РАЗДЕЛ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ» SECTION «RELIGIOUS STUDIES»
РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ RELIGIOUS ANTHROPOLOGY
Серия «Политология. Религиоведение»
2011. № 2 (7). С. 179-184 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 291.12
Нуминозное в религиозном опыте при психических расстройствах
А. В. Амелин
Амурский государственный университет, г. Благовещенск
На основе учения немецкого религиоведа Рудольфа Отто о нуминозном исследуются религиозные переживания в структуре религиозного опыта при психических расстройствах.
Ключевые слова: Р. Отто, учение о нуминозном, религиозное чувство, религиозный опыт, психопатология.
Изучение такого феномена, как религиозный опыт, который Ю. А. Ки-мелев наделяет статусом «исходного момента, исходной предметности для философии религии» [7, с. 39] и, конечно же, всех других отраслей религиоведческого знания, было и остается фундаментальной задачей для любого исследователя религии. Особую значимость могут представлять результаты изучения религиозного опыта индивидов с тем или иным видом расстройства психики. Классик религиоведения, основатель психологии религии американский философ Вильям Джемс в своей основополагающей работе «Многообразие религиозного опыта» еще в начале ХХ в. писал, что, «собираясь изучать факты религиозной жизни, невозможно обойти молчанием патологические стороны этих явлений» [3, с. 24]. По его мнению, изучение яркой и разнообразной психопатологической симптоматики является единственным правильным способом, ведущим к пониманию религиозного опыта, и «такой опыт можно отыскать лишь у людей, для которых религия не простая житейская привычка, а скорее остро-лихорадочное душевное состояние» [3, с. 22].
Данная методологическая установка Джемса, современная потребности религиоведческой науки в усилении междисциплинарных связей и более полной ее интеграции в систему социально-гуманитарного знания, а также происходящие в мире социокультурные изменения - все это делает проведение исследований религиозности людей с психическими аномалиями обоснованным и актуальным.
В данной работе мы представим некоторые результаты изучения важного компонента религиозности - чувства нуминозного, которые были получе-
ны в рамках проводимого нами исследования, посвященного философско-религиоведческому анализу религиозного опыта при психических патологиях.
А. П. Забияко, определяя религиозный опыт как «состояние психики, в котором человек осознает себя пребывающим в контакте со сверхчеловеческим существом или могуществом, ощущает свою причастность к инобытию, к запредельной обыденному миру реальности» [5, с. 866], выделяет в нем два основных компонента. Когнитивный компонент включает в себя полученное в религиозном опыте знание, которое часто трактуется как религиозное откровение. Аффективный компонент включает в себя весь спектр эмоций, переживаемых человеком в религиозном опыте [5, с. 867].
Одним из первых, кто подчеркнул чувственно-эмоциональную природу религии, был основатель либеральной протестантской теологии немецкий религиозный мыслитель Фридрих Шлейермахер. В своей работе «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» автор указывает, что «истинная религия есть чувство и вкус к бесконечному» [10, с. 83] и впервые предлагает понимать религиозный опыт как субъективное переживание Бога, выражающееся в чувстве абсолютной зависимости.
Идею Шлейермахера о чувстве как сущностной характеристике любой религии развивает Вильям Джемс, который определяет религию как «совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности» [3, c. 40].
Наиболее развернутую концепцию религиозных переживаний предложил немецкий теолог и основатель феноменологии религии Рудольф Отто. Его учение о нуминозном является «одним из наиболее адекватных описаний аффективного компонента» [5, с. 867] религиозного опыта. Свою теорию Отто изложил в книге «Священное», которая вышла в 1917 г. и вызвала большую полемику в религиоведческой и теологической среде.
Согласно концепции Рудольфа Отто, основой религиозности человека является религиозный опыт, который в свою очередь строится на врожденном чувстве нуминозного; априорном чувстве, в котором раскрывается отношение человека к нуминозному объекту. Нуминозный объект (от лат. Numen - божество) можно описать такими терминами как Совершенно Иной, Высшее присутствие, Могущественная сила и т. д. Будучи христианином, Отто, конечно же, признает реальность существования нуминозного объекта, однако основной предмет его размышлений составляют переживания и чувства, испытываемые человеком при встрече с таким объектом.
