Научная статья на тему 'Нравственно-правовое регулирование образовательных отношений в сфере профессионального образования'

Нравственно-правовое регулирование образовательных отношений в сфере профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ETHICS / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / MORALLEGAL REGULATION OF EDUCATIONAL RELATIONS / МОДЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ЭТИКИ СТУДЕНТОВ / THE STUDENTS' MODEL CODE OF ETHICS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / EDUCATIONAL RELATIONS / MORAL-LEGAL STATUS OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Наталья Равильевна, Гарифянов Евгений Ильфатович

Цель : систематическое, комплексное исследование особенностей нравственно-правового регулирования образовательных отношений на уровне профессионального образования. Методы : на основе сравнительно-правового и формально-логического методов исследования проведен анализ особенностей нравственно-правового регулирования образовательных отношений на уровне профессионального образования. Результаты: авторами проанализированы данные, полученные Лабораторией нормативно-правового обеспечения образовательных отношений Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) в области совершенствования механизма нравственно-правового регулирования образовательных отношений на уровне профессионального образования. В результате анализа новелл образовательного законодательства, Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников и этических кодексов студентов образовательных организаций профессионального образования России и зарубежных стран, был разработан Модельный кодекс этики студентов унифицированный образец основных правил поведения, которыми рекомендуется руководствоваться студентам образовательных организаций профессионального образования. Научная новизна : впервые на основе комплекса разнообразных методов исследовано современное состояние нравственно-правового регулирования статуса студентов. Практическая значимость : Модельный кодекс этики студентов позволит систематизировать и ускорить процесс создания кодексов этики студентов в образовательных организациях профессионального образования. Ожидаемым положительным эффектом от реализации данного проекта будет гармонизация образовательных отношений, повышение уровня корпоративной культуры их участников, снижение числа конфликтных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND LEGAL REGULATION OF EDUCATIONAL RELATIONS IN THE FIELD OF PROFESSIONAL EDUCATION

Objective: a systematic, comprehensive study of the features of moral-legal regulation of educational relations on the level of. professional education. Methods: On the basis of the comparative-legal and formal-logical methods of research the features of moral-legal regulation of educational relations on the level of professional education are analyzed. Results: The authors analyzed the data set by the Laboratory of regulatory support of educational relations of Nizhnekamsk branch of the Kazan innovative University named after VG Timiryasov (IEML) in the field of improving the mechanism of moral-legal regulation of educational relations on the level of professional education. After the analysis of the points of educational legislation, the Model code of professional ethics of teachers and the Students’ ethical codes of the educational institutions of professional education in Russia and abroad, the Students’ Model Code of Ethics was developeda uniform sample of basic rules of conduct, which is recommended to be guided by the students of educational institutions of professional education. Scientific novelty: for the first time on the basis of a set of various methods the current state of moral-legal regulation of student status was investigated. Practical significance: the Students’ Model Code of Ethics allows to systematize and fasten the process of establishment of codes of ethics for students in educational institutions of professional education. The expected positive effects of the implementation of this project will be the harmonization of educational relations, the increasing of the level of corporate culture of the participants, the reducing of the number of conflict situations

Текст научной работы на тему «Нравственно-правовое регулирование образовательных отношений в сфере профессионального образования»

