Научная статья на тему 'Нравственное воспитание студенческой молодёжи в условиях высшей школы'

Нравственное воспитание студенческой молодёжи в условиях высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ВОСПИТАНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / STUDENTS / METHODS AND TECHNIQUES OF EDUCATION / MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоменко Елена Викторовна, Вуйчич Елена Анатольевна

В статье освещается проблема духовного становления личности, характеризуются основные методы и приёмы нравственного воспитания студенческой молодёжи в условиях вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION OF STUDENT''S YOUTH IN CONDITIONS OF HIGH SCHOOL

The article deals with the issue of spiritual formation of personality, describes the basic methods and techniques of moral education of student's youth in conditions of the University.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание студенческой молодёжи в условиях высшей школы»

Образование. Воспитание. Практика

УДК 37.034 : 378

Хоменко Елена Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Журналистика и славянская филология», Гуманитарно-педагогический институт, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Российская Федерация, Севастополь, e-mail: [email protected]

Вуйчич Елена Анатольевна

Студентка 6 курса направления подготовки «Педагогическое образование»,

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте, Российская Федерация, Ялта, e-mail: [email protected]

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье освещается проблема духовного становления личности, характеризуются основные методы и приёмы нравственного воспитания студенческой молодёжи в условиях вуза.

Ключевые слова: студенческая молодёжь, методы и приёмы воспитания, нравственное воспитание.

Elena V. Khomenko

PhD of Philology, Associated Professor of Department of Journalism and Slavonic Philology, Humanitarian and Pedagogical Institute, Sevastopol State University

Elena А. Vujicic

Student,

Humanitarian-pedagogical University (branch), Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky in Yalta

MORAL EDUCATION OF STUDENT'S YOUTH IN CONDITIONS OF HIGH

SCHOOL

Abstract. The article deals with the issue of spiritual formation of personality, describes the basic methods and techniques of moral education of student's youth in conditions of the University.

Key words: students, methods and techniques of education, moral education.

Для цитирования:

Хоменко Е. В., Вуйчич Е. А. Нравственное воспитание студенческой молодёжи в высшей школе // Гуманитарная парадигма. 2017. № 2. С. 38-44.

Важность решения вопросов нравственного воспитания студенческой молодёжи обусловлена тем, что именно люди добродетельные и благородные способны реализовать свой потенциал в современном обществе, с его важнейшим на сегодня запросом принять судьбу Отечества как свою личную и осознать ответственность за настоящее и будущее своей страны. Политическая и экономическая стабильность и независимость нашей страны напрямую зависит от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Формирование свойств духовно развитой личности, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Исследуемая проблема особенно актуальна в юношеском возрасте, поскольку именно в этот период идёт активный поиск смысла жизни, формируется мировоззрение, происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», вследствие чего молодые люди особенно нуждаются в определении чётких нравственных ориентиров. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей нравственного воспитания молодёжи. Поэтому цель нашей статьи заключается в характеристике основных методов и приёмов нравственного воспитания студенческой молодёжи в условиях высшей школы.

Духовно-нравственная сфера молодых людей студенческого возраста требует самых осторожных и тактичных действий со стороны преподавателя. Именно от него зависит в большей степени их духовное здоровье. В связи с этим внимание педагогов высшей школы сосредоточено на поиске наиболее эффективных и оптимальных методов и приёмов нравственного воспитания студенческой молодёжи. Поскольку в структуре нравственной сферы личности чётко выделяются три компонента, то вполне естественно выделить три группы методов: 1) методы формирования нравственного сознания -взглядов, убеждений, идеалов (когнитивный компонент); 2) методы формирования нравственных чувств (эмоциональный компонент) и 3) методы

формирования навыков и привычек нравственного поведения (поведенческий компонент). Рассмотрим сущность и значение методов, которые наиболее часто применяются в целенаправленном воспитательном процессе в условиях вуза.

Методы формирования нравственного сознания. Основная функция этих методов — обобщить представления студентов о моральных принципах, требованиях, нормах, регулирующих взаимодействие между людьми; о духовных и нравственных ценностях; систематизировать их собственный опыт; способствовать трансформации общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные. В условиях высшей школы наиболее эффективны такие методы, как лекция, этическая беседа, диспут, метод дилемм. Кратко охарактеризуем названные методы.

