Научная статья на тему 'Выявление функций ретроспекции и проспекции в жанре мемуаров'

Выявление функций ретроспекции и проспекции в жанре мемуаров Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
временной пласт / проспекция / дистантная ретроспекция / мемуарный план / обобщающая функция / Time layer / prospectus / distant retrospection / memoir plan / generalizing function

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голубева Татьяна Ильинична

Темпоральная структура текстов воспоминаний характеризуется значительной усложненностью. Взаимодействие различных временных планов в воспоминаниях осуществляется с помощью ретроспекции и проспекции, которые являются главными составляющими их темпоральной структуры. При исследовании текстов воспоминаний было установлено использование в них следующих семантических видов ретроспекций – дистантная (средней и значительной удаленности) имплицитного и эксплицитного характера. Были выделены функции ретроспекции: коспозиционно-интегрирующая, перспективо-устанавливающая, стилистическая, обобщающая и переакцентирующая. Рассмотрение употребления проспекции в воспоминаниях выявило дистантные текстовые проспекции имплицитного и эксплицитного характера со следующими функциями: композиционно-интегрирующей, перспективо-устанавливающей, стилистической и обобщающей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF THE FUNCTIONS OF RETROSPECTION AND PROSPECTION IN THE GENRE OF MEMOIRS

The temporal structure of the texts of memories is characterized by considerable complexity. The interaction of different time planes in memories is carried out through retrospection and prospectus, which are the main components of their temporal structure. When studying the texts of memories, the use of the following semantic types of flashbacks in them was established – distant (medium and significant distance) of an implicit and explicit nature. Three functions of retrospection were identified: compositional-integrating, perspective-establishing, stylistic, generalizing and re-evaluating. Consideration of the use of prospectus in memories revealed distant textual prospectuses of an implicit and explicit nature with the following functions: compositional-integrating, perspective-setting, stylistic and generalizing.

Текст научной работы на тему «Выявление функций ретроспекции и проспекции в жанре мемуаров»

Выявление функций ретроспекции и проспекции в жанре мемуаров

Голубева Татьяна Ильинична,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Государственный университет управления E-mail: paloma60@mail.ru

Темпоральная структура текстов воспоминаний характеризуется значительной усложненностью. Взаимодействие различных временных планов в воспоминаниях осуществляется с помощью ретроспекции и проспекции, которые являются главными составляющими их темпоральной структуры. При исследовании текстов воспоминаний было установлено использование в них следующих семантических видов ретроспекций - дистантная (средней и значительной удаленности) имплицитного и эксплицитного характера. Были выделены функции ретроспекции: коспозиционно-интегрирующая, перспективо-устанавливающая, стилистическая, обобщающая и переакцентирующая.

Рассмотрение употребления проспекции в воспоминаниях выявило дистантные текстовые проспекции имплицитного и эксплицитного характера со следующими функциями: композиционно-интегрирующей, перспективо-устанавливающей, стилистичес кой и обобщающей.

Ключевые слова: временной пласт, проспекция, дистантная ретроспекция, мемуарный план, обобщающая функция.

Ретроспекция и проспекция в текстах воспоминаний являются важными составляющими их темпоральной структуры: именно с их помощью осуществляется взаимодействие, соотнесение и переплетение временных планов. С помощью ретроспекций и проспекций в текстах воспоминаний характеризуются такие свойства времени, как: обратимость, разнонаправленность, «растяжение» и «сжатие», единство прерывности и непрерывности. Можно говорить о встречающихся в текстах воспоминаний двух видах ретроспекций и проспекций: дистантных и контактных, основными функциями которых являются коммозиционно-интегрирующая, перспективно-устанавливающая и стилистическая. По способу выражения ретроспекции и проспекции в текстах воспоминаний могут быть как эксплицитными, так и имплицитными. Однако анализ рестроспекций и проспекций выявил и специфику этих важных составляющих темпоральной структуры текстов воспоминаний как в отношении их семантических видов, так и в отношении характера функций и способов выражения. Для выявления закономерностей в конструировании временных отношений в текстах воспоминаний с помощью ретроспекций и проекций для рассмотрения их семантических видов, функций и способов выражения обратимся к анализу этих категорий в текстах указанного жанра.