УДК 34.023

НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017

Борисова Наталья Равильевна, старший преподаватель кафедры теории государства и права и публично-правовых дисциплин Гарифянов Евгений Ильфатович, ассистент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (420111, Россия, Казань, ул. Московская, 42, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель: систематическое, комплексное исследование особенностей нравственно-правового регулирования образовательных отношений на уровне профессионального образования. Методы: на основе сравнительно-правового и формально-логического методов исследования проведен анализ особенностей нравственно-правового регулирования образовательных отношений на уровне профессионального образования. Результаты: авторами проанализированы данные, полученные Лабораторией нормативно-правового обеспечения образовательных отношений Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) в области совершенствования механизма нравственно-правового регулирования образовательных отношений на уровне профессионального образования. В результате анализа новелл образовательного законодательства, Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников и этических кодексов студентов образовательных организаций профессионального образования России и зарубежных стран, был разработан Модельный кодекс этики студентов - унифицированный образец основных правил поведения, которыми рекомендуется руководствоваться студентам образовательных организаций профессионального образования. Научная новизна: впервые на основе комплекса разнообразных методов исследовано современное состояние нравственно-правового регулирования статуса студентов. Практическая значимость: Модельный кодекс этики студентов позволит систематизировать и ускорить процесс создания кодексов этики студентов в образовательных организациях профессионального образования. Ожидаемым положительным эффектом от реализации данного проекта будет гармонизация образовательных отношений, повышение уровня корпоративной культуры их участников, снижение числа конфликтных ситуаций.

Ключевые слова: этика, нравственно-правовой статус обучающегося, модельный кодекс этики студентов, образовательные отношения, нравственно-правовое регулирование образовательных отношений.

MORAL AND LEGAL REGULATION OF EDUCATIONAL RELATIONS IN THE FIELD OF PROFESSIONAL EDUCATION

© 2017

Borisova Natalya Ravilevna, senior lecturer of the department of theory of state and law and public law discipline Garifyanov Eugeney Ilfatovich, assistant of the department of civil and business law Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (420111, Russia, Kazan, Moskovskaya Str., 42, e-mail: [email protected]) Abstract. Objective: a systematic, comprehensive study of the features of moral-legal regulation of educational relations on the level of. professional education. Methods: On the basis of the comparative-legal and formal-logical methods of research the features of moral-legal regulation of educational relations on the level of professional education are analyzed. Results: The authors analyzed the data set by the Laboratory of regulatory support of educational relations of Nizhnekamsk branch of the Kazan innovative University named after VG Timiryasov (IEML) in the field of improving the mechanism of moral-legal regulation of educational relations on the level of professional education. After the analysis of the points of educational legislation, the Model code of professional ethics of teachers and the Students' ethical codes of the educational institutions of professional education in Russia and abroad, the Students' Model Code of Ethics was developed- a uniform sample of basic rules of conduct, which is recommended to be guided by the students of educational institutions of professional education. Scientific novelty: for the first time on the basis of a set of various methods the current state of moral-legal regulation of student status was investigated. Practical significance: the Students' Model Code of Ethics allows to systematize and fasten the process of establishment of codes of ethics for students in educational institutions of professional education. The expected positive effects of the implementation of this project will be the harmonization of educational relations, the increasing of the level of corporate culture of the participants, the reducing of the number of conflict situations

Keywords: ethics, moral-legal status of the student, the Students' Model Code of Ethics, educational relations, morallegal regulation of educational relations.

Постановка научной проблемы и определение связи с иными важными научными и практическими задачами. Современный этап развития российского общества характеризуется трансгрессивным состоянием [1, с.165], обуславливающим необходимость проведения масштабных общественно-политических и социально-экономических преобразований. «Слом советского режима, необузданная демократия девяностых, кризисы 1998 и 2008 гг. вновь поставили перед нашей страной вопрос об оптимальном соотношении индивидуальной свободы отдельной личности и интересов государства, призванного решать общие для всего населения задачи» [2, с.231]. Особенно остро вопрос о необходимости проведения реформ стоит в системе образования, поскольку именно оно является показателем современного состояния российского общества в целом и базой развития социальных отношений в ближайшей и долгосрочной перспективе. При этом, «...все понимают, что реформирование необходимо, но по-разному представляют, как это реформирование должно происходить» [3, с.26].

