Научная статья на тему 'Нужен ли современному бизнесу пассионарный менеджер?'

Нужен ли современному бизнесу пассионарный менеджер? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
654
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССИОНАРИЙ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ЛИДЕР / БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PASSIONARY / LEADER / BOSS / BUSINESS / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пузыревский Леонид Сергеевич

Актуальность данной статьи заключается в повышении роли человеческого фактора в обеспечении экономической безопасности предприятия. В основу статьи положена теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Раскрыта сущность термина «пассионарность», приведены исторические примеры пассионарных руководителей, сделана попытка выявить взаимосвязь между пассионарностью современного менеджера и экономической безопасностью предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Whether modern business passionate Manager?

The relevance of this article is to enhance the role of human factor in ensuring economic security of the enterprise. The article is based on the theory of ethnogenesis L.N. Gumilyov. The essence of the term «passionarity», are the historical examples of passionate leaders sought to identify the relationship between passionarity modern Manager and economic safety of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Нужен ли современному бизнесу пассионарный менеджер?»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

Психология

УДК 65.0(075.8)

Л.С. Пузыревский*

Нужен ли современному бизнесу пассионарный менеджер?

Актуальность данной статьи заключается в повышении роли человеческого фактора в обеспечении экономической безопасности предприятия. В основу статьи положена теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Раскрыта сущность термина «пассионарность», приведены исторические примеры пассионарных руководителей, сделана попытка выявить взаимосвязь между пассионарностью современного менеджера и экономической безопасностью предприятия.

Ключевые слова: пассионарий, руководитель, лидер, бизнес, экономическая безопасность.

L.S. Puzyrevsky*. Whether modern business passionate Manager? The relevance of this article is to enhance the role of human factor in ensuring economic security of the enterprise. The article is based on the theory of ethnogenesis L.N. Gumilyov. The essence of the term «passionarity», are the historical examples of passionate leaders sought to identify the relationship between passionarity modern Manager and economic safety of the enterprise.

Keywords: passionary, leader, boss, business, economic security.

Выдающиеся руководители встречались во все времена у всех народов. Однако чем сложнее становились общественные отношения, чем более совершенной техникой насыщались производственные, военные и прочие объекты, тем большее значение приобретали руководители, деловые качества которых превосходили качества средних руководителей, наиболее массовых и распространенных. Рост человеческого фактора многократно повысил требования к лидерам. Можно собрать целую коллекцию их названий. Активный, эффективный, амбициозный, развивающий и некоторые другие термины составят коллекцию качеств искомого лидера. Однако приведенные характеристики страдают значительной односторонностью. Нет ли термина, более комплексно характеризующего близкого к идеалу менеджера, тем более что управленческая составляющая занимает особое место в структуре экономической безопасности предприятия?

В настоящее время значительную роль в обеспечении экономической безопасности предприятия играет эффективность систем управления. К сожалению, до сих пор многие предприятия имеют упрощенное представление о принципах управления социально-экономическими системами. На предприятиях не уделяется должного внимания созданию современных систем управления затратами, не разрабатываются маркетинговые программы продвижения выпускаемой продукции на внутренний или внешний рынок, не проводится реструктуризация предприятий, не проектируются эффективные организационные структуры, очень медленно ведутся работы по повышению роли информационных технологий.

Считается, что высококлассные специалисты в области управления должны в совершенстве владеть следующими умениями и навыками: уметь определять перспективные цели, рационально планировать свою работу и работу подчиненных, владеть навыком контакта с людьми и т.д.

Но, может быть, для современного менеджера этого мало?

В бизнес-литературе довольно часто стали появляться ссылки на теорию этногенеза Льва Гумилева, который в рамках этой теории широко использовал термин «пассионарность» при описании состояния целых народов и выдающихся руководителей [1]. Понятие пассионарности раскрывается даже в некоторых экономических и бизнес словарях, например:

- пассионарий - активный человек, стремящийся к обновлению, развитию, лидерству [2];

* Пузыревский, Леонид Сергеевич, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор экономических наук, профессор. Адрес: 190121, г. Санкт-Петербург, пл. Репина, д. 1. Телефон (812) 495-23-11, моб. 8-911-224-37-35. E-mail: pls123@yandex.ru.

* Puzyrevsky, Leonid Sergeyevich, professor of chair of accounting, analysis and audit of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Economics, the professor. Address: 190121, St.-Petersburg, Repin square, 1. Phone (812) 495-23-11, 8-911224-37-35. E-mail: pls123@yandex.ru.

© Пузыревский Л.С., 2013

- пассионарность - сила страсти; состояние человека (социальных групп, этносов), вынуждающее его (их) к определенным действиям вопреки инстинкту самосохранения; способность к сверхнапряженной деятельности [3].