Лекция — «последовательное монологическое изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования» [3, с. 424]. Цель этого метода — убедить в справедливости излагаемых идей, предложить систему аргументированных понятий и суждений. Чтобы названная цель была достигнута, необходимо, во-первых, продумать тему лекции. Она должна определяться субъектным опытом воспитанников и быть личностно значимой. Во-вторых, важно подобрать интересный материал и изложить его ярко, образно, доступно, эмоционально и убедительно.

Этическая беседа — «вопросно-ответный метод взаимодействия, который основан на активизации мыслительной деятельности субъектов и ориентирован на совместный поиск истины» [1, с. 192]. Этическая беседа основывается на обмене мнениями, поэтому одним из важнейших условий успешности этической беседы является обоюдная заинтересованность собеседников в поиске истины, желание и стремление узнать точку зрения другого человека, понять его позицию. «Ведя диалог с воспитанником, — отмечают В. И. Загвязинский и И. Н. Емельянова, — педагогу следует отказаться от стремления убедить «любой ценой». Для того чтобы диалог состоялся, воспитатель должен владеть техникой постановки вопроса» [1, с. 192].

Диспут — «спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей» [3, с. 424]. Главные условия проведения успешного диспута: тактичность всех выступающих, запрет перехода на личности и выяснение отношений, доверительность обстановки, аргументированность и убедительность суждений собеседников. Педагог участвует в диспуте как равный (внешне) участник, который, как и все, высказывает свою точку зрения [3, с. 424].

Метод дилемм. Чтобы разобраться в сущности данного метода, уточним значение термина «дилемма». Дилемма - это суждение, содержащее два исключающих друг друга положения и не допускающих возможности третьего. Метод дилемм состоит в совместном обсуждении студентами моральных дилемм. При разработке таких дилемм важно, чтобы она 1) имела отношение к реальной жизни студентов; 2) была простой для понимания; 3) была незаконченной; 4) включала два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием. К каждой дилемме готовятся вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу студенты приводят убедительные доводы «за» и «против». Дилеммы всегда порождают спор в группе, где каждый приводит свои доказательства, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

Методы формирования нравственных чувств. Основная функция этих методов — развить у студентов потенциальные нравственные чувства: честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие и другие. К этой группе методов относят: требование, поощрение и наказание. Рассмотрим их.

Требование — «метод воспитания, основанный на предъявлении личности в более или менее категоричной форме определённых норм и правил поведения» [1, с. 195]. По форме предъявления различают опосредованные и непосредственные требования. В первом случае требования предъявляются студентам через актив группы или общественное мнение. Во втором - без посредников, напрямую. Г. М. Коджаспирова выделяет следующие виды требований: требование-совет («Я тебе советовал бы, но ты вправе решить всё сам»), требование доверием («Я считаю тебя достаточно взрослым (серьёзным, разумным, смелым), поэтому верю (доверяю, считаю), что ты примешь правильное решение»), требование-просьба («Я могу тебя попросить...»), требование-намёк («У нас в группе есть человек, лучше которого это никто не сделает»), требование-условие («Если ты сделаешь (скажешь, сходишь), то я сделаю. или ты получишь.») [3, с. 430-431]. При использовании этого метода важно быть терпеливым, выдержанным, твёрдым и спокойным.

Поощрение — это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения студента или группы [2, с. 141]. Его воспитательная роль проявляется в том, что в нём содержится признание того образа действия, который избран и проводится студентом в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, студент испытывает уверенность в собственных силах и дальнейшем продвижении вперёд. Поощрение особенно необходимо студентам стеснительным, неуверенным в себе, с заниженной самооценкой. Поскольку не каждый студент способен самостоятельно выйти

на тот уровень, который позволяет его поощрить, педагог должен как можно чаще создавать ситуации успеха.

Наказание — «это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения» [2, с. 142]. Это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как указывают В. И. Загвязинский и И. Н. Емельянова, «наказание имеет смысл тогда, когда человек осознаёт справедливость наказания и переживает случившееся» [1, с. 196]. Отсюда следует, что всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. Человек должен понимать, за что его наказали, какую ошибку он совершил.

Методы формирования навыков и привычек нравственного поведения. Основная функция этих методов - сформировать у студентов нравственную позицию, выражающуюся в различении добра и зла, справедливости и несправедливости, человечности и бесчеловечности; потребность и готовность действовать в соответствии с правилами поведения в обществе и нравственными нормами. К этой группе методов относят: упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций. Раскроем сущность перечисленных методов.