Принятие в 2012 году Федерального закона «Об обра-

зовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ N° 273) [4] определило вектор реформирования отечественной системы образования. Заложенный в данном документе потенциал во многом еще только предстоит реализовать. Так, определяя понятие «образование», ФЗ № 273 указывает на то, что это - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Акцент в данном определении сделан на воспитании, на наш взгляд, не случайно. Содержание образовательного процесса должно отвечать двум базовым задачам: «.давать знания и воспитать нравственного человека» [5]. «К сожалению, реальность современной рыночной жизни и общества массового потребления такова, что культ материального успеха провоцирует рост и развитие в общественном сознании настроений эгоизма, аморализма и вседозволенности» [6, с.27], «.границы морали стираются, а правила поведения становятся зыбкими, непостоянными и являются предметом манипуляции» [7, с.9]. Все это негативным образом сказывается на социализации современной молодежи, в т.ч. и правовой. Не случайно, образовательные организации, осуществляющие подготовку

340

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

юридические науки

в сфере профессионального образования как в России, так и за рубежом за последнюю четверть века разработали и приняли этические кодексы или иные документы этического содержания, которые будучи нормативно закрепленными, формируют новую область регулирования общественных отношений - нравственно-правовое регулирование. В результате возникла необходимость проведения специальных исследований, в том числе направленных на изучение особенностей нравственно-правового регулирования образовательных отношений.

Краткий анализ новейших научных исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты данной проблемы и на которых обосновываются авторы статьи; определение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы правового регулирования образовательных отношений неоднократно затрагивались в работах отечественных ученых, среди которых можно назвать О.С. Бутенко [8], С.Ю. Дубровина [9],

A.А. Кутепов [10], Н.В. Махова [11], В.А. Минин [12],

B.С. Потапенко [13], А.С. Рясина [14], О.В. Саввина [15], Н.М. Савенко [16], М.Ф. Тучков [17], А.В. Шаров [18], Е.Н. Шумелкина [19]. При этом, затрагивался и нравственный аспект регулирования указанных отношений. Однако преимущественно этот вопрос рассматривался в философском и педагогическом контексте. Юридический контекст данной проблемы оказался к настоящему времени практически не изучен.

Цель статьи - систематическое, комплексное исследование особенностей нравственно-правового регулирования образовательных отношений на уровне профессионального образования.

Изложение основного материала проведенного исследования с обоснованием полученных научных выводов и результатов. Человек на протяжении своей жизни неизменно включен в процесс социализации, в т.ч. правовой. «Наиболее значимым периодом в этом развитии является возраст с 15 до 25 лет (в это время человек активно ищет свое место в обществе» [20, с.154]. Именно данный период, как правило, приходиться на получение большинством профессиональных знаний и навыков, обуславливающих правовую и профессиональную идентификацию индивида. Этот процесс напрямую связан с выбором образовательной организации.

В настоящее время мы наблюдаем ярко выраженную тенденцию развития профессионального образования, являющуюся «общемировым явлением» [21, с.76] -массовизацию, ведущую в конечном итоге к тому, что сложившаяся на данный момент система подготовки профессиональных кадров является одним из основных препятствий на пути к новому технологическому укладу [22, с.5], поскольку «...качество профессионального образования ухудшается» [23, с.69].

В отечественной правовой литературе подчеркивается, что повышение роли образовательных организаций в сфере профессионального образования «.должно реализовываться в четырех ключевых направлениях: расширение доступа к высшему образованию; привлечение талантов; повышение качества информации о положении дел на рынке труда; локализация учебного процесса» [21, с.76]. На наш взгляд, к ним следует добавить «повышение уровня нравственно-правового воспитания студентов». Представляется, что человек должен вступать в данную сферу как можно раньше [24, с.3], с глубоким осознанием того, что правовые, этические, нравственные и иные социальные ценности - это «.. .реальность, и с ними необходимо считаться» [25, с.4].

