Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКАМ СУДА И ПРОКУРАТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ'

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКАМ СУДА И ПРОКУРАТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
судья / прокурор / государственная служба / личность / требования / этика / нравственность.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рымкевич Я.А.

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса нравственно-этических требований прописанных в нормативных документах времен Петра Великого, которые стали основными нравственными установками и ориентирами для кандидатов на замещение должности судьи и прокурора в Российской империи. Основная цель статьи рассмотреть и систематизировать формы поведения государственными служащими разных уровней и ведомств в указанную эпоху на основе законодательства. Автор пришел к выводу, что многие этические традиции были заложены в петровское время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКАМ СУДА И ПРОКУРАТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-388-392 РЫМКЕВИЧЯна Александровна,

NIION: 2018-0076-5/22-719 кандидат политических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-5-918 доцент кафедры общетеоретических дисциплин

Северо-западного филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»,

e-mail: iana_r@mail.ru

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКАМ СУДА И ПРОКУРАТУРЫ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса нравственно-этических требований прописанных в нормативных документах времен Петра Великого, которые стали основными нравственными установками и ориентирами для кандидатов на замещение должности судьи и прокурора в Российской империи. Основная цель статьи рассмотреть и систематизировать формы поведения государственными служащими разных уровней и ведомств в указанную эпоху на основе законодательства. Автор пришел к выводу, что многие этические традиции были заложены в петровское время.

Ключевые слова: судья, прокурор, государственная служба, личность, требования, этика, нравственность.

RYMKEVICH Yana Alexandrovna,

North Western branch of the Federal State Budget-Funded Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice"

MORAL AND ETHICAL REQUIREMENTS FOR THE EMPLOYEES OF THE COURT AND PROSECUTION OFFICE OF PETROVSK TIME

Annotation. This article is devoted to the consideration of the issue of moral and ethical requirements prescribed in the regulatory documents of the time of Peter the Great, which became the main moral guidelines and guidelines for candidates for the position of judge and prosecutor in the Russian Empire. The main purpose of the article is to consider and systematize the forms of behavior of civil servants of different levels and departments in this era on the basis of legislation. The author came to the conclusion that many ethical traditions were laid down in the time of Peter the Great.

Key words: judge, prosecutor, public management, personality, requirements, ethics, morality.

Введение. Судебная реформа Петра Великого и учреждение прокуратуры в Российской империи привело не только к изменению самой системы, но и подняло вопрос о необходимости пересмотра требования к государственной службе в целом.

Причиной модернизации государственной системы послужило принятие западно - европейской модели государственного устройства, борьба с «лихоимством», привлечение к управлению государством людей с «чистой совестью» и военные нужды страны.

Изложение основного материала статьи.

Сама судебная система в Петровское время представляла собой сложную разветвленную сеть, где служилый люд действовал параллельно и сообща на благо государства.

Реформирование суда происходило в 1697, 1719 и 1722 годах. Появляются новые судебные органы, такие как: Сенат, юстиц-коллегия, гофге-рихты и нижные суд. Процесс судопроизводства тяжело перестраивался и мог вестись как по новой схеме в больших городах, так и по - старой в российской глубинке.

Первая попытка Петра I обобщить требования, предъявляемые к чиновникам (судьям), была предпринята в 1723 г., при составлении проекта нового уложения. В нем, в частности, говорилось, что на судейские должности должны претендовать лица богобоязненные, благоразумные и искусные. Искусность понималась как твердое знание Уложения, исключающее мнимые (неверные) мнения и неправильное его толкование [1, с.257, с.475].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Система взаимоотношений внутри государственных ведомств носила двоякий характер, например фискальная служба с одной стороны имела жесткую вертикаль и подчинялась непосредственно Правительствующему Сенату, а с другой - согласно именному указу от 16 января 1712 г. имела полную независимость от местных административно - судебных органов.

