Научная статья на тему 'Нравственная ретроспекция в темпоральной структуре мемуаров Давида Самойлова «Памятные записки»'

Нравственная ретроспекция в темпоральной структуре мемуаров Давида Самойлова «Памятные записки» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
темпоральность / нравственная ретроспекция / концептуальная семантика / автобиографический нарратив / Давид Самойлов / мемуары «Памятные записки» / temporality / moral retrospection / conceptual semantics / autobiographical narrative / David Samoilov / memoirs “Memorable Notes”

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лаврова Светлана Юрьевна

В статье рассматривается языковая семантика «нравственной ретроспекции» как концептуального образования, характеризующего автобиографический нарратив мемуаров Д. Самойлова «Памятные записки». Предметом исследования выступают конситуативно обусловленные высказывания с семантикой нравственности, выражающие специфику репрезентации ментального авторского «Я». Выявляются сущностные характеристики концептуального образования «Нравственная ретроспекция» как авторского сложного концепта. Устанавливается, что нравственная ретроспекция в автобиографическом нарративе мемуаров формирует культурный темпоральный код автора, определяющий семантическую структуру текста с учетом компонентов системы нравственной философии. Обосновывается специфика нравственной ретроспекции в структуре автобиографического нарратива как внутритекстовой и внетекстовой категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral retrospection in the temporal structure of David Samoilov's memoirs “Memorable Notes”

The article examines the linguistic semantics of “moral retrospection” as a conceptual construct characterizing the autobiographical narrative of D. Samoilov's memoirs “Memorable Notes”. The subject of the study is constitutively conditioned statements with the semantics of morality, expressing the specifics related to the representation of the author's mental self. The essential characteristics of the conceptual education “Moral retrospection” as an author's complex concept are revealed. It is established that moral retrospection in the autobiographical narrative of memoirs forms the cultural temporal code of the author, which determines the semantic structure of the text, taking into account the components of the moral philosophy system. The specificity of moral retrospection in the structure of the autobiographical narrative as an intra-textual and extra-textual category is substantiated.

Текст научной работы на тему «Нравственная ретроспекция в темпоральной структуре мемуаров Давида Самойлова «Памятные записки»»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 5 (122). С. 194-211. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 5 (122), pp. 194-211.

Научная статья 8 УДК 81' 371; 811' 161

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-5-122-16 EDN: DBOBBD

Нравственная ретроспекция в темпоральной структуре мемуаров Давида Самойлова «Памятные записки»

Светлана Юрьевна Лаврова

Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, svella1012@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3628-3463

Аннотация. В статье рассматривается языковая семантика «нравственной ретроспекции» как концептуального образования, характеризующего автобиографический нарратив мемуаров Д. Самойлова «Памятные записки». Предметом исследования выступают конситуативно обусловленные высказывания с семантикой нравственности, выражающие специфику репрезентации ментального авторского «Я». Выявляются сущностные характеристики концептуального образования «Нравственная ретроспекция» как авторского сложного концепта. Устанавливается, что нравственная ретроспекция в автобиографическом нарративе мемуаров формирует культурный темпоральный код автора, определяющий семантическую структуру текста с учетом компонентов системы нравственной философии. Обосновывается специфика нравственной ретроспекции в структуре автобиографического нарратива как внутритекстовой и внетекстовой категории.

Ключевые слова: темпоральность, нравственная ретроспекция, концептуальная семантика, автобиографический нарратив, Давид Самойлов, мемуары «Памятные записки» Для цитирования: Лаврова С. Ю. Нравственная ретроспекция в темпоральной структуре мемуаров Давида Самойлова «Памятные записки» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 5 (122). С. 194-211. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-5-122-16

Moral retrospection in the temporal structure of David Samoilov's memoirs

"Memorable Notes"

Svetlana Yu. Lavrova

Cherepovets State University, Cherepovets, Russia, svella1012@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3628-3463

Abstract. The article examines the linguistic semantics of "moral retrospection" as a conceptual construct characterizing the autobiographical narrative of D. Samoilov's memoirs "Memorable Notes". The subject of the study is constitutively conditioned statements with the semantics of morality, expressing the specifics related to the representation of the author's mental self. The

® Лаврова С. Ю., 2024

essential characteristics of the conceptual education "Moral retrospection" as an author's complex concept are revealed. It is established that moral retrospection in the autobiographical narrative of memoirs forms the cultural temporal code of the author, which determines the semantic structure of the text, taking into account the components of the moral philosophy system. The specificity of moral retrospection in the structure of the autobiographical narrative as an intra-textual and extra-textual category is substantiated.

Keywords: temporality, moral retrospection, conceptual semantics, autobiographical narrative, David Samoilov, memoirs "Memorable Notes"

For citation: Lavrova S. Yu Moral retrospection in the temporal structure of David Samoilov's memoirs "Memorable Notes". Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 5 (122), pp. 194-211. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-5-122-16

Введение

Данная работа посвящена лингвоаксиологическому анализу нравственной ретроспекции в мемуарах поэта и прозаика Давида Самойлова. Нравственная ретроспекция рассматривается как знаковая эксплицитная единица автобиографического нарратива мемуариста.

Как отмечает лингвист Н. Н. Дюмон, мемуарные тексты представляют собой фиксированную организацию высказываний, которые строятся на основе строгой хронологии при взаимодействии двух временных планов: прошлого и настояще-го1.

Фиксированную организацию высказываний с доминантным смыслом авторской нравственной оценки событий и фактов мы выявляем в процессе изучения всего эго-документа. В структуре мемуарного текста ретроспекция может иметь любую авторскую оценочную характеристику. Ретроспективность вербализации ключевой темы нравственности в мемуарах Давида Самойлова осуществляется в форме моральной оценки прошлого из «сегодняшнего дня» (времени написания мемуаров). Соответственно, концептуальная семантика темы нравственности таких высказываний и обосновывает выбор предмета анализа.

Предметом изучения выступают конситуативно обусловленные авторские высказывания, в которых эксплицитно формулируется подход к пониманию индивидуально-авторской системы нравственной философии, характеризующей содержание эго-документа художника слова.