Одним из важнейших элементов вхождения человека в сферу нравственно-правового регулирования «. является осознание того, что в противопоставлении, «я хочу» - «ты должен», существует принцип относительного дуализма» [26, с.121]. Необходимо также понимать, что если человек получает от общества определенную долю свободы и при этом сам ничего не отдает взамен полученного, то «.его деяния, направленные на увели-

чение персональной свободы, являются отрицательными» [27, с.148]. Именно поэтому, «...нам, как никогда прежде, необходимо прийти к единому пониманию морали» [7, с.8], определить модели поведения, исходя из представлений «.о бесспорном и очевидном высшем благе» [7, с.8], которое «.открывается человеку, только, если он выполняет соответствующие правила, применяет их в жизни и видит положительные результаты, которые и мотивируют его на то, чтобы этим правилам следовать» [7, с.8].

При этом сами по себе нравственно-этические нормы есть ни что иное, как «.взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категории справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.» [25, с.6], многообразие и изменчивость которых зачастую приводят к ситуациям, когда «.человек должен сделать правильный выбор, но не может, так как у него нет ясного представления о том, что на самом деле правильно» [7, с.9]. Для каждого современного развитого общества и государства характерна определенная система исторически сложившихся социальных ценностей [28, с.91]. Она представляет собой живую материю, которую следует изучать с учетом ее постоянной модернизации.

В последние годы, как в России, так и за рубежом, значительное внимание уделяется нормам профессиональной этики, разрабатываются и принимаются различные документы, содержащие нравственно-этические правила. «Эти документы носят различные названия в зависимости от исторических, политических и социально-экономических факторов» [29, с.178] и представляют собой нравственно-правовой императив, который непосредственно включает в себя сложившуюся к настоящему времени систему правовых, этических норм, институтов и принципов, устанавливающих высокие требования к профессиональному поведению работника, его личной культуре, к общественно необходимым действиям в непростых ситуациях правового и морально-этического характера [30,31]. Потребность в них возникает ещё и потому, что «.сегодняшнему работодателю необходимы выпускники, которые были бы готовы активно и успешно включиться в профессиональную деятельность с первого дня работы» [23, с.71]. Именно поэтому, элементы профессиональной этики должны не только преподаваться в качестве профильных дисциплин, но и пронизывать сами образовательные отношения в сфере профессионального образования, ведь человек, социализируясь в определенной правовой культуре, имманентно включается в правовую реальность. «При этом, основное внимание уделяется практикам, которыми человек конструирует и воспроизводит правовую систему» [32]. Таким образом, с позиций социокультурной антропологии права, нормы профессиональной этики можно рассматривать как локальную правовую систему.

При определении нравственно-правовых и этических критериев участникам образовательных отношений, учитывая вхождение России в Болонское соглашение, следует ориентироваться на требования Бухарестской декларации [33], которая непосредственно указывает на то, что в глобальном масштабе необходимо стремиться к сотрудничеству, развивать интеллектуальную и нравственную солидарность, основанных на ценностях общемировой культуры. При этом образовательным организациям, осуществляющим подготовку в сфере профессионального образования (а именно - университеты) необходимо всесторонне способствовать насаждению и утверждению высочайших моральных норм, в то же время, «.этические нормы должны пропагандироваться не только на словах. Нужно добиваться уважения к ним и реализовывать их на практике во всех аспектах работы - не только преподавания и исследования, но и

внутреннего управления и отношений со сторонними участниками» [33].

В рамках подготовки Кодекса этики студентов в Лаборатории нормативно-правового обеспечения Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП) нами были проанализированы Бухарестская декларация и Нормы научной этики [34], а также этические кодексы различных образовательных организаций профессионального образования Российской Федерации, а также Морально-этический кодекс студента юридического факультета Белорусского государственного университета [35] и Этический кодекс обучения Казахстанского национального университета имени К.И. Сатпаева [36]. Наличие подобных документов, по нашему мнению, само по себе говорит о возможности и актуальности нравственно-правового регулирования образовательных отношений. При этом, анализ их положений показал, что представление о содержании как самих понятий «этика», «нравственность», «честь», «достоинство» и ряда других, так и самого кодекса не только весьма разнообразно, но зачастую и противоречиво. Это связано как с отсутствием легального определения этих понятий, так и с неоднозначностью их доктринальной интерпретации.