Рассматривая вопрос о внутреннем устройстве реформированных органов правосудия, следует отметить, что по общей структуре Юстиц-коллегия, как и все прочие коллегии, подразделялась на три уровня: руководящий состав («присутствие»), канцелярский и технический персонал («канцелярские и нижние служители»). В руководящий состав входили президент, вице - президент, советники и асессоры. Младший канцелярский персонал состоял из вчерашних подьячих, которые на новый манер именовались копиистами, подканцеляристами и канцеляристами. Старший канцелярский персонал состоял из нотариуса (протоколиста), актуариуса, дьяков и постепенно заменявших последних секретарей. Общее руководство коллежской канцелярией принадлежало оберсекретарю. Надворные суды имели ту же структуру, что и коллегии: судейский состав («присутствие»), канцелярский и технический персонал [1, с.212-213].

Соглашусь с мнением Ильиной Т.Н., о том что законодательно не было установлено специальных требований для занятия судейских должностей [2], в прочем, как и другим чинам, а отбор осуществлялся в рамках общих требований для государственных служащих.

В нашем понимании нравственно - этические требования мы можем обнаружить в нормативных источниках, где служащему приписывалась определённая форма поведения, а сами требования можно разделить условно на несколько групп.

Первая группа указывает на необходимость соблюдения законодательства. Так на столе каждого присутствия (комиссии, коллегии, Сената и т.д.) стояло знаменитое «Зерцало», представляю-щеесобой трехгранную призму с орлом наверху и с тремя указами Петра I на гранях.

Первый указ «О хранении прав гражданских» от 17 апреля 1722 г., предписывал свято блюсти законы, верша все дела в точном соответствии с уставами и регламентами.

Второй «О соблюдении благочиния во всех судейских местах» от 21 января 1724 г., определяло поведение должностных лиц и посетителей в присутственном месте и повелевало им всем «чинно поступать».

Последний указ «О важности государственных уставов», изданный 22 января 1724 г., грозил

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

чиновникам наказанием за незнание законов, так как от них «зависит правое и незазорное управление всех дел».

Эти документы не только исполняли роль назидания, но и указывали на возможные варианты поведения при несении службы. Так при обнаружении правовых коллизий следовало собрать коллегиальный орган управления и совместно принять решение, каким образом следует поступать при письменной фиксации своего и последующих действий при аналогичных случаях.

Вторая группа направлена на представление этических требований предъявляемых к вступлению в должность, так в июне 1719 г. специальным указом Императора Петра I «О присяге на верность службы» предписывалось привести к присяге чиновников Сената и коллегий, губернаторов, воевод и других. В 1720 г. утвержден Генеральный регламент (устав) государственной службы. Право на очередной чин служащие приобретали по выслуге лет при успешной службе и «доброй нравственности», о чем говорил общий порядок чинопроизводства. Каждый чиновник брал на себя обязательства перед Богом по указу императора «чинить мне ни для какой страсти, свойства, дружбы или вражды, но по самой истине, как я перед Богом и страшным Его судом в том ответ дать могу» [3].

По своей сути осуществилось приравнивание военной и гражданской службы мы можем наблюдать и в «Табель о рангах от 24 января 1722 г.», где «каждое сословие обязано служить государству по-своему, но при этом оно имеет свои права»[4].

Какого либо унифицированного официального или единого текста (содержания) присяги на верность службы вплоть до 1743 г. не обнаруживается.

К третьей группе приводиться уже нравственные требования к кандидатам на должность:

- в Именном указом от 5 марта 1711 г. «О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем Сенате и о должности Обер-Фи-скала» говорится, что «выбрать оберъ-фискала, человека умного и доброго (из какого чина ни есть)»[5].

