Научная статья на тему 'Нравственно-философское решение темы любви в лирике Исхака Машбаша'

Нравственно-философское решение темы любви в лирике Исхака Машбаша Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
254
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА / НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ / РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / СТРОФА / ЛИРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коблева Зурет Асланчериевна

В статье проанализирована любовная лирика одного из современных адыгейских поэтов Исхака Шумафовича Машбаша. Отображено своеобразие решения темы любви в его поэзии, определены особенности поэтики, обозначена образная система, способствующая отображению чувств и мыслей автора в поэтическом тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственно-философское решение темы любви в лирике Исхака Машбаша»

УДК 82.09(470.621) ББК 83.3 Адыг К-55

Коблева Зурет Асланчериевна, доцент кафедры сервиса, туризма и связей с общественностью факультета новых социальных технологий Майкопского государственного технологического университета, кандидат филологических наук, тел.: 89064385838.

НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ РЕШЕНИЕ ТЕМЫ ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ ИСХАКА МАШБАША

(рецензирована)

В статье проанализирована любовная лирика одного из современных адыгейских поэтов -Исхака Шумафовича Машбаша. Отображено своеобразие решения темы любви в его поэзии, определены особенности поэтики, обозначена образная система, способствующая отображению чувств и мыслей автора в поэтическом тексте.

Ключевые слова: любовная лирика, нравственно-философское содержание, романтическая лексика, художественная реализация, строфа, лирический портрет.

Kobleva Zuret Aslancherievna, Cand of Philology, senior lecturer of the chair of truism and public relations, faculty of new social technologies of Maykop State Technological University, tel.: 89064385838

MORAL-PHILOSOPHICAL SOLUTION OF LOVE THEME IN ISKHAK MASHBASH’S LYRICS

The author of the article analyses love lyrics of one of the contemporary Adygh poets - Iskhak Shumafovich Mashbash. The article reflects specificity of solution of the love theme. Peculiarities ofpoetics are determined; image system contributing to reflection of the author’s feelings and thoughts is defined.

Keywords: love lyrics, moral-philosophical impact, romantic lyrics, artificial realization, stanza, lyrical portrait.

Любовной лирики в узком смысле, то есть на интимную тему в прямом ее изображении, у И. Машбаша не так много, что объясняется национальной традицией сдержанности в выражении интимных чувств - и в стиле поведения человека, и в искусстве. Однако без любовной лирики вообще нельзя представить в необходимой полноте нравственно-философское содержание поэзии И. Машбаша.

«Журавли» (пер. Д. Голубкова) можно назвать ранним шедевром молодого поэта. Троекратное повторение «Журавли, журавли, журавли...» в первой части стихотворения создает мелодию грусти и прощания. Продолжаясь двумя длинными строками, словно замолкающее вдали эхо, каждое повторение усиливает взятую мелодию. Однако грусть лирического героя уступает место надежде, и вот уже в его монологе звучат волевые интонации:

Ну, спешите,

Любви корабли.

Принесите ответ поскорее.

Возвращайтесь быстрей, журавли.

После «Журавлей» И. Бунина, А. Вертинского, Н. Заболоцкого и Р. Гамзатова трудно сказать что-то новое. Однако И. Машбаш сказал, обогатив известный символ оттенками нового содержания. Журавли - «любви корабли». Вот и все, что сказано в этом стихотворении о любви. Однако сказано немало.

«Кровь парням обжигает скулы» - шуточное стихотворение, состоящее из четырех коротких четверостиший. Его сюжет - ходит девушка по аулу, а по ней «сохнут, думая, сто парней», «сто сердец на пути к сгоранию». Намек на счастливую любовь героя - в последних строках:

В сердце я заглянул ее -Отражение там - мое.

(пер. В. Максимова)

Совсем иное по строю «Мечтал для тебя я быть полем просторным» (пер. А. Кафанова), написанное в стиле романса. Здесь выдержаны его требования к сюжету: уход любимой и страдания

героя, обостренные воспоминаниями о былом счастье, требования к стилю: романтическая лексика (мечтал, вихрь, яркий цветок, ветры, облетающие с деревьев листья...), образы сопутствующей или враждебной герою природы («вихрь налетел», «ветры, гудя, облаков гонят стаю, под желтой травой твой след погребя», «холодные ветры в полях завывают», «деревья молча стоят на ветру...»). Таким образом, тема любви художественно реализуется как страдания от неразделенной любви. Самого заветного слова здесь тоже не произнесено. Зато в стихотворении «Скажи, кому это дорог покой?» это слово произносится трижды в разных формах. Герой называет себя влюбленным, выражая ей -любимой - свои чувства в радостных восклицаниях. Это стихотворение о счастье состоявшейся, счастливой любви. В нем автор легко соскользнул бы на банальность, если б не помог ему излюбленный способ - привлекать природу в качестве союзника. И в этом стихотворении образы природы: «ветер сквозной», «одичавший гром», солнце с «теплым лучом», «плети дождя» -участвуют в создании радостной тональности, объяснимой в следующих строчках - о радости взаимной любви.