Поскольку участниками образовательных отношений в сфере профессионального образования, как правило, выступают два субъекта - студент и педагогический работник, представляется, что необходимо единообразное регулирование этих отношений не только на уровне правового регулирования, но и на нравственно-этическом уровне. Так, Министерством образования и науки Российской Федерации в 2014 году совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации был разработан Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников. Образовательным организациям рекомендовано на основе модельного кодекса разработать собственный Кодекс профессиональной этики педагогических работников [37]. Представляется, что по аналогии целесообразно рекомендовать студенческому сообществу Модельный кодекс этики студентов.

Опираясь на положения ФЗ № 273 и анализ этических кодексов студентов различных образовательных организаций, мы разработали Модельный кодекс этики студентов - унифицированный образец основных правил поведения, которыми рекомендуется руководствоваться студентам образовательных организаций профессионального образования, независимо от направления и уровня подготовки. По замыслу разработчиков, он должен служить базой для формирования у студентов нравственно-правовой модели поведения в образовательных отношениях. Модельный кодекс этики студентов может быть использован студенческим сообществом любой образовательной организации, осуществляющей подготовку в сфере профессионального образования для определения положений собственного Кодекса этики студентов.

Модельный кодекс этики студентов в предложенном нами варианте состоит из трех разделов. Первый раздел называется «Общие положения». В нем говорится: «Кодекс этики студента образовательной организации, осуществляющей подготовку в сфере профессионального образования (далее - Кодекс), разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, ФЗ № 273 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принятыми в обществе нормами нравственности, этики и профессиональной этики.

Кодекс представляет собой свод основных правил поведения, которыми рекомендуется руководствоваться студентам образовательной организации, осуществляющей подготовку в сфере профессионального образования (далее - студенты), независимо от направления подготовки и уровня получаемого образования. 342

Кодекс служит основой для формирования у студентов модели поведения в образовательных отношениях, их уважительного отношения к чести и достоинству других участников образовательных отношений.

Студенты должны соблюдать положения настоящего Кодекса во время обучения в образовательной организации, осуществляющей подготовку в сфере профессионального образования (далее - образовательная организация).

Целями настоящего Кодекса являются:

- установление норм этики студентов, которым они должны следовать во время обучения в образовательной организации;

- способствование нравственному, духовному развитию и самосовершенствованию студентов».

Второй раздел озаглавлен «Этические правила». Здесь содержатся следующие требования к студентам: «Вступая в образовательные отношения студентам следует исходить из конституционно закрепленного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Студенты, осознавая ответственность перед участниками образовательных отношений, обществом и государством, призваны:

- добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

- выполнять требования устава и иных локальных нормативных актов образовательной организации по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

- заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации, не создавать препятствий для получения образования другими студентами;

- бережно относиться к имуществу образовательной организации;

- не допускать коррупционно опасного и экстремистского поведения, а также принимать меры по недопущению подобного поведения иными участниками образовательных отношений;

- проявлять уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

- проявлять внимательность, корректность и выдержку в общении с участниками образовательных отношений, быть доступными для общения, открытыми и доброжелательными;

- избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб авторитету образовательной организации.

Во время обучения в образовательной организации студенты не должны допускать:

- любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства (подданства), социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

- грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

- угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

Внешний вид студентов во время нахождения в образовательной организации должен соответствовать обще-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

юридические науки

принятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность».

Третий раздел носит название: «Ответственность за нарушение положений Кодекса». В нем раскрыты следующие положения: «Нарушение студентами положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательной организации и (или) комиссиях по урегулированию споров, между участниками образовательных отношений.