Ретроспекция играет решающую роль в конструировании временных отношений в текстах воспоминаний. Анализ текстов воспоминаний позволил выявить следующие виды ретроспекции: дистантную средней удаленности от реального времени (р2), которая встречается редко, и дистантную значительной удаленности (р3) имплицитного и эксплицитного характера, которая по частоте употребления существенно превышает дистантную р2. В анализируемых нами текстах воспоминаний контактные ретроспекции (р1), обладающие сильной приближенностью к настоящему времени, практически не встречались.

По характеру функций дистантные ретроспекции текстов воспоминаний также отличаются от соответствующих ретроспекций дневников. Во-первых, такие функции ретроспекций, как композиционно-интегрирующая, перспективо-устанавливающая и стилистическая, приобретают в текстах воспоминаний большую глубину. Значительная временная удаленность дистантных ретроспекций этих текстов дает возможность автору выявить более глубокие причинно-следственные связи, сильнее прочувствовать и переосмыслить события прошлых лет, придать тем самым повествованию большую психологичность изложения.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см о см

Во-вторых, исследование ретроспекций в текстах воспоминаний показало более широкий диапазон их функций. Помимо уже упомянутых функций, ретроспекциям присущи такие функции, как обобщающая и переакцентирующая.

С помощью обобщающей функции дается прошлая информация, которая подводит читателя в итоге к такому выводу, к которому пришел автор, осмыслив и обобщив прошлые события. Переакцентирующая функция ретроспекции состоит в том, что она помогает читателю воспринимать информацию под другим углом зрения.

Посмотрим на примере из воспоминаний сына Ч.Чаплина, в котором взаимодействуют три временных плана: реальный, М2 и М3, дистантную ретроспекцию в разных функциях:

«I know when my father now speaks so poignantly of the necessity of an anchorage he is thinking of Oo-na, who came to him in his blackets trouble, bringing her loyalty and love. I remember now, long ago when we were just small boys, he confessed to Nana that he didn't believe anyone in the whole world had ever loved him enough. And I am glad that at last he has found Oona» [5].

Реальный временной план выражен формами настоящего времени - know, speaks, is, remember -и наречием - now -, М2 - формами прошедшего -came, has found и наречием - at last. Маркерами М3 являются формы прошедшего индефинитного и прошедшего перфектного - were, confessed, had loved и наречиями - long ago, ever. Третий временной план М3 вводится дистантной ретроспекцией (Р3) и выражается эксплицитно. Маркерами являются: глагол remember, неопределенное наречие long ago, уточненное придаточным предложением времени - when we were just small boys, указывающим на значительную временную удаленность. Основная функция этой дистантной ретроспекции во фрагменте - композиционно-интегрирующая (уводя читателя к событиям далекого прошлого, автор не только расширяет временные рамки повествования, но и позволяет оценить прошлую информацию (М3) с позиции настоящего реального времени, тем самым интегрируя в тексте мемуарное и реальное время в одно целое). Кроме этого ретроспекция играет и обобщающую роль: только сейчас, переосмысливая и обобщая события прошлого, сын может правильно понять перемену, произошедшую с отцом с проявлением Уны. В воспоминаниях ретроспекция несет большую психологическую нагрузку.

Второй отрывок из воспоминаний дочери У. Черчилля показывает различные функции дистантной ретроспекции

«During these last years the world had pain him tribute that few men in their lifetime could hope to know. This perhaps makes the younger generation think that his life? So full of achievement was easy and that he never really came to grips with the bitterness of defeat and doubt. This was far from true; he knew exhilaration and despair to the full, but he also knew the perils of the extremes of both. What were the great contro-

versial things which hit him as hard as his triumphs for England warmed him? What of the Dardanelles?... the loss of Indid? .the Irish Rebellion?. the delay of rearmament in the Thirties? ... The Abdication?. Munich? There were all fierce moments when the British were to doubt him.

