УДК 82_3.511.152 ББК 83.3(2Р_6Мо)
Жиндеева Елена Александровна
доктор филологических наук, профессор
кафедра литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт
им. М. Е. Евсевьева г. Саранск Николаева Екатерина Александровна доктор культурологии, профессор
зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Мордовский государственный университет им. Н. А. Огарева
г. Саранск Громова Алина Юрьевна аспирант
кафедра русской и зарубежной литературы Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
г. Саранск Zhindeeva Elena Alexandrovna Doctor of Philology,
Professor
Chair of the Literature and Methods of Teaching Literature Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev
Saransk
Nikolaeva Ekaterina Alexandrovna
Doctor of Сulturology,
Professor
Chair of the Foreign and Russian Literature Mordovian State University named after N.P.Ogarev
Saransk
Gromova Alina Yurievna
Post-graduate Chair of the Russian and Foreign Literature Mordovian State University named after N.P.Ogarev
Saransk
Нравственные константы в изображении Г. Щербаковой: идейно-тематическое своеобразие Moral Constants in the Works by G. Shcherbakova: Ideologic and Thematic Peculiarities
В статье дан анализ нравственных констант, характерных для повествования Г. Щербаковой.
The article analyzes moral constants peculiar for the works by G. Shcherbakova.
Ключевые слова: константа, современный литературный процесс, вневременные ценности, тема любви, проблема отношения отцов и детей
Key words: constant, modern literary process, atemporal values, love theme, the problem of the relationship between fathers and children.
Изучение художественной литературы - традиционная задача литературоведения, лингвистики, культурологии, реже - философии. Однако сращение научных интересов различных областей знаний способно дать толчок для эволюционных процессов познания вне зависимости от пространственновременного компонента той или иной эпохи. Таковыми являются нравственные константы, способные проявляться в ту или иную историческую эпоху практически без значимых изменений.
Современное социокультурное развитие России является объектом исследования целого комплекса наук. Среди актуальных гуманитарных проблем пристальное внимание уделяется и особенностям трансляции нравственных констант в образцах современного повествования в России. При признании наличия определенных средств, приемов, способов авторского видения мира и его воспроизведения в художественном образце неизменными, на наш взгляд, остаются неизменными тема любви, проблема отцов и детей, вопросы взаимоотношений полов и т.п. В этом отношении интересно творчество Г. Щербаковой, в котором традиции русской классики получили новое звучание. Так, ключевое значение для творчества Г.Щербаковой имеет тема, не теряющая своей вневременной ценности, - тема любви, одной из самых сложных и противоречивых загадок человеческой жизни.
Каждая историческая эпоха «своими культурными, гуманитарными идеями пытается с высоты достигнутых знаний проникнуть в суть данного биологического, социального, духовного влечения мужчины и женщины друг к другу» [1, с. 12]. На протяжении XIX века тема любви, занимающая значимое место в литературе, преломляется весьма своеобразно, создавая в культурном пространстве целую мифология, представленную величием, жертвенностью духа, глубокими страстями. Творчество Г. Щербаковой продолжает заданную традицию в разработке любовной темы: для нее, как и для классиков, любовь остает-
ся одним из мощнейших жизненных оснований. Одним из самых ярких подтверждений тому является повесть «Вам и не снилось».
В центре повествования - крепнущая с каждым днем любовь двух подростков. Но против чувства Романа и Юли сплоченным фронтом выступают родители. Щербакова не ставит целью перенести шекспировский сюжет в современную ей действительность, писательнице важно проследить, как противостоит сила юной любви родительскому равнодушию, ревности и закомплексованности. Подростковая первая любовь - чувство всегда романтическое, новое, волнующее, уязвимое, хрупкое, остающееся в душе на всю жизнь. Любовь Романа и Юли так чиста и красива, что некоторые взрослые относятся к ней с уважением и пониманием.
Противостояние родителей только помогает этим чувствам окрепнуть, пройти испытание на прочность. Мы видим все этапы зарождения и развития первой любви: встречи, свидания, беседы ни о чем, серьезные разговоры о будущей жизни, трепетные объяснения в любви, ревность, глубокие переживания в разлуке, счастье коротких встреч. Главное внимание писательницы сосредоточено на чувствах, которые испытывают подростки, начинающие понимать родительский замысел.
