Научная статья на тему 'Нравственно-этические категории и гражданское законодательство РФ'

Нравственно-этические категории и гражданское законодательство РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1219
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
гражданское право / философия / мораль / этика / нравственность / общество / справедливость / добросовестность / гуманизм / разумность. / civil law / philosophy / morals / ethics / morality / society / justice / conscientiousness / humanity / ra- tionality.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журавлева Алена Владимировна

Проблемы взаимосвязи нравственных норм и правовых категорий в цивилистической науке продолжают оставаться ключевыми на всех стадиях развития человечества. Темпы изменения условий жизни современного социума, степень трансформации нравственно-этических категорий сегодня настолько высока, что современное правовое поле не вполне соответствует новым моральным стандартам, что порождает в обществе нравственно-правовые коллизии, наиболее часто встречающиеся в сфере гражданско-правового регулирования. В результате исследования автор приходит к выводу, что в гражданском законодательстве наряду с регулятивной и охранительной функциями можно и нужно выделять и обязательно учитывать при применении норм ГП нравственно-этические категории, осуществляющие ряд важных задач, таких как: стандартизация правового поля для субъектов гражданско-правовых отношений; обозначение границ при реализации субъектами гражданских правоотношений своих прав, охранительную, оценочную, гуманистическую, аксиологическую и социальную функции. Нравственно-этические категории так же способствуют обеспечению сохранения баланса между частноправовыми и публичными интересами в правовом государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND ETHICAL CATEGORIES AND CIVIL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Problems of interrelation of ethical standards and legal categories in civil science continue to remain key at all stages of development of humanity. Rates of change of living conditions of modern society, extent of transformation of moral and ethical categories it is so high today that the modern legal framework not quite conforms to new moral standards that generates the moral and legal collisions which are most often found in the sphere of civil regulation in society. As a result of a research the author comes to a conclusion that in the civil legislation along with regulatory and guarding functions it is possible and it is necessary to allocate and to surely consider the moral and ethical categories which are carrying out a number of important tasks, such as at use of norms of GP: standardization of the legal framework for subjects of the civil relations; designation of borders at realization by subjects of civil legal relationship of the rights, guarding, estimated, humanistic, axiological and social functions. Moral and ethical categories also promote ensuring maintaining balance between private-law and public interests in the constitutional state.

Текст научной работы на тему «Нравственно-этические категории и гражданское законодательство РФ»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

Журавлева Алена Владимировна канд. философ. наук, доцент кафедры религиоведения, Российского Православного Университета святого Иоанна Богослова,

РФ, г. Москва DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10619 НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ

Zhuravleva Alyona Vladimirovna

Candidate of sciences, associate professor of religious studies, Russian Orthodox University of Saint John the Evangelist,

Russia, Moscow

MORAL AND ETHICAL CATEGORIES AND CIVIL LEGISLATION OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Аннотация

Проблемы взаимосвязи нравственных норм и правовых категорий в цивилистической науке продолжают оставаться ключевыми на всех стадиях развития человечества.

Темпы изменения условий жизни современного социума, степень трансформации нравственно-этических категорий сегодня настолько высока, что современное правовое поле не вполне соответствует новым моральным стандартам, что порождает в обществе нравственно-правовые коллизии, наиболее часто встречающиеся в сфере гражданско-правового регулирования.

В результате исследования автор приходит к выводу, что в гражданском законодательстве наряду с регулятивной и охранительной функциями можно и нужно выделять и обязательно учитывать при применении норм ГП нравственно-этические категории, осуществляющие ряд важных задач, таких как: стандартизация правового поля для субъектов гражданско-правовых отношений; обозначение границ при реализации субъектами гражданских правоотношений своих прав, охранительную, оценочную, гуманистическую, аксиологическую и социальную функции.

Нравственно-этические категории так же способствуют обеспечению сохранения баланса между частноправовыми и публичными интересами в правовом государстве.

Abstract

Problems of interrelation of ethical standards and legal categories in civil science continue to remain key at all stages of development of humanity.

Rates of change of living conditions of modern society, extent of transformation of moral and ethical categories it is so high today that the modern legal framework not quite conforms to new moral standards that generates the moral and legal collisions which are most often found in the sphere of civil regulation in society.

As a result of a research the author comes to a conclusion that in the civil legislation along with regulatory and guarding functions it is possible and it is necessary to allocate and to surely consider the moral and ethical categories which are carrying out a number of important tasks, such as at use of norms of GP: standardization of the legal framework for subjects of the civil relations; designation of borders at realization by subjects of civil legal relationship of the rights, guarding, estimated, humanistic, axiological and social functions.

Moral and ethical categories also promote ensuring maintaining balance between private-law and public interests in the constitutional state.

Ключевые слова: гражданское право, философия, мораль, этика, нравственность, общество, справедливость, добросовестность, гуманизм, разумность.