- в Именном указе «О выборе в Обер-Прокуроры в Синод из Офицеров» от 11 мая 1722 г., в котором предписывалось следующее: «В Синод выбрать из Офицеров доброго человека, что бы имел смелость и мог управление Синодального дела знать, и быть ему Обер-Прокурором и дать ему инструкцию, применясь к инструкции Генерал-Прокурора»

- в Именном указе «Указ о фискалах и о их должности и действии» от 17 марта 1714 г сооб-

щается что «а на их место выбирать иных людей добрых и правдивых и, закрепя те выборы своими руками, объявить, где довлеет. Токмо из дворян молодых не принимать, и которые ныне такие есть, тем не быть, а быть немолодым. А имянно, от сорока лет и выше, кроме тех, которые суть из купечества»[6].

Из представленных фрагментов следует сделать выводы, что нравственная норма («доброго человека») возведена в ранг правовой нормы.

На Руси прилагательному «добрый» применяли несколько значений, самые распространённые и действующие до сих пор, мы можем встретить в словаре Ожегова С.И. «1. Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза. Он добр ко мне. 2. Несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение. 3. Хороший, нравственный. Добрые дела»[7], а так имелось еще одно устаревших значения указывающее на человека, обладающего «добром», то есть «имуществом», следовательно, человека знатного и почетного. Причем и «знатность» и «имущество» не указывало напрямую на то или иное сословие.

Довольно часто понятие «добро» рассматривается в дихотомии как противовес «злу», в социальных отношениях разделения добра и зла может идти через дихотомии «свой» и «чужой».

Таким образом, в петровское время «добрый человек»:

- должен быть «свободным»;

- обладать «имуществом»;

- быть «своим», то есть верный своему государю и отчеству;

- быть отзывчивым и стремление к благу.

В мировоззрении Петра Великого государство - богоданное является человеческим творение, направленное на достижение «общего блага» для Отечества, посредством служения.

Для служения Отчизне не важно, какого сословия - слуга, и допускаемая всесословность позволила поднятие престижа профессии государственного чиновника и дала возможность для социального лифта более способным людям.

«Смелость» была необходима для государственных служащих для осуществления надзор за исполнением законодательства и ведение дал. Так в 1721 году за взятки под самыми окнами юстиц-коллегии на Васильевском острове повесили сибирского губернатора князя Гагарина.

К четвертой группе можно отнести требования к поведению при несении службы

Согласно Генеральному регламенту «именем (от представленных надо мною начальников), определяемым инструкциям, и регламентам, и указам, надлежащим образом, по совести своей

исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы, ни вражды, противно должности своей и присяги не поступать»[8].

Из чего следует, что при ведении службы необходимо соблюдать нормативные требования и не допускать злоупотребление властью.

Далее в этом же документе указывается на такие важные качества личности сотрудником как согласие и взаимопонимание между коллегами, трудолюбие и прилежание «А всем между собою быть в соединении и чинить друг другу общим верным трудолюбием и прилежною работою в его величества службе всякое вспоможение»[8].

Впервые упоминается о недопустимости использования нецензурных выражений при ведении службы «При сем объявляется всем и каждому особливо, какого б чина и достоинства кто ни был, чтоб никто ругательными словами коллегии каса-тися не дерзал»[8].

Следует так же упомянуть и о служебном этикете, который начинает прописывать в нормативных документах так, например: «Когда президенты в коллегии прибудут, то надлежит членам, встав с мест, честь им отдать: також и при выходе их»[8].

Для обеспечения нормального функционирования нового государственного аппарат в период с 1713 по 1714 были ведены нормативные документы, направлены на ужесточение наказаний за злоупотребление должностными полномочиями в форме неуказных сборов.

Практически каждая статья в Генеральном регламенте сопровождается описанием наказания за проступки от денежного штрафа до галер или смертной казни.

Отстранение от занимаемой должности, возможно, было только при трех случаях:

- по болезни с обязательным заключением от врача, о невозможности исполнять поручения;

- перевод на другую должность

- возбуждение уголовного дела и вынесение обвинительного приговора.

Именно уголовные дела послужили причиной отстранения от службы обер-фискалов Нестерова А.Я. и его предшественника Желябужского М.В.