В случае нарушения студентами положений, предусмотренных настоящим Кодексом, к ним могут быть применены следующие меры взыскания:

- общественное порицание;

- замечание;

- выговор;

- отчисление из образовательной организации.

При выборе меры дисциплинарного взыскания образовательная организация должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение студента, его психофизическое и эмоциональное состояние.

Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к студентам во время их болезни, каникул, академического отпуска.

Порядок применения к студентам и снятия с них мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

В целях широкого распространения Модельного кодекса этики студентов, его текст рекомендуется разместить на официальных сайтах федеральных и региональных органов государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, на официальных сайтах образовательных организаций, в телекоммуникационных сетях и т.д. С учетом положений Устава образовательной организации, ее локальных актов, существующей корпоративной этики в Модельный кодекс этики студентов могут быть внесены необходимые изменения и дополнения.

Для формирования положительного отношения студентов и иных участников образовательных отношений к принятию Кодекса этики студентов следует организовать обсуждение его положений на тематических круглых столах, семинарах, конференциях, а так же в рамках иных мероприятий. Результатом обсуждения должно стать понимание каждым студентом необходимости принятия Кодекса этики студентов, как нормативного документа, призванного закрепить те положительные моменты во взаимодействии между различными участниками образовательных отношений, которые были утрачены в последнее время, помочь студентам обрести уважение, уверенность и достоинство.

Выводы исследования и возможные направления дальнейших научных изысканий. Таким образом, современный мир находится в фазе очередного системного общецивилизационного кризиса, одним из путей выхода из которого является необходимость возвращения профессиональной школе «.исконно-исходной функции - формирования личности» [38. с.114], отличающейся высоким уровнем «.духовности, гуманизма, гражданственности» [38, с.114], способной противостоять современным идеологическим, информационным, геополитическим и прочим вызовам. «Развитие России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но и с формированием гражданского согласия по духовно-нравственным ценностям. К сожалению, у студенческой молодежи духовно-нравственные ценности отходят на второй план. Все больше влияние на молодое поколение приобретают потребительская психология и культ материального успеха. Сегодня

стало совершенно очевидным, что состояние духовно-нравственной культуры студенческой молодежи угрожает национальной безопасности страны» [39, с.125].

Следует перейти к единообразному пониманию нравственно-этических норм, в том числе на уровне участников общественных отношений в сфере профессионального образования. Модельный кодекс этики студентов позволит систематизировать и ускорить процесс создания кодексов этики студентов в образовательных организациях, осуществляющих подготовку на уровне профессионального образования. Ожидаемым положительным эффектом от реализации данного проекта будет повышение нравственно-правового, этического уровня студентов, что в свою очередь будет способствовать становлению всесторонне развитой цельной личности каждого из них, определению их гражданской идентичности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Скоробогатов А.В., Краснов А.В. Правовая реальность России: константы и переменные // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 161-170.

2. Носаненко Г.Ю. Предпосылки становления полицейского государства в России // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 231-236.

3. Васина В.В., Халитов Р.Г. Персональная или социальная идентичность в реформировании образования: коррупция или инновация // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4(32). С. 26-33.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/53379. (дата обращения: 07.09.2017).

6. Вопленко Н.Н. Совесть как нравственно-правовой аспект правоприменения // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 1. С. 21-31.

7. Соммер Д.С. Мораль XXI века / Пер. с исп. М.: Кодекс, 2013. 480 с.

8. Бутенко О.С. Правовое регулирование образовательной деятельности России в связи с участием в Болонском процессе: теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 218 с.

9. Дубровина С.Ю. Административно-правовое регулирование образовательной деятельности в России: дис. ... канд. юрид. наук. Энгельс, 2006. 200 с.

10. Кутепов А.А. Формирование профессиональной этики студентов туристского вуза: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 182 с.

11. Махова Н.В. Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 188 с.

12. Минин В.А. Формирование этической компетентности студентов в процессе обучения в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2011. 198 с.