Для того чтобы ответить на вопрос, поставленный в заглавии статьи, прежде всего обратимся к истокам термина, заметив при этом, что созвучные данному термину слова присутствуют во многих европейских языках:

- французское слово «passioner» означает «увлекаться», «разжигать страсть»;

- в Испании «pasionario», а в Италии «passionario» - «пламенный», «страстный»;

- в румынском языке слово «passionant» означает человека, способного увлечь, привести в восторг.

В то же время необходимо учесть, что сам Л.Н. Гумилев считал, что данный термин скорее происходит от латинского «passio», что означает страдание, страсть, аффект, а английское «passion» переводится как вспышка агрессии, гнева, чувств, страсти.

Так же, как и Л.Н. Гумилев, считавший пассионариев фанатиками, стойкими приверженцами идеи, энтузиастами и проиллюстрировавший свою идею пассионарности на примерах Наполеона, Александра Македонского, Жанны д’Арк, Емельяна Пугачева, попробуем привести собственные примеры проявления пассионарности.

Вспомним А.С. Суворова, не потерпевшего ни одного поражения, если не считать позорные виселицы во время подавления польского восстания. Однако, по нравам тех времен, расправа в Варшаве вызвала восторг у императрицы Екатерины II. Любимая дочь Суворова была снаряжена императрицей в Варшаву с жезлом Генералиссимуса и письмом императрицы, в котором она сообщала, что редко производит высокие чины вне очереди, но покорением Варшавы Суворов сам себя поставил вне очереди. Правда, многие жители Варшавы были повешены, некоторые сосланы в Сибирь и на Дальний Восток. Современные путеводители напоминают: будучи в Варшаве, не упоминайте имени Суворова, иначе вы рискуете получить по физиономии. Тем не менее, с точки зрения военной, это был несомненный успех пассионарного командира.

Из военных руководителей-пассионариев уместно напомнить имена М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, А.А. Брусилова, С.О. Макарова.

Династия Романовых оказалась небогатой на пассионарных руководителей. Однако нельзя не отметить Петра I с его экономическими реформами, Екатерину II, сыгравшую определенную роль в становлении российского общества, и Александра II, отменившего крепостное право и заменившего рекрутчину (25 лет в службе в армии) на обязательную военную службу продолжительностью 5 лет.

Александр III, сын Александра II, вошел в историю как царь-миротворец, но не реформатор, так что его пассионарность была невелика. Последнему царю, Николаю II, до пассионария было очень далеко. На его совести «Кровавое воскресение» 9 января 1905 г. в Петербурге, подавление восстаний в Москве и других городах, непродуманное расходование государственных финансов, что вынудило прибегнуть к большому займу во Франции, текучесть министров, «столыпинские галстуки» и сама смерть Столыпина. Николай II в 1914 г. ввязался в мировую войну. Не имея ни знаний, ни способностей, назначил себя Верховным главнокомандующим. За исключением двух удачных операций, война имела позиционный характер, но уничтожила и искалечила десять миллионов россиян. При нем начались «беспорядки» в Петербурге, завершившиеся отречением Николая II от престола.

Большинство дворян, купцов и военачальников за 300 лет царствования Романовых не проявляли особой активности и пассионариями не являлись. В целом следует признать, что пассионарность россиян в те времена значительно уступала пассионарности правящих кругов, да и самих народов европейских стран и США.

Февральская революция и октябрьский переворот 1917 г. выдвинули новый отряд российских пассионариев. Прежде всего, наиболее ярким пассионарием был В.И. Ульянов-Ленин. Рядом с ним стояла гвардия революционеров-профессионалов: Г.Е. Зиновьев, Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, С.М. Киров, В.Д. Бонч-Бруевич, М.И. Калинин.

В данной статье мы не ставим цель рассмотреть подробно деятельность новых руководителей, пришедших к власти в период так называемого «социологического строительства». Большую часть этих руководителей физически уничтожил И.В. Сталин, о чем подробно рассказано в книге Роя Медведева [4]. Так что пассионарий сталинского времени требует отдельного изучения, которым занимается целый ряд авторов.

Далее приведем примеры пассионариев послевоенного времени.

Первый пример касается биографии директора Кировского завода Исаака Моисеевича Зальцмана. О героических делах «кировцев» в начале войны, о танковом десанте под Ропшу, укомплектованном рабочими завода, написано много. Люди работали на пределе возможного. И директор завода возглавил этот военно-производственный порыв.

После того, как завод был эвакуирован на Урал и там было освоено массовое производство танков, директор получил звание генерала. В его кабинете раздался звонок. Звонил И.В. Сталин. «Чтобы не гибли на фронте, расстреляй нескольких человек на заводе!» Зальцман никого не расстрелял, а ответил дополнительным выпуском танков. В период войны даже для такого человеконенавистника, как И.В. Джугашвили, танки были важнее нескольких расстрелов.