Самоотвода в современном понимании при ведении судебных дел не было однако, в «Кратком изображение процессов или судебных тяжеб» 1715 года перечисляются причины, которые могут подвести судей под подозрение «(1) Ежели он с челобитчиком или ответчиком обязан свойством или иною какою особливою дружбою. (2) Когда особливую вражду имел или имеет. (3)Ежели судья обязан будет слугою челобитчика. (4) Ежели он равное дело име судить, которое такого ж есть обстоятельства. (5) Или будет он в одной компа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

нии со ответчиком часто бывает, или со оным на ухо шептающагося видел протчия притчины, о которых разумный судья сам разсудити может, ибо всех притчин подробно в правах описать не мочно»[9, с.156].

Более того вводились и этические ограничения к привлечению к службе так, например, в том же Генеральном регламенте говорится «А кто когда ошельмован, или в публичном наказании был, оный к службе его величества допущен да не имеет быть»[8].

Пятая группа приписывала поведению вне несения службы.

Петр I для служения отечеству провел и огосударствление досуга. Появились всем известные ассамблеи, на которых не только веселились, но и решались государственные дела.

По сути своей на этих мероприятиях государственный служащий учился манерам поведения как с мужчинами, так и с женщинами, мог найти себе соратников для воплощения какой -либо идей и иметь представление об общественном мнении по тем или иным вопросам общественной жизни.

Выводы.

Таким образом, в петровское время проходит первая попытка унификации к требованиям поведения гражданских государственных служащих. Выделяются такие этико-нравственные аспекты как: верность государю и отечеству, профессионализм, аккуратность при заполнении письменной документации, соблюдение государственной тайны, почитание и требование к исполнению регламенты, указы и инструкции в не зависимости от чина, корысти или дружбы.

Многие нововведения Петра I сохранились, и по сей день. Так, например принятие присяги при вступлении на должность, наказание за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и за нарушение профессиональной этики, что бес сомнения является условием доверия в обществе и уважение к власти.

Список литературы:

[1] Серов Д.О. Судебная реформа Петра I: историко-правовое исследование. Монография. М., 2009. 488 с.

[2] Ильина Т. Н. Государственная политика в сфере формирования судейского корпуса в россии в XVIII - первой половине XIX века: этапы, тенденции, подходы // Новый ракурс. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-sfere-formirovaniya-sudeyskogo-korpusa-v-rossii-v-xviii-pervoy-polovine-xix-veka-etapy-tendentsii (дата обращения: 11.06.2022).

[3] Прокуратура Российской империи в документах, 1722—1917 : хрестоматия / В. В. Лавров,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

А. В. Ерёмин, Н. М. Иванова ; под. ред. Г. В. Штад-лера. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. // https://procuror.spb.ru/izdanija/2018_03_06.pdf(дата обращения: 28.05.2022).

[4] Василенко С.А. Идеи модернизации и традиционного общества в мировоззрении Петра I // Образование и наука в современных условиях : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 окт. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 11-13. // https://interactive-plus. т/е-аШс^/276/Айюп276-113748^(дата обращения 04.06.2022).

[5] Тетюхин И. Н. Происхождение института фискалов в России: детализация историографических положений // Право: история и современность. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/proishozhdenie-instituta-fiskalov-v-rossii-detalizatsiya-istoriograficheskih-polozheniy (дата обращения: 03.05.2022).

[6] «Указ о фискалах и о их должности и действии» от 17 марта 1714 г // https://constitution. garant.ru/history/act1600-1918/2007/ (дата обращения: 08.06.2022).

[7] Толковый словарь Ожегова //https:// slovarozhegova.ru/word.php?wordid=6762#:~:text= %D0%94%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%AB%D 0%99%2C%20%2D%D0%B0%D1%8F%2C%20 %2D%D0%BE%D0%B5,%D0%94%D0%BE%D0% B1%D1 %80%D0%B0%D1 %8F%20 %D0%B4%D1%83%D1 %88%D0%B0. (дата обращения 11.06.2022).