Щербакова утверждает, что любовь, даже юная, неокрепшая, обладает неимоверной силой: она дает любящим друг друга способность противостоять враждебному миру. Это и доказывает нам история подростков. Но любовь может в один миг обратиться своей страшной противоположностью - ревностью, может в любой момент стать страшной силой в руках тех, кто не может оценить этот дар. Именно так случилось с родителями Романа и Юли. Нереализованные чувства любви, а также и реализованные (любовь матери к сыну), способны убить состоявшуюся любовь. И тем более отвратительно, что в роли косвенного убийцы своего сына выступает желающая ему только счастья мать, иллюстрируя выводы психоаналитиков о существовании архетипа «Ужасной Матери».
Особое звучание эта же тема получает в повести «Митина любовь». Здесь Щербакова традиционно обращается к любовным переживаниям женщин, при
этом писательница подходит к описанию чувств с тем же глубоким психологизмом, что и писатели-классики, продолжая их традиции психологического описания любовного чувства.
Современный прозаик стремится проследить, какие чувства испытывает Митя, запутавшийся в своих отношениях с женщинами: его страдания и метания, осознание своей правоты и неправоты одновременно. И это состояние четко и полно описывается писательницей: «Что-то его беспокоило, саднило в этом вопросе, я теперь думаю, это пошло с того момента, когда он осознал, что
- Господи, прости! - он как бы бессознательно хочет, чтоб Фали не было, а была Люба, не вообще, а в его жизни, но мысль эта подлая не давала покоя совести, и на язык выползал Киев как сигнал этой самой едучей совести» [4, с. 198]. Психологическое состояние героя, осознавшего свое противоестественное поведение, порочность связей, показывает и Щербакова, но при этом она стремится найти и здесь определенную моральную красоту. Митя становится для героини рассказчицы неким нравственным жизненным мерилом, именно он оказал на героиню глубокое влияние: «Что я вообще могу знать о Мите истинного? Но, видимо, это свойство породы - заронить в душу другого семечко, и уже этот другой холит и нежит это чужое в себе диво. Митя во мне высадил сад. Пала ли я в кого семечком? Проросла ли?» [4, с. 203].
В теме любви Щербакова раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Она не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения этому великому чувству, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме. Такова и Щербакова, считающая любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека. Отношения женщины и мужчины в современном мире стали достаточно неоднозначны и сложны. Любовь становится с каждым годом более хрупкой и нестойкой, реагирующей на любой громкий крик, и вдребезги разбивающейся от не-Вестник ЧГПУ102012 246
сходства характеров, разногласия в вопросах воспитании детей, пьянства, измены... Может ли любовь стать истинной опорой жизни? Может ли вытерпеть все? Не рассыпаться, а, напротив, становится крепче год от года? На эти вопросы пытается дать ответ Щербакова в повести «У ног лежачих женщин».
Ситуация представлена крайне серьезная: отношения между мужчиной и женщиной в момент, когда женщина тяжело и неизлечимо больна, когда она давно утратила красоту, стала от болезни немощной и старой, тяжелой обузой, годами не встающей лежачей больной. Сохранилась ли любовь в такой ситуации, способен ли мужчина, который должен ухаживать за своей женой - выносить судно, подмывать ее, стирать из-под нее испачканное испражнениями белье, видеть ее во всей неприглядной физиологической немощи, - продолжать трепетно и сильно любить ее? Ответ Г. Щербаковой, данный в повести, однозначен.
Перед нами три героя и три героини: Сорока и его жена Зина, Шпрехт и его жена Варя, Панин и его жена Людочка. У всех трех семей несчастье: жены -лежачие больные. Зина, когда-то крупная, мощная женщина, ведущая хозяйство уверенной рукой, теперь тяжелая, грузная, разбитая параличом, не способная двигать ни одной частью своего тела; мужу даже неизвестно, что ее мозг работает, она все понимает, но не может этого проявить. Варя, некогда живая, с взрывным, эмоциональным характером, яркая, привлекательная женщина, теперь прикована к постели - отнявшиеся ноги украли у нее мир, остался лишь характер, который изменился в сторону агрессии по отношению к мужу. Люда
- тихая, спокойная в прошлом, теперь лишенная разума, обездвиженная женщина. Мужья ухаживают за ними и ведут хозяйство. Щербакова сосредотачивает внимание на обычной повседневной жизни героев и их внутреннем мире.