Keywords: civil law, philosophy, morals, ethics, morality, society, justice, conscientiousness, humanity, rationality.

Изначально в своих изысканиях нравственными категориями оперировала исключительно философская наука, А.А. Гусейнов выделяет присутствие нравственных критериев в обществе еще в эпоху античной этики: «Первоначально философия стремилась понять мораль натурфилософски (досо-кратики), социокультурно (софисты), гносеологически (Сократ), метафизически (Платон)» [3, с. 135]. Слово «мораль» в своем составе имеет латинские корни, образовано от лат. mos (множ. число

mores), что приблизительно означает то же, что ethos в греческом языке — нрав, обычай.

Цицерон, используя опыт Аристотеля, образовал прилагательное - «моральный» (moralis), которым обозначил новую философскую категорию -этику, назвав ее philosophia moralis.

Позднее, понятие «мораль» (moralitas) стало использоваться в качестве собирательной характеристики оценки действий субъектов и различных проявлений морального свойства.

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Ш43)),2©1]9 / PHILOSOPHICAL SCIENCES

Нравственность - категория, выражающая и определяющая моральные качества индивида, это не писанные правила, которых гражданин придерживается добровольно.

В юридической науке этот термин часто употребляется в качестве синонима морали или этики. Слова «Мораль» и «нравственность» - имеют различное происхождение, но «сходны по своему лексическому значению» [7, а 48].

Наиболее четко моральные оценки действий субъектов проявляются в правовых нормах: «Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности морали, которая обнаруживается в возникновении частной собственности и политической власти» [10, с. 86].

Взаимодействие нравственных и правовых норм можно проследить, анализируя исторические правовые памятники, такие как: сохранившиеся тексты законов, записи различных правовых обычаев, летописи и т. д.

Исследуя нравственно-правовую структуру норм Ветхого Завета (тексты Ташхи — иудейское Священное Писание, датированное XШ-V в. до н.э.) можно выделить структурированную правовую систему, включающую детально кодифицированные нормы гражданского права, по тщательному разделению кодификаций и по своему объему может Ветхий Завет можно смело поставить рядом с классическим Римским правом (правовая система в Древнем Риме и в Византийской империи с УШ века до н. э. по VI век н. э.).

Но при этом правовая составляющая Ветхого Завета отличается от римского цивильного права своей приверженностью высшей Божественной справедливости, выражающейся в гуманизме, нравственно-этическими и моральными установками.

Вопросам корреляции нравственных и правовых норм всегда уделялось большое внимание в зарубежной и отечественной философии права, в вопросах общей теории права, в уголовном праве, достаточно упомянуть фундаментальные труды Г. Гуго, Г. Лейбница, И.Канта, Гегеля, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершневича, В.Д. Зорькина, В.С. Нерсесянца, Сурия Пракаш Синха, А. А. Гусейнова и д.р.

К сожалению, в цивилистической науке изучение проблем соотношения норм нравственности и гражданско-правовых принципов началось сравнительно недавно.

Как отмечает С.С. Алексеев: «Право и мораль - два своеобразных взаимодействующих инструмента социального регулирования, которые, однако, взаимодействуют как суверенные явления, каждое из которых при опосредовании общественных отношений выполняет свои функции, и имеет свою особую ценность» [1, с. 184].

В современных дискуссиях ученых юристов часто встречается точка зрения, что «категория -нравственности - категория не правовая, хотя и имеющая с правом функциональную общность» [6, с.32].

Глубокие изменения в экономике, становление гражданского общества и правового государства в

России, процессы глобализации и интеграции в современном мире сопровождаются изменением и ломкой системы нравственных ценностей и представлений в обществе. Несмотря на это, анализ норм ГК РФ дает основание считать, что моральный фактор, понятие нравственного сознания в должной мере присутствует и связывает воедино экономические отношения современной России.

При этом, существующая правовая система не всегда адекватно и полно отражает изменение нравственных норм, что порождает в обществе нравственно-правовые противоречия, которые возникают в том числе и в сфере гражданско-правового регулирования.

«Биоэтические» проблемы XXI века требуют разрешения нравственных и правовых коллизий. Серьезные этические и нормотворческие проблемы вызывают сложные правовые отношения в таких областях как - трансплантации человеческих органов, «суррогатное материнство», искусственное оплодотворение, смена пола, клонирование и д.р.

В философском, медицинском и в правовом дискурсе уже много лет обсуждаются проблемы добровольной смерти в форме эвтаназии.

Появление новых имущественных отношений, подлежащих правовому регулированию, сопровождается многочисленными конфликтами между нормами общественной нравственности и положениями действующего законодательства.

В связи с этим в настоящее время возникла потребность в системном научном анализе проблем реализации нравственно-этических категорий в нормах гражданского права.