К концу войны И.М. Зальцман стал министром танковой промышленности, а по достижении победы был назначен всего лишь заместителем начальника цеха на Рыбинском моторостроительным заводе.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

Психология

Только после кончины Сталина Исаак Моисеевич был назначен директором среднего по величине закрытого машиностроительного завода в Ленинграде. Он сделал завод показательным, завоевал доверие и любовь коллектива, но сам он и его завод в силу ряда причин оставались как бы в тени.

В период власти Леонида Ильича Брежнева в ленинградской промышленности звучало имя Павла Ивановича Радченко. Он прошел путь от механика цеха до директора научно-производственного объединения. В штаб-квартиру этого закрытого объединения его перевели из города Нальчик. Павел Иванович нелегко врастал в новый для него ленинградский коллектив, тем более, что он был полон идей. Не всем его помощникам понравилась идея «зарниц». Вместо отдыха в первой половине субботы он приезжал на завод и вместе со своими заместителями и начальниками отделов «расчищал» какой-нибудь запущенный участок предприятия.

В этот период страна ощущала перебои с продовольствием. П.И. Радченко пришла в голову идея выращивать на заводе рыбу. По технологиям, заимствованным в Германии, Павел Иванович построил специальную башню для разведения карпа. Идея понравилось практически всем, и Павел Иванович соорудил целый цех из тридцати таких установок.

Где бы Радченко ни работал, он везде стремился ввести свои управленческие ноу-хау, в т.ч. оригинальную систему оплаты труда, создал новое деревообрабатывающее предприятие, оборудованное по самому высокому уровню техники того времени. Однако вместо наград Радченко получил полгода тюрьмы, подорвавшей его здоровье.

А теперь отойдем от истории и вернемся к теории этногенеза Л.Н. Гумилева, который делил исторические периоды развития общества на несколько различных циклично повторяющихся фаз.

Предположив, что различные компании, фирмы и организации являются миниатюрной копией породившего их общества, попробуем пройти весь круг фаз их развития с точки зрения теории этногенеза Л.Н. Гумилева. При этом попытаемся определить роль пассионария в развитии или усугублении ситуации.

Первой фазой развития общества Л.Н. Гумилев считает гомеостаз, т.е. то состояние, когда распадаются устои и зарождаются предпосылки к созданию новых общностей и обществ.

Состояние гомеостаза в бизнес среде можно сравнить с постепенным умиранием компании. Вновь созданная фирма за редким исключением никогда не начинает с состояния стабильности. Если в руководстве компании нет менеджеров, способных, рванув на груди рубаху, увлечь за собой в неведомое весь коллектив, такая компания обречена. При этом наличие пассионариев в нижних уровнях руководства может только ускорить этот процесс. Отхватив под шумок свой кусок добычи, они отправятся создавать новое.

Следующая стадия - это подъем, когда уничтожается существующая система и создается новая общность. С подъема начинается деятельность любой компании. На этой стадии компания может набрать вес в первую очередь за счет пассионариев, людей «с горящими глазами».

По Л.Н. Гумилеву, перегрев - это то состояние общества, когда пассионариев становится слишком много, в результате чего они начинают активно мешать друг другу. Фирма еще растет, но действия многочисленных пассионарных менеджеров, рвущихся вперед, не согласовываются не только между собой, но часто и со стратегией развития компании, и с ее возможностями.

Следующая фаза - это надлом в обществе, характеризующийся революциями и войнами. В фазе надлома фирма замедляется в развитии, еще не понимая этого. Растет недовольство сложившейся ситуацией как среди руководства, так и среди рядовых сотрудников. За «место под солнцем» те и другие начинают бороться не вполне легальными средствами. Только глубокий анализ долгосрочных стратегических планов, четкое распределение ролей на всех ступенях иерархии может уберечь фирму от развала.

В инерционной фазе развития общества у выживших пассионариев не остается врагов, и они успешно переключаются на науку, искусство и т.д. Как ни странно, но в настоящее время большинство крупных и успешных фирм находятся в этой фазе развития. Развиваться и не разваливаться им помогает продуманная кадровая политика. Выжившие на предыдущих фазах пассионарии переключаются на создание других фирм, благотворительность, экстремальные виды спорта и т.д.

В фазе обскурации власть в свои руки берут субпассионарии (полная противоположность пассионариев). Их единственная цель - сохранение стабильности. Постепенно общество переходит в фазу описанного выше гомеостаза. На этой фазе развития фирму заполняют чистые управленцы, четко ведущие бухгалтерскую и управленческую документацию, для того, чтобы работал финансовохозяйственный механизм компании. Пассионарные менеджеры высших уровней управления компанией уходят, а инициативы менеджеров среднего и низшего звена душатся на корню как не укладывающиеся в рамки регламентов, инструкций и бюджетов. И постепенно компания приближается к фазе гомеостаза, описанной выше.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, пассионарные менеджеры необходимы и полезны для любой фирмы.