Живописуя повседневную жизнь, автор подчас даже слишком натуралистично подчеркивает особенности быта и ухода за больными женщинами. Но такие подробности более ярко и выразительно позволяют ей показать, что даже в таких обстоятельствах любовь не исчезает, а становится все сильней. Мужчины не просто продолжают любить своих жен, а любят истово, преданно, до
слез, до обожествления. Каждый считает, что его женщина, его жена - это то счастье, которое досталось ему чудесным образом. Каждый из мужчин не тяготится своей ношей, напротив, они счастливы тем, что имеют возможность видеть своих жен живыми, что они рядом с ними, как и всю их прошлую жизнь. «Никто не знает, что Сорока до сих пор спит с Зиной. Ложится рядом на твердый широкий щит, который они сбили с Паниным, ложится, чтобы лицом прижиматься к неподвижной Зининой руке. Рука теплая, мягкая, в общем, живая рука. Она только не может подняться, чтоб накрыть Сороку. Но это ничего.. .Это не так уж важно. Важно, что она живая. Хотя и мертвая. Сорока убежден, что Зинин мозг не фурычит» [6, с. 145].
Писательница намеренно создает своим героям невыносимые условия жизни, когда на грани реальности и мечты действует механизм внутренней самореализации человека. В этом и заключается ключ к пониманию жизнеощущения Г. Щербаковой и ее концепции любви в повести. «Сильна как смерть» -так иногда измеряют словами силу любви, а у Щербаковой мы находим иную интерпретацию - сильна как болезнь, утверждая тем самым ее жизненное многообразие и вечность.
В целом, тема любви получает в творчестве Щербаковой свое логическое классическое продолжение, осмысляясь как не поддающаяся измерению особенная, чувственная память, лежащая «по ту сторону добра и зла», нравственности и безнравственности. Она есть жизнь во всем ее многообразии и красоте, величии и трагичности. Она есть дух, душа человека, мира и вселенной. Она есть вечность.
Столь же извечной является и еще одна традиция - традиция разработки проблемы отцов и детей, всегда находящаяся в поле зрения писателей. Особую значимость она приобретает в XIX веке, преломляясь в различных аспектах: у Тургенева выведена она на общественно-мировоззренческий уровень; у Достоевского раскрывается в социальном и психологическо-духовном аспекте, а Островским выводится на семейно-бытовой уровень. Мы согласны, что «пер-
вичным основанием для такого структурного сравнения произведений является обилие аллегорий и реминисценций» [2, с. 303].
Остро, актуально, и для своего времени новаторски проблема отцов и детей впервые была поставлена Щербаковой в повести «Вам и не снилось»: непонимание между детьми и родителями, резкое расхождение их взглядов на жизнь приводит к трагедии, к гибели подростка. Писательница говорит одновременно и о проблеме взаимопонимания детей и родителей, проблеме уважения чувств своих детей, проблеме свободы выбора, что является весьма важным и для нашего времени. При этом проблема отцов и детей в этой повести тесно связана с темой любви. Именно любовь подростков становится причиной обострения конфликта между детьми и родителями, причиной неразрешимости возникшего между ними непонимания, отчуждения и душевного разрыва.
Столь же трагичное звучание проблема отцов и детей получает в повести «Дом с витражом». Сюжет повести, как всегда, прост: дети, внуки - молодое поколение - приезжают на похороны отца и деда. Главная цель для них, как подчеркивает автор, не почтить память отца и деда, а чисто меркантильная -найти деньги за дом, который продал их отец.