Этот фрагмент из воспоминаний С.Черчилль отсылает читателя к прошлому. Начинается отрывок ретроспекцией средней удаленности (Р2), которая выражается эксплицитно: при помощи временного сигнала - during these last years, уточняющего временной диапазон последних лет жизни Черчилля, и формы прошедшего перфектного времени - had paid. Затем временя меняется: с мемуарного (М2) на реальный (настоящее время - makes). Реальный временной план вновь меняется на мемуарный (М3), на переход в другой временной пласт указывает форма прошедшего - was, came, know и др. Третий временной пласт представлен дистантными ретроспекциями (Р3), отсылающими читателя к событиям далекого прошлого. Автор не дает точных временных указателей, ретроспекции выражены имплицитно и рассчитаны на тезаурус читателя, благодаря которому читатель «в состоянии проникнуть в «связь времен». Упоминаются определённые, высоко известные исторические события, которые читатель в силу своей осведомленности в истории Англии может связать с определенными социально-историческими временами: Дарданелльская кампания - 1915-1916 гг., гражданская война в Ирландии - 1922-1923 гг., сопротивление Черчилля освобождению Индии от колониального гнета - начало 30-х годов, Мюнхен -осень 1938 г.. отставка Черчилля как главы консерваторов - июль 1945 г.

Играя главную роль в расширении временных границ повествования и связывая воедино мемуарный (М3) и реальный планы, ретроспекция выступает в своей обязательной композиционно-интегрирующей функции. Тесное взаимодействие перспективо-устанавливающей и переакцентирующей функций ретроспекций проявляется в том, что, прибегая к ретроспекции, автор привлекает внимание читателя к различным периодам политической деятельности Черчилля, к его взлетам и падениям, вызывая ассоциативные связи и указывая опосредованно в какой-то степени на причины и следствия просчетов политического деятеля.

С ретроспекцией как важной составляющей темпоральной структуры текстов воспоминаний тесно связана проспекция, играющая в конструировании временных отношений в этих текстах также существенную роль. Изучение текстов воспоминаний показало, что по своему характеру, функциям и способам выражения проспекция здесь значительно отличается от проспекций в текстах дневников. Во-первых, если в дневниках были выделены в основном дистантные затекстовые проспекции: повествование в дневниковых записях кончается настоящим временем, будущее еще неизвестно, и подтверждение сообщения с проспективной на-

правленностью находится или за пределами этой записи или за рамками всего произведения, -то для текстов воспоминаний наиболее типичны дистантные текстовые проспекции. Во-первых, за нами установлено, затекстовым проспекциям дневниковых записей свойственна одна функция -предположительно-предсказательная, - в то время как в текстах воспоминаний благодаря значительной временной удаленности ретроспективного повествования, что дает большую возможность в варьировании конструированием временных событий, функции дистантных проспекций отличаются большим разнообразием. Анализ текстов воспоминаний с целью исследования в них про-спекций позволил выделить следующие функции последних: композиционно-интегрирующую, перспективно- устанавливающую, стилистическую, переакцентирующую и обобщающую. Рассмотрение дистантных проспекций и ретроспекций в текстах личностно-психологических воспоминаний подтвердило наличие важной их лингвистической характеристики: тесное взаимодействие в них проспекций с ретроспекциями, частое сопутствие их друг другу, вызывающее даже порой сложность их четкого разграничения.

Тесное взаимодействие ретроспекций и про-спекций, свойственное текстам воспоминаний, может проиллюстрировать следующий фрагмент из воспоминаний В. Британ:

«To-day, as we look back 1919 seems a horrid year, dominated by a thoroughly nasty Peace.

But when it came in, it appeared to an exhausted world as divine normality, the spring of life after winter of death, the stepping-stone to a new era, the gateway to an infinite future - a future not without its dreams and discomforts, but one in whose promise we had to believe in».