Стихотворение «Для меня невозможного нет!» (пер. В. Виноградова) по напору чувств, решительности интонаций близко к тональности многих других стихов, в том числе русских поэтов-современников И. Машбаша, к примеру, Р. Рождественского, Е. Евтушенко. В этом стихотворении как бы сконцентрированы излюбленные природные образы, географические реалии, знакомые читателю по другим стихотворениям. Как и в большинстве их, любовная тема выдержана в духе национальных традиций деликатности и сдержанности в выражении интимных чувств.

В лирике Машбаша создается романтический портрет героини, отвечающий идеалу лирического «я» поэта. Так, в стихотворении «Тебе», полном мягкого укора, адресованного некогда любимой женщине, ее лицо становится символом идеальных нравственных качеств женщины:

Вся светлая, как летняя поляна,

Вся чистая, как снежная вода...

(пер. В. Твороговой)

В другом стихотворении («И доброта, и ласка, и тепло») лирический женский портрет дополняется идеальными качествами души:

О, женская душевная забота,

И доброта, и ласка, и тепло!

(пер. В. Твороговой)

Многие стихотворения («Ты на руки ребенка подняла», «Белая песня» и др.) варьируют образ света и чистоты как символ женского идеала. Его обобщенный образ поэт создает в стихотворении «Женщине», где по крупицам соединяет детали, опоэтизированные в прежних стихах. Одический сюжет движется по четкой структуре: воспевание женщины - возлюбленной, преклонение перед матерью, дань благодарности сестре - сведение в один образ всех обозначенных женских ипостасей и достоинств. Но суть стихотворения не в этом, а в индивидуальном поэтическом видении И. Машбаша, в его образной системе, в изяществе характеристик.

От стихотворения к стихотворению поэт создает психологический портрет, создает характер идеальной женщины. Идеальный женский характер включен И. Машбашем в его общую нравственно-философскую концепцию здоровой человеческой личности. Умение оставаться самим собой в самых кризисных жизненных обстоятельствах, не покривить душой, не измельчать в сложных поворотах судьбы - эти важные для поэта качества высоконравственной личности являются главными и в женском характере, созданном И. Машбашем.

В любовных стихах И. Машбаша не нагнетаются страсти, нет кровавых сцен ревности, нет трагедии в развитии любовных отношений, не взрываются до предела раскаленные чувства. Порой автор минует в своем изображении их диалектику. Нам представляется эта особенность формой выражения все той же деликатности и целомудрия, что является своего рода эмблемой горской любви в лирике кавказских поэтов.

Извечная трактовка любви как поединка сторон находит у И. Машбаша лирическую форму, где преобладает грусть и благородство чувств. Прием контраста в выборе художественных средств зачастую их усиливает («Мне казалось...», «Тишина», «Лишь тебе одной не скажу...»).

Есть еще одна особенность любовной лирики И. Машбаша - философичность. Стихотворения И. Машбаша - это скорее размышления о жизни, о судьбе, о сложности всех ситуаций в отношениях любящих, это попытки разгадать загадку любви, осмыслить свое состояние.

Конечно, поэт и в любовных стихах все-таки говорит больше о своей жизни, о своих чувствах. Но каждый оттенок их - это блик света, брошенный на героиню, это шаг к постижению ее характера, ее - человека, живущего с нами в этом мире.

Мыслью о бесконечном движении и обновлении жизни пронизано стихотворение «Все когда-то повторится», где подчеркивается идея единственности любимой и неповторимой любви. Идея стойкости человека перед бурями жизни («Я по капле соберу волну») колеблется перед ощущением безнадежности:

Но как же так, чтоб не было тебя?

Как жить на свете, слышишь, без тебя?

И вновь обретает уверенность:

Ты - мое море, я - твоя река.

И я к тебе приду издалека.

И я по капле соберу волну.

Горе упавшей молодость верну...

(пер. В. Твороговой)

Подлинной философией верности высокой любви являются шедевры зрелой лирики И. Машбаша - «Там, в Гузерипле», «Белая песня», «Тишина»...

И здесь И. Машбаш поднимает любовь на большую высоту как созидающее, возвышающее человека чувство, придающее ему новые жизненные силы и пробуждающее лучшие качества, устанавливающие гармонические отношения с окружающим миром.

Проанализированные нами стихи о любви являются убедительным аргументом в пользу своеобразия нравственно-философской концепции личности, создавшейся постепенно в поэзии И. Машбаша, а его любовная лирика неразрывно связана с проблемой достижения гармонии во взаимоотношениях людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.