Религиовед наделяет чувство нуминозного достаточно сложной структурой. Базовое нуминозное чувство - это чувство реальности нуминозного объекта, чувство его реального присутствия. От этого базового чувства происходят «четыре основных момента нуминозного: Kreaturgefuhl (чувство тварно-сти), Mysterium tremendum (тайна, повергающая в трепет), Fascinans (восхищение), Sanctum als numinoser Wert (священное как нуминозная ценность)» [8, с. 101].
Разнообразные моменты нуминозных переживаний подробно рассмотрены А. П. Забияко в его книге «Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций» [4]. Мы остановимся лишь на некото-
НУМИНОЗНОЕ В РЕЛИГИОЗНОМ ОПЫТЕ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ 181
рых компонентах нуминозного, которые затем попытаемся выявить и изучить в религиозном опыте индивидов с расстройствами психики.
Чувство тварности Рудольф Отто понимает как «чувство твари, которая тонет в собственном ничто и склоняется перед тем, что выше всякого творения» [9, с. 18]. В качестве иллюстрации этого чувства немецкий мыслитель цитирует Авраама из Быт.18:27: «Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» [9, с. 17]. Данное чувство можно описать как чувство сотворенного перед своим создателем, чувство ничтожности, абсолютной зависимости и беспомощности перед его беспредельным всемогуществом.
Нуминозный объект, в силу того, что он есть Mysterium tremendum (тайна, повергающая в трепет), способен вызвать у человека состояния оцепенения, предельной неподвижности, немоты, сопровождаемые религиозным ужасом и страхом, чувством «собственной ничтожности, падшести перед лицом объективно переживаемого Ужаса и Величия» [9, с. 30]. Априорный религиозный ужас исторически обнаруживает себя в боязни демонов, привидений и т. д.
Однако чувство нуминозного содержит в себе и компонент Fascinans (восхищение), когда нуминозный объект очаровывает и восхищает человека, наполняет его блаженством. Исторически примерами таких переживаний феноменолог называет «шаманские техники экстаза, христианский опыт "милости", христианскую мистику, буддийский опыт бодхи и нирвану, опыты просветления» [6, с. 708].
Вслед за Джемсом Рудольф Отто говорит о «невыразимости» нуминоз-ного опыта, который практически не поддается вербализации.
Сущностной характеристикой нуминозного является его иррациональная природа. В ценностном аспекте, как для существования любой религии, так и для полноценной религиозной жизни индивида, иррациональность нуминоз-ного у Отто имеет амбивалентную природу. Сохранение ее на должном уровне, «то, что в религии иррациональные моменты всегда остаются живыми и бодрствующими, предохраняет ее от обращения в рационализм» [9, с. 217], губительный для религии и религиозного сознания. Гипертрофированная иррациональность также опасна для религии, и «то, что она в полноте хранит рациональные моменты, предохраняет религию от падения в фанатизм и мистицизм, помогает ей стать религией культуры и человечности» [9, с. 217-218].
Учение о нуминозном Рудольфа Отто далее оказало большое влияние на философию, религиоведение и гуманитарное знание в целом. Так, например, немецко-американский религиовед Йоахим Вах выделял наличие нуминоз-ных переживаний в религиозном опыте в качестве критерия для дифференцирования подлинного религиозного опыта и других видов опыта [12]. Основатель аналитической психологии швейцарский психолог и мыслитель Карл Густав Юнг считал нуминозное свойством архетипов коллективного бессознательного [11].
При изучении нуминозных переживаний у психически больных индивидов наш исследовательский интерес заключался в поиске ответов на следующие вопросы: имеют ли место нуминозные переживания при расстройствах
психики, и какова частота их встречаемости? Какими особенностями (по возрасту, полу, типу заболевания) обладают носители нуминозных переживаний? Все ли компоненты нуминозного, по описанию Рудольфа Отто, переживаются психически больными людьми в религиозном опыте?
В качестве методов исследования применялись наблюдение, метод беседы и интервью с психически больными носителями религиозного опыта, анализ их самоотчетов, анализ историй болезни. Критериями выделения нуми-нозных переживаний из общего эмоционального фона были соответствие различным компонентам нуминозного, глубина переживаний, детальность их изложения, наличие действительно нуминозного объекта.
Обсудим полученные результаты и приведем примеры.
Применение вышеуказанных методов позволило выявить эмоции и чувства различной интенсивности, которые можно считать нуминозными, и, следовательно, утверждать о наличии изучаемого феномена в религиозном опыте при психических расстройствах.