С нашей точки зрения, для установления закономерностей соотношения нравственных и правовых норм применительно к гражданскому праву необходимо, в первую очередь, определить функции, выполняемые нравственно-этическими категориями в процессе гражданско-правового регулирования общественных отношений.

При этом под нравственно-этическими категориями мы будем рассматривать наиболее типичные для гражданского права понятия, имеющие нравственное выражение: «справедливость», «добросовестность», «разумность» и «гуманизм».

Большинство ученых подробно исследуют лишь отдельные вышеприведенные принципы права, имеющие нравственно-этическое содержание. Системному анализу данная проблема не подвергалась.

С.А. Иванова проводит анализ норм гражданского законодательства с точки зрения реализации в данных нормах принципа справедливости, она полагает: «принцип справедливости в гражданском праве предполагает системность, то есть одновременность реализации в законотворческой и правоприменительной сферах, а также в правосознании» [5, с. 13-29].

Однако, как представляется, исследование принципов права, имеющих нравственное содержание, охватывает лишь одну сторону взаимодействия нравственно-этических категорий и гражданско-правовых норм, когда нравственно-этические

категории играют роль определенного стандарта или эталона поведения субъектов правоотношений, признаваемого обществом нравственным.

То есть изучая правовые установки, имеющие нравственное содержание, мы познаем лишь одну из функций нравственно-этических категорий, которую они выполняют в гражданском праве: функцию стандартизации или эталона правового поведения субъектов гражданско-правовых отношений.

Некоторые авторы рассматривают нравственно-этические категории в гражданском праве в контексте изучения проблемы злоупотребления субъективными гражданскими правами.

Так, по мнению Г.Т. Бекназар-Юзбашева: «понятия злоупотребления правом, доброй совести и добрых нравов (основ нравственности) обладают функциональным единством. Эти понятия являются фундаментом для формулирования и применения общих клаузул, между которыми нет сущностного различия. Понятия злоупотребления правом, доброй совести и добрых нравов (основ нравственности) дублируют друг друга» [2, с. 10].

Представляется, что данную функцию можно определить, как определяющую границы субъективного гражданского права или как демаркацию правового поля для субъектов гражданских правоотношений.

Ряд авторов рассматривает нравственно-этические явления в гражданском праве применительно к изучению правовой природы сделок, противных основам правопорядка и нравственности, в частности рассматривая нормы ст. 169 ГК РФ.

Ю.А. Гусенкова пишет: «существование в законодательстве философской категории «основы нравственности» неблагоприятно сказывается на правоприменении норм права, допускает самостоятельное и произвольное толкование нормы ст. 169 ГК РФ судами» [4. С. 8]. Можно предположить, что применительно к ст. 169 ГК РФ нравственно-этические категории задействованы в охранительной функции.

В цивилистической науке имеются также работы, посвященные проблемам правовой природы, сущности и роли в законодательстве оценочных понятий, имеющих нравственное содержание.

По мнению А.С. Рясиной, «нравственно-правовые оценочные категории, отражая момент взаимопроникновения права и морали, призваны не только ориентировать правотворцев и правоприменителей на реализацию непреходящих ценностей, но и способствовать выработке в обществе нравственно-правовой культуры» [9, С. 4].

Анализ научных работ, посвященных изучению оценочных понятий в праве, имеющих нравственное содержание, позволяет нам сделать вывод о наличии у нравственно-этических категорий еще одной функции в отрасли гражданского права - оценочной.

Однако, на наш взгляд, нравственно-этические категории обладают гораздо более широким функциональным потенциалом, который недостаточно раскрыт в юридической доктрине.

Полагаем, что функциональное значение нравственно-этических категорий в гражданском праве может быть раскрыто по следующим перспективным направлениям научного исследования.

В.Н. Соловьев предполагает: «в правовом регулировании социальные отношения и собственность становятся взаимосвязанными категориями, эффективное воздействие на которые посредством гражданско-правовых норм позволило бы решить ряд социальных задач, не прибегая к принудительному перераспределению имущества из собственности одних лиц в собственность других, а, следовательно, обеспечить адресную и справедливую социальную политику» [11, С. 9].

Представляется, что при создании эффективно действующего правового механизма обеспечения социальной функции государства нельзя обойтись без изучения вопроса реализации нравственно-этических категорий в гражданско-правовых нормах. Более того, по нашему мнению, реализация нравственно-этических категорий в нормах гражданского права является эффективным инструментом для обеспечения социальных целей законодательства.

Акцентирование на эти обстоятельства позволяет предположить, что нравственно-этические категории выполняют в отрасли гражданского права также социально-ориентирующую функцию.

Автор предполагает, что к перспективным направлениям исследования роли нравственно-этических категорий в гражданско-правовой отрасли можно отнести наблюдающиеся процессы гуманизации в цивилистики.