Под темпоральным контекстом понимаем относительно законченный фрагмент текста, включающий в свою структуру избранный для анализа объект, семантика которого обусловлена характеристиками художественного времени. Ретроспективное сверхфразовое единство (текстовый способ выражения сущности темпорального контекста) характеризуется как полипредикативный комплекс, состоящий из нескольких высказываний, выбранных нами из совокупного объема мемуарного текста. Методом сплошной выборки выявлено 125 фрагментов СФЕ, в которых характеризуется та или иная сущностная сторона нравственной ре-

1 Дюмон Н. Н. Лингвистические особенности произведения мемуарного жанра "Mémoires et dictées" («Воспоминания и записки») Ж. Сименона // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 4. С. 253-258.

троспекции как с прямым употреблением данного словосочетания, так и с использованием слова 'нравственный' и его дериватов.

Актуальность предпринятого исследования обусловлена интересом к творчеству известного российского поэта, прозаика, переводчика Давида Самуиловича Самойлова (Кауфмана), одного из талантливых представителей поэтов XX в., прошедших фронт, получивших литературное образование в Московском институте философии, литературы и истории (ИФЛИ). Данная работа продолжает изучение языковой семантики автобиографического нарратива мемуаров Д. Самойлова1.

Актуальность выбранной темы обусловлена ее включенностью в контекст современных исследований, посвященных проблематике мемуарной литературы как вида «исповедальной прозы», рассмотренной с лингвистической точки зрения2 и др. Мемуарный текст в лингвистической интерпретации изучается по разным направлениям, важнейшими из которых являются следующие: 1) определение жанрового статуса мемуаров с учетом того, что данные тексты «представляют собой разные типы письма, коррелирующие с социальным статусом пишущих3 и др.; 2) выделение жан-

1 Лаврова С. Ю. Языковая семантика и дискурсивный статус феномена «воспоминание» в автобиографическом нарративе (на материале мемуаров Д. Самойлова «Памятные записки») // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 3 (114). С. 156-171. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-3-114-13

2 Романова Т. В. Логическая оценка «истинно-неистинно» по данным современной мему-арно-исповедальной прозы // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 2/3 (002/003). С. 68-77; Федосова Т. В. Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора: на материале произведений К. Воннегута и Дж. Фаулза: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2005. 19 с.; Тарасова И. А. Коммуникативные стратегии и тактики в мемуарной прозе Георгия Иванова // Известия Саратовского университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 137-141. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2020-20-2-137-141; Лисова О. О. Роль композиционно-тематических линий и особенности их речевой репрезентации в автобиографическом нарративе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Philology. Theory & Practice. 2023. Т. 16, вып. 10. С. 3330-3336. https://doi.org/10.30853/phil20230516

3 Орлова Н. А. Речевой жанр «мемуары» и его реализация в текстах носителей разных типов речевой культуры: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Омск: [б. и.], 2004. 24 с.; Панкра-шова О. С. Теоретические основы лингвистического исследования народных мемуаров // Язык и культура: сборник материалов III Международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 29 декабря 2012 г.). Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2012. С. 93-97.

рообразующих признаков мемуарного текста и их систематизация1 и др.; 3) анализ специфики типологии мемуарных текстов2 и др.

Одна из основных особенностей мемуарной литературы - активное использование в повествовании текстовой категории ретроспекции, поскольку мемуарист описывает события своей жизни с помощью воспоминания как способа

3

репрезентации данного жанра .

Новизна нашего исследования заключается в выборе его объекта, определяемого тем фактом, что художественная темпоральность мемуаров Давида Самойлова, в частности, ретроспекция (структурно-семантическая основа воспоминаний), характеризуется смысловой доминантой нравственной оценки, как показывает языковой анализ материала.

Одна из ключевых тем, беспокоящих Д. Самойлова на протяжении всей жизни, -тема сущности нравственной философии человека, его творческого выбора, его бытования в тех или иных социальных условиях, от человека не зависящих.

Естественно, что произведения мемуарного жанра композиционно могут быть оформлены разными способами: полностью созданными на основе ретроспекции, будучи, например, дневниковыми записями, заметками, в которых автор, вводя в повествование, комментирует свои собственные записи из прошлого; другими путями репрезентации.

«Памятные записки» поэта Давида Самойлова имеют сложную трехчастную структуру: а) авторские записи в форме отрывков из собственных дневников, вводимых поэтом в создаваемую новую форму воспоминаний; б) новый авторский текст в форме памятных записок, в которых комментарий, занимающий большее место, перекликается с использованными записями дневников юности; в) наконец, издательский паратекст, позволивший объединить не связанные напрямую друг с другом две формы воспоминаний в одну книгу.

Особую роль в представлении мемуаров «Памятные записки» играет издательский паратекст, поскольку в предисловии к ним Г. И. Медведевой (вдовы Д. С. Са-

1 Голубева Т. И. Темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний (на материале английских и американских авторов XIX и XX веков): дис. ... канд. филол. наук. Москва: [б. и.], 1990. 207 с.; Пьянзина И. В. Жанровое своеобразие мемуарно-автобиографической прозы А. А. Ахматовой: автореферат дис. ... канд. филол. наук. Саранск: [б. и.], 2005. 19 с; Мажарина Ю. Н. Мемуары как вид публицистического творчества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2011. № 2. С. 199-206. EDN: ONQBOV

2 Сун Д. Исследования мемуарных текстов в современной лингвистике: краткий аналитический обзор // Филология: научные исследования. 2021. № 4. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2021.4.35301 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35301 (дата обращения: 24.02.2024); Романова А. А. Типология текста: мемуарный дискурс Мирчи Элиаде: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Москва: [б. и.], 2011. 17 с; Лаппо М. А. Типология мемуарно-автобиографических изданий: динамические аспекты // Библиосфера. 2015. № 2. С. 47-52.

3 Лаврова С. Ю. Языковая семантика и дискурсивный статус феномена «воспоминание» в автобиографическом нарративе (на материале мемуаров Д. Самойлова «Памятные записки») // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 3 (114). С. 156-171. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-3-114-13

мойлова, ушедшей из жизни 24 октября 2022 г. - С. Л.) отмечается, что к основному тексту примыкают дневники автора («Подённые записи» и «Общий дневник» 7080 гг. XX в.), написанные в то же время, когда шла работа над книгой. «Категории бытия, искусства и человеческой личности, вплетенные в «Памятных записках» в повествование, здесь сформулированы в чистом виде и порой доведены до афоризма. Все, вместе взятое, дает представление не только о Самойлове-художнике, но и об оригинальном мыслителе», - пишет Г. И. Медведева1.