Начинается отрывок реальным временным планом (на что указывают настоящее индефинитное время - seems и наречие today), однако благодаря эксплицитно выраженной дистантной ретроспекции (р3) (маркер - глагол ретроспективного плана look back) происходит смена времен с реального на мемуарный (М2) и пересечение ретроспективно-перспективных линий (проспек-ция определяется индикаторами - future, infinite future). Взаимодействие отрезков ретроспективной и проспективной направленности выявляет композиционно-интегрирующую функцию: расширяется временная перспектива повествования, интегрируются временные планы (Р и М2); взаимодействие проспекции и ретроспекции усложняет временную структуру текста: в отрезке реального времени путем субъективной характеристики производится переключение на события 1919 года (используются эпитеты - horrid, nasty). В мемуарном временном плане сделана попытка передать восприятие событий не только с позиции того далекого года (divine normality, spring of life after winter of death), но и намечен проспективный выход в сегодняшний день (the gateway to an infinite future - a future not without its dreams...), с позиций

которого автор оценивает далеко отстоящее время. Пересечение ретроспективно-проспективных планов создает модель противопоставления реального и мемуарного планов: тогда 1919 год казался «прекрасной весной жизни» - divine normality, spring of life (мемуарное время М2), теперь это уже «странный, жестокий мир» - borrid year, nasty Peace (реальное время). Таким образом, дистантные ретроспекции и проспекции данного отрезка наряду с композиционно-интегрирующей функцией выполняют и стилистическую функцию, создающую контраст.

Анализируя тексты автобиографий с точки зрения временного среза, Н.А. Левковская различает проспекцию полную и частичную. Под полной про-спекцией автором понимается проспекция, которая охватывает весь период времени (от события, описываемого в настоящий момент, до конца произведения), в то время как частичная проспекция охватывает период времени, не доходящий до реального настоящего. При изучении темпоральной структуры текстов воспоминаний мы также наблюдаем как полную, так и частичную проспекцию [2, с. 117-120]. Примером тесного взаимодействия в текстах воспоминаний частичной проспекции с ретроспекциями может служить отрывок из воспоминаний Ч.Чаплина о первой встрече с Полет-той, второй женой отца:

«I remember the day, Syd and I first met Paulette. It is as plain to me as thought it had happened only yesterday, instead of more than a quarter-century ago. Our father brought her to the house where we were living with Nana and Grandma to introduce her to us. As she came up to Syd and me our father introduced us. . Syd and I lifted our heads and looked into that friendly face with its mischievous conspiratorial smile and we lost our hearts at once, never to regain them through all the golden years of our childhood. Have you ever realized, Paulette, how much you meant to us? You were like a mother, a sister, a friend all in one. We thought you were the loveliest creature in the whole world. And somehow I feel, looking back today, that we meant as much to you, that we satisfied some need in your life, too» [5].

Пересечение проспективно-ретроспективных линий данного отрезка актуализирует тесное взаимодействие разных временных планов: мемуарного «М2) и реального, - устанавливает непосредственную связь между ними, интегрируя их в единое целое. Маркерами плана М2 в первом предложении является глагол met и временной указатель more than a quarter-century ago, сигналами реального плана являются глагольные формы настоящего индефинитного - is, remember. Используя формы настоящего времени, автор старается приблизить прошлое знакомство с Полеттой (М2) к настоящему (реальному) времени, показать, что несмотря на то, что встреча произошла более четверти века назад, этот день и сейчас стоит перед глазами сына Ч.Чаплина. Форма прошедшего перфектного времени (had happened) подчеркивает расстояние между временными планами, усиливает его