Исследование показало достаточно малую частоту встречаемости нуми-нозных переживаний среди носителей религиозного опыта с расстройствами психики. Из общего числа больных с религиозными переживаниями в 1896 чел. случаи переживания нуминозного нами зафиксированы у 25 чел., что составило 1,3 % от общей выборки. К сожалению, мы не обнаружили опубликованных результатов подобных исследований среди психически здоровых испытуемых для проведения сравнительного анализа. Отметим, что на столь низкие показатели могли повлиять особенности протекания психических заболеваний, в частности шизофрении, которые выражаются в «обеднении» эмоциональной сферы испытуемых.
Выявленные 25 чел. на основании различных критериев распределились следующим образом. Возраст, в котором испытуемые переживали чувство нуминозного - от 19 до 41 года, средний возраст - 28 лет. По полу: все выявленные нами больные являются мужчинами, у женщин нуминозных переживаний не обнаружено. По типу заболевания: шизофрения различных форм -22 чел. или 88 %, биполярное аффективное расстройство - 2 чел. или 8 %, алкогольный психоз - 1 чел. или 4 %. Полученные количественные данные, а также факт отсутствия чувства нуминозного у женщин, «лидерство» шизофрении среди носителей религиозного опыта соответствуют ранее обсуждаемым нами результатам [1, с. 208-209].
Самыми распространенными среди испытуемых чувствами были чувства, относящиеся к «тварности» и «религиозному ужасу». Приведем примеры высказываний больных: «Белый свет ослепил меня полностью, я не мог пошевелиться, было очень страшно» (Здесь и далее в тексте курсивом выделены отдельные слова и высказывания носителей религиозного опыта, с сохранением присущей им стилистики. - Прим. авт.). «Господь кричал на меня, что я грешник, так страшно мне никогда не было». «Три года я провел мертвым в аду и не мог пошевелиться. И все это время Бог смотрел на меня, и я горел без остановки... это ужасно». «Я был как таракан, это Нечто, которое меня сделало, могло б меня раздавить, и я б ничего сделал».
НУМИНОЗНОЕ В РЕЛИГИОЗНОМ ОПЫТЕ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ 183
Отметим, что переживаний, относящихся к категории Fascinans (восхищение), в структуре религиозного опыта у испытуемых нами не было выявлено.
В качестве иллюстрации нуминозных переживаний приведем одно из наиболее ярких наблюдений из собранного нами массива эмпирических данных.
Сергей Ж., 41 год, диагноз - параноидная шизофрения, непрерывное течение. Длительное время находится на стационарном лечении в психиатрической больнице. Во время цикла проводимых с ним бесед сообщил следующее. Себя в юношеском возрасте характеризует «как все», был не религиозен. Получил высшее образование. Заболел остро, в возрасте 22 лет, во время прохождения службы в одной из горячих точек. «Я был один, когда это случилось. Что-то заполонило все вокруг, и я понял, что всегда являлся частью этого... или его. Это был Бог все-таки, я потом понял, самый главный строитель мира, он строит мир из самого себя. Он сказал, что пришло время все разрушать, и он не знает, что со мной делать - опять забрать в себя или уничтожить. Это был дикий ужас и невозможно страшно. Я чувствовал себя как ребенок, в безумной ситуации, когда мои родители решают, жить мне или нет. Я плакал и умолял его забрать меня с собой хотя бы. Он думал, а я три дня ждал, лежал и не мог дышать, он придавил меня пальцем, чтоб я не сбежал. Было больно... Ни его, ни пальца я не видел, я боялся смотреть. Потом он сказал мне чтоб я решал сам и для этого показал мне весь мир... того что никто не знает. Это страшное знание. Чтоб его забыть я выбрал уничтожение и попал в больницу». В дальнейшем ремиссии у больного уменьшаются, сейчас он находится в больнице постоянно. Считает, что его уничтожил Бог, но до сих пор боится встречи со «страшным строителем мира».
В заключение приведем краткие выводы:
1. Нуминозные переживания имеют место в структуре религиозного опыта при психических расстройствах.
2. Основными чувствами у психически больных носителей религиозного опыта являются «чувство тварности» и «чувство религиозного ужаса», в терминологии Рудольфа Отто.
3. Выявленные факты малой частоты встречаемости переживаний ну-минозного среди носителей религиозного опыта при психических патологиях, отсутствие таких переживаний у женщин, наибольшая распространенность среди больных шизофренией должны стать объектом дальнейших размышлений и теоретических построений.
