Научная статья на тему 'Нравственный потенциал творчества А. П. Гайдара в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт'

Нравственный потенциал творчества А. П. Гайдара в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
710
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО А.П. ГАЙДАРА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / СТРАТЕГИЯ ЧТЕНИЯ / READING STRATEGY / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСТВА / CONCEPTION OF CHILDHOOD / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА / RELATIONS BETWEEN AN ADULT AND A CHILD / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ-ШКОЛЬНИКА / BOOKISH EDUCATION OF A SCHOOL-READER / GAIDAR''S CREATIVITY / ACHIEVEMENT OF PERSONHOOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Миронычева В.Ф.

В статье идет речь о важности изучения творчества А.П. Гайдара в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Анализируется концепция детства в произведениях писателя и пути ее художественного воплощения. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. На примере героев повестей А.П. Гайдара показана система формирования личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL POTENTIAL OF A.P. GAIDAR''S OEUVRE UNDER THE CONDITIONS OF TRANSITION TO FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

This article deals with the significance of studying of A.P. Gaidar’s oeuvre under the conditions of realization of Federal State Educational Standard. The conception of childhood in A.P. Gaidar’s works and methods of its artistic presentation are analyzed here. Special attention is given to the moral education of the coming generation. The system of personality formation is shown through the examples of the characters of Gaidar’s stories.

Текст научной работы на тему «Нравственный потенциал творчества А. П. Гайдара в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт»

УДК 882(09)-93

В.Ф. Миронычева

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСТВА А.П. ГАЙДАРА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация. В статье идет речь о важности изучения творчества А.П. Гайдара в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Анализируется концепция детства в произведениях писателя и пути ее художественного воплощения. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. На примере героев повестей А.П. Гайдара показана система формирования личности ребенка.

Ключевые слова: творчество А.П. Гайдара, федеральный государственный образовательный стандарт, стратегия чтения, нравственное воспитание, концепция детства, взаимоотношения взрослого и ребенка, становление личности, литературное образование читателя-школьника.

V.F. Mironycheva, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch

MORAL POTENTIAL OF A.P. GAIDAR'S OEUVRE UNDER THE CONDITIONS OF TRANSITION TO

FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Abstract. This article deals with the significance of studying of A.P. Gaidar's oeuvre under the conditions of realization of Federal State Educational Standard. The conception of childhood in A.P. Gaidar's works and methods of its artistic presentation are analyzed here. Special attention is given to the moral education of the coming generation. The system of personality formation is shown through the examples of the characters of Gaidar's stories.

Keywords: A.P. Gaidar's oeuvre, Federal State Educational Standard, reading strategy, moral education, conception of childhood, relations between an adult and a child, achievement of personhood, bookish education of a school-reader.

В XX веке творчество А.П. Гайдара было не просто востребовано школой, но являлось основой воспитания гражданственности и чувства патриотизма у подрастающего поколения. Отдельные его произведения были включены в программу по литературе, а повесть «Тимур и его команда» стала ядром тимуровского движения уже в сложные военные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Мальчишки и девчонки конкретными делами помогали своей Родине. Это проявлялось во всем: сбор макулатуры и металлолома, помощь ветеранам и шефство над младшими классами (пионеров над октябрятами, комсомольцев над пионерами), организация концертов, тематических агитбригад и т.д. Сейчас по-разному можно оценивать факты истории, но отрицать очевидное - на книгах А.П. Гайдара подростки учились делать окружающий мир добрее и красивее - просто бессмысленно.

Изменение образовательной парадигмы обусловило разработку и введение в пространство школы Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС). Идея успешной социализации выпускника современной школы, который должен стать в обществе успешным гражданином, потребовала существенной модификации взглядов о воспитании. Во ФГОСе - в разделе «Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» в первом пункте прописано: «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважении к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знании истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [2, с. 7].