13. Потапенко В.С. Правовое регулирование социальной услуги в сфере образования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 220 с.

14. Рясина А.С. Оценочные категории: общетеоретический и нравственно-правовой аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. 200 с.

15. Саввина О.В. Академическая этика: общие принципы и прикладные аспекты: автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2011. 23 с.

16. Савенко Н.М. Нравственно-правовое воспитание старшеклассников в деятельности классного руководителя: дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. 191 с.

17. Тучков М.Ф. Административно-правовое регулирование общего образования России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 226 с.

18. Шаров А.В. Формирование профессиональной этики специалиста в условиях вуза: дис. ... канд. пед.

наук. Новокузнецк, 2010. 217 с.

19. Шумелкина Е.Н. Формирование нравственно-правовой культуры несовершеннолетних в инновационном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2005. 170 с.

20. Скоробогатова А.И. Мониторинг правовой социализации студентов юридических и неюридических специальностей // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2 (18). С. 154-157.

21. Шагимуллин А.Р. Развитие системы высшего образования как условие социально-экономического процветания региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1 (21). С. 75-78.

22. Муратов Р.Ф. Вектор развития системы образования в условиях модернизации экономики и социальной сферы// Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1 (21). С. 5-7.

23. Ибрагимов Г.И. Управление качеством образования на муниципальном уровне // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. № 4 (8). С. 68-72.

24. Бибихин В.В. Введение в философию права. М.: ИФ РАН, 2005. 345 с.

25. Бурганов Р.А. Влияние этики на экономику: теория и практические аспекты // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. № 4 (8). С. 4-11.

26. Скоробогатов А.В., Рыбушкин Н.Н. Уголовно-правовые запреты в советском юридическом дискурсе // Актуальные проблемы экономики и права. № 2. (30). С. 120-128.

27. Ольков С.Г. Закон «добра и зла», нелинейная функция справедливости, политические режимы и деформации политических систем // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 147-154.

28. Агеев В.Н. К вопросу об основаниях, целях и пределах конституционного ограничения основных прав и свобод человека и гражданина // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. № 3 (7). С. 90-94.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Кислухин В.А. Профессиональный кодекс полиции Нидерландов vs кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД России // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 1 (13). С. 178-185.

30. Колантаевская И.Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран: монография. М.: Академия управления МВД России, 2002. 178 с.

31. Кукушин В.М. Полицейская деонтология. М.: Управление МВД России, 1994. 140 с.

32. Честнов И.Л., Исаев Н.А. Социокультурная антропология права: монография. СПб.: Алеф-Пресс, 2015. 840 с.

33. Бухарестская декларация. URL: http://www.sde.ru/ files/t/pdf/2.pdf (дата обращения: 07.09.2017).

34. Нормы научной этики, принятые Сенатом общества Макса Планка 24 ноября 2000 года. URL: http:// conflictmanagement.ru/normyi-nauchnoy-etiki (дата обращения: 07.09.2017).

35. Морально-этический кодекс студента юридического факультета Белорусского государственного университета. URL: http://www.law.bsu.by/content/71412. (дата обращения: 07.09.2017).

36. Этический кодекс обучения Казахстанского национального университета имени К.И. Сатпаева. URL: http://www.kazntu.kZ/ru/node/7881 (дата обращения: 07.09.2017).

37. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 февраля 2014 года «О направлении материалов». URL: минобрнауки.рф/доку-менты/4517/файл/3439 (дата обращения: 07.09.2017).

38. Тагиров Э.Р. Миссия университета в контексте глобальных вызовов третьего тысячелетия // Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное и мировое развитие. Казань: Идел-Пресс, 2011. 208 с.

39. Мухаметзянова Г.В. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной те-

ории и практике // Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное и мировое развитие. Казань: Идел-Пресс, 2011. 208 с.

Статья поступила в редакцию 18.06.2017. Статья принята к публикации 23.09.2017.

344

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.