1. Амелин А. В. Феномен религиозного опыта при психических патологиях (на примере Еврейской автономной области) // Современные проблемы регионального развития : материалы III Меж-дунар. науч. конф. - Биробиджан, 2010. -244 с.
2. Василенко Л. И. Введение в философию религии / Л. И. Василенко. -М. : ПСТГУ, 2009. - 248 с.
1. Amelin A. V. Phenomenon of religious experience under mental pathologies (by the example of the Jewish Autonomous Region) // Current problems of regional development: proceedings of the III International Scientific Conference. - Birobidzhan, 2010. - 244 p.
2. Vasilenko L. I. Introduction to philosophy of religion / L. I. Vasilenko. - М. : PSTGU, 2009. - 248 p.
3. Джемс В. Многообразие религиозного опыта / В. Джемс. - СПб. : Андреев и сыновья, 1993. - 418 с.
4. Забияко А. П. Категория святости. Сравнительное исследование лин-гворелигиозных традиций / А. П. Забияко. - М. : Моск. учебник-2000, 1998. -207 с.
5. Забияко А. П. Религиозный опыт // Религиоведение : энцикл. словарь. - М. : Акад. проект, 2006. - 1256 с.
6. Забияко А. П. Нуминозное // Религиоведение : энцикл. словарь. - М. : Акад. проект, 2006. - 1256 с.
7. Кимелев Ю. А. Философия религии: Систематический очерк / Ю. А. Кимелев. - М. : Nota Bene, 1998. - 424 с.
8. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения / А. Н. Красников. - М. : Акад. проект, 2007. - 239 с.
9. Отто Р. Священное / Р. Отто. -СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. -272 с.
10. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи / Ф. Шлейермахер. - М. ; Киев : REFL-book - ИСА, 1994. - 432 с.
11. Юнг К. Г. Очерки по аналитической психологии / К. Г. Юнг. - Минск : Харвест, 2003. - 528 с.
12. Wach J. Sociology of Religion / J. Wach. - Chicago, 1949. - 376 p.
3. James V. A variety of religious experience / V. James. - SPb. : Andreev and sons Publishing, 1993. - 418 p.
4. Zabiyako A. P. The category of holiness. A comparative investigation of linguistic and religious traditions / A. P. Zabiyako. - М. : Moscow text-book-2000, 1998. -207 p.
5. Zabiyako A. P. Religious experience // Religious Studies. Encyclopedia. -M. : Academic project, 2006. - 1256 p.
6. Zabiyako A. P. Numen // Religious Studies. Encyclopedia. - M. : Academic project, 2006. - 1256 p.
7. Kimelev U. A. Philosophy of religion: Systematic essay / U. A. Kimelev. - М. : Nota Bene, 1998. - 424 p.
8. Krasnikov A. N. Methodological problems of religious studies / A. N. Kras-nikov. - М. : Academic project, 2007. - 239 p.
9. Otto R. Idea of the Holy / R. Otto. -SPb. : Publishing House of St. Peterburg University, 2008. - 272 p.
10. Shleimaher F. Speech about religion to educated people who despise it. Monologues / F. Shleimaher. - M. : REFL-book - ISA, 1994. - 432 p.
11. Jung K. G. Essays on analytical psychology / K. G. Jung. - Minsk : Harvest, 2003. - 528 p.
12. Wach J. Sociology of Religion / J. Wach. - Chicago, 1949. - 376 p.
Numen in the Religious Experience under Mental Aberrations
A. V. Amelin
Amur State University, Blagoveshchensk
The article examines the religious feelings in the structure of religious experience under mental aberrations on the basis of the German religious scholar Otto Rudolf s numen doctrine.
Key words: Otto R., numen, religious feeling, religious experience, psychopathology.
Амелин Артур Владимирович - аспирант кафедры религиоведения факультета социальных наук Амурского государственного университета, г. Благовещенск; 679015, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Советская, 64-13, тел. 89148146295, e-mail: amelinarthur@rambler.ru
Amelin Arthur Vladimirovich - Postgraduate Student of the Department of Religious Studies, the Faculty of Social Sciences, the Amur State University, Blagoveshchensk; 679015, the Jewish Autonomous Region, Birobidzhan, Sovet-skaya st., 64-13, phone 89148146295, e-mail: amelinarthur@rambler.ru