Во-вторых, количество пассионариев в коллективе не должно превышать определенных пределов безопасности. Отсутствие в штате пассионарных менеджеров может привести к торможению развития фирмы, в то время как и наличие слишком увлекающегося менеджера чревато нарушением управляемости и внутренней лояльности компании.

В-третьих, необходимость пассионариев различна на различных стадиях развития фирмы и зависит от уровня управления. Например, без энтузиастов в руководстве практически невозможно построить новую эффективную компанию, в то время как в инерционной фазе развития их наличие

мало что меняет. Однако наличие пассионариев в среде исполнителей в период создания компании скорее желательно, чем обязательно. А вот энтузиасты, готовые претворить в жизнь сумасшедшую идею, в инерционной фазе компании остро необходимы.

И в заключение хотелось бы отметить, что пассионарные менеджеры способны принести и реально приносят много пользы современным фирмам. Их креативность мышления, способность претворять в жизнь на первый взгляд сумасшедшие идеи нередко становятся одним из факторов обеспечения экономической безопасности фирмы. Однако нередко стремление пассионарных менеджеров добиться цели любой ценой, когда стремление пересиливает инстинкт самосохранения, может обернуться для фирмы существенными финансовыми потерями и даже привести к потере бизнеса.

Список литературы

1. Бизнес-словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://argentina.allbusiness.ru (дата обращения 15.11.2013).

2. Гумилёв, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Эксмо, 2007.

3. Райзберг, Б. А., Лозовский, Л. Ш., Стародубцева, Е. Б. Современный экономический словарь.

- М.: Инфра-М, 2006.

4.Медведев, Р. К суду истории: О Сталине и сталинизме. - М.: Время, 2011.

Literature

1. Biznes-slovar [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: http://argentina.allbusiness.ru (data obrascheniya 15.11.2013).

2. Gumilyov, L. N. Etnogenez i biosfera Zemli. - M.: Eksmo, 2007.

3. Rayzberg, B. A., Lozovskiy, L. Sh., Starodubtseva, E. B. Sovremennyiy ekonomicheskiy slovar. -M.: Infra-M, 2006.

4. Medvedev, R. K sudu istorii: O Staline i stalinizme. - M.: Vremya, 2011.

УДК 159.9.072.43

В.М. Статный*, Ю.А. Шаранов**

Новая структурная целостность правоохранительной деятельности на основе дискурса субъектов права и общества

Рассмотрена правоохранительная деятельность как явление интерсубъективное, как результат непрерывной самоорганизации человека и его психологического пространства в контексте различных дискурсов, ограниченных социальной действительностью. Обосновывается методология дискурсивного анализа параметров общественного порядка, при этом язык, ментальность общества артикулируют параметры социального порядка, способствуют институционализации образцов поведения, фиксации нового типа дискурсов, основанных на интерпретативном понимании, координации и объединении действий правоохранительных органов.

Ключевые слова: дискурс, дискурсивный ресурс, дискурсивные технологии, институциональный дискурс, дискурсивная природа правоохранительной деятельности, социально-правовые дискурсы, дискурс власти, синергетика дискурсов, дискурсивное пространство правоохранительной деятельности, образовательный дискурс, психологический дискурс, языково-правовой дискурс, динамический порядок, диалог, языковая реальность, языковой концепт, ментальность, ментальный концепт правоохранительной системы, социально-правовое взаимодействие, психологическое пространство, интерсубъективность права, интерсубъективность правоохранительной деятельности, язык социального действия.

V.M. Statny*, Y.A. Sharanov**. New structural integrity of law enforcement activities on the basis of the discourse of the subjects of the law and society. The law enforcement as inter-subjective phenomenon and as a result of continuous self-organization of a man and his psychological space in the context of different discourses, which are limited by social reality is examined. Methodology of discursive analysis of the parameters of public order is grounded, the language and mentality of society articulating

* Статный, Владлен Михайлович, начальник кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. 8(921)-922-78-50. E-mail: statny@mail.ru.

** Шаранов, Юрий Александрович, профессор кафедры юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д.1. 8(921)-986-75-67. E-mail: niospba@mail.ru.

* Statny, Vladlen Mikhailovich, Head of the Department of legal psychology, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of pedagogical sciences, associate professor. Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. 8(921)-922-78-50. E-mail: statny@mail.ru.

** Sharanov, Yury Alexandrovich, Professor of the Department of legal psychology, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of psychological sciences, professor, Honored worker of the higher school of the Russian Federation, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. 8(921)-986-75-67. E-mail: niospba@mail.ru.

© Статный В.М., Шаранов Ю.А., 2013

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.