На наш взгляд, достижению обозначенного личностного результата способствовало бы знакомство с творчеством А. Гайдара. В настоящее время актуальной становится проблема чтения, бесконечные споры о том, что и когда читать потребовали ответа на вопрос, как читать? Необходимость разработки концепции стратегии чтения, стратегиального подхода к обучению чтению, новых методик и технологий очевидна. Список произведений из класса в класс не просто пополняется, но и видоизменяется с учетом стремительного развития общества. Так, в январе 2013 года был утвержден правительственный документ «О перечне «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации» (приказ № НТ-41/08 от 16.01.2013) [3], реализация которого вызвала острейшую дискуссию о том, может ли быть перечень действенным инструментом в решении проблем чтения и школьного литературного образования в России?

Важной на школьном уроке литературы является организация смыслового чтения. В качестве одного из ведущих предметных результатов освоения образовательной программы основного общего образования является «воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение» [2, с. 11]. Таким образом, предлагая ребенку прочитать ту или иную книгу, необходимо иметь четкие представления о ее значимости, о том, какой эмоциональный отклик оставят в душе школьника герои произведения, чему он у них научится, о чем заставят его задуматься, найдет ли подросток пути для разрешения внутренних противоречий. Чаще всего, к сожалению, такое общение с живым литературным словом проходит только на уроках литературы, под руководством взрослого, умеющего, если того требует ситуация, растолковать тайны и подводные течения художественного текста.

Исключение из школьной программы творчества А.П. Гайдара объясняется его противоречивой биографией. Дело в том, что она не объясняет и не вбирает в себя всего богатства и многообразия тем и образов его произведений. И биография А.П. Гайдара ни в коем случае не должна быть мерилом отношения к делу всей его жизни, потому что ни одному нормально развивающемуся ребенку, который читает того же «Тимура...» или «Голубую чашку», переживающего события из «Графских развалин» и «Судьбы барабанщика», не интересны интимные подробности личной взрослой жизни писателя. Подростков увлекает действие, удивляют поступки героев. Происходит идентификация себя с героями рассказов и повестей.

И вторая, на наш взгляд, причина забвения творчества А.П. Гайдара - это утверждения некоторых современных литературоведов о том, что его тексты не представляют никакой художественной ценности с точки зрения языка, стиля и системы образов. Но не нужно забывать: урок литературы - это не только филологический анализ изучаемых произведений, это еще и возможность показать ребенку все многообразие человеческих типов и отношений. Тем и ценны уроки литературы в школе, что на них происходит чередование видов деятельности: одни произведения предлагаются для чтения и изучения, другие - для чтения и обсуждения.

Так какие же произведения А. Гайдара помогут реализовать требования ФГОС и вызовут высокий интерес у современного школьника? Действительно, такие некогда популярные и востребованные повести и рассказы, как «РВС», «Пусть светит», «Военная тайна», «Дым в лесу», «Дальние страны», имеют в настоящее время только литературно-историческое значение. Но «Тимур и его команда», «На графских развалинах», «Судьба барабанщика» сейчас также актуальны, как и в далекие послевоенные годы прошлого века.

Ситуация в нашей стране такова, что все изложенное в данных произведениях, к сожалению, имеет место быть и в нашей жизни: беспризорное детство, отрицательно настроенные подростковые группировки, а самое главное - наши дети не знают, на что потратить свою энергию. Помогать одиноким пожилым людям? Благоустраивать свой город (сажать деревья и цве-

ты, убирать за собой мусор)? Заботиться о младших? Быть терпеливым и милосердным? Все это так очевидно и, казалось бы, этому учат в школе, но потребности в созидании нет, потому что только начинают появляться в современной литературе положительные герои, близкие и понятные ребенку любого возраста, начиная от младшего школьного и заканчивая старшим подростковым. На наш взгляд, именно в них прослеживается особая концепция детства, созданная когда-то детским писателем А.П. Гайдаром в повести с незамысловатым увлекательным сюжетом «Тимур и его команда». Произведение, в котором главными действующими лицами являются такие же мальчишки и девчонки, через игру познающие мир.

