Научная статья на тему 'Нравственные основы правоотношений в концепциях анархо-синдикализма М. А. Бакунина и анархо-коммунизма П. А. Кропоткина'

Нравственные основы правоотношений в концепциях анархо-синдикализма М. А. Бакунина и анархо-коммунизма П. А. Кропоткина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
906
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМ / АНАРХО-КОММУНИЗМ / ПРАВООТНОШЕНИЯ / ЗАКОН / МОРАЛЬ / ХРИСТИАНСТВО / ANARCHO-SYNDICALISM / ANARCHO-COMMUNISM / LEGAL RELATIONS / LAW / MORAL / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Басов Валерий Олегович

Анархизм M. Бакунина и П. Кропоткина представляется автором не только как социально-политический и юридический феномен, но также как моральное учение. Делается вывод, что, по мнению теоретиков анархизма, в основе правоотношений лежат христианские религиозные идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Relations Moral Bases in the Concepts of M.A. Bakunins Anarcho-Sindikalizm and P.A. Kropotkins Anarcho-Communism

This article is based on the analysis of Russian theorists works of anarchism. Anarchism in M. Bakunin and P. Kropotkins conception is presented not only as a social-political and legal phenomenon but also as moral studies. Theorists of anarchism think that the ideas of Christianity underlie the legal relations.

Текст научной работы на тему «Нравственные основы правоотношений в концепциях анархо-синдикализма М. А. Бакунина и анархо-коммунизма П. А. Кропоткина»

14. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2007 г.) [Текст] // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

15. Грибанов, В. П. Основные проблемы осуществления и защиты гражданских прав [Текст] : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / В. П. Грибанов. - М., 1970.

16. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 (в ред. от 10 декабря 2003 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» [Текст] // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 45. - Ст. 2542.

17. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 30 октября 2007 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» [Текст] // СЗ РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4859.

18. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 3 марта 2008 г.) «О банках и банковской деятельности» [Текст] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1990. - № 27. - Ст. 357.

19. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 26 апреля 2007 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [Текст] // СЗ РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.

20. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ (в ред. от 26 июня 2007 г.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3697.

21. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 17 мая 2007 г.) [Текст] // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.

22. Гейвандов, Я. А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации [Текст] / Я. А. Гейвандов. - М., 2003.

УДК 340.12 ББК 67.1 (2)5

В.О. Басов,

ст. преподаватель кафедры гражданского права Астраханского государственного университета

НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ В КОНЦЕПЦИЯХ АНАРХО-СИНДИКАЛИЗМА М.А. БАКУНИНА И АНАРХО-КОММУНИЗМА П.А. КРОПОТКИНА

отечественной литературе по общей теории права высказываются различные точки зрения на характер взаимосвязи нормы права и правоотношения, свободы воли и правового ограничения. Некоторые ученые считают, что норма права и правоотношение - это самостоятельные формы существования права; согласно другой точке зрения правоотношения выступают средством регулирования общественных отношений. По мнению большинства ученых, правоотношение есть результат воздействия юридической нормы, где правовая норма и правоотношение соотносятся как причина и следствие [1, с. 179].

Теоретики классического российского анархизма при моделировании правоотношений в анархическом обществе придерживались мнения, сходного с позицией большинства юристов-теоретиков.

М.А. Бакунин строил свою систему общественных отношений на принципах анархо-синдикализма, где свобода, равенство и братство тесно сочетались с культами природы, человеческого разума и совести [2, с. 302]. Объективный анализ его работ показывает, что на формирование представлений о нравственных основах правоотношений в анархическом обществе существенное влияние оказало христианство, заслугой которого, по мнению М.А. Бакунина, была попытка перевести отношения между людьми из области материальной в область духовную, оторвав их от вопроса о частной собственности [3, с. 1105].

В рамках развития христианской доктрины произошло признание прав женщины, а также признание равенства всех людей перед Богом [3, с. 1139, 1140]. Идеологом же российского анархизма была выдвинута собственная идея равенства людей, характерной чертой которой было равенство прав субъектов правоотношений. В основу этой идеи был положен принцип равенства возможностей, гарантировавшийся ликвидацией наследственного права, ибо в «исходной точке» от рождения, то есть с момента возникновения правоспособности, каждый человек должен был иметь равные материальные возможности [4, с. 291].