Упражнение в широком смысле — это такая организация жизни и деятельности студентов, которая создаёт им условия поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения [4, с. 245]. Иными словами, если мы хотим воспитать у человека какое-либо качество, мы должны ставить его в условие, где он был бы вынужден это качество проявлять.

Поручение — «передача воспитаннику определённых функций в выполнении общественно полезного дела и ответственности за него» [3, с. 427]. Воспитательный потенциал этого метода реализуется только при правильном его использовании. Для этого педагог должен: 1) объяснять студентам общественную значимость и ценность поручаемого задания; 2) обучать выполнению порученного дела, показывая образцы выполнения и сообщая критерии оценки результатов его выполнения; 3) учитывать склонности, интересы и возможности воспитанника; 4) оказывать необходимую помощь по ходу выполнения поручения; 5) контролировать выполнение порученного дела; 6) открыто и адекватно оценить выполненное поручение [3, с. 427].

Создание воспитывающих ситуаций - «те ситуации, в процессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки» [3, с. 427]. В процессе включения в эти ситуации у

студентов формируется определённая нравственная позиция и ответственность, которые и являются основой для формирования у них нравственного поведения.

Наряду с методами в воспитательной практике высшей школы широко используются и приёмы нравственного воспитания. В. И. Загвязинский и И. Н. Емельянова рекомендуют применять следующие приёмы:

1) активное слушание — способ взаимодействия, основанный на умении

его переживаний («Я вижу, что ты расстроен. Я могу тебе помочь?»);

2) великодушное прощение (проявление милости в отношении определённой вины воспитанника);

3) договор (взаимовыгодное соглашение: «Давай договоримся, ты ...., а я....»);

4) прояснение позиций (приём основан на чётком, ясном изложении своего отношения к поступку или поведению: «Я никогда не соглашусь с тем, что ...»);

5) психологическое поглаживание (даёт человеку ощущение комфорта и снимает напряжение: «Я рада тебя видеть!»; «У тебя прекрасно получилось!»; сопровождается позой интереса и доброжелательной улыбкой);

6) разрешение запрещённого (смысл приёма заключается в том, чтобы, попробовав сделать что-либо не соответствующее моральным нормам, воспитанник сам сознательно отказался от такого поведения);

7) разрыв контакта («С этого момента я не слышу твои просьбы»; приём эффективен, если разрыв контакта с педагогом переживается студентом как значимое событие);

8) скрытая инструкция («Я в таких ситуациях обычно.» — педагог ненавязчиво подсказывает вариант дальнейшего поведения, оставляя при этом окончательный выбор поведения за студентом);

9) тайм-аут («Мы поговорим об этом завтра» — чтобы осмыслить ситуацию, адекватно оценить свои действия, студенту нужно время).

10) третейский суд (приём основан на признании сложности ситуации и обращении за помощью к авторитетному для обеих сторон лицу; педагог должен быть готов принять мнение посредника даже в том случае, если оно не будет совпадать с его собственной оценкой ситуации) [1, с. 197-201].

Как видно, для нравственного воспитания студенческой молодёжи

используются разнообразные методы и приёмы. Первая группа методов

(лекция, этическая беседа, диспут, метод дилемм) обеспечивает

формирование у студентов представлений о моральных принципах,

духовных и нравственных ценностях. Вторая группа методов (требование,

педагога настраиваться на эмоциональную волну , войти в зону

, нормах, регулирующих взаимодействие между людьми; о

поощрение и наказание) направлена на развитие у студентов потенциальных нравственных чувств (честности, справедливости, долга, порядочности, ответственности, чести, совести и т. д.). Третья группа методов (упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций) способствует формированию у студентов нравственной позиции, потребности и готовности действовать в соответствии с правилами поведения в обществе и нравственными нормами. Наряду с методами в воспитательной практике высшей школы широко используются и приёмы нравственного воспитания: активное слушание, великодушное прощение, договор, прояснение позиций, психологическое поглаживание, разрешение запрещённого, разрыв контакта, скрытая инструкция, тайм-аут, третейский суд. Будучи взаимосвязанными и взаимозависимыми, они образуют целостную систему, выступая как звенья единого учебно-воспитательного процесса. Важно помнить, что нравственное воспитание — процесс длительный, требующий постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по воспитанию нравственного сознания, чувств и поведения студентов.

Литература

1. ЗагвязинскийВ. И., Емельянова И. Н. Теория обучения и воспитания : учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2016. 314 с.

2. Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 507 с.

3. Коджаспирова Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2016. 719 с.

4. Педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластёнина. М. : Юрайт, 2016. 332 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.