Существует ряд исследовательских работ, посвященных анализу данных мемуаров. В статье «Апология поэзии» ученый А. Немзер отмечает, как значима для Д. Самойлова «мысль о судьбе русской поэзии в XX столетии <...>, о ее зависимости и - в вершинном бытии - независимости от социально-политической истории, <...> государства <...>, растерявшей нравственные (курсив наш. - С. Л.) ориентиры полупросвещенной интеллигенции»2.

Исследование Н. В. Кононовой посвящено анализу мемуаров «Памятные записки» как синтезу беллетристических, исторических и автобиографических начал. Автор делает акцент на сложности жанра этого произведения и называет его «автоэпитафией». Н. В. Кононова, обобщая проделанный текстовый анализ мемуаров, замечает: «Нельзя не отметить широту его взглядов, интересов, своеобразный универсализм, высокий уровень нравственных (курсив наш. - С. Л.) требований, сильный общественный темперамент, внутреннюю раскованность и свободу, оригинальность

3

мысли» .

В работе С. Ю. Лавровой рассматривается языковая семантика и дискурсивный статус феномена «воспоминание», определяющие особенности автобиографического нарратива данных мемуаров, отмечается особая роль грамматических структур категории памяти в дискурсивном пространстве произведения Д. Самойлова4.

Основная проблематика данной исследовательской работы заключена в выборе актуальных направлений: 1) рассмотрения языковых особенностей мемуарных текстов и акцентирования особого внимания на их темпоральность, в частности, ретроспекцию как одну текстовых категорий; 2) представления темы нравственности в концептуально-лингвистическом аспекте анализа ретроспективного авторского нарратива Д. Самойлова.

В работе ставится цель - изучить формы выражения авторского «Я» в конситуа-тивно обусловленных высказываниях с помощью способов репрезентации авторской

1 Медведева Г. И. «Превращаюсь в прозу, как вода - в лед...» // Самойлов Д. С. Памятные записки. Москва: ПРОЗАИК, 2020. С. 12.

2 Немзер А. С. Апология поэзии // Самойлов Д. С. Памятные записки. Москва: Время, 2014. С. 673.

3 Кононова Н. В. «Памятные записки» Давида Самойлова как синтез беллетристических, исторических и автобиографических начал // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 60.

4 Лаврова С. Ю. Языковая семантика и дискурсивный статус феномена «воспоминание» в автобиографическом нарративе (на материале мемуаров Д. Самойлова «Памятные записки») // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 3 (114). С. 156. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-3-114-13

нравственной ретроспекции как концептуального образования структуры мемуаров «Памятные записки».

Выбор лингвоаксиологического аспекта анализа обусловлен интересом к особенностям ценностной картины мира автора, способам ее речевой репрезентации в произведении определенного жанра.

Функциональный метод концептуально-текстовой интерпретации объекта исследования определяет выбор сопутствующих ему методов наблюдения, сплошной выборки и систематизации материала, сопоставления, дефиниционного анализа.

Основная часть

Ретроспекцию как составную часть темпоральной структуры мемуарного текста рассматриваем с учетом обоснования понятия темпоральности; темпоральной структуры произведения, текста и мемуарного текста; нравственной ретроспекции в темпоральной структуре мемуарного текста.

Понятие темпоральности, введенное А. В. Бондарко, определяется как «семантическая категория, отражающая восприятие и осмысление человеком времени обозначаемых ситуаций и их элементов по отношению к моменту речи говорящего или иной точке отсчета»1. В структуре художественного произведения время определяется как перцептивное (перцептуальное), представляет эпоху, воплощает авторскую концепцию восприятия мира. Автором осуществляется деление произведения на конкретные временные отрезки. Общеизвестно, что для темпоральной структуры текста важна точка отсчета, опорой которой выступает вся темпоральная перспектива. В данной структуре отражается специфика идиостиля автора, способом выражения которой выступают прежде всего лексико-грамматические единицы языка. Темпоральность формируют три текстовые категории: ретроспекцию - интроспекцию - проспекцию. Категории определяют способы выражения авторского времени и актуализируются по-разному в зависимости от жанра текста. В темпоральной структуре мемуарного текста на первый план выдвигается категория ретроспекции, «грамматическая категория текста, объединяющая формы языкового выражения, с помощью которых показана позиция читателя по отношению к предшествующей информации»2. С ее помощью формируется взгляд автора на прошлое с определенной целью - оценки пережитых событий.

В мемуарах ретроспекция оформляется в жанре воспоминаний, запечатленных в виде дневниковых записей, заметок, автобиографий, и характеризуется определенной саморефлексией, попыткой автора текста оценить свою жизнь с точки зрения настоящего времени. Структура мемуаров нарративная, так как нарратив представляет собой некую историю, «рассказанную по порядку»3, однако «порядок» носит условный характер: прошлое - настоящее - будущее обладают индивидуально-

1 Бондарко А. В. Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. Ленинград: Наука, 1990. С. 5.

2 Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Москва: Наука, 1981. С. 45.

3 Плунгян В. А. Дискурс и грамматика // Исследования по теории грамматики. Серия: Грамматические категории в дискурсе. Москва: Гнозис, 2008. Вып. 4. С. 16.

авторским содержанием с лежащими в основе их использования механизмами воспоминания.

Нами отмечается, что темпоральная структура мемуарного текста Давида Самойлова характеризуется всеми тремя категориями: ретроспекцией (в основе которой -воспоминания автора о событиях детства, юности, зрелости); проспекцией (в основе которой - комментарий автора из настоящего времени написания мемуаров, сопоставительный анализ и основанная на нем интерпретация событий жизни) и интроспекцией (в ней заключается глубокий самоанализ автора, определяющий оценочный диалог с самим собой). Ретроспективно в произведении «Памятные записки» показаны события, получившие глубокое отражение в памяти автора, а интроспективно показаны чувства, эмоции, впечатления, которые возникали у автора по поводу пережитых событий. Все это проспективно объединено в одно произведение, включающее издательский паратекст.