[8] Генеральный регламент от 28 февраля 1720 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general. htm (дата обращения 04.06.2022).

[9] Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России.—М.: «ПРОСПЕКТ», 1997. 472 с.

[10] Емышева Е. М. Генеральный Регламент 1720 года как опыт создания организационного документа // История и архивы. 2008. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/generalnyy-reglament-1720-goda-kak-opyt-sozdaniya-organizatsionnogo-dokumenta-1 (дата обращения: 11.06.2022).

Spisok literatury:

[1] Serov D.O. Sudebnaya reforma Petra I: istoriko-pravovoe issledovanie. Monografiya. M., 2009. 488 s.

[2] Il'ina T. N. Gosudarstvennaya politika v sfere formirovaniya sudejskogo korpusa v rossii v XVIII -pervoj polovine XIX veka: etapy, tendencii, podhody // Novyj rakurs. 2018. №4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/gosudarstvennaya-politi-

ka-v-sfere-formirovaniya-sudeyskogo-korpusa-v-rossii-v-xviii-pervoy-polovine-xix-veka-etapy-tendent-sii (data obrashcheniya: 11.06.2022).

[3] Prokuratura Rossijskoj imperii v dokumen-tah, 1722—1917 : hrestomatiya / V. V. Lavrov, A. V. Eryomin, N. M. Ivanova ; pod. red. G. V. SHtadlera. — Sankt-Peterburg : Sankt-Peterburgskij yuridich-eskij institut (filial) Universiteta prokuratury Rossijskoj Federacii, 2018. // https://procuror.spb.ru/ izdanija/2018_03_06.pdf (data obrashcheniya: 28.05.2022).

[4] Vasilenko S.A. Idei modernizacii i tradicion-nogo obshchestva v mirovozzrenii Petra I // Obra-zovanie i nauka v sovremennyh usloviyah : materialy IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (CHeboksary, 8 okt. 2016 g.) / redkol.: O.N. SHirokov [i dr.] - CHeboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2016. - S. 11-13. // https://interactive-plus.ru/e-articles/276/ Action276-113748.pdf (data obrashcheniya 04.06.2022).

[5] Tetyuhin I. N. Proiskhozhdenie instituta fisk-alov v Rossii: detalizaciya istoriograficheskih polozhenij // Pravo: istoriya i sovremennost'. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proishozh-denie-instituta-fiskalov-v-rossii-detalizatsiya-istorio-

graficheskih-polozheniy (data obrashcheniya: 03.05.2022).

[6] «Ukaz o fiskalah i o ih dolzhnosti i dejstvii» ot 17 marta 1714 g // https://constitution.garant.ru/ history/act1600-1918/2007/ (data obrashcheniya: 08.06.2022).

[7] Tolkovyj slovar' Ozhegova //https:// slovarozhegova.ru/word.php?wordid=6762#:~:tex-t=%D0%94%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%AB% D0%99%2C%20%2D%D0%B0%D1%8F%2C%20 %2D%D0%BE%D0%B5,%D0%94%D0%BE%D0% B1%D1 %80%D0%B0%D1 %8F%20 %D0%B4%D1%83%D1 %88%D0%B0. (data obrashcheniya 11.06.2022).

[8] General'nyj reglament ot 28 fevralya 1720 g. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/general.htm (data obrashcheniya 04.06.2022).

[9] Titov YU.P. Hrestomatiya po istorii gosu-darstva i prava Rossii.—M.: «PROSPEKT», 1997. 472 s.

[10] Emysheva E. M. General'nyj Reglament 1720 goda kak opyt sozdaniya organizacionnogo dokumenta // Istoriya i arhivy. 2008. №8. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/generalnyy-regla-ment-1720-goda-kak-opyt-sozdaniya-organizatsion-nogo-dokumenta-1 (data obrashcheniya: 11.06.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.