 1995: 221) говорил о том, что «для хорошего объяснения причин и последствий демографических тенденций требуются теории, учитывающие как микро-, так и макроуровни, как отдельных людей, так и общество в целом. ... Индивиды - члены семьи и домашнего хозяйства, включены в отношения соседства, рабочие отношения, в различные сообщества. [...] Демографические теории должны рассказать нам, как и почему общество влияет на индивидуальное поведение в отношении рождений, смертей и миграции, а также как и почему индивидуальное поведение само по себе превращается в социальные действия более высокого уровня. Другими словами, демографические теории должны интегрировать индивидуальное поведение и социальную структуру». В книге Лутца предпринята именно такая попытка создания единой теории на основе так называемой многомерной демографии, принимающей во внимание не только возраст и пол индивидов, но и их различные социальные и экономические характеристики.

При беглом пролистывании страниц книги может показаться, что это еще одна из публикаций, автор которой считает, что демограф сможет ограничиться только рассуждениями о демографических процессах, не давая себе труда углубиться в суть и структуру демографических показателей. Но это ложное впечатление: предполагается, что читатель уже знаком с основами демографии, сам автор упоминает о нескольких учебниках, которые он считает важными (Preston, Heuveline, Guillot 2000; Weeks 2014), и постоянно обращается к демографическим индикаторам. На протяжении всей книги автор называет публикации (не только учебники), которые, по его мнению, призваны формировать демографическое мышление. С этой точки зрения книга может служить своего рода путеводителем в выборе авторов и книг для начинающего демографа и гидом для преподавателей.

В первых строках введения Лутц пишет о том, что в Австрии 1982 г. сам термин «демография» мало кому был знаком, его часто путали с «демократией». Мне сразу вспомнился один из семинаров по демографической политике в конце 1980-х годов в Ашхабаде, в котором я участвовала, еще будучи аспиранткой, где нас встречал плакат «Приветствует участников демократического семинара!». Демография не только в Европе, но и в России оставалась долгое время малоизвестной наукой, с трудом отстаивающей себе место на периферии таких научных дисциплин, как статистика, экономика, география, социология и медицина. За прошедшие 40 лет результаты демографических исследований стали основой принятия решений в самых разных областях жизни, но в то же время, как пишет Лутц, «несмотря на рост интереса к демографии, сама наука испытывает кризис

идентификации» (Lutz 2021: vii) 2. Попытки выхода за рамки традиционного сосредоточения фокуса демографических исследований исключительно на возрастных характеристиках населения часто ведут к потере определения демографии как самостоятельной научной области. Вместо традиционных попыток междисциплинарного подхода (социальная демография, экономическая демография и др.) автор предлагает расширить методологическое ядро демографии и говорить о «многомерной» демографии, имеющей дело с многими характеристиками населения, помимо возраста, таким образом помещая демографию в центр количественного анализа социальных и экономических изменений и устойчивого развития.

«Многомерный» взгляд на демографию, с точки зрения автора, не противоречит классическому определению демографии как науки об изменении численности и структур населения, только вместо понимания структуры населения исключительно как возрастно-половой он добавляет и другие характеристики, такие как уровень образования, место жительства, принадлежность к этнической группе, занятость и др.

Попытки междисциплинарного подхода к анализу демографических явлений постоянно предпринимаются исследователями: достаточно вспомнить, например, работы А. Сови, Д.И. Валентея, А.Г. Вишневского, в которых осмысление социально-экономических явлений и тенденций осуществлялось через призму демографического подхода. Но Лутц идет дальше и предлагает сформировать «единую теорию», которая распространяет на другие науки методологию демографических исследований. Он считает ошибочными как отрицание потребности в какой-либо теории рядом демографов, так и мнение о том, что демографические модели, например стабильное население или таблицы смертности, могут заменить собой теорию. Центральная идея книги состоит в том, что демографии нужна объединяющая теория, обеспечивающая демографии предсказательную силу. И такая теория может быть сформирована на основе трех существующих теорий: теории демографического метаболизма или смены поколений, т. е., по сути, воспроизводства населения, теории демографического перехода и теории демографического дивиденда.

В четырех разделах книги автор последовательно излагает принципы предлагаемого им нового подхода к формированию демографической теории: от основ демографии и демографических данных (раздел 1) к обоснованию важности теории для демографической науки и последовательной характеристике теорий демографического метаболизма, демографического перехода и демографического дивиденда (раздел 2). В третьем разделе акцент сделан на образовании как основном драйвере снижения уровней рождаемости и смертности. Раздел 4 посвящен различным аспектам демографического прогнозирования на основе предлагаемой автором единой теории и демографической политики.