Ретроспекция в мемуарном тексте качественно может определяться по-разному в зависимости от мировоззрения и мировосприятия автора. Считается, что ретроспективный метод можно назвать методом целостного видения прошлого. С авторской точки зрения, в любом повествовании есть смысловое ядро, которое последовательно находит языковое воплощение в тексте. «Памятные записки» Давида Самойлова начинаются с ключевых слов: «Приступая к писанию, заранее могу себе признаться в том, что не могу изложить нечто положительное и стройное - политическую концепцию или систему нравственной философии (здесь и далее в цитатах материала жирный курсив наш. - С. Л.). Ни того ни другого я не изобрел, да и рано, видимо, изобретать»1 (далее указывается только страница по данному изданию. - С. Л.). В этих высказываниях впервые упоминается тема нравственности, систематически повторяющаяся во всем корпусе текста.

Самойлов вводит понятие «нравственная ретроспекция», суть которой понимается в нескольких ракурсах, в частности, в желании по возможности сказать моральную правду о том, что исторически уже свершилось: «В периоды, когда история умышленно фальсифицируется и подгоняется под схемы, неизбежно растет интерес к мемуаристике. В этом сказывается потребность людей в подлинной истории, в подлинном осмыслении процесса» (с. 99). Отсюда берет начало и нравственный мотив поведения автора, усвоенный достаточно рано: «"Нужно быть честным и добрым... Я хочу быть честным и добрым..." - это, пожалуй, главный нравственный мотив дневника восьмого класса» (с. 143).

Тема нравственности становится одной из ключевых тем мемуаров Давида Самойлова. Само исходное понятие коррелирует в тексте с такими именами, как: 'жизнь нравственного сознания', 'нравственная неустроенность города', 'исходили из другого нравственного состояния', 'нравственная устроенность', 'нравственная концепция', 'нравственный кодекс', 'нравственный закон ' и т. д. Находим и прямое определение понятия «нравственная ретроспекция» в данном эго-документе: «Тоска по нравственности - один из главных движителей современной "деревенской" прозы, создаваемой людьми городскими, но еще сохранившими воспоминание о суще-

1 Самойлов Д. С. Памятные записки. Москва: ПРОЗАИК, 2020. С. 15.

ствовании нравственного уклада <... > Черта этой прозы - нравственная ретроспекция. Поэтому, являясь по способу изображения прозой реалистической, это проза романтическая по существу» (с. 27).

Употребление «нравственная ретроспекция», используемое автором, относится к характеристике специфики деревенской прозы, которую писали, с точки зрения Самойлова, люди городские, «сохранившие воспоминание о существовании нравственного уклада», поэтому и создавшие прозу не реалистическую, а романтическую. Однако только этим знаковым смыслом употребление «нравственная ретроспекция» не исчерпывается из-за частотного использования автором заметок понятия 'нравственный в разных сочетаниях (более 150 раз), акцентирующего внимание читателя на этической стороне сообщаемого.

С нашей исследовательской точки зрения, выбор аспектов проблематики нравственной ретроспекции позволяет представить ее в тексте Самойлова как индивидуально-авторское концептуальное образование, характеризующееся определенной смысловой структурой. Остановимся подробнее на составляющих данного образования.

«Нравственная ретроспекция» есть сложный концепт, конситуативно обусловленный в структуре авторского нарратива мемуаров, как и способы его вербального выражения - высказывания. Выделяем ключевые компоненты данного образования.

Индивидуально-авторская номинация (название) состоит из соединения деривата абстрактного имени 'нравственность' и лингвистического термина 'ретроспекция'. Лингвистическому термину автором «приписан» оценочный (моральный) смысл с помощью атрибутивного уточнителя 'нравственный'. Термину не присуще такое качество как оценочность, соответственно, в конкретном случае обращаем внимание на коммуникативную функцию термина - передачу определенного зна-ния1. В контексте авторского нарратива термин приобретает определенный маркер, выраженный атрибутивом, - художественный смысл, возможный в структуре данного концепта и формирующий индивидуально-авторское понимание ретроспекции. Учитывая специфику сложного концепта «Нравственная ретроспекция», обратимся к содержательному наполнению заключенной в нем информации.

1. Индивидуально-авторское когнитивное наполнение сложного концепта характеризуется содержательными компонентами с учетом выбора автором логических пропозиций. В структуре термина 'ретроспекция' заключается темпоральный формат текстового знания, основанного на проблематике воспоминаний. Соответственно, ретроспекция выступает как внутритекстовая категория. В структуре деривата 'нравственный' заключается логическая пропозиция затекстового этического знания о нормах морали человека (различения 'добра' и 'зла'), определяющих его поведение (нравственный регулятор). При таком выборе ретроспекция в форме субъективного времени по воле автора получает статус внетекстовой категории, расширяя свое первоначальное значение до темпорального смысла нравственной оценки воспоминаний.

1 Лейчик В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура. Москва: ЛКИ, 2007. С. 67.

2. Индивидуально-авторская тематическая структура мемуаров включает в свой объем ядерные компоненты этического концепта «Нравственность», выявляемые в процессе анализа эмпирического материала. Таким компонентом прежде всего выступает авторская тематически разветвленная характеристика нравственной памяти: 1) время мира / время войны (оценка автором литературы военного периода); 2) этическая значимость конкретного жанра художественной деятельности (деревенская проза); 3) моральная ответственность за результаты деятельности (автора мемуаров и его отца; знаковых людей эпохи; государства и его лидеров).

Академик Д. С. Лихачев считает: «Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры, "накоплений" культуры, память - одна из основ поэзии -эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память -это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками»1. По мнению исследователя Г. А. Медведевой, «XX век обнаружил и обнажил в череде природных и социальных катаклизмов (революций, мировых войн, социальных и национальных конфликтов) безбытийное существование человека. Он потерял свою изначальную целостность, превратившись в безликое "персоналити" с определенным набором различных функций: социальных, политических, профессиональных, идеологических и др.»2. Одна из задач мемуаров Давида Самойлова, с нашей точки зрения, заключается в попытке разобраться именно в бытийном существовании человека в сложнейший период истории нашей страны. Как пишет сам автор, «Мне выпало горе родиться в двадцатом, в проклятом году и в столетье проклятом»3.

