Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко В.С.

Аннотация статьи: Для продвижения своего товара на рынке просто необходимо знать своих потребителей и соблюдать нравственные нормы и принципы, присущее им. Пока существует рынок и деловое общение, понятия “этика” и “маркетинг” неразрывно связаны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL ASPECTS OF MARKETING ACTIVITIES

The study of moral aspects in marketing plays a big role in marketing activities. To promote your product on the market, you simply need to know your customers and comply with the moral norms and principles inherent in them. While there is a market and business communication, the concepts of "ethics" and "marketing" are inextricably linked.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 331

Шевченко В.С. студент 4 курса, гр. 05001421 научный руководитель: Авилова Ж.Н., к.с. н.

доцент

Институт Управления НИУ «БелГУ»

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация статьи: Для продвижения своего товара на рынке просто необходимо знать своих потребителей и соблюдать нравственные нормы и принципы, присущее им. Пока существует рынок и деловое общение, понятия "этика" и "Маркетинг" неразрывно связаны.

Ключевые слова: маркетинг, нравственность, социально-этичные проблемы маркетинга

Shevchenko V.S. Student 4 courses, gr. 05001421 Institute of Management, National Research University "BelGU"

Scientific adviser: Associate Professor, Ph.D. Avilova Zh.N. Institute of Management, National Research University "BelGU" MORAL ASPECTS OF MARKETING ACTIVITIES Abstract: The study of moral aspects in marketing plays a big role in marketing activities. To promote your product on the market, you simply need to know your customers and comply with the moral norms and principles inherent in them. While there is a market and business communication, the concepts of "ethics" and "marketing" are inextricably linked.

Keywords: marketing, morality, social and ethical problems of marketing Филип Котлер определяет, маркетинг- как «вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» [1]. Самое полное объяснение «теории нужд и потребностей» дает Джон А. Говард : Маркетинг -«это процесс, состоявший из 1-определения потребностей покупателя, 2-осмысления этих потребностей с точки зрения производительных возможностей организации, 3-доведение этого осмысления до соответствующих лиц в организации, обладающих правом принимать решения, 4-осмысление ожидаемых последствий с точки зрения ранее потребностей покупателя, 5-доведение этой концепции до покупателя»[ 2] .

Большинство маркетинговых решений невозможно принять не изучив нравственные вопросы. Одним из способов выявления проблем являются опросы. Так в 1961 году Р.Баумхарт провел исследование, в котором приняло участи 1500 руководителей. Результаты его исследований представлены на диаграмме 1.

20%

15%

10%

5%

0%

I I I I I

подарки, вознаграж дения, взятки

I Ряд 1

23%

обман

потребите

ценовая различные лей,

дискрими нечестные

нечестные

нация, приемы

нечестная приемы

несправед ведения

реклама предостав

ливое конкурент

ценообраз ной ления

ование борьбы кредита,

заключе-

ние...

18% 14% 10% 9%

несправед нечестност ливость по ценовые ь при отношени соглашени составлен ю к я между ии или работника конкурент исполнени м, ами и предвзято

контракта сть при найме

8%

7%

6%

Диаграмма 1. Результаты опроса руководителей в процентном соотношении

Исследование, проводимое спустя 15лет показало приблизительно такой же результат. Из чего можно сделать вывод, что большинство руководителей считают проблематичными взятки, подарки и вознаграждения.

Одной из проблем маркетинга является несоответствие цены и качества. Большинство продуктов или препаратов рекламируют, как самые лучшие в своем роде. И в большинстве случаев это не так. Многие покупают лекарственные препараты только потому, что реклама этих средств постоянно крутится на телевиденье и в газетах. Посмотрев рекламу «Но-шпа», где влюбленная пара, довольный работник и счастливые дети, мы предрасположены к покупке этого спазмолитика и готовы заплатить за него 300 р, но мало кто знает, что у этого препарата есть аналог «Дротаверин», который, на мой взгляд, намного эффективней своего дорого собрата. Еще одним крупным примером громкое дело, произошедшее в 2011 с компанией «Danone». «Danone» пришлось выплатить 21 мил.руб. своим потребителям за то, что качество продукта не соответствовало рекламной информации.

Нельзя так же не отметить коррупцию, как одну из важнейших проблем социально-этичного и социально-экономического маркетинга. теневая экономика в России на легальном уровне достигает 20-25%. Это большие показатели, учитывая то, что сюда не входит незаконная деятельность, так как статистика не может дать точную оценку уровню правонарушений в экономике.