Текст этой повести написан с учетом возрастных особенностей: именно для детей - все ясно и понятно, не нужно использовать словарь, чтобы узнать, в каком значении употребляется то или иное слово. Реалии близки по всей своей сути: дачный поселок, чердак, команда, шайка, комиссар и атаман, а, самое важное, - главными героями являются мальчик Тимур и девочка Женя. А.П. Гайдар предусмотрел все нюансы и написал повесть одинаково интересную как для «сильного» пола, так и для «слабого». В произведении показаны две взаимосвязанных сюжетных линии: подростки (их «игры») и взаимоотношения взрослых. Тонкая связующая нить проходит через два этих мира, в финале объединяя и примиряя все поколения.

Детального филологического анализа повесть не требует, достаточно расставить акценты на диалогах, обратить внимание на некоторые реплики, которые произносят действующие лица. Можно оттолкнуться от проблемы, решение которой неизбежно приведет к рассуждениям о сути человеческих отношений. Один единственный вопрос: почему в повести Тимура почти все, и автор в том числе, называют по имени, а Квакина чаще всего по фамилии, хотя изредка имя его тоже упоминается? - позволяет вывести подростков на откровенный разговор. Это нам, взрослым, с позиции прожитых лет все ясно и понятно, а дети начинают объяснять поведение не только героев произведения, но и собственное. Решают проблему выбора между «белым» и «черным»:

Тимур - комиссар команды. Квакин - атаман шайки.

Ребята тайно помогают людям. По ночам разоряют сады.

Называют друг друга по именам. У членов шайки - прозвища.

Но такая расстановка «сил» - не что-то устоявшееся, ведь уже в начале повести А.П. Гайдар показывает, что от отношений взрослых зависит, какими станут подростки в дальнейшей жизни. Показательным является, к примеру, фрагмент встречи Георгия с Ква-киным на перроне:

«Перрон опустел. Георгий вынул партсигар. Тут же к нему подошли два молодых подростка и, дожидаясь огня, вынули свои папиросы.

- Молодой человек, - зажигая спичку и озаряя лицо старшего, сказал Георгий. - Прежде чем тянуться ко мне с папиросой, надо поздороваться, ибо я уже имел честь с вами познакомиться в парке, где вы трудолюбиво выламывали доску из нового забора. Вас зовут Михаил Квакин. Не так ли?

Мальчишка засопел, попятился...» [1, с. 305].

Несмотря ни на что, с явным хулиганом, нарушителем общественного порядка, обращаются как с человеком, который как будто не способен на проступок. И Квакина такое отношение к нему приводит в смятение, поэтому он «засопел, попятился». Этот паренёк не безнадежен, в его душе идет борьба. Поэтому в финале - в сцене разговора Ольги с Тимуром, когда та, называя Квакина негодяем и обвиняя его в том, чего он не совершал, - А.П. Гайдар показывает отчаяние Квакина, проявляющееся в грубости по отношению к Фигуре:

«...Наконец Квакин остановился, поднял оброненную фуражку; отряхивая, ударил ее о колено, подошел к мороженщику, взял порцию, прислонился к дереву и, тяжело дыша, жадно стал глотать мороженое большими кусками».

Ярким примером препровождения свободного времени в те же самые летние каникулы является деятельность команды Тимура. На первый взгляд, это игра, но она не выдумана детьми. Имея элементы тайны и приключенческий дух, игра требует конкретных дел и приносит пользу окружающим людям. Что не менее важно, все, чем занимаются мальчишки и девчонки (качают и набирают воду в бочку старухе-молочнице; ищут и находят козу бабке, «которая поколотила бойкую девчонку Нюрку»; укладывают дрова в поленницу; ведут «профилактическую работу» с шайкой Квакина) не вызывает у них особых усилий и вполне доступна для современных подростков. Вся повесть построена на сопоставлении двух детских объединений, они не противопоставляются друг другу, а являются элементами целого. Читая произведение А.П. Гайдара, ребенок не только учится быть настоящим человеком, но и обретает веру в справедливость, учится видеть во взрослых старших товарищей, которые способны понять и простить.

