МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
заседателей и проводит отбор кандидатов в присяжные заседатели заново в полном объеме, либо частично [3, с. 212-213].
Исследовав вопросы, касающиеся составления предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели, можно сделать вывод о том, что в целом в законах РФ, РК и КР существенных расхождений, влияющих на формирование качественного состава, нет. Причем механизм составления списков кандидатов в присяжные заседатели, разработанный в УПК КР, оптимальный. В заключение следует подчеркнуть, что введение специального института администратора суда, как нового участника уголовного процесса, также будет способствовать повышению качества формирования списков кандидатов в присяжные заседатели. Список использованной литературы:
1. Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек: Академия, 2007. - 94с.
2. Закон «О присяжных заседателях в судах Кыргызской Республики» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.cbd.minjust.gov.kg
3. Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики. - Бишкек: Кенеш, 2013. - 296 с.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - http://zakonbase.ru
5. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - URL. http://online.zakon.kz
© Батырбаев Б.С., 2016
УДК 343
Б.С.Батырбаев К.ю.н., доцент
Юридический факультет Кыргызский национальный университета Г. Бишкек, Кыргызская Республика
«НУЛЛИФИКАЦИЯ» ЗАКОНА ПРИСЯЖНЫМИ ЗАСЕДАТЕЛЯМИ В КОНТЕКСТЕ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности правовой природы суда присяжных и допустимости «нуллификации» законов присяжными заседателями при вынесении вердикта, так как «нуллификация» законов присяжными имеет правовую природу и достаточно многогранна. Автор приходит к выводу, что, несмотря на особенности гражданского общества Кыргызстана, ограниченность подсудных суду с участием присяжных заседателей по УПК Кыргызской Республики (шесть особо тяжких категорий преступления) снижает вероятность нуллификации законов присяжными.
Ключевые слова
Кыргызская Республика, присяжные заседатели, вердикт, «нуллификация» закона.
В Кыргызской Республике (далее КР) имеется полная правовая база на существование суда с участием присяжных заседателей и вынесение ими вердикта. В соответствии с Законом (глава 37-1 УПК КР) вердикт, как процессуальное решение, отличается от иных видов решений в уголовном судопроизводстве [3, с. 223]. Привлечение граждан к отправлению правосудия определяется конституционной нормой, определяющей независимость присяжных заседателей при разрешении дела, а также требующей от сторон уголовного процесса тщательной подготовки доказательственной базы для убеждения присяжных заседателей [2, с. 105]. Основной функцией сторон в таких судах является аргументированное убеждение присяжных в правильности своей позиции по делу. На вердикт присяжных заседателей влияют как объективные факторы
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
- несоответствие норм права, т.е. действующая на тот момент законодательная база, неосведомленность присяжных о предстоящем подсудимому наказании в правовом смысле, так и субъективные факторы, такие как социальный состав скамьи присяжных, неправильное определение режима работы присяжных заседателей и др.
В 2011 г. на заседании Комиссии по выработке согласованных предложений по реформированию судебной системы, председатель Верховного суда КР Ф. З.Джамашева заявила, что «в Кыргызстане нужно вводить институт присяжных заседателей, в стране назрела необходимость вовлечения гражданского сектора в судебные процессы для обеспечения прозрачности, правосудия и увеличения доверия к судебной системе»
[4]. Но уже в 2013 г. в интервью К-News она пространно излагает трудности введения судов присяжных заседателей: «Участие присяжных предусматривает рассмотрение тяжких уголовных дел, где речь идет о возможном пожизненном заключении подсудимого. Если мы включим рассмотрение таких дел в межрайонные суды, то получится каша, в которой нам всем будет сложно разобраться. Еще одна проблема -сами присяжные. На каждом процессе по закону должны присутствовать 9 присяжных. Где в такой маленькой республике мы найдем столько объективных, не связанных общими целями или родством людей»
[5], и, продолжая эту мысль в интервью AK^ress она отметила, что закон о присяжных заседателях был заимствован где-то из американской, где-то из российской систем. По ее мнению, этот закон следует пересмотреть, по этому вопросу уже работает рабочая группа. Как она сказала, возможно, это будет другой закон об участии общественности в осуществлении правосудия, где будет не 9 присяжных, а 4-5 человек [6]. Неоднозначную позицию председателя Верховного суда КР можно объяснить тем, что при введении института присяжных заседателей в КР вполне возможна вероятность нуллификации закона присяжными.