Проанализируем конситуативно обусловленные высказывания автора в этом контексте: «На какой-то момент носителями культуры, продолжателями нравственной и культурной традиции оказались русские средние интеллигенты формирования концаХ1Х-началаXXвека» (с. 33). Как отмечает М. Л. Гаспаров, орудием деятельности русской интеллигенции была прежде всего литература4. Нравственное понимание у Самойлова ассоциируется с культурной традицией как передачей не только знаний, но и ценностей от одного поколения к другому. Именно нравственные традиции выступают регулятором поведения человека в социуме, поскольку на них опирается этическая сторона бытия человека. Временной аспект, интересующий нас в контексте ретроспекции, лексически объективирован - «на какой-то момент», «конца Х1Х-начала XX века».

«Интеллектуальное ядро великих народов, в том числе и русского народа, остается в наше время единственным критерием нравственного состояния мира. Это

1 Лихачев Д. С. Письма о добром. Москва: Наука; Санкт-Петербург: LOGOS, 2006. С. 211.

2 Медведева Г. А. Апология традиции: ретроспекция и актуализация // Исторические, философские и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 5 (31): в 2 ч. Ч. II. C. 127.

3 Давид Самойлов. Стихотворения. Санкт-Петербург: Академический проект, 2006. С. 301.

4 Гаспаров М. Л. Русская интеллигенция как отводок европейской культуры // Россия / Russia. Новая серия / Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология: материалы международной конференции (г. Неаполь, май 1997 г.). Москва: ОГИ, 1999. Вып. 2 (10). С. 20-27.

ядро - хранитель культурной и нравственной преемственности. У больших народов - большая ответственность» (с. 340-341).

«Нравственное состояние мира» и «нравственную преемственность» автор вновь связывает с интеллектом народа и его ответственностью. Тема ответственности в нравственной сфере подчеркивает практическую значимость нравственного поведения человека. Временной аспект лексически объективирован и в этом конси-туативно обусловленном высказывании с помощью темпоральной лексики «в наше время». Особую роль играет и ключевое имя 'хранитель': «Хранитель культурной и нравственной преемственности» - человек, который действенно хранит, оберегает, бережет то, что уже когда-то создано, помнит о значимости нематериальной сущности.

На уровне приведенных выше высказываний эксплицитное выражение авторского «Я» отсутствует: степень субъективности автора при формулировке показателей нравственности человека скрыта.

«Наше существование внутри общества, внутри его особых категорий - нации, долга, закона, обычая, в окружении явлений и лиц, исторически сложившихся вне нравственного идеала, - это наше существование требует от нас практического осуществления. Ибо вне практического осуществления нравственность становится абстракцией, и ее существование равно несуществованию» (с. 287-289). Автор мемуаров вновь подчеркивает, что нравственность должна иметь «практическое осуществление», поскольку от уровня нравственной значимости «нации, долга, закона, обычая» в значительной степени зависит благополучие и стабильность государства. Употребление выражения «исторически сложившихся» подчеркивает ретроспективное проблемное поле жизни «вне нравственного идеала». Объективация в высказываниях притяжательного местоимения «наше» свидетельствует о том, что автор относит себя к обществу, о нравственной позиции которого пытается судить, отождествляет себя с другими представителями социума, наблюдая и комментируя его поведение.

Анализ текстовых примеров показывает, что нравственная память, о которой пишет Самойлов, характеризует необходимость человека ценить прошлое своей страны и ее исторические корни.

Обратимся к языковым способам выражения характеристик моральной ответственности отдельного человека / власти за собственные ретроспективные поступки, получившие, благодаря автору, оценку в мемуарном нарративе: «Современное общество еще не выработало нравственной квалификации для отъезда (покидающих Россию. - С. Л.). А нравственное отношение к этому - один из необходимых элементов современной жизни» (с. 579). Употребление «нравственная квалификация» строится Самойловым по той же схеме, что и «нравственная ретроспекция»: атрибутив привносит расширение смысла абстрактному имени и характеризует оценку уровня качества, в большей степени подходящую к предметной деятельности человека, а не к его моральным поступкам. С точки зрения автора, именно «нравственное отношение» общества к данному событию требует обоснования.

«Через несколько лет выявилось, что истинными носителями гражданского духа, подлинными нравственными авторитетами явились наименее "политические"

фигуры нашей литературы - Пастернак и Ахматова. Фигуры эти глубоко знаменательные. Сам их выбор наиболее чуткими слоями общества свидетельствовал о поисках нового, неполитического направления в борьбе за человеческие права» (с. 460).

Отмечая литературу военного и послевоенного периода, Давид Самойлов с помощью ретроспективного взгляда делает вывод об истинных ценностях поэтов, чье творчество оказалось аполитичным. С точки зрения автора, употребление «нравственный авторитет», в структуре создания которого тот же принцип использования атрибутива, расширяет смысл абстрактного имени и осознается именно в процессе нравственной ретроспекции, поскольку временной показатель «через несколько лет» лексически подтверждает эту мысль.

«Мы тогда мыслили о нравственности на уровне политики. И потому романы Солженицына были ближе и оттеснили замечательный роман Пастернака («Доктор Живаго». - С. Л.)» (с. 485).

Однако в другом конситуативно обусловленном высказывании Самойлов, используя местоимение «мы», подтверждает свою принадлежность тем слоям общества, кто не сразу разобрался в значимости аполитичных художественных текстов, будучи, кстати, сам известным поэтом времени, в котором жил. Лексический показатель «тогда», выраженный наречием со значением «в тот момент, в прошлом», - это обстоятельственное наречие времени, один из компонентов функционально -семантического поля темпоральности. Именно контекст употребления позволяет конкретизировать данное наречие временной семантики.

«Основная беда нашего военного поколения литературы в том, что большинство ее представителей в поэзии и прозе преднравственное состояние ретроспективно оценивают как свое высшее нравственное достижение. Потому и нет "военного периода" в нашей литературе, вернее, есть - лишь по внешним признакам, количественно, а не качественно. "Военный период" по нравственному качеству не отличается от всех других времен литературы воспевания власти. Подражатели Льва Толстого в отдельных случаях могли копировать его интонации и повторять его ситуации, не понимая истинного значения нравственной позиции Толстого по отношению к войне, проявившейся уже в "Севастопольских рассказах". В сущности же, наша военная литература стоит на точке зрения иронической солдатской формулы, принятой всерьез: "война все спишет". Нет, не спишет! Не списала» (с. 287-289).