Однако останавливаться на повести «Тимур и его команда», на наш взгляд, не следует, потому что Тимур предстает идеальным мальчиком, которому не свойственны поступки этого возраста. Вокруг него некий ореол и, чаще всего, юные читатели его воспринимают не как идеал для подражания, а как «механизм», способный объединить вокруг себя самых обыкновенных подростков. Для преломления такого отношения к Тимуру следует особое внимание обратить на киносценарии «Комендант снежной крепости» и «Клятва Тимура».

В «Коменданте снежной крепости» в двух сюжетных линиях показано два мира: взрослые на настоящей войне (отцы и близкие дети) и дети, играющие в войну. Защита снежной крепости для мальчишек и девчонок является их «смыслом жизни», а Тимур эту крепость сдает «врагу» и только потому, что он пожалел Сашку, который был серьезно болен. Ни Коле Колокольчикову, ни Жене Александровой - никому из команды Тимура - не понятен его поступок. Следовательно, на Тимку можно обижаться, ведь он обыкновенный мальчишка, который, поступая так, пусть и по совести, не считается с мнением своих «подчиненных». И все, что происходит после того, как разрушена снежная крепость, прочитывается, что называется, на одном дыхании.

А.П. Гайдар показывает умудренным опытом людям, как необходимо выстраивать дипломатические отношения и своих потенциальных врагов превращать в друзей. Заметим, что такое возможно только в условиях мирной жизни - так поступает Тимур, а его команда придерживается другой точки зрения: враг должен быть разбит, несмотря ни на что (в условиях военных действий).

Киносценарий «Клятва Тимура» расширяет образ Тимки Гараева. А.П. Гайдар понимает, что этот его идеальный герой не станет образцом для подражания для всех подростков, читавших повесть. Автор «Клятвы Тимура» раскрывает метаморфозы подросткового возраста: Тимур вдруг становится «зазнайкой», и хорошее, доброе дело, «благодаря» его заформализованности («Была команда. Было весело. А теперь тоска. Бухгалтерия. Обыкновенная контора.»), получает совершенно другой смысловой оттенок: «Внутри чердака все прибрано, механизировано и модернизировано. От прежнего загадочного беспорядка нет и следа», «По дачной улице с портфелем идет Тимур. Он шагает прямо, пожалуй, преувеличенно деловито». Оказывается, что и Тимуру свойственна звездная болезнь, а вот Мишка Квакин, напротив, изменяет свое отношение к действительности в положительную сторону. В его словах теперь постоянно звучит фраза: «Когда я был хулиганом...». Показать процесс осознания Квакиным, бывшим атаманом подростковой шайки, неправильности своих прежних действий (заметим, что это происходит хоть и под воздействием окружающих, но вполне самостоятельно), а также сложный путь становления Тимура в человека благородного и справедливого, - вот цель, которую поставил А.П. Гайдар в своей своеобразной трилогии.

Разве не так же происходит и в нашей жизни, когда внешне благополучные дети, кото-

рые хорошо учатся, ведут общественную работу, помогают взрослым и бережно относятся ко всему окружающему, после нашего пристального внимания и бесконечных похвал, «вдруг» становятся дерзкими, грубыми и неуправляемыми и их неожиданно охватывает эгоцентрическая болезнь (не забудем, что не только мир мальчиков, но так же и сложные взаимоотношения девочек находятся в центре произведений А.П. Гайдара).

Любой подросток переживает неудачи своих родителей и радуется за их успехи. Существует тонкая неуловимая связь между сыном и отцом, между дочерью и матерью, и стоит только ее порвать, или кому-то нарушить гармонию взаимоотношений детей и родителей, как все вокруг тогда подвергается разрушению. Влиянию взрослого на подростка посвящена еще одна повесть Гайдара - «Судьба барабанщика». Актуальность ее в настоящее время не вызывает сомнения: главный герой остается совсем один, и случайные люди считают возможным распоряжаться его жизнью. В начале повести А.П. Гайдар показывает переживания главного героя: «Я узнал об этом уже перед сном, лежа в постели. Я забрался с головой под одеяло. Через потертую ткань слабо, как звездочки, мерцали желтые искры света».