В этом плане следует учесть, что нуллификация присяжными уголовного закона - это явление, имеющее правовую природу. В правосудии Российской Федерации (далее РФ) и Республики Казахстан (далее РК) процесс нуллификации является правовой действительностью с участием присяжных. Явление нуллификации достаточно многогранно. Выявить причины нуллификации закона присяжными заседателями в конкретном процессе довольно сложно. По мнению Есакова Г., нуллификация возможна: во-первых, только в суде с участием присяжных заседателей, которые выносят свое решение в независимости от профессионального судьи и не преследуют те или иные личные цели; во-вторых, она возможна только в том случае, когда виновность подсудимого очевидна и отсутствуют неустранимые сомнения в его виновности, и, в-третьих, нуллификация представляет собой приложение к конкретному случаю, говоря в общем - это обывательские представления о заслуживающем и незаслуживающем наказании (именно «заслуживающем», а незаслуженном), которое может диссонировать с универсальностью и абстрактностью уголовного закона. В нуллификации закона присяжными присутствует элемент восстановления правосудия, так как в их представлении преступление является нарушением, в первую очередь, интересов конкретного индивида (жертвы) и его социального окружения, а не государства, как субъекта права [1].
Мы согласны с утверждением Шмелева А. Н. о том, что нуллификация закона применяется присяжными при несоответствии норм уголовного закона реалиям жизни и представлениям о преступлении, а также пониманием наказания в народном правосознании. В отличие от профессионального судьи, присяжные могут отказаться в ее применении и признают невиновным человека, который формально преступил действующую норму уголовного закона. Следующей причиной применения присяжными заседателями процесса нуллификации может послужить их так называемая «житейская премудрость», когда они, отвечая на третий вопрос «виновен или нет», исходят из того, какой эффект даст их вердикт, что станет с подсудимым и потерпевшим после суда. [7, с. 29].
Сравнивая категории преступлений, подсудные судам присяжных, мы пришли к мнению, что в подсудность судам присяжных КР предоставлено только шесть статей УК КР - ч. 2 ст. 97 (убийство, предусматривающее наказание лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой, либо пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой), ч.4. ст. 129 (изнасилование, соединенное с угрозой убийства или причинения тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам), ст. 294 (убийство государственного или общественного деятеля), ст. 319 (убийство лица, осуществляющего
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№1/2016
ISSN 2410-6070
правосудие или следствие), ст. 340 (убийство сотрудника правоохранительного органа и военнослужащего) и ст. 373 (геноцид) [3, с. 168]. Указанные статьи относятся к особо тяжким категориям преступления. Огромная практика следственных органов в собирании доказательств, их оценка перед направлением уголовного дела в суд и предварительное слушание уголовного дела по допустимости доказательств являются качественными показателями о возможности недопущения нуллификации закона присяжными. Поэтому, на наш взгляд, по сравнению с судами присяжных заседателей в РФ и РК, где подсудные им категории преступлений шире, в КР нуллификация уголовного закона присяжными в процессе рассмотрения дел будет значительно ниже.
Исходя из вышеизложенного, мы приходим к заключению, что принятие Закона «О судах присяжных заседателей в Кыргызской Республике» в 2009 году ставит перед процессуалистами проблемы выявления этнических, религиозных, экономических и региональных отличий, допускающих при введении данного института возможность проявления актов нуллификации по отдельным составам преступлений. Необходимо не только исследовать его отличительные черты как новации, надо еще изучить элементы института суда присяжных заседателей дореволюционного и советского судопроизводства, учитывающих многонациональный состав населения страны и иные важные факторы, влияющие на «принятие» законодательства гражданами, соответствие его реалиям жизни. Список использованной литературы
1. Есаков, Г. А. "Нуллификация" уголовного закона в суде с участием присяжных заседателей [Текст] / Г. А. Есаков // Уголовное право. -2013. - № 2. - С. 121-129.
2. Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек: Академия, 2010. -144 с.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики. - Бишкек: Кенеш, 2013. - 296 с.
4. URL:http://www.knews.kg/sudebnaya_reforma/11277_feruza_djamasheva_v_kyirgyizstane_nujno_vvodit_insti tut_prisyaj nyih_zasedateley/
5. URL: http://www.knews.kg/action/33202/
6. URL: http://kg.akipress.org/news:573997
7. Шмелев, А. Н. О чем молчат судьи? или "Nullificatio legis" в правосудии, осуществляемом с участием присяжных заседателей // Мировой судья, 2013. - № 6. - С. 29-32.
© Батырбаев Б. С., 2016
УДК 349
А.Ю. Давыдов,
студент 2 курса напр. «Юриспруденция», НИУ Высшая школа экономики, г. Москва, РФ
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕАЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ
Аннотация
В работе рассматриваются актуальная проблема обеспечения высокой производительности педагогической деятельности посредством изменения системы оплаты труда.
Ключевые слова
Педагогическая деятельность, система оплаты труда, финансовое стимулирование.
В качестве главной стратегической цели государственной программы Российской Федерации «О развитии образования» на 2013-2020 гг. выступает «обеспечение высокого качества российского