В основном такая экономика делится на 4 аспекта:

1. Скрытое производство (оно не запрещено, но объемы производимой продукции скрываются)

2. Незаконное производство (лечение, продажа без лицензии,

контрабанда, перепродажа краденного)

3. Рабочие места, личный извоз.

4. Хозяйство для себя

Второй пункт - самый распространенный в пределах теневой экономики. Не зарегистрированная деятельность имеет динамично развивающуюся структуру. За последние 15-17 лет она стремительно и устойчиво развивается. Теневая составляющая по всему миру растет на 4.85% в год. С этим бесспорно нужно бороться.

Еще одной проблемой нравственного маркетинга является проблема оптимизации труда и определения реальных предпочтений потребителя. С развитием маркетинга и рекламы общество «завалено» множествами предложений и для них рациональный выбор одного, но самого лучшего, довольно сложный процесс, вызывающий эмоциональные, временные и денежные затраты. Чтобы решить эту проблем необходимо создать маркетинговую концепцию, которая будет помогать сделать выбор.

Деловой имидж и репутацию так же можно отнести к проблеме социального маркетинга. Когда в городе имеются фирмы, компании, магазины, в которых работают услужливые продавцы или консультанты, внешние и внутренне убранство выглядит презентабельно - это поднимает статус города и общества, проживающего в нем.

Воровство так же не прошло мимо этой сферы деятельности. В торговле можно отметить незаконные действия со стороны поставщиков, обман и обсчет потребителей, кража товаров покупателями и продавцами, хищение средств предприятия сотрудниками и хищение средств самими руководителями организаций.

Проблемой, затрагивающей не только социальную сторону, но и здоровье нации, является рынок алкогольной и никотиновой продукции. Мало того, что в России 21 млн.чел. больны алкоголизмом, 358 тыс. человек страдают от наркомании, а 15,2 тыс.чел. заложники токсикомании, в рынок алкогольной продукции вовлечены дети. 20 тыс. человек, страдающие от алкогольной зависимости - подростки. Что касается курения, то по данным социальных исследований 30% курильщиков- это школьники. С началом экономического кризиса эти цифры стали падать, но борьба с пропагандированием опасных для жизни «вредных привычек» пока проиграна.

При анализе социальных компонентов, нужно отметить и демографическую ситуацию. Число родившихся за январь-сентябрь 2016 года составило 13065 детей, что по сравнению с январем-сентябрем 2015 года на 364 ребенка меньше. Общий коэффициент рождаемости за январь-сентябрь 2016 года составил 11,3 родившихся на 1000 человек населения, что на 2,6% ниже, чем за соответствующий период прошлого года [3]. Рынок производимой продукции должен быть ориентирован на все сегменты общества: начиная от возрастной категории, заканчивая социальными статусом.

Таким образом, выявление проблем, не только нравственных, необходимо в маркетинговой деятельности. Если найти и решить все эти проблемы, то можно не только улучшить показатели рентабельности организации, но и повысить социальную составляющую общества.

Использованные источники:

1. Котлер Ф., Вероника Вонг, Джон Сондерс, Гари Армстронг. Основы маркетинга, 4-е европейское издание = Principles of Marketing: European Edition 4th. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 1200.

2. Райс Эл, Траут Джек. Маркетинговые войны

3. Российский статистический сборник. Электронный ресурс. http://belg.gks.ru/

УДК 331

Шевченко В.С. студент 4 курса, гр. 05001421 научный руководитель: Авилова Ж.Н., к.с. н.

доцент

Институт управления НИУ «БелГУ»

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация статьи: в статье рассматриваются методы и подходы к маркетингу со стороны психологии.

Ключевые слова: маркетинг, психология, воздействие на потребителя, убеждение, потребители.

Shevchenko V.S. Student 4 courses, gr. 05001421 Institute of Management, National Research University "BelGU"

Scientific adviser: Associate Professor, Ph.D. Avilova Zh.N. Institute of Management, National Research University "BelGU" METHODS OF PSYCHOLOGICAL IMPACT ON THE CONSUMER

IN MARKETING ACTIVITIES Article abstract: in the article methods and approaches to marketing from the side of psychology are considered.

Keywords: marketing, psychology, impact on the consumer, persuasion, consumers.

Для того, чтобы всецело понимать психологические воздействия на потребителя в маркетинговой деятельности, для начала необходимо рассмотреть этот процесс с точки зрения психологии.

Психологическое воздействие - это способ оказания влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.