В этом доме с витражом был заключен смысл жизни их отца и деда. Он строил этот дом всю жизнь, положив на него все свое здоровье. Это должен был быть дом счастливой жизни его детей и внуков. Он хотел сделать его особым, индивидуальным: «Дед говорил - это дом будущего. И он на самом деле так считал» [5, с. 303]. Но этого дети не оценили: «Не заметил старик главного: его дом, в сущности, никому не нужен. Дети осели в Москве, приезжали редко, внуков не привозили.» [5, с. 303]. Но дом оказался все-таки им нужен, вернее не сам дом, а деньги за него: у каждого есть материальные и жилищные проблемы, каждый думает о своем благополучии. Приехав на похороны отца, дети и внуки не идут даже на поминки - им скорее хочется найти, где отец спрятал деньги. Но не находят их: «Помер! Помер! А где деньги? За дом? А?» [5, с. 319].
Поиски заканчиваются трагично. Деньги нашел и спрятал Игорь. При выяснении этого обстоятельства разыгрывается настоящая драма: братья и сестры, племянники и племянницы превращаются в нелюдей, утративших человеческий облик. «Вдруг Оля поняла, что он ее бьет. Именно поняла, потому что не было боли. А было странное: она будто видела все со стороны. Как он, Игорь, ударяет ее в спину, в грудь, и она, как тряпичная кукла, дергается туда-сюда, и это распаляет Игоря сильнее и сильнее, и он уже просто лупит ее по щекам, по голове, он даже ногу поднял, чтобы ударить ее в живот» [5, с. 338]. Жестокие побои приводят к Олиной смерти: брат убил сестру. Эта трагедия есть не что иное, как результат, выросший из нерешенной проблемы отцов и детей. Г. Щербакова показывает, насколько далеки друг от друга родители и дети, насколько сильно между ними непонимание. Отец всю жизнь строит дом для детей, но так увлечен строительством, что забывает о детях, об их воспитании, дом заменил ему детей. Дети, лишенные ласки отца, платят ему тем же: они не испытывают к нему любви и сострадания, считают его помешанным, видят в нем только возможность наследства. Конфликт отцов и детей таким образом необратимо затрагивает обе стороны: отец умирает в одиночестве, в старой времянке, а дети продолжают жить своей одинокой жизнью, не испытывая ни печали, ни любви, подтверждая известный тезис: там, где родители пренебрегают своими обязанностями, рождается ненависть и эгоизм. Воспитание и обязанности как важная составляющая проблемы отцов и детей рассматривается в повести «Дверь в чужую жизнь». Перед нами двое - мальчик и девочка. Оба имеют одни и те же гены (у них один отец), но они воспитываются в совершенно разных семьях. Там, где в семье изначально царит взаимопонимание и взаимоподдержка, где в основе воспитания - морально-нравственные ценности, а не материальное благосостояние, там никогда не возникнет недопонимания, способного привести к трагедии. Но в семьях, где материальное стоит выше морали, где родители не понимают друг друга, где детям с пеленок внушается, что они исключительные, а другие лишь серая масса, там эта проблема возникает
сразу и с годами становится неразрешимой. Именно это и демонстрирует Щербакова в своем произведении.
Проблема отцов и детей как конфликт поколений (в данном случае как конфликт между учителем и учеником) раскрывается в повести «Отчаянная осень». Любовь подростков вызывает непонимание у одной из учительниц, Оксаны Михайловны. Причем конфликт поколений здесь осложнен проблемой власти. Учительница осознает свое превосходство над ученицей и в зависимости от реакции девочки решает, унизить ли ее, сказав всем, что Шуркин отец вор, или повременить с этим. К тому же Оксана Михайловна - несчастливая женщина с неустроенной судьбой, а Шурка в своей первой любви счастлива безгранично, чем и вызывает у учительницы раздражение и непонимание.
Возникает острый конфликт между позициями педагога и ученицы. Учительница прилюдно осуждает отца девочки, не имея на это права, но будучи уверенной, что делает доброе дело. Девочка, трепетно любящая отца, возмущена поступком учителя: «Какое она вообще имела право, эта Оксана! На уроке! <...> Она его дочь! Он носил ее на плечах и пел. Ей было высоко, весело и страшно. Ее отец - ее отец» [5, с. 263]. Взаимная ненависть растет и выливается в логичную месть Шурки: она запирает Оксану Михайловну в пустом классе, в пустой школе. Понимая, что это месть, Оксана Михайловна, однако не осознает ее причины, в чем и заключается неразрешимость проблемы между поколениями: учительница уверена в своей непогрешимости, а девочка-подросток принципиально не идет на сближение - оскорблена не она, а ее родители.