В первом разделе после краткого экскурса в историю демографии Лутц подчеркивает, что многомерное понимание демографии соответствует не только взгляду на науку многих исследователей, но и тому подходу, который используется в различных средствах массовой информации, пишущих о демографических явлениях. Основное внимание в этом разделе посвящено специфике демографических исследований. Исходя из тезиса, что демография изучает группы индивидов,

2 Далее по тексту при ссылках на рецензируемую книгу указаны только страницы. www.demreview.hse.ru

формирующие население, автор делает вывод, что макроуровень находится в привилегированном положении в демографических исследованиях, несмотря на то, что поведение индивидов на микроуровне (на уровне домохозяйств, например), в конечном счете определяет макротенденции. С этой точки зрения демография, изучающая изменение численности и структур населения, непосредственно зависит от анализа поведения индивидов на микроуровне, а демографические изменения оказываются следствием агрегированных жизненных циклов многих индивидов. Предпочтение, отдаваемое в книге макроуровню, определяет и выбор теорий, которые составляют основу единой демографической теории.

Анализируя уравнение демографического баланса, Лутц в соответствии с подходом многомерной демографии расширяет возможности этой простой формулы, добавляя в нее другие «размерности». Например, он предлагает рассматривать динамику группы населения, имеющей начальное образование, принимая во внимание как «входы» (добавление в группу людей с законченным начальным образованием благодаря смене статуса (повышение уровня образования) или миграции, и «выходы» из этой группы из-за перехода в следующую образовательную группу, или из-за смерти либо миграции, при этом оставаясь в рамках балансового уравнения. Тем самым закладываются основы многомерных прогнозов не только возрастно-половой структуры населения, но и других структур, в частности образовательной, играющей важную роль в демографических изменениях.

«Демография - эмпирическая дисциплина, и демографические данные - ее краеугольный камень» (19). Глава о данных также начинается с экскурса в историю сбора данных о населении, и автор подчеркивает важность наличия странового регистра для реализации многомерного подхода в демографии, поскольку именно регистр позволяет получать и числитель, и знаменатель демографических коэффициентов из одного источника. Отсутствие необходимой информации в переписях и текущей регистрации событий может частично компенсироваться благодаря различным обследованиям 3 и «большим данным». Особое внимание отведено описанию международной базы данных World Population Prospects, начало которой было положено еще в 1950-е годы, а также базе данных, созданной в Центре Витгенштейна. Кроме того, автор упоминает и специальные базы данных по отдельным демографическим процессам: The Human Mortality Database, The Human Fertility Database и др.

Второй раздел - центральный в книге, начинается утверждением о том, что «демография как независимая научная дисциплина, изучающая изменения численности и структур населения, то есть изменения на макроуровне, в последние 35 лет постепенно теряла свою идентичность, ... воспринимаясь либо как часть социологии, либо общественного здравоохранения» (29). Следствием этого стало пренебрежение теорией.

Лутц констатирует, что потеря идентификации контрастирует с растущим вниманием к демографическим изменениям, которые рассматриваются как ключевые мегатренды нашего времени. он цитирует Н. Кейфица, который писал о том, что «на

3 В книге упоминаются такие обследования, как World Fertility Survey (WFS), Demographic and Health Survey (DHS), Demographic Surveillance Systems (DSS), Family and Fertility Survey (FFS), Gender and Generation Survey (GGS), Survey of Health, Age and Retirement in Europe (SHARE), US Health and Retirement Study (HRS), English Longitudinal Study of Ageing (ELSA), global health surveys и др.

ничейную землю, оставленную демографией, постепенно проникают другие науки» (30), и только небольшое количество демографов концентрируется на проблемах макроуровня. В то же время у демографов есть теории, которые делают демографию единственной социальной наукой, которая способна не только объяснить исторические изменения, но и прогнозировать будущее, основываясь на устойчивых моделях. Эти теории, тесно связанные друг с другом, в совокупности составляют основу Единой демографической теории:

• Теория демографического метаболизма (термин, принадлежащий Н. Райдеру (Ryder 1965) позволяет предсказывать будущие тренды не только в отношении демографических переменных, но и в отношении других социальных явлений, например, таких как ценности, национальная идентичность, поведенческие паттерны, которые формируются в молодости и сохраняются практически неизменными на протяжении жизненного цикла. Теория демографического метаболизма состоит в изменении структур населения по мере того, как на смену одним поколениям приходят другие, с иными характеристиками. Лутц дополняет идеи Райдера об особенностях каждой когорты, утверждая, что обучение на протяжении всей жизни приводит к изменениям внутри когорт, и эти изменения сами по себе представляют существенный драйвер социально-экономических преобразований. Например,

рост доли высокообразованных женщин приводит к снижению рождаемости даже в странах с большими темпами роста населения, при этом наблюдается также снижение младенческой смертности, а сами образованные женщины живут дольше. Также приводится пример использования теории демографического метаболизма для описания формирования национальной идентичности в европейских странах.

• Теория демографического перехода, наиболее старая из всех демографических теорий, описывающая изменения в рождаемости и смертности. В этом разделе автор обсуждает дискуссию о том, является ли демографический переход теорией.

В частности, здесь поставлен вопрос о возможном росте рождаемости и смертности в противовес утверждениям о необратимости изменений.