М.А. Бакуниным в основу правоотношений анархо-синдикалистского общества были положены и другие нравственные категории, заимствованные из Нового Завета: любовь, терпимость, уважение, свобода и прочие [4, с. 687]. В то же время он пришел к категорическому отрицанию официальной религии как элемента государственной идеологии [5, с. 98-99] и допускал деятельность христианской церкви как субъекта правоотношений только в качестве равноправного члена религиозных сообществ [4, с. 278].

Отрицая сверхъестественный характер происхождения категорий добра и зла, М.А. Бакунин считал выражением нравственных начал будущего общества нормативный акт - революционный катехизис анархиста, где свобода представлялась единственной моралью, уважение к ней вменялось в обязанность, а любовь к человеку и служба ему определялись добродетелями [6, с. 93, 94], что стало составляющей субъективного права. Следовательно, бакунинская модель анархо-синдикалистского общества, демонстрировала определенную политическую систему, субъекты которой вступают между собой в правоотношения, имеющие самостоятельные признаки и структуру.

Следуя современным положениям правовой теории, можно сформулировать определенные замечания:

1. Участниками правоотношений в концепции М.А. Бакунина выступают различного рода ассоциации: организации, трудовые коллективы, коммуны, формальные и неформальные объединения, группы населения, объединяющиеся по социальному, религиозному, национальному, профессиональному либо иному свойству, что в определенной степени соответствует отдельным признакам современных юридических лиц [7, с. 226]. Данные ассоциации на какой-то отдельной территории могли объединяться в национальные федерации и конфедерации с сохранением за ними права свободного выхода из объединения. Эти объединения, в силу автономии и публично-правового характера деятельности, по своим характеристикам отдаленно напоминают различные формы

территориального устройства, которые, согласно проведенным исследованиям, обладают признаками государства [8, с. 66].

Вероятно, М.А. Бакунин, отрицая государство как таковое, сохранил в своей концепции некоторые элементы государственного управления, которые рано или поздно должны были привести к реставрации государства. Его последователи не смогли преодолеть данное противоречие и вынуждены были говорить о «переходном периоде», а затем признать за государством правосубъектность в политической системе анархического общества [9, с. 88, 99-101].

Участником правоотношений в концепции М.А. Бакунина могло быть и отдельное физическое лицо, которое пользовалось абсолютной свободой, при этом право выбора членства в ассоциации, а равно и право на создание своего собственного сообщества, оставалось за каждым человеком в отдельности. Учитывая стремление М.А. Бакунина разрушить брачно-семейные узы и вывести детей из-под опеки родителей, можно предположить, что наступление полной дееспособности субъекта связывалось с его самоутверждением, что свидетельствует о влиянии на формирование взглядов М.А. Бакунина идей основоположника теории анархо-индивидуализма М. Штирнера [10, с. 7-9].

2. Объектами правоотношений, с некоторой поправкой на полемику вокруг определения данного понятия [11, с. 652-655], в концепции М.А. Бакунина традиционно являлись имущественные и неимущественные отношения. Поводом к их возникновению могла быть только общественная или частная необходимость, отсутствие которой определяло прекращение отношений. Данные правоотношения, по мнению М.А. Бакунина, строились на основе норм права, но смысл этих отношений он понимал не как волю государства, а как нравственный императив, определенный естественными и общественными источниками [4, с. 276-305].

3. К предпосылкам правоотношений можно отнести природный инстинкт и моральный кодекс анархиста, согласно которым должна была осуществляться деятельность всех субъектов будущего общества. Таким образом, можно сделать вывод, что нравственные основы правоотношений в модели анархо-синдика-листского общества М.А. Бакунина строились на фундаменте морального кодекса анархиста. Данный документ, несмотря на автономию систем права отдельных ассоциаций, обладал чертами универсального правового акта, созданного М.А. Бакуниным в результате преобразования христианской нравственности.