В качестве примера рассматривается тенденция расширения использования в законодательстве правовых средств, направленных на обеспечение правовой защиты слабой стороны в нормах обязательственного права.

Данная тенденция наблюдается, в частности, в сфере законодательства о защите прав потребителей, страховании, потребительском кредитовании, долевом участии граждан в строительстве жилья. Эти закономерности могут быть определены как «гуманизация гражданского права».

С нашей точки зрения, одним из способов обеспечения прав слабой стороны в обязательстве является реализация в соответствующем законодательстве нравственно-этических категорий.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о наличии у нравственно-этических категорий гуманистической функции в гражданском праве.

Автор полагает, что возможно рассмотреть еще одно перспективное направление выявления влияния нравственно-этических категорий, имеющих аксиологическое или ценностное значение в гражданском праве.

Так, по мнению С.В. Михайлова, «в обычном осмыслении ценность — это все то, что ценят представители общества, а для большей части членов любого общества ценно, как правило, то, что приносит пользу. С данной позиции ценностью могут быть природные и социальные явления, вещи и по-

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Ш43)),2©1]9 / PHILOSOPHICAL sciences

ступки, даже взгляды и убеждения. При этом большинство законодательно закрепленных ценностей, которые входят в предмет правового регулирования, необходимо признать правовыми ценностями» [8, С. 9].

Представляется, что аксиологическое значение нравственно-этических категорий проявляется в том числе в отношениях, возникающих в связи с научно-техническим прогрессом, оказывающим влияние на все сферы жизни человека.

По нашему мнению, нравственно-этические категории могут выполнять и другие функции в отрасли гражданского права.

Еще одно перспективное направление - изучение роли нравственно-этических категорий в нормах гражданского права связано с процессами сближения и взаимопроникновения отраслей частного и публичного права.

Рассматривая категорию публичных интересов в сфере гражданского права, следует отметить следующее: во-первых, носителем этих интересов является государство в роли представителя общества; а во-вторых, их содержание составляют общественные потребности в указанной сфере. Удовлетворение последних — цель публичных интересов, достижение которой осуществляется с помощью приведения в действие определенных правовых механизмов.

Как реализуются эти механизмы? По мнению А.В. Ульянова, «при обращении к неправовым категориям, в том числе категориям нравственности, законодатель, доктрина и правоприменительная практика обеспечивают публичные интересы в гражданско-правовом регулировании» [12, С.135].

Изложенная позиция А.В. Ульянова представляется обоснованной. Исходя из такого представления о роли нравственности в гражданском праве, мы можем сделать вывод о том, что нравственно-этические категории выполняют также функцию обеспечения баланса частных и публичных интересов в правовом регулировании.

Подводя итог, отметим, что взаимосвязь нравственно-этических категорий и норм гражданского права осуществляется на стыке нравственной и правовой сфер регулирования общественных отношений.

При этом нравственно-этические категории выполняют в отрасли гражданского права следующие функции: стандартизации правового поведения субъектов гражданско-правовых отношений, определения границ при осуществлении субъектив-

ного гражданского права, охранительную, оценочную, социально-ориентирующую, гуманистическую, функцию обеспечения баланса частных и публичных интересов в правовом регулировании, аксиологическую функцию и др.

Перечень функций нравственно-этических категорий, осуществляемых ими в гражданском праве, является открытым, что связано со сложностью и многоаспектностью рассматриваемого феномена.

Отвечая вызовам современности, юридическая наука в целом и гражданское право в частности, должна быть готова к радикальному пересмотру своих предыдущих заключений и к постоянному поиску и реализации новых, оптимальных решений.

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Общая теория права: курс в двух томах. М., 1981, т. 1 с. 184.

2. Бекназар-Юзбашев Г.Т. Злоупотребление правом и принцип доброй совести в гражданском праве России и Германии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010, С. 10.

3. Гусейнов А.А. Античная этика. М., 2003, C.

135.

4. Гусенкова Ю.А. Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 8.

5. Иванова С. А. принцип справедливости в праве собственности и иных вещных правах // Образование и право. 2010. № 9. С. 13—29.

6. Лукашев Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986, C. 32.

7. Маринина И.Д. Нравственности в праве. Дисс... к.ю.н. Екатеринбург, 2009, С. 48.

8. Михайлов С.В. Правовые ценности: теоретико-правовой аспект: дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2011, С. 9.

9. Рясина А.С. Оценочные категории: общетеоретический и нравственно-правовой аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 4.

10. Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права: Краткий курс. М., 1996, С. 86.

11. Соловьев В.Н. Социальная функция гражданско-правового регулирования отношений собственности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013, С. 9.

12. Ульянов А.В. Добросовестность в гражданском праве. Журнал российского права, 2014 г., № 6, С. 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.