В данном конситуативно обусловленном высказывании автором сформулирована одна из важных проблем определения нравственности в ретроспективном ракурсе видения. Самойлов вводит в структуру своего нарратива еще одно понятие -«преднравственность» (авторский неологизм), указывающее на предварительность оценки с ошибочной интерпретацией. Противопоставляется описанный в «Севастопольских рассказах» истинный патриотизм как «нравственный феномен» политическому феномену военной литературы, воспевающей власть.

«Перед отцом как будто не стояли никогда нравственные дилеммы. Он как будто всегда ощущает свое простое назначение в этой жизни. И мучается только тогда, когда ему кажется, что это назначение он не может хорошо осуществ-

лять. Он не стремится оценивать других, потому что полагает, что у других тоже есть свое назначение, о котором не ему судить. Вместе с тем он не пытается воспроизвести чужое назначение, стать на чью-то точку зрения. У него есть своя линия. И то, что не его линия, он отодвигает от себя. Это как бы его не касается. Он доброжелателен к людям и исходит из презумпции добра. Но он и наивен. Зло, ложь, корысть, воровство совершенно неприемлемы для него. И уже убедившись в том, что данный человек безнравствен, что его, отцовская линия, не может обойти или обогнуть подобное, он говорит кратко и раздраженно: - Это мерзавец» (с. 62).

Оценивая врачебную деятельность своего отца, Самойлов показывает одно из свойств самодостаточного и профессионального человека - веру в то предназначение, которое «выпало» человеку. В таком случае проблемы «нравственной дилеммы», полемического довода с двумя противоположными положениями, исключающими друг друга, не мучают человека, убежденного в моральной правильности своих поступков. Соответственно, вопросы нравственности не всегда связаны с мучительным выбором человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отмечая особенности жанровых предпочтений в литературе, Давид Самойлов постоянно сопоставляет два понятия - время (ретроспективность) и нравственность: «Поэзия 80-го года сплошь ретроспективна. Ее тема - память. Двадцатилетние вспоминают себя десятилетними, тридцатилетние - двадцатилетними и так далее. Отсутствие энергии в настоящем и перспективы в будущем обращает поэзию в прошлое. Нравственная ретроспекция деревенской прозы сильно повлияла на поэзию. Множество поэтов стали тянуться позади прозы...» (с. 667).

Характеризация «нравственной ретроспекции» в плане жанрового статуса текста обладает своими особенностями. Дневниковые записи и памятные записки определяются исследователями как мемуарная литература (эго-документ), в которой концептуально-тематическая направленность текста оказывает влияние на его форму, язык и эстетическую эффективность1. Лингвистами отмечается, что «в зависимости от степени вовлеченности автора в описываемые события в мемуаристике выделяются следующие формы выражения авторского «Я»: автор - активный участник событий; автор - наблюдатель; автор - активный комментатор происходящего»2.

Специфика памятных записок Давида Самойлова такова, что автор в зависимости от выбора содержательной (тематической) стороны текста выступает как активный участник событий, например, в тех воспоминаниях, где ретроспективно повествование идет о Великой Отечественной войне, в которой он принимал участие. Автор является наблюдателем, когда в ретроспективной форме описывает встречи со своими соратниками-поэтами, отмечая их поведенческие привычки и форму представ-

1 Марова Н. Д. К вопросу о языковом выражении категории времени в художественной литературе // Ученые записки Московского государственного педагогического института иностранных языков имени М. Тореза. 1970. Т. 42. С. 489-490.

2 Мажарина Ю. Н. Мемуары как вид публицистического творчества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2011. № 2. С. 205. ББ№ О^БОУ

ления творчества на суд читателей и слушателей. Автор выступает как активный комментатор происходящего, когда «погружается» в мир событий собственного детства и соотносит их с особенностями того времени, оценивая их с проспективной точки зрения. Чаще всего автор выступает как наблюдатель-комментатор: «Юлик (Даниэль. - С. Л. ) был наделен умом, дарованием и обладал приятным нравом. Но главное его свойство - умение точно и безошибочно поступать, как будто без размышлений и колебаний, не вдаваясь в подробности, не мучаясь сомнениями. Это было нечто вроде абсолютного слуха на нравственный поступок» (с. 641).

«Нравственная ретроспекция» выступает и как композиционная основа мемуарного текста Давида Самойлова. Выбор конкретных событий, несомненно, предопределенных историческими процессами того времени, в котором проходит жизнь автора, в любом случае обусловлен не только фактологическими знаками, но и попыткой разобраться в сущности происходящего и собственной роли в этом процессе. Попытка понять происходящее, свидетелями которого в той или иной степени является автор мемуаров, заставляет его переосмыслить события в контексте определенной этической составляющей и оформить эту попытку определенным композиционным способом. Таким образом осуществляется связь событий в авторском повествовании, преобладающим аспектом подачи материала которого выступает авторская нравственная оценка. По справедливому замечанию И. Р. Гальперина, «ретроспекция как категория текста предполагает целенаправленное действие со стороны автора. В его власти заставить читателя вызвать из памяти факты, которые должны быть актуализованы»1.

Давид Самойлов объясняет своему читателю выбор тех или иных событий, влияние их на собственную жизнь, показывая, что памятные записки - это не автобиография, жанр которой по преимуществу требует логичной последовательности и обязательности линейной ретроспекции, что совершенно не обязательно в свободной композиции мемуаров как эго-документа.

Отметим еще один аспект. «Нравственная ретроспекция» как форма художественной темпоральности осуществляется с определенной индивидуально-авторской прагматической установкой подачи информации. Именно она и оформляет композиционную основу мемуарного текста. В каждом эго-документе формируется собственное художественное время. В исследовании Т. И. Голубевой отмечается: «... характеристики художественного времени могут использоваться также при изучении временных отношений произведений мемуарной литературы, которая, во-первых, показывает историю по памяти, применяя воспоминания о последних событиях (в дневниках), а также о далеко стоящих (в воспоминаниях). Во-вторых, одной из важнейших экстралингвистических особенностей такой литературы выступает сильная субъективность в отражении событий, что может вызвать, в-третьих, другую важную языковую характеристику - тесное взаимодействие различных времен-2

ных планов» .

1 Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Москва: Наука, 1981. С. 106.