Г. Щербакова вскрывает серьезный конфликт, расширяющийся до границ социального, поскольку инициатором его становиться та, чья профессиональная обязанность такие конфликты гасить и не допускать. Писательница подчеркнуто репрезентативно рисует морально-нравственный и психологический облик учительницы и подростков, выводя, таким образом, проблему на уровень морально-психологический.
Итак, Г алина Щербакова рассматривает проблему отцов и детей традиционно, но данная тема органично связано с темой любви. Именно любовь в большинстве повестей Г. Щербаковой становится причиной обострения конфликта между детьми и родителями, вследствие чего и возникает между ними непонимание, отчуждение и душевной разрыв. Вместе с тем, разработку данной темы Г. Щербакова выносит на новый уровень, акцентируя моральнонравственный аспект и идентифицируя проблему воспитания в семье с вопросами воспитания подрастающего поколения в современном обществе. Это позволяет нам рассматривать духовно-культурную систему традиций русской литературы XIX века как устойчивый комплекс транслируемых констант в образцах современного повествования на примере анализа произведений Г. Щербаковой как целостную совокупность, тесно взаимосвязанную с современным культурным и литературным сознанием.
Культурные и литературные традиции классической литературы являются духовно-нравственными ориентирами творчества писателей XX - XXI века, что наглядно и полно демонстрирует литературное наследие Г. Щербаковой, в творчестве которой четко выделяется парадигма констант, свойственных русской классической литературе, таких как способы изображения любви и традиция разработки проблемы отцов и детей. В этом отношении мы согласны с Ю. И. Щанкиной, которая считает, что «Литературный процесс в России рубежа ХХ - XXI веков вселяет уверенность в то, что литература по-прежнему необходима человеку и человечеству и верна великому предназначению Слова» [3, с. 59].
Библиографический список
1. Александрова, Р. И. Россия : духовность, философия любви / Р.И. Александрова, Е. А. Курносикова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1999. -176 с.
2. Жиндеева, Е. А. Миф о советской эпохе в исполнении Вен. Ерофеева и М. Елизарова: опыт сравнительно-сопоставительного анализа двух произведений / Е.А. Жиндеева, Н.А. Дергунова. - Гуманитарные науки и образование. - 2011. - №1 (5). - С.65.
Щанкина, Ю. И. Общие закономерности разработки социально-значимых тем в современной русской литературе / Ю.И. Щанкина. - Гуманитарные науки и образование. - 2011. - №1 (5). - С.59.
Щербакова, Г. Вам и не снилось : повести / Г. Щербакова. - М. : Советский писатель, 1983. - 352 с.
Щербакова, Г. Вспомнить нельзя забыть : повести / Г. Щербакова. - М. : Эксмо, 2008. - 352 с.
Щербакова, Г. У ног лежачих женщин : повести / Г. Щербакова. - М. : Вагриус, 2007. - 448 с.
Bibliography
1. Aleksandrov, R.I. Russia: Spirituality, Philosophy of Love / R.I. Aleksandrova, E. A. Kurnosikova. - Saransk: Publishing House of Mordov. University, 1999. -176 p.
2. Shchankina, Yu. I. General Regularities of Socially Significant Themes in Contemporary Russian Literature /Y.I. Shchankina. - Humanities and Education. -2011. -No. 1 (5). - P. 59.
3. Shcherbakova, G. You Never Dreamed Of: Novel / G. Shcherbakova. -
Moscow: Soviet Writer, 1983. - 352 p.
4. Shcherbakova, G. To Remember Not To Forget: Stories / G. Shcherbakova. -
M.: Cambridge University Press, 2008. - 352 p.
5. Shcherbakova, G. At the Feet of Lying Women: Novel / G. Shcherbakova. -
Moscow: Vagrius, 2007. - 448 p.
6. Zhindeeva, E. A. Myths of Soviet Era by V. Erofeev and M. Elizarov: Experience of Comparative Analysis of Two Works / E.A. Zhindeeva, N.A. Dergunov. -Humanities and Education. -2011. -No. 1 (5). - P. 65.