Несколько иные акценты в рассматриваемой проблематике делались П.А. Кропоткиным, который строил систему общественных отношений на принципах анархо-коммунизма, где особое место занимала этика, раскрывающая новое содержание права как совокупности норм, регулирующих общественные отношения. В духе материалистических традиций своего времени П.А. Кропоткин усмотрел источник возникновения высших нравственных представлений о добре и зле не в Боге, а в самой природе, богатой различного рода примерами. Это свидетельствует о большом влиянии на формирование представлений теоретика анархизма концепций естествознания [12, с. 115, 137, 138], органической теории Г. Спенсера [13, с. 16-21] и теорий естественного права, отмеченных современными исследователями [14, с. 97].

П.А. Кропоткин не признавал юридического права как источника правоотношений по причине его тесной связи с государством и, как следствие, с несвободой, эксплуатацией и наказанием. Он видел основы правоотношений в праве естественном, природном, то есть в потребностях, в частности в условиях, необходимых для сохранения расы, которые ведут, в свою очередь, к осуществлению возможно большей суммы счастья для каждой отдельной особи. В связи с этим человек вынужден строить свои отношения с окружающими его людьми, с одной стороны руководствуясь правилом личной свободы, требующей признания его индивидуальности, а с другой - с учетом объективной реальности. В данном случае отчетливо проявляется влияние на взгляды П.А. Кропоткина идей, высказанных французским анархистом П.Ж. Прудоном [15, с. 24].

Правоотношения между субъектами в таком обществе должны были строиться на равенстве, справедливости, уважении свободы личности, при этом под принципом равенства П.А. Кропоткин понимал равенство субъектов в отношении друг к другу [16, с. 300, 301]. Подобное правило предполагало предоставление каждому человеку полной свободы действий, причем в их основе должен был лежать объективно позитивный, то есть полезный для общества, результат, который и определялся как добро. Мотив, цель, эмоции как субъективные характеристики волновали адепта анархизма в меньшей степени, различия между альтруизмом и эгоизмом для него меркли перед полнотою ощущения жизни [16, с. 314]. Если же деяние негативно сказывалось на обществе, то оно признавалось злом [16, с. 295].

В таком случае вставал вопрос о возмездии, но не в юридическом понимании действия принципа ответственности, а в понимании действия естественного закона природы. Именно совокупность естественных этических норм человеческого и природного мира представляет собой в концепции П.А. Кропоткина истинное право, на основе которого должны были строиться отношения между субъектами анархо-коммунистического общества.

Предложенная П.А. Кропоткиным модель общественных отношений, по нашему мнению, выглядела следующим образом:

1. К субъектам правоотношений он относил как физическое лицо - человека, так и различного рода сообщества: вольные общественные объединения, коммуны и союзы, обладающие признаками юридических лиц. Его мечтой было создание всеобщей мировой Социалистической Коммуны, построенной снизу вверх на федеративных основах по принципу сходства потребностей, причем группирование физических лиц в объединения, объединений в коммуны, а коммун в более крупные образования должно было, по его замыслу, строиться на горизонтальных и вертикальных связях по интересам, основанным на свободных договорах, независимо от территорий и границ [16, с. 403, 404], что является характерной особенностью такого субъекта правоотношений, как административно-территориальное образование.

2. Объектами правоотношений в концепции П.А. Кропоткина были материальные и нематериальные блага, связанные с деятельностью как всего социума, так отдельных групп и индивидов. Личные неимущественные объекты, такие,

как свобода, независимость, достоинство, подлежали более строгой правовой регламентации, чем имущественные. Что же касается правового регулирования материальных благ и хозяйственных связей, то предоставлялась полная свобода действия экономическим законам и договорным отношениям, где натуральное хозяйство и натуральный обмен играли бы решающую роль и должны были привести к искоренению пороков, присущих капиталистическому обществу [17, с. 357].

3. Общественные отношения в анархо-коммунистическом обществе, по замыслу П.А. Кропоткина, должны были регулироваться нормами естественного права, определяющимися как нравственными законами природы, так и нравственными инстинктами человека. К их числу можно отнести закон свободы выбора, закон солидарности и взаимопомощи, закон равенства отношений, закон полезности, закон неотвратимости возмездия. Согласно традиционным представлениям теории права об отраслевой дифференциации норм права по предмету правового регулирования [18, с. 35], мы можем усмотреть желание П.А. Кропоткина классифицировать общественные отношения по видам, а также увидеть в его концепции предпосылки к формированию отдельных отраслей права.