2 Голубева Т. И., Фирсова С. В. Художественное время // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2023. Вып. 3 (50). С. 30.

«Нравственная ретроспекция» определяется и сюжетным временным планом, поскольку автор в процессе воспоминаний несколько раз повторяет, что делает акцент на проблему нравственности совершаемых поступков окружающих его людей. Авторское изложение последовательности событий так или иначе осуществляется в контексте добрых намерений памяти мемуариста.

Выводы

Подводя итог, отметим, что индивидуально-авторское образование «Нравственная ретроспекция» представляет собой сложный концепт, определяющий ретроспекцию эго-документа как внутритекстовую категорию темпоральной структуры мемуаров, что подтверждают и используемые автором лексические маркеры времени прошлого. Пропозиция этического знания о нравственности и ее регуляторах в социуме, репрезентированная в воспоминаниях Давида Самойлова, позволяет охарактеризовать ретроспекцию как внетекстовое явление, обусловленное наличием глубинного смысла ее понимания. Образно-ценностная сочетаемость деривата абстрактного имени «нравственность» с лингвистическим термином «ретроспекция» приобретает в контексте эго-документа морально-оценочный смысл. Реляционный потенциал употребления «нравственности» и ее дериватов в автобиографическом нарративе Давида Самойлова достаточно широк и убедителен.

Формы выражения авторского «Я» в конситуативно обусловленных высказываниях, рассмотренные с помощью способов репрезентации нравственной ретроспекции, подтверждают характерный для мемуарного текста образ автора как наблюдателя-комментатора.

Все, отмеченное выше, доказывает, как значима для мемуарной прозы Давида Самойлова этическая сторона анализа бытия человека, его ответственного отношения к собственной деятельности.

Список литературы / References

Бондарко А. В. Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность. Ленинград: Наука, 1990. 262 с.

Bondarko A. V. Theory of functional grammar: Temporality. Modality. Modal'nost'. Leningrad: Nauka, 1990. 262 p. (In Russ.)

Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Москва: Наука, 1981. 139 с.

Gal'perin I. R. Text as an object of linguistic research. Moscow: Nauka, 1981. 139 p. (In Russ.)

Гаспаров М. Л. Русская интеллигенция как отводок европейской культуры. Россия / Russia. Новая серия «Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: история и типология»: материалы международной конференции (г. Неаполь, май 1997 г.). Москва: ОГИ, 1999, вып. 2 (10), с. 20-27.

Gasparov M. L. Russian intelligentsia as a branch of European culture. Russia /Russia. New Series Russian Intellectuals and western intellectualism: History and Typology: Proceedings of the International Conference (Naples, May 1997). Moscow: OGI, 1999, iss. 2 (10), pp. 20-27. (In Russ.)

Голубева Т. И. Темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний (на материале английских и американских авторов XIX и XX веков): дис. ... канд. филол. наук. Москва: [б. и.], 1990. 207 с.

Golubeva T. I. Temporal structure of diary texts and memoirs (on the material of English and American authors of the XIX and XX centuries): Cand. thesis in Philological Sciences. Moscow, 1990. 207 p. (In Russ.)

Голубева Т. И., Фирсова С. В. Художественное время. Теория языка и межкультурная коммуникация, 2023, вып. 3 (50), с. 28-37.

Golubeva T. I., Firsova S. V. Literary time. Language theory and intercultural communication, 2023, iss. 3 (50), pp. 28-37. (In Russ.)

Дюмон Н. Н. Лингвистические особенности произведения мемуарного жанра "Mémoires et dictées" («Воспоминания и записки») Ж. Сименона. Гуманитарные и юридические исследования, 2019, № 4, с. 253-258.

Diumon N. N. Linguistic features of the memoir genre work "Mémoires et dictées" ("Memoirs and notes") by G. Simenon. Humanities and law research, 2019, no. 4, pp. 253-258. (In Russ.)

Кононова Н. В. «Памятные записки» Давида Самойлова как синтез беллетристических, исторических и автобиографических начал. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки, 2012, № 1, с. 5461.

Kononova N. V. David Samoilov's "Memoranda" as a synthesis of the fictional, historical and autobiographical beginnings. Bulletin of Pskov State University. Series: Social-Humanitarian and Psychological-Pedagogical Sciences, 2012, no. 1, pp. 54-61. (In Russ.)

Лаврова С. Ю. Языковая семантика и дискурсивный статус феномена «воспоминание» в автобиографическом нарративе (на материале мемуаров Д. Самойлова «Памятные записки»). Вестник Череповецкого государственного университета, 2023, № 3 (114), с. 156-171. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-3-114-13

Lavrova S. Iu. Linguistic semantics and discursive status of the phenomenon "recollection" in an autobiographical narrative (by the memoirs of D. Samoilov's "Memoranda"). Cherepovets State University Bulletin, 2023, no. 3 (114), pp. 156-171. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-3-114-13 (In Russ.)

Лаппо М. А. Типология мемуарно-автобиографических изданий: динамические аспекты. Библиосфера, 2015, № 2, с. 47-52.

Lappo M. A. The typology of memoirs and autobiographical editions: dynamic aspects. Biblio-sphere, 2015, no. 2, pp. 47-52. (In Russ.)

Лейчик В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура. Москва: ЛКИ, 2007. 256 с.

Leichik V. M. Terminology: subject, methods, structure. Moscow: LKI, 2007. 256 p. (In Russ.)

Лисова О. О. Роль композиционно-тематических линий и особенности их речевой репрезентации в автобиографическом нарративе. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2023, т. 16, вып. 10, с. 3330-3336. https://doi.org/10.30853/phil20230516

Lisova O. O. The role of compositional-thematic lines and the features of their speech representation in the autobiographical narrative. Philology. Theory & Practice, 2023, vol. 16, iss. 10, pp. 3330-3336. https://doi.org/10.30853/phil20230516 (In Russ.)

Лихачев Д. С. Письма о добром. Москва: Наука; Санкт-Петербург: LOGOS, 2006. 315 с. Likhachev D. S. Letters of kindness. Moscow: Nauka; St Petersburg: LOGOS, 2006. 315 p. (In Russ.)

Мажарина Ю. Н. Мемуары как вид публицистического творчества. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 2011, № 2, с. 199-206. EDN: ONQBOV

Mazharina Iu. N. Memoires as a literary form of the publicistic style. Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, 2011, no. 2, pp. 199-206. EDN: ONQBOV (In Russ.)