• Теория демографического дивиденда - наиболее молодая из трех теорий, изначально описывавшая потенциальные экономические выгоды, получаемые населением вследствие демографического перехода. В недавнем прошлом эта теория была дополнена важностью влияния изменений образовательной структуры населения на экономический рост. Особое внимание в книге отведено переключению внимания с роста численности населения на изменение его структур, причем помимо возрастно-половой структуры в недавних исследованиях подчеркивается также роль образовательной структуры и структуры занятости.

Как отмечает сам автор, предложенная им теория описывает внутреннюю динамику демографических изменений не только по полу и возрасту, но также и по другим характеристикам (уровень образования, гендер, участие в рабочей силе и др.), и каналы, по которым эти изменения оказывают влияние на развитие общества и экономики во взаимодействии с окружающей средой. Восемь ключевых утверждений, связывающих

3 1 ч/ ч/ ч/

упомянутые выше теории, формируют каркас новой единой теории, основанной на многоразмерном подходе в демографии (89-91):

1. индивиды - главная основа любого населения или группы людей, главные

действующие лица социального и экономического поведения. Они формируют основу любой теории социальных и экономических изменений на агрегированном уровне;

2. в дополнение к возрасту и полу в любом населении его члены могут быть разделены на отдельные группы (состояния) в соответствии с четко определенными и измеряемыми критериями в любой момент времени;

3. в течение любого временного интервала члены отдельной группы, определенной на основе конкретной характеристики, могут перемещаться в другую группу (с другими характеристиками), и эти перемещения можно математически описать набором возрастно-половых коэффициентов:

4. если население состоит из разных групп, отличающихся друг от друга определенными характеристиками, то изменение со временем относительного размера этих групп приведет к изменению распределения этих характеристик в обществе, т. е. к социальным изменениям;

5. образование имеет следствием развитие когнитивных способностей и предвидения и сокращает незапланированное поведение в отношении здоровья и рождения детей;

6. индивиды благодаря образованию получают возможность сотрудничать на передовых позициях знания и технологий и улучшать общественное здоровье и качество институтов в целом:

7. взгляды, ценности и приоритеты индивидов находятся под влияем других индивидов вокруг них в зависимости от степени близости и привлекательности социального статуса;

8. различные члены любого общества имеют разную экономическую производительность в зависимости от их участия в рабочей силе и уровня образования и навыков. Рост доли более производительных людей увеличивает потенциал экономического роста.

Третий раздел посвящен роли образования как фактора снижения рождаемости и смертности. Вместо разрозненных факторов, объясняющих снижение рождаемости (социально-экономические изменения, эволюция ценностей, программы планирования семьи) и смертности (питание, экономический рост, развитие здравоохранения), Лутц предлагает единое объяснение, основанное на росте уровня образования населения: «вместо разнообразия внешних причин, влияющих на поведение людей, необходимо сосредоточиться на изменениях, происходящих в мозгах, так как мозг - наиболее важный репродуктивный орган и также наиболее важный орган для обеспечения здоровья и выживания» (92-93). Важнейшая роль образования в снижении рождаемости и смертности иллюстрируется автором на примерах для разных стран и временных периодов, при этом сами примеры основаны на многочисленных современных исследованиях.

В четвертом разделе обсуждаются различные подходы к демографическому прогнозированию, в частности в наиболее дискуссионных областях: будущие миграционные сценарии для решения проблемы старения в странах с низкой рождаемостью и различные сценарии развития человеческого капитала в контексте глобального развития, климатических изменений и устойчивого развития. Использование понятия многоразмерной демографии в этом разделе реализовано в прогнозах возрастно-половой структуры с учетом уровня образования. Кроме образовательных характеристик в прогнозах используются показатели участия в рабочей силе, а также учитывается структура миграционных потоков по уровню образования.

В заключительных главах обсуждаются направления демографической политики с фокусом на человеческие ресурсы. По мнению автора, «укрепление человеческого

капитала, начинающееся с образования и здоровья, должно стать новой парадигмой в демографической политике и в более широком смысле политики развития» (172).

Книга, несомненно, будет интересна и полезна не только профессиональным демографам, которые задумываются о факторах и последствиях демографических тенденций, но и студентам, ищущим свой путь в демографии.

Литература

Lutz W. (2021). Advanced Introduction to Demography. Edward Elgar Publishing

Preston S.H., Heuveline P., Guillot M. (2000). Demography: Measuring and Modeling Population Processes. Blackwell Publishing

Weeks J.R. (2014). Population: An Introduction to Concepts and Issues. Wadsworth Publishing.

Ryder N.B. (1965). The cohort as a concept in the study of social change. American sociological review, 30 6, 843-61.

Wunsch G. (1995). Why demographers need theory? In EaPS-IUSSP (Ed.), Evolution or

Revolution, in European Population (pp. 201-224), European Population Conference, Milan, Franco-Angeli.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.