4. Субъекты анархо-коммунистического общества П.А. Кропоткина обладают взаимными субъективными правами и обязанностями. Субъективное право в его теории представляет собой меру возможного поведения, которая выражается в требовании индивида признания своего права, свободе действия и свободе его защиты, причем последняя позволяет поступать участнику общественных отношений со всеми окружающими согласно действующим нравственным принципам анархизма, равноценными их действиям способами, средствами и методами [16, с. 229]. Субъективная обязанность, как мера должного поведения, имеет более сложную структуру, где ее исполнение гарантируется сознательностью индивида, а воздержание от противоправных действий - мерами воспитания, образования и общественного порицания.

5. Предпосылками правоотношений в концепции П.А. Кропоткина являются психические, физические и физиологические составляющие: инстинкт, привычка, потребность, а также общественная полезность, обусловливающие возникновение действий, событий и состояний в человеческом обществе. Таким образом, на формирование нравственных основ правоотношений в концепции П.А. Кропоткина оказало влияние изучение закономерностей развития органического мира, где естественный закон приобретал форму торжества высшей справедливости.

Обобщая изложенное, следует отметить, что с точки зрения анархо-комму-низма П.А. Кропоткина нравственные основы правоотношений заложены в природе, инстинктах, условных и безусловных рефлексах, в то время как анархо-синдикализм М.А. Бакунина, не отрицая естественно-природного происхождения нравственности, придает ей правовое содержание в виде совокупности общеизвестных правил поведения, утвержденных моральным кодексом анархиста.

Отрицая государственное происхождение правовой нормы, регулирующей правоотношения, М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин по-разному понимали и

толковали принцип равенства субъектов в правоотношениях. Если М.А. Бакунин положил в основу своей концепции экономический принцип равенства возможностей, то П.А. Кропоткин отталкивался от этического принципа равенства во взаимных отношениях, где субъекты воздерживались от злонамеренных действий в силу действия естественного закона возмездия.

Наконец, приоритетным для анархо-коммунистической концепции П.А. Кропоткина явился общественно-полезный характер правоотношений, в то время как анархо-синдикализм М.А. Бакунина во главу угла ставит интерес отдельной личности, права и свободы которой провозглашаются высшей ценностью.

Библиографический список

1. Теория государства и права [Текст] / М. Б. Смоленский. - Ростов н/Д, 2005.

2. Бакунин, М. А. Избранные философские сочинения и письма [Текст] / М. А. Бакунин. -М., 1987.

3. Библия [Текст] / Московская патриархия. - М., 1983.

4. Бакунин, М А. Анархия и порядок [Текст] / М. А. Бакунин. - М., 2000.

5. Бакунин, М. А. Философия, социология, политика [Текст] / М. А. Бакунин. - М., 1989.

6. Бакунин, М. А. Неизданные материалы и статьи [Текст] / М. А. Бакунин. - М., 1926.

7. Теория государства и права [Текст] / В. Н. Хропанюк. - М., 1993.

8. Теория государственного управления [Текст] / Г. В. Атаманчук. - М., 2004.

9. Анархия и власть [Текст] / отв. ред. К. М. Андерсон. - М., 1992.

10. Штирнер, М Единственный и его собственность [Текст] / М. Штирнер ; пер. с нем. Б. В. Гиммельфарба, М. Л. Гохшиллера. - Харьков, 1994.

11. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права [Текст] / М. Н. Марченко. -

М., 2007.

12. Дарвин, Э. Храм природы [Текст] / Э. Дарвин ; пер. с англ. Н. А. Холодковского. - М., 1954.

13. Спенсер, Г. Опыты, научные политические и философские [Текст] / Г. Спенсер ; пер. с англ. Н. А. Рубакина. - Мн., 1999.

14. Ударцев, С. Ф. Кропоткин [Текст] / С. Ф. Ударцев. - М., 1989.

15. Прудон, П. Ж. Что такое собственность, или Исследование о принципе права и власти [Текст] / П. Ж. Прудон / пер. с фр. В. В. Сапова. - М., 1998.

16. Кропоткин, П. А. Этика [Текст] / П. А. Кропоткин. - М., 1991.

17. Кропоткин, П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия [Текст] / П. А. Кропот-

кин. - М., 1990.

18. Тархов, В. А. Понятие гражданского права [Текст] / В. А. Тархов. - Саратов, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.