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

и без того ярко выраженное лексическим указателем century. Автор словно разводит во времени мемуарный и реальный планы, чтобы выделить значимость определенного события прошлого, осмыслить его с позиций проспективного временного плана, разъяснить и пояснить многое не только в прошлом, но и в настоящем. Не случайно многие философы, лингвисты видят в категории будущего вообще и в проспекции, в частности, большую объяснительную роль: «можно говорить не только о предсказательной, но и объяснительной категории будущего. Показ объективного, реального развития предмета в его будущем дает критерии и для оценки настоящего, для наиболее полного его изображения». С помощью взаимодействия проспекции и ретроспекции в данном фрагменте интегрируя временные планы, автор разъясняет, что встреча с Полеттой в раннем детстве, любовь и привязанность к ней мальчиков сохранились с момента их первой встречи на все последующие годы их детства. Частичная проспекция - never to regain them through all the golden years of our childhood, - взаимодействуя с ретроспекциями (I remember the day Syd and I first met Paulette ..., looking back today, that we meant as much to you that we satisfield some need in your life too), подводит к выводу-обобщению под углом зрения сегодняшнего дня: взаимная привязанность детей Чаплина и его втоой жены не только не исчезла с годами, но и сохранилась на последующие годы, находит подтверждение и сегодня. Дистантные ретроспекции (р3) и сопутствующая им проспекция выступают как в композиционно-интегрирующей, так и в обобщающей функциях. Участие взаимодействующих ретроспекций и проспекций в усилении психологичности повествования данного фрагмента позволяет также отметить здесь и их стилистическую функцию.

Проведенный анализ ретроспекций и проспек-ций в текстах воспоминаний подтвердил их существенную роль и тесное взаимодействие при конструировании временных отношений. При рассмотрении ретроспекций и проспекций в текстах этого мемуарного жанра были выделены их виды и разнообразные функции: композиционно-интегрирующая, перспективо-устанавливающая, обобщающая, переакцентирующая и стилистическая, - первая из которых является облигаторной для всех видов ретроспекций и проспекций в текстах воспоминаний.

Литература

1. Дешериева Т.И. Лингвистический аспект категории времени в его отношении к физическому и философским аспектам// Вопросы языкознания. - 1983. № 6. - С. 37-47.

2. Левковская Н.А. Лингвостилистические средства создания временного континуума в письменном тексте воспоминаний// Стилистические аспекты устной и письменной коммуникации. - М., 1987. /Труды МГПИИЯ им.М.Торе-за. -286. - С. 117-120.

3. Мотылева Т.Л. О времени и пространстве в современном зарубежном романе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. -Л.: Наука, 1974. - С. 186-200.

4. Britain V. Testament of youth. An Autobiographical Study of the years 1900-1925. - 635 p.

5. Chaplin Ch. My father, Charley Chaplin. N.Y., 1960. - 369 p.

6. Churchill S. A thred in the tapestry. - London, 1967. - 101 p.

IDENTIFICATION OF THE FUNCTIONS OF RETROSPECTION AND PROSPECTION IN THE GENRE OF MEMOIRS

Golubeva T.I.

State University of Management

The temporal structure of the texts of memories is characterized by considerable complexity. The interaction of different time planes in memories is carried out through retrospection and prospectus, which are the main components of their temporal structure. When studying the texts of memories, the use of the following semantic types of flashbacks in them was established - distant (medium and significant distance) of an implicit and explicit nature. Three functions of retrospection were identified: compositional-integrating, perspective-establishing, stylistic, generalizing and re-evaluating. Consideration of the use of prospectus in memories revealed distant textual prospectuses of an implicit and explicit nature with the following functions: compositional-integrating, perspective-setting, stylistic and generalizing.

Keywords: Time layer, prospectus, distant retrospection, memoir plan, generalizing function.

References

1. Desherieva T.I. The linguistic aspect of the category of time in its relation to the physical and philosophical aspects// Questions of linguistics. - 1983. No. 6. - pp. 37-47.

2. Levkovskaya N.A. Linguistic and stylistic means of creating a time continuum in the written text of memoirs// Stylistic aspects of oral and written communication. - M., 1987. /Proceedings of the M.Torez Moscow State Pedagogical Institute. -286. - pp. 117-120.

3. Motyleva T.L. On time and space in a modern foreign novel // Rhythm, space and time in literature and art. - L.: Nauka, 1974. - pp.186-200.

4. Britain V. Testament of youth. An Autobiographical Study of the years 1900-1925. - 635 p.

5. Chaplin Ch. My father, Charley Chaplin. N.Y., 1960. - 369 p.

6. Churchill S. A thred in the tapestry. - London, 1967. - 101 p.

о с

u

CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.