Марова Н. Д. К вопросу о языковом выражении категории времени в художественной литературе. Ученые записки Московского государственного педагогического института иностранных языков имени М. Тореза, 1970, т. 42, с. 484-496.

Marova N. D. To the question of linguistic expression of the time category in fiction. Scientific Notes of Maurice Thorez Moscow State Pedagogical Institute of Foreign Languages, 1970, vol. 42, pp. 484-496. (In Russ.)

Медведева Г. А. Апология традиции: ретроспекция и актуализация. Исторические, философские и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013, № 5 (31): в 2 ч, ч. II, с. 123-130.

Medvedeva G. A. Apologia of tradition: retrospection and actualisation. Historical, philosophical, political and law sciences, culturology and study of art. Theory & Practice. Tambov: Gramo-ta, 2013, no. 5 (31): in 2 parts, part. II, pp. 123-130. (In Russ.)

Медведева Г. И. «Превращаюсь в прозу, как вода - в лед...». Самойлов Д. С. Памятные записки. Москва: ПРОЗАИК, 2020, с. 5-12.

Medvedeva G. I. "Turning into prose like water into ice...". Samoilov D. S. Memorable Notes. Moscow: PROZAIK, 2020, pp. 5-12. (In Russ.)

Немзер А. С. Апология поэзии. Самойлов Д. С. Памятные записки. Москва: Время, 2014, с. 663-688.

Nemzer A. S. Apology of poetry. Samoilov D. S. Memorable Notes. Moscow: Vremia, 2014, pp. 663-688. (In Russ.)

Орлова Н. А. Речевой жанр «мемуары» и его реализация в текстах носителей разных типов речевой культуры: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Омск: [б. и.], 2004. 24 с.

Orlova N. A. Speech genre 'memoirs' and its realisation in texts of bearers of different speech culture types: Abstract Cand. thesis in Philological Sciences. Omsk, 2004. 24 p. (In Russ.)

Панкрашова О. С. Теоретические основы лингвистического исследования народных мемуаров. Язык и культура: сборник материалов IIIМеждународной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 29 декабря 2012 г.). Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2012, с. 93-97.

Pankrashova O. S. Theoretical foundations of the linguistic study of folk memoirs. Language and Culture: Proceedings of the III International Research and Practice Conference (Novosibirsk, 29 December 2012). Novosibirsk: Novosibirskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, 2012, pp. 93-97. (In Russ.)

Плунгян В. А. Дискурс и грамматика. Исследования по теории грамматики. Серия: Грамматические категории в дискурсе. Москва: Гнозис, 2008, вып. 4, с. 7-33.

Plungian V. A. Discourse and grammar. Studies on the theory of grammar. Series: Grammatical categories in discourse. Moscow: Gnozis, 2008, iss. 4, pp. 7-33. (In Russ.)

Пьянзина И. В. Жанровое своеобразие мемуарно-автобиографической прозы А. А. Ахматовой: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саранск: [б. и.], 2005. 19 с.

P'ianzina I. V. Genre originality of A. A. Akhmatova's memoir-autobiographical prose: Abstract Cand. thesis in Philological Sciences. Saransk, 2005. 19 p. (In Russ.)

Романова А. А. Типология текста: мемуарный дискурс Мирчи Элиаде: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва: [б. и.], 2011. 17 с.

Romanova A. A. Typology of the text: Mircea Eliade's memoir discourse: Abstract Cand. thesis in Philological Sciences. Moscow, 2011. 17 p. (In Russ.)

Романова Т. В. Логическая оценка «истинно-неистинно» по данным современной мемуар-но-исповедальной прозы. Вопросы когнитивной лингвистики, 2004, № 2/3 (002/003), с. 68-77.

Romanova T. V. Logical evaluation "true - untrue" in modern memoir-confessional prose. Issues of Cognitive Linguistics, 2004, no. 2/3 (002/003), pp. 68-77. (In Russ.)

Самойлов Д. С. Памятные записки. Москва: ПРОЗАИК, 2020. 700 с.

Samoilov D. S. Memorable Notes. Moscow: PROZAIK, 2020. 700 p. (In Russ.)

Самойлов Д. С. Стихотворения. Санкт-Петербург: Академический проект, 2006. 800 с.

Samoilov D. S. Poems. St Petersburg: Akademicheskii proekt, 2006. 800 p. (In Russ.)

Сун Д. Исследования мемуарных текстов в современной лингвистике: краткий аналитический обзор. Филология: научные исследования, 2021, № 4, с. 9-17. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2021.4.35301 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35301 (дата обращения: 24.02.2024).

Sun D. The study of memoir texts in modern linguistics: a brief analytical overview. Philology: scientific research, 2021, no. 4, pp. 9-17. https://doi.org/10.7256/2454-0749.202L4.35301 Available at: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35301 (accessed: 24.02.2024). (In Russ.)

Тарасова И. А. Коммуникативные стратегии и тактики в мемуарной прозе Георгия Иванова. Известия Саратовского университета. Серия: Филология. Журналистика, 2020, т. 20, вып. 2, с. 137-141. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2020-20-2-137-141

Tarasova I. A. Communicative strategies and tactics in Georgiy Ivanov's memoir prose. Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2020, vol. 20, iss. 2, pp. 137-141. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2020-20-2-137-141 (In Russ.)

Федосова Т. В. Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора: на материале произведений К. Воннегута и Дж. Фаулза: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2005. 19 с.

Fedosova T. V. Temporal structure of the text as a component of the author's idiostyle: on the material of works by K. Vonnegut and J. Fowles: Abstract Cand. thesis in Philological Sciences. Barnaul: Barnaul'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2005. 19 p. (In Russ.)

Сведения об авторе

Светлана Юрьевна Лаврова - доктор филологических наук; https://http://orcid.org/0000-0003-3628-3463, svella1012@mail.ru, Череповецкий государственный университет, (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Svetlana Yu. Lavrova - Doctor of Philological Sciences, https://http://orcid.org/0000-0003-3628-3463, svella1012@mail.ru Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).

Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 31.03.2024; принята к публикации 15.04.2024.

The article was submitted 15.03.2024; Approved after reviewing 31.03.2024; Accepted for publication 15.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.