Первое, с чем сталкивается подросток, узнав о проступке отца, - это желание спрятаться ото всех, потому что его переполняют чувства стыда и обиды, хотя сам он еще не попытался разобраться, что же произошло на самом деле. С этого момента начинается «новая» жизнь, в которую «входят» Юрка и его компания: «Странная образовалась вокруг меня компания. Как мы веселились? Мы не играли, не бегали, не танцевали. Мы переходили от толпы к толпе, чуть задевая прохожих, чуть толкая, чуть посмеиваясь. И всегда у меня было ощущение: то ли мы за кем-то следим, то ли мы что-то непонятное ищем.

Вот «огонь-ребята».

Иногда к нам подходили взрослые».

Мальчику закружил водоворот до этого неизвестного ему мира: «В тот же вечер, попозже, меня угостили пивом. Стало весело. Я смеялся, и все смеялись тоже. Подсел носатый человек и стал со мной разговаривать. Он расспрашивал меня про мою жизнь, про отца, про Валентину. Что молол я ему - не помню. И как попал домой - не помню тоже».

Разве не так же сейчас попадаются подростки в сети асоциально настроенных взрослых? Мир рушится после первой затяжки, после первого выпитого стакана алкогольного напитка. Желание казаться взрослым и быть таким, как все окружающие, перебарывает желание сопротивляться злу. Такова природа подростка: «Днем за работой я крепился. Но вечером меня снова потянуло в Сокольники... Точно кто-то за мной гнался, выскочил я из дому и добежал до метро».

Главная проблема, которую обнажает А.П. Гайдар в «Судьбе барабанщика» - проблема ответственности детей за поступки своих родителей. Автор показывает, как можно «сломать» формирующуюся личность и в корне изменить ее жизнь. По сути, ребенок ещё слаб: у него нет иммунитета от зла, существующего в разных формах и обладающего способностью маскироваться под добро. Любая стрессовая ситуация обезоруживает юного человека, выбивает из-под его ног почву - и иногда настолько, что рушится привычный ему мир и начинает строиться, чаще всего под чьим-то воздействием, новый. Благо, если рядом окажутся хорошие люди, а если такие, как Юрка или мнимый «дядя»?

В форме художественного произведения А.П. Гайдар старается еще раз убедить взрослых не оставлять ребенка наедине со своими проблемами (главный герой повести остался совсем один). Дети порой не в состоянии сами справиться с трудностями. Если бы было иначе, родительская функция не являлась бы доминирующей в процессе формирования подрастающего поколения.

Нельзя не обратить внимания еще на одну интересную и поучительную повесть - «На графских развалинах». Казалось бы, и в ней А.П. Гайдар показывает те же два мира взрослых и

детей, но в этом произведении иначе расставлены акценты. Мир детей распадается на две системы: одна - мальчишки из семей; вторая - беспризорники. Восприятие первыми вторых регулируется взрослыми, которые изначально настроены негативно к маленьким бродяжкам. Ни у кого из жителей не возникает желания разобраться, почему Дергач оказался в их местности, и от кого он скрывается. Только Яшка с Валькой оказываются способными объективно оценить ситуацию. Вот как мальчишки представляли себе Дергача до их знакомства с ним: «- А отчего они черные такие?... Как мать говорит, хуже черта. /- Оттого, что они под мостами либо в котлах ночуют». Но случайное знакомство с ним, их детское любопытство, умение хранить тайны (линия собаки Волка) и откровения маленького беспризорника сближают этих, на первый взгляд, совершенно разных маленьких людей.

Причем, и здесь А.П. Гайдар обращает внимание на то, как воздействуют дети друг на друга. Те, кто слабее, тянутся к физически более сильным. Сначала они готовы выполнять все требования покровителя и только потом начинают анализировать свои действия. Мальчишки поступают так не по велению сердца, они это «снимают» с жизни своих родителей; «примеряя» на себя не подходящую им по годам рубашку. Но дети, в отличие от взрослых, в силу своих возрастных особенностей, способны изменять свои взгляды и отношения, способны прощать и признавать свои ошибки, они умеют дружить и не боятся говорить друг другу правду, направляя товарищей на верный путь.

Перед читателями повести «На графских развалинах» предстает не только мир детей. На примере образа Дергача А.П. Гайдар указывает на причину негативного влияния на общество беспризорности, как явления в целом. Ребенок, в силу объективных причин, остается один. Ему никто не хочет помочь, и в момент отчаяния появляется Хрящ, втягивающий мальчика в преступную деятельность. С этого момента у ребенка нет ни прошлого, в котором были мама и папа («У меня ведь и отец и мать где-то есть»); ни имени. И опять же, апробируя на себе взрослую жизнь, маленькому беспризорнику кажется, что теперь у него одна дорога: такая же, как у Хряща. Но его добрая чистая натура сопротивляется, поэтому он скрывается от своего «благодетеля».

Символичен финал повести: Дергач самостоятельно хочет изменить свою жизнь. Для него важно доказать себе и окружающим, что он - хороший, просто так сложились обстоятельства. Он вступает в противоборство с Хрящом, который потенциально воспринимает Дерагча как своего врага.

А.П. Гайдар обозначает еще одну проблему и раскрывает ее причину: люди, призванные нести ответственность за нравственное и физическое становление здоровой личности, воспринимают детей как равных себе. Но это противоестественно.

Автор в «Графских развалинах» так же, как и в «Судьбе барабанщика», рисует модель нормальной (заметим, не идеальной) жизни человеческого сообщества, где родители, если и теряют (по объективным причинам) своих детей, то ищут и находят их; где у каждого ребенка должны быть мама и папа и обязательно свое имя; где все взрослые в ответе за всех детей.

Мы не рассматриваем филологические особенности произведений А.П. Гайдара, потому что считаем, что их главная ценность, как ни парадоксально, состоит в первую очередь в нравственном потенциале. Простота и незамысловатость изложения скорее можно рассматривать как достоинство писательского стиля. Все проблемы, которые обозначены в повестях, не надуманы А. П. Гайдаром. Они были в далекие 30-40-е годы XX столетия и, к сожалению, искоренить их из нашей жизни до настоящего времени не удалось. Поэтому произведения «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика», «На графских развалинах» - это своего рода учебник взаимоотношений двух миров, которые находятся как вне, так и внутри человека. В каждом из нас уживаются ребенок и взрослый, причем одно начало уравновешивает другое. Почему на уровне одного человека баланс возможен, а в обществе достичь его очень труд-

но? На этот вопрос А.П. Гайдар дает ответ, нужно только суметь внимательно вчитаться в последние строки его повестей:

- «Я стою... я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны. Значит, и я спокоен тоже!» («Тимур и его команда»);

- «И тогда те люди, что их встретили, дружески улыбнулись им и тепло сказали:

- Здравствуйте!» («Судьба барабанщика»);

- «И как хорошо становится жить...» («На графских развалинах»).

Список литературы:

1. Гайдар А.П. Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Дет. лит., 1964. - Т. 3. - 407 с. Далее текст цитируется по этому изданию.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.

3. О перечне «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Письмо М-ва образования и науки РФ от 16 янв. 2013 г. № НТ-41/08. - URL: http://knig100.spbu.ru/news/9/ (дата обращения 10.05.2013).

List of references:

1. Gaidar A.P. Collected Edition: in 4 vol. - Moscow: Children's Books, 1964. - Vol. 3. - 407 p. Hereinafter the text will be quoted according to this edition.

2. Federal State Educational Standard of compulsory education / The Ministry of Education and Science of Russian Federation. - Moscow: Prosveshcheniye, 2011. - 48 p.

3. On the list of «100 books» on history, culture and literature of the peoples of the Russian Federation [electronic resource]: Letter Mol Education and Science of the Russian Federation of January 16. 2013 number NT-41/08. -URL: http://knig100.spbu.ru/news/